Научная статья на тему 'Театральный этюд'

Театральный этюд Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕАТР / КУЛЬТУРА ДОНА / РОСТОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО / МЕЦЕНАТЫ ДОНА / THEATRE / CULTURE OF DON / GORKY ROSTOV ACADEMIC DRAMA THEATER / PHILANTHROPISTS OF DON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суркова Любовь Александровна

В связи с тем, что впервые в истории России 2019 г. назван Годом театра, автор статьи обратился к исследованию истории развития театров в г. Ростове-на-Дону и в городах Ростовской области. Исследуются театральные традиции и современное состояние театров в донском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatrical Etude

Due to the fact that for the first time in the history of Russia, 2019 is called the Year of the Theater, the author of the article turned to the study of the history of the development of theaters in Rostov-on-Don and in the cities of the Rostov Region. Theatrical traditions and the current state of theaters in the Don region are studied.

Текст научной работы на тему «Театральный этюд»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ

УДК 316.7

DOI 10.23683/2227-8656.2019.6.24

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭТЮД THEATRICAL ETUDE

Суркова Любовь Александровна

Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ, редактор студии телевидения ГТРК «Дон-ТР», г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: surkova@dontr.ru

В связи с тем, что впервые в истории России 2019 г. назван Годом театра, автор статьи обратился к исследованию истории развития театров в г. Ростове-на-Дону и в городах Ростовской области. Исследуются театральные традиции и современное состояние театров в донском регионе.

Lyubov A. Surkova

Candidate of Philosophical Sciences,

Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Editor of the TV studio "Don-TR", Rostov-on-Don, Russia, e-mail: surkova@dontr.ru

Due to the fact that for the first time in the history of Russia, 2019 is called the Year of the Theater, the author of the article turned to the study of the history of the development of theaters in Rostov-on-Don and in the cities of the Rostov Region. Theatrical traditions and the current state of theaters in the Don region are studied.

Ключевые слова: театр; культура Дона; Ростовский академический театр драмы им. М. Горького; меценаты Дона.

Keywords: theatre; culture of Don; Gorky Rostov Academic Drama Theater; philanthropists of Don.

2019 г. впервые в истории России назван Годом театра. Однако этот особенный в отечественной культуре год не только подарил множество впечатлений от ярких театральных фестивалей, форумов, ма-

рафонов, премьер, экспериментов, но и побудил пристальнее вглядеться в сам театральный процесс.

Например, на Дону, где первый театр появился почти два столетия назад, в год восстания декабристов. Сегодня в Ростовской области девять театров - областных и муниципальных. Самый молодой - Вол-годонский драматический молодёжный - открыт в декабре 2018 г. Есть ещё добрая сотня любительских трупп - и в городах, и на селе. Статистика утверждает, что на сцену выходят свыше 24 000 самодеятельных артистов. И это только взрослые. Сколько театральной детворы - точно никто не скажет, но в 2019 г. в донской столице впервые создана ассоциация, объединившая свыше 50 детских театров. В далеком от мегаполиса маленьком Новошахтинске уже дважды прошёл фестиваль театров детских садов, а их более двадцати.

Примеры, подтверждающие, что в эпоху агрессивного внедрения гаджетов, появилось немало людей, которые роли технически оснащённых пользователей предпочитают творчество, несложно найти в любом уголке области. Эксперты полагают, что в наши дни на Дон возвращается театральный бум, не раз посещавший эти края за два века донской театральной истории.

Эта история ждёт своих исследователей - возможно, даже претендует на создание энциклопедии - в ней немало увлекательнейших страниц, немало славных имён, прозвучавших на всю страну. Вспомним некоторые из них.

Известно, что ещё в 1808 г. на первом плане Таганрога было обозначено место будущего театра. Однако, видимо, звёзды не совпали -первый театр был открыт не в городе у моря, а в новой казачьей столице в 1825 г.

Он располагался во дворе Дворянского собрания, в деревянном флигеле. О его открытии сообщал известный донской историк В.Д. Сухоруков - современник и друг А.С. Пушкина. Наряду с императорскими театрами это был единственный в России театр, имевший государственный статус и состоявший на содержании Всевеликого войска Донского.

В 30-е гг. XIX в. с большим успехом прошли гастроли труппы обрусевшего немца Ивана Фёдоровича Штейна, в составе которой выступал Михаил Семёнович Щепкин.

Среди зрителей театра бывали Пушкин, Лермонтов, Пущин.

В областном архиве Ростовской области хранится документ, свидетельствующий о популярности первого на Дону храма Мельпомены: «Значительная часть артистов, подвизающихся теперь на столичных и

лучших провинциальных сценах государства, начинали свою артистическую деятельность в Новочеркасске, и нам приходилось, уже впоследствии, слышать от них, что не только новочеркасская интеллигенция, но и большинство массы верно отличали сценическую ложь от правды и клали, на исполнение артистами ролей, приговоры, отмеченные чуткостью и правдивостью.

Нельзя не признать, что ассигнованная правительством для целей гражданственности края копейка не пропала даром: она воспитала вкус, она смягчила сердце новочеркасского зрителя; она содержит школу, в которой исправляются нравы как у старых, так и у малых. Эта копейка одна из тех немногих, которые послужили крепким фундаментом цивилизации местности, столь долго косневшей среди некрасивой обстановки полувоенной, полугражданской жизни» (Новочеркасск, 1896. С. 55).

К сожалению, здание, специально построенное в 1866 г. для Новочеркасского театра, погибло в пожаре. На этот раз больше повезло Таганрогу, где по сей день гордятся театром, возведённым в то же время.

Этому предшествовала целая история, поскольку первая труппа русских драматических артистов под управлением антрепренёра Петровского положила начало Таганрогскому постоянному театру ещё в 1827 г. Театр стремительно завоёвывал популярность, вопрос о необ-

ходимости специального здания многократно ставился просвещёнными горожанами.

Однако только в 1865 г., когда в Таганроге царила итальянская оперная труппа, было создано «акционерное общество на паях с капиталом в 45 тысяч рублей серебром для возведения здания для сценических представлений, в которых ощущается потребность всеми сословиями» (Григорян, 2017. С. 20).

Таганрогский градоначальник контр-адмирал П.А. Перелешин вынес предложение акционеров и составленные распорядительным комитетом условия строительства театра на обсуждение городского общества. Под одобрительным «приговором» поставили подписи более 100 уважаемых горожан. В их числе и Павел Егорович Чехов - отец будущего драматурга.

2 апреля 1866 г. был заложен первый камень в основание здания, 25 ноября того же года состоялось его торжественное открытие. Как писала на следующий день местная газета, «город украсился прекрасным зданием, а общество приобрело храм искусства, в котором с большим комфортом и удобством можно услаждать наши духовные способности» (Григорян, 2017. С. 26).

Уже в XXI в., к 190-летию театра, благодарные потомки установили в театральном фойе памятную доску с именами благородных соотечественников, подаривших городу этот архитектурный шедевр.

Во второй половине XIX в. театральная жизнь началась и в Ростове.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького ведёт свою историю c 23 июня 1863 г., когда впервые поднялся занавес театра, давшего городу первую сезонную, а затем и первую стационарную труппу. Известно, что первое театральное здание, деревянное, было построено на средства городских богачей - К.М. Гайрабетова, И.И. Грибанова, М.П. Драшкевича. Театр располагался на месте нынешнего здания городской администрации. И это место именовалось Театральной площадью. В один из вечеров на эту сцену в роли Городничего вышел великий Михаил Щепкин, приглашённый антрепренёром Ф. Надлером. К сожалению, ростовский спектакль оказался последним в жизни артиста.

Вслед за Надлером антрепренёром Гайрабетовского театра стал Григорий Вальяно - особая фигура в отечественной театральной истории.

Григорий Ставрович Вальяно - выходец из семьи богатых греков-коммерсантов. Его отец входил в совет директором Таганрогского театра, сын был хорошо образован и знаком с храмом Мельпомены, точнее, театр был его страстью. В Гайрабетовском театре он ставил трагедии, мелодрамы, оперы и водевили.

Но помыслы захватила родившаяся в Европе оперетта. «Вальяно закупает партитуры и клавиры в обеих европейских опереточных столицах -Париже и Вене, при необходимости сам оркеструет; ночами, непременно стоя за конторкой, переводит тексты, рисует эскизы костюмов, пишет декорации... режиссирует... Обставляются постановки роскошно. Зритель лицезреет башни, корабли, поезда, пожары, полёты. Все оперетты идут с участием хоров Казанской церкви и синагоги, с которыми он сам разучивает партии. После его смерти потомки подтвердили авторское право (вероятно, как переводчика) на 40 названий» (Ростов и оперетта ... , 2019. С. 20-21).

150 лет назад в Ростове Григорий Вальяно создал первый в стране стационарный театр оперетты, который считает своим предшественником Ростовский музыкальный театр.

Сегодня, когда мы прикасаемся к этим скрытым за дымкой лет историям, бросается в глаза то, как причудливо пересекались в них судьбы выдающихся людей.

В афише первого в жизни Антона Чехова спектакля «Прекрасная Елена» значится: «Труппа русских артистов под управлением Г.С. Вальяно». Тогда, в 1873 году, таганрогский гимназист не подозревал, что благословил его встречу с театром человек, которого потомки назовут «рыцарем оперетты». Кстати, тоже таганрожец.

С тех пор Антон старался не пропускать ни одной премьеры. Брат писателя Иван Павлович вспоминал: «Ходили мы в театр обыкновенно вдвоем. Билеты брали на галёрку. Мы с Антоном Павловичем приходили часа за два до начала представления, чтобы захватить первые места. Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживлённо вспоминали, что делалось в театре. А на следующий день Антон Павлович всё это разыгрывал в лицах» (Григорян, 2017. С. 39-40).

«Театр давал мне когда-то много хорошего. Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре», - так писал Чехов четверть века спустя (Цит по: Немиров, 1984. С. 21).

В выпускном классе Антон познакомился с актёром Н.Н. Соловцо-вым. Он был всего на четыре года старше гимназиста, однако с большим успехом играл в пьесах Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина. Годы спустя именно этому артисту Чехов посвятил одноактную шутку «Медведь».

Ещё при жизни писателя все его пьесы были поставлены на Дону. Первая в мире премьера «Дяди Вани» состоялась не во МХАТе, а на сцене Ростовского драмтеатра. Это было в первом в городе каменном театраль-

ном здании, построенном владельцем табачной фабрики и меценатом В.И. Асмоловым.

В Энциклопедии старого Ростова и Нахичевани об этом говорится так: «19 октября, в пушкинскую "лицейскую годовщину", 1883 г. в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес.

За 38 лет (опять же -пушкинский век!) Асмолов-ский театр вывел новую человеческую особь - ростовца-театрала, размножил его до такой численности, что стало возможно говорить о ростовской театральной публике, сделал Ростов театральным городом. Он занимался этим не в одиночку - вместе с ним работали другие сцены, но в исторической ретроспективе, в анфиладе спектаклей, ролей, имён отчетливо видна лидирующая роль Асмоловского» (Сидоров, 1993. С. 97).

Всё это происходило во время, названное театроведами эпохой Синельникова.

Четыре десятилетия театральной истории Дона связаны с именем Николая Николаевича Синельникова. Молодым артистом он приехал на один сезон в театр Асмолова, который вскоре и возглавил. Впоследствии работал в других городах, но снова и снова, уже будучи известным режиссёром и театральным реформатором, даже после революции, возвращался на Дон.

Он приехал в город, в котором не любили серьёзное драматическое искусство. И Синельникову пришлось год за годом развивать зрительский вкус. Он отбирал материал для своих постановок, чередуя драму, комедию, оперетту, не угождая обывательским вкусам, но отдавая дань развлекательной шутке, необходимой зрителю. Он ставил своей задачей продолжение традиций русского театра, старался приблизить русских и иностранных классиков к народу.

Молодой режиссёр удлинил репетиционные сроки, запретил артистам выходить на поклоны посреди спектакля, создал благотворительные спектакли.

«Начиная с 1894 по 1899-1900 годы на моих глазах театр в Ростове рос и постепенно делался потребностью в полном смысле этого слова... В общий план дела входила постановка спектаклей, на которые билеты продавались бы по общедоступным ценам. Предполагалось в эти дни ставить пьесы А.Н. Островского, - вспоминал Н.Н. Синельников. - Публика поняла, что такое драматический театр. "Гамлет" прошёл 15 раз - небывалое явление для того времени, когда спектакли не повторялись больше двух раз» (Синельников, 1935. С. 227-228).

В 1893 г. на подмостках Новочеркасского театра, которым в этот момент руководил Синельников, начала свой актёрский путь Вера Фёдоровна Комиссаржевская.

В 1894 г. в Новочеркасске, впервые на провинциальной сцене, Синельниковым была поставлена пьеса Л. Толстого «Плоды просвещения». Чтобы осуществить постановку, понадобилось ходатайство от таманского правления в столицу. Казаки поддержали театр. Спектакль стал настолько популярным, что его пригласили в программу торжественного открытия Нахичеванского городского театра.

Это здание и сегодня украшает город, но появилось оно благодаря тому, что в Нахичевани была очень популярно Общество любителей драматического искусства под предводительством Г.И. Чубарова. Адвокат, он же актер-любитель, автор инсценировок, сочинитель музыки возглавлял сообщество нахичеванских театралов 38 лет. В городе играли самодеятельные спектакли, принимали гастролирующие труппы, но своего театра здесь не было.

В 1894 г. активисты общества обратились в думу с ходатайством о строительстве здания. Мнение думы, возглавляемой В.И. Балабановым, было единодушным. В сохранившемся тексте доклада Нахичеванской городской управы от 14 апреля 1894 г. читаем: «Театр является не только увеселительным, но и просветительным учреждением, поставленным самим законом наряду с музеями и общественными библиотеками»1. Было решено строить театр, в отличие от соседнего Ростова, за деньги города.

Проект создал архитектор Нор-Нахичевани Николай Дурбах. Занавес расписал знаменитый русский художник Иван Крылов. В Год театра этому уникальному зданию исполнилось 120 лет. Его пощадили и революции, и войны - оно всегда принадлежало Мельпомене.

В 20-е гг. на Дону был настоящий театральный бум - было зарегистрировано около 200 самодеятельных театров и драматических кружков. На паровозоремонтном заводе имени Ленина (бывшие Главные мастерские Владикавказской железной дороги) Борис Фателевич организовал боевой молодежный коллектив «Синяя блуза». Он же стал создателем знаменитого ростовского ТРАМа, для которого писали свои первые пьесы И. Назаров и В. Панова, трамовцами были будущий профессор ГИТИСа Г. Бояджиев и будущий первый на Юге России народный артист СССР П. Лобода. А приютил ТРАМ этот чудесный дворец на площади Свободы.

Уже после войны на этой сцене сыграл свои первые роли фронтовик М. Бушнов, на долгие годы ставший кумиром публики - народный артист СССР, лауреат Государственной премии, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», почётный гражданин Ростовской области.

55 лет назад под этими сводами обосновался Театр юного зрителя, ставший сегодня Ростовским академическим молодёжным театром. Вот уже тридцать лет он собирает на Дону та-

1 Доклад Нахичеванской н/Д городской управы. Апреля 14 дня 1894 г. (архив Ростовского академического молодежного театра).

лантливые спектакли для детей и молодёжи со всего мира на фестиваль «Минифест».

В наше время жители донской столицы привычно называют главную городскую площадь Театральной. Мало кто помнит, что еще в 20-е гг. прошлого века пустырь на границе Ростова-на-Дону и Нахичевани именовался площадью Революции. Однако гигантская стройка, развернувшаяся на этом месте в 1931 г., превратила окраину в культурный центр, красиво соединив два города.

История о том, как проходил всесоюзный конкурс архитектурных проектов театрального здания, до сих пор не забыта. Вспоминают, что выставки конкурсных работ были и в Ростове, и в столице, победители были названы и получили награды. Но через месяц после подведения итогов в Ростов приехали авторитетные архитекторы академик В.А. Щуко и профессор В.Г. Гельфрейх. Они привезли свой проект, который не успели закончить к конкурсу, но белоснежный комбайн, ставший символом города, - это воплощение их мечты.

На стыке тысячелетий в донской столице появилось ещё одно здание-символ - белый рояль. Прошло всего 20 лет, но выросший из старой доброй оперетты Ростовский музыкальный театр под этими сводами совершил чудо. Он подарил землякам то, о чём мечтали многие поколения театралов - оперу и балет. Сегодня наших артистов восторженно принимают на разных континентах. В Год театра на Дон вернулось имя нашей землячки - великой танцовщицы Ольги Спесив-цевой. Отныне его носит Международный фестиваль балета в Ростовском музыкальном театре.

На донском театральном небосклоне много звёзд, способных составить честь не только области - стране. Но сегодня, в этот особый год, нельзя не вспомнить ещё одно имя. Святитель Димитрий Ростовский был современником императора Петра I. Его называли просветителем и златоустом. Он стал первым русским святым постпетровского времени. Дочь императора Елизавета в знак благодарного уважения дала имя святителя будущему городу.

Россия многим обязана нашему небесному покровителю, но не всем известно, что митрополит Ростовский и Ярославский был еще и драматургом. Ученики Димитрия в Ростове Великом играли написанные им пьесы. Среди них был и отец первого русского профессионального актера Федора Волкова.

Тридцать лет назад пьеса Димитрия Ростовского впервые в истории была поставлена в Ростове-на-Дону.

В 1989 г., в хмурую пору перестройки, талантливый режиссер Михаил Изюмский создал в донской столице театр-студию «Эпос». Он собрал молодых актеров, объединенных идеей восстановления прерванных духовных связей в отечественной и зарубежной культуре. Драматургию решили искать в прошлых эпохах. И начали с «Рождественской драмы» Димитрия Ростовского, написанной в начале XVIII в. В спектакле актеры исполняли духовные песнопения.

Первый опыт оказался удачным. «Рождественскую драму» показали на открытом фестивале-лаборатории в Ленинграде «Школа, опыт самостоятельного творчества». Театр «Эпос» заметили в кругу молодежных театров Москвы, Ленинграда, Перми, Киева, Львова, Хабаровска, Нижнего Новгорода. Пригласили на дни Рождества Христова в Москву, в театр «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева.

У театра был много интересных планов. Но времена были тяжелые. И театр «Эпос» остался в истории. Яркой, но короткой страницей.

Литература

Григорян М.Е. Таганрогский ордена «Знак Почёта» театр им. А.П. Чехова : альбом. Юбилейное издание. Таганрог: Веда, 2017. 115 с.

Доклад Нахичеванской н/Д городской управы. Апреля 14 дня 1894 г. (архив Ростовского академического молодежного театра).

Немиров Ю.А. Годы, спектакли, роли: из истории театров Дона. Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1984. 207 с.

Новочеркасск : справочная книжка с приложением плана города / сост. Б.В. Красновым. Новочеркасск: Изд. Ф.М. Туникова, 1896. 725 с.

Ростов и оперетта: 150 лет вместе / авт.-сост. А. Селицкий. Ростов н/Д., 2019. 103 с.

Сидоров В.С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону : в 6 т. Ростов н/Д., 1993. Т. 1. 223 с.

Синельников Н.Н. 60 лет на сцене. Издание Харьковского государственного театра русской драмы, 1935. 347 с.

References

Grigoryan, M.E. (2017). Taganrog order "Badge of Honor" in Chekhov theater. Album. Anniversary edition. Taganrog: Veda.

Report of the Nakhichevan city council. April 14 days 1894 (archive of the Rostov Academic Youth Theater).

Nemirov, Yu.A. (1984). Years, performances, roles: from the history of the Don theaters. Rostov n/D: Kn. izd-vo.

Novocherkassk. A reference book with an application of a city plan (1896). Comp. B.V. Krasnov. Novocherkassk: Ed. F.M. Tu-nikova.

Rostov and operetta: 150 years together (2019). A. Selitsky (Ed.). Rostov-on-Don.

Sidorov, V.S. (1993). Encyclopedia of old Rostov and Nakhichevan-on-Don: in 6 vol. Rostov-on-Don, 1.

Sinelnikov, N.N. (1935). 60 years on stage. Edition of the Kharkov State Theater of Russian Drama.

Поступила в редакцию 8 ноября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.