Научная статья на тему 'ТАТУИРОВАНИЕ ТЕЛА КАК ФЕНОМЕН С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО, ЮРИДИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТОВ'

ТАТУИРОВАНИЕ ТЕЛА КАК ФЕНОМЕН С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО, ЮРИДИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТУИРОВКА / ТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ / ТАТУ-ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зозуленко А.А.

В статье рассматривается феномен татуирования тела с позиций трёх разных аспектов. Первый - исторический. В тексте приведены описания трёх временных периодов, когда татуировка получила особую популярность в обществе. Второй контекст - юридический. В этой части статьи рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается современная тату-индустрия в России. И, наконец, третий аспект - социальный. На примере работ крупных зарубежных исследователей раскрыта тема татуирования тела как значимого явления в традиционном и современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY TATTOOING AS A PHENOMENON FROM THE STANDPOINT OF HISTORICAL, LEGAL AND SOCIAL ASPECTS

The article deals with the phenomenon of body tattooing from the standpoint of three different aspects. The first is historical. The text contains descriptions of three time periods when the tattoo gained particular popularity in society. The second context is legal. This part of the article discusses the problems faced by the modern tattoo industry in Russia. And finally, the third aspect is social. On the example of the works of major foreign researchers, the topic of body tattooing as a significant phenomenon in traditional and modern society is revealed.

Текст научной работы на тему «ТАТУИРОВАНИЕ ТЕЛА КАК ФЕНОМЕН С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО, ЮРИДИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТОВ»

- Культурология -

ТАТУИРОВАНИЕ ТЕЛА КАК ФЕНОМЕН С ПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО, ЮРИДИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТОВ

А.А. Зозуленко, специалист

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Россия, г. Великий Новгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-56-60

Аннотация. В статье рассматривается феномен татуирования тела с позиций трёх разных аспектов. Первый - исторический. В тексте приведены описания трёх временных периодов, когда татуировка получила особую популярность в обществе. Второй контекст - юридический. В этой части статьи рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается современная тату-индустрия в России. И, наконец, третий аспект -социальный. На примере работ крупных зарубежных исследователей раскрыта тема татуирования тела как значимого явления в традиционном и современном обществе. Ключевые слова: татуировка, телесные практики, тату-индустрия.

Для начала определимся с типами самого процесса татуирования. Их два. Первый относится к «закрытым» социальным группам, второй - к так называемому «большому» сообществу. К первому типу можно отнести следующие социальные институты: флот, армия [1], а также места заключения. Особенность этих институтов выражается в чёткой локализации в ограниченном пространстве, а также своего рода изолированность от «большого» общества. Обратимся к исследованию Ирвинга Гоффмана [4], согласно которому можно выделить различия между указанными социальными институтами. Итак, в современном «большом» обществе индивид так или иначе действует в разных обстоятельствах, но при этом управляем структурами власти, в то время как в «закрытых» социальных группах выявлена другая характерная особенность - сложившееся уклады. Кроме того, нанесение татуировки в «закрытых» группах характеризуется долгой предысторией по сравнению с нанесением татуировок в «большом» обществе. В армии, например, этот процесс известен уже в эпоху поздней античности: в Риме с 4 века н.э. татуировки наносили солдатам. Если же мы говорим о флоте, там это явление появилось несколько позже. Его возникновение приходится на начало великих географических открытий, устойчивая традиция складывается на рубеже XVШ-XIX вв. Если же мы говорим

об изучении нанесение татуировок в тюремных условиях, определиться с точно датой в этом случае довольно трудно. Дело в том, что только с конца XIX столетия начинается изучение особенностей и укладов внутри криминального мира. Вывод, который мы можем сделать на основании работ первых криминальных антропологов, состоит в том, что нанесение татуировок в местах заключения к тому времени уже было достаточно распространено [2].

Необходимо отметить, что первоначально нанесение тюремных татуировок имело добровольный характер: заключённые делали их только по собственному желанию. Однако с течением времени - и в основном в России - их стали применять против воли и по отношению к так называемым «отверженным». Тюремная субкультура в условиях современных российских реалий за последние двадцать лет переживает значительные изменения. Надо отметить, что ранее сложившаяся структура неформальных форм поведения и статусов размывается.

Мода на татуирование в историческом контексте

Историки и антропологи говорят о трёх волнах моды на татуирование тела в Европе. Первая из них возникает в XVШ-XIX вв., когда в Европе появляются первые «дикари» с татуировками, которые прибывают на континент вместе с мореплавателями [3]. Уже в конце XIX столетия пуб-

- Культурология -

личная демонстрация людей с татуировками становится весьма прибыльным делом и приносит организаторам подобных показов невероятный доход. Надо отметить, что к этому времени татуировки на собственном теле имеют не только аборигены, но и некоторые европейцы.

Переходим ко второй волне моды. Она сопутствовала другому популярному веянию того времени - моды на всё «японское». Отправной точкой в этой тенденции можно считать визит принца Уэльского в страну восходящего солнца. Более того, он сделал себе татуировку в традиционной японской стилистике. Новость об этом довольно быстро разошлась по прессе и вскоре стала известна широкой общественности. Нельзя отрицать тот факт, что это обстоятельство помогло изменить общественное мнение по вопросу татуирования тела. Те, кто носил татуировку, считались уже не «редкими экспонатами», достойными фрик-шоу. Наоборот - их сопоставляли с трендсеттерами. Правда, в первое время эти взгляды были характерны прежде всего для кругов аристократии и богемного общества.

Третья волна моды приходится на 60-е годы прошлого столетия. Активное распространение она получает в основном в Соединённых Штатах Америки. Дело в том, что именно там возникает целый ряд различных субкультур - от музыкальной вроде панков до байкеров и футбольных фанатов. К 1970-м постепенно набирает обороты ещё одно художественное течение - боди арт. Всего через десять лет оно проникает в среду шоу-бизнеса. Среди приверженцев боди арта можно встретить голливудских звёзд, спортсменов, крупных бизнесменов. Сегодня эта художественная техника встречается среди разных слоёв общества. Её можно считать одной из множества телесных практик на территории Европы и Соединённых Штатов Америки.

В России нанесение татуировок становится массовым лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. В этот период страна переживает серьёзные изменения в разных сферах жизни. «Перестройка» затрагивает экономику, политику, социальную сферу.

Независимые аналитики подсчитали, что только в Москве в период с 1995 по 2016 годы появилось две сотни тату-салонов. И это лишь предварительная цифра, которая, однако, даёт хотя бы примерное представление о том, насколько была распространена практика нанесения татуировок на тело. В этот же период особенно активными становятся и частные тату-мастера, которые ведут приём клиентов у себя в квартирах или специально арендованных помещениях.

После того, как тату-культура в России набрала определённую популярность, в крупных городах стартуют международные конвенции. В первую очередь, речь идёт о Санкт-Петербурге и Москве, куда ежегодно съезжаются мастера из разных городов и стран. Лучших из них выбирает жюри. Причём по нескольким номинациям. После проведения конвенций издаются специальные журналы и каталоги работ. Таким образом, мы можем сделать вывод, что сегодняшняя тату-культура превратилась в направление современного искусства, хотя начиналась лишь как частная практика.

Современная тату-культура и её юридические аспекты

Эксперты отмечают, что тату-культура в современной России характеризуется некоторой маргинальностью. То же самое можно сказать и о профессии тату-мастера. Речь идёт не только о неприятии, а иногда и осуждении со стороны общества, но и о значительных пробелах в юридических нормах, которые на сегодняшний день фактически отсутствуют. Сам процесс нанесения татуировки в них никак не закреплён. Ни в одном из нормативных актов не существует ясного определения этого термина. Всё это вызывает сложности с получением лицензий владельцами тату-студий. Они, по сути, лишены какого-либо юридического статуса и потому вынуждены выбирать обходные пути. Нередки случаи, когда тату-студия работает под вывеской салона красоты. С проблемами сталкиваются и надзорные органы, которые так или иначе должны инспектировать тату-салоны. И вот здесь возникает вопрос -каким именно нормам должны отвечать

- Культурология -

тату-студии. Стоит ли рассматривать их как кабинет по оказанию медицинских услуг или всё же они ближе к косметоло-гическим салонам? Вопрос остаётся открытым и особенно остро стоит в регионах. Единственным исключением на сегодняшний день можно считать Москву, на территории которой действует специальный документ, а именно - «Методические рекомендации по устройству, оборудованию и содержанию салонов художественной татуировки». Эти правила были утверждены ещё в 1998 году главным санитарным врачом Москвы Н.Н. Филатовым.

Следующая юридическая недоработка -сама по себе профессия «тату-мастера» никаким образом не закреплена в российском законодательстве. Это существенное отличие от Соединённых Штатов Америки и ряда европейских государств. Профессию тату-мастера невозможно получить в России, просто не существует подобных учебных программ. Это касается и учреждений средне-специального образования, и высшего. Отсюда возникает вывод, что все необходимые навыки тату-мастер вынужден осваивать самостоятельно. Это касается и художественного мастерства, и умению обращаться с профессиональной техникой. Кроме того, необходимы элементарные знания медицинских аспектов, а также психологических приёмов, которые могут быть необходимы при работе с клиентами. Всё это, как уже было сказано выше, тату-мастер вынужден осваивать самостоятельно - зачастую по зарубежным источникам - специализированным сайтам и литературе. Безусловно, начинающие та-ту-мастера работают, как правило, под контролем старшего коллеги, который делится собственным опытом и знаниями.

Владельцы тату-салонов сталкиваются с трудностями оформления сотрудника согласно Трудовому кодексу. В трудовой книжке они обычно указывают «художник», так как профессии «тату-мастер» в России официально не существует. Другая проблема касается уже самих мастеров и защиты их авторских прав. Дело в том, что эскизы, которые создают мастера для будущих татуировок, никак не защищены

законодательством от незаконного копирования. Это снижает рентабельность работы татуировщиков. Речь может идти и о моральном ущербе со стороны клиентов, которые заказывают уникальный рисунок для своей татуировки.

Нельзя забывать и о том, что тату-культура в современной России по-прежнему сталкивается с социальным неприятием. Люди, которые носят тату, нередко подвергаются различным видам дискриминации - от необоснованных агрессивных выпадов до отказа в приёме на запрашиваемую должность при трудоустройстве.

В целом, мы можем сказать, что те люди, у которых нет на теле татуировок, относятся к татуированным людям в какой-то степени лояльно. Это во многом зависит и от региона проживания. В крупных городах люди с татуировками практически не сталкиваются с дискриминацией, а вот в небольших регионах проблема может стоять по-прежнему остро. Чаще всего негативное отношение к татуировкам высказывают представители старшей возрастной группы, в то время как более молодое поколение ассоциирует тату с возможностью выразить собственные эмоции или указать на принадлежность к творческой профессии.

Подводя итог, можно сказать, что в России социологи всё ещё мало изучают проблематику внутри тату-культуры. В основном речь идёт о развитии татуирования в разрезе традиционных обществ или обществ, сформированных в условиях тюремного заключения. По сравнению с западной социологией российская отстаёт примерно на тридцать лет.

Исследование татуирования тела с позиций социологической науки

Важно отметить, что до 80-х годов прошлого столетия социологи рассматривали татуировку чаще как одну из форм девиантности. Об этом говорят многочисленные исследования того времени. Одним из пионеров переосмысления ситуации становится К. Сандерс. В середине 80-х в США выходит его научная статья. В ней он настаивает на том, что татуировка несёт в себе оттенок протеста. Для той эпохи по-

Культурология

добная точка зрения вполне естественна и легко объясняется. Достаточно вспомнить, что именно в 80-е татуировка получает тесную связь с различными субкультурами, в том числе музыкальными. Эти движения осознают себя как оппозицию общественным нормам, они бросают им вызов. В то же время нельзя не отметить, что в современном мире татуировка постепенно теряет связь с протестными субкультурами, однако протестность сама по себе всё же остаётся. Хотя суть протеста меняется. Татуировка сегодня скорее рассматривается как часть собственной философии, нежели идеология, характерная для определённой социальной группы.

Рассмотрим ещё одно важное исследование на эту тему, автором которого выступил Б. Тёрнер [5]. Современная наука считает его одним из первых учёных, которые начали исследовать татуировку с позиций так называемого «большого» общества. О западном обществе Тёрнер говорит как об «обществе с безучастной лояльностью и слабой солидарностью». Согласно его заключениям, татуировка в традиционных обществах рассматривалась как знак принадлежности к этому обществу, как своего рода маркер. В нынешних же условиях ситуация складывается иная. Сегодняшний социум Тёрнер называет никак иначе как зал ожидания в аэропорту. Действия людей он описывает тремя прилагательными - случайные, эпизодиче-

татуировки на собственное тело становится неотделимой частью поп-культуры. Кроме того, татуировка уже практически никак не ассоциируется с обрядами, которые используются внутри традиционных социальных групп - заключает Тёрнер. Это мнение можно считать достоверным лишь отчасти. Нередко первые собственные тату молодые люди делают по достижении совершеннолетия. Это как раз и означает своего рода переход во «взрослую» социальную касту.

Заключение

Обобщая сказанное выше, можем заключить: специфика и конечная цель нанесения татуировки со временем изменилась, однако эти изменения нельзя назвать существенными. Татуировки в сегодняшнем обществе сохраняют свою преемственность с татуированием с нанесением татуировок в традиционных обществах. Функции нанесения тату на собственное тело претерпевают незначительные изменения, как может казаться при первом взгляде на проблему. Это можно объяснить содержательной универсальностью таких социологических терминов как «социализация», «телесность», «тело» и, безусловно, «идентичность».

Исследование татуирования как уникального способа телесной трансформации может внести весьма существенный вклад в общие теории общества, которые позволяют применять сравнительный метод.

ские, необязательные. В то же нанесение

Библиографический список

1. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского императорского флота. - М.: Андреевский флаг, 1992.

2. Олейник А.Н. Тюремная субкультура России: от повседневной жизни до государственной власти. - М.: Инфра-М, 2001.

3. Ельски А. Татуировка, Пер. с польск. Д.А. Подберезского. - Мн.: «МЕТ», 1997.

4. Goffman E. Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. - New York: Anchor Books, 1961.

5. Turner B. The possibility of primitiveness: Towards a sociology of body marks in coolsocieties // Body & Society. - 1999. - №5 (2-3). - P. 39-50.

- КумbтуромогиR -

BODY TATTOOING AS A PHENOMENON FROM THE STANDPOINT OF HISTORICAL, LEGAL AND SOCIAL ASPECTS

A.A. Zozulenko, Specialist

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise (Russia, Veliky Novgorod)

Abstract. The article deals with the phenomenon of body tattooing from the standpoint of three different aspects. The first is historical. The text contains descriptions of three time periods when the tattoo gained particular popularity in society. The second context is legal. This part of the article discusses the problems faced by the modern tattoo industry in Russia. And finally, the third aspect is social. On the example of the works of major foreign researchers, the topic of body tattooing as a significant phenomenon in traditional and modern society is revealed. Keywords: tattoo, bodily practices, tattoo industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.