Научная статья на тему 'ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА'

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТАЙВАНЬСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛЬНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ВОСТОК / ЗАПАД / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федорякин К. В., Бирюков Н. Г.

Внешнеполитические задачи и национальные интересы, формулируемые и реализуемые руководством НАТО и Китая в условиях трансформации международной системы в начале XXI в., вступают в принципиальное противоречие между собой: выдвигаемая Вашингтоном задача сохранения американского глобального лидерства сталкивается со стремлениями Пекина стимулировать становление многополярного мира, а «непреходящие национальные интересы» США - с «коренными интересами» Китая, начала которых заключены в идее «территориального единства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAIWAN PROBLEM IN CONTEXT OF CONFRONTATION BETWEEN CHINA & WESTERN COUNTRIES

The foreign policy tasks and national interests formulated and implemented by the leadership of NATO and China in the context of the transformation of the international system at the beginning of the XXI century come into fundamental conflict with each other: the task put forward by Washington to maintain American global leadership collides with Beijing's aspirations to stimulate the formation of a multipolar world, and the "enduring national interests" of the United States - with the "core interests" of China, the beginnings of which are contained in the idea of "territorial unity".

Текст научной работы на тему «ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ (POLITICAL SCIENCES)

УДК 32

Федорякин К.В.

бакалавр 4 курса факультета лингвистики и журналистики Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Бирюков Н.Г.

к.ф.н., доцент кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики, Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА

Аннотация: внешнеполитические задачи и национальные интересы, формулируемые и реализуемые руководством НАТО и Китая в условиях трансформации международной системы в начале XXI в., вступают в принципиальное противоречие между собой: выдвигаемая Вашингтоном задача сохранения американского глобального лидерства сталкивается со стремлениями Пекина стимулировать становление многополярного мира, а «непреходящие национальные интересы» США — с «коренными интересами» Китая, начала которых заключены в идее «территориального единства».

Ключевые слова: тайваньский кризис, глобальное противостояние, Восток, Запад, историческое единство.

Остров Тайвань, известный ранее как Формоза, является крупнейшим из прибрежных островов Поднебесной и исконно считается частью материкового Китая. В древнейшие времена остров населяли аборигены австронезийской языковой семьи под названием гаошань, в то время как ханьцы впервые проникли на остров в 230 году во время экспедиции. Несколько веков спустя

правящая на тот момент династия Суй организовала военный поход на Формозу, а в XIII веке остров был официально включен в карту китайской империи. В конце XVI века на остров проникли португальские мореплаватели, которых затем сменили голландские завоеватели. После изгнания покушающихся на остров «варваров» в 1661 году, Тайвань на целых два столетия вновь слился с материковым Китаем, а в 1887 году был выделен в отдельную провинцию. Вихрь исторических событий вновь разделил Тайвань с Китаем в результате японской милитаристической агрессии во время японо-китайской войны, длившейся с 1894 по 1895 год, и закончившейся подписанием унизительного для Китая Симоносекского договора, одним из обязательств которого стала передача Тайваня Японии. Поражение Страны восходящего солнца во Второй мировой войне аннулировало право на обладание Формозой, и Китай ненадолго воссоединился с островом. Но уже в 1949 году Коммунистическая Партия Китая триумфально объединила под своей властью всю Поднебесную, заставив гоминьдановские войска во главе с Чаном Кайши, поддерживаемые западными державами, в особенности США, отступить на Тайвань. Националисты вывезли с собой весь военный аппарат и политических деятелей, а также предметы материальной культуры, хранившиеся в коллекции императорского дворца. Таким образом, Чан Кайши объявил о переезде столицы Китайской Республики в Тайбэй, при этом сохранив место Китая в ООН и оставив за собой претензию на возвращение законной власти на материке.

После прихода к власти Мао Цзэдуна, Председатель претендовал на восстановление границ Китая в максимальных пределах, установленных империей за всю историю ее существования. Тайваньский вопрос стоял особняком в силу непоколебимого принципа Мао Цзэдуна, рассматривавшего отделение Тайваня как бунт «ренегатской провинции», стремящейся сохранить связи с западными державами и устаревшую форму правления. Важно отметить, что в тот период Соединенные Штаты продолжали считать режим Чана Кайши весьма законным. Изначальная позиция США по поводу Тайваня была довольно

прагматичной. Госсекретарь Дин Ачесон охарактеризовал гоминьдановцев «некомпетентными и несостоятельными» и даже с учетом возможностей США поддерживать режим Чана Кайши, на исход гражданской войны невозможно повлиять. В связи с заявленной позицией, Национальный совет безопасности в 1949 году опубликовал заявление, вывод которого значился в отсутствии смысла предпринимать попытки защищать Тайвань от возможного вторжения со стороны материкового Китая. Подтвердил сформулированную позицию и президент Гарри Трумэн. Но уже в 1950 году, после начала наступательных действий со стороны Северной Кореи и развязывания Корейской войны, Гарри Трумэн направил Седьмой флот в Тайваньский пролив, стремясь оградить Формозу от предполагаемого нападения. Мао Цзэдун ответил на такой жест заявлением о лицемерии американского правительства. В 1953 году Дуайт Эйзенхауэр, занявший пост президента, объявил о прекращении патрулирования Седьмым флотом Тайваньский пролив, однако отвод флота не послужил поводом для разрядки, лишь усилив напряжение. Так как Седьмой флот стал своеобразной плавучей стеной между Тайванем и Китайской Народной Республики, соответственно, он отгораживал от обстрелов не только Тайвань, но и Китай. Отвод флота подарил возможность Мао Цзэдуну провести серию артобстрелов в качестве демонстрации сохранившегося намерения о возвращении Формозы, а также проверить на деле выполнение Соединенными Штатами обязательства о защите и поддержке Тайваня. Результатом стало «воинственное сосуществование» между государствами, вдобавок Вашингтон и Тайбэй парафировали договор о долгосрочной обороне. В 1955 году Дуайт Эйзенхауэр на пресс-конференции обнародовал заявление о возможности применения ядерного оружия в качестве сдерживания коммунистического наступления. Откровенно говоря, угроза президента США представлялась блефом, однако перспектива перерастания локального кризиса в глобальный конфликт не устраивала, по-видимому, обе стороны. Тайваньский кризис завершил премьер-министр Китая Чжоу Эньлай, предложивший США сесть за

стол переговоров. По его итогам Мао Цзэдун начал четко понимать, что США становятся основной преградой в конечной цели осуществления принципа «одного Китая». Но тайваньский вопрос перерос в нечто большее чем просто кризис. Он превратился в неразрешимую дилемму между Китаем и США на целых шестнадцать лет. Тупиковая ситуация работала в обе стороны, ведь Китай отказывался обсуждать с США другие вопросы пока Вашингтон не согласится признать Пекин законным правительством и американские войска не уйдут с острова, а США не собирались уходить с Тайваня пока не получат от Китая гарантию на решение вопроса мирным путем. Пекин аппелировал к решениям Каирской конференции, еще во время Второй мировой войны признавшей единство Китая и Тайваня и не отказывался от применения силы, воспринимая давление Запада как попытка посягательства на суверенное право Китая установить контроль над всей территорией в максимальных пределах. В 1958 году Председатель снова начал бомбардировку мелких островов около Тайваня. Это решение было объяснялось реакцией на понижение уровня дипломатических отношений после первого кризиса и попыткой развязать именно «политическое сражение» за остров, ставший камнем преткновения между США и Китаем. Действовавший на тот момент госсекретарь Джон Фостер Даллес увидел в воинственном маневре толчок сесть за стол переговоров. Чжоу Эньлай подтвердил мысль Джона Даллеса, объявив, что Пекин рассчитывал на возобновление переговоров на уровне послов в качестве цели развязанного конфликта. Однако планируемые переговоры вновь зашли в тупик.

После начавшегося сближения США и Китая после 1970 года, оттепель в отношениях поспособствовала временному устранению острого Тайваньского вопроса. Чжоу Эньлай во время встречи с американской делегацией заявил о ненадобности обсуждения данной проблемы, однако позиция каждого из двух государств так не сдвинулась с мертвой точки. Все изменило Шанхайское коммюнике. В нем значилось несколько основных принципов - подтверждение Штатами политики «одного Китая», обещание США о предотвращении на

Тайване движений за независимость, а также поддержка мирных решений по объединению Китая. Соответственно, США начали поэтапно выводить войска с Тайваня и близлежащей акватории, а материковый Китай занял место в ООН, получив признание законной власти в Пекине, при этом оставшись без возможности присоединения Формозы путем захвата, однако провозглашая о неизбежности конечного результат, лишь отложенного на неопределенное время из-за договоренности с США. Таким образом, Тайвань начал самостоятельное развитие при поддержке США. Пекин выдвигал предложения об объединении, гарантируя Тайваню автономию и принятие статуса «Специального административного района».

Но все предложения рухнули в 1999 году после заявления тайваньского президента Ли Дэнхуэя что КНР и Тайвань - это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива». В 2000 году руководство Тайваня предложило провести референдум о независимости острова, вызвав у Китая беспокойство насчет скорейшего решения Тайваньской проблемы. В 2005 году Всекитайское собрание народных представителей одобрило закон «О противодействии расколу страны», в котором говорилось о необходимости применения должных средств для защиты суверенитета в случае подрывных действий, способствующих независимости Тайваня. Реакция США была довольно негативной, так как Китай фактически намекнул на решение вопроса отнюдь не мирным путем. В ответ на принятие данного закона США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов. Стоит отметить, что в 1970-х Китай переживал о возможной претензии Японии на Формозу, учитывая опыт китайско-японской войны и вращение Японии в орбите США. В тот момент, Вашингтон дал Пекину четкие гарантии о предотвращении продвижения Японии на Тайвань. В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая, а председатель КНР Ху Цзиньтао предупредил армию готовиться к войне

для защиты территориальной целостности Китая. В том же году представители Гоминьдана и Коммунистической Партии Китая согласились с принципом «одного Китая» и договорились о широком круге практических связей между берегами Тайваньского пролива. Однако в последние годы США откровенно насаждают Тайваню идею о независимости, продавая Тайваню оружие и периодически патрулируя Тайваньский пролив. Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что вмешательство США в региональный конфликт между Китаем и Тайванем не только стало одной из причин его развития и попыткой США возыметь рычаг давления на КНР, но и вывело «тайваньский вопрос» на совершенно новый уровень политической значимости в мире. Отношения между КНР и США вряд ли смогут нормализоваться, так как Тайваньский вопрос в действительности представляет собой причину основного разногласия между государствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ван Цзюньтао. Национальная политика КНР и Тайваньский вопрос, Россия в глобальном мире. 2015. С. 342-348.

2. Киссинджер Г. О Китае / М.: АСТ, 2020. - 367с.

3. Остров Тайвань: между зависимостью и независимостью // Newsland. 21 июля 2018 г. https://newsland.com/user/4297655705/content/ostrov-taivanmezhdu-zavisimostiu-i-nezavisimostiu/6416284 (дата обращения: 14.11.2018)

4. Ли Д. Позиция Тайваня. М.: Изд-во МГУ, 2000. 272 с.

5. Лексютина, Я.В. США и политика «Одного Китая». [Электронный ресурс] / Лексютина Я.В. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35531154. (Дата обращения: 30.01.2022)

Fedoryakin K.V.

4th year Bachelor of the Faculty of Linguistics and Journalism Rostov State Economic University (Rostov, Russia)

Biryukov N.G.

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Communication Studies, Rostov State Economic University (Rostov, Russia)

TAIWAN PROBLEM IN CONTEXT OF CONFRONTATION BETWEEN CHINA & WESTERN COUNTRIES

Abstract: the foreign policy tasks and national interests formulated and implemented by the leadership of NATO and China in the context of the transformation of the international system at the beginning of the XXI century come into fundamental conflict with each other: the task put forward by Washington to maintain American global leadership collides with Beijing's aspirations to stimulate the formation of a multipolar world, and the "enduring national interests" of the United States - with the "core interests" of China, the beginnings of which are contained in the idea of "territorial unity".

Keywords: Taiwan crisis, global confrontation, East, West, historical unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.