ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
103
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
УДК 1:316.47 (045) О.А. Шнырёва
ТАТУИРОВКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО
Рассматривается татуировка как социально кодированное письмо, отправленное Другому. Процесс предъявления знаков на поверхности тела связан с процессом мифологизации. Татуировка является границей состояний, условием вхождения в сакрализо-ванную ритуальную реальность и условием конструирования социальной реальности.
Ключевые слова: поверхность, мифологизация, тело, кожа, экзистенциальная территория, овладение, социальное ранжирование, социальный дискурс.
С архаических времен человек стремится к вынесению «знаков жизни» на поверхность тела. Это архаическая раскраска, татуировка (от фр. tatouer -знак, рисунок), связанные с видимой поверхностью - то, что открывает или скрывает нечто. В обыденном понимании существуют понятия лицевой и изнаночной сторон, где лицевая представлена непосредственно для восприятия, а изнаночная спрятана, прикрыта лицевой стороной. Лицевая сторона могла бы быть сущностью вещи, по отношению к которой изнанка, где нити не видны, является чем-то ограниченным, подчиненным.
Лицевая сторона выставляет напоказ предметы, явления, разрешая видеть их. «Благодаря фасаду вещь, хранящая свою тайну, предстает замкнутой в своей монументальной сущности и мифологичности, где она сверкает великолепием, но не раскрывает себя» [3. С.199]. Процесс предъявления знаков на лицевой стороне взору Другого связан с процессом мифологизации: можно предъявить несуществующее или предъявить выборочно, стремясь к контролю или даже манипуляции впечатлениями Другого. Священные знаки на коже (архаический орнамент), татуировки, скарификации, пирсинг, обрезание являются своего рода возвращением кожи в сферу значений. Но кожа не сводится только к содержательному значению. Она как некий порог, граница своим только присутствием указывает на наличие Другого. «За любой чертой, по ту сторону скрывается Другой» [2. С.346].
Тело любого человека всегда принесено «в жертву гостя» [5. С.28]. Свое телесное бытие-при-себе Ж.-Л. Нанси называет «воплощенной свойственностью» [5. С.29]. Обретение ее возможно через конструирование образа Другого, начинающееся с процесса восприятия его тела. Поэтому тело индивида находится в постоянном касании и перекрещивании с другими телами. С точки зрения феноменологической позиции модальностями «моего тела» являются присутствие в мире, обладание собой и интенциональность. Именно они определяют тело как неустойчивое в своих экзистенциальных границах и балансируют на границе между моим/другим, своим/иным.
В социальном мире тело представляет собой порог, где заканчиваются границы индивидуальных экзистенциальных территорий. Опыт границы - это доступный нам в имманентной действительности опыт трансценденции. Все в
2009. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
социальном мире и в разграниченном пространстве поделено составляющими его телами. Через этот порог, границу («границу натяжений») протекает поток событий внешнего мира: он задерживает в себе определенное внешнее воздействие, чтобы тут же измениться в реакции на это воздействие. Но граница не только разделяет, она соединяет. Если под «границей натяжений» понимать натяжения кожи, данные каждому и воспринимающиеся открыто, то защитная покровная функция кожи перерастает в функцию границы, отделяющую внутреннее (психическое) состояние организма от внешней среды.
В. Подорога дает следующее определение: «Кожа - это открытый покров, мельчайший тканевидный (клеточный) фильтр, через который осуществляется прогон различных видов энергии, а также их продуктов и секреций» [6. С.46]. Ж.-Л. Нанси в полемике с В. Подорогой говорит о том, что «если бы мы захотели придать полный смысл понятию тела, то оно могло бы быть переведено в понятие кожа» [5. С.204].
Кожа находится в постоянном ожидании, что ее коснутся, запечатлятся в ней. Кожу как некий покров, защитную высокочувствительную оболочку, нельзя изменить внешним воздействием. Она, являясь физиологически вибрирующей поверхностью организма, постоянно меняет свою линию натяжений, консистенцию, толщину. Кожа - это граница между реальным и виртуальным, профанным и сакральным, явным и тайным, поверхностным и глубинным. В единстве создается некая телесная схема - единая психическая форма внутреннего и внешнего представления тела. В. Подорога вводит понятие второй кожи, которая является дополнительным, жестким покровом, превращающим первую психическую и уязвимую кожу в завершенную форму. Второй кожей он называет «скульптурно-героическое тело», которое обретают люди, чтобы утвердить себя в мире. Например, Геракл надевал львиную шкуру, Несс - тунику, Ясон - золотое руно. Вторая кожа является панцирной защитой первой (уязвимой психической) кожи. Поэтому атлетизм греческой формы был связан с обретением второй кожи - своего рода покрова и утверждения себя в мире. П. Валери как-то сказал, что самое глубокое в нас есть кожа и мы живем на поверхности собственной кожи. Все события человеческого существования отражаются на кожной поверхности. Кожа -самое близкое к миру внешнего, своего рода порог внешнего и внутреннего, моего тела и тела Другого.
Искусство татуирования насчитывает около шести тысяч лет. Татуировка была распространена на всех континентах, что подтверждают археологические исследования. Например, в Альпах был обнаружен человек бронзового века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 тыс. лет, на теле которого сохранились следы татуировки. В России на плато Укоп в горах Алтая обнаружены тела «воина», «вождя» и «принцессы», возраст которых относится к IV в. до н.э. На плече «воина» изображена сцена оленьей охоты.
Древнейшие татуировки датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Они обнаружены на коже египетских мумий. Например, на бедрах Амуны, жрицы Бога Хетта, мумифицированное тело которой относят к периоду прав-
Татуировка как социальное письмо
105
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1
ления 21 Династии (2160-1994 гг. до н.э.), видны орнаменты из концентрических кругов.
Племена Индонезии и Полинезии отражали в татуировке тела все социально значимые события. Лицо также подвергалось татуировке. Так, племена маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - мокко. Узоры на лице служат постоянной боевой раскраской и показателем социального положения. Образы мокко так индивидуальны, что их используют в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века маори, продавая свои земли миссионерам, подписывали «купчую» изображая точную копию своей маски.
Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть тело сплошным узором. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия со стороны церкви татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 г. из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног.
В США татуировка становится популярной к концу XIX века. В 1891 г. американец Самюэль О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, что не повлияло на художественную ценность татуировки. В ХХ в. татуировка становится частью не только субкультур и фэшн-подиумов, она внедряется в повседневность.
Овладение собственным телом как территорией можно отождествить с ритуальным воспроизведением: «мое» как «сотворенное» заново. Территория становится своей после освящения. Сотворенная Вселенная - подобие образцовой Вселенной, созданной богами. Тело - подобие храма, который нужно выстроить и освятить. Возглас неофита племени квакиутль «Я нахожусь в центре мира» обозначает открытие начала пути вверх (к богам) или вниз (к демонам). Тело человека сравнивали с микрокосмом: позвоночник - космический столб, дыхание - ветер, пуп или сердце - центр мироздания.
К. Леви-Строс в «Печальных тропиках» описывает виды орнаментов и татуировок на лице и теле с семиотической точки зрения: как текст Другому о своем личном, статусном, имущественном, семейном положении. Например, татуировку в верхней части лица - вокруг глаз и на лбу могли сделать себе только вождь и его семья [4.С.87].
В древности преображение с помощью татуировки использовалось в трудовых, ритуальных и художественных целях. Преображение в трудовых целях было связано с охотой и основывалось на идентификации с определенным животным, что не предполагало воссоздания целостного образа. В ритуальных преображениях стремились к созданию «живого духа», например тотема в земледельческих обрядах. Татуировка в художественных целях развивала эстетические представления.
Татуировка социально ранжировала человека. Исполнение социальных ролей в социальной и воображаемой символической реальности ритуалов позволяет рассматривать «роль» как «значение», «степень влияния». [1. С.311]
2009. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Татуировка несла информацию, выстраивая первичный социальный порядок, являясь социальным письмом и образуя социальный дискурс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев А. Д. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 268 с.
2. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск; М.: Харвест, Аст, 2000. 743 с.
3. Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечность. М. СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. 409 с.
4. Леви-Строс К. Печальные тропики. М.: Прогресс, 1983. 156 с.
5. Нанси Ж-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1998. 234 с.
6. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1998. 342 с.
Поступила в редакцию 15.01.09
O.A. Shnyreva, candidate of philosophy, associate professor Tattoo as a social message
The article deals with tattoo as a socially coded message sent to another person. The process of presenting signs on the body surface is connected with the process of mythologiza-tion. Tattoo is a boundary between different states, the condition for entering sacral ritual reality and framing social reality.
Шнырёва Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»;
426034, Россия, г. Ижевск,
ул. Университетская, 1 (корп.6);
E-mail: j ohanson07 @mail.ru