Научная статья на тему 'Оценка познавательных способностей человека по термодинамическим показателям'

Оценка познавательных способностей человека по термодинамическим показателям Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дульнев Геннадий Николаевич, Стражмейстер Ирина Борисовна, Дунаевский Илья Витальевич

В статье описывается исследование степени хаотичности энергоинформационного потока сознания человека по определенному способу их оценки и приводятся результаты опытов со студентами различной успеваемости и оценка их способности сосредотачиваться на лекционном материале, а также реагировать на внешнее воздействие, дистанционно произведенное И.В. Дунаевским из другой удаленной аудитории. Оценка степени сосредоточенности студентов производилась с помощью термодинамического показателя локальной энтропии обмена с окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дульнев Геннадий Николаевич, Стражмейстер Ирина Борисовна, Дунаевский Илья Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка познавательных способностей человека по термодинамическим показателям»

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Г.Н. Дульнев, И.В. Дунаевский, И.Б. Стражмейстер

В статье описывается исследование степени хаотичности энергоинформационного потока сознания человека по определенному способу их оценки и приводятся результаты опытов со студентами различной успеваемости и оценка их способности сосредотачиваться на лекционном материале, а также реагировать на внешнее воздействие, дистанционно произведенное И.В. Дунаевским из другой удаленной аудитории. Оценка степени сосредоточенности студентов производилась с помощью термодинамического показателя локальной энтропии обмена с окружающей средой.

Введение

Степень хаотичности или упорядоченности принято в физике оценивать величиной энтропии. При изучении этого процесса в сознании человека речь может идти о величине значения удельной термодинамической (или информационной) энтропии с различных участков тела человека в различные моменты времени. Термодинамические открытые системы обмениваются с внешней средой массой, энергией и информацией, т.е. происходит массоэнергоинформационный обмен, который иногда коротко называют энергоинформационным. Он может быть представлен как локальный поток энтропии обмена, способ измерения которой при эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) воздействиях рассмотрен в статье [1]. Базируясь на этой статье, приведем результаты исследований студентов различной успеваемости и оценки их способности сосредотачиваться на лекционном материале, а также реагировать на внешнее дистанционное воздействие, которые позволяют показать возможности использования этого способа для оценки познавательных способностей человека.

В Центре энергоинформационных технологий (ЦЭИТ) при кафедре компьютерной теплофизики и энергофизического мониторинга (КТФиЭМ) производится разработка способа оценки состояния сознания человека по изменению относительной нормированной энтропии в результате внешнего воздействия, которое рассматривается с позиции «энергоинформации», т.е. взаимодействия человека с окружающим пространством и другим человеком.

13.10.04 была проведена оценка изменений нормированной относительной энтропии с участием пяти студентов при экзогенном (внешнем) воздействии на их сознание.

Воздействие заключалось в прослушивании лекции по астрономии капитана I ранга, кандидата технических наук, начальника кафедры тактики С.А. Сударчикова на кафедре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В некоторый момент времени, с 50-й по 60-ю минуту чтения лекции, индуктор-человек И.В. Дунаевский осуществлял дистанционное воздействие из лаборатории ЦЭИТ (кафедра КТФиЭМ) в аудиторию, где шла лекция. Эти два помещения находятся на разных этажах на расстоянии примерно 200 м и отделены друг от друга многочисленными стенками. Передача телепатического сигнала осуществлялась в течение 10 минут - 5 минут успокаивающее и 5 минут возбуждающее воздействие.

Критерием подбора перципиентов являлась их успеваемость, которая распределялась примерно следующим образом: отличница; между четверкой и пятеркой; между тройкой и четверкой; между двойкой и тройкой; кандидат на отчисление.

Метод измерения, применяемые в этом опыте приборы и обработка результатов приведены в статье [1]. Результаты опыта представлены графически. Датчики теплово-

го потока и температуры крепились в середине лба (по восточной терминологии - на трикуте) у студентов. У индуктора-человека И.В.Дунаевского было задействовано два датчика, крепились они также на лбу на соответствующих точках левого и правого полушария.

Эксперимент начался в 12. 46 (время начала лекции). Индуктор-человек находился в другом помещении и начал воздействовать спустя 46 минут.

Рис. 1. Временная динамика коэффициента хаоса (отличница, студентка М.С.)

На рис. 1 (отличница, студентка М.С.) до 30 минуты идет падение коэффициента хаоса Кх, т.е. упорядочение внутреннего состояния перципиента. Она поглощена лекцией, никакие внешние факторы (смех, разговоры соседей) не отвлекают ее. С 35 по 45 минуту происходит подъем коэффициента хаоса Кх. Можно предположить, что это вызвано переходом преподавателя ко второй части лекции (с 38 по 42 минуту). Затем опять наблюдается падение коэффициента хаоса Кх до 50 минуты. Во время дистанционного воздействия с 50 по 60 минуту, первые 5 минут наблюдается подъем коэффициента хаоса Кх на 12 %. Ко времени окончания эксперимента коэффициента хаоса Кх приходит в ноль, т.е. внутреннее состояние упорядочивается полностью.

На рис. 2 (между четверкой и пятеркой, студент О.Я.) до 20 минуты идет падение коэффициента хаоса Кх, с 20 по 30 минуту небольшой подъем. Возможно, это происходит потому, что он в это время не сосредоточен на занятии (новый заголовок, преподаватель отвлекается от основной темы, смех). Затем коэффициент хаоса Кх опять падает до 40 минуты. Примерно с 42 минуты он периодически разговаривает с соседями, и так до 49 минуты (подъем коэффициента хаоса Кх). С 50 по 60 минуту идет неконтактное воздействие индуктора, коэффициент хаоса Кх возрастает на 50% и доходит до 1 (максимума) - полный хаос. Также как на рис. 1, по окончании лекции коэффициент хаоса Кх приходит в ноль (минимум), внутреннее состояние упорядочивается полностью.

На рис. 3 (тройка-четверка, студент А.К.) наблюдается колебательный процесс, коэффициент хаоса Кх растет. Студент периодически разговаривает, смеется, он отвлечен. Судя по графику, лекция его раздражает. На 46 минуте преподаватель задает вопрос, спрашивает этого студента, затем он сам задает вопрос преподавателю, идет сосредоточение на теме, что можно наблюдать на графике (падение коэффициента хаоса

К). С 50 по 60 минуту, во время воздействия индуктора, коэффициент хаоса Кх возрастает на 32 % и доходит до 1 (максимума) - полный хаос. Также как на рис. 1, по окончании лекции коэффициент хаоса Кх приходит в ноль (минимум), внутреннее состояние упорядочивается полностью.

1

0.9 0.8 0.7 0.6 £ 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1

0

О 10 20 30 40 50 60 70

Time, minutes

Рис. 2. Временная динамика коэффициента хаоса (между четверкой и пятеркой, студент О.Я.)

1

о.э 0.8 0.7 0.6 ^ 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 0

0 10 20 30 40 50 60 70

Tinne, minutes

Рис. 3. Временная динамика коэффициента хаоса (между тройкой и четверкой, студент А.К.)

На рис. 4 (двойка-тройка, студент А.С.) коэффициент хаоса Кх падает до 20 минуты более круто, чем с 20 по 50. Этот интервал времени он посвятил разговорам, был полностью отвлечен от лекции, до 20 минуты он не разговаривал, возможно, слушал лекцию. С 50 по 60 минуту во время воздействия индуктора коэффициент хаоса Кх возрастает на 37 % и доходит до максимума - полный хаос. Также как и на рис. 1, по окончании лекции коэффициент хаоса Кх приходит в нуль (минимум), внутреннее состояние упорядочивается полностью.

Рис. 5 соответствует студенту А.М. с успеваемостью два. Его внутреннее состояние полностью упорядоченно в начале лекции, коэффициент хаоса Кх находится в нуле. До 50 минуты коэффициент хаоса Кх возрастает, но примерно с 16 по 22 минуту наблюдается падение, эти 6 минут студент увлечен лекцией, хотя в это время преподаватель отвлекается от темы, в аудитории смех, сам студент разговаривает. С 40 по 43 минуту студент разговаривает с соседом, с 40 по 50 минуту коэффициент хаоса Кх колеблется от 80% до 100%. Во время воздействия Кх уменьшается и доходит до 30%, после чего слегка поднимается в процессе последействия.

1

0.9 0.8 0.7

о.е

£ 0.5 0.4 0.3 0.2 0.1 О

О 10 20 30 40 50 Ё0 70

Time, minutes

Рис. 4. Временная динамика коэффициента хаоса (между двойкой и тройкой, студент А.С.)

Рис. 6 соответствует индуктору Илье Дунаевскому. Первые 5 минут, с 45 по 50 минуту проведения опыта, записывается фон: правое и левое полушария десинхронизированы, коэффициент хаоса Кх левого полушария доходит до максимума к началу воздействия, осуществляется логическое продумывание эксперимента. С 50 по 55 минуту производится успокаивающее воздействие: коэффициент хаоса Кх правого полушария опускается до минимума, происходит полное упорядочение эмоциональной сферы; коэффициент хаоса Кх левого полушария опускается до 22%. С 55 по 60 минуту производится возбуждающее воздействие: коэффициент хаоса Кх правого и левого полушарий доходят до максимума, причем правое полушарие опережает по фазе левое. С 60 по 70 минуту записывается последействие: коэффициент хаоса Кх правого и левого полушарий опускаются, на 66 минуте коэффициент хаоса Кх левого полушария доходит до 0, а правого до 5%, логическая сфера упорядочивается полностью, после чего оба показателя стремятся к 33% - показатель гармонизации.

На основе проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы: Воздействие И.В. Дунаевского было зарегистрировано у всех студентов. Реакция студента с успеваемостью «отлично» - самая низкая, всего 12%. У студента с самой низкой успеваемостью это воздействие вызвало понижение нормированной относительной энтропии до 30%. У всех остальных перципиентов коэффициент хаоса Кх достиг максимального значения, равного единице.

1

0.9 0.8 0.7 0.6 £ 05 04 0.3 0.2 0 1 0

0 10 20 30 40 50 60 70

Time, minutes

Рис. 5. Временная динамика коэффициента хаоса (кандидат на отчисление, студент А.М.)

1

о.э

0.S 0.7 0.S

Кх os

0.4 0.3 0.2 0.1 о

45 50 55 60 65 70

time,min

Рис. 5. Временная динамика коэффициента хаоса (индуктор)

Илья Дунаевским

Первые 5 минут воздействие индуктора было успокаивающее (Кх понижался), а вторые 5 минут - воздействие стимулирующее (Кх возрастал). У студентов реакция была обратной: сначала коэффициент хаоса Кх возрастал, а затем уменьшался. На самого индуктора процесс воздействия оказывает гармонизирующее влияние.

У четверых студентов по окончании лекции состояние сознания упорядочивается, у студента с низкой успеваемостью коэффициент хаоса Кх возрастает.

Заключение

Серия данных экспериментов доказывает возможность использования способа оценки состояния сознания человека по изменению относительной нормированной энтропии в педагогике для косвенного определения степени сосредоточения студентов на лекционном материале и прогноза их успеваемости.

Кроме того, зарегистрировано дистанционное телепатическое воздействие И.В. Дунаевского на студентов во время прослушивания ими лекции, при этом характер воздействия коррелирован со степенью восприимчивости студентов в соответствии с их успеваемостью.

Литература

1. Дульнев Г.Н., Стражмейстер И.Б. Способ оценки степени хаотичности энергоинформационных потоков в сознании человека. // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2005. № 18. С. 59-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.