УДК 069.124:82
Е. Н. Мастеница
Театрализация в литературном музее: принципы и формы
Статья посвящена рассмотрению основных принципов и форм театрализации в литературном музее. Отмечается дискуссионность и вариативность толкования понятий «театрализация» и «театральность». Применительно к музейной театрализации выявлены принципы построения экспозиции по драматургическим («сюжетным») основам; привнесение в структуру экспозиции музея выразительных средств и приемов из области театрального действия и иных видов зре-лищности; расширение пространства экспозиции за счет проведения в ее стенах перформансов, арт-акций, театрализованных экскурсий и спектаклей. Выявленное многообразие форм театрализации свидетельствует о том, что литературные музеи активно используют их в процессе презентации и интерпретации литературного наследия публике.
Ключевые слова: литературный музей, театр, театрализация, экспозиция, выставка, экскурсия, выразительные средства, инсталляция, перформанс
Elena N. Mastenitsa Theatricalization in a literary museum: principles and forms
The article is devoted to the consideration of the basic principles and forms of theatricalization in a literary museum. The dubitability and variability of the interpretation of the concepts of «theatricalization» and «theatricality» are noted. About the museum theatricalization, the principles of constructing an exposition based on dramaturgy («plot») are revealed; bringing expressive means and techniques from the field of theatrical action and other types of entertainment into the structure of the museum exposition; expansion of the exposition space by holding performances, art actions, theatrical excursion and performances within its walls. The revealed variety of forms of theatricalization indicates that literary museums actively use them in the process of presenting and interpreting the literary heritage to the public.
Keywords: literary museum, theatre, theatricalization, exposition, exhibition, excursion, expressive means, installation, performance DOI 10.30725/2619-0303-2022-2-99-106
Актуальность обращения к театрализации в музеологическом дискурсе продиктована неослабевающим интересом исследователей к возрастающему значению интерактивности в музейном пространстве за счет привнесения в него театральности, а также потребностью осмысления причин и факторов, согласно которым имеет место быть этот процесс. На современном этапе в деятельности музеев, в том числе и литературных, прослеживается тенденция акцентировать не столько познавательную, сколько развлекательную составляющую образовательно-воспитательной функции в целях более эффективного восприятия предоставленного посетителям материала. Поэтому в работе с аудиторией используются политика аффекта, те или иные способы интерактивности, эмоционального воздействия, одним из которых и является театрализация. Она, в свою очередь, имеет собственные принципы и формы, которые
можно наблюдать как непосредственно в музейной экспозиции, так и в экскурсионной деятельности, а также в ходе специальных мероприятий или событий, организованных в музее. Феномен театрализации в музейном пространстве, а также основные тенденции ее развития привлекали внимание исследователей. Значительный вклад в разработку данной темы внесли труды И. А. Щепетковой [1], которая рассматривает театрализацию как один из приемов экспозиционного решения, предлагает собственную типологию музейной театрализации, а также исследует феномен спектакля, поставленного в музейном пространстве, сопоставляя его выразительные средства с той специфической художественной выразительностью, которая присуща музейной экспозиции. В работах Е. Н. Крайнер подвергаются изучению экспериментальные театрализованные программы (музейные праздники, презентации выставок, театра-
лизованные экскурсий и музейно-театраль-ных спектакли) [2]. Л. М. Шляхтина, анализируя феномен музея на современном этапе его функционирования, уточняет его смысл и назначение в условиях модернизации общества в рамках стремительного развития информационных технологий [3]. Обосновывая модель музейной коммуникации, которая подразумевает увеличение интерактивного общения с публикой, автор полагает, что театрализация выступает одним из способов наиболее сильного, прямого и эмоционального воздействия на посетителя с целью донесения до него наиболее важных и ключевых моментов и идей.
Начать наши рассуждения о театрализации следует с характеристики доминирующих на современном этапе развития тенденций построения как музейной экспозиции, так и театрального спектакля. По отношению к формированию и построению музейной экспозиции в предшествующие десятилетия основополагающим принципом считалось регламентирование экспозиции относительно профиля музея, что выражалось в отношении к экспонируемому музейному предмету как к «отдельному произведению искусства». Сегодня исследователи выводят на передний план отношение к экспонату как к «знаку среди других знаков в семиотической системе «искусство» [4, с. 129]. И если данный концептуальный подход сначала настораживал как работников музейных, так и театральных, то в настоящее время никого не удивляет превращение музея в пространство, открытое для эксперимента, оригинального неожиданного прочтения известного события или сюжета, по-новому раскрывающего смысл и значение, которыми обладает музейный предмет. Эта нарастающая тенденция в художественных и культурных практиках обусловила появление жанра инсталляции, призванного освежить привычный нам формат, а также объединить предметы-символы в единую систему смыслов и образов. Нужно сказать, что именно этот жанр, превращая предмет в знак, а знаки - в систему символов, предлагает выход из статичности изобразительного искусства. Специфика инсталляции в рамках проектирования музейных экспозиций и выставок рассматривается исследователями как средство оживления неподвижных скульптур и картин, которые начинают по-новому «играть» в сознании зрителя, про-
рисовывая неожиданные ассоциативные параллели, образуя ощущение реального соприкосновения. Мнения исследователей по отношению к феномену инсталляции разделились: некоторые считают ее закономерным этапом развития художественного творчества (И. Кабаков), другие же относят этот жанр к сфере литературы (Е. Деготь) [1, с. 35].
Таким образом, в связи с внедрением инновационных принципов в музейное пространство логичным представляется усиление влияния и роли авторов экспозиций или куратора выставки, которые отбирают те средства и способы подачи экспонатов, которые наиболее репрезентативно и вместе с тем информативно раскрыли бы смысл концепции или темы проектируемой экспозиции. В связи с изменением отношения к появляющимся инновационным и непривычным взглядам и концепциям меняются роли, функции и спектр обязанностей причастных к этому процессу специалистов. В то же время прослеживается некоторое сходство в работе и общих задачах у профессионалов различных культурных институций. Художник выставки в своих исканиях приближается к художнику-постановщику театрального представления. За последнее столетие представители обеих профессий отошли от стандартного безликого декорирования и организации пространства, направив свою творческую энергию на разработку новых и неожиданных дизайнерских, смысловых и тематических решений, активно участвуя в поиске смыслов и значений, позволяющих выразить собственное отношение к конкретному вопросу или событию. Подобная трансформация привела к смене отношения к экспозиции в музейной сфере - теперь она рассматривается исследователями как произведение дизайнерского искусства [4, с. 109-110].
Специалистов в сфере театрального искусства настораживает активизация и новаторские подходы художников-оформителей, в рамках деятельности которых сценография практически полностью «перетягивает» на себя внимание зрителей и некоторых случаях даже существует отдельно от остальных художественных компонентов спектакля [1, с. 38]. Однако в некоторых случаях подобный подход создает многоплановую интересную инсталляцию, тем самым еще более подробно раскрывая и дополняя трактовку и прочтение режиссера.
Таким образом можно констатировать, что на современном этапе трансформации и модификации их составных художественных компонентов музея и театра во многом зависят от тех изменений, которые обусловлены развитием информационного общества и визуализацией культуры, иными словами принципы и способы экспонирования начинают подстраиваться под тип мышления современного человека и социума, в котором он существует. Подобного мнения придерживается М. Т. Майстровская, проводя параллели между увеличением темпа и ритма жизни индивида и возрастающей «клиповостью» его восприятия окружающей действительности. Исследователь видит будущее не только музейной сферы, но и театральной и многих других за компьютерной графикой, интерактивными и визуальными технологиями и другими продуктами развития информационного общества [5, с. 16]. В связи с этими процессами меняется и отношение непосредственно к экспозиционному творчеству, его типам, видам и принципам. Обобщая, мы можем отметить, что «театрализация» или ее элементы не только присутствуют в различных сферах культуры и художественного творчества, но и прочно вошли в деятельность музеев. Однако при этом в искусствоведении, театроведении, культурологии и музеологии не существует устоявшегося определения «театральности» и «театрализации». Поэтому охарактеризовать этот процесс возможно лишь тезисно и условно, основываясь на конкретных высказываниях-срезах исследователей, режиссеров и теоретиков театрального искусства, имеющих к нему непосредственное отношение Так, для режиссера М. Захарова театральность -«это океан всевозможных способов сценического существования» и «система приемов, сумма приспособлений, с помощью которых обеспечивается контакт между сценическим действием и собравшимися зрителями» [1, с. 43]. Согласно представлениям Ю. М. Лотмана, сложность природы театральности заключается в том, что в театре есть «вера в то, что иллюзорная реальность сцены реальна, и в то, что она не жизнь, а игра в жизнь» [6, с. 585]. Философ М. Мамардашвили под театральностью понимает «динамическое высвобождение духовной энергии человека в некотором воображаемом, особом пространстве и времени» [7, с. 106-107]. Некоторые исследователи рассматривают процесс театрали-
зации как перспективный и действенный метод общения с музейной аудиторией. Е. Н. Крайнер отмечает, что активное использование театрализации в музейном пространстве организовывает зрителя и повышает его внимание к представляемому материалу, что положительно сказывается на эффективности ознакомления с экспозицией, а также выводит посетителя на чувственный анализ полученных наблюдений и переживаний [2, с. 112].
Многообразие и вариативность трактовок понятий «театральность» и «театрализация» отнюдь не сдерживает активное использование на практике этого процесса с учетом всех его тонкостей и нюансов. Однако сложность в трактовке понятия «театрализации» в профессиональной среде приводит и к трудностям в определении четких критериев ее применения в музее. Многое зависит как от вкусовых пристрастий и авторитетного мнения конкретного специалиста, так и от миссии и задач конкретного музея. В рамках данной статьи представляется более уместным говорить о взаимодействии, взаимовлиянии и взаимодополнении музея и театра как социокультурных институций, имеющих много общего в генезисе и эволюции. Мы полагаем обоснованным сравнение музейной экспозиции с театральным спектаклем, экспозиционное проектирование - с театральной режиссурой, план экспозиции - со сценарием, персонажей с музейными предметами, превращенными в экспонаты, а экскурсоводов вполне возможно приравнять к актерам театрального представления. Данные аналогии позволяют установить причины и векторы проникновения «театрализации» в музейную сферу, а также проанализировать ее основные направления в практике музеев литературного профиля.
Рассмотрим более детально три принципа музейной театрализации, опираясь на ее типологию, разработанную И. А. Ще-петковой. Первым принципом театрализации в музейной среде является построение экспозиции по драматургическим или, как их еще обозначают исследователи, «сюжетным», или «театральным» законам [1, с. 48]. Данный принцип присутствует во многих музеях вне зависимости от их профиля, так как он не вносит масштабных и кардинально меняющих структуру экспозиции элементов, не подрывает идейный фундамент музея, а также не требует применения других «языков» в экспозиции,
делая его одним из самых удобных и, как следствие, - распространенных. В данном принципе театрализации присутствуют основные приемы и средства, заимствованные из театральной среды, с помощью которых можно сделать экспозицию более яркой и динамичной, а подачу экспонатов более эффектной и запоминающейся. В качестве примера может служить прием «экспоната в фокусе», суть которого заключается в выстраивании экспозиции таким образом, чтобы определенное произведение искусства в художественном музее приковывало к себе все внимание посетителя. Подобного ощущения можно добиться различными способами: игрой с фоном и его контрастным тонированием, выделением значимых объектов при помощи определенно подобранного освещения др. Таким образом у зрителя создается ощущение бессистемности видимого ими зрелища, имеющего на самом деле четко продуманную планировку. Все происходящее начинает напоминать театральное действие, в котором каждое произведение искусства претендует на главную роль, превращающуюся в итоге в отдельный моноспектакль. Экспозиция тем самым рассматривается как масштабная система, организующая множество тематически и идейно связанных между собой моноспектаклей каждого музейного предмета по отдельности [4, с. 110].
Обращение к театрализации в деятельности музеев, посвященных литературному герою или произведению, объясняется тем, что принципы театрализации привносят в экспозицию сюжетный драматургически выстроенный сценарий, занимательно и увлекательно представляющий экспозицию публике, ведущий ее за собой. В качестве примеров можно привести Музей Шерлока Холмса на Бейкер-Стрит в Лондоне, «Дом станционного смотрителя» в Выре (Ленинградская обл.), а также музей литературных героев «Повестей Белкина» в селе Львовка, который входит в комплекс Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А. С. Пушкина «Болдино». Эти и другие похожие по тематике музеи не только выстраивают экспозицию, следуя определенному заданному писателями сюжету, но и наглядно демонстрируют посетителям аромат ушедшей эпохи, погружая зрителей в необычную для них обстановку. Благодаря драматургическому принципу театрализации разнородные музейные предметы объединяют-
ся в одну сюжетную линию, связывающую всю экспозицию и позволяющую не только насладиться и прочувствовать атмосферу времени, но и вспомнить и осмыслить, пропуская через личное восприятие, содержание произведения. Все это делает процесс организации «сценографической среды» близким к жанру инсталляции, а также дает толчок развитию музеологической мысли в данном направлении.
Второй принцип театрализации музея связан с привнесением в структуру экспозиции музея выразительных средств и приемов из области театрального действия и иных видов зрелищности, содержащих элементы из других «языков» [1, с. 58]. Это может быть введение в экспозицию костюмированных персонажей, применение ролевых и обучающих игр для разных возрастных категорий посетителей (например, музей ремесел), демонстрирование ритуальных действий (в этнографических музеях), а также музыкальное, световое, шумовое сопровождение, сенсорные эффекты и многое другое [3, с. 17]. Главная ценность этого принципа театрализации заключается в том, что он предоставляет возможность не просто выделить экспонат за счет игры с оттенком фона или подсветки, а позволяет «оживить» музейный предмет, превращая его в персонажа представления, который с этого момента становится «действующим лицом» сюжетно выстроенного драматургического повествования и имеет собственный «голос», выражающий определенную позицию. Включение в экспозицию элементов и средств других «языков», например, аудиовизуальных, вносит недостающую динамичность экспозиции, а также расширяет ее информационную наполненность. В поддержку применения музеями данного принципа театрализации существует мнение исследователей, которое доказывает непродуктивность лишь зрительного восприятия информации и ставит своей целью затронуть как можно больше каналов человеческого восприятия для усиления воздействия представленного на экспозициях материала. В этом отношении театрализация представляет собой неиссякаемый источник для всевозможных модификаций и экспериментов в области репрезентации и интерпретации литературного наследия.
Под третьим принципом театрализации музея подразумевается расширение пространства экспозиции за счет проведения в ее стенах перформансов, различ-
ных арт-акций, а также театрализованных спектаклей [3, с. 18]. Отметим, что первый принцип музейной театрализации тяготеет к жанру инсталляции, второй - к жанру перформанса, а третий представляет собой некое зрелищное событие, связанное тематически и драматургически с воссозданной в конкретной экспозиции исторической обстановкой.
Исследователи видят жанр перформан-са как самостоятельную форму искусства и закономерный этап развития изобразительного искусства, не подчиняющийся и не вступающий в контакт ни с какими другими сферами. Музей на современном этапе находит способы и возможности использования этого жанра с целью донесения до аудитории желаемой информации, погружения в мир идей и образов. Следствием является распространение в среде художественных музеев так называемых «живых картин», придающих экспозиции динамичность, свежесть и современность, вызывая неподдельный интерес у публики. Так, в Музее-квартире А. А. Блока в рамках акции «Ночь в музее» (2018 г.) в постоянной литературной экспозиции проводился ряд небольших костюмированных перфор-мансов-спектаклей, сопровождавшихся исполнением романсов и монологов, характеризующих многогранное творчество поэта, что позволило по-новому оценить привычное экспозиционное пространство мемориального музея, создавая новый ассоциативный ряд у посетителей-зрителей. Подобные мероприятия популярны в литературных музеях, так как они не только поддерживают интерес у публики, но и предоставляют простор для всевозможных экспериментов, в рамках которых рождаются новые и эффективные формы взаимодействия с аудиторией.
Таким образом, театрализацию в музее следует рассматривать как перспективное направление, позволяющее не только придать экспозиции новый импульс репрезентации литературного наследия, но и разнообразить ее, сделав интересной для большего количества людей. Ведь главной целью театрализации является создание цельного художественного высказывания, заключающего в себе современное оригинальное прочтение заложенных в экспонатах смыслов и значений.
В ходе рассуждений выяснилось, что театрализация в музейной среде не только стала достаточно популярной, вызывая
эмоциональный отклик у посетителей, но и приобрела теоретическое обоснование в музеологии. В современных реалиях музей, становясь «событийным» и более зрелищным за счет привнесения в его жизнь театральности, начинает привлекать большее количество посетителей и достойно конкурировать с другими видами культурного досуга. Во-первых, методы и принципы театрализации музейного пространства удовлетворяют потребность современного человека к зрелищности и событийности подачи информации, которая в подавляющем количестве случаев представлена в более редуцированном, но не менее эффективном качестве. Во-вторых, театрализация за счет наличия многообразия художественных средств выразительности помогает привнести в статичное музейное пространство жизнь и движение, погружая посетителя в исторический контекст эпохи, воссоздавая тем самым образ литературного персонажа, места и времени действия событий. В-третьих, театрализация позволяет увидеть предмет в характерных исторических реалиях, порой возвращая его в контекст бытования, что дает посетителю возможность почувствовать себя со-творцом происходящего, а также раскрыть потенциал музейных предметов в различных интерпретациях.
Следовательно, во всем многообразии форм театрализация в музее выступает в качестве сложного, многофункционального и многогранного явления, оперирующего широким спектром смыслов и образов. В данном ракурсе можно предположить, что театрализация объединяет музей и театр, а также архитектуру, искусство, литературу и музыку, придавая музейному пространству синтетический характер [8, с. 117-122].
Рассмотрим некоторые формы театрализации в музее, где она выступает: как средство обогащения экспозиционного пространства, как способ внесения разнообразия в экскурсионную деятельность, как театральный спектакль.
Трансформируется роль экскурсовода в пространстве музея, использующего принципы театрализации. Ведь если экспозиция драматургически выстроена и организована, то показ и рассказ как основные принципы экскурсии теряют свое значение. Процесс театрализации в некотором смысле вытесняет экскурсовода из пространства «театрализованной экспозиции», ставя перед
ним другие задачи. В случае, если экспозиция представляет собой целостный художественный образ, экскурсовод в ней скорее всего покажется лишним. Если же подразумевается присутствие экскурсовода в выставочном пространстве, то его обязательно нужно будет вводить в тематику, образ и концепцию экспозиции, используя сценарный подход, элементы костюма, речь и др.
Однако пока экскурсовод остается наиболее популярным и востребованным «персонажем» в жизни музея любого профиля [1, с. 67]. В большинстве случаев участие экскурсовода, его личное прочтение смыслов и метафор, представленных на экспозиции, помогают посетителям максимально погрузиться в нить повествования и драматургию экспозиции. Важную роль играет выстроенный образный и грамотный рассказ, дополняющий богатый и насыщенный визуальный ряд. В данном контексте экскурсовод выполняет функции театрального актера, привносящего жизнь и движение в композицию выставки, расставляя нужные смысловые акценты, дополняющие и раскрывающие задумки куратора. Присутствуя на такой экскурсии, посетитель имеет возможность полностью погрузиться в исторические реалии, воплощенные в музейном пространстве и даже почувствовать себя героем того или иного события, литературного произведения. Подобный эффект возможен только благодаря эмоциональной и выразительной, запоминающейся подаче материала экскурсоводом. Также экскурсовод в пространстве театрализованного музея берет на себя роль режиссера и драматурга, так как он сам разрабатывает не только маршрут, но и план действий, который подразумевает озвучивание и воплощение собственных мыслей, чувств, эмоций и ассоциаций. Таким образом, можно заключить, что экскурсовод не только не теряет своих позиций в музейной театрализации, а наоборот, приобретает еще более значимую роль, становясь не только сопровождающим комментатором, но и актером, сценаристом, драматургом и режиссером одновременно.
В пространстве литературных музеев Санкт-Петербурга экскурсии с привнесением в них элементов театральности являются достаточно распространенным явлением. Ярким примером может послужить деятельность Всероссийского музея А. С. Пушкина в его филиале - Музее-усадьбе Г. Р. Державина, реализующего большое
количество тематических мероприятий, связанных с конкретной эпохой и конкретными личностями.
Отдельного внимания заслуживает театрализованная экскурсия «России верный сын Державин...», пользующаяся популярностью как у взрослой аудитории, так и у детей среднего и старшего школьного возраста. Она имеет своей целью погрузить зрителя в атмосферу XVIII столетия, а также продемонстрировать великолепные интерьеры особняка, узнать о манерах просвещенного XVIII в., о частной жизни Гавриила Романовича, раскрыть многогранность его личности.
Гостеприимный хозяин, роль которого исполняет профессиональный приглашенный актер, встречает зрителей и ведет их уже не по музею, а по своему дому, беседует с ними, цитирует свои сочинения, раскрывает тайны различных предметов и предназначение комнат, попутно исследуя интерьеры усадьбы Г. Р. Державина и вовлекая экскурсантов в это исследование.
В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в выставочных и экскурсионных практиках делается акцент на оживление общения с аудиторией, повышение интерактивности экспозиций, а также на поиск новых способов общения с публикой с элементами театральности. Так, выставка «Ахматова. Ты один из моих двойников» (2019 г.) погружала посетителя в эпоху петербургской культуры Серебряного века с помощью привнесения в экспозицию методов и форм театрализации. Этот выставочный проект явился результатом сотрудничества музея и Творческой мануфактуры «П.Т.Х.», главная идея которого заключалась в создании особой атмосферы, олицетворявшей ключевые точки биографии Анны Ахматовой, совмещении их с программными текстами экспозиции, а также в воплощении переходных моментов в жизни поэтессы в характерных арт-объектах. Таким образом, каждому посетителю была предоставлена возможность стать свидетелем первого явления «Ахматовской музы», встретиться лицом к лицу с идеями и реалиями поколения Серебряного века, пережить суд над поэтом, а также оказаться в райском саду поэзии. Экспозиция строилась на взаимодействии, переходящем в некоторых моментах в конфликт изображений и текстов, что помещало посетителя в достаточно неопределенное измерение, в котором реальность происходящего смешивалась
с текстовой реальностью, что побуждало зрителя к поиску новых смыслов и расшифровке закодированного в арт-объектах материала. Театрализация в данном контексте применялась на выставке в формате видеоинсталляций, сопровождавшихся аудио фрагментами записей голоса поэтессы, декламирующей собственные стихотворения. Применение принципов театрализации способствовало погружению посетителя в атмосферу времени и помогало острее прочувствовать искания и переживания Ахматовой и ее современников.
Еще одним интересным проектом представляется выставка из цикла «В предлагаемых обстоятельствах» «Иосиф Бродский. „Сохрани мою тень" (2020-2021 гг.). Данный выставочный проект был также создан музеем в сотрудничестве с Творческой мануфактурой «П.Т.Х» (Маша Небесная, Женя Исаева) в соавторстве с режиссером Яной Туминой, а экспозицией стали не мемориальные комнаты, а сад музея. Открытое пространство обосновано тематикой проекта: поэзия как свобода, как способ преодолевать расстояние и время. Театрализация в данном проекте присутствовала в различных своих проявлениях. Так, построение экспозиции по драматургическим или «сюжетным» законам, превращающее садовую стену в небольшое повествование, раскрывающее все тонкости коммунального быта советского человека, воссозданного по фотографиям «полутора комнат» коммунальной квартиры на Литейном пр., 24, где Иосиф Бродский жил с родителями. В экспозицию введено музыкальное, звуковое сопровождение, представленного в формате аудио фрагментов разговоров, мыслей вслух, цитируемых отрывков из стихотворений или интервью. Представленная полифония позволяет либо насладиться полной палитрой мнений, либо выбрать и проследить какую-либо одну тему, способную многое рассказать об людях и судьбах. Оснащение экспозиция QR-кодами дополнят ее, делает более информативной и более глубокой в отдельных аспектах, а также доступной и привычной к использованию молодой публикой. Таким образом, благодаря принципам театрализации экспозиционного пространства данный выставочный проект стал ярким и наглядным воплощением эпохи 1960-1970-х гг. -времени юности поэта Иосифа Бродского, оставляющим каждому посетителю право самостоятельного выбора в решении о том,
какой была жизнь И. Бродского и его современников - интересной или однообразной, яркой или устрашающе монотонной.
Одним из недавних проектов музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, реализованным с применением театрализации, является выставка «Из самой окончательной разлуки вернуться можно...», приуроченная у 135-летию Николая Гумилева. Отдельного внимания заслуживает та тонкость и деликатность, с которой она была «вписана» в пространство постоянной мемориальной экспозиции музея. При создании этого небольшого проекта сотрудники выставочного отдела музея столкнулись с рядом трудностей, как практических, так и концептуальных. Одна из них состояла в том, что Н. С. Гумилев никогда не бывал в стенах этой квартиры лично, но «присутствовал» там в душе и воспоминаниях Анны Андреевны и их сына Льва. Этим объясняется определенное расположение экспонатов выставки - в небольшом коридорном тупике, который иронично называли «Левин кабинет». Здесь ее создатели, обращаясь и к принципам, и к формам театрализации, постарались предметно выразить чувства поэтессы, которая продолжала обращаться к Николаю Степановичу в своих стихотворениях и записях в дневнике, а также Льва Николаевича, безмерно любившего своего отца. На экспозиции это выражается в сменяющих друг друга изображениях молодого Н. С. Гумилева, словно всплывающих в памяти его сына, для которого он всегда оставался образцом для подражания, в подвешенных к потолку страницах из дневника Ахматовой, в которых исследователи видят разговор поэтессы с Николаем Степановичем. Данная выставка интересна и интерактивна, так как с помощью немногочисленных средств и арт-объектов создается легкое и ненавязчивое, но достоверное ощущение присутствия. Посетители могут самостоятельно изучать и взаимодействовать с воссозданными страницами и записями Анны Андреевны, подвешенными на ниточках к потолку, брать их в руки, читать и разглядывать. Лаконично подобранные подлинные экспонаты - портреты молодого Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой, а также архивные страницы незаконченного стихотворения поэтессы, строки из которого послужили названием выставки, расширяют экспозиционное пространство, не перегружая его, а добавляя глубинные смыслы.
Таким образом, лишь некоторые примеры театрализации в литературных музеях Санкт-Петербурга наглядно иллюстрируют эффективность применения различных ее принципов и форм на практике. Собственно феномен театрализации в данном случае можно рассматривать как способ расширения экспозиционного пространства, позволяющий не только наладить и поддержать музейную коммуникацию, но и помогающий гораздо глубже и эмоциональнее прочувствовать заложенную в выставке идею и концепцию. Можем констатировать, что построение музейной экспозиции с привнесением в ее структуру принципов и форм театрализации представляет собой достаточно сложный и многофункциональный процесс, в основе которого лежит синтез средств художественной выразительности музея и театра, во многом способствующий использованию методов и форм эффективного взаимодействия с аудиторией и развитию иммерсивных практик.
Список литературы
1. Щепеткова И. А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: дис. ... канд. культурологии. Санкт-Петербург, 2006. 215 с.
2. Крайнер Е. Н. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия (на материалах работы учреждений культуры Ивановской области): дис. канд. пед. наук: 13.00.05. Санкт-Петербург, 1999. 185 с.
3. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 14-19.
4. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 2008. 244 с.
5. Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции // Музееведение. На пути к музею
XXI века: музейная экспозиция: сб. науч. тр. Москва: РИК, 1997. С. 7-22.
6. Лотман Ю. Семиотика сцены // Лотман Ю. Об искусстве. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 1998. С. 583-602.
7. Мамардашвили М. Время и пространство театральности // Театр. 1989. № 4. С. 105-108.
8. Малеев В. С. Музей и театр на пути к единству: поиск синтетических форм // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4 (84). С. 113-122.
References
1. Shchepetkova I. A. Theatricalization of the museum space as a form of interaction with visitors: dis. on competition of sci. degree PhD in Culturology. Saint-Petersburg, 2006. 215 (in Russ.)
2. Krainer E. N. Historical and cultural education by means of artistic and figurative influence (based on the work of cultural institutions of the Ivanovo region): dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy: 13.00.05. Saint-Petersburg, 1999. 185 (in Russ.).
3. Shlyakhtina L. M. Modern Museum: Ideas and Realities. Questions of Museology. 2011. 2 (4), 14-19 (in Russ.).
4. Kalugina T. P. Art Museum as a Cultural Phenomenon. Saint-Petersburg: Petopolis, 2008. 244 (in Russ.).
5. Maistrovskaya M. T. Museum exposition: trends. Museum Studies. On the Way to the Museum of the 21st Century: Museum Exposition: coll. sci. art. Moscow: RIK, 1997. 7-22 (in Russ.)
6. Lotman Yu. Semiotics of the stage. Lotman Yu. About art. Saint-Petersburg: Iskusstvo-SPb, 1998. 583602 (in Russ.)
7. Mamardashvili M. Time and space of theatricality. Theater. 1989. 4, 105-108 (in Russ.)
8. Maleev V. S. Museum and theater on the way to unity: the search for synthetic forms. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2018. 4 (84), 113-122 (in Russ.).