Научная статья на тему 'Техническое оснащение машинно-технологических станций'

Техническое оснащение машинно-технологических станций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельцова Е. В.

Рассмотрены различные формы организации сельскохозяйственных предприятий, формы материально-технического обеспечения, намечены пути снижения издержек производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hardware of machines and technological stations

Various forms of the organisation of the agricultural enterprises, material support forms are considered, ways of decrease in production costs are planned.

Текст научной работы на тему «Техническое оснащение машинно-технологических станций»

УДК 631.15;631.173.2:658.7 Е.В. Стрельцова, аспирантка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

Существуют различные формы организации предприятий по производству сельскохозяйственной продукции. Это могут быть личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, колхозы, акционерные общества, агрохолдинги, корпорации и др. В России действует 24.. .26 тыс. сельскохозяйственных предприятий [1].

На сегодняшний день не все предприятия могут приобрести в собственность дорогостоящую сельскохозяйственную технику, особенно зарубежную. Тем более нет ремонтно-обслуживающей базы для нее. В связи с этим новой формой обслуживания сельскохозяйственных предприятий являются машинно-технологические станции (МТС).

МТС создаются чаще всего на базе ремонтнотехнических предприятий бывшей ВО «Сельхозтехника». МТС осуществляют работы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а также по техническому сервису сельхозмашин. МТС берут на себя наиболее трудоемкие сельскохозяйственные операции. Опыт работы МТС показывает, что эффективное использование сельскохозяйственной техники позволяет поднять производительность труда в 2.3 раза. Концентрация техники в МТС снижает потери сельскохозяйственной продукции в несколько раз за счет выполнения агротехнических операций в оптимальные сроки.

Развитию и улучшению работы МТС способствует прежде всего оснащение их высокопроизводительной современной техникой с организацией в МТС технического сервиса машин, включая фирменный. Технико-экономические расчеты показывают, что для укомплектования одной МТС необходимо в среднем 35.40 млн р. с последующей окупаемостью до пяти лет.

С развитием сельскохозяйственного производства в новых условиях по-прежнему основополагающим является обеспечение сельскохозяйственных предприятий необходимыми материально-техническими ресурсами (рисунок).

Ввиду отсутствия денежных средств и наличия проблем с реализацией сельскохозяйственной продукции приоритетными в дея-

тельности сельскохозяйственных предприятий становятся бартерные операции, при которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование, запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию. При этом бартерные сделки представляют собой не просто обмен сельскохозяйственное предприятие — агроснаб, но и более сложные операции, в которые включаются разные предприятия [2].

Оптовая торговля как прогрессивная форма материально-технического обеспечения не может ограничиваться только продажей по заказам, образцам, каталогам новой техники; технику необходимо готовить к продаже, поставлять, монтировать, опробовать, доводить до проектной мощности и производительности, обеспечивать фирменное обслуживание, брать на себя издержки по претензиям. Поставки восстановленных узлов и деталей для ремонтного производства и эксплуатации позволяют потребителю поддерживать технику в работоспособном состоянии за счет своевременной замены износившихся узлов и деталей новыми или восстановленными. Такая форма торговли выгодна для потребителя, а значит, и для посредника и изготовителя.

Развивающийся агрегатный ремонт и технический сервис непосредственно связаны с деятельностью технических обменных пунктов, которые также выполняют функции материально-технического обеспечения ресурсами, как новыми, так и восстановленными; это специфическая структура, возникшая в условиях рыночной экономики.

Технические обменные пункты можно рассматривать и как цех ремонтного предприятия, производящий обмен отремонтированной продукции на

Формы материально-технического обеспечения Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/Г2008----------------------------- 97

узлы и агрегаты, требующие ремонта; но преобладание обменной деятельности приближает их к снабженческим организациям. Они продают потребителям новые и отремонтированные машины, узлы и агрегаты, покупают ремонтный фонд и передают его ремонтным предприятиям, контролируют качество отремонтированной продукции, обеспечивают ее хранение до момента продажи потребителю. Технические обменные пункты имеют большие перспективы в части ресурсосбережения, использования остаточного ресурса узлов и деталей списываемых машин, продажи восстановленных деталей, узлов и агрегатов, сбора технических средств, подлежащих утилизации.

К прогрессивным видам услуг можно отнести создание пунктов аренды и проката сложной дорогостоящей техники, применяемой в хозяйствах лишь в течение небольшого периода времени. Естественно, покупать ее невыгодно, проще брать напрокат или в краткосрочную аренду. Система проката позволяет использовать мощную технику даже в личных подсобных хозяйствах и на малых предприятиях АПК [2].

Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств производства инвестиционного назначения и более широко как форма экономических отношений, представляющая собой совокупность финансово-кредитных, торговых, арендных и других операций [3].

Таким образом, в основе лизинга лежат купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками лизинговой операции являются: предприятие — изготовитель техники, лизинговая компания — лизингодатель и сельскохозяйственные предприятия — лизингополучатели. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются средствами из специально созданного лизингового фонда за счет госбюджета при Министерстве сельского хозяйства РФ, кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении необходимой техники и других средств производства [4].

Кредит — предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения [3].

Статистика показывает, что в настоящее время в среднем каждая МТС имеет 30 % импортных высокопроизводительных машин от всего парка. МТС приобретает как новые машины завода-изготовителя, так и подержанные у сельскохозяй-

98

ственных предприятий после нескольких лет эксплуатации (вторичный рынок). После ремонта такая техника продолжает эксплуатироваться МТС.

Проведенные в ГОСНИТИ исследования показали, что в ближайшие годы будут созданы 800 .850 новых МТС. На комплектование техникой этих станций потребуется более 5 млрд р. в год. Кроме того, на техническое переоснащение действующих МТС необходимо не менее 2 млрд р. в год [1].

Численность МТС в России к 2010 г. будет составлять около 2000. Объем работ, производимых с участием МТС, составит 20 % от общего объема сельскохозяйственных работ по России, что эквивалентно 20 млн га посевной площади. Общее число техники в МТС к 2010 г. достигнет 18.20 тыс. современных тракторов, 15 тыс. зерноуборочных комбайнов. При этом наработка на трактор составит 4 тыс. усл. эт. га, на комбайн — более 600 га [2].

Численность МТА зависит прежде всего от объемов механизированных работ, их производительности, агротехнических сроков выполнения работ, влияния природно-климатических и экономических факторов. Количество МТА можно определить по формуле

N = -

V

Пр ■ т

-к,

общ ’

(1)

где V — объем механизированных работ, га; Пр — производительность МТА, га/ч; Т—трудоемкость механизированных работ, ч; Кобщ — поправочный коэффициент.

Эта формула имеет общий вид. Влияющие факторы в формуле учитываются дополнительными поправочными коэффициентами, объединенными кобщ.

После выбора необходимого числа машин и оптимального состава МТА осуществляется расчет технико-экономических показателей работы МТА.

Для минимизации расходов на выполнение годового объема механизированных работ необходимо определить затраты на проведение технологических операций с учетом стоимости входящих в МТА машин, затрат на их поддержание в работоспособном состоянии и затрат на эксплуатационные (расходные) материалы.

В общем виде затраты на проведение механизированных работ Сс определяются по формуле

Сс = А + ^ + ЗТСМ + ЗТОРХ + Опр + Пп + Н, (2)

где А — амортизационные отчисления на полное восстановление МТА (машин), р.; Зн — заработная плата основных производственных рабочих с начислениями, р.; ЗТСМ — затраты но топливно-смазочные материалы, р.; ЗТОРХ — затраты на ТО, ремонт и хранение МТА (машин), р.; Опр — сумма общепроизводственных расходов МТС, р.; Пп — плановая прибыль МТС, р.; Н — сумма налогов, выплачиваемых МТС, р.

-Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/1'2008-

В условиях рыночных отношений МТС стремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема оказываемых в течение года механизированных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим заказчикам. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объемов производства услуг, поэтому они условно делятся на постоянные и переменные.

В заключение можно сделать вывод, что повышение эффективности использования МТП МТС может быть обеспечено за счет формирования МТА с минимальными эксплуатационными затратами (издержками), увеличения сменности работ для выполнения работ с себестоимостью на 15.20 % меньшей по сравнению с затратами хозяйств без участия МТС, а также снижения затрат на производство единицы сельскохозяйственной продукции за счет минимизации издержек производства.

Список литературы

1. Михлин, В.М. Концепция развития МТС на период до 2010 года / В.М. Михлин, С.Ю. Конорев // Научнотехнический прогресс в АПК России — стратегия машиннотехнологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции на период до 2010 года: Сб. материалов научн. сессии Россельхозакадемии. — М.: РАСХН, 2004. — С. 351-358.

2. Лимарев, В.Я. Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса / В.Я. Лимарев, М.Н. Ерохин [и др.]. — М.: Известия, 2004. — 624 с.

3. Финансы и кредит : учебник / Под. ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 575 с.

4. Лещенко, М.И. Основы лизинга : учеб. пособие / М.И. Лещенко. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 336 с.

5. Разработка рекомендаций по определению упущенной выгоды и снижению себестоимости сельхозпродукции в условиях диспаритета цен: отчет по НИР. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003. — 69 с.

6. Концепция развития технического сервиса в АПК России на период до 2010 года. — М.: ФГНУ «Росинфор-магротех», 2004. — 200 с.

УДК 631.67

А.Т. Абакаров, аспирант

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

повышение эксплуатационной надежности оросительных систем

При эксплуатации гидромелиоративных систем, в том числе открытых оросительных систем (ОС) с комплексом сооружений для подачи воды и во-дораспределения, одним из проблемных вопросов остается надежность функционирования как системы в целом, так и отдельных ее элементов. От надежности работы всей системы зависит в конечном итоге эффективность сельскохозяйственного производства.

На юге России, и особенно на Северном Кавказе, ряд старых оросительных систем, введенных в эксплуатацию в 1940-1950 гг., характеризуется низким техническим уровнем и невысокой эксплуатационной надежностью. В основном это открытые оросительные системы с каналами в земляном русле, малым удельным весом закрытой сети, облицовок и лотков. Для таких систем наблюдаются большие потери на фильтрацию, заиление и зарастание русла, подъем уровня грунтовых вод и т. д. В табл. 1 приведены сведения по ряду оросительных систем Северного Кавказа [1]. При этом для анализа в таблицу сведены оросительные системы как с высоким техническим уровнем, включающие

открытую оросительную сеть в облицовке и лотках, а также закрытую оросительную сеть в трубопроводах, так и системы с низким техническим уровнем, содержащие в основном открытую сеть из каналов в земляном русле и имеющие малый удельный вес облицовок, лотков и трубопроводов. Это позволило оценить количественные характеристики и выявить эффективные системы в гидравлическом отношении и системы с низкой эффективностью.

Анализ этих данных показывает, что технический уровень таких оросительных систем, как Баксанская, Терская и Урванская, является достаточно низким, так как в основном они выполнены в виде открытой оросительной сети в земляном русле, а протяженность лотковой оросительной сети, облицованных каналов и закрытой сети здесь не превышает 5.20 % общей протяженности сети. Это обусловило низкий кпд как межхозяйст-венной и внутрихозяйственной сети (0,70.0,75), так и всей системы (0,52.0,60) за исключением Баксанской ОС, отмечается близкое залегание грунтовых вод (2,5.2,8 м), которое уже достигло критического предела.

99

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/1'2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.