ляется фонд), цены спроса и предложений. Информация для внесения корректировок может быть взята из открытых источников.
Доходный подход в оценке прав на единые объекты недвижимости представлен двумя методами — дисконтированием денежных потоков и капитализацией. Критериями выбора метода оценки являются срок планируемого полезного использования единого объекта недвижимости, а также периодичность, направленность и величина денежных потоков.
При оценке прав на земельный участок доходным подходом методическими рекомендациями [7] помимо указанных методов оценки предусмотрен также метод остатка. Суть его заключается в капитализации разницы между доходом от использования единого объекта недвижимости и доходом, генерируемым улучшениями земельного участка.
Информационной составляющей при оценке объектов недвижимости методами доходного подхода могут являться как показатели деятельности отрасли, взятые из открытых источников, так и договоры аренды, на основе которых используются находящиеся в фонде объекты.
История существования и развития фондов недвижимости и рентных фондов в России весьма непродолжительна. Поэтому нормативное регулирование этой сферы деятельности происходит очень активно. Несмотря на это, методология оценки активов, составляющих фонды, а также информационная составляющая процесса оценки уже имеют необходимую базу, поэтому они будут развиваться.
Список литературы
1. Приказ Финансовой службы по финансовым рынкам № 08-19/пз-н от 20.05.2008 г. «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» (в ред. Приказов ФСФР РФ от 23.09.2008 № 08-36/пз-н, от 02.04.2009 № 09-10/пз-н, от 06.08.2009 № 09-30/пз-н, от 29.12.2009 № 09-64/пз-н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 30.
2. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 06.12.2007 № З34-Ф3, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 49 — Ст. 4562.
3. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3813.
4. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» // Российская газета.- 2007. — № 194.
5. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» // Российская газета. — 2007. — № 194.
6. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254 «Об утверждение федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» // Российская газета. — 2007. — № 194.
7. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков (в ред. Распоряжения Минимущества РФ от 06.03.2002 г. № 568-р) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 2002. — № 6.
УДК 631.1.027
Б.А. Нефёдов, доктор техн. наук, профессор
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» О.М. Хохрина, аспирантка
ФГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Реформирование АПК России предполагает глубокие комплексные социально-экономические преобразования не только на федеральном и региональных уровнях, но и непосредственно в среде организации и технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Данная необходимость вызвана проявлением устойчивой тенденции к резкому спаду производства из-за снижения уровня технологии. Существенными причинами явились низкий технический уровень средств
производства, отсутствие требуемой защиты интересов товаропроизводителей от монополизма изготовителей сельскохозяйственной техники, снабженческих и заготовительных структур. Товаропроизводители вынуждены приобретать и использовать машины, оборудование, значительно уступающее зарубежным аналогам по техническому уровню и потребительским свойствам, а нередко не годные к эксплуатации. Резко уменьшилось и их изготовление и поставка селу. В результате машинно-
69
Таблица 1
Показатели обновления и ликвидации сельскохозяйственной техники на сельхозпредприятиях Брянской области
Показатели Год
2005 2006 2007 2008 2009
Коэффициент обновления
Тракторы 2,2 2,9 2,3 3,3 1,6
Плуги 3,3 1,9 1,2 3,4 0,9
Культиваторы 1,7 2,1 3,7 4,5 2,1
Машины для посева 3,4 2,8 4,0 5,0 0,8
Комбайны зерноуборочные 2,0 5,1 4,7 7,5 2,6
Коэффициент ликвидации
Тракторы 10,9 8,7 7,5 5,7 6,5
Плуги 9,6 7,2 5,5 5,9 5,6
Культиваторы 12,2 9,4 7,8 8,1 7,1
Машины для посева 12,6 8,3 8,0 8,0 6,9
Комбайны зерноуборочные 11,2 12,8 10,6 9,5 10,8
тракторный парк в хозяйствах сокращается, физически и морально стареет, теряет и без того низкие потребительские свойства. Так, в Брянской области в период с 2005 по 2009 г. численность тракторов сократилась с 5500 до 3468 шт., или на 37 %, комбайнов — с 2430 до 1592 шт., или на 34,5 %. Обновление машинно-тракторного парка сократилось до минимума (табл. 1), работа ведется преимущественно на старой, изношенной технике. И несмотря на увеличение размеров государственной поддержки по целевой программе «Инженернотехническое обеспечение АПК Брянской области» в 3,8 раза (с 24 200 тыс. р. в 2005 г. до 92 276 тыс. р. в 2009 г.), коэффициенты ликвидации в несколько раз превышают коэффициенты обновления [1].
В достаточно большой мере ухудшает экономику хозяйств отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, что является предметом прямого государственного регулирования. Сельский товаропроизводитель органически связан с природой, должен соблюдать оптимальные агротехнические сроки и режимы выполнения сельхозработ, вынужден принимать любые ценовые условия для приобретения требуемой техники и т. п. Производя нередко скоропортящуюся продукцию и не имея соответствующих условий для ее хранения, транспортировки на рынок, находясь в монопольной зависимости от структур, обеспечивающих ее сбыт, часть работает себе в убыток.
В условиях дефицита технических средств особо важное значение имеет повышение эффективности их использования, что можно достичь, сконцентрировав сельскохозяйственную технику в руках организаций, имеющих высококвалифицированные механизаторские кадры, ремонтно-сер-
70
висную службу, способных применять прогрессивные энергосберегающие технологии. Опыт показывает, что такая задача решается путем создания сети современных машинно-технологических станций (МТС). Главная их цель должна состоять в обеспечении производства сельскохозяйственной продукции на основе применения высокоинтенсивных технологий, новой высокопроизводительной техники, а также выполнение по заявкам коллективных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других сельскохозяйственных товаропроизводителей механизированных работ и оказание им иных услуг при производстве продукции [2].
В настоящее время в Брянской области функционируют 23 МТС преимущественно муниципальной формы собственности. Перечень оказываемых услуг весьма широк. Базовыми предприятиями, на основе которых созданы МТС Брянской области, являются ремонтно-технические подразделения и агроснабы. Их доля составляет порядка 23 %, предприятия сельхозхимии — 46 %, ПМК — 15 % и прочие организации — 16 %. «Созданные» таким образом МТС могут выступать также в качестве лизингодателя, организовывать прокат техники с полным или частичным обслуживанием.
Приближение услуг МТС к сельскому товаропроизводителю позволяет снять проблему сложной и дорогостоящей техники [2].
В то же время МТС следует рассматривать как предприятие системы технического сервиса сельских товаропроизводителей. Опыт некоторых зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональной формой организации технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве является дилерская.
Дилерская система, как показывает исследование, позволяет использовать одноуровневый маркетинговый канал, сократив число посредников между заводом-изготовителем и сельским товаропроизводителем до одного и делает снабжение более оперативным. Обобщение имеющегося опыта подтверждает возможность создания дилерской системы технического сервиса машин. Так, официальных дилеров на территории Брянской области имеют такие производители, как ПО «Минский тракторный завод», ОАО «Брянсксельмаш», ПО «Гомельсель-маш», ЗАО «Петербургский тракторный завод». Однако потребность в дилерских центрах более существенна. Следует отметить, что их создание воз-
можно только при техническом перевооружении и реконструкции используемых ремонтно-обслуживающих предприятий.
Введение в практику аренды и лизинга сельскохозяйственной техники, а также продажа подержанной позволяет расширить виды услуг. При этом, как показывает исследование, наиболее перспективным является лизинг с полным техническим сервисом, что создает условия для большого участия имеющихся ремонтно-обслуживающих предприятий в приближении выполняемых услуг к сельскому товаропроизводителю. Установка кредитных ставок на технику, реализуемую по лизингу, с учетом технического состояния позволит повысить их эффективность. Данная схема лизинга снизит затраты товаропроизводителей услуги на 5.. .7 %, обеспечит проведение сельскохозяйственных работ в требуемые агротехнические сроки [3].
Для широкой практической реализации дилерской системы потребуется:
• участие в техническом сервисе заводов-изго-товителей;
• внедрение на ремонтно-обслуживающих предприятиях новых форм экономической деятельности, таких как лизинг с техническим обслуживанием, прокат техники и т. п.;
• обеспечение инвестиций в виде государственных дотаций в реорганизацию ремонтно-обслуживающих предприятий, на базе которых создаются дилерские пункты.
В период создания для сельских товаропроизводителей такой системы технического сервиса необходимы инвестиционный климат в регионах, участие иностранных инвесторов.
Дополнительным и весьма важным фактором, резко увеличивающим актуальность организации МТС, является разукрупнение колхозов и совхозов, образование большого числа фермерских и других хозяйств.
Организация МТС способствует решению двух основных задач: с одной стороны, удовлетворит сельхозпроизводителей в многочисленных услугах, в первую очередь в полеводстве (вспашка, заготовка кормов, уборка урожая и т. д.) и животноводстве, с другой — освоит прогрессивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
Лизинг выполняет несколько функций. Во-первых, он является формой вложения средств в основные фонды. Предприятие-лизингополучатель имеет возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств или займов. Привлекателен лизинг и порядком платежей.
С одной стороны, сроки и размер выплат являются предметом вза-
имной договоренности с учетом их интересов. Так, исходя из особенностей финансового состояния лизингодателя и лизингополучателя может применяться отсрочка первого платежа, нарастание лизинговых выплат или, наоборот, авансовый платеж и т. д. С другой — взаимная заинтересованность реализуется при определении порядка и характера платежей: взносы можно делать из выручки от продажи произведенной на этой технике продукции и не только в денежной форме, но частично или полностью в виде товаров. Во-вторых, лизинг — наиболее прогрессивный метод материально-технического обеспечения производства, так как открывает доступ к новой высокопроизводительной технике в условиях ее быстрого физического и морального старения.
Реализация сельскохозяйственной техники на основе лизинга широко используется в развитых странах. Крупнейшая международная компания «Джон Дир», занимающая первое место на рынке тракторов в США (45 % от общего объема продаж) и до 15 % в странах Западной Европы, значительно увеличила их реализацию на основе лизинга. Объем продаж по лизингу в последние годы достиг 20 % от общего. Реализуют технику по лизингу и такие крупные фирмы по производству тракторов и автомобилей, как «Катерпиллер», «Джене-рал Моторс», «Кейс», «Топлайнер», в Германии, Англии, Франции, США, Канаде и других странах. Схожие тенденции наблюдаются и в Брянской области (табл. 2).
Анализ показывает, что объемы поступления техники в период с 2006 по 2009 г. увеличились в десятки раз, что можно рассматривать как исключительно положительную тенденцию. Следует отметить, что приобретается техника преимущественно у российских и белорусских производителей.
Первые шаги в России делает международный лизинг, в котором участвуют частные отечественные фонды и зарубежные компании.
Лизингодатель, внедряя лизинг с полным техническим сервисом, сможет создать новые рабочие места, быстрее оборачивать капитал, займет иное положение на рынке потребителей сельскохозяйственной техники. Предоставляя лизингополучателю право использовать объекты лизинга без больших единовременных вложений, позволяя снижать риск быстрого морального старения-техники, лизингодатель тем самым увеличивает число клиен-
Таблица 2
Стоимость техники, поставленной на условии финансового лизинга на сельскохозяйственные предприятия Брянской области
Показатели Год
2006 2007 2008 2009
Стоимость техники, тыс. р. 28 563,3 28 178,4 2 795,0 298 667,6
тов, устанавливает новые взаимовыгодные потребительские отношения. Получая долгосрочные лизинговые платежи, лизингодатель приобретает новый стабильный источник дохода.
Но лизинг относительно дорог для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества в собственность. Так, первоначальная стоимость техники, приобретенной в 2009 году для нужд сельскохозяйственных предприятий Брянской области, составила 298 667,6 тыс. р., а его лизинговая стоимость приняла значение 518 878,0 тыс. р., увеличившись на 74 %. Поэтому при заключении каждой сделки необходим всесторонний анализ конкретных условий и потребностей, всех положительных и отрицательных сторон лизинга, финансовая оценка последствий его получения.
В сложившейся экономической ситуации наиболее остро стоят также проблемы нормального функционирования ремонтных предприятий и реализации отремонтированной продукции. Авторы статьи разработали основные положения по реализации ремонтной продукции на основе лизинга. Ниже приводится методика и пример расчета периодических лизинговых платежей за отремонтированный двигатель ЯМЗ-238.
Стоимость продукции, поставляемой на условиях лизинга (с учетом НДС), составляет 180 000 р.; срок лизинга — 3 года; периодичность платежей — равномерно по кварталам.
Стоимость объекта лизинга
С = С + С ,
л п др’
где Сп — стоимость техники (продукции), поставляемой на условиях лизинга (с НДС) без индексации; Сдр — дополнительный расход на погрузочно-разгрузочные работы, досборку, регулировку, техническое обслуживание и т. д.;
Сдр = 0,12Сп = 0,12 ■ 180 000 = 21 600 р.;
Сл = 180 000 + 21 600 = 201 600 р.
Первоначальный взнос
В = 0,2С = 0,2 ■ 201 600 = 40 320 р.
пл
Взнос на возмещение стоимости объекта лизинга в 1-й год
C = C / T
°Б1 °И1 ' И’
где Сн1 — невозмещенная остаточная стоимость объекта; Тп — период действия лизингового договора.
Сн1 составляет:
1-й год сн1 = Сл ■ Вп = 201 600 ■ 40 320 = 161 280 р.;
Св1 = 161 280/3 =53 760 р.;
2-й год Сн2 = Сн1 ■ Св1 = 161 280 ■ 53 760 = 107 520 р.;
Св2 = 107 520/2 = 53 760 р.;
3-й год Сн3 = Сн2 ■ Св2 = 107 520 ■ 53 760 = 53 760 р.;
Св3 = 53 760 / 1 = 53 760 р.
Следовательно,
С = Св1 + Св2 + Св3 = 53 760 + 53 760 + 53 760 =
= 161 280 р.
Страховой взнос
Вс = 0,025 Сл = 0,025 ■ 201 600 = 5040 р. Арендная плата
Паф =
где Паф — арендная плата от невозмещенной остаточной стоимости объекта в Федеральный фонд.
1-й год Паф1 = 0,15Сн1 = 0,15 ■ 161 280 = 24 192 р.;
2-й год Паф2 = 0,15Сн2 = 0,15 ■ 107 520 = 16 128 р.;
Пор = 0,03Сн,
где Пор — средняя плата от невозмещенной остаточной стоимости объекта лизинга.
1-й год Пор1 = 0,03Сн1 = 0,03 ■ 161 280 = 4838 р.;
2-й год Пор2 = 0,03 Сн2 = 0,03 ■ 107 520 = 3226 р. Арендная плата за последний год не взимается. Общая сумма лизинговых платежей
Плф = Св + Паф + Пор + Вс;
Плф = 161 280 + 40 320 + 8064 + 5040 = 214 704 р.
Из расчета видно, что общая сумма лизинговых платежей на 16 % больше рыночной стоимости продукции. Если учитывать, что лизинговые платежи выплачиваются в течение 3 лет, то лизинг относительно недорог для потребителя в сравнении с банковской ставкой по кредитованию (до 30 % годовых).
В условиях кризиса платежей как одна из форм лизинга может применяться товарный кредит с частичной или полной выплатой урожаем.
Зарубежный и отечественный опыт подтверждает высокую экономическую целесообразность развития рынка подержанной техники как одного из направлений общей системы ресурсосбережения в АПК, который на Западе кратко именуют «Второй конвейер». Организационная схема его функционирования включает:
• доставку, оценку и покупку подержанной и списанной техники ремонтно-техническими предприятиями, заводами-изготовителями, техническими центрами и другими предприятиями сервиса;
• проведение восстановительных ремонтно-обслуживающих работ с заменой выбранных и изношенных узлов, агрегатов и деталей на новые, отремонтированные или модернизированные;
• антикоррозионную обработку и покраску машин по желанию заказчика;
• выдачу паспорта и гарантии на восстановленную машину.
Опыт многих регионов страны, показывает, что списанные тракторы могут быть восстановлены и вторично использованы в хозяйствах. Так, на сельскохозяйственные предприятия Брянской области в 2009 году поступило 210 тракторов, из которых 132 шт., или 63 % подержанные; 58 сеялок — из них 50 шт., или 86 % вторичного использования; 80 комбайнов — 52 шт., или 65 % подержанных. Только за счет этого регион не допустил обвального спада численности машинно-тракторного парка.
Таким образом, рассмотренные формы использования техники, такие как создание машинно-технологических станций (МТС), расширение лизинговых операций по сельскохозяйственной технике, развитие вторичного рынка подержанной техники,
призваны улучшить поставку селу сельскохозяйственной техники, улучшить организацию и эффективность использования технического потенциала сельскохозяйственного производства.
Список литературы
1. Наличие тракторов, сельскохозяйственных машин и энергетических мощностей на 1 января 2010 года / Статистический бюллетень. — Брянск: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Брянской области, 2010. — 30 с.
2. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства / А.В. Шпилько [и др.]. — М.: РАСХН, 2001. — 346 с.
3. Проблемы экономики технического сервиса в АПК / Под общ. ред. Ю.А. Конкина. — М.: ФГНУ «Росинформаг-ротех», 2008. — 544 с.
УДК 636.5.003.13
Н.Н. Юшина, ст. преподаватель
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПТИЦЕВОДСТВЕ
В последние годы все большее значение в развитии сельского хозяйства получает интеграция.
Как показывают многочисленные исследования, интегрированные формирования принимают различные формы: корпорации, холдинги, агропромышленные финансовые группы, транснациональные корпорации, конгломераты, концерны и т. д. [1].
Первые интегрированные формирования в птицеводстве появились в особых экономических условиях — после кризиса 1991 года, который привел к резкому падению производства в отрасли. За 1991-1996 гг. производство мяса птицы сократилось на 67 %, яиц — на 32 %, потерпели банкротство 35 крупнейших птицефабрик страны.
Одним из путей выхода из кризиса является интеграция. На современном этапе развития сельскохозяйственной отрасли вопросы разработки и применения перспективных организационно-экономических моделей агропромышленной интеграции представляет собой достаточно большой интерес. При этом необходимо иметь в виду, что принципы объединения сельскохозяйственного и промышленного производства коренным образом отличаются от ранее действовавших. Особенностями современных процессов интеграции в АПК являются: наличие многообразия форм собственности; развитие современных рыночных отношений; относительная независимость хозяйствующих субъектов от государства; преобладание экономических стимулов при создании агропромышленных формиро-
ваний. Следует отметить, что наиболее эффективно работают те интегрированные формирования, которые образованы с участием хозяйствующих субъектов одной формы собственности (АО или ООО). В связи с этим при создании организационно-хозяйственной структуры нередко происходит преобразование СПК в АО или ООО, которое облегчает процесс концентрации акций у предприятия-инвестора, что приближает такую интегрированную структуру к классической форме холдинга. Нередко данный процесс сопровождается укрупнением, слиянием хозяйств, вступающих в интегрированное формирование, что создает условия для рациональной консолидации производительных сил и, естественно, средств производителей, способствующих увеличению потенциальных возможностей вновь созданной производственной системы. Таким образом, эффект, достигаемый за счет расширения масштаба производства и соединения разрозненных стадий единого технологического процесса, является побудительным мотивом объединения предприятий в рамках интегрированного агропромышленного формирования для производства и реализации разнообразной и конкурентоспособной продукции [2].
Агропромышленной интеграции способствуют следующие основные факторы:
• необходимость выхода предприятий АПК из кризиса и стабилизации своего экономического положения;
73