Научная статья на тему 'Театрально-эстрадное шоу в парадигме органической философии (на примере шоу «Игра» Николая Баскова)'

Театрально-эстрадное шоу в парадигме органической философии (на примере шоу «Игра» Николая Баскова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ЖАНР / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / МУЗЫКА / ПАНТОМИМА / ПАРАДИГМА / ТЕАТРАЛЬНО-ЭСТРАДНОЕ ШОУ / HARMONY / GENRE / ART / CULTURE / MUSIC / PANTOMIME / PARADIGM / THEATRICAL SHOW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коптелова Т.И.

В статье рассматривается такой жанр современного искусства как театрально-эстрадное шоу (на примере концертной программы Николая Баскова «Игра»). Театрально-эстрадное шоу анализируется с точки зрения органической философской методологии. Парадигма органической философии позволяет более полно определить феномен творчества и особенности современного эстрадного искусства. Рассматривается визуальное и ритмическое восприятие шоу, гармония и пластичность, цельность переживания и перевоплощения артиста, единство создаваемого художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatrical show in paradigm of organic philosophy (on example of show "Game" by Nikolay Baskov)

In article such genre of the modern art as a theatrical show is considered (on the example of the concert program of Nikolay Baskov "Game"). The theatrical show is analyzed from the point of view of Organic Philosophy. The Paradigm of Organic Philosophy allows to define a phenomenon of creativity and feature of modern variety art more fully. Visual and rhythmic perception of show, harmony and plasticity, integrity of experience and transformation of the artist, unity of the created artistic image is considered.

Текст научной работы на тему «Театрально-эстрадное шоу в парадигме органической философии (на примере шоу «Игра» Николая Баскова)»

Философские науки

№ 4. - 2017

УДК 1

ТЕАТРАЛЬНО-ЭСТРАДНОЕ ШОУ В ПАРАДИГМЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (НА ПРИМЕРЕ ШОУ «ИГРА» НИКОЛАЯ БАСКОВА)

Т.И. Коптелова, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Нижний Новгород, Россия), e-mail: koptelova2210@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается такой жанр современного искусства как театрально-эстрадное шоу (на примере концертной программы Николая Баскова «Игра»). Театрально-эстрадное шоу анализируется с точки зрения органической философской методологии. Парадигма органической философии позволяет более полно определить феномен творчества и особенности современного эстрадного искусства. Рассматривается визуальное и ритмическое восприятие шоу, гармония и пластичность, цельность переживания и перевоплощения артиста, единство создаваемого художественного образа.

Ключевые слова: гармония, жанр, искусство, культура, музыка, пантомима, парадигма, театрально-эстрадное шоу.

THEATRICAL SHOW IN PARADIGM OF ORGANIC PHILOSOPHY (ON EXAMPLE

OF SHOW "GAME" BY NIKOLAY BASKOV)

Abstract. In article such genre of the modern art as a theatrical show is considered (on the example of the concert program of Nikolay Baskov "Game"). The theatrical show is analyzed from the point of view of Organic Philosophy. The Paradigm of Organic Philosophy allows to define a phenomenon of creativity and feature of modern variety art more fully. Visual and rhythmic perception of show, harmony and plasticity, integrity of experience and transformation of the artist, unity of the created artistic image is considered.

Keywords: harmony, genre, art, culture, music, pantomime, paradigm, theatrical show.

Расщеплённость постмодернистского сознания рождает хаос в современном искусстве, и появление нового эстрадного жанра, обладающего цельностью и органичностью, сопряжено с невероятными творческими усилиями талантливых людей, которые способны предвосхитить будущие эстетические идеалы и многообразные формы искусства. Речь идет о режиссёрах и актёрах самого разного амплуа. И особенно интересны споры о эстрадных жанрах, которые, несмотря на всю критику в свой адрес, могут подарить новую классику будущему.

Феномен творчества как неотъемлемой части жизни наиболее полно раскрывает парадигма органической философии. Органическая философия, существующая в отечественной и зарубежной интеллектуальных традициях, способствует возрождению самого понимания творчества [5, с. 259-260]. Творчество здесь выступает как неотъемлемая часть полноценной жизни человека и общества. Логика органического (живого) позволяет выявит следующие особенности существования культуры: 1) закон саморазвития, полагающий, что жизнеспособность нового произведения искусства определяется его цельностью; 2) закон многообразия показывает, что полноценная жизнь создает предпосылки для проявления много-

гранности; 3) одновременное действие двух детерминаций (идущей от прошлого - причинной, и детерминации будущего - целевой) позволяет приоткрыть загадку спонтанности в рождении нового [7, с. 525-528]. А загадка здесь заключается в том, что целевая детерминация будущего всегда первична по отношению к причинной, и цельность нового произведения искусства, его «вечность», способен увидеть тот, кто может заглянуть в будущее. Поэтому современным деятелям искусства необходимо помнить, что будущее уже сегодня осуществляет свой «отбор», открывая дорогу самым активным и творческим. А важнейший признак творчества - это не только свобода самовыражения, но и альтруизм (жертвенность во имя благополучия, радости, счастья - всего многообразия жизни существующей сейчас и жизни будущей). Будущее для отдельных жанров искусства и для культуры в целом возможно только там, где есть многообразие. Настоящее хранит память, кристаллизующуюся в сознании людей как традиции и устоявшиеся образы эпох. При этом память в сознании новых поколений выступает как одна из причинных детерминаций, а последующее альтруистическое творчество молодежи - целевая детерминация, без чего нельзя представить будущее культуры.

Рождение эстрадного искусства было обусловлено временем и духовными потребностями. Дело в том, что эстрада - это наиболее гибкий, портативный, массовый жанр. Именно гибкость и массовость оказались созвучными современности: стремительным скоростям ХХ-ХХ1 вв., духу глобализации. И все искусства достигают своего классического периода развития (что относится даже к цирку и оперетте), но эстрадной классики пока не было и нет. Есть ли надежда на появление «классического» театрально-эстрадного шоу в будущем?

Современные шоу, конструируемые по механистическому принципу и преследующие коммерческие цели, приносят сиюминутные результаты, но закрывают дорогу в будущее и многим видам искусства, и отдельным жанрам. Театрально-эстрадное шоу, рождаемое вдохновением артиста и режиссера, отражающее культурные традиции и создающее новое за счёт переживания прошлого и настоящего, предвосхищает будущее искусства. Таких концертных программ немного и одна из них - шоу Николая Баскова «Игра», премьера которого состоялась 7 октября 2016 г. Следуя лучшим традициям эстрадного жанра (сохраняя открытость, лаконизм, праздничность), благодаря импровизации и пластичности творчества, участники данного шоу создали оригинальное гармоническое единство, воспринимаемое визуально и ритмически, объединяющее зрителей и артистов общим переживанием.

Визуальное и ритмическое восприятие театрально-эстрадного шоу

Визуальное восприятие в значительной степени формируется благодаря оригинальным декорациям, за счет ЭЭ-графики, создаваемой современными технологиями. Костюмы и грим актёров - это также неотъемлемая составляющая визуальной стороны художественного образа. И здесь важно гармоничное сочетание всего перечисленного и взаимное дополнение декораций светом и костюмами. При этом визуализация существует не самодостаточно, хаотично творя многоликость, а в рамках одной сюжетной линии, подчиняясь общему смыслу представления.

Визуально-сюжетная линия шоу «Игра» формируется и благодаря видеосюжетам, которые сопровождают отдельные песни, превращая их в полноценные видеоклипы. При этом оригинальное видео, имеющее в каждом случае свой отдельный сценарий становится визуальным дополнением декораций и костюмов. Такое видео открывает горизонт сцены, со-

единяет разные плоскости и пространства: появляется сказочное ночное небо, вызывающее ощущение бездны в песне «Сохранив любовь»; бесконечность и чувство полёта в номере «Ты моё счастье»; игра с переворачиванием плоскостей, символизирующая обман, самоиронию и боль, в песне «Миражи».

Маска, говорящая со зрителем из центра сцены - образ, концентрирующий на себе визуальное восприятие, вбирающий всю сюжетную линию шоу «Игра». Это маска главного артиста, и очень важно, что современные технологии оживляют её, она способна быстро менять мимику и принимать любой образ. В песне «Я подарю тебе любовь» именно на маску проецируются образы, созданные великими живописцами («Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Инфанта Маргарита в голубом платье» Диего Веласкеса, «Неизвестная» Ивана Крамского). Маска принимает облик и тех артистов, которые появляются на сцене, и в конце шоу открывает лицо самого Николая Баскова. Смена образов при этом происходит в рамках одной сюжетной линии с определённой скоростью и очерёдностью, формирующими ритмическое восприятие.

Ритмическое переживание связывает и зрителя, и артиста и сопряжено оно с особым течением времени, сопровождающим театрально-эстрадное действие. Здесь важную роль играет скорость смены декораций, появление новых артистов на сцене, все их движения и действия. Во многом ритмическое переживание определяет музыка, её характер и настроение. Процессуальность музыки помогает понять парадигма органической философии, соединяющая в неразрывное целое прошлое, настоящее и будущее. И будущее здесь - это художественный образ, гармоническая непрерывность, выраженная в стремлении к идеалу.

При этом сам музыкальный ритм исключительно рационален. Он сформирован многовековой историей развития музыки, берущей своё начало в римской традиции. Так в греческих музыкальных трактатах допускались иррациональные стопы и длительности более чем в две доли - «трисемос», «тетрасемос», что практически отсутствует в трактатах латинских грамматиков) [4]. Иррациональность восприятия уходит в сферу гармонической цельности. Музыкальный ритм говорит со зрителем «статическим» языком через предельно чёткое определение формы произведения и математически выверенный рисунок (структуру). Музыкальная гармония, напротив, представляет собой «динамический» язык, т. к. именно она формирует цельность и завершенность художественного образа (и данная завершенность-непрерывность охватывает все три представления о времени: прошлое, настоящее и будущее).

Музыкальная гармония всегда опирается на определённое эмоционально-чувственное переживание зрителя и артиста. Поэтому важно заметить, что ритмическое восприятие шоу определяется не только временными интервалами и сменой мелодий, но и калейдоскопом эмоций, который рождает меняющийся художественный образ: радость встречи («Я не одинок»), восторг («Обниму тебя»), задумчивость и грусть («Я не вернусь в любовь»), надежда («Ты моё счастье»), обида и боль («Миражи»), стремление и вера («Ждать тебя»), выбор и убеждённость («Права любовь»), благодарность и любовь («Для тебя... жизнь и любовь дарю!»). Именно эти эмоции сообщают определённый ритм биения человеческого сердца, именно они способны объединить людей в общем порыве и переживании.

Визуально-ритмическое восприятие театрально-эстрадного шоу создаёт конкретный пространственно-временной контекст общего переживания фрагмента жизни зрителя и артиста. Именно для этого зритель и артист встречаются, чтобы вместе пережить что-то, поделившись своими эмоциями и чувствами. И режиссёр «Игры» Алексей Сеченов, прекрасно

ощущающий ритм эпохи, неоднократно воплощал его в своих постановках церемоний открытия спортивных соревнований, торжественных мероприятий, приуроченных к историческим датам, в телевизионных шоу и музыкальных клипах. Шоу «Игра» вбирает в себя весь этот многогранный опыт.

Представляется удивительным тот факт, что одна мелодия способна выразить настроение, дух целой эпохи. Но именно так звучат гимны стран, песни, сопровождающие торжественные или трагические события в исторических судьбах народов. При этом народная музыка всегда способна рассказать очень многое о душе и характере своего творца. И памятники искусства, воспринимаемые визуально, отражают в себе мелодии и ритмы эпохи -ушедшую музыку. В связи с этим Лев Николаевич Гумилёв замечал, что памятники искусства переживают этносы, их создавшие. «Иными словами, народное искусство - это кристаллизация той же самой энергии живого вещества биосферы, причем оно выводит свои шедевры из цикла рождения - старения - смерти и хранит не нарушенными формы, уже неподвластные всеразрушающему времени», [2, с. 78.] - писал Л.Н. Гумилёв. Искусство - это та сфера, где всегда рождается, что-то новое, уникальное. И по мнению выдающегося физика ХХ в. Гейзенберга, «у искусства другие задачи, чем у науки», и «если наука объясняет, делает понятным, то искусство должно изображать, просветлять и делать зримой основу человеческой жизни» [1]. При этом важно помнить, что жизнь всегда обладает определённым ритмом, который объемлет все сферы человеческой деятельности и концентрируется в искусстве, находя самое близкое, непосредственное воплощение в мелодии, в музыке эпохи [6, с. 15-16].

Гениальность авторов, создающих произведения современного искусства заключается в том, что они в своём творчестве не прерывают, а продолжают музыку эпох, находя в ней нечто всечеловеческое и открывая звучание собственных струн души, прикасаясь к другим судьбам, переживая события прошлого и настоящего по-своему. Так, объединяет эпохи и сердца произведение «Памяти Карузо». Необыкновенный талант Энрико Карузо, его судьба и голос, прозвучавший в начале ХХ в. находят отклик в сердцах выдающихся оперных певцов современности, которые сами достигают не меньших высот в искусстве и уже нам дарят наслаждение богатством своего таланта (например, Лучано Паваротти). «Памяти Карузо» в исполнении Николая Баскова в шоу «Игра» - это своеобразное продолжение единой исторической линии классического музыкального искусства, приобщение новой индивидуальности певца XXI в. к бесценному духовному опыту предшествующих поколений. И каждый артист шоу, появляясь на сцене, вносит свою лепту в общее переживание, в единый, многоликий образ представления. Только так можно объединить многие жанры: балет, акробатику, пантомиму, кино, песню. Именно сосуществование на сцене различных жанров и многих артистов, жизнь в одном ритме, когда сердца бьются в унисон, позволяет создавать из каждой песни мини-спектакль. И объединяющее начало здесь во многом принадлежит музыкальной гармонии.

Гармония и пластичность как необходимые свойства театрально-эстрадного шоу

В наибольшей степени гармонию способна передавать музыка. И свойство гармонии, её творческого рождения и развития, в первую очередь, характерно для классической музыки. Классическая музыка рождалась когда-то в «механистически-органической» парадигме эпохи Возрождения. И гармония, как важнейшее средство формообразования в музыке, способна передать, настроение, самочувствие целой эпохи, многих поколений и причастной к

ним индивидуальности. Звучание классических произведений в театрально-эстрадном шоу наделяет его удивительной возможностью передать импульс гармонии классической музыки, как волнообразное движение, новому поколению и веку. А гармония классической музыки уникальна, т. к. она сообщает творческий импульс каждому новому произведению искусства.

Гармония раскрывает загадку творчества: цельность, сочетающую всечеловеческую природу с индивидуальностью автора [5, с. 264-265]. И не так просто найти в наше время певца, способного так естественно, органично существовать и творить одновременно в разных жанрах, сочетать оперу и эстраду, что удаётся Николаю Баскову. При этом интуиция в творчестве рождает предчувствие будущего и позволяет ощущать целостность мира, а «классический» разум (механистический подход), способствует пониманию значения и величия произведений искусства. Поэтому Л.А. Мазель утверждал: «В описанной способности создавать непрерывные напряжения и разрядки гармония не имеет соперников...». Другие стороны музыки (мелодические восхождения и нисхождения, ритмическое движение и т.д.), «не обладают такой способностью, как классическая гармония, распространять внутренние динамические соотношения на все более и более крупные части музыкальной формы, а потому и не способны служить столь же мощными факторами формообразования» [8, с. 119120].

Своеобразная кульминация шоу «Игра» - ария Калафа «Пусть никто не спит» из оперы Д. Пуччини «Турандот»: ещё немного и рассеется земная ночь с её несправедливостью и болью, придёт заря и любовь победит. Постановка этого фрагмента шоу удивляет зрителя не только ярким сказочным образом, но и новым прочтением древних смыслов человеческого существования, которые в каждой эпохе обретают свой путь к человеческому сердцу. Хоровое сопровождение арии Калафа, большое количество артистов балета и цирка, присутствующих на сцене, придают ощущение масштабности, всеобщности действия. Классическая оперная музыка сообщает общей гармонии шоу «Игра» особый оттенок, и последующая современная популярная музыка, сопровождающая появление римского императора, воспринимается как нечто вполне органичное и естественное. При этом, поверив словам песни «Права любовь», зритель воспринимает всю торжественность и значимость момента, когда свет побеждает тьму, жизнь господствует над смертью, любовь не знает преград и заслоняет собой всё несовершенство мира.

Пластичность, раскрывающая цельность мироощущения, творчества, предполагает многообразие выразительных форм и образов. Именно пластичность - это то свойство, которое позволяет перелистывать страницы истории искусства, представлять различные эпохи и роли. Пластичность говорит языком многогранности художественного образа, раскрывая динамическую суть языка искусства.

Смена музыкальных жанров (эстрадная песня, фрагмент оперетты и оперы) раскрывает пластичность главного исполнителя. Он органичен в каждом образе, голос певца звучит, передавая все краски и тонкости разных жанров. Важно помнить, что пластичность -неотъемлемое свойство любого творчества и признак настоящего таланта. Именно пластичность задаёт главную загадку зрителю: каким образом артист, проживающий каждую роль как часть собственной судьбы, остаётся собой - продолжает быть не похожим ни на одного своего героя? В этом и философский смысл человеческой жизни, который пытается приоткрыть шоу «Игра»: нельзя потерять себе в круговороте жизни, в плену обстоятельств, только при условии раскрытия собственной уникальности возможна цельная многогранная личность. Но как об этом рассказать в современном искусстве? Подобное возможно только в

№ 4. - 2017

том случае, если артист и режиссёр способны сохранить в художественном образе цельность и органичность всего многообразия переживаний и перевоплощений.

Цельность переживания и перевоплощения артиста

Цельность переживания и перевоплощения предполагает полное погружение актёра в свою роль, единство, сосредоточенность, его духовного мира в переживании чужой судьбы -образа, который создаётся им перед зрителем. При этом артисту могут помогать самые разные выразительные средства, и в шоу «Игра» это пантомима, проходящая сквозь всё представление как неотъемлемая часть сюжетной линии, раскрывающей судьбу артиста.

Новое в пантомиме, соединяющей в единое целое разнообразные сюжеты театрально-эстрадного шоу «Игра», заключается в том, что Маска, присутствующая как неотъемлемая часть декораций, оживает, пропускает сквозь себя все действия, происходящие на сцене, и раскрывает внутренний мир главного артиста (Николая Баскова). Маска Николая Баскова самостоятельно существует на сцене, показывая способность артиста переживать чужую радость и горе, восторг и сомнения. Вместе с тем, выразительность пантомимы усиливают артисты цирка и балета, передающие в действии сложные перипетии человеческих судеб.

Как известно, пантомима своими корнями уходит в Древнюю Грецию, где само ее название происходит от двух греческих слов, которые в сочетании означают искусство, способное всё воспроизвести за счет подражания, уподобления любому предмету действительности. Поэтому древние греки считали, что актёр пантомимы способен не только перевоплощаться в богов и героев, в мужчин или женщин, юношей или стариков, но он также должен уметь выражать и людские нравы, и страсти, и состояния природных стихий (влажность воды и стремительность ветра, беспощадность огня и трепет листьев). И в шоу Николая Баскова Маска не скрывает внутренний мир человека, как это обычно бывает в реальной жизни, а, напротив, показывает способность артиста быть сопричастным всему, с чем он встречается в окружающем мире. Соприкасаясь с другими судьбами, с предметами, уподобляясь им, артист, в то же время не теряет собственного лица (он должен оставаться собой) - в этом и заключается загадка, тайна игры. Даже песочные часы, оживающие в песне «Мгновения», способны приоткрыть внутренний мир, составляющих их артистов. Через многообразный мир человек посредством игры познаёт собственную многогранность.

Игра выступает как способ существования (это не только жизнь артиста на сцене, но и вне ее). Благодаря игре происходит глубокое самопознание, испытание себя и других. И, наконец, игра выступает как противостояние существующим нравам, как вызов настоящему ради будущего. Игра не скрывает, а, напротив, снимет обличие, демонстрируя трагичность и загадочность современности. При этом важнейшая эмоция, формирующая целостный образ Маски Николая Баскова - это самоирония. Самоирония - инструмент перевоплощения, изменения себя, дающий возможность стать другим.

На примере данного шоу можно увидеть, что артист играет, формируя образы своих персонажей из собственного духовного опыта, прикасаясь сердцем к каждому из них и раскрывая определённую традицию сформированную в общественном сознании (образную память поколений). Сложившаяся традиция, которая творчески преломляется в игре артиста делает образы узнаваемыми и, в то же время, предлагает зрителю новое переживание исторических эпох и судеб. Артист на суд зрителя выносит и собственное переживание нравственных идеалов, вечных неразрешённых вопросов: что такое жизнь? любовь? игра? успех? Как отличить истину от лжи? И в переживании всей драматичности судеб современного

мира артист и зритель вновь объединяют свои усилия. Так достигается эмоциональное единство артиста и зрителя во время представления. Всеобъемлющее чувство, способное подчинить все переживания — это любовь. То, что в парадигме органической философии получило название аттрактивности.

Аттрактивность - альтруистическое стремление к тому, что больше собственного существования. Под аттрактивностью подразумевается присущее человеку с момента рождения, раскрывающееся в системе определенной национальной культуры, стремление к высшим идеалам, которое реализуется во всех формах творчества [3, с. 64-66]. Важнейший закон искусства говорит нам о том, что уникальные произведения создавались гениальными авторами не ради собственной славы, а в результате стремления к высшим идеалам, к «далёкому будущему». Это стремление рождается благодаря радостному, оптимистическому восприятию жизни. И жизнеутверждение не отрицает всей трагичности, несовершенства современного мира, но оно способно видеть дальше, выходить за пределы своего пространства и времени — мыслить многообразные судьбы вселенной, где торжествует созидание, продолжается развитие, есть место надежде на чудо. Возможно, именно жизнеутверждающей аттрактивности не хватает современному искусству, произведения которого создаются ради славы или денег.

Парадигма органической философии говорит о том, что жизнь невозможно математически просчитать так же, как и творчество. Лишь «динамический» язык искусства способен передать цельность и многогранность жизни, её красоту и неповторимость. На таком «динамическом» языке говорит с человеком песня через поэзию и музыкальную гармонию. Именно песня позволяет собрать многообразные жанры искусства в единое целое, объединить общим смыслом, переживанием. И театрально-эстрадное шоу имеет все шансы на существование в будущем, т. к. в его основе находится именно песня, следующая за классической гармонией и современными мотивами, передающая биение многих сердец в одном эмоциональном ритме, способная выразить любовь. Возможно, на наших глазах рождается классика будущего в живом общении артиста и зрителя, в их общем жизнеутверждающем переживании.

Литература:

1. Гейзенберг В. Соотношение науки, искусства и религии в рукописи 1942 г. URL: http://www.iph.ras.ru/elib/Nauka_iskusstvo_3.html (дата обращения 12.03.2017).

2. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии: Очерк. М.: Изд-во Искусство, 1993. 92 с.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2001. 384 с.

4. Двоскина Е.М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина «De música libri sex». Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 1997. 258 с.

5. Коптелова Т.И. Классическая музыка в парадигме органической философии: детерминация будущего // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 3. 259-269.

6. Коптелова Т.И. Музыка как отражение жизни: органическая методология изучения музыкального искусства // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 3 (15). С. 13-20.

7. Коптелова Т.И. Органический принцип евразийства и предпосылки изменения господствующего в современной науке стиля мышления // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 6. С. 524-533.

8. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с.

References:

1. Geizenberg V. Sootnoshenie nauki, iskusstva i religii v rukopisi 1942 g. URL: http://www.iph.ras.ru/elib/Nauka_iskusstvo_3.html (data obrashcheniya 12.03.2017).

2. Gumilev L.N. Iz istorii Evrazii: Ocherk. M.: Izd-vo Iskusstvo, 1993. 92 s.

3. Gumilev L.N. Konets i vnov' nachalo: Populyarnye lektsii po narodovedeniyu. M.: Rol'f, 2001. 384 s.

4. Dvoskina E.M. Antichnaya teoriya ritma: traktat Avreliya Avgustina «De música libri sex». Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iskusstvovedeniya. M., 1997. 258 s.

5. Koptelova T.I. Klassicheskaya muzyka v paradigme organicheskoi filosofii: determinatsiya budushchego // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2016. № 3. 259-269.

6. Koptelova T.I. Muzyka kak otrazhenie zhizni: organicheskaya metodologiya izucheniya muzykal'nogo iskusstva // Vestnik kafedry YuNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazova-nie. 2016. № 3 (15). S. 13-20.

7. Koptelova T.I. Organicheskii printsip evraziistva i predposylki izmeneniya gos-podstvuyushchego v sovremennoi nauke stilya myshleniya // Rossiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2015. T. 4. № 6. S. 524-533.

8. Mazel' L.A. Problemy klassicheskoi garmonii. M.: Muzyka, 1972. 616 s.

— • —

Сведения об авторе

Татьяна Ивановна Коптелова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.