Научная статья на тему 'ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС КАК БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ МИРОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ'

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС КАК БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ МИРОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тайвань / Китай / США / экономика / стабильность / безопасность / тайваньский вопрос / Taiwan / China / USA / economy / stability / security / Taiwan issue

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыков Александр Петрович

В статье рассматривается суть противоречий, связанных с т. н. тай-ваньским вопросом, и возможные последствия эскалации конфликта. Про-тиворечия заключаются в первую очередь во взаимоисключающих утвер-ждениях Пекина и Тайбэя относительно принадлежности острова Тайвань. Кроме того, конфликт отягчен вмешательством США, что придает этому вопросу международный характер. Стороны конфликта обладают мощны-ми военными и экономическими потенциалами, способными в случае острого противостояния вызвать серьезные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рыков Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAIWAN ISSUE AS A TICKING TIME BOMB FOR GLOBAL STABILITY

The article examines the essence of the contradictions related to the so-called Taiwan issue and possible consequences of the escalation of the conflict. The contradictions lie primarily in mutually exclusive statements of Beijing and Taipei regarding ownership of the island of Taiwan. In addition, the conflict is ag-gravated by the intervention of the United States. This gives an international status to this issue. The parties to the conflict have powerful military and economic po-tentials capable of causing serious consequences in the event of an acute confron-tation.

Текст научной работы на тему «ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС КАК БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ МИРОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ»

DOI: 10.17805/ggz.2023.4.4 EDN: NCSJFQ

ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС КАК БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ МИРОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

А. П. Рыков Московский гуманитарный университет, Российская Федерация

В статье рассматривается суть противоречий, связанных с т. н. тайваньским вопросом, и возможные последствия эскалации конфликта. Противоречия заключаются в первую очередь во взаимоисключающих утверждениях Пекина и Тайбэя относительно принадлежности острова Тайвань. Кроме того, конфликт отягчен вмешательством США, что придает этому вопросу международный характер. Стороны конфликта обладают мощными военными и экономическими потенциалами, способными в случае острого противостояния вызвать серьезные последствия.

Ключевые слова: Тайвань; Китай; США; экономика; стабильность; безопасность; тайваньский вопрос

THE TAIWAN ISSUE AS A TICKING TIME BOMB FOR GLOBAL STABILITY

Aleksandr P. Rykov Moscow University for the Humanities, Russian Federation

The article examines the essence of the contradictions related to the so-called Taiwan issue and possible consequences of the escalation of the conflict. The contradictions lie primarily in mutually exclusive statements of Beijing and Taipei regarding ownership of the island of Taiwan. In addition, the conflict is aggravated by the intervention of the United States. This gives an international status to this issue. The parties to the conflict have powerful military and economic potentials capable of causing serious consequences in the event of an acute confrontation.

Keywords: Taiwan; China; USA; economy; stability; security; Taiwan issue

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир переживает эпоху турбулентности, вызывающей обострение многочисленных прежних международных противоречий, на фоне которых особенно ярко выделяется тайваньский вопрос. Выражаясь фигурально, Тайвань — маленький остров, ведущий к большим проблемам.

ВОПРОС О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ОСТРОВА И ЕГО ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Начало национального обособления тайваньцев положил период пребывания Тайваня под властью Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. закончилась поражением цинского Китая, который уступил Тайвань Японии. Оккупационное управление вызвало ожесточенное сопротивление местного населения, однако японцами оно было подавлено безжалостными методами. Японская администрация, с одной стороны, стремилась интегрировать экономику Тайваня, причем на основе не менее жесткой эксплуатации народа, с другой — развернула процесс «этнического инжиниринга», целью которого была японизация тайваньцев на основе доктрины «одно государство — одна нация — один язык». Это была т. н. политика «коминка» («преобразование в подданных императора», по сути, ассимиляция), включающая включение тайваньцев в японскую систему образования, массовое изучение японского языка и культуры, а также введение синтоизма.

Согласно условиям конференции СССР и его союзников по Антигитлеровской коалиции в Потсдаме (17 июля — 2 августа 1945 г.) Тайвань должен был отойти к Китаю. Сам остров контролировался правительством Гоминьдана, которое после войны с Японией и проигрыша в гражданской войне отбыло на остров Тайвань, сделав его своим последним оплотом. Гоминьдан не признавал власть Китайской Народной Республики над всем Китаем, а утверждал, что тайбэйское правительство все еще является законным обладателем всех китайских земель и единственным представителем Китая в мире. Примечательно, что именно Тайбэй представлял Китай в Организации Объединённых Наций, пока в октябре 1971 г. в ООН не была принята резолюция, в которой утверждалось, что единственным законным представителем Китая в ООН является правительство КНР (Restoration .... , 1972). По резолюции признавался «принцип одного Китая», т. е. «в мире существует только один Китай — КНР». Абсолютное большинство стран тогда признавало правительство Пекина таковым. Однако несмотря на то, что КНР получила всеоб-

щее признание, тайваньская проблема не была решена: в пекинской администрации был поставлен вопрос о «воссоединении».

В конце XX в. оба правительства двигались в направлении постепенного налаживания отношений. В процессе неформальных переговоров в 1992 г. между сторонами был достигнут консенсус относительно «принципа одного Китая». Пекин и Тайбэй выразили полную солидарность, однако разошлись только в одном: какое из правительств является законным.

Материковый Китай принял решение «не быть добрым дядюшкой» по отношению к Тайваню. Со своей стороны, президент Тайваня Ли Дэнхуэй в середине 1990-х гг., проведя крупные демократические реформы, попытался укрепить международную легитимность Тайваня, посетив Соединенные Штаты, однако данное событие повлекло за собой запуски ракет в территориальные воды острова со стороны материка, а также крупные учения армии Китая. Позже правительство КНР обозначило свои «красные линии» в отношении Тайваня, приняв в 2005 г. «Закон о борьбе с сепаратизмом» (Anti-Secession Law, 2005: Электронный ресурс). Этот закон показывает стремление Китая добиться объединения и ограничить свободу маневра Тайваня в случае кризиса. Т. е. для «материка» воссоединение трактовалось как главная историческая цель, достигнуть которую следовало мирным путем, однако лишь в том случае, если Тайвань не объявит о своем отделении от Китая или не будет иного нежелательного развития данной проблемы. В этих случаях КНР оставляло за собой возможность разрешения спора «немирными средствами».

Следовательно, на переходной фазе для Пекина вполне удовлетворительным являлся статус-кво, для сохранения которого жизненно важным для «материка» условием являлось отсутствие у Тайбэя намерений провозгласить независимую «Тайваньскую республику». Однако со временем этого стало недостаточно: отсутствие внятного развития отношений и серьезных политических сил на острове, выступающих хотя бы за минимальное сближение с материком, вызывали у китайского руководства опасения в слишком туманном и, возможно, неблагоприятном для Пекина развитии событий. На современном этапе даже столь сдержанный политик, как председатель КНР Си Цзиньпин, не раз заявлял, что дело воссоединения «не может ждать вечно» (Pomfret, Blanchard, Macfie, 2013: Электронный ресурс).

Вопреки установкам Пекина на мирное разрешение проблемы оно стало весьма сложной задачей, которую усугубил приход к власти в Тайване демократки Цай Инвэнь, после чего китайско-тайваньские отношения заметно ухудшились. На Тайване начал расти национализм, причем не китайский (насаждавшийся еще после освобождения от японцев Гоминьданом), а мест-

ный тайваньский. Свои исторические корни китайский национализм берет из идей китайского мыслителя XX в., основателя Гоминьдана Сунь Ятсена, о «гражданской нации» (гоминьцзы), которая объединяет всех граждан страны вне зависимости от этнической принадлежности, однако главная нация, китайская, полностью растворит в своем составе все остальные народности, которым будут обеспечены все равные демократические права. Однако в идеологии Сунь Ятсена явно прослеживалось стремление к доминированию хань-цев над остальными народами, а унитарного государства — над принципом их самоопределения народов.

После прихода к власти Чан Кайши «великоханский национализм» Сунь Ятсена эволюционировал в сторону «единой китайской нации», составными частями которой являются все национальности, включая ханьцев, создающие «государственную нацию» (гоцзы). Однако поскольку в понятие «государственная нация» больше вкладывался политико-социальный смысл, максимально близкий к определению «социалистическая нация», то этот «мифический национализм» тоже не нашел нужного отклика в сердцах тай-ваньцев.

В настоящее время национализм на Тайване претерпевает новые изменения. Теперь тайваньское правительство находится уже не «в изгнании», а на своем «законном месте». Внедряются идеи «двух Китаев», «одного Тайваня, одного Китая», а также «Большого Тайваня» и «независимого Тайваня». Из нормативного китайского языка выделяется тайваньский диалект, в научных кругах Тайваня рассматриваемый как отдельный язык. Более того, учеными активно пропагандируется мысль, что тайваньцы и материковые китайцы отличаются и с культурной точки зрения. Таким образом тайваньцев превращают в новую нацию, при помощи переписывания истории и разрыва культурно-исторических связей с континентальным Китаем.

АМЕРИКАНСКИЙ ФАКТОР

Тайваньский вопрос неотделим от роли и участия США. Гоминьдан и США имеют давние тесные отношения: в период Гражданской войны Вашингтон поддержал «националистов», и даже после проигрыша и отбытия последних на Тайвань США не переставали их поощрять. Во время Первого тайваньского кризиса в январе 1955 г. Конгресс США принял резолюцию, уполномочивающую президента при необходимости использовать силу для защиты Тайваня. Однако вмешательство США в региональный конфликт между Китаем и Тайванем не только вызвало появление тайваньского вопроса, но и вывело его на новый уровень. Со временем присутствие США в ки-

тайско-тайваньских отношениях стало одним из ключевых факторов в ситуации в Тайваньском проливе, и эту позицию оно сохраняет вплоть до настоящего момента.

Главным мотивом действий США является тот факт, что для Вашингтона Тайвань — важный союзник в Азиатско-Тихоокеанском регионе, помогающий сдерживать растущее влияние Китая не только в данном регионе, но и в мире в целом. Руководствуясь этим соображением, а также принципом «разделяй и властвуй», США предоставили Китаю и Тайваню ряд взаимоисключающих обязательств, которые и поныне остаются в силе. Так, обязательства США перед Тайванем и Китайской Народной Республикой направлены на соблюдение «принципа одного Китая». Однако при этом Вашингтон придерживается своего собственного понимания «единого Китая», руководствуясь совместными коммюнике Соединенных Штатов и Китайской Народной Республики, подписанными в 1972, 1978 и 1982 гг., «Шестью гарантиями», которые президент Рональд Рейган передал Тайваню в 1982 г., а также Законом об отношениях с Тайванем от 10 апреля 1979 г. Можно выделить следующие основные пункты этих соглашений:

• США уважают тот факт, что китайцы по обе стороны Тайваньского пролива воспринимают Тайвань как часть Китая. США не отрицают эту точку зрения, подчеркивая заинтересованность в мирном разрешении тайваньского вопроса (Joint communiqué... (February 28, 1972), 2003: Электронный ресурс).

• США признают, что правительство КНР — единственное законное правительство Китая. Они не опровергают китайскую позицию, что есть лишь один Китай, и Тайвань — его часть. Вместе с тем Вашингтон выразил намерение поддерживать неофициальные культурные и экономические связи с Тайванем посредством Американского института, которой, помимо прочего, выполнял функции посольства, куда могли направляться сотрудники федеральных агентств США (Joint communiqué... (December 16, 1978), 2003: Электронный ресурс).

• США будут продолжать, но не долгосрочно, политику поставок оружия на Тайвань в том же размере и качестве для самообороны острова; Вашингтон стремится постепенно снижать объемы поставок вооружений вплоть до их полной приостановки (Joint communiqué. (August 17, 1982), 2012: Электронный ресурс), но при этом не сообщая, когда будет установлена дата окончания продажи оружия (The "Six Assurances" to Taiwan (July 1982), б/д: Электронный ресурс). Предусматривается, что США должны сохранять способность противостоять любым попыткам аннексировать Тайвань

силой или другими формами принуждения (Taiwan relations act (January 1, 1979), б/д: Электронный ресурс).

• Любая попытка решения вопроса «немирными средствами», включая бойкот и эмбарго, влечет за собой угрозу миру и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, против чего резко выступают США (ibid.).

Таким образом, можно отметить, что указанные документы сформулированы достаточно расплывчато, что допускает различные интерпретации, что, в том числе, усиливает разногласия вокруг острова.

Подобная «стратегическая размытость» позволила США добиться сразу нескольких очень важных целей:

• наладить устойчивые партнерские связи с КНР, но при этом не идти на уступки в тайваньском вопросе;

• защитить Тайбэй от жесткого курса Пекина;

• продолжить поставки на остров вооружения.

Поскольку американский стратегический фокус постепенно смещался в сторону Индо-Тихоокеанского региона с целью «приручить» Китай, то США развернули компанию агрессивного вооружения региона, в том числе Тайваня. Вашингтон использовал различные инструменты, чтобы добиться согласия Китая на отведенную ему роль и не допустить пересмотра существующего порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так данный регион превращается в эпицентр следующего возможного глобального конфликта.

При Дональде Трампе, начиная с 2018 г., США и Тайвань усилили сотрудничество в сфере обороны и безопасности. В 2020 г. стоимость оружейных контрактов между Вашингтоном и Тайбэем превысила 5,1 млрд долларов США (Blanchard, Perry, 2020: Электронный ресурс). В октябре 2021 г. правительство Тайваня подтвердило присутствие американских войск на острове в учебных целях (Ripley, Cheung, Westcott, 2021: Электронный ресурс). Изменение политики США, которое стало регулярным с начала президентства Трампа, продолжилось при Джо Байдене.

Китай по-прежнему остается самой большой «головной болью» США в регионе. Региональная система политики и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) была создана, исходя из предпосылки ослабления Китая, и направлена на его изоляцию. По мнению администрации США, растущая сила Китая в ее нынешней динамике является угрозой региональной безопасности, что заключает в себе, помимо прочего, перспективу региональной войны. Например, 23 мая 2022 г. Джо Байден заявил, что «США ответят военным путем, если Китай нападет на Тайвань». Правда, Белый Дом отказался официально подтвердить эти слова (Liptak, Judd, Gan, 2022: Электронный ресурс). Представитель МИД Китая Ван Вэньбинь в от-

вет на комментарии Байдена заявил, что «ни одна страна не должна недооценивать "твердую решимость, стойкую волю и мощную способность" Китая защищать свои суверенные и территориальные интересы.» (Shinkman, 2022: Электронный ресурс; пер. наш. — А. Р.).

По итогам переговоров генерального секретаря Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена на саммите Большой двадцатки в ноябре 2022 г. были обнародованы заявления по тайваньскому вопросу. Си Цзиньпин снова подчеркнул, что он является «сердцевиной коренных интересов Китая» и «красной линией», пересечение которой Китай не допустит. Также он заявил о невозможности независимости Тайваня и отметил, что остров используется Вашингтоном как инструмент сдерживания Китая. В свою очередь, политика «одного Китая» США не изменилась. Байден заявил, что он против «односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе любой стороной». Однако, по мнению президента, Китай не собирается в ближайшее время вторгаться на Тайвань (Вишнякова, 2022: Электронный ресурс).

Таким образом, роль Соединенных Штатов в тайваньском вопросе остается решающей. Политика американского правительства представляет собой огромную опасность, поскольку явно ведет к эскалации конфликта между материком и островом.

ВОЗМОЖНЫЙ ВОЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ

РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА

Китайское руководство обдумывало возможный план по захвату острова несколько десятилетий, с той поры, как начало проявляться и усиливаться самосознание тайваньцев. При этом на материке старались придерживаться сценария разрешения вопроса, который бы исключал военное вторжение. Однако от силового захвата острова китайское руководство не отказалось, оставив его как запасной вариант в разрешении этого спора, если не выйдет присоединить Тайвань мирными средствами. Китай, очевидно, предусматривает быструю оккупацию острова, прежде чем отреагируют США (Китай никогда ... , 2022: Электронный ресурс). Однако стоит еще отметить тот факт, что нынешняя армия Китая не участвовала в реальных боях, а, следовательно, не имеет никакого реального опыта (Heath, 2018: Электронный ресурс).

Можно предположить, что Китай перед захватом острова проведет учения, которые часто проводятся в Тайванском проливе, после них пойдет в наступление. Первые удары по Тайваню будут ракетными, направленными на выведение из строя противовоздушной обороны, уничтожение авиационных и военно-морских баз, разрушение центров управления и другой воен-

ной инфраструктуры. Далее будет задействована авиация, которая окажет поддержку военно-морским силам, т. е. китайская армия будет пытаться добиться превосходства в воздухе над островом, разрушить систему береговой защиты и замедлить маневренность наземных сил Тайваня. Затем китайские силы могут попытаться захватить один или несколько портов Тайваня, чтобы их наземные силы, превосходящие по численности и вооружению, смогли бы беспрепятственно высадиться на остров. Захватив и удержав крупный порт, Китай станет гораздо ближе к победе, после которой может последовать «зачистка острова». На этом финальном этапе Вашингтон сможет лишь осудить действия Китая.

Таким образом, есть вероятность, что операция может пройти вполне успешно, даже несмотря на то, что у китайских военных нет реального опыта участия в боевых действиях. На их стороне техника, которая превосходит технические возможности противника. К тому же китайское командование в лице генерал-полковника Чжан Юся отражает два четких приоритета, которые Си Цзиньпин ставит перед своими вооруженными силами: боеготовность и непоколебимая лояльность (Xi Jinping wants ... , 2022: Электронный ресурс). Однако не стоит забывать о национальном факторе: тайваньцы без сопротивления остров сдавать не будут, они не ждут нападения, а готовятся к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тайвань — это «бомба замедленного действия», которая может подорвать мир и стабильность, а также активизировать большой конфликт не только в АТР, но и во всем мире. Уже сейчас восточноазиатские страны наращивают свой военный потенциал, готовясь к грядущему конфликту. Си Цзиньпин призвал обеспечить готовность Народно-освободительной армии Китая к боевым действиям (Си Цзиньпин .... , 2022: Электронный ресурс), отмечая при этом угрозу безопасности страны, которая усиливается в связи с эпохальными изменениями и неопределенностью. В ответ президент Тайваня Цай Инвэнь заявила, что вторжение КНР на Тайвань может случиться уже в самое ближайшее время и «это не просто шумиха» (Глава Тайваня ... , 2022: Электронный ресурс). Очевидно, что после аннексии Тайваня последует бурная реакция мировой общественности, как уже случилось в случае с украинским конфликтом. Действительно, многие эксперты в настоящее время сравнивают тайваньский конфликт с украинским, отмечая, что Китай сейчас наблюдает за ходом Специальной военной операции РФ на Украине и «разминается» перед своей операцией ('The big one is coming' ... , 2022: Элек-

тронный ресурс; Zweig, 2022). Можно ожидать обрыва цепочек поставок из Тайваня, США могут наложить санкции на Китай, что спровоцирует глобальный экономический кризис, результатом которого может стать крупный военный конфликт на нашей планете.

Тем не менее, есть вероятность и сохранения статуса-кво. Несмотря на очень сильное влияние США, Европа может не отвернуться от Китая. В Европе есть страны, которые явно симпатизируют Тайваню, но все же стрежневые европейские страны все еще отдают предпочтение Китаю. Это не удивительно, поскольку у большинства европейских стран главным торговым партнером является именно КНР. Премьер Финляндии Санна Марин откровенно заявила, что Европа в настоящее время слишком зависит от технологий Китая (Kauranen, Solsvik, Potter, 2022: Электронный ресурс).

Таким образом, достаточно сложно прогнозировать вероятность эскалации конфликта из-за противоположных посылов представителей заинтересованных стран. С одной стороны, проявляются признаки обострения китайско-тайваньских отношений: продажа вооружения Тайваню, увеличение военной мощи восточноазиатских стран, а также активная пропаганда разрыва культурных связей с Китаем и антагонизм ему в Тайване. Но с другой стороны, существуют факторы, которые могут сдерживать этот конфликт. Все понимают, что эскалация может привести к большим человеческим и экономическим потерям. Учитывая все возможные последствия, правительства противостоящих сторон, вероятно, будут стараться сохранять устоявшийся статус-кво.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вишнякова, В. (2022) «Ответственное соперничество». О чем договорились лидеры США и КНР [Электронный ресурс] // РБК. 14 ноября. URL: https://rbc.ru/politics/14/11/2022/6372140d9a794769bd2b5bcf [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Глава Тайваня считает угрозу вторжения Китая реальной, а не простой шумихой (2022) [Электронный ресурс] // ТАСС. 8 ноября. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/16275775 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Китай никогда не потерпит независимости Тайваня, заявили в Минобороны (2022) [Электронный ресурс] // РИА Новости. 10 марта. URL: https:// ria.ru/20220310/kitay-1777400762.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Си Цзиньпин поручил повышать боеспособность армии КНР на случай военных действий (2022) [Электронный ресурс] // Известия. 8 ноября. URL: https://iz.ru/1422444/2022-11-08/si-tczinpin-poruchil-povyshat-boesposobnost-ar mii-knr-na-sluchai-voennykh-deistvii [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Anti-secession law (2005) [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. March 15. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zt/twwt/200503/t20050315 4912997.htm [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Blanchard, B., Perry, M. (2020) Timeline: U.S. arms sales to Taiwan in 2020 total $5 billion amid China tensions [Электронный ресурс] // Reuters. December 8. URL: https://reuters.com/article/us-taiwan-security-usa-timeline-idUSKBN28I0 BF [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Heath, T. R. (2018) China's military has no combat experience: Does it matter? [Электронный ресурс] // The Rand. November 27. URL: https://rand.org/ blog/2018/11/chinas-military-has-no-combat-experience-does-it-matter.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Joint communiqué of the People's Republic of China and the United States of America (August 17, 1982) (2012) [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. July 1. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zmgx/zywj/lhgb/201207/t20120701 4917626. htm [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Joint communiqué of the People's Republic of China and the United States of America (February 28, 1972) (2003) [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. October 23. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zmgx/zywj/lhgb/200310/t20031023 4917616. htm [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Joint communiqué on the establishment of diplomatic relations between the People's Republic of China and the United States of America (December 16, 1978) (2003) [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. October 23. URL: http://us.china-embassy.gov.cn/ eng/zmgx/zywj/lhgb/200310/t20031023 4917623.htm [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Kauranen, A., Solsvik, T., Potter, M. (2022) Europe is too dependent on China for technologies, Finland's PM says [Электронный ресурс] // Reuters. November 17. URL: https://reuters.com/technology/europe-is-too-dependent-china-te chnologies-finlands-pm-says-2022-11-17/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Liptak, K., Judd, D., Gan, N. (2022) Biden says US would respond 'militarily' if China attacked Taiwan, but White House insists there's no policy change [Электронный ресурс] // CNN. May 23. URL: https://edition.cnn.com/2022/05/ 23/politics/biden-taiwan-china-japan-intl-hnk/index.html [архивировано в Way-back Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Pomfret, J., Blanchard, B., Macfie, N. (2013) China's Xi says political solution for Taiwan can't wait forever [Электронный ресурс] // Reuters. October 6. URL: https://reuters.com/article/us-asia-apec-china-taiwan-idUSBRE99503Q20 131006 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Restoration of the lawful rights of the People's Republic of China in the United Nations / Adopted at the 1976th plenary meeting, 25 Oct. 1971 (1972) // Resolutions adopted by the General Assembly during its 26th session, 21 September — 22 December 1971. A/8429. 1972. P. 2. (GAOR, 26th sess., Suppl. no. 29). URL: https://digitallibrary.un.org/record/192054 (дата обращения: 21.12.2022).

Ripley, W., Cheung, E., Westcott, B. (2021) Taiwan's President says the threat from China is increasing 'every day' and confirms presence of US military trainers on the island [Электронный ресурс] // CNN. October 28. URL: https://edition.cnn.com/2021/10/27/asia/tsai-ingwen-taiwan-china-interview-intl-h nk/index.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12. 2022).

Shinkman, P. D. (2022) China expresses outrage at Biden's comments that U.S. would defend Taiwan [Электронный ресурс] // U.S. News. May 23. URL: https://usnews.com/news/world-report/articles/2022-05-23/china-expresses-outrage -at-bidens-comments-that-u-s-would-defend-taiwan [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Taiwan relations act (January 1, 1979) (б/д) [Электронный ресурс] // American Institute in Taiwan. URL: https://web-archive-2017.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12. 2022).

'The big one is coming' and the U.S. military isn't ready (2022) [Электронный ресурс] // Wall Street Journal. November 4. URL: https://wsj.com/articles/ the-big-one-is-coming-china-russia-charles-richard-u-s-military-11667597291 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

The "Six Assurances" to Taiwan (July 1982) (б/д) [Электронный ресурс] // The Taiwan Documents Project. URL: http ://taiwandocuments. org/assurances.htm [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Xi Jinping wants ready soldiers and loyal generals (2022) [Электронный ресурс] // The Economist. November 3. URL: https://economist.com/china/2022/

11/03/xi-iinping-wants-readv-soldiers-and-loyal-generals [архивировано в Way-back Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Zweig, D. (2022) Will Taiwan be the next Ukraine? [Электронный ресурс] // Politico. March 14. URL: https://politico.eu/article/taiwan-the-next-ukraine/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 21.12.2022).

Дата поступления: 24.01.2023 г.

Дата принятия: 20.06.2023 г.

REFERENCES

Vishniakova, V. (2022) «Otvetstvennoe sopernichestvo». O chem dogovori-lis' lidery SShA i KNR ["Responsible competition". What did the leaders of the United States and China agree on?]. RBC, November 14. [online] Available at: https://rbc.ru/politics/14/11/2022/6372140d9a794769bd2b5bcf [archived in Way-back Machine] (accessed 21.12.2022). (In Russ.).

Glava Taivania schitaet ugrozu vtorzheniia Kitaia real'noi, a ne prostoi shumikhoi [The head of Taiwan considers the threat of Chinese invasion to be real, not just hype] (2022) TASS, November 8. [online] Available at: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/16275775 [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022). (In Russ.).

Kitai nikogda ne poterpit nezavisimosti Taivania, zaiavili v Minoborony [The Ministry of Defense: China will never tolerate Taiwan's independence]. (2022) RIA Novosti, March 10. [online] Available at: https://ria.ru/20220310/kitay-1777400762.html [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022). (In Russ.).

Si Tszin'pin poruchil povyshat' boesposobnost' armii KNR na sluchai voen-nykh deistvii [Xi Jinping directed to increase the combat capability of the Chinese army in case of military action]. (2022) Izvestiia, November 8. [online] Available at: https://iz.ru/1422444/2022-11-08/si-tczinpin-poruchil-povyshat-boesposobnost-armii-knr-na-sluchai-voennykh-deistvii [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022). (In Russ.).

Anti-secession law (2005) Embassy of the People's Republic of China in the United States of America, March 15. [online] Available at: http://us.china-embassy. gov.cn/eng/zt/twwt/200503/t20050315 4912997.htm [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Blanchard, B. and Perry, M. (2020) Timeline: U.S. arms sales to Taiwan in 2020 total $5 billion amid China tensions. Reuters, December 8. [online] Availa-

ble at: https://reuters.com/article/us-taiwan-security-usa-timeline-idUSKBN28I0B F [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Heath, T. R. (2018) China's military has no combat experience: Does it matter? The Rand, November 27. [online] Available at: https://rand.org/blog/2018/11/ chinas-military-has-no-combat-experience-does-it-matter.html [archived in Way-back Machine] (accessed 21.12.2022).

Joint communiqué of the People's Republic of China and the United States of America (August 17, 1982) (2012) Embassy of the People's Republic of China in the United States of America, July 1. [online] Available at: http://us.china-em bassy.gov.cn/eng/zmgx/zywj/lhgb/201207/t20120701 4917626.htm [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Joint communiqué of the People's Republic of China and the United States of America (February 28, 1972) (2003) Embassy of the People's Republic of China in the United States of America, October 23. [online] Available at: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zmgx/zywj/lhgb/200310/t20031023 4917616.htm [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Joint communiqué on the establishment of diplomatic relations between the People's Republic of China and the United States of America (December 16, 1978) (2003) Embassy of the People's Republic of China in the United States of America, October 23. [online] Available at: http://us.china-embassy.gov.cn/eng/zmgx/zywj/ lhgb/200310/t20031023 4917623.htm [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Kauranen, A., Solsvik, T. and Potter, M. (2022) Europe is too dependent on China for technologies, Finland's PM says. Reuters. November 17. [online] Available at: https://reuters.com/technology/europe-is-too-dependent-china-technologies -finlands-pm-says-2022-11-17/ [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Liptak, K., Judd, D. and Gan, N. (2022) Biden says US would respond 'militarily' if China attacked Taiwan, but White House insists there's no policy change. CNN, May 23. [online] Available at: https://edition.cnn.com/2022/05/23/politics/ biden-taiwan-china-japan-intl-hnk/index.html [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Pomfret, J., Blanchard, B. and Macfie, N. (2013) China's Xi says political solution for Taiwan can't wait forever. Reuters, October 6. [online] Available at: https://reuters.com/article/us-asia-apec-china-taiwan-idUSBRE99503Q20131006 [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Restoration of the lawful rights of the People's Republic of China in the United Nations / Adopted at the 1976th plenary meeting, 25 Oct. 1971 (1972). In: Resolutions adopted by the General Assembly during its 26th session, 21 Septem-

ber — 22 December 1971. A/8429. 1972. P. 2. (GAOR, 26th sess., Suppl. no. 29). [online] Available at: https://digitallibrary.un.org/record/192054 (accessed 21.12. 2022).

Ripley, W., Cheung, E. and Westcott, B. (2021) Taiwan's President says the threat from China is increasing 'every day' and confirms presence of US military trainers on the island. CNN, October 28. [online] Available at: https://edition.cnn. com/2021/10/27/asia/tsai-ingwen-taiwan-china-interview-intl-hnk/index.html [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Shinkman, P. D. (2022) China expresses outrage at Biden's comments that U.S. would defend Taiwan. U.S. News, May 23. [online] Available at: https:// usnews.com/news/world-report/articles/2022-05-23/china-expresses-outrage-at-bid ens-comments-that-u-s-would-defend-taiwan [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Taiwan relations act (January 1, 1979) (s.d.) American Institute in Taiwan [online] Available at: https://web-archive-2017.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act. html [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

'The big one is coming' and the U.S. military isn't ready (2022) Wall Street Journal, November 4. [online] Available at: https://wsj.com/articles/the-big-one-is-coming-china-russia-charles-richard-u-s-military-11667597291 [archived in Way-back Machine] (accessed 21.12.2022).

The "Six Assurances" to Taiwan (July 1982) (s.d.) The Taiwan Documents Project [online] Available at: http://taiwandocuments.org/assurances.htm [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Xi Jinping wants ready soldiers and loyal generals (2022) The Economist, November 3. [online] Available at: https://economist.com/china/2022/11/03/xi-jinping-wants-ready-soldiers-and-loyal-generals [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Zweig, D. (2022) Will Taiwan be the next Ukraine? Politico, March 14. [online] Available at: https://politico.eu/article/taiwan-the-next-ukraine/ [archived in Wayback Machine] (accessed 21.12.2022).

Submission date: 24.01.2023.

Acceptance date: 20.06.2023.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Рыков Александр Петрович — студент факультета экономики, управления и международных отношений Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Эл. адрес: intarsting@ gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

RYKOV Aleksandr Petrovich, Student, Faculty of Economics, Management and International Relations, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. E-mail: intarsting@ gmail.com

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Рыков А. П. Тайваньский вопрос как бомба замедленного действия мировой стабильности [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 4. С. 37-51. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1865 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: NCSJFQ. DOI: 10.17805/ggz.2023.4.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.