Научная статья на тему 'ТДИС и программа «Когнитивный ассистент» как инструменты для выявления «Точек перехода» общества из индустриальной в постиндустриальную фазу развития'

ТДИС и программа «Когнитивный ассистент» как инструменты для выявления «Точек перехода» общества из индустриальной в постиндустриальную фазу развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / УСЛУГА / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / КОГНИТИВНЫЙ АССИСТЕНТ / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / KNOWLEDGE / SERVICE / THEORY OF DYNAMIC INFORMATION SYSTEMS / COGNITIVE ASSISTANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова К. С.

Раскрывается понятие «постиндустриальное общество», посредством аппарата теории динамических информационных систем и программы «Когнитивный ассистент» определяются «точки перехода» из индустриальной стадии развития в постиндустриальную, а также обосновывается включение рассматриваемой категории в предметную область социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of dynamic information systems and «Cognitive assistant» program as a tools to identify «points of transition» from an industrial society to the post-industrial phase of development

The article deals with the concept of «postindustrial society», «transition point» of the industrial stage of development in post-industrial is defined, and the inclusion of this category in the subject area of social philosophy is justified through the apparatus of the theory of dynamic information systems and «Cognitive assistant» program.

Текст научной работы на тему «ТДИС и программа «Когнитивный ассистент» как инструменты для выявления «Точек перехода» общества из индустриальной в постиндустриальную фазу развития»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 226-231.

УДК 101.1::316.3 К.С. Козлова

ТДИС И ПРОГРАММА «КОГНИТИВНЫЙ АССИСТЕНТ» КАК ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ «ТОЧЕК ПЕРЕХОДА» ОБЩЕСТВА ИЗ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ФАЗУ РАЗВИТИЯ

Раскрывается понятие «постиндустриальное общество», посредством аппарата теории динамических информационных систем и программы «Когнитивный ассистент» определяются «точки перехода» из индустриальной стадии развития в постиндустриальную, а также обосновывается включение рассматриваемой категории в предметную область социальной философии.

Ключевые слова: постиндустриальное общество, информационное общество, информация, знание, услуга, теория динамических информационных систем, когнитивный ассистент.

Современный этап развития общества можно охарактеризовать как переходный: с одной стороны, наблюдается коренная ломка индустриальной капиталистической системы, что свидетельствует о ее глубочайшем кризисе, с другой - происходит небезболезненное (прежде всего в силу активного противодействия отмирающей системы) становление нового постиндустриального информационного порядка. Сложившаяся ситуация актуализирует потребность анализа новой действительности и формирования теоретических положений, позволяющих предсказывать вероятные направления развития общества в новых условиях. В качестве одного из главных вопросов можно рассматривать вопрос о том, каким образом определить постиндустриальное общество (ПиО) и общество вообще, учитывая его новую форму.

В Новой философской энциклопедии [2] (т. 3, с. 132), изданной в 2010 г., приводится следующее определение общества: «общество (лат. 80с1е1ав - социум, социальность, социальное) - в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип - род, вид, подвид и т. п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности». Далее говорится, что общество является основополагающим понятием социальной философии, а также указывается на то, что могут быть выделены два уровня знания об обществе - общетеоретическое и эмпирически-конкретное. Стремление к целостному пониманию такого феномена, как общество, предполагает попытку соотнесения двух указанных уровней.

Там же рассматривается концепция ПиО (т. 3, с. 293-296) и понятие информационного общества (т. 2, с. 142-143). На основе приведенных данных можно выявить ключевые термины новой эпохи: услуга как ее единичный элемент, информация как ведущий фактор производства, или ресурс, и знание как плата за информацию, или доход. Данные термины приходят на смену индустриальной триаде «товар - капитал - процент/прибыль». При этом следует отметить тот факт, что «знание» (т. 2, с. 51-52) не связывается с ПиО, определение информации отсутствует, приводится только описание научной дисциплины «теория информации» (т. 2, с. 141-142), где сам термин «информация» абсолютно не раскрыва-

© К.С. Козлова, 2012

ется ни в узком смысле, ни в связи с информационным обществом. Единичный элемент нового типа общества - «услуга» - не рассматривается вовсе, также отсутствуют определения сервисного общества или общества услуг. Более того, традиционные определения услуги (в рамках экономических дисциплин) дают основания рассматривать услугу как подвид блага, однако в статье «благо» (т. 1, с. 272-274) услуга также не упоминается.

Таким образом, в целях описания ключевых терминов, определяющих ПиО с социально-философской точки зрения, необходимо:

1) доказать посредством проведения историко-философского анализа включенность услуги в благо, т. е. то, что услуга выступает результатом развития блага, а именно реализации его нематериального аспекта;

2) предпринять попытку соотнесения общетеоретического и конкретно-эмпирического уровней в концепции ПиО через анализ механизма возникновения единичной услуги и дальнейшего формирования сферы услуг, результатом развития и доминирования которой является само ПиО;

3) выявить, какие разновидности ПиО могут возникать в зависимости от вида преобладающих услуг, в том числе описание механизма формирования единичной образовательной услуги, запуск которого предполагает переход к обществу знаний, т. е. обществу, максимизирующему плату за основной ресурс новой эпохи - информацию.

Говоря о соотношении блага и услуги, следует отметить тот факт, что благо выступает общей, а услуга - единичной категорией. К благам помимо услуги относятся также идеи, ресурсы и товары, однако характерные признаки услуги - ее нематериальность и качественная определенность - позволяют отличать ее от всех иных видов благ. Кроме того, услуга может рассматриваться и как высшая степень развития (усложнения) блага.

Идея может существовать сама по себе, для осознания ресурса как блага необходима идея относительно его практической пользы, для создания предмета потребления требуются ресурсы, выступающие исходным материалом, а также идея по поводу того, каким образом данные ресурсы следует преобразовать с тем, чтобы получить тот или иной предмет потребления. Услуги же, будучи нематериальными, все-таки являются проявленными благами и зачастую связаны с усовершенствованием предметов потребления, они выполняют посредническую функцию между предметами потребления и конечными потребителями, рационализуют использование как предметов потребления, так и ресурсов. Фактически, будучи изначально созданы на основе идей, услуги сами в некоторой степени выступают

идеями более высокого уровня для ресурсов и предметов потребления.

Прорабатывая услугу в рамках противопоставления абстрактное - конкретное, мы предпринимаем следующие шаги:

1) на чувственно-конкретном уровне обобщаем различные единичные услуги в целях выявления общего принципа/ базового механизма, посредством которого услуга оказывается. В данном случае единичная услуга понимается как услуга вообще, безотносительно общественной сферы, в которой она оказывается;

2) анализируя механизм формирования единичных услуг, выявляем, посредством чего количество единичных услуг переходит в качество, т. е. каким образом из множества единичных услуг образуется сфера услуг, развитие которой приводит к трансформации общества в целом от индустриальной фазы развития к постиндустриальной. Здесь же определяются признаки услуги как единичного элемента ПиО;

3) для осуществления перехода к мысленно-конкретному уровню применяем результаты анализа на фактическом материале, т. е. описываем механизм формирования единичных услуг различного типа (в данных целях используется международная классификация услуг, утвержденная ООН). С учетом данных, полученных на предыдущем этапе, мы делаем вывод о том, что единичная услуга конкретного типа, как и единичная услуга вообще, формирует сферу услуг и приводит к моделированию ПиО, однако тип смоделированного ПиО будет определяться типом единичной услуги, лежащей в его основании. Высшей степени развития ПиО будет соответствовать тот его тип, в котором четко прослеживается приоритетная роль информации как фактора производства и потребность общества в доходах от информации - знании. Таким ПиО является общество знаний, поскольку именно в процессе образовательной услуги между собой взаимодействуют соискатель знания и интерпретатор информации, а результатом такого взаимодействия и выступает знание.

Используем ТДИС [4] и программу «Когнитивный ассистент» [3] для описания ключевых терминов, определяющих общество (первоначально на абстрактном уровне). Для этого дешифруем термин «тип общества» через понятийную триаду «факторы производства - факторные доходы - блага». При этом факторы производства определим через триаду понятий «производительные силы -производственные отношения - потребности», факторные доходы - через триаду «национальный доход - добавленная стоимость -предельная производительность», блага - через триаду «конечный продукт - промежуточный продукт - ресурсы». Приведем определения используемых терминов:

0. Тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов [5].

1. Факторы производства (ФП) - это

производительные силы, которые участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для удовлетворения своих потребностей [1].

1.1. Производительные силы (ПС) - это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Производительные силы (нем. Рго^кйукгайе) -средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие [1; 2].

1.2. Производственные отношения (ПО) - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления [1; 2].

1.3. Потребность - состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности [2].

2. Понятие доходов факторов производства связано с понятием добавленной стоимости. Общая величина доходов факторов производства соответствует также национальному доходу, уменьшенному на государственные налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий). Факторные доходы (ФД) - доходы факторов производства в процессе экономической деятельности. Доходы от факторов производства и рыночные цены каждого фактора определяются их предельной производительностью [1; 6].

2.1. Национальный доход (НД) - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества [6].

2.2. Добавленная стоимость (ДС) - это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации [6].

2.3. Предельная производительность (МЕ - от англ. Marginal Efficiency) - когда последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта [6].

3. Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие [2].

3.1. Конечный продукт (КП) - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи или переработки [6].

3.2. Промежуточный продукт (ПП) - это продукт, который не завершен в процессе производства изделия, продукт переходит из одной стадии производства в другую [6].

3.3. Ресурсы - средства, возможности, расходуемые на производство товаров и услуг [6].

В итоге мы получаем базовую категориальную схему (КС-9) «тип общества», на основе которой будут производиться мутации исследуемой категории (рис. 1). В результате мутаций КС-9 последовательно принимает следующие формы (рис. 2).

Таким образом, тип общества зависит от социально-экономической и инновационной политики государства, при этом первая реализуется через механизмы производства, потребления и распределения, а вторая - через разработку рентабельных и эффективных технологий.

Существенным моментом категориальной схемы является зависимость типа общества от проводимой государственной политики. Рассмотрим, применяя тот же самый методологический аппарат, категорию «ПиО». Выявим, какие направления государственной политики должны быть обозначены как приоритетные для того, чтобы иметь возможность сформировать ПИО в рамках конкретного государства.

Рис. 1. КС-9 для категории «тип общества» [3; 4]

Рис. 2. Базовые мутации КС-9 «тип общества» [3; 4]:

С-Эк. П. Гос-ва - социально-экономическая политика государства, Инн. П. Гос-ва - инновационная политика государства

Для этого укажем конкретные категории ПИО, которые будут соответствовать абстрактным категориям типа общества:

0. Тип общества = ПИО;

1. ФП = информация (1);

1.1. ПС = субъект, способный распознавать информацию, а также технические средства ее хранения, обработки и передачи (С+ИТ);

1.2. ПО = информационные взаимодействия (ИВД), которые могут быть искусственными, естественными или смешанными;

1.3. Потребности = определенность (О). Согласно концепции К. Шеннона, информация -это снятая неопределенность, т. е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями [2];

2. ФД = знание;

2.1. НД = теория как общий объем знаний, производимых в государстве, в результате чего все общество получает прибавление знаний;

2.2. ДС = практика как та часть теоретических знаний, которая может быть использована для извлечения обществом дохода;

2.3. МЕ = смысл как целесообразность полученного теоретического и практического знания;

3. Блага = услуги;

3.1. КП = конечная услуга (КУ);

3.2. ПП = услуга-сопровождение (У-С);

3.3. Ресурсы = алгоритм оказания услуги (А).

КС-9 для ПИО смотреть на рис. 3. Аналогично примеру абстрактной модели проведем базовые мутации для категории «ПиО» (рис. 4).

Рис. 3. КС-9 для категории «постиндустриальное общество» [3; 4]

Рис. 4. Базовые мутации КС-9 «постиндустриальное общество» [3; 4]:

Инн. на базе НО - инновации на базе научных открытий, 1О П. Гос-ва - информационно-образовательная политика государства

Из полученных схем следует, что ПИО должно формироваться на основе:

1) инноваций, полученных в рамках научных исследований, при этом для фиксации факта инновации необходимо внедрить результаты исследований, получить доход и обеспечить повторяемость инновации, т. е. опыт оказания инновационной услуги/ предоставления инновационного продукта;

2) разработанной информационно-образовательной политики государства, которая будет разворачиваться по трем направлениям: предоставление образовательных услуг, разработка информационных продуктов и обеспечение информационной поддержкой. При этом следует отметить, что совмещение образования и информации в рамках одного направления государственной политики не случайно, поскольку именно качественное образование предоставляет

возможность получения знания как факторного дохода путем переработки информации как фактора производства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Курс экономики / под ред. Б. А. Райзберга М. і ИНФРА-М, 1997.

[2] Новая философская энциклопедия і в 4 т. М. і Мысль, 2010.

[3] Программа «Когнитивный ассистент». URL! http!// www.thoughtring.com.

[4] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем і в 3 ч. Ч. I і Информационные основы системы знаний і монография. Омск і Изд-во ОмГУ, 2007.

[б] Социология і учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лу-кашова ; под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М. і ЮНИТИ-ДАНА, 2002. [б] Экономический словарь. URL: http://abc.

informbureau.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.