Научная статья на тему 'Театральное искусство как метод психотерапии'

Театральное искусство как метод психотерапии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1084
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PSYCHOTHERAPY / ART-THERAPY / THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова В.В.

Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое исследование воздействия театрального искусства на примере изменения уровня агрессивности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральное искусство как метод психотерапии»

Щербакова В.В. ©

Студент факультета психологии,

Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

в г. Севастополе

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ

Аннотация

Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое исследование воздействия театрального искусства на примере изменения уровня агрессивности детей.

Ключевые слова: психотерапия, арт-терапия, театральное искусство.

Keywords: psychotherapy, art-therapy, theater.

Принципиально важной и приоритетной задачей общества является укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценного образования и гармоничного развития личности. В связи с этим, постоянно возрастающая

потребность в психотерапии побуждает к открытию и рассмотрению новых, более совершенных и, на практике доказывающих свою эффективность, методов. В. Франкл писал: "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия". Это обуславливает актуальность и практическую значимость исследования. Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое исследование воздействия театрального искусства на примере изменения уровня агрессивности детей.

В рамках осуществления представленной задачи, все более актуальной проблемой современной школы, объединяющей усилия психологов и педагогов, становится проблема агрессивности детей. На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное по отношению к взрослым поведение, в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

На данный момент существует множество видов психотерапии и, среди этого многообразия, можно выделить те из них, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор. Терапия творчеством — известный в мире психотерапевтический прием. Способностью к творчеству человек отличается и от животного, и от самого совершенного робота. Терапия творческим самовыражением отвечает духу сегодняшней общественной жизни [4].

Терапия искусством или "арт-терапия" - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Терапия творчеством исторически складывалась из самостоятельных воздействий, соединившихся впоследствии в психологической и психотерапевтической практике. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов, создает условия психологической ориентации в меняющейся реальности. Арт - терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального и пр. В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность. Театр как терапия проверен почти трехтысячелетней практикой, с того времени, когда на склонах Афинского Акрополя возник театр Диониса. Уже тогда театральное искусство было поставлено на службу психическому здоровью человека. Театральные выразительные средства и особая атмосфера позволяют участникам действия,

© Щербакова В.В., 2014 г.

актерам и зрителям, быть вовлеченным в единый процесс создания другой реальности, в которой возможны события и эмоциональные переживания невозможные в реальной жизни, но особым образом влияющие на неё. В процессе действия пробуждаются подсознательные импульсы, реакции, фантазия. Зритель сопереживает персонажу, отождествляет себя с ним, создается иллюзия переноса - ситуация проживается во внутреннем плане и происходит мобилизация ресурсов для дальнейшей реальной жизни. Такой взгляд на театральное действие соответствует психоаналитическому подходу [5].

Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с театром, функцией которого является жестокость, посредством художественного образа воздействующая на зрителя, и игрой актера, посредством которой тайные подавленные желания зрителя выявляются и сублимируются. Определив новое понятие «театротерапия» формулой «Театр лечит актера, театр лечит и публику», Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться» [3]. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента, будь то рисунок, скульптура, инсталляция, выражает его неосознаваемые психические процессы. Они ведут общение с пациентом в диалоге, то есть в форме театральной, драматической. Задачи психотерапии З. Фрейдом сформулированы, как выявление переживаний, травмирующих психику, и освобождение от них на понятийном уровне путем катарсиса. Подобный феномен присущ и театральному творчеству, где во время спектакля в психике зрителя происходит спонтанный, зачастую неосознанный внутренний психоанализ, приводящий к катарсису на когнитивном уровне. Таким образом, можно сказать, что Фрейд разрешили пациенту говорить, я Морено разрешил ему действовать. Известный психолог Я.Морено в своих исследованиях отталкивался от театральных аналогий. Морено обнаружил, что проигрывание ролей, значимых для участников, и ситуаций, взятых из реальной жизни, обладает мощным терапевтическим эффектом. Наблюдая за игрой детей, но выделил, что ролевому поведению противостоит спонтанность. В психодраме синтезируются драматические средства и достижения современной психологии [1]. Следует отметить, что при этом, не требуется умение профессиональной игры на сцене, а само действие, организованное на подобие театрального, является терапевтическим.

Театр - это отражение нашей жизни. Подобно тому, как театральный режиссёр создает спектакль, каждый из нас является режиссёром театра своей жизни. Театральное искусство для человека может стать настоящим спасением от страха перед окружающим миром - а ведь именно страх, как считают многие психологи, лежит в основе агрессии и насилия. Театральные постановки с участием детей, метод психодрамы, где обучения сценическим движениям и пластики призваны помочь детям раскрыть себя, становиться увереннее в себе, учиться общаться, примерять и перенимать положительные качества своих героев, формируя основы будущей личности. Инструменты сценической режиссуры в синтезе с психологическим знанием позволяют моделировать на сцене жизненные ситуации, в которых дети, наслаждаясь игрой, «проживая» роли, раскрывают себя в различных качествах, узнают что - либо новое о себе и мире. Таким образом, ребенок с агрессивным поведением, выражая себя в роли, противоположной его обычному реагированию, формирует новые паттерны поведения. Роль способна менять разрушительные установки, учить новым конструктивным способам взаимодействия с окружающим миром.

Нами была выделена группа детей, состоящая из школьников младших классов в возрасте от 7 до 11 лет в количестве 7 человек. В начале работы с детьми, с целью выявления эмоциональной сферы ребёнка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности, были проведены такие проективные методики, как «Кактус» М. А. Панфиловой, «ДДЧ» Дж. Бак, «РНЖ» М.З. Дукаревич. Анализ проективных методик у детей представляет собой один из важнейших приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении. По результатам приведенных методик были получены рисунки с присутствием острых углов, зубов, шипов, клыков, когтей, с использованием тёмных или очень ярких цветов, что в совокупности, позволило нам сделать выводы о средне выраженном уровне агрессии. Далее, было проведено 25 занятий театральным искусством при помощи методических рекомендаций режиссёра

Театра Юного Зрителя Ю.В. Ичиной. Занятия проходили один раз в неделю, в течение 5 месяцев, каждое занятие продолжительностью 2 часа. Полученные первичные данные, в повторно проведённых методиках, свидетельствуют о снижении уровня агрессии у испытуемых, что позволяет нам сделать вывод о целесообразности применения театрального искусства как вида групповой психотерапии.

Литература

1. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.

2. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Составитель т. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.

3. Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова. СПб.: СПбГАТИ, 2007.

4. M.E. Бурно. Терапия творческим самовыражением, — Москва: Медицина, 1989. —304 с.

5. Ефимов П. “Психология искусства ” (Арт-терапевтические аспекты), - Санкт-Петербург, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.