Научная статья на тему 'ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ, КАК СПОСОБ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ, КАК СПОСОБ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / COVID-19 PANDEMIC / TIME- MANAGEMENT / DISTANCE LEARNING / QUESTIONNAIRES / EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Склярова И. В., Шушакова М. В., Анисимов Н. А., Даценко А. А.

Тайм-менеджмент - это динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем. Повышение эффективности использования времени открывает студентам возможность более продуктивного его распределения, позволяет выделить время на отдых, без нанесения ущерба учебному (а в перспективе - рабочему) времени. Приобретение навыков правильного управления временными ресурсами позволяет увеличивать личную эффективность, учит выделять наиболее важные на текущий момент дела [8]. На основании проведенного исследования выведены рекомендации, которые помогут сохранить продуктивность, работоспособность, эмоциональное состояние и уровень качества жизни на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Склярова И. В., Шушакова М. В., Анисимов Н. А., Даценко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME MANAGEMENT AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF LIFE OF MEDICAL STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Time management is a dynamically developing branch of management, the main task of which is to identify methods and principles of effective time management. Improving the efficiency of time use opens up the possibility for students to distribute it more productively, allows them to allocate time for rest, without compromising academic (and in the future - working) time. The acquisition of skills for proper management of temporary resources allows you to increase personal effectiveness, teaches you to highlight the most important things at the moment [2]. Based on the study, recommendations are made that will help maintain productivity, performance, emotional state and quality of life at a high level.

Текст научной работы на тему «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ, КАК СПОСОБ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

JAMA. 2016.

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.goV/27923091/doi:10.1001/iama.2016.17573

21. WHO-Adolescents: health risks and solutions.2018. https : //www.who .int/news -

room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risks-and-solutions.

Радченко-Драяр Светлана Васильевна

Доктор психологических наук, научный сотрудник, университетский преподаватель- CRPMS- кафедра психоаналитических исследований, Сорбонна Париж-Сити - Парижский университет

УДК 796.01

И.В. Склярова, М.В. Шушакова, Н.А. Анисимов, Даценко А.А.

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ, КАК СПОСОБ ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация: Тайм-менеджмент - это динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем. Повышение эффективности использования времени открывает студентам возможность более продуктивного его распределения, позволяет выделить время на отдых, без нанесения ущерба учебному (а в перспективе - рабочему) времени. Приобретение навыков правильного управления временными ресурсами позволяет увеличивать личную эффективность, учит выделять наиболее важные на текущий момент дела [8]. На основании проведенного исследования выведены рекомендации, которые помогут сохранить продуктивность, работоспособность, эмоциональное состояние и уровень качества жизни на высоком уровне.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, тайм-менеджмент, дистанционная форма обучения, анкетирование, эмоциональное состояние.

Annotation. I. V. Sklyarova, M. V. Shushakova,N. A. Anisimov Time management as a way to improve the quality of life of medical students during the

902

COVID-19 pandemic / North-Western state medical University named after I. I. Mechnikov, Saint Petersburg, Russia. Time management is a dynamically developing branch of management, the main task of which is to identify methods and principles of effective time management. Improving the efficiency of time use opens up the possibility for students to distribute it more productively, allows them to allocate time for rest, without compromising academic (and in the future - working) time. The acquisition of skills for proper management of temporary resources allows you to increase personal effectiveness, teaches you to highlight the most important things at the moment [2]. Based on the study, recommendations are made that will help maintain productivity, performance, emotional state and quality of life at a high level.

Key words: COVID-19 pandemic, time- management, distance learning, questionnaires, emotional state.

Введение. В современном мире люди больше поглощены работой, учебой, важными делами и зачастую испытывают не просто усталость, а чувство эмоционального выгорания. Весной этого года на каждого человека пандемия повлияла по-разному. Стрессовая ситуация, страх, введение карантина сыграло свою роль, люди приспосабливались к новому распорядку жизни [1]. Вспышка данной инфекции переросла в пандемию, при этом считается, что большинство людей уже переболели коронавирусом только бессимптомно, в легкой форме. Симптомы COVID-19: высокая температура, сухой кашель и слабость. Запущенная форма заболевания может привести к тяжелому осложнению -вирусной пневмонии. В России пик заболеваемости пришелся на 10 мая 2019 года, что составило 11012 человек за сутки [14]. Пандемия сильно повлияла и на жизнь студентов, в связи с тем, что ВУЗы перешли на дистанционную форму обучения, можно выделить отдельно студентов медицинских университетов, так как их специальность не подразумевает заочного обучения, ведь учебный материал, который они получают очень сложен для понимая самостоятельно, без помощи преподавателя, что является причиной большего стресса в период пандемии. Много людей, кто подошел осознанно к самоограничениям, смогли с пользой провести время для себя, но гораздо больше людей впадали в панику, уныние, самосожаление, нагнетание страхов, что, естественно, негативно повлияло на их здоровье и эмоциональное состояние [3]. Во избежание повтора вышеуказанных ошибок, в данной статье были выведены рекомендаций, как сохранить спокойствие, продуктивность, работоспособность и уровень жизни, который был до начала пандемии с использованием навыков правильного управления временными ресурсами .

Методы исследования. Изучение и анализ литературы, анкетирование, метод сравнительного анализа, сравнительный анализ полученных результатов, обобщение, метод синтеза, метод систематики.

Результаты. Ранее нами было проведено выборочное анкетирование студентов лечебного факультета, на основе которого осуществлено дальнейшее исследование, обнаружены интересные факты и выведены рекомендации, которые помогут сохранить здоровье и эмоциональное состояние на высоком уровне в случае повтора подобной эпидемиологической ситуации.

Респондентам было предложено анкетирование по следующим разделам: тайм-менеджмент (англ. time-management), создание комфортной рабочей зоны, предстояло выяснить оценку эмоционального состояния, оценку физической составляющей здоровья и социальные проблемы в период пандемии (рис.2).

В исследовании приняло участие 220 человек. После обработки данных были получены следующие результаты:

• 33,2% студентов смогли распределить свое время с пользой;

• 45% анкетируемых студентов имели небольшие проблемы с распределением времени;

• 21,8% считают, что им не удалось правильно распределить свое время на карантине (рис. 1).

□ распределили время с пользой

□ имели небольшие проблемы с

распределением времени

□ не смогли правильно распределить время

Рисунок 1. Управление собственным временем студентами во время пандемии

СОУГО-19

Тайм-менеджмент являлся необходимым качеством для студентов, так как дистанционный формат обучения состоял из самоподготовки и сдачи выполненных заданий к определенному сроку. Неправильное управление временем могло привести к психологическим и эмоциональным перегрузкам, что отмечалось низким уровнем качества жизни [6], интересно, что среди студентов, сумевших распределить свое время с пользой или имевших

небольшие проблемы с этим, 93,6% во время пандемии занимались смотром или хобби (рис.3).

«Влияние пандемия СОУ1ГМ9 на Вашу жишь»

рос им Вас принять участие в анкетирование. коюрос мы проводим с целью определения влияния пиемии СОУ1СМ9 на качество жизни студентов медицинскою университета.

ыберитс (обведите. тачсркжпс. »красьте) вариант ответа. который. на Ваш вилял. наиболее точно к'крываег Ваше сосюянис и ощущения в период карашина. В анкете 1акже имеются вопросы с ножсствснными и свободными ответами. Просьба отвечать честно на вопросы.

1. Смогли ли Вы правильно распределить свое время во время карантин:!?

• Да. мне удалось распределит ь свое время с ноль юн

■ У меня были небольшие проблемы с ним, но я успевал(а) сделать же свои дела вовремя

• Нет. с распределением времени у меня было все плохо

2. У каждого человека есть какое-то хобби, которым у него все никак не хватает времени таняться внлошую. нашли ли Вы время для такого шнтня в период карашина?

3. Дистанционная работа учеба требует постоянною использования компьютера, ноутбук!, телефона и прочих гаджеюв. вотниклн ли какие-либо проблемы, свямнные со трсинсм. опорно-двигательным

5. Во время карантина в каком эмоциональном состоянии Вы находились?

• У меня было отличное эмоциональное состояние

• Особо не мметил(а) никаких тпмснсний в эмоциона льном плане

6. Во шикало ли чувство страха 1аражсния инфекцией, чувство раздражения. неусидчивость, случались ли нервные срывы или друг не ситуации, выводящие н> эмоционально- психическою

7. Вотикли ли какие-либо финансовые. социальные, психологические Iрудноеш во время карантина?

9. Какие способы эмоциональной раиручкн помогали Вам в период карашина?

10. Что бы Вы могли посоветовать другим? Как провести время на карантине с пользой?

Спасибо ш Ваши ответы!

Рисунок 2. Анкета «Влияние пандемии COVID-19 на Вашу жизнь»

100% 98% 96% 94% 92% 90%

□ смогли распределить время с пользой/ имели небольшие проблемы с распределением времени

Рисунок 3. Занятость студентов в связи с их умением в распределении времени

Интересно, что 159 студентов (что составляет 72,3%) во время карантина смогли заняться тем хобби, на которое у них все никак не хватало времени, при этом 71,5% из них оценивают свое эмоциональное состояние на отличном и нормальном уровне (рис.4).

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

I занялись хобби

отличный/нормаль ный уровень эмоционального состояния

Рисунок 4. Зависимость уровня эмоционального состояния от занятий хобби во

время карантина

Сидячий образ жизни и использование различных гаджетов для дистанционной работы и учебы, вызвали проблемы, связанные со зрением, опорно-двигательным аппаратом у 88 анкетируемых студентов, остальные 132 человека не заметили у себя каких-либо отклонений по состоянию здоровья. Больше половины студентов (65%) на карантине нашли время для занятий спортом, при этом 45% студентов, занимающихся спортом, не заметили никаких проблем со здоровьем и оценили свое эмоциональное состояние на отличном и нормальном уровне (рис.5). Выполнение физических упражнений позволяет не только поддержать хорошую физическую форму, но и положительно повлиять на состояние здоровья человека, поэтому малоподвижный образ жизни во время карантина вызвал у многих студентов проблемы со зрением и опорно-

двигательным аппаратом, следствием чего является и низкая самооценка уровня качества жизни [1].

40У ^^^^^^^^^^^--Нзанимались

Рисунок 5. Зависимость состояния здоровья от физической активности студентов во время пандемии коронавируса

В анкету были включены вопросы об оценке эмоционального состояния в период карантина:

^ 41,1% студентов оценивают свое эмоциональное состояние в период карантина на отличном уровне;

^ 26,4% студентов считают, что их состояние было умеренным; ^ 22,7% - не заметили особых изменений в своем эмоциональном состоянии; ^ 9,5% - дают низкую оценку своему эмоциональному состоянию (рис.6).

□ 26,40%

Рисунок 6. Оценка эмоционального состояния студентов.

89,5% студентов не испытывали проблем в финансовом и социальном плане во время карантина, а 10,5% студентов сильно ощутили эту разницу, это также повлияло на их оценку качества жизни.

Было выяснено, что большинство анкетируемых студентов (127 человек) не испытывали чувство страха заражения инфекцией, раздражения, у них не случались нервные срывы. 74 студента редко сталкивались с подобными ситуациями, а 20 анкетируемых студентов часто испытывали существенные психологические и эмоциональные перегрузки, что может проявляться в

формировании начальных стадий синдрома эмоционального выгорания, психологического стресса и приводить к снижению самооценки качества жизни [3] (рис.7).

Рисунок 7. Уровень эмоционально-психического равновесия студентов.

Также было выяснено, что 119 анкетируемых студентов уезжали на период карантина домой, в родной город, из них 67% дают отличную или нормальную оценку своему уровню эмоционального состояния (рис.8). Высокую оценку качества жизни можно объяснить привычной домашней обстановкой, что помогло снизить уровень стресса и положительно повлиять на эмоциональное состояние анкетируемых студентов. Кроме того, фактором, приводящим к повышению субъективной оценки качества жизни, является более высокая адаптивность к новому образу жизни и временным изменениям в социальной среде.

Рисунок 8. Зависимость уровня эмоционального состояния от смены

обстановки на более привычную

Для создания комфортной среды во время карантина и не только были выдвинуты рекомендации:

1) Составьте расписание вашего дня, включите в него все запланированные дела и старайтесь соблюдать его.

2) В распорядок дня рекомендуется включать физические упражнения, прослушивание музыки, чтение книг или любое другое занятие, которое помогает Вам расслабиться и восстановиться перед новой работой.

3) При продолжительной сидячей работе за компьютерами или другими гаджетами рекомендуется делать разминку для глаз и туловища.

Выводы. Большинство опрошенных студентов по всем показателям оценили свое качество жизни во время пандемии, как удовлетворительное и выше. Этому способствовали определенные факторы, в том числе и тайм-менеджмент. В такое непростое время распределение системы труда и отдыха для поддержания продуктивности и работоспособности очень важно. Результаты показали, что студенты, уделяющие время для спорта и хобби более эмоционально выносливы. Главная задача - распределить время так, чтобы оно прошло максимально с пользой. Список литературы.

1. Епифанов, В.А Лечебная физическая культура/ учебное пособие// В.А. Епифанов: М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017.-3-е изд.- 57 с.

2. Киселева Н.С. Эволюция тайм-менеджмента в российской и зарубежной науке и практике / Н.С. Киселева // Царскосельские чтения. -2011. -№15. -С.64 -67.

3. Котельников Г.П. Биологическая роль тайм-менеджмента в повышении эффективности и качества труда / Г.П. Котельников, В.В. Симерзин, Н.И. Мельченко, И.В. Гаглоева, М.Г. Котельников, С.В. Гарькина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. -№4(1). -С.784 -786.

4. Кузяшев А.Н. К вопросу о принципах современного тайм-менеджмента / А.Н. Кузяшев, Е.А. Хунафина, Л.Х. Султанова // Эпоха науки. - 2020. - №22. -С.255 -258.

5. Леонова О.Г. Обоснование гипотезы научности тайм-менеджмента / О.Г. Леонова // Актуальные исследования - 2019. №2(2). - С.49 -52.

6. Майданова Т.В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов / Т.В. Майданова // Педагогическое образование в России. - 2013. -№2. -С.27 -30.

7. Неволина В.В. Исследование особенностей самоорганизации как сущностной характеристики тайм-менеджмента студента / В.В. Неволина, М.И. Щеглова // Таврический научный обозреватель. - 2016. -№9(14). -С.47 -49.

8. Петрова А.С. Обучение студентов принципам тайм-менеджмента / А.С.

909

Петрова // Научное обозрение. Педагогические науки. -2017. -№4. -С.124 -127.

9. Пизова, Н.В. Депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство при новой коронавирусной инфекции / Н.В. Пизова, А.В. Пизов // Периодическое учебное издание РНИМУ "Лечебное дело", 2020.- №1. - 84-86 с.

10. Сапрунова Д.С. Тайм-менеджмент как инструмент управления временем специалистов творческих профессий / Д.С. Сапрунова, Л.С. Скрипниченко // Развитие общественных наук российскими студентами. -2017. -С.33 -37.

11. Скакалина Л.С. Развитие тайм-менеджмента в России и за рубежом / Л.С. Скакалина // Современные инструменты и техники организации личной работы руководителя. - 2017. -С.95 -101.

12. Федосенко, Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19/ Е.В. Федосенко// Психологические проблемы смысла жизни и акме, 2020.- 37-45 с.

13. Чуланов Д.М. Необходимость тайм-менеджмента современному человеку / Д.М. Чуланов // Вестник науки и образования. - 2020. - №5. - С.58 -60.

14. [Электронный ресурс]: Рекомендации ВОЗ для населения в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)- Режим доступа: https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public

15. Югова, Е.А. Рациональная организация учебного процесса как условие формирования здорового образа жизни студентов/ Е.А. Югова// Вестник Южноуральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011.- №6.- 5 с.

16. Horesh, D. Traumatic stress in the age of COVID-19: a call o close critical gaps and adapt to new realities / Horesh, D., Brown, A. D. // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, - 2020.- 12(4). - 331-335 с

Здравствуйте, хочу сделать пояснение, что это работа молодых ученых-Шушаковой Марии Вадимовны и Анисимова Никиты Андреевича, студентов Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, электронный адрес для связи- marsushaaQ 1 @mail .ru телефон: +7(913)4271724, научными руководителями являются Склярова И.В. и Даценко А.А., электронный адрес для связи- [email protected] телефон: +7(981)8155012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.