Научная статья на тему 'Татуировка как социальное письмо'

Татуировка как социальное письмо Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1881
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕРХНОСТЬ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / ТЕЛО / КОЖА / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ОВЛАДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шнырёва Оксана Александровна

Рассматривается татуировка как социально кодированное письмо, отправленное Другому. Процесс предъявления знаков на поверхности тела связан с процессом мифологизации. Татуировка является границей состояний, условием вхождения в сакрализованную ритуальную реальность и условием конструирования социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tattoo as a social message

The article deals with tattoo as a socially coded message sent to another person. The process of presenting signs on the body surface is connected with the process of mythologization. Tattoo is a boundary between different states, the condition for entering sacral ritual reality and framing social reality.

Текст научной работы на тему «Татуировка как социальное письмо»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

103

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

УДК 1:316.47 (045) О.А. Шнырёва

ТАТУИРОВКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО

Рассматривается татуировка как социально кодированное письмо, отправленное Другому. Процесс предъявления знаков на поверхности тела связан с процессом мифологизации. Татуировка является границей состояний, условием вхождения в сакрализо-ванную ритуальную реальность и условием конструирования социальной реальности.

Ключевые слова: поверхность, мифологизация, тело, кожа, экзистенциальная территория, овладение, социальное ранжирование, социальный дискурс.

С архаических времен человек стремится к вынесению «знаков жизни» на поверхность тела. Это архаическая раскраска, татуировка (от фр. tatouer -знак, рисунок), связанные с видимой поверхностью - то, что открывает или скрывает нечто. В обыденном понимании существуют понятия лицевой и изнаночной сторон, где лицевая представлена непосредственно для восприятия, а изнаночная спрятана, прикрыта лицевой стороной. Лицевая сторона могла бы быть сущностью вещи, по отношению к которой изнанка, где нити не видны, является чем-то ограниченным, подчиненным.

Лицевая сторона выставляет напоказ предметы, явления, разрешая видеть их. «Благодаря фасаду вещь, хранящая свою тайну, предстает замкнутой в своей монументальной сущности и мифологичности, где она сверкает великолепием, но не раскрывает себя» [3. С.199]. Процесс предъявления знаков на лицевой стороне взору Другого связан с процессом мифологизации: можно предъявить несуществующее или предъявить выборочно, стремясь к контролю или даже манипуляции впечатлениями Другого. Священные знаки на коже (архаический орнамент), татуировки, скарификации, пирсинг, обрезание являются своего рода возвращением кожи в сферу значений. Но кожа не сводится только к содержательному значению. Она как некий порог, граница своим только присутствием указывает на наличие Другого. «За любой чертой, по ту сторону скрывается Другой» [2. С.346].

Тело любого человека всегда принесено «в жертву гостя» [5. С.28]. Свое телесное бытие-при-себе Ж.-Л. Нанси называет «воплощенной свойственностью» [5. С.29]. Обретение ее возможно через конструирование образа Другого, начинающееся с процесса восприятия его тела. Поэтому тело индивида находится в постоянном касании и перекрещивании с другими телами. С точки зрения феноменологической позиции модальностями «моего тела» являются присутствие в мире, обладание собой и интенциональность. Именно они определяют тело как неустойчивое в своих экзистенциальных границах и балансируют на границе между моим/другим, своим/иным.

В социальном мире тело представляет собой порог, где заканчиваются границы индивидуальных экзистенциальных территорий. Опыт границы - это доступный нам в имманентной действительности опыт трансценденции. Все в

2009. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

социальном мире и в разграниченном пространстве поделено составляющими его телами. Через этот порог, границу («границу натяжений») протекает поток событий внешнего мира: он задерживает в себе определенное внешнее воздействие, чтобы тут же измениться в реакции на это воздействие. Но граница не только разделяет, она соединяет. Если под «границей натяжений» понимать натяжения кожи, данные каждому и воспринимающиеся открыто, то защитная покровная функция кожи перерастает в функцию границы, отделяющую внутреннее (психическое) состояние организма от внешней среды.

В. Подорога дает следующее определение: «Кожа - это открытый покров, мельчайший тканевидный (клеточный) фильтр, через который осуществляется прогон различных видов энергии, а также их продуктов и секреций» [6. С.46]. Ж.-Л. Нанси в полемике с В. Подорогой говорит о том, что «если бы мы захотели придать полный смысл понятию тела, то оно могло бы быть переведено в понятие кожа» [5. С.204].

Кожа находится в постоянном ожидании, что ее коснутся, запечатлятся в ней. Кожу как некий покров, защитную высокочувствительную оболочку, нельзя изменить внешним воздействием. Она, являясь физиологически вибрирующей поверхностью организма, постоянно меняет свою линию натяжений, консистенцию, толщину. Кожа - это граница между реальным и виртуальным, профанным и сакральным, явным и тайным, поверхностным и глубинным. В единстве создается некая телесная схема - единая психическая форма внутреннего и внешнего представления тела. В. Подорога вводит понятие второй кожи, которая является дополнительным, жестким покровом, превращающим первую психическую и уязвимую кожу в завершенную форму. Второй кожей он называет «скульптурно-героическое тело», которое обретают люди, чтобы утвердить себя в мире. Например, Геракл надевал львиную шкуру, Несс - тунику, Ясон - золотое руно. Вторая кожа является панцирной защитой первой (уязвимой психической) кожи. Поэтому атлетизм греческой формы был связан с обретением второй кожи - своего рода покрова и утверждения себя в мире. П. Валери как-то сказал, что самое глубокое в нас есть кожа и мы живем на поверхности собственной кожи. Все события человеческого существования отражаются на кожной поверхности. Кожа -самое близкое к миру внешнего, своего рода порог внешнего и внутреннего, моего тела и тела Другого.

Искусство татуирования насчитывает около шести тысяч лет. Татуировка была распространена на всех континентах, что подтверждают археологические исследования. Например, в Альпах был обнаружен человек бронзового века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 тыс. лет, на теле которого сохранились следы татуировки. В России на плато Укоп в горах Алтая обнаружены тела «воина», «вождя» и «принцессы», возраст которых относится к IV в. до н.э. На плече «воина» изображена сцена оленьей охоты.

Древнейшие татуировки датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Они обнаружены на коже египетских мумий. Например, на бедрах Амуны, жрицы Бога Хетта, мумифицированное тело которой относят к периоду прав-

Татуировка как социальное письмо

105

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

ления 21 Династии (2160-1994 гг. до н.э.), видны орнаменты из концентрических кругов.

Племена Индонезии и Полинезии отражали в татуировке тела все социально значимые события. Лицо также подвергалось татуировке. Так, племена маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - мокко. Узоры на лице служат постоянной боевой раскраской и показателем социального положения. Образы мокко так индивидуальны, что их используют в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века маори, продавая свои земли миссионерам, подписывали «купчую» изображая точную копию своей маски.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть тело сплошным узором. Своим возрождением в Старом Свете после длительного неприятия со стороны церкви татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 г. из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - «Великого Омаи», татуированного с головы до ног.

В США татуировка становится популярной к концу XIX века. В 1891 г. американец Самюэль О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, что не повлияло на художественную ценность татуировки. В ХХ в. татуировка становится частью не только субкультур и фэшн-подиумов, она внедряется в повседневность.

Овладение собственным телом как территорией можно отождествить с ритуальным воспроизведением: «мое» как «сотворенное» заново. Территория становится своей после освящения. Сотворенная Вселенная - подобие образцовой Вселенной, созданной богами. Тело - подобие храма, который нужно выстроить и освятить. Возглас неофита племени квакиутль «Я нахожусь в центре мира» обозначает открытие начала пути вверх (к богам) или вниз (к демонам). Тело человека сравнивали с микрокосмом: позвоночник - космический столб, дыхание - ветер, пуп или сердце - центр мироздания.

К. Леви-Строс в «Печальных тропиках» описывает виды орнаментов и татуировок на лице и теле с семиотической точки зрения: как текст Другому о своем личном, статусном, имущественном, семейном положении. Например, татуировку в верхней части лица - вокруг глаз и на лбу могли сделать себе только вождь и его семья [4.С.87].

В древности преображение с помощью татуировки использовалось в трудовых, ритуальных и художественных целях. Преображение в трудовых целях было связано с охотой и основывалось на идентификации с определенным животным, что не предполагало воссоздания целостного образа. В ритуальных преображениях стремились к созданию «живого духа», например тотема в земледельческих обрядах. Татуировка в художественных целях развивала эстетические представления.

Татуировка социально ранжировала человека. Исполнение социальных ролей в социальной и воображаемой символической реальности ритуалов позволяет рассматривать «роль» как «значение», «степень влияния». [1. С.311]

2009. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Татуировка несла информацию, выстраивая первичный социальный порядок, являясь социальным письмом и образуя социальный дискурс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев А. Д. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. 268 с.

2. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск; М.: Харвест, Аст, 2000. 743 с.

3. Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечность. М. СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. 409 с.

4. Леви-Строс К. Печальные тропики. М.: Прогресс, 1983. 156 с.

5. Нанси Ж-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1998. 234 с.

6. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1998. 342 с.

Поступила в редакцию 15.01.09

O.A. Shnyreva, candidate of philosophy, associate professor Tattoo as a social message

The article deals with tattoo as a socially coded message sent to another person. The process of presenting signs on the body surface is connected with the process of mythologiza-tion. Tattoo is a boundary between different states, the condition for entering sacral ritual reality and framing social reality.

Шнырёва Оксана Александровна, кандидат философских наук, доцент

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»;

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп.6);

E-mail: j ohanson07 @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.