Научная статья на тему 'Театр как хозяйствующий субъект в сфере рекреации человеческого капитала'

Театр как хозяйствующий субъект в сфере рекреации человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ЛЮДСЬКИЙ КАПіТАЛ / РЕКРЕАЦіЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЕКРЕАЦИЯ / THEATRE / HUMAN CAPITAL / RECREATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сериков А. В., Коваль И. Н.

В статье впервые дано обоснованное предложение рассматривать театр как субъект хозяйственной деятельности в сфере рекреации человека. На основании динамической модели капиталистического хозяйства Н.Д. Кондратьева получены расчетные формулы для объемов необходимых инвестиций в театральную сферу, работающую на масштабную задачу рекреации человеческого капитала государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatre as managing subject in the sphere recreation of human capital

This article presents for the first time ever the reasonable suggestion to examine the theatre as a subject of economic activity in the sphere of man’s recreation. There are given calculation formulas based on the Kondratiev N.D. dynamic model of capitalist economy, which help to calculate volume of necessary investments in the theatrical sphere which works for far-reaching task of recreation the nationwide human capital.

Текст научной работы на тему «Театр как хозяйствующий субъект в сфере рекреации человеческого капитала»

лежним чином свою робочу силу. Це — вимога закону вартосп робочо'1 сили, яка поки що не юнуе в УкраМ. Тому у перспективi необх1дно суттево пд-вищити як мiнiмальну, гак i середню заробiгну плату.

Список використаних джерел

1. Орлов О. О. Планування д1яльносп промисло-вого шдприемства / О.О. Орлов. — К.: Скарби, 2002. — 336 с.

2. Ощнка, аналiз, планування фшансового становища щдприемства: науково-мегодичне видання /

за ред. д.е.к., проф. А. В. Чужа. — Суми: Видавницгво «Довюлля", 2001. — 404 с.

3. Авдеенко В.Н. Производственный потенциал промышленного предприятия / В.Н. Авдеенко, В. А. Котров. — М: Экономика, 1989. — 240 с.

4. Оберемчук В.Ф. Стратепя шдприемства: короткий курс лекцш / В.Ф. Оберемчук. — К.: МАУП, 2000. — 127 с.

5. Адынбаев Т. А. Экономический потенциал и эффективность его использования / Т. А. Адынбаев. — Алма-Ата: Наука, 1990. — 369 с.

А. В. Сериков

член-корреспондент АЭН Украины

И. Н. Коваль

г. Харьков

ТЕАТР КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ В СФЕРЕ РЕКРЕАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Формулирование проблемы. Законодательство Украины [1] и стран СНГ [2] рассматривает театр как заведение культуры (предприятие, учреждение, организацию) или коллектив, деятельность которого направлена на создание, публичное исполнение и публичный показ произведений театрального искусства, особенностью которого является художественное отражение жизни с помощью сценического действия актеров перед зрителями. В соответствии со статьей 4 Закона Украины [1] «... граждане независимо от расы, цвета кожи, пола, политических, религиозных и других убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых и иных признаков имеют право доступа к театральному искусству как культурного приобретения украинского народа. Общедоступность театрального искусства обеспечивается бюджетным финансированием государственных и коммунальных театров, установлением их льготного налогообложения и кредитования, а также предоставлением необходимой помощи, льгот и гарантий отдельным категориям граждан для реализации ими права относительно общедоступности театрального искусства».

Декларируемая в Законе общедоступность театрального искусства за счет бюджетного финансирования обеспечивается фактически за счет исключительной преданности своему делу со стороны театральных коллективов. Объемы финансирования из года в год сокращают и их хватает лишь на заработную плату театральным коллективам (об этом может свидетельствовать, например, отчет начальника управления культуры и туризма Харьковской облго-садминистраци [3]). На театры смотрят как на планово-убыточные организации, финансируемые по остаточному принципу. Такой подход, к сожалению, распространен не только в Украине. Так, еще в 19802000 гг. в ряде европейских стран (Швейцария, Нидерланды, Германия) были проведены комплексные исследования на предмет вклада сферы культуры в экономическое развитие регионов, которые привели к выводам о том, что «... искусство и культура — не нахлебники государства», «...культура рентабельна»

[4, С. 9-24]. Анализ программ выполненных в европейских странах исследований приводит к выводу о том, что в них не полностью учтено влияние театра на жизнь социума и человека. По непонятной причине экономисты не видят рекреационную сущность театра. Представляется, что назрела необходимость исследований по данной проблеме.

Анализ последних исследований и публикаций. Какие-либо исследования, посвященные театру, как хозяйствующему субъекту в сфере рекреации человеческого капитала, авторам данной работы неизвестны.

Цель данной работы - обосновать взгляд на театр, как хозяйствующий субъект в сфере рекреации человеческого капитала.

Изложение основного материала. В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение [5, с. 1117]: «... рекреация (польск. гвкгваца — отдых, от лат. гвегваНо — восстановление), ...3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; во многих странах рекреационное обслуживание — крупная отрасль экономики».

В приведенном определении зафиксирован общепризнанный взгляд на человека как носителя производительной силы, которая нуждается в восстановлении. Адам Смит, исследуя природу и причину богатства народов, такую силу отнес к одной из статей вовлеченного в производство капитала, которая складывается «... из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества. Приобретение таких способностей, учитывая также содержание их обладателя в течение его воспитания, учебы или ученичества, всегда требует действительных расходов, которые являются основным капиталом, который как бы реализуется в его лице. Эти способности, будучи частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому лицо принадлежит. Большую ловкость и умения рабочего можно рассматривать из той же точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые, хотя и требуют известных расходов, возмещают эти расходы вместе с прибылью» [6, с. 293-295].

Нобелевский лауреат Гарри Беккер назвал этот капитал человеческим [7]. Беккер доказал, что человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека. В них он включил кроме расходов на общее и профессиональное образование, расходы на воспитание детей, здравоохранение, поиск информации, изменение работы и другие вложения, так или иначе содействующие развитию производительной силы человека.

Профессор М. М. Критский (г. Санкт-Петербург) выдвинул тезис о том, что человеческий капитал является общей формой экономической жизнедеятельности [8, с. 4]. В отличие от товара «рабочая сила» человеческий капитал не просто продается и покупается, но и авансируется, амортизирует и возмещается как основной капитал, то есть требует значительных инвестиций и выступает в качестве долгосрочного капитального ресурса. Он осуществляет специфический экономический оборот и круговорот, проходя соответствующие стадии своего воссоздания, проявляется в разных функциональных формах, в том числе интеллектуальных, не свойственных обычной рабочей силе (например, силе животных, вовлеченных в трудовой процесс).

Вопрос о составляющих (структуре) — один из центральных в теории человеческого капитала. Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях. В рамках данного исследования в фокусе будут находиться так называемые «капитал здоровья» и «умственно-психологические способности (капитал)». К составляющим капитала здоровья (физического капитала) человека можно отнести его физическую силу, выносливость, работоспособность, иммунитет и др. [9, с. 101].

Умственно-психологический капитал человека складываются из [10, с.102]: 1) способностей находить решения проблем на основе абстрагирования и логического мышления (оценивается с помощью классических Щ тестов интеллекта [11]), 2) способностей управлять своими чувствами и поведением, то есть эмоциями (эмоциональный интеллект, измеряемый с помощью показателя EQ [12]), 3) способностей «генерировать» креативное или творческое решение неординарных задач (креативный интеллект, измеряемый показателем CQ [13]). Триада

|-► Креатив -М-1

Интеллект Ч-► Эмоция ^ '

представляет из себя некое целостное единство из связанных между собой элементов, то есть систему [14, с. 115]. В такой системной триаде каждая пара элементов находится в соотношении дополнительности, а третий задает меру совместности, что свидетельствует о внутренней непротиворечивости и динамическом балансе [14, с.126]. Материальным «вместилищем» этой системной триады является человеческий мозг, обладающий психофизиологической асимметрией, причина которой связана с различной активностью левого и правого полушарий мозга. Исследования этой активности установили, что уровень интеллекта определяется активностью левого полушария, а эмоций и креативности — правого полушария [15, с.43]. В отсутствие патологий полушария мозга работают совместно и согласованно, обеспечивая поддержку друг другу.

При чрезмерной амортизации умственно-психологического капитала человека, в отсутствие процес-

сов его воспроизводства (реабилитации, релаксации или рекреации) человек попадает в состояние дистресса (разрушительного процесса, ухудшающего протекание психофизиологических функций), сопровождающегося психосоматическими (телесными) осложнениями (заболеваниями) и соответствующей утратой работоспособности [16], что следует рассматривать как некоторую потерю человеческого капитала. Возникает задача его воссоздания. Если человек не теряет связи с природой, задача простого воспроизводства человеческого капитала решается естественным путем, за счет «отдыха на природе». Взаимодействие человека с не испорченными им самим природными объектами помогает ему избавиться от негативной, разрушающей энергии и наполниться новой энергией чистой природы. Убедительным доказательством такому утверждению могут служить исследования, выполненные на Алтае [17], с привлечением измерительных приборов, реализующих метод газоразрядной визуализации (ГРВ представляет собой компьютерную регистрацию и последующий анализ газоразрядного свечения любых биологических объектов, помещенных в электромагнитное поле высокой напряженности; параметры газоразрядного изображения зависят от свойств исследуемого объекта; анализируя характер свечения, индуцированного объектами, можно судить об их энергетическом состоянии в конкретный момент времени [18]).

В условиях глобальной урбанизации и антропогенного давления на природу человек лишается широкого и свободного доступа к «отдыху на природе». Возникающий дефицит может покрываться и фактически покрывается за счет дополнительных самоорганизующихся способностей человека к релаксации, основанных на поглощении энергоинформационных потоков искусственного происхождения. К ним можно отнести такие источники тонких человеческих вибраций, как молитву, шаманские заклинания [19], чтение стихотворных произведений, пение, музыку [20]. Так, в исследованиях влияния музыки на психоэмоциональные состояния человека регистрировались такие показатели, как [20]: (1) электроэнцефалограмма (ЭЭГ), отражающая психофизиологические процессы в мозге человека; (2) электрокардиограмма (ЭКГ), несущая информацию о состоянии сердечнососудистой системы; (3) частота дыхательных движений (ЧДД), отражающая физиологическое состояние человека; (4) кожно-гальваническая реакция (КГР), являющаяся показателем электропроводимости кожи при различных психических состояниях человека; (5) электроокулограмма (ЭОГ), регистрирующая изменения биопотенциалов глаза при его движениях. Использование точных инженерно-физических методов и приборов позволило объективно показать, что музыка оказывает влияние как на психологическое, так и на физиологическое здоровье человека.

Одним из немаловажных фактов, добытых в исследованиях влияния творчества на состояние человеческого сознания [21], является факт передачи эмоций музыканта-исполнителя, певца, танцора или драматического актера окружающим его людям. Состояние сознания человека в процессе энергоинформационного обмена оценивалось по относительным термодинамическим показателям хаоса или порядка в структурах мозга. Показатели определялись на основе измерения плотности теплового потока и температуры поверхности биологически активной зоны, находящейся примерно в центре лба человека (см. рис. 1) и называемой в восточных психодуховных учениях «третьим глазом» [22, с. 20].

Рис. 1. Схема измерений плотности теплового потока ото лба человека и температуры в центре лба (разработана на основе описания экспериментов в работе [21])

По результатам измерений рассчитывались показатели термодинамической энтропии Кх или негэтропии Кп с использованием следующих формул [21, С.40]:

К х = -

Ав $ Ав $ тц

АвБ тах — Ав

' , К п — '

Ав $ тах — Ав $ тм

Кх + Кп — 1 , где , Ав$п

(1)

Ав$ „

текущее, максималь-

ное и минимальное приращение удельной термодинамической энтропии энергоинформационного обмена человека с внешней средой.

На рис. 2 представлены результаты взаимодействия актера (индуктора) и зрителя (перципиента). В процессе эксперимента индуктор, режиссер Муниципального экспериментального театра «Подвал» города Барнаула, кандидат искусствоведения Елена Яркова читала отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Там-

бовская казначейша». Перципиентом был студент СПбГУ ИТМО Игорь С.

До 10-ой минуты записывался фон. Индуктор находилась в возбужденном состоянии, ее коэффициент хаоса состояния сознания Кх находился в максимальном состоянии. Перципиент, заинтересованный экспериментом, напротив, был спокойный, его Кх был в минимуме. В процессе чтения отрывка, с 10-й по 15-ю минуту, индуктор сосредоточивается и успокаивается, ее Кх постепенно падает, перципиент же начинает сопереживать и возбуждаться, его Кх растет. Можно допускать наличие процесса энергетического обмена (то, что убывает у индуктора, растет у перципиента). Дальше, с 15-й по 25-ю минуту, происходит обсуждение отрывка на ментальном уровне, кривые индуктора и перципиента фактически параллельные. Кх перципиента на 22-й минуте достигает максимального значения и опускается в последействии с 25-й минуты. Кх индуктора на 26-

й минуте достигает нуля, она выполнила свое задание, полностью успокоилась и сосредоточилась. Дальше Кх растет, она готовится к следующему эксперименту.

Результаты исследования показали возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека с точки зрения относительной нормируемой энтропии как меры хаоса или порядка. Живопись, музыка, танец и актерское творчество во время действия производят в большинстве случаев возбуждающее впечатление, которое говорит о некоторой спонтанности актов сознания, и успокоительном эффекте в последействии. Результатом творчества является структуризация сознания. Между участниками творческого акта, исполнителем и зрителем, устанавливается энергоинформационная связь на уровне внечувственного восприятия, вероятно, на уровне «третьего глаза».

Рис. 2. Временные зависимости Кх индуктора (актера) и перципиента (зрителя) [21, с. 47]

Авторами данной статьи был проведен скромный эксперимент по исследованию психоэмоционального состояния одной из зрительниц (в возрасте 52-х лет) во время посещения спектакля Харьковского академического театра музыкальной комедии. Ее состояние фиксировалось с помощью кроуноскопа производства ООО «Биоэнтек» (г. Санкт-Петербург) [23]. Данный прибор, образующий со связанным с ним компьютером своеобразный программно-аппаратный комплекс, предназначен для регистрации динамических изображений (в режиме реального времени) свечения коронного разряда (кроунограмм),

а.)

возникающего вокруг объектов в электромагнитном поле высокой напряженности. По кроунограммам пальцев рук человека с помощью специализированного программного обеспечения «Кроуноскопия» реконструируется кроунограмма человека (см. рис. 3), которая отражает его психоэнергетическое состояние и которую часто называют аурой [22, с.90]. Программа исследования включала три этапа: 1) фиксация кроунограммы перед просмотром спектакля (рис. 3,а); 2) просмотр музыкальной комедии «Бабий бунт; 3) фиксация кроунограммы по окончании спектакля (рис. 3,б).

б)

Рис. 3. Кроунограммы зрительницы до (а) и после (б) просмотра спектакля

Кроунограмма на рис. 3,а имеет выражено неровный по толщине контур с выбросами и разрывами, кроунограмма на рис. 3,б более однородна, что свидетельствует о достаточно высокой устойчивости психофизиологического состояния испытуемой. Эта объективно полученная информация находила поддержку со стороны субъективной оценки испытуемой своего психоэмоционального состояния (настроения). Таким образом, можно утверждать, что просмотр спектакля, сопровождающийся переносом от актеров к зрительнице положительного для нее энергоинформационного потока, привел к восстановлению (рекреации) психофизиологического потенциала последней.

Обсудим теперь экономический эффект от рекреации, что даст основание включить театр в категорию хозяйствующих субъектов в сфере рекреации человека.

Всемирно известный экономист Н.Д. Кондратьев еще в начале ХХ столетия, исследуя динамику капиталистического хозяйства [24, с.412-414], пришел к результату, изображенному на рис. 4. Анализ содержания математического выражения на данном рисунке указывает на зависимость объема валового внутреннего продукта (ВВП) государства от количества самодеятельного населения (в денежном измерении) этого государства, которое теперь принято называть его человеческим капиталом.

«...Основным инструментом формирования и воспроизводства человеческого капитала есть соответствующие инвестиции (в денежном измерении) в человека, ...рассчитывая на то, что они будут многократно компенсированы значительно большим пото-

Е = т-^А ■ К ,

\

количество текущее

объем валового технико- самодеятельного значение

внутреннего технсшоти- населения (в национального

продукта (в ческий денежном богатства (в

денежном акселератор измерении) денежном

измерении) измерении)

Рис. 4. Модель Н.Д. Кондратьева (разработана на основе текста в работе [24])

ком прибылей в будущем» [25, с.50]. Понятно, что изменения ДА однозначно повлекут за собою изменения ДЕ , то есть:

(Е ±ДЕ) = тф.А ±ДА)К = т4АК

ДА

= Е 1 ±

ДА

А

(2)

Отсюда

'±Е) = С± А

1 ДА ) 2

(3)

Правую часть выражения (3) можно видоизменить, если воспользоваться известным разложением

функции /(х) = (1+х) в степенной ряд [26, с.178]:

m(m-1) 2 m(m - 1)...(m - n +1) n

1 + mx + —-- x 2 +... + —-—-- xn +

2! n!

+... = (1+x )m,

|x| < 1. (4)

При условии

АА << А , (5)

в разложении правой части выражения (3) можно удержать лишь первые его два члена, что позволяет записать:

АЕ

Е

АА

А

(АЕ << Е ).

(6)

Если уменьшение АА провоцируется психоэмоциональными напряжениями человека, тогда объективно возникает необходимость в его рекреации. Последнее потребует определенных профессиональных усилий и материально-финансовых затрат, например, в сфере театрального искусства. Если все указанное будет происходить на постоянной основе, тогда можно говорить о хозяйственной деятельности.

Предположим, что уменьшение человеческого капитала на величину АА в процессе его эксплуатации может быть компенсировано такими же по величине инвестициями в театральную сферу, выступающей в качестве рекреационной площадки. Указанные инвестиции позволят избежать снижения ВВП на величину АЕ . Тогда рентабельность бюджетных затрат на театральную сферу составит г = (АЕ -АЛ)/АЛ .

Выполним оценки рассматриваемых величин по данным официальной статистики Российской Федерации за 2003 год и определения величины совокупного человеческого капитала России за указанный год по методу профессора М.М. Критского, приведенные в [9, с. 80-94].

В 2003 году перечисленные показатели составляли: Е = 13,2852*1012 руб., К = 44,6*1012 руб., Л = = 2,4*1012 руб., т =1,2841. Предположим, что стрессы и прочие негативные воздействия на работающее население РФ могли привести к относительному снижению ВВП на АЕ/Е = 10- 4. В этом случае необходимый объем инвестиций в театральную сферу для обеспечения рекреации человеческого капитала должен был бы составить АЛ = 2 • (АЕ/Е / Л = = 2*10-4*2,4*1012 = 4,8*108 (руб.)., что предотвратило бы потерю ВВП в объеме АЕ = 13,2852*108 руб. Прогнозная рентабельность таких инвестиций составила бы г = (АЕ -АЛ/АЛ = 1,76775.

Реальный бюджет всей сферы культуры РФ за 2003 год составил 93,89 млн руб. [27], что в пять раз меньше определенной нами величины. В Украине, к сожалению, такие инвестиции еще меньше.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В данной работе впервые дано обоснованное предложение воспринимать театр как субъект хозяйственной деятельности в сфере рекреации человеческого капитала. В обоснование такого чисто экономического взгляда положен анализ достаточного числа экспериментов по изучению психофизиологических реакций человеческого организма, подвергаю -щегося энергоинформационному воздействию как природного, так и искусственного происхождения (музыка, театральное искусство и пр.). Показано, что такие воздействия приводят к восстановлению психофизиологического потенциала человека. Таким образом, театр может и реально выполняет функцию рекреационной площадки человека. На основании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

динамической модели капиталистического хозяйства Н.Д. Кондратьева получены расчетные формулы для объемов необходимых инвестиций в театральную сферу, работающую на масштабную задачу рекреации человеческого капитала и регионов, и государства. Поэтому в дальнейших исследованиях резонно сфокусироваться на вопросах, связанных с восстановлением трудового потенциала регионов Украины за счет эффективного использования и адекватной финансовой поддержки существующих у них театров.

Авторы статьи считают своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность Ирине Викторовне Тарасовой [28], бескорыстно предоставившей свой собственный кроуноскоп для проведения эксперимента.

Список использованных источников

1. Закон Украши «Про театри i театральну справу» за № 3421-IV в1д 09.02.2006 р. // Вдомосп Верховно! Ради. - 2006. - № 22. - Ст. 350.

2. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 18-12 "О модельном законе "О театре и театральной деятельности" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby 11 / republic41/text475.htm.

3. Материалы для доклада начальника управления культуры и туризма Харьковской облгосадмини-страции на расширенном заседании коллегии управления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //kharkivoda.avakov. com/ show.php?page=3115.

4. Тульчинский Г. Л Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Ше-кова. — 3-е изд., стер. — СПб.: Изд-во «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. — 528 с.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит; пер. с англ. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.

7. Becker G.S. Human Capital: A. Theoretiical and Empirical Analysis / Gary S. Becker. — N.Y.: Columbia University Press for NBER, 1964. — 412 p.

8. Критский М.М. Человеческий капитал / М.М. Критский. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 120 с.

9. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / В.Т. Смирнов [и др.]; под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. — М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2005. — 513 с.

10. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в ХХ1 веке / В .А. Супрун. — М.: КомКнига, 2006. — 192 с.

11. Айзенк Г. Классические IQ тесты / Ганс Ай-зенк; пер с англ. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 192 с.

12. Стейн С. Дж. Преимущества EQ: Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук; пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007. — 384 с.

13. Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер; пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 496 с.

14. Баранцев Р.Г. Избранное / Р.Г. Баранцев. — Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2010. — 489 с.

108

ВТСНИК ЕКОНОМТЧНОТ НАУКИ УКРАТНИ

15. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / Л.П. Леутин, Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.

16. Воронов М.В. Психосоматика. Практическое руководство / М.В. Вронов. — К.: Ника-Центр, 2002. - 256 с.

17. Ильиных И.А. Влияние природных характеристик на состояние энергетики организма человека / И.А. Ильиных [и др.] // Природные комплексы Майминского района Республики Алтай: Коллективная монография. — Горно-Алтайск: РИО, 2006. — С. 107-132.

18. Коротков К.Г. Основы ГРВ биоэлектрографии / К.Г. Коротков. — СПб.: СПбГИТМО (ТУ), 2001. — 360 с.

19. Орлов Д.В. Бесконтактная регистрация эмоционального состояния групп людей методом газора-рядной визуализации / Д.В. Орлов, К.Г. Коротков // Сборник трудов научно-практического семинара по ГРВ биоэлектрографии, СПб, 4-7 июля 2011 года. — СПб.: СпбГУИТМО, 2011. — С.282-291.

20. Назарова К.А. Комплексное исследование влияния музыки разных жанров на функциональные состояния человека / К.А. Назарова, Л.Д. Чайнова, В.В. Ковалев // Сборник материалов Х Всероссийского семинара-совещания МГТУ им. Н.Э. Баумана 17-19 апреля 2012 года. — М.: 2012. — С. 219-220.

21. Стражмейстер И.Б. Термодинамическая оценка энергоинформационного влияния творческого процесса на человека / И.Б. Стражмейстер // Научно-технический вестник СПбГУИТМО «Исследования в области приборостроения», Вып. 26. — СПб, 2006. — С.39-48.

22. Мамфорд Дж. Чакры и кундалини. Практическое руководство / Джон Мамфорд; пер. с англ.-София, 1999. — 240 с.

23. Официальный сайт компании «Биоэнтек» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bioentech.ru/.

24. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. — М.: Экономика, 1989.

— 560 с.

25. Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста / Е. Бородина // Экономика Украины. — 2003. — №7.— С. 48-53.

26. Справочник по математике для экономистов / В.Е. Барбаумов [и др.]; gод ред. В.И. Ермакова. — М.: Высш. шк., 1986. — 336 с.

27. Абанкина Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры [Электронный ресурс] / Т.В. Абанкина // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — Режим доступа: http://magazines.russ.ш/oz/2005/4/2005_4_13-pr.html.

28. Сайт Тарасовой И.В. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://tarasova-irina.pulscen.com.ua/.

Т. Н. Скоробогатова

д-р экон. наук г. Симферополь

УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКАМИ КАК ОТПРАВНАЯ ТОЧКА И ПРОИЗВОДНАЯ СЕРВИСНОЙ ЛОГИСТИКИ

Введение. Одной из ярко выраженных тенденций современной экономики является логистизация, то есть использование концептуальных логистических положений во всех сферах деятельности. Общеизвестно, что основным понятием логистики является «поток» и логистика в узком смысле рассматривается как управление потоками. Концепция логистики изначально в качестве предмета (по нашему мнению, скорее, объекта) изучения определяла потоковую форму организации материи [1] (авторы указывают «экономической материи», но мы не считаем корректным данное уточнение). Всеохватывающий процесс логистизации привел к тому, что экономику в настоящий момент начинают трактовать как потоковую [2]. В потоковой экономике на первом плане стоит сервисная логистика как наука и практика управления потоками потребителей и обслуживающими их потоками. В русле перманентно расширяющейся логистики ее сервисная ветвь получает значительный импульс развития. Уточняются и конкретизируются положения сервисной логистики, касающиеся видов потоков потребителей. Кроме того, наблюдается поворот к проблеме их физического состояния, позволяющего производить перемещение. В частности, в настоящее время в круг вопросов сервисной логистики включены перемещение и организация пользования услугами не только физически

здоровых людей, но и людей с ограниченными возможностями.

Постановка проблемы. Как мы уже отмечали ранее, сервисная логистика вышла за рамки услуг, сопутствующих производству, и расширила поле деятельности, включив в него так называемые «чистые услуги». Другими словами, она преодолела первый этап своего развития, где выступала в рамках логистического сервиса, и определилась как новая логистическая ветвь.

Однако на сегодняшний момент большинство авторов продолжает рассматривать ее на уровне обслуживания материального потока, наряду с информационной и финансовой логистическими ветвями. Например, в работе [1, с. 160] указывается, что сервисная логистика «вобрала в себя многообразие сервисных потоков, обслуживающих движение материального потока, на всех его стадиях». При этом сервисный поток трактуется как «направленное движение услуг, которые сопровождают материальный поток и им востребованы» [1, с. 161]. В отдельных источниках логистика рассматривается как управление потоками услуг [3, с. 184] (что неправомерно) или потоками и услугами [4, с. 161] (по нашему мнению, более правильно назвать процесс «управление производством услуг»).

Настоящая статья является продолжением авторских исследований в области сервисной логисти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.