Научная статья на тему 'Татуировка как социокультурное явление'

Татуировка как социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5847
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТУИРОВКА / ЗНАК / СЕМАНТИКА / ТАТУИРОВАНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СТЕРЕОТИП / ТЮРЕМНАЯ ТАТУИРОВКА (НАКОЛКА) / TATTOO / MARK / SEMANTICS / TATTOOING / EMPLOYER / STEREOTYPE / THE PRISON TATTOO (TATTOOED)

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

Статья посвящена татуировкам как элементу социоделовой культуры современного общества. Татуировка перестала быть элементом жизни низших слоев населения, а занимает прочные и уверенные позиции в сознании современного человека, принимая облик современного искусства. Проблема восприятия татуировок в социуме носит всеобъемлющий характер. Представлено изменение восприятия к татуировкам с течением времени и переосмысливание в связи с изменением культовых представлений. Воспринимаемые обществом татуировки имеют определенный сложившийся стереотип. В статье рассматривается и анализируется процесс восприятия татуировок в обществе и, в первую очередь, в социоделовой культуре. Представлена классификация людей, имеющих на своем теле татуировку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TATTOO IS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

The article is devoted to tattoos as to an element of socially business culture of modern society. The tattoo has stopped being an element of the life of the lower class of the population, but it takes strong and sure positions in the consciousness of the modern person, accepting the shape of the modern art. The problem of perception of tattoos in society has comprehensive character. Change of perception to tattoos and comprehension in connection with a change of cult representations is presented eventually. The tattoos perceived by society have the certainly developed stereotype. In article process of perception of tattoos in society and, first of all, in socially business culture is considered and analysed. Classification of the people having a tattoo on the body is presented.

Текст научной работы на тему «Татуировка как социокультурное явление»

УДК 316

О. А. Овсянникова

магистрант

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация ТАТУИРОВКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. Статья посвящена татуировкам как элементу социоделовой культуры современного общества. Татуировка перестала быть элементом жизни низших слоев населения, а занимает прочные и уверенные позиции в сознании современного человека, принимая облик современного искусства. Проблема восприятия татуировок в социуме носит всеобъемлющий характер. Представлено изменение восприятия к татуировкам с течением времени и переосмысливание в связи с изменением культовых представлений. Воспринимаемые обществом татуировки имеют определенный сложившийся стереотип. В статье рассматривается и анализируется процесс восприятия татуировок в обществе и, в первую очередь, в социоделовой культуре. Представлена классификация людей, имеющих на своем теле татуировку.

Ключевые слова: татуировка, знак, семантика, татуирование, работодатель, стереотип, тюремная татуировка (наколка).

O. A. Ovsyannikova

Master student

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation THE TATTOO IS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Abstract. The article is devoted to tattoos as to an element of socially business culture of modern society. The tattoo has stopped being an element of the life of the lower class of the population, but it takes strong and sure positions in the consciousness of the modern person, accepting the shape of the modern art. The problem of perception of tattoos in society has comprehensive character. Change of perception to tattoos and comprehension in connection with a change of cult representations is presented eventually. The tattoos perceived by society have the certainly developed stereotype. In article process of perception of tattoos in society and, first of all, in socially business culture is considered and analysed. Classification of the people having a tattoo on the body is presented.

Key words: tattoo, mark, semantics, tattooing, the employer, the stereotype, the prison tattoo (tattooed).

Татуировка была в нашем мире всегда и будет существовать еще множество столетий. Многие ученые, такие как: Ф. Бэкон, Ч. Ломброзо, Ч. Дарвин, Д. Анучин, М. Харитонова и другие, обращали внимание на этот удивительный феномен в культуре.

Исследование в данной проблеме является актуальным, поскольку вопрос о социокультурном измерении тату недостаточно разработан и любые исследования на эту тему носят теоретическую и практическую значимость. Изучение татуировки позволяет нам осознать ее как своеобразный носитель информации, заключивший в себя определенные жизненно-смысловые ценности, а также социокультурные особенности определенных групп общества.

К сожалению, сейчас становится труднее проследить историю возникновения, развития и распространения татуировок. Их ранние образы, видимо, представляют собой наслоения определенных мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение образов различного этнокультурного происхождения. При этих условиях сложно установить хронологическую последовательность развития этих образов и географию их распространения. Локальные особенности татуировок могут быть обусловлены особенностями быта различных народов,

природно-географической средой их проживания, особенностями «традиционных норм межличностного и группового общения» и миропонимания членов общества.

Знание «Бессловесного языка» во многом определяется нашей общей психологической культурой и во многом определяет наше общение. Именно от умения понимать без слов часто зависит успех деловых и личных отношений между людьми [1, с.45-47].

Смысл некоторых татуировок общепонятен и адресован всем людям, но семантика многих образов имеет скрытое значение и может быть предназначена для передачи тайной информации. Поэтому изучение татуировки затрагивает проблемы, выходящие за рамки расшифровки непонятных знаков. Пусть многие татуировки по своему характеру наивны, но в их истинности и полезности носители не сомневались никогда.

Несмотря на то, что татуировка существует уже много веков, работ по ее изучению крайне мало, а в сфере деловой культуры их найти практически невозможно.

Если семантика каких-то символов выглядит очевидной, то смысл других образов заставляет задуматься. Возможно, совпадения эти чисто случайные, но такие случайности становятся в татуировках чуть ли не закономерностью.

Визуальные знаки внешнего облика человека играют особую роль в общении и межличностном познании. Они являются важным средством (инструментом) невербального общения, реализующим аффективно-коммуникативную, регу-ляторно-коммуникативную и информационно-коммуникативную функции, становятся главными источниками визуальной информации о человеке, индикаторами его личности. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения [2].

Социальные группы, различающиеся по половому признаку, пользуются татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины - красивее, несмотря на то, что понятие красоты в разные времена и у разных народов были разными.

Однако механизм восприятия татуировок изменился с течением времени и переосмысливался в связи с изменением культовых представлений. Ее изначальное и первостепенное значение терялось и забывалось. Но, не смотря на это, татуировки продолжали и продолжают наносить на свое тело, придавая ей свой тайный семантический смысл. Все больше и больше граждан современной России и стран зарубежья становятся обладателями такого витка в искусстве, как татуировки. Необходимо отметить, что татуировка с каждым годом перестает носить символ изгоев или табу и становится все более популярной и привлекательной для малой части социума, что, в свою очередь, встречает протест среди другой половины общества. Татуировка выполняет важную информативную функцию касательно судьбы и жизни ее обладателя, способную спасти жизнь. Так, татуировки группы крови, нанесенные солдатами в армии, спасали им жизнь на поле боя.

К сожалению, наше общество не столь прогрессивно, как можно было бы предположить. Исследования показали, что больше 60% людей, имеющих на своем теле татуировки, сталкиваются с проблемой трудоустройства. В частности, они сталкивались с агрессивным поведением со стороны предполагаемого работодателя. И это одна из наиболее актуальных проблем. Работодатель не смотрит на образование и способности будущего работника. Он оценивает только обложку, которую он сможет выгодно продать. Во многих компаниях, особенно работающих в сфере VIP, люкс или премиум-класса, даже в дресскоде прописано, что татуировки строго-настрого запрещены. Работодатель даже не принимал во внимание наличие огромного опыта и высокую профессиональность сотрудника, если его татуировку было невозможно скрыть под элементами одежды.

Людям с татуировками был задан вопрос: «Трудно ли людям с татуировкой устроиться на работу?» Ниже представленный график показывает тенденцию, сложившуюся на рынке труда.

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Трудно ли людям с татуировкой устроиться на работу?»

Как показывает результат, 48,1% людей, имеющих на своем теле татуировку, отказывали в приеме на работу из-за наличия тату своем теле. Затруднившиеся ответить на данный вопрос старались не говорить своему предполагаемому работодателю о наличии татуировки на своем теле.

Носители татуировок испытывают сильный психологический дискомфорт, который возникает в результате «непонимания» [3].

Одними из первых приняли татуировку преступники, для передачи тайной информации. Они восприняли обычай татуирования еще в XIX в. и постепенно стали основными их носителями. На этот факт одним из первых обратил внимание итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо, который считал татуировки проявлением атавизма и признаком нравственно дефективных людей [4, с. 56].

Тюремные татуировки воспринимаются работодателем резко негативно, известны случаи, когда собеседование прекращалось незамедлительно, как только предполагаемый «начальник» видел «наколку» на теле человека. Часть людей успевают одновременно придерживаться двух точек зрения, касательно взгляда на татуировку, но в любом случае остаются с точкой зрения, которой придерживается доминирующая часть общества. Безусловно, распространение татуировок среди преступников надолго определило отношение общества к ней. Ее стали рассматривать, как признак атавизма и как признак нравственной деформации личности [5].

Воспринимаемые обществом татуировки имеют определенный сложившийся стереотип, возникший из-за отношения к ней, как элементу преступной среды, а также факту, что человек, наносящий на свое тело татуировку, является психически неустойчивым.

Индивидов, имеющих на своем теле татуировку, условно можно разделить на несколько групп:

1) Люди с татуировками занимают низко оплачиваемые должности из-за наличия татуировок на социально неприемлемых участках тела или же наличия татуировки, нанесенной в местах лишения свободы.

2) Люди с татуировками чаще всего встречаются среди «креативных» профессий, направленных на развлечения общественных масс, и не только.

3) Люди с татуировками чаще встречаются среди представителей шоу-бизнеса.

Современный социум можно разбить на три кластера. (Кластер - это объединение людей по какому-либо определенному признаку, которое больше, чем социальная группа, но меньшее, чем социальный слой.)

В первый кластер можно определить людей, которые полностью согласны с тем, что обществу присуща тенденция негативного отношения к татуировкам, и считающих, что данную проблему нужно решать, но прилагать какие-либо усилия они не считают нужным. Таких, к сожалению, большинство. Название кластеру можно дать следующее: «инфантильные бунтари».

Во второй кластер можно объединить людей, которые совершенно не понимают и не знают истинного назначения и смысла татуировки. Они не хотят проявлять какой-либо интерес или активность в обогащении своих культурных знаний. Охарактеризовать второй кластер можно как «культурные индифференты».

Третий кластер, как самый многочисленный, объединил людей, имеющих ярко сложившееся стереотипное представление касательно татуировок и искусства татуирования. Они считают, что татуировки - это пережитки минувших лет, язычества, рабства, а также неотъемлемая часть преступной среды. Т.е. татуировка - это символ преступных банд-формирований и людей, имеющих прямое отношение к местам лишения свободы. Название кластеру можно дать следующее: «неосведомленные индивиды».

И по сей день, несмотря на доступность информации о татуировке, ее глубоких исторических корнях, никак не связанных с криминальным миром, по мнению большинства, татуировка - атрибут преступника, его опознавательный знак, тайный код, информирующий посвященного о месте конкретного лица в иерархии [6]. Татуировка считается синонимом таинственной противоправной деятельности, направленной против требований добропорядочного образа жизни, в которой признается живопись и графика на соответствующих материалах - холсте, бумаге и т.д., но никак не на человеческой коже.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Степанов С. Язык внешности / С. Степанов. — М. : Эксмо, 2011. — 320 с.

2. Петрова Е.Н. Знаки общения / Е.Н. Петрова. — М. : ГНОМ и Д, 2000. — 254 с.

3. Харитонов М.В. Культурологический анализ татуировки / М.В. Харитонов, М.М. Самчук // Социально-культурологические исследования (Волгоград). — 1999. — Т.4. — С. 34-40.

4. Косулин В.Д. Искусство татуировки / В.Д. Косулин. — М. : Золотой век, Диамант, 2001. — 311 с.

5. Ломброзо Ч. Преступный человек / Ч. Ломброзо. — М. : Эксмо; МИДГАРД, 2005 — 876 с.

6. Барановский А.А. Искусство татуировки / А.А. Барановский. — М. : Славянский дом книги, 2002. — 373 с.

REFERENSES

1. Stepanov S. Iazyk vneshnosti [Appearance language]. Moscow, Eksmo Publ., 2011,

320 p.

2. Petrova E.N. Znaki ohshcheniia [Signs of communication]. Moscow, GNOM i D Publ., 2000, 254 p.

3. Kharitonov M.V., Samchuk M.M. Culturological analysis of a tattoo. Sotsial'no-kul'turologicheskie issledovaniia (Volgograd) = Social and culturological researches (Volgograd), 1999, vol.4, pp. 34-40 (in Russian).

4. Kosulin V.D. Iskusstvo tatuirovki [Art of a tattoo]. Moscow, Zolotoi vek, Diamant Publ., 2001, 311 p.

5. Lombrozo Ch. Prestupnyi chelovek [Criminal person]. Moscow, Eksmo; MIDGARD Publ., 2005, 876 p.

6. Baranovskii A.A. Iskusstvo tatuirovki [Art of a tattoo]. Moscow, Slavianskii dom knigi Publ., 2002, 373 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Овсянникова Ольга Александровна — магистрант, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная 33, Российская Федерация, e-mail: Ms.smekaesh@mail.ru.

AUTHOR

Ovsyannikova Ol'ga Aleksandrovna — Master student, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 33 International Street, Tambov, 392000, the Russian Federation, e-mail: Ms. smekaesh@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление / О.А. Овсянникова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2017.— Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Ovsyannikova O. A. The tattoo is a sociocultural phenomenon. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.