Научная статья на тему 'ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ТЕАТР / ПЕДАГОГ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕЧЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются виды и формы театрализованной деятельности, как вспомогательный компонент при развитии познавательных процессов. Будут определены положительные моменты участия театра в жизнь старшего дошкольника с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пирко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER IN THE LIFE OF AN OLDER PRESCHOOL CHILD WITH MENTAL RETARDATION

This article discusses the types and forms of theatrical activity as an auxiliary component in the development of cognitive processes. The positive aspects of the theater's participation in the life of an older preschooler with a mental retardation will be determined.

Текст научной работы на тему «ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Театр в жизни ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического

развития

Theater in the life of an older preschool child with mental retardation

Пирко Светлана Николаевна

Студентка 3 курса Магистратуры Российского Государственного Социального университета

Россия, Москва

Pirko Svetlana N.

3nd year Master's student of the

Russian State Social University Russia, Moscow

Аннотация.

В данной статье рассматриваются виды и формы театрализованной деятельности, как вспомогательный компонент при развитии познавательных процессов. Будут определены положительные моменты участия театра в жизнь старшего дошкольника с задержкой психического развития.

Annotation. This article discusses the types and forms of theatrical activity as an auxiliary component in the development of cognitive processes. The positive aspects of the theater's participation in the life of an older preschooler with a mental retardation will be determined.

Ключевые слова: старший дошкольник, театр, педагог, коммуникативные навыки, дети старшего дошкольного возраста с задержками психического развития, познавательные процессы, речь, мышление, внимание, память, сенсорно-перцептивные функции, моторика.

Key words: senior preschooler, theater, teacher, communication skills, older preschool children with mental development delays, cognitive processes, speech, thinking, attention, memory, sensory-perceptual functions, motor skills.

В настоящее время можно заметить, что дети с задержкой психического развития в дошкольных группа воспитываются вместе с детьми нормы. Это очень частый факт. Для положительного и оптимального взаимодействия детей нормы с детьми с задержкой психического развития существуют различные формы помощи. Чаще всего у детей с задержкой психического развития присутствуют нарушения, связанные с познавательными процессами. Посредствам этого у детей могу появляться проблемы в развитии коммуникативных навыков, а именно детям с задержкой психического развития бывает сложно установить контакт с детьми норм из-за ряда нарушений в познавательных процессах. Чтобы углубиться в тему статьи, разберем для начала особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Что позволит понять, почему именно театр может помочь ребенку с задержкой психического развития оптимально взаимодействовать со сверстниками.

Чем особенности развития детей с ЗПР отличаются от детей нормы? Само название говорит за себя. Задержка психического развития (ЗПР)- определяется, как задержка каких-либо психических функций, замедленный темп развития их посредствам каких-либо неблагоприятных социальных факторов, который позже обратим в норму.

Какие именно функции могут быть замедлены в развитии? Чаще всего при задержке психического развития происходит нарушение развития психических процессов таких, как память, восприятие, память, мышление, внимание, ощущение, представление, речь. Далее разберем, как именно это выражается и какие отрицательные моменты может принести, если вовремя не обратиться за помощью к специалистам. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте сложнее установить задержку психического развития, так как в данном возрасте есть схожесть в умственной отсталостью.

Итак, чаще всего при задержке психического развития страдает память, мышление, внимание, речь. Далее разберем особенности развития каждого процесса при ЗПР.

Внимание. Нарушение внимания один из главных особенностей детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Они бывают в разной мере. Чаще всего «синдром дефицита внимания» проявляется вместе с гиперактивностью и у детей с трудностями в обучении. Определить недостаточность сформированное™ внимания можно при наблюдении за ребенком, о его восприятии окружающего. Выражается это в том, что ребенку сложно сосредоточиться на одном объекте, внимание неустойчивое. Эту неустойчивость можно наблюдать в любой другой деятельности, которой занимаются дети. Связанно это с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые чаще всего присутствуют у детей органической недостаточностью центральной нервной системы.

Память. Уровень память у детей с задержкой психического развития ниже развития сверстников нормы. При задержки психического развития проявляется низкая продуктивность запоминания и воспроизведения материала, малый объем и неточность, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, преобладание образной памяти над словесной.

Мышление. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического). Разберем каждый из видов мышления.

При задержке психического развития дети старшего дошкольного возраста выполняют задания наглядно-действенного характера вполне успешно. Характер мышления наглядно-действенный, чаще проявляется, когда все этапы решения развернуты, происходит формирование специальных пробовательных действий. Характеризуется особенность мышления детей данного типа недостаточной ориентировкой в условиях

задачи и импульсивность действий. А вот наглядно-образное мышление у детей с задержкой психического

развития достаточно велико в отставании. Но все-таки дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития оказываются ближе по результатам к детям нормы, чем к умственно отсталым. Словесно-логическое мышление у детей с задержкой психического развития отстает по сравнению с показателями, которые существуют у детей с нормой развития. Так же проявляется неравномерность формирования разных проявлений вида мышления. На низком уровне у детей с задержкой психического развития существует обобщение видовых понятий, классификация реальных объектов, в связи с усвоением лексики языка. Так же отставание происходит при процессах умозаключения и при осуществлении суждений.

Речь. Чаще всего у детей с задержкой психического развития развитие речи запаздывает, а именно позже появляются первые слова, фразы. Это происходило из-за отставания в формировании эмпирических языковых обобщений. При этом отмечалось замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем. У детей с задержкой психического развития еще отмечается недостатки в произношении и определении отдельных звуков. Но в обсуждении повседневной жизни дети с задержкой психического развития не испытывают дискомфорта из-за этого. Словарного запаса им хватает для обсуждения со сверстниками повседневных тем. В речи можно выделить такие особенности, как «смазанность» речи, недостаточно отчетливость в воспроизведении слов. Можно определить, что нечеткость в воспроизведении фраз появляется при малой подвижностью артикуляционного аппарата из-за недостаточности речевой практики.

Как театр сможет способствовать развитию познавательных процессов? Театрализованная деятельность - это деятельность, в которой дети могут взаимодействовать с куклами, атрибутами для спектакля, а также со сверстниками и со взрослыми. Театрализованная деятельность оптимальна для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста нормы и с задержкой психического развития, так как в театрализованной деятельности могут присутствовать театрализованные игры. Игра- ведущая деятельность

дошкольника, в которой происходит развитие умений и навыков. Театр имеет определенную классификацию:

• Театр на стенде Театр теней;

Театр на фланелеграфе; Театр на магнитной доске.

• Театр на доске Бумажный; Магнитный;

Из природным материалов.

• Наручный

Из картона, в виде конуса изготовлены куклы; Из ткани;

Шариков для тенниса;

Пластиковых бутылок, тарелок, стаканчиков; Спичечных коробок.

• Верховой

Тростевой (кукла на трости);

Бибабо;

Театр ложек.

• Театр на полу

• Театр живых кукол

• Костюмированные представления.

Это далеко не все виды театра. Театра привлекает детей своим волшебным миром, в который дети могут окунуться. Положительные черты театра проявляются в том, что ребенок может стать любим гером из любимого рассказа или сказки, почувствовать себя настоящим актером.

Как ранее приводилась информация о том, что в основу театра заложены была игра, то благодаря этому, дети могут научиться грамотно общаться со сверстниками.

Так же основным принципом театрализованной деятельности является развивающее обучение, которое опирается на закономерности общего развития ребенка. При этом важно создавать для ребенка условия для психологического комфорта:

• Использовать различные тематики, вид театра на разные темы;

• Объединение театра и учебно-воспитательной работы;

• Использовать техники для мотивации;

• Раскрепощение. Объединение постановок между родителями и детьми. Существуют формы реализации постановок в театральной деятельности:

• Самостоятельная. Дети принимают участие в постановке спектакля, без взрослых в ролях.

• Игры с привлечением кукол, для входа в сказку.

Если снова вернутся к развитию ребенка и взять за основу сторону коммуникации, то определить основные трудности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Ведь у детей с задержкой психического развития чаще всего страдает эмоционально-волевая сфера. Это выражается в сложностях вступать в контакт со сверстниками, поэтому детьми выбирают общение с детьми другого возраста

или чаще их выбирают, принимают роль «ведомого». Инициативу часто дети с задержкой психического развития не берут на себя.

Так же трудности могу проявляться из-за особенностей восприятия у детей с задержкой психического развития - это связано с недостаточностью представлений.

Так же у детей с задержкой психического развития присутствует недостаточная эмоциональность, что можно заметить при работе детей и взаимодействии с атрибутами театрализованной деятельности.

Естественно, из-за несформированности потребности к игровой деятельности, это может и проявиться при театрализованной деятельности.

Благоприятно в данном случает влияет театрализованная деятельность, театральные игры. Ведь инициативу берет на себя в этой деятельности взрослый, обучая основным умениям и навыкам. Так же специалист, используя игровые методы объединяет детей в общее обсуждение и игру.

Театр-сам по себе небольшой мир сказки и чудес, с которыми каждый может познакомится. Эта особенность и привлекает детей в свой мир. Детям интересно почувствовать себя в роли любого героя сказки или рассказа.

Дети с задержкой психического развития так же способны иметь любимый героев сказок мультфильмов, но сами они редко смогут проявить инициативу для участия в данной деятельности, ощутить и попасть в мир сказки, побыть тем самым героем.

Положительно влияют на развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста совместные театрализованные игры и постановки спектаклей с родителями. Дети чувствую достаточно поддержки и близкого человека рядом.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, на что благоприятно влияет театрализованная деятельность у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В первую очередь театрализованная деятельность направляет свои усилия на развитие коммуникативных навыков, общение со взрослыми и сверстниками. Далее на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. Театр обучает социальным навыкам поведения в обществе.

При работе совместно с родителями, то положительно сказывается данная деятельность на отношениях детско-родительских. Родители по-другому могут взглянуть на способности их детей, определить на что направить работу при развитии определенных навыков и умений.

Театр- одна из прекрасных сказок, которая имеет огромную мощь, о которой мы даже не подозревали.

Список используемой литературы:

1. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с.3

2. Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.

3. Коробейников И.А. Специальный стандарт образования - на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2012. - №1. - с. 10-17.

4. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013. - 72 с.

5. Лубовский, В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шалимов // Дефектология. -2011. - № 5. - С. 17-26.

6. Сорокоумова С.Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками в учебно-познавательной деятельности [Текст] // Дефектология. - 2014. -№1. - с. 29-37.

7. Фурмина, Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх:

Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 2012. - 99 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.