УДК 631.15;631.173.2:658.7 Е.В. Стрельцова, аспирантка
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ
Существуют различные формы организации предприятий по производству сельскохозяйственной продукции. Это могут быть личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства, колхозы, акционерные общества, агрохолдинги, корпорации и др. В России действует 24.. .26 тыс. сельскохозяйственных предприятий [1].
На сегодняшний день не все предприятия могут приобрести в собственность дорогостоящую сельскохозяйственную технику, особенно зарубежную. Тем более нет ремонтно-обслуживающей базы для нее. В связи с этим новой формой обслуживания сельскохозяйственных предприятий являются машинно-технологические станции (МТС).
МТС создаются чаще всего на базе ремонтнотехнических предприятий бывшей ВО «Сельхозтехника». МТС осуществляют работы по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а также по техническому сервису сельхозмашин. МТС берут на себя наиболее трудоемкие сельскохозяйственные операции. Опыт работы МТС показывает, что эффективное использование сельскохозяйственной техники позволяет поднять производительность труда в 2.3 раза. Концентрация техники в МТС снижает потери сельскохозяйственной продукции в несколько раз за счет выполнения агротехнических операций в оптимальные сроки.
Развитию и улучшению работы МТС способствует прежде всего оснащение их высокопроизводительной современной техникой с организацией в МТС технического сервиса машин, включая фирменный. Технико-экономические расчеты показывают, что для укомплектования одной МТС необходимо в среднем 35.40 млн р. с последующей окупаемостью до пяти лет.
С развитием сельскохозяйственного производства в новых условиях по-прежнему основополагающим является обеспечение сельскохозяйственных предприятий необходимыми материально-техническими ресурсами (рисунок).
Ввиду отсутствия денежных средств и наличия проблем с реализацией сельскохозяйственной продукции приоритетными в дея-
тельности сельскохозяйственных предприятий становятся бартерные операции, при которых общество предоставляет предприятиям АПК машины, оборудование, запасные части и стройматериалы в обмен на сельскохозяйственную продукцию. При этом бартерные сделки представляют собой не просто обмен сельскохозяйственное предприятие — агроснаб, но и более сложные операции, в которые включаются разные предприятия [2].
Оптовая торговля как прогрессивная форма материально-технического обеспечения не может ограничиваться только продажей по заказам, образцам, каталогам новой техники; технику необходимо готовить к продаже, поставлять, монтировать, опробовать, доводить до проектной мощности и производительности, обеспечивать фирменное обслуживание, брать на себя издержки по претензиям. Поставки восстановленных узлов и деталей для ремонтного производства и эксплуатации позволяют потребителю поддерживать технику в работоспособном состоянии за счет своевременной замены износившихся узлов и деталей новыми или восстановленными. Такая форма торговли выгодна для потребителя, а значит, и для посредника и изготовителя.
Развивающийся агрегатный ремонт и технический сервис непосредственно связаны с деятельностью технических обменных пунктов, которые также выполняют функции материально-технического обеспечения ресурсами, как новыми, так и восстановленными; это специфическая структура, возникшая в условиях рыночной экономики.
Технические обменные пункты можно рассматривать и как цех ремонтного предприятия, производящий обмен отремонтированной продукции на
Формы материально-технического обеспечения Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/Г2008----------------------------- 97
узлы и агрегаты, требующие ремонта; но преобладание обменной деятельности приближает их к снабженческим организациям. Они продают потребителям новые и отремонтированные машины, узлы и агрегаты, покупают ремонтный фонд и передают его ремонтным предприятиям, контролируют качество отремонтированной продукции, обеспечивают ее хранение до момента продажи потребителю. Технические обменные пункты имеют большие перспективы в части ресурсосбережения, использования остаточного ресурса узлов и деталей списываемых машин, продажи восстановленных деталей, узлов и агрегатов, сбора технических средств, подлежащих утилизации.
К прогрессивным видам услуг можно отнести создание пунктов аренды и проката сложной дорогостоящей техники, применяемой в хозяйствах лишь в течение небольшого периода времени. Естественно, покупать ее невыгодно, проще брать напрокат или в краткосрочную аренду. Система проката позволяет использовать мощную технику даже в личных подсобных хозяйствах и на малых предприятиях АПК [2].
Лизинг рассматривается прежде всего как аренда техники и других средств производства инвестиционного назначения и более широко как форма экономических отношений, представляющая собой совокупность финансово-кредитных, торговых, арендных и других операций [3].
Таким образом, в основе лизинга лежат купля-продажа и аренда средств производства. Обязательными участниками лизинговой операции являются: предприятие — изготовитель техники, лизинговая компания — лизингодатель и сельскохозяйственные предприятия — лизингополучатели. Для финансирования лизинговых операций компании пользуются средствами из специально созданного лизингового фонда за счет госбюджета при Министерстве сельского хозяйства РФ, кредитами банков и местных финансовых органов, поэтому лизинг является одной из форм государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в приобретении необходимой техники и других средств производства [4].
Кредит — предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения [3].
Статистика показывает, что в настоящее время в среднем каждая МТС имеет 30 % импортных высокопроизводительных машин от всего парка. МТС приобретает как новые машины завода-изготовителя, так и подержанные у сельскохозяй-
98
ственных предприятий после нескольких лет эксплуатации (вторичный рынок). После ремонта такая техника продолжает эксплуатироваться МТС.
Проведенные в ГОСНИТИ исследования показали, что в ближайшие годы будут созданы 800 .850 новых МТС. На комплектование техникой этих станций потребуется более 5 млрд р. в год. Кроме того, на техническое переоснащение действующих МТС необходимо не менее 2 млрд р. в год [1].
Численность МТС в России к 2010 г. будет составлять около 2000. Объем работ, производимых с участием МТС, составит 20 % от общего объема сельскохозяйственных работ по России, что эквивалентно 20 млн га посевной площади. Общее число техники в МТС к 2010 г. достигнет 18.20 тыс. современных тракторов, 15 тыс. зерноуборочных комбайнов. При этом наработка на трактор составит 4 тыс. усл. эт. га, на комбайн — более 600 га [2].
Численность МТА зависит прежде всего от объемов механизированных работ, их производительности, агротехнических сроков выполнения работ, влияния природно-климатических и экономических факторов. Количество МТА можно определить по формуле
N = -
V
Пр ■ т
-к,
общ ’
(1)
где V — объем механизированных работ, га; Пр — производительность МТА, га/ч; Т—трудоемкость механизированных работ, ч; Кобщ — поправочный коэффициент.
Эта формула имеет общий вид. Влияющие факторы в формуле учитываются дополнительными поправочными коэффициентами, объединенными кобщ.
После выбора необходимого числа машин и оптимального состава МТА осуществляется расчет технико-экономических показателей работы МТА.
Для минимизации расходов на выполнение годового объема механизированных работ необходимо определить затраты на проведение технологических операций с учетом стоимости входящих в МТА машин, затрат на их поддержание в работоспособном состоянии и затрат на эксплуатационные (расходные) материалы.
В общем виде затраты на проведение механизированных работ Сс определяются по формуле
Сс = А + ^ + ЗТСМ + ЗТОРХ + Опр + Пп + Н, (2)
где А — амортизационные отчисления на полное восстановление МТА (машин), р.; Зн — заработная плата основных производственных рабочих с начислениями, р.; ЗТСМ — затраты но топливно-смазочные материалы, р.; ЗТОРХ — затраты на ТО, ремонт и хранение МТА (машин), р.; Опр — сумма общепроизводственных расходов МТС, р.; Пп — плановая прибыль МТС, р.; Н — сумма налогов, выплачиваемых МТС, р.
-Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/1'2008-
В условиях рыночных отношений МТС стремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема оказываемых в течение года механизированных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и другим заказчикам. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объемов производства услуг, поэтому они условно делятся на постоянные и переменные.
В заключение можно сделать вывод, что повышение эффективности использования МТП МТС может быть обеспечено за счет формирования МТА с минимальными эксплуатационными затратами (издержками), увеличения сменности работ для выполнения работ с себестоимостью на 15.20 % меньшей по сравнению с затратами хозяйств без участия МТС, а также снижения затрат на производство единицы сельскохозяйственной продукции за счет минимизации издержек производства.
Список литературы
1. Михлин, В.М. Концепция развития МТС на период до 2010 года / В.М. Михлин, С.Ю. Конорев // Научнотехнический прогресс в АПК России — стратегия машиннотехнологического обеспечения производства сельскохозяйственной продукции на период до 2010 года: Сб. материалов научн. сессии Россельхозакадемии. — М.: РАСХН, 2004. — С. 351-358.
2. Лимарев, В.Я. Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса / В.Я. Лимарев, М.Н. Ерохин [и др.]. — М.: Известия, 2004. — 624 с.
3. Финансы и кредит : учебник / Под. ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 575 с.
4. Лещенко, М.И. Основы лизинга : учеб. пособие / М.И. Лещенко. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 336 с.
5. Разработка рекомендаций по определению упущенной выгоды и снижению себестоимости сельхозпродукции в условиях диспаритета цен: отчет по НИР. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003. — 69 с.
6. Концепция развития технического сервиса в АПК России на период до 2010 года. — М.: ФГНУ «Росинфор-магротех», 2004. — 200 с.
УДК 631.67
А.Т. Абакаров, аспирант
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
повышение эксплуатационной надежности оросительных систем
При эксплуатации гидромелиоративных систем, в том числе открытых оросительных систем (ОС) с комплексом сооружений для подачи воды и во-дораспределения, одним из проблемных вопросов остается надежность функционирования как системы в целом, так и отдельных ее элементов. От надежности работы всей системы зависит в конечном итоге эффективность сельскохозяйственного производства.
На юге России, и особенно на Северном Кавказе, ряд старых оросительных систем, введенных в эксплуатацию в 1940-1950 гг., характеризуется низким техническим уровнем и невысокой эксплуатационной надежностью. В основном это открытые оросительные системы с каналами в земляном русле, малым удельным весом закрытой сети, облицовок и лотков. Для таких систем наблюдаются большие потери на фильтрацию, заиление и зарастание русла, подъем уровня грунтовых вод и т. д. В табл. 1 приведены сведения по ряду оросительных систем Северного Кавказа [1]. При этом для анализа в таблицу сведены оросительные системы как с высоким техническим уровнем, включающие
открытую оросительную сеть в облицовке и лотках, а также закрытую оросительную сеть в трубопроводах, так и системы с низким техническим уровнем, содержащие в основном открытую сеть из каналов в земляном русле и имеющие малый удельный вес облицовок, лотков и трубопроводов. Это позволило оценить количественные характеристики и выявить эффективные системы в гидравлическом отношении и системы с низкой эффективностью.
Анализ этих данных показывает, что технический уровень таких оросительных систем, как Баксанская, Терская и Урванская, является достаточно низким, так как в основном они выполнены в виде открытой оросительной сети в земляном русле, а протяженность лотковой оросительной сети, облицованных каналов и закрытой сети здесь не превышает 5.20 % общей протяженности сети. Это обусловило низкий кпд как межхозяйст-венной и внутрихозяйственной сети (0,70.0,75), так и всей системы (0,52.0,60) за исключением Баксанской ОС, отмечается близкое залегание грунтовых вод (2,5.2,8 м), которое уже достигло критического предела.
99
Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5/1'2008