Научная статья на тему 'Сфера услуг (социально-философский аспект явления)'

Сфера услуг (социально-философский аспект явления) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1807
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / УСЛУГА / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / SERVICES SECTOR / SERVICE / SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS / POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова К. С.

Производится социально-философский анализ такого явления, как сфера услуг. «Услуга» рассматривается как трехуровневая категория. Выявляется взаимосвязь развития сферы услуг и формирования постиндустриального общества. На базе классификации видов услуг выделяются возможные типы постиндустриальных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The services sector (social-philosophical angle of this phenomenon)

The social-philosophical analysis of the service sector is carried out in this article. The “service” is considered as a three-level category. It is detected the connection between the services sector's development and the formation of the postindustrial society. There are marked out possible types of a postindustrial society based on the classification the types of services.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг (социально-философский аспект явления)»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 277-286.

УДК 101.1::316.3 К.С. Козлова

СФЕРА УСЛУГ

(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ЯВЛЕНИЯ)

Производится социально-философский анализ такого явления, как сфера услуг. «Услуга» рассматривается как трехуровневая категория. Выявляется взаимосвязь развития сферы услуг и формирования постиндустриального общества. На базе классификации видов услуг выделяются возможные типы постиндустриальных обществ.

Ключевые слова: сфера услуг, услуга, социально-философский анализ, постиндустриальное общество.

С 50-х гг. XX в. начинается активное изучение такого социального явления, как услуга, а степень развития сферы услуг начинает выступать существенным критерием при оценке уровня развития общества.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день сфера услуг рассматривается исключительно как экономическое явление. Факт же доминирования доли сферы услуг в общем объеме ВВП просто фиксируется, на основании чего делается вывод о том, что общество является сервисным/постиндустриальным. Использование социально-философского анализа позволяет не просто зафиксировать данный факт, но и показать механизм, посредством которого, моделируя сферу услуг в рамках определенной территориальной единицы, можно получить на выходе постиндустриальное общество вполне определенного типа.

Вместе с тем используемый подход позволяет уточнить саму дефиницию «услуги», охватить все аспекты ее проявления. «Услуга» рассматривается как трехуровневая модель в экономической науке, но при таком рассмотрении опять же идет просто синтез имеющихся определений. Применение же социально-философской методологии дает возможность не только интерпретировать услугу как чисто теоретическое экономическое явление, но и выявить практические аспекты, в большей степени пересекающиеся с социальной стороной действительности, с получением обратной связи от среды и осмыслением данной реакции. Кроме того, существенным моментом становится включение в социально-философскую интерпретацию «услуги» субъекта и объекта.

Гипотеза.

Между видом услуг, доминирующем в постиндустриальном обществе, и типом данного постиндустриального общества существует прямая зависимость. То есть тип постиндустриального общества является результатом функционирования сферы услуг.

Подтверждение данной гипотезы будет свидетельствовать о том, что «услуга» перестает быть исключительно категорией блока экономико-управленческих наук и, с учетом того, что формирование типа общества взаимосвязано с формированием в социуме определенного мировоззрения, зачастую обусловленного конкретными идеологическими установками, в основе которых лежит та или иная концепция, должна рассматриваться как социально-философская категория.

© К.С. Козлова, 2011

Определение и сущность «сферы услуг»

Прежде всего попытаемся рассмотреть существующие подходы к определению сферы услуг (табл. 1).

Таблица 1 Существующие определения «сферы услуг»

Сфера услуг - это... Источник

Сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 16

Комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. М., 2001

Система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств Новый экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2003. С. 879.

Комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного производства Экономика США: учебник для вузов / под ред. В.Б. Супяна. СПб: Питер, 2003. С. 125.

Сектор экономики, который предоставляет услуги Блэк Дж. Экономика: толковый словарь. М., 2000. С. 661.

Сверхсложная, многоступенчатая, иерархическая структура, обладающая свойствами нелинейных неравновесных социально-экономических систем, производящая полезность в виде деятельности Кликич Л.М. Эволюция сферы услуг : дис. ... д-ра экон. наук. Уфа, 2006.

Сфера воспроизводства человеческого капитала, развитие которой должно привести к достижению равновесного макроэкономического состояния экономики Токарева О.Е. Развитие сферы услуг как сферы воспроизводства человеческого капитала // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2006. №1-3.

Борьба за ресурсы биосферы

Анализируя причины высокой динамики развития сферы услуг, их возрастающую роль в жизни каждого конкретного индивида, исследователи также связывают сферу услуг с таким понятием, как качество жизни. То есть с развитием сферы услуг меняется и осознание каждым индивидом своего места в обществе. Л.М. Кликич, например, указывает на то, что услуги должны сопровождать весь жизненный цикл человека, и в дополнение к пирамиде потребностей А. Маслоу предлагает шестиуровневую пирамиду потребностей в услугах (рис. 1).

Однако следует отметить, что удовлетворение потребностей индивида, субъекта и личности - это положительные стороны функционирования сферы услуг. Тем не менее каждое явление, в том числе и услуга, имеет два аспекта - позитивный и негативный. Для отражения указанного свойства наложим на триаду потребностей человека в услугах триаду борьбы за ресурсы в сфере услуг (рис. 2).

Таким образом, стремление каждого отдельного человека к удовлетворению своих потребностей, представленных в виде триады «Потребности индивида -потребности субъекта - потребности лич-

6. Потребности в услугах по организации культурнотворческой деятельности .

' Потребности

5. Потребности в услугах, > личности

удовлетворяющих интересы развивающегося деятеля

4. Потребности в услугах, удовлетворяющих интересы функционирующего деятеля

3. Потребности в социальных услугах

2. Потребности в услугах по развитию личности

1. Физиологические потребности в услугах

Потребности индивида

Рис. 1. Пирамида потребностей человека в услугах [6]

Потребности

личности

Потребности

субъекта

1 уровень

Борьба за ресурсы социосферы

2 уровень

Потребности

индивида

Борьба за ресурсы инфосферы

Рис. 2. Противоречие «безграничность потребностей»

в сфере услуг (на основе [8])

3 уровень «ограниченность ресурсов»

ности», имеет оборотную сторону, которая выражается в возникновении и нарастании (по мере роста потребностей каждого отдельного человека) конфликта как между самими триадами «индивид - субъект -личность», так и между отдельным человеком и средой.

Данный конфликт предполагает:

1) борьбу между индивидами за ресурсы биосферы, а также с учетом безграничности человеческих потребностей -истощение биосферы;

2) борьбу между субъектами за ресурсы социосферы, а также противоречие «человек - общество»;

3) борьбу между личностями за ресурсы инфосферы (интеллектуальное пространство/ пространство внимание - например, по Коллинзу), а также стремление к монополизации инфосферы.

Точка С - это точка баланса распределения ресурсов среды, участвующих в формировании сферы услуг.

Кроме того, существенным моментом в использовании данной схемы является то, что нельзя отображать потребности индивида и потребности субъекта на одном уровне (поскольку должна присутствовать некая корреляция между триадой и пирамидой потребностей), а необходимо выделять 3 различных уровня: низший (3-й) уровень соответствует потребностям индивида; средний (2-й) - потребностям субъекта; высший (1-й) - потребностям личности.

Вместе с тем данная модель предполагает, что каждый человек, выступая в качестве индивида, субъекта или личности, исходя из своих ожиданий по получению ресурсов биосферы, социосферы или инфосферы, способен корректировать/ограничивать собственные потребности каждого из уровней. Сфера услуг в данном случае будет выступать косвенным регулятором.

На основании приведенных выше определений, а также с использованием источников [2] и [3] можно говорить о том, что в настоящее время роль сферы услуг заключается в следующем:

1) сфера услуг является ведущим сектором национального и мирового хозяйства, чем выше уровень развития сферы услуг, тем более конкурентоспособна страна;

2) динамичное развитие сферы услуг способствует развитию человеческого капитала;

3) посредством привнесения инноваций в сферу услуг можно влиять и на материальное производство;

4) расширение спектра предлагаемых услуг способствует увеличению свободного времени отдельного индивида;

5) сфера услуг - один из важных элементов формирования современного качества жизни;

6) для развивающихся стран концентрация усилий на сфере услуг способна ускорить процесс построения постиндустриального общества, кроме того через анализ структуры сферы услуг можно оценить уровень развития страны.

Категория «услуга».

Тем не менее для более глубокого понимания феномена «сфера услуг» необходимо раскрыть сущность ее ключевого термина - «услуги».

Согласно подходу С. В. Евсеева, услуга может быть представлена как трехуровневая модель [1; 4] (рис. 3):

1. Первый уровень характеризует услугу как благо. Так, Г. Ассэль дает следующее определение услуги: «Услуги - это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью» [5]. Аналогичное определение приводится в толковом словаре: «Услуги - блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» [6].

2. На втором уровне услуга характеризуется как деятельность. По Ф. Котлеру: «Услуги - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой» [7].

3. Третий уровень содержания услуги

- отношения по поводу оказания и потребления услуги [2; 4].

Благо

Рис. 3. Дешифровка категории «услуга» в триаду категорий [8; 9]

Первый уровень «услуги»:

«услуга» как благо

Для выражения услуги через категорию блага и определения того, какие блага могут выступать услугами, обратимся к механизму противоречия, описанному в категориально-системной методологии В.И. Разумо-ва [9], и развернем его в виде «крестообразной схемы противоречия», классифицируя блага посредством проработки пары противоречий «качество-количество», «ма-териальность-нематериальность» (рис. 4).

Рис. 4. Крестообразная схема противоречия между качественными и количественными благами (на основе [9])

Использование крестообразной схемы дает нам следующую систематику благ:

1) в первом квадранте мы получаем определение идеи как одного из видов благ. При этом, используя основания классификации «качество-количество» и «материальность-нематериальность», мы можем охарактеризовать идею как бесконечное благо с количественной точки зрения и одновременно как непроявленное нематериальное благо;

2) второй квадрант раскрывает понятие ресурсов как благ: ресурсы выступают как конечные в количественном отношении, а также как первичные материальные блага. Под первичными материальными благами в данном случае понимается то, что для получения ресурса как результата деятельности не требуется проводить обработку / переработку исходного материала, т. е. исходный материал по факту совпадает с конечным результатом;

3) третий квадрант определяет предметы потребления как качественно определенные вторичные материальные блага. Соответственно, вторичность предполагает, что для получения предметов потребления над исходным материалом необходимо производить некие операции;

4) в четвертом квадранте мы получаем определение услуги как блага. Таким образом, услуга - это нематериальное, но вместе с тем проявленное, качественно неопределенное благо.

Существенным моментом в данной классификации выступает то, что от первого к четвертому квадранту происходит усложнение блага. Так, идея может существовать сама по себе, для осознания ресурса как блага необходима идея относительно его практической пользы, для создания предмета потребления необходимы ресурсы, выступающие исходным материалом, а также идея по поводу того, каким образом данные ресурсы следует преобразовать с тем, чтобы получить тот или иной предмет потребления. Услуги же, будучи нематериальными, все-таки являются проявленными благами и зачастую связаны с усовершенствованием предметов потребления, они выполняют посредническую функцию между предметами потребления и конечными потребителями, рационализуют использование как предметов потребления, так и ресурсов. Фактически, будучи изначально созданы на основе идей, услуги сами в некоторой степени выступают «идеями» более высокого уровня для ресурсов и предметов потребления.

Таким образом, услуга является нематериальным, проявленным, качественно неопределенным благом, выступающим основой для формирования современного типа общества, при этом она наполнена социально-экономическим содержанием, конкретизирующим господствующую философско-этическую концепцию.

Второй уровень «услуги»: «услуга» как деятельность

Услуга как деятельность фактически является функциональной системой, что целесообразно отразить в схеме функциональной системы оказания услуги (рис. 5) [9; 10]. При этом в данном случае источник внешнего воздействия - заказчик услуги - частично включается во внутреннюю среду системы и подвергается влиянию систему, которая корректирует его потребности.

Процесс оказания услуги сам по себе выступает как сложная система. Исполнитель образует внутреннюю среду системы, поскольку именно он отвечает за проведение процесса оказания услуги и организует его. Заказчик является внешней средой, взаимодействующей с исполнителем в целях получения выхода системы - получения услуги в завершенном виде. Однако через обратную связь происходит постепенное включение заказчика во внутреннюю среду системы: он начинает участвовать на каждом этапе взаимодействия компонентов, необходимых для оказания услуги, а включенность заказчика в процесс корректирует его собственные потребности.

Таким образом услуга - это функциональная система, в рамках которой «исполнитель услуги» удовлетворяет потребности «заказчика услуги».

Третий уровень «услуги»: «услуга» как отношения

Отношения наиболее полно отражают социально-экономический аспект категории «услуга», они определяются как момент взаимосвязи всех явлений [18]. Существование самой услуги, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности отношений по поводу оказания услуги, возникающих между сторонами процесса. Исходя из того, что процесс оказания услуг лежит в материально-вещественной сфере, учитывая характер возникающих отношений, целесообразно также говорить об управлении услугами. Именно отношениями в процессе оказания услуги следует управлять для того, чтобы достигнуть максимального удовлетворения результатом как для заказчика, так и для исполнителя. Важной характеристикой любой услуги является то, что за ее оказание взимается плата: явно или неявно; в материальной или нематериальной форме. В процессе оказания услуги есть тот, кто да-

Рис. 5. Схема функциональной системы оказания услуг

ет (придает) что-либо, а есть тот, кому дают (придают) что-либо. Соответственно, обозначим эти стороны как субъект и объект услуги. Важным понятием для понимания услуги как отношения будет выступать понятие «интересов» сторон, связанных с оказанием и потреблением услуги. Учитывая социально-экономический характер их отношений, мы также говорим о социальной и экономической выгоде и потерях. Таким образом, итог взаимодействия субъекта и объекта - социально-экономические выгода и потери каждого из них.

С точки зрения рынка субъект, руководствуясь рациональными ожиданиями, стремится максимизировать свою прибыль, на этапе принятия решения об оказании услуги он оценивает предполагаемую прибыль и принимает положительное решение в том случае, если получит прибыль больше «нуля». Таким образом, сумма выгод должна превышать сумму потерь. При этом возможна ситуация, при которой экономические потери будут превышать экономические выгоды, однако сумма социальных выгод будет в столь значительном объеме превышать социальные потери, что конечная прибыль от оказания услуги будет больше «нуля».

Аналогично и в случае с объектом услуги: если он выражает просьбу о ее оказании, значит социально-экономическая выгода объекта превышает его же социально-экономические потери. В момент формирования просьбы об оказании услуги объект также принимает решение, для чего ему приходится оценивать сумму «альтернативных издержек» для себя. Объект сравнивает «плату», которую запрашивает субъект за оказание услуги, с суммой потерь, которая сформируется, если объект будет оказывать услугу сам себе своими ресурсами. Следовательно, просьба будет сделана только в том случае, если «плата» окажется ниже «альтернативных издержек объекта».

Таким образом, услуга - это такие отношения между субъектом и объектом услуги, в рамках которых одновременно для субъекта и объекта функция социально-экономических выгод является функцией максимума, а функция социальноэкономических потерь - функцией минимума (1).

Социальные потери Социальные выгоды + < + Экономические потери Экономические

Социальные выгоды

+ ^ max (1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические выгоды

Социальные потери

+ ^ min

Экономические потери

Включение единичных услуг в сферу услуг и формирование постиндустриального общества

Каждая отдельная услуга, изначально выступая одновременно благом, деятельностью и отношением, в процессе оказания обретает неотъемлемую качественную характеристику, накапливает опыт, а также фиксирует некую обратную связь в форме информационного обмена. Именно эти три составляющие включают единичную услугу в сферу услуг в целом, и сумма таких составляющих предопределяет развитие сферы услуг. Данное развитие выражается в расширении спроса, изменении стандартов качества жизни и социальном эффекте.

Однако для того чтобы единичные услуги были оказаны и в дальнейшем включены в сферу услуг, субъекты и объекты услуг нуждаются в ресурсах, предопределяющих возможность их взаимодействия. Кроме того, в литературе рассматривается такое понятие, как «потенциал сферы услуг», под которым подразумеваются имеющиеся в распоряжении общества возможности для развития услуговых видов деятельности [2].

В потенциал сферы услуг традиционно включают следующие виды ресурсов:

• природные ресурсы (ПР),

• трудовые ресурсы (ТР),

• финансовые ресурсы (ФР),

• предпринимательские ресурсы (ППР),

• технико-технологические ресурсы (ТТР),

• научные ресурсы (НР).

Нами предлагается расширить предложенный список, включив туда также информационные ресурсы (ИР), поскольку сфера услуг напрямую связана с постиндустриальным обществом, которое, в свою очередь, характеризуется наличием такого ресурса, как информация. Кроме того, существенным фактором для функционирования сферы услуг является наличие заказчика.

Синтезируем различные подходы к определению сферы услуг в схеме универсального взаимодействия (рис. 6) [9; 12]. Кругами со сплошной границей на схеме обозначены ресурсы (1-й этап), кругами с прерывистой границей - взаимодействующие компоненты (2-й этап), кругами с двойной сплошной границей - взаимо-

действие компонентов (3-й этап), кругами с двойной прерывистой границей - результаты взаимодействия компонентов (4-й этап), круг с тройной сплошной границей - эффект от полученных результатов (5-й этап), Еу на данной схеме выступает формирование постиндустриального общества (6-й этап).

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

6 этап

Рис. 6. Схема универсального взаимодействия компонентов сферы услуг:

ОУИ - опыт, управление, интуиция; ПИ - патенты, изобретения; Т - теории; СМИ - средства массовой информации; Соц.С - социальные сети; РМ - рабочие места; ТТС - товары, требующие сопровождения;

Соц.Э - социальный эффект; РС - расширение спроса; Изм.СКЖ - изменение стандарта качества жизни;

ДРСУ - динамичное развитие сферы услуг

просьба

выгоды и потери субъекта

Субъект услуги

Объект услуги

потребность

выгоды и потери объекта ^ Рис. 7. Механизм формирования услуги

Услуга

Необходимо отметить то, что на втором этапе информационный ресурс используется как в целях воздействия на потребности заказчиков, так и для формирования у них новых потребностей; на третьем и четвертом этапах посредством информационного ресурса до общества (в том числе до заказчиков) доносится значимость взаимодействия компонентов и результатов этого взаимодействия, их положительное влияние на жизнь каждого индивида и общества в целом. Кроме того, следует принимать во внимание тот факт, что помимо информационного ресурса всеохватывающим и «проникаюшдм» выступает и предпринимательский ресурс, выражающийся функцией управления, применением опыта и «предпринимательской интуиции». Его активное включение происходит на третьем этапе, на втором и четвертом этапах предпринимательский ресурс действует посредством информационного.

Следовательно, идеи (в схеме отражены как научные ресурсы), ресурсы и предметы потребления (в схеме ТТС) порождают единичные услуги, а информационная среда (информационный ресурс) позволяет объединить единичные услуги в сферу услуг и, в конечном итоге, способствует ее динамичному развитию, которое, в свою очередь, приводит к формированию постиндустриального общества.

Механизм формирования услуги

Ввиду того, что постиндустриальное общество порождается динамичным развитием сферы услуг, которые становятся возможными, благодаря включению в сферу услуг единичных услуг, для понимания механизма формирования постиндустриального общества необходимо понять механизм, посредством которого формируется единичная услуга.

Синтезируя три аспекта «услуги», можно говорить о том, что механизм формирования услуги можно представить в ви-

де компенсационного гомеостата (рис. 7) [9; 14]. На входе сумматора объекта услуги находится потребность, которая, будучи осознана объектом, направляется на сумматор субъекта в виде просьбы. При этом объект распадается на две части: «объект-заказчик» и «объект-просьба». Выходом для объекта в целом будут являться его выгоды и потери. Субъект, получив на входе просьбу, оказывает услугу. Результат деятельности субъекта направляется на сумматор объекта, удовлетворяя таким образом потребность. Выход субъекта -его выгоды и потери. Совокупность выгод и потерь субъекта и объекта, сложившихся так, чтобы выполнялись требования системы (1), является завершающим этапом формирования услуги.

При этом необходимо учитывать, что для формирования единичной услуги необходим определенный набор элементов, составляющих ту или иную услугу. Прежде всего каждая услуга характеризуется наличием субъекта (того, кто оказывает услугу) - Б и объекта (заказчика услуги) -О. Субъект состоит из непосредственного исполнителя (ББ) и объективной составляющей (БО), которая необходима исполнителю для оказания услуги. Объект также состоит из субъективной составляющей (ОБ), которая и выступает заказчиком, и объективной составляющей (ОО), выступающей первоначальным «толчком» к взаимодействию с субъектом услуги.

Кроме того, существенным элементом является единица передачи (то, по отношению к чему субъектом оказывается услуга в интересах объекта). В конечном итоге, важен результат взаимодействия субъекта и объекта услуги, а также показатель, позволяющий его измерить.

Поскольку единичная услуга в результате влияет на формирование постиндустриального общества, имеет смысл говорить о том, что тип формируемого об-

щества также определяется типом единичной услуги.

Виды услуг и формируемых ими постиндустриальных обществ

В соответствии с классификацией Статистической комиссии ООН услуги подразделяются следующим образом [21]:

• деловые услуги;

• услуги связи;

• строительные и инжиниринговые услуги;

• дистрибьюторские услуги;

• общеобразовательные услуги;

• услуги по защите окружающей среды;

• финансовые услуги, включая страховые;

• услуги по охране здоровья и социальные услуги;

• туризм и путешествия;

• услуги в области организации досуга, культуры и спорта;

• транспортные услуги;

• прочие услуги.

Для каждого вида услуг, выделяемых в классификации статистической комиссии ООН, обозначим их существенные элементы (табл. 2): ББ; БО; ОБ; ОО; единица передачи от субъекта к объекту; результат взаимодействия активных частей субъекта и объекта; показатель измерения результата.

Таблица 2

Услуги по видам и элементам

чч Элемент Вид услуги 5 0 Единица передачи от 5 к 0 Результат взаимодействия активных частей в и О Показатель измерения результата

55 50 Ов ОО

Деловые услуги Консультант База данных, технологии продвижения Заказчик Задачи стратегического планирования Проект/ консультация Увеличение стоимости предприятия заказчика по части НМА К доля рынка (в %)

Услуги связи Коммутатор Технологии обработки и передачи і Абонент Потребность в передаче 1 і Доставка 1 адресату Скорость передачи 1

Строительные и инжиниринговые услуги Исполнитель Техника и технологии Заказчик Потребность в создании объекта материального мира Смета / план / проект Материальный объект Скорость исполнения заказа

Дистрибью- торские услуги Логистик Методы ИСО, ТВИМС, математические модели Заказчик (внутренний или внешний) Задачи оперативного управления Оптимизация потоков Формирование логистической системы Время ожидания каждого из звеньев системы

Общеобразо- вательные услуги Интерпрета- тор і-ная база, система и методика Соиска- тель Потребность в тематической 1 Систематизированная і Знание Сопоставимость теоретического знания и практики

Услуги по защите окружающей среды Эколог Анализ окружающей среды Общество Безопасное проживание на территории План мероприятий Баланс эко-системы Уровень загрязненности, г/куб. см

Финансовые услуги Финансист Ресурсы Клиент Проект Привлечение / вложение средств Перераспределение фин. ресурсов и рисков Эффективная процентная ставка

Услуги по охране здоровья и социальные услуги Социальный работник/ врач Опыт, система и методика, технологии Гражданин /пациент Комплекс потребностей личности Комплекс мероприятий по удовлетворению потребности Улучшение качества жизни/ самочувствия Соц. напряженность, показатель смертности

Туризм и путешествия Тур-оператор База данных, установленные контакты Турист Комплекс потребностей личности Путевка Удовлетворение потребностей туриста Количество заказов

Услуги в области организации досуга, культуры и спорта Организатор МТБ, творческий потенциал Клиент Комплекс потребностей личности Мероприятие / тренировка Удовлетворение потребностей клиента Уровень посещаемости

Транспортные услуги Перевозчик Транспортное средство Заказчик/ пассажир Пункт назначения Поездка / перевозка Доставка Скорость доставки, км/ч

Примечание. Обозначения в таблице 2: НМА - нематериальные активы, 1 - информация, Я - рентабельность, ИСО - исследование операций, ТВИМС - теория вероятности и математическая статистика, МТБ -материально-техническая база.

Анализируя механизмы оказания различных типов услуг, мы наблюдаем, что механизмы, присущие услугам, относимым по классификации Д. Белла [22] к и пятеричному секторам экономики (или постиндустриальному обществу), оказываются по несколько иному принципу, чем те, которые относятся ко вторичному и третичному секторам экономики (или индустриальному обществу).

Рассматривая услуги, составляющие основу постиндустриального общества, мы можем выделить следующие особенности, касающиеся процесса их производства и потребления:

1) для оказания услуги субъекту требуется дополнительная информация, касающаяся личных характеристик объекта, в том числе возможно включение субъекта услуги во внутреннюю среду объекта услуги на временной или постоянной основе;

2) ключевую роль играет безграничность потребностей объекта услуги, а следовательно, взаимодействие между субъектом и объектом услуги носит постоянный характер;

3) объект услуги включается в сам процесс оказания услуги посредством постоянной субъективной оценки собственного состояния, вследствие чего он становится способным корректировать действия субъекта услуги на каждом этапе процесса в соответствии с собственными ожиданиями.

Таким образом, мы можем выделить следующие типы постиндустриальных обществ:

• консалтинговое субобщество, в котором соответственно преобладают деловые услуги;

• субобщество распределения, где ведущую роль играют дистрибьюторские услуги;

• субобщество обязательств, строящееся на основе финансовых услуг;

• субобщество информации, основанное на услугах связи;

• экосубобщество, в котором велика роль услуг по защите окружающей среды;

• субобщество здоровья, построенное на социальных услугах и услугах по охране здоровья;

• субобщество досуга, основанное на услугах в соответствующей сфере;

• субобщество знаний, в котором знания являются основной ценностью, а возможностью получить доступ к этой ценности выступают образовательные услуги.

Выводы:

- категория «услуга» может и должна рассматриваться как социально-философская категория, поскольку вопросы эволюции общества интересуют в первую очередь социальную философскую, нежели экономическую теорию;

- социально-философский анализ центральной категории, определяющей сферу услуг, подтверждает гипотезу о существовании механизма, посредством которого через формирование сферы услуг возможно формировать определенный тип постиндустриального общества;

- в постиндустриальном обществе услуга выступает как социальная форма.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Разумов В. И., Артамонов Д. А. Принцип аналогии в изучении тенденций внутренней среды предприятия // Подготовка специалистов экономического профиля в регионе : материалы I-й науч.-метод. конф. Ом. ин-та МГУК / под ред. Д. М. Радички, В. И. Разумова. Омск : Наследие. ДиалогСибирь, 1997. С. 99-102.

[2] Сфера услуг : экономика / под ред. Т. Д. Бур-менко. М. : КНОРУС, 2007.

[3] Ушаков Д. С. Сфера услуг в развитии постиндустриальных экономических систем : авто-реф. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2002.

[4] Евсеев С. В. Проблема развития транспорта в условиях глобализации мирового хозяйства : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2006.

[5] Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия : учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 337.

[6] Экономика : толковый словарь : англо-русский. М. : ИНФРА-М ; Весь Мир, 2000. С. 661.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Котлер Ф. Маркетинг-Менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / пер. с англ.; под ред. С. Г. Бо-жук. СПб. : Питер, 2005. С. 301.

[8] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во ОмГУ, 2007.

[9] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004.

[10] Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М. : Наука, 1973. С. 5-61.

[11] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М. : Политиздат, 1981.

[12] Одум-Юджин П. Экология: в 2 т. Т. 1 / пер. с англ. М. : Мир, 1986. 328 с.

[13] Горский Ю. М. Основы гомеостатики. Иркутск, 1998.

[14] Сайт статистической комиссии ООН. URL: http://unstats.un.org/unsd/default.htm.

[15] Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. N. Y. : Basic books, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.