Научная статья на тему 'Оценка влияния творческих процессов на энергоинформационные потоки человека'

Оценка влияния творческих процессов на энергоинформационные потоки человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
104
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дульнев Геннадий Николаевич, Стражмейстер Инна Борисовна

Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дульнев Геннадий Николаевич, Стражмейстер Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния творческих процессов на энергоинформационные потоки человека»

3

ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЧЕЛОВЕКА Г.Н. Дульнев, И.Б. Стражмейстер

Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека.

1. Постановка задачи и метод проведения эксперимента

Творческие процессы, будь то музыка, танец или прикладное искусство, воздействуют на человека. Они меняют его настроение (от состояния покоя до возбуждения), восприятие мира, заставляют о чем-либо задуматься, рисовать образы, могут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции, побуждают к действию или погружают в размышление о внутреннем мире. Человек всегда нуждался в них; у каждого народа сложились особые формы искусства, специально предназначенные для защиты человека от негативных воздействий. Искусство транслирует энергетику, которая способна исцелять, стимулировать интеллект, оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

Цель исследования состояла в оценке влияния творческих процессов на человеческое сознание. Такое влияние оценивалось при исполнении музыкальных произведений, танца и актерского мастерства. При этом регистрировалась величина информационных потоков, посылаемых исполнителями, и их восприятие зрителем. В информационных потоках регистрировалась степень их упорядоченности и хаотичности. Последняя, как известно из термодинамики, может быть охарактеризована величиной энтропии. Метод измерения удельного потока энергоинформационной энтропии рассмотрен в работах [1] и статьях [2, 3] настоящего сборника и сводится к определению относительных коэффициентов хаоса Кх и порядка Кп информационных потоков в различные моменты процесса. Для исследования различных проявлений энергоинформационного обмена применялся измерительный комплекс «ЭНИОТРОН-3» [4].

Измерения плотности теплового потока и температуры производятся в биологически активных зонах участвующих в экспериментах людей. В экспериментах датчики располагались в центре лба (по восточной терминологии - аджна). Выбираются текущее, минимальное и максимальное приращения величины обмена удельной энтропией участников эксперимента с окружающей средой и подставляются в формулы для расчета коэффициентов хаоса или порядка: А „8 А,^'

к _ Ат Ат к _ Ат_Ат К = 1 - К

х~ А S А S ' п" А S А S ' '

е" max min е" max еи min

Ат Ат Ат Ат

А е^ А eS min А eS max где -, - и - - текущее, минимальное и максимальное приращение

Ат Ат Ат

удельного потока энергоинформационной энтропии обмена с внешней средой.

В свете этих представлений творческий процесс может быть изучен с других, пока еще непривычных позиций, а именно взаимодействия человека с окружающим про-

странством и другим человеком, оцениваемым по энергоинформационным потокам участников опыта.

2. Исследование влияния танца

Танец - это движение, которое является составной частью повседневной жизни людей. Пространственная структура движения способна воздействовать на психофизическое состояние человека и оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие [5].

пте.тт

Рис.1. Изменение потока информации во время танца. Первые 10 минут - запись фона, с10 по 16 и с 21 по 26 минуты - воздействие, с 26 по 35 минуты - последействие

На рис. 1 представлен опыт с танцем. Индуктор - врач-психолог, профессиональный исполнитель танцев О. Звездная, перципиент - студент А. Герасимов. На них закреплены датчики - преобразователи энергоинформационного потока. Индуктор использует свою методику танца - он исполняется в соответствии с состоянием перципиента. По словам индуктора, она способна улавливать психоэмоциональные состояния зрителя и подстраиваться к нему, пытаясь посредством танца привести его в гармоническое состояние. Время воздействий - это время музыкального сопровождения. Индуктор считает, что она сонастраивается с перципиентом, устанавливает энергоинформационный контакт, а затем ведет его за собой. На графике это хорошо прослеживается: с 10 по 12 минуту она подстраивается под него (процессы идут фактически параллельно), а затем тянет за собой (наблюдается сдвиг по фазе - ее график несколько опережает, графики почти синхронны). В период последействия оба приходят в состояние психофизиологического упорядочивания.

Во время второй композиции (21 по 26 минуту), индуктор подстраивается под перципиента (ее график отстает со сдвигом по фазе). По окончании эксперимента состояние сознания перципиента приходит в порядок (снижается коэффициент хаоса), Индуктор приходит в ту же точку, в которой была до эксперимента. Нормированная относительная энтропия перципиента падает в периодах последействия, что говорит об упорядочении его внутреннего состояния в результате просмотра танца. Во время первого воздействия нормированная относительная энтропия уменьшается, во время вто-

рого - увеличивается, возможно, это можно объяснить тем, что первое воздействие было успокаивающее, второе - стимулирующее.

Рис. 2. Воздействие танца И. Курис. Первые 11 минут - запись фона, с 11 по 19 и с 29 по 39 минуты соответствуют танцу (воздействию), с 39 по 49 минуты записывалось последействие

На рис.2 представлен другой эксперимент с танцем. Индуктор - кандидат педагогических наук И. Курис, специалист-практик по биоэнергетической релаксационной пластике как средству психорегуляции и биоэнергетической коррекции организма; она представляла другую школу танца - ритуальные индийские танцы, перципиент - студентка Кристина. До воздействия графики индуктора и перципиента различны, все остальное время эксперимента они синхронны со сдвигом по фазе. Индуктор ведет за собой перципиента. С 15 минуты перципиент опережает индуктора, так как сначала индуктор просила перципиента повторять движения за ней, а затем просто смотреть. В период последействия графики также синхронны. С 29 по 39 минуту снова воздействие

- индуктор ведет перципиента до 36 минуты, а затем график перципиента снова опережает. В период последействия графики синхронны и практически совпадают. Нормированный относительный поток энтропии перципиента и индуктора падает по окончании эксперимента и доходит практически до нуля. Это говорит о полном упорядочении их внутреннего состояния. Из графиков видно, что во время танца устанавливается энергоинформационный контакт между исполнителем и зрителем.

3. Влияние творческого процесса на зрителя и актера

Сценическое искусство основано на так называемой жизни человеческого духа. Еще в древности театральные действия использовались в культовых мистериях, так как наиболее сильным образом воздействовали на сознание. Психодрама широко используется в психотерапии, так как посредством театра вызывается состояние катарсиса - духовного очищения, впервые описанного Аристотелем. Предполагается, что взаимодействие между актерами и воздействие на зрителя осуществляется на энергоинформационном уровне, по так называемому «шестому каналу» [6].

В процессе взаимодействия актера и зрителя происходит так называемый катарсис

- такое внутреннее состояние человека, которое из-за переживания очищает его душу. Весьма расплывчатое понятие «очищение души» попытаемся оценить экспериментально с помощью регистрации изменений потоков энергоинформационной энтропии.

Inductor í \ 'ercepient

1

V/ i V

О 5 10 15 20 25 30

Time, iriin

Рис. 3. Взаимодействие актера и слушателя во время чтения поэмы

На рис. 3 представлены результаты взаимодействия актера и слушателя. В процессе эксперимента индуктор, режиссер Муниципального экспериментального театра «Подвал» города Барнаула, кандидат искусствоведения Е. Яркова читала отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Перципиентом выступил один из слушателей - студент СПбГУ ИТМО С. До 10 минуты записывался фон. Индуктор находился в возбужденном состоянии, его коэффициент хаоса Кх имел максимальное значение. Перципиент, наоборот, был заинтересован экспериментом и спокоен: его коэффициент хаоса Кх был в минимуме. В процессе чтения отрывка, с 10 по 15 минуту, индуктор сосредотачивается и успокаивается, его Кх постепенно падает, перципиент же начинает сопереживать и возбуждаться, его коэффициент хаоса Кх возрастает. Далее, с 15 по 25 минуту, происходит обсуждение отрывка на ментальном уровне, кривые Кх индуктора и перципиента фактически синхронны. Кх перципиента на 22 минуте достигает максимального значения и опускается в дальнейшем с 26 минуты до нуля: она выполнила свою задачу, полностью успокоилась и сосредоточилась.

Выводы

1. Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека. Последняя определяется с помощью параметра Кх -степени хаотичности энергоинформационных потоков сознания человека.

2. Показано, что живопись, музыка, танец, актерское творчество во время действия производят в большинстве случаев возбуждающий эффект и успокоение в последействии, приводят человека к гармоническому состоянию, а это можно рассматривать как процесс катарсиса.

3. Между участниками творческого процесса устанавливается энергоинформационная связь на уровне внечувственного восприятия, предположительно, на уровне «шестого канала».

Литература

1. Дульнев Г.Н. В поисках тонкого мира. - СПб.: Весь, 2004. - 286 с.

2. Васильев В.Н., Дульнев Г.Н., Массоэнергоинформационный обмен в природе. // Наст. сб. - С. 11-16.

3. Агеев И.Л., Дульнев Г.Н., Кокин А.В., Колмаков С.Н., Стражмейстер И.Б. Регистрация удельного потока энтропии // Наст. сб. - С. 17-21.

4. Дульнев Г.Н., Чащин А.В., Меткин Н.П. Регистрация энергоинформационных потоков // Наст. сб. - С. 35-39.

5. Курис И.В. Танец в биоэнергопластике. - СПб: Балтийская педагогическая академия, 2004. - 112 с.

6. Рябухина В., Опыт исследования влияния театра на энергетическое состояние зрителя // Сознание и физическая реальность. - 2000. Т.5. №5. - С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.