Научная статья на тему 'Театр как социокультурный феномен'

Театр как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3206
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / КУЛЬТУРА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / THE PHENOMENON / CULTURE / CONVERTING INTO AN INSTITUTE / SOCIOCULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Адрианова Татьяна Олеговна

Театральное искусство сложноструктурированная, многоуровневая система, в которой существует множество разнообразных подсистем и элементов, связанных между собой прочными связями искусства. Театр, как общественный институт, направленный на воспитание, развитие, социализацию, движение на новый уровень восприятия и сознания всех тех, кто с ним соприкасается, вобрал в себя социальные и культурные функции. В статье театр рассматривается как социокультурный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tyumen state academy of culture, arts and social technologies, e-mail: adrianiha@bk.ru THEATRE AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Dramatic art difficult structure, multilevel system, in that there is a great number of the various subsystems and elements, bound by inter se durable connections of art. Theatre, as the public institute, sent to education, development, socialization, motion on the new level of perception and consciousness all those, who adjoins with him, absorbed in itself social and cultural functions. In the article a theatre is examined as the sociocultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Театр как социокультурный феномен»

УДК 1

Адрианова Т.О.

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

E-mail: adrianiha@bk.ru

ТЕАТР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Театральное искусство - сложноструктурированная, многоуровневая система, в которой существует множество разнообразных подсистем и элементов, связанных между собой прочными связями искусства. Театр, как общественный институт, направленный на воспитание, развитие, социализацию, движение на новый уровень восприятия и сознания всех тех, кто с ним соприкасается, вобрал в себя социальные и культурные функции. В статье театр рассматривается как социокультурный феномен.

Ключевые слова: феномен, культура, институционализация, социокультурный подход.

Социальная и культурная трансформация российского общества ставит задачу перед культурологами решать вопросы, имеющие социокультурное измерение. В этих условиях необходимо иметь представление об обществе как о социокультурной целостности. Если считать, что роль культуры в обществе является первостепенной, то исследование театра, как социального и в то же время художественного института культуры имеет большое значение для понимания общества в целом, а так же социальных и культурных многогранных взаимодействий с обществом.

Само понятие «театр - социокультурный феномен» характеризует комплекс подходов, включающих социокультурный, институциональный, системный, структуралистский и коммуникативный. Театральное искусство - сложноструктурированная, многоуровневая система, в которой существует множество разнообразных подсистем и элементов, связанных между собой прочными связями искусства.

Рассмотрим значение понятия социальнокультурный феномен. ФЕНОМЕН (от греч. рЬатошепоп - являющееся) - англ. рЬепо-тепоп; нем. РЬапошеп. 1. Явление, постигаемое в чувственном опыте. 2. Объект чувственного созерцания. 3. В феноменологии - идеальная сущность. 4. Редкое, необычное явление или выдающийся в к.-л. отношении человек [1].

Театр в переводе с греческого(Шеа1гоп, от ШеазШа1 - созерцать) 1) в древности та часть здания, где сидели зрители; 2) здание, в котором представляются драматические произведения, театральные пьесы; 3) место происшествия или действия, напр. театр военных действий; 4) анатомический театр: место, где производятся анатомические работы и читаются лекции по анатомии [2]. Театр объединяет в себе много направлений искусств: музыку, архитектуру, литературу, живопись, балет, фотографию. Глав-

ным инструментом театрального искусства является актёр, его действия, голос, умение донести суть происходящего на сцене до зрителя. Актёром не всегда является человек, иногда его может заменять кукла или некий предмет, который в умелых руках человека действует и доносит определённый смысловой посыл до людей, присутствующих на спектакле. Театральное представление - это всегда зрелище, которое вызывает активный интерес, сосредоточенное внимание, людей, созерцающих происходящее. Особенностью всякой зрелищности является единство точки зрения глядящего и обретаемого опыта. Зритель никогда полностью не растворяется в представлении, оставаясь самим собой, но имеет возможность наблюдать за происходящим, переживать увиденное, и судить о нём со своих жизненных позиций. Зритель обычно ассоциирует себя с каким-либо героем происходящего, а проходя вместе с ним в процессе представления испытания и страдания, испытывает катарсис, очищение, в сознании человека происходят изменения.

Коснёмся определения театра, как социокультурного института. Социокультурный подход делает актуальной роль культуры, как активной преобразующей силы, открывает перспективные возможности исследования театра, его деятельности, связанной с трансляцией художественных ценностей, создания им условий для общения людей по поводу восприятия сценического искусства. Функционирование театра связано с межкультурным взаимодействием субкультуры профессионалов-работников театра, которые имеют устойчивое позиционное начало и субкультуры зрителей, имеющих изменчивое, динамичное начало. Театр является искусственно созданной адаптивной системой, которая стремится удовлетворять социокультурные потребности граждан, а также стремя-

щаяся к активности. Социокультурное направление указывает на факты включённости исследований феноменов культуры в ткань социогу-манитарной науки. Изучение проблем культуры особенно активизировалось в 60-е годы прошлого столетия. Исследовались и анализировались социокультурные процессы в обществе, осмыслялась роль и место культуры в формировании личности. Теория и методология социокультурного подхода к процессам, происходящих в обществе принадлежат таким учёным как А.С. Ахиезер, Б.С. Ерасов, С.Э. Крапивенский, Е.В. Листвина, Л.Г. Ионин, Н.И. Лапин, Ф.И. Минюшев, В.М. Межуев, Э.А. Орлов, В.М. Рогозин, В.Г. Федотова.

Социальный институт, то есть общественный институт (от латинского institutum -установление, учреждение) это организация внутри общества, которая выполняет определённые функции, с которыми отдельно взятый человек справиться не может, отношения людей в нём постоянно повторяются и самовоспроизводят-ся. Значение словосочетания социальный институт употребляется для обозначения самых различных направлений взаимодействия людей. Существуют институты образования, здравоохранения, государственной власти, а также институты культуры. Трактовки понятия «социальный институт» принадлежат основоположникам этого направления М.Веберу, Э.Дюр-кгейму, Т.Веблену, Г. Спенсеру, О.Конту.

Слово культура в переводе с латинского (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - англ. culture; нем. Kultur. 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека. 2. Сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества. 3. Уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности. 4. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования [1].

Обычно под этим понятием подразумеваются виды деятельности человека, направленные на самопознание и самовыражение, накопление знаний, умений, навыков, верований. Культурой также называют определённый уровень развития общества и человека, тип социальных и межличностных отношений людей, значимое развитие наук и изящных искусств. В наше время культура это не застывшая фор-

ма, а нечто постоянно изменяющееся. Культуру считают социальной памятью человечества, она живёт в устных преданиях, памятниках литературы и искусства, в религиозных обрядах. В процессе развития общества культурные ценности проходят жестокий отбор и сохраняются только лучшие её образцы. Утрата культурной преемственности влечёт за собой потерю социальной памяти.

Театр, как общественный институт, направленный на воспитание, развитие, социализацию, движение на новый уровень восприятия и сознания всех тех, кто с ним соприкасается, вобрал в себя социальные и культурные функции. Социокультурный институт осваивает и воспроизводит культурные и социальные ценности, включает людей в определённую культуру, социолизирует индивидов через освоение устойчивых социокультурных стандартов поведения, осуществляет защиту духовных ценностей и культурных норм. Одной из главных причин появления социокультурных институтов является соответствующие социальные и культурные потребности, возникновение этих потребностей и возможность для их удовлетворения является необходимым условием для институционализации. Вторым условием институционализации является устойчивость системы, объединение её внутренних элементов и изменчивость их функций. Система социально-культурного института организует и направляет деятельность и поведение людей в определённое русло ценностных ориентаций, формирования и развития внутреннего мира, духовного роста, интернализация всех этих элементов индивидами является вторым условием институционализации. Наличие здания, работников учреждения, обслуживающего персонала, определённой материальной базы, финансов является третьим элементом институционализации социокультурного института. Театр, как социокультурный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, функциями, обеспечивающими достижение этой цели, наличием определённых социокультурных позиций и ролей, типичных для данного социокультурного института, имеет определённую материальную и финансовую базу.

Театр зародился в Древней Греции, ему предшествовали эпос и лирика, построенные на магии звучащего слова, направленные на слуховые ощущения. Праздники, посвящённые умершим и воскресшим богам, которые прак-

тиковались у древних народов на протяжении веков стали основой возникновения театральности в культуре разных народов. У этих мистерий было всегда две стороны - грустная, трагическая и весёлая, прославляющая радость земного бытия. Трагедия обыгрывала мифологические сюжеты, а комедия отображала житейские перипетии, высмеивала человеческие слабости, а порой и представителей власти. Большая роль в древнегреческих представлениях принадлежала хору, то есть звучанию голосов и значению слов. Особенно яркими праздниками были представления в честь Диониса, бога виноделия, из них и выросли три основных театральных жанра: трагедия, комедия и драма. Трагедия переводится с греческого как «песнь козла» и наполнена неизбежностью, обязательно приводящая к катастрофическому для персонажа исходу. Все события в ней крайне обострены за счёт наличия больших противоречий между героями, либо между героем и обстоятельствами. В древнегреческой трагедии в честь бога Диониса часто присутствовали и пели сатиры - козлоногие существа, в которых рядились первые греческие актёры. Значение понятия комедия в греческом языке «праздник в честь Диониса». Это жанр художественного произведения, отличающийся своим комическим, сатирическим подходом к событиям. Различают комедию положений и комедию характеров. Драма противопоставляется трагедии, делая обстоятельства сюжета приближенными к реальной жизни, и не столь обостряет противоречия. Акцент делается на бытовую сторону и конфликт человека и общества и общечеловеческие проблемы.

Истоки русского профессионального театра следует искать в народном творчестве. Они связаны с трудовой деятельностью древних славянских племен и выливались в обряды, с помощью которых люди пытались воздействовать на непонятные и грозные явления природы. Не умея объяснить эти явления, сделать их более доступными своему пониманию, наши предки очеловечивали природу, представляли стихийные силы в виде могучих человекоподобных существ, приносящих счастье или несчастье. Средством воздействия на них служили жертвоприношения и обряды.

Рассмотрим, какие социокультурные функции несли праздники и обряды, как истоки зарождения первого драматического театра. Народные праздники это своеобразное педагогическая система, которая органически свя-

зана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение. Народные праздники втягивают в действо массу людей, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно педагогическая функция определяет их место в системе воспитательной работы. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоциональнообразного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной или познавательной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Большое значение для зарождения театра в Сибири имели церковные богослужения. По определению современного исследователя, процесс богослужения с эстетической стороны представлял собой «некое мистериально-сим-волическое действо, осуществляющееся по законам зрелищных искусств, строго подчинявшееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и рецитации, последовательность участия в действе тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих» [3, с. 309].

М.Вебер, как и Э. Дюркгейм заслуженно считается основоположником социологии, внёсшим существенный вклад в разработку теоретических проблем социологии религии. Вебер отрывает религиозные взгляды индивидов от социальной почвы, от социальных отношений. Они, по его мнению, определяются исключительно сознанием индивидов. Ценность религии Вебер видит в «артикуляции самых глубоких мотивов индивидуальных человеческих действий» [4, с. 603].

Среди социальных функций церкви Вебер считает главными консолидирующую и интегрирующую, способные сплачивать общество и не допускать социальных конфликтов и рево-

люционных потрясений. Социологические взгляды Дюркгейма во многом не совпадали с Вебером. Религиозное и общественное сознание практически отождествляются им. Все формы общественного сознания, по его мнению, порождены религией [5, с. 32]. По мнению Дюркгей-ма, главная социальная функция религии - интегрирующая - направлена на поддержку и укрепление политического строя.

Мировоззренческая функция имеет основной целью возвышение религии и обращение в неё инакомыслящих.

Сущность компенсаторной функции состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы и заботы, переживания нести им утешение.

Морально-этическая функция является частью любой религии, она зафиксирована в священных книгах, где содержатся всеобъемлющие правила и запреты, охватывающие самые разные взаимоотношения людей.

Культурная функция религии играет важную роль в развитии общества, а создаваемые церковью духовные и культурные ценности обогащают не только религию, но и светскую, общечеловеческую жизнь. Живопись, архитектура, музыка, скульптура, литература, непосредственно обслуживающие потребности культа, становятся достоянием всего общества.

Наряду с социальными функциями церкви, направленными к региональному (национальному) обществу и верующим у неё есть функция, обращённая к внешнему миру, к другим церквам, подразумевающая сотрудничество в решении общецерковных задач. Это международная функция, имеющая две стороны: миротворческую и экуменическую.

Перечислив основные социальные функции народных праздников и обрядов, церковных богослужений, можно понять, что почти все они принадлежат и театральному искусству. Театр

как социокультурный институт вобрал в себя основные социальные функции, народных праздников и обрядов, а так же стал продолжателем лучших традиций народного творчества. История человечества - это история строительства отношений между людьми, точнее поиска правильных отношений, поиска золотой середины между личными желаниями и потребностями общества. Театр, начиная с обрядов перед охотой на мамонтов, всегда работал некой лабораторией, в которой проигрывались все возможные ситуации отношений и люди получали безболезненный опыт общения человека с человеком, который в противоположность другому способу - войны - давал надежду, что можно договориться между собой без братоубийства. Всё искусство, так или иначе, работает на решение этой проблемы, но театр, в отличие от других видов, в том числе и кино - живой. Он существует не в воображении, как книга, не в плоскости, как живопись, не в камне, как скульптура, он существует в зрителе, поверившим в предлагаемые обстоятельства пьесы, и в увлёкших этой верой за собой актёрах... Спектакль всегда вызов партеру, всегда обращение к галёрке, всегда своя точка зрения, всегда попытка поставить зрителя в ситуацию выбора между тем, что легко и что человечно. Театр должен жить и развиваться, поскольку это школа - интеллигентности, когда во главе угла в отношениях между людьми стоит уважение к другому человеку. Театр учит уважать других людей, уважать человечество, уважать себя. Не научившись уважению, нельзя говорить о любви. Театральное искусство, как и религия, ставит задачи духовного возделывания почвы людских душ, и с успехом решает их, поэтому театр стал настоящим храмом искусства и продолжателем культуры народов населявших обширные Сибирские земли.

03.03.2014

Список литературы:

1. Большой словарь по социологии, проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rusword.com.ua

2. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Электронный ресурс] / А.Н.Чудинов. - Режим доступа: http://www.inslov.ru/html-komlev/t/teatr.html

3. Бычков, В.В. Проблемы изучения культурного наследия. К вопросу о древнерусской эстетики / В.В.Бычков.- Моск-ва,1985. - С. 309.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер.- Москва,. 1964. - С. 603

5. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Новые идеи в социологии / Э.Дюркгем. - Санкт-Петербург, 1914. -Вып. 2. - С. 32.

Сведения об авторе:

Адрианова Татьяна Олеговна, соискатель ученой степени Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий Тел: (3456) 24069, e-mail: adrianiha@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.