3
ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ ЧЕЛОВЕКА Г.Н. Дульнев, И.Б. Стражмейстер
Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека.
1. Постановка задачи и метод проведения эксперимента
Творческие процессы, будь то музыка, танец или прикладное искусство, воздействуют на человека. Они меняют его настроение (от состояния покоя до возбуждения), восприятие мира, заставляют о чем-либо задуматься, рисовать образы, могут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции, побуждают к действию или погружают в размышление о внутреннем мире. Человек всегда нуждался в них; у каждого народа сложились особые формы искусства, специально предназначенные для защиты человека от негативных воздействий. Искусство транслирует энергетику, которая способна исцелять, стимулировать интеллект, оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Цель исследования состояла в оценке влияния творческих процессов на человеческое сознание. Такое влияние оценивалось при исполнении музыкальных произведений, танца и актерского мастерства. При этом регистрировалась величина информационных потоков, посылаемых исполнителями, и их восприятие зрителем. В информационных потоках регистрировалась степень их упорядоченности и хаотичности. Последняя, как известно из термодинамики, может быть охарактеризована величиной энтропии. Метод измерения удельного потока энергоинформационной энтропии рассмотрен в работах [1] и статьях [2, 3] настоящего сборника и сводится к определению относительных коэффициентов хаоса Кх и порядка Кп информационных потоков в различные моменты процесса. Для исследования различных проявлений энергоинформационного обмена применялся измерительный комплекс «ЭНИОТРОН-3» [4].
Измерения плотности теплового потока и температуры производятся в биологически активных зонах участвующих в экспериментах людей. В экспериментах датчики располагались в центре лба (по восточной терминологии - аджна). Выбираются текущее, минимальное и максимальное приращения величины обмена удельной энтропией участников эксперимента с окружающей средой и подставляются в формулы для расчета коэффициентов хаоса или порядка: А „8 А,^'
к _ Ат Ат к _ Ат_Ат К = 1 - К
х~ А S А S ' п" А S А S ' '
е" max min е" max еи min
Ат Ат Ат Ат
А е^ А eS min А eS max где -, - и - - текущее, минимальное и максимальное приращение
Ат Ат Ат
удельного потока энергоинформационной энтропии обмена с внешней средой.
В свете этих представлений творческий процесс может быть изучен с других, пока еще непривычных позиций, а именно взаимодействия человека с окружающим про-
странством и другим человеком, оцениваемым по энергоинформационным потокам участников опыта.
2. Исследование влияния танца
Танец - это движение, которое является составной частью повседневной жизни людей. Пространственная структура движения способна воздействовать на психофизическое состояние человека и оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие [5].
пте.тт
Рис.1. Изменение потока информации во время танца. Первые 10 минут - запись фона, с10 по 16 и с 21 по 26 минуты - воздействие, с 26 по 35 минуты - последействие
На рис. 1 представлен опыт с танцем. Индуктор - врач-психолог, профессиональный исполнитель танцев О. Звездная, перципиент - студент А. Герасимов. На них закреплены датчики - преобразователи энергоинформационного потока. Индуктор использует свою методику танца - он исполняется в соответствии с состоянием перципиента. По словам индуктора, она способна улавливать психоэмоциональные состояния зрителя и подстраиваться к нему, пытаясь посредством танца привести его в гармоническое состояние. Время воздействий - это время музыкального сопровождения. Индуктор считает, что она сонастраивается с перципиентом, устанавливает энергоинформационный контакт, а затем ведет его за собой. На графике это хорошо прослеживается: с 10 по 12 минуту она подстраивается под него (процессы идут фактически параллельно), а затем тянет за собой (наблюдается сдвиг по фазе - ее график несколько опережает, графики почти синхронны). В период последействия оба приходят в состояние психофизиологического упорядочивания.
Во время второй композиции (21 по 26 минуту), индуктор подстраивается под перципиента (ее график отстает со сдвигом по фазе). По окончании эксперимента состояние сознания перципиента приходит в порядок (снижается коэффициент хаоса), Индуктор приходит в ту же точку, в которой была до эксперимента. Нормированная относительная энтропия перципиента падает в периодах последействия, что говорит об упорядочении его внутреннего состояния в результате просмотра танца. Во время первого воздействия нормированная относительная энтропия уменьшается, во время вто-
рого - увеличивается, возможно, это можно объяснить тем, что первое воздействие было успокаивающее, второе - стимулирующее.
Рис. 2. Воздействие танца И. Курис. Первые 11 минут - запись фона, с 11 по 19 и с 29 по 39 минуты соответствуют танцу (воздействию), с 39 по 49 минуты записывалось последействие
На рис.2 представлен другой эксперимент с танцем. Индуктор - кандидат педагогических наук И. Курис, специалист-практик по биоэнергетической релаксационной пластике как средству психорегуляции и биоэнергетической коррекции организма; она представляла другую школу танца - ритуальные индийские танцы, перципиент - студентка Кристина. До воздействия графики индуктора и перципиента различны, все остальное время эксперимента они синхронны со сдвигом по фазе. Индуктор ведет за собой перципиента. С 15 минуты перципиент опережает индуктора, так как сначала индуктор просила перципиента повторять движения за ней, а затем просто смотреть. В период последействия графики также синхронны. С 29 по 39 минуту снова воздействие
- индуктор ведет перципиента до 36 минуты, а затем график перципиента снова опережает. В период последействия графики синхронны и практически совпадают. Нормированный относительный поток энтропии перципиента и индуктора падает по окончании эксперимента и доходит практически до нуля. Это говорит о полном упорядочении их внутреннего состояния. Из графиков видно, что во время танца устанавливается энергоинформационный контакт между исполнителем и зрителем.
3. Влияние творческого процесса на зрителя и актера
Сценическое искусство основано на так называемой жизни человеческого духа. Еще в древности театральные действия использовались в культовых мистериях, так как наиболее сильным образом воздействовали на сознание. Психодрама широко используется в психотерапии, так как посредством театра вызывается состояние катарсиса - духовного очищения, впервые описанного Аристотелем. Предполагается, что взаимодействие между актерами и воздействие на зрителя осуществляется на энергоинформационном уровне, по так называемому «шестому каналу» [6].
В процессе взаимодействия актера и зрителя происходит так называемый катарсис
- такое внутреннее состояние человека, которое из-за переживания очищает его душу. Весьма расплывчатое понятие «очищение души» попытаемся оценить экспериментально с помощью регистрации изменений потоков энергоинформационной энтропии.
Inductor í \ 'ercepient
1
V/ i V
О 5 10 15 20 25 30
Time, iriin
Рис. 3. Взаимодействие актера и слушателя во время чтения поэмы
На рис. 3 представлены результаты взаимодействия актера и слушателя. В процессе эксперимента индуктор, режиссер Муниципального экспериментального театра «Подвал» города Барнаула, кандидат искусствоведения Е. Яркова читала отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Перципиентом выступил один из слушателей - студент СПбГУ ИТМО С. До 10 минуты записывался фон. Индуктор находился в возбужденном состоянии, его коэффициент хаоса Кх имел максимальное значение. Перципиент, наоборот, был заинтересован экспериментом и спокоен: его коэффициент хаоса Кх был в минимуме. В процессе чтения отрывка, с 10 по 15 минуту, индуктор сосредотачивается и успокаивается, его Кх постепенно падает, перципиент же начинает сопереживать и возбуждаться, его коэффициент хаоса Кх возрастает. Далее, с 15 по 25 минуту, происходит обсуждение отрывка на ментальном уровне, кривые Кх индуктора и перципиента фактически синхронны. Кх перципиента на 22 минуте достигает максимального значения и опускается в дальнейшем с 26 минуты до нуля: она выполнила свою задачу, полностью успокоилась и сосредоточилась.
Выводы
1. Показана возможность количественной оценки влияния творческих процессов на состояние сознания человека. Последняя определяется с помощью параметра Кх -степени хаотичности энергоинформационных потоков сознания человека.
2. Показано, что живопись, музыка, танец, актерское творчество во время действия производят в большинстве случаев возбуждающий эффект и успокоение в последействии, приводят человека к гармоническому состоянию, а это можно рассматривать как процесс катарсиса.
3. Между участниками творческого процесса устанавливается энергоинформационная связь на уровне внечувственного восприятия, предположительно, на уровне «шестого канала».
Литература
1. Дульнев Г.Н. В поисках тонкого мира. - СПб.: Весь, 2004. - 286 с.
2. Васильев В.Н., Дульнев Г.Н., Массоэнергоинформационный обмен в природе. // Наст. сб. - С. 11-16.
3. Агеев И.Л., Дульнев Г.Н., Кокин А.В., Колмаков С.Н., Стражмейстер И.Б. Регистрация удельного потока энтропии // Наст. сб. - С. 17-21.
4. Дульнев Г.Н., Чащин А.В., Меткин Н.П. Регистрация энергоинформационных потоков // Наст. сб. - С. 35-39.
5. Курис И.В. Танец в биоэнергопластике. - СПб: Балтийская педагогическая академия, 2004. - 112 с.
6. Рябухина В., Опыт исследования влияния театра на энергетическое состояние зрителя // Сознание и физическая реальность. - 2000. Т.5. №5. - С. 67.