Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАТУИРОВАНИЯ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАТУИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина О.А.

Статья посвящена исследованиям современного татуирования. Представлена краткая история развития татуировки (армия, флот, тюрьма). Проанализированы исследования социологов, по которым сделаны выводы об отношении общества к татуированным людям. А также выявлены две объяснительных модели татуированных: традиционная и современная, между которыми определены сходства и различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGIKAL STUDIES OF TATTOOING

The article is devoted to the research of modern tattooing. A brief history of the development of the tattoo (army, navy, prison) is presented. Studies of sociologists on which conclusions about the attitude of society to tattooed people have been analyzed. And also two explanatory models of tattooed were revealed: traditional and modern, between which similarities and differences are defined.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАТУИРОВАНИЯ»

Таблица 1. «Результаты тестирования».

Dr Web Лаборатория Касперского Eset NOD32

Количество успешно проведенных тестов за 2006- 4 10 11

2007г

Общий уровень обнаружения вредоносного программного обеспечения 92.40% 98.88% 94.38%

Среднее время реакции на новые угроз, часы 6-8 0-2 4-6

Лечение активного заражения 82% 71% 18%

Занимаемая оперативная память в обычном 8338 4500 29124

режиме работы, кВ

Время сканирования данных, мин. 79 28 23

Количество отсканированных данных 133848 124914 123724

Усредненная по всем тестам рейтинг антивирусов (чем меньше, тем лучше) 7,83 2,25 4,75

По данным, которые указаны в таблицы, все показатели отличаются друг от друга, можно предположить, что в своих рекламных материалах разработчики антивирусов делают упор только на те тесты, где их продукты занимают результаты лучше. К примеру, антивирус Касперского делает акцент на скорости появления новых угроз, NOD32 - на силе алгоритма решения задач, Dr Web описывает свои преимущества в лечении активного заражения.

Использованные источники:

1. Бедняк С. Г., Симакова В. Е. Информационные технологии, виртуализация платформ ресурсов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — 2015. — №Т. 3. № 7-3 (18- 3). — С. 346-349;

2. Климентьев К.Е. Компьютерные вирусы и антивирусы: взгляд программиста - 653 c.;

УКД 316.723

Воронина О. А. студент 2 курса социально-гуманитарный факультет Северо-Восточный государственный университет

Россия, г. Магадан

Voronina O. Student

2 year, social and humanitarian faculty North-Eastern State University Russia, Magadan

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТАТУИРОВАНИЯ SOCIOLOGIKAL STUDIES OF TATTOOING

Аннотация: Статья посвящена исследованиям современного татуирования. Представлена краткая история развития татуировки

(армия, флот, тюрьма). Проанализированы исследования социологов, по которым сделаны выводы об отношении общества к татуированным людям. А также выявлены две объяснительных модели татуированных: традиционная и современная, между которыми определены сходства и различия.

Abstract: The article is devoted to the research of modern tattooing. A brief history of the development of the tattoo (army, navy, prison) is presented. Studies of sociologists on which conclusions about the attitude of society to tattooed people have been analyzed. And also two explanatory models of tattooed were revealed: traditional and modern, between which similarities and differences are defined.

Ключевые слова: татуирование, татуировка, тату-культура, телесные модификации, социология тела.

Keywords: tattooing, tattooing, tattoo culture, bodily modifications, sociology of the body.

Исследования татуирования развиваются в рамках различных теорий социологии среднего уровня, например, социология девиаций, тела, личности, молодежи, субкультур. Отечественные авторы, занимающиеся изучением молодежных субкультур, сделали вывод, что они играют немаловажную роль в социализации и становлении личности молодого человека. С одной стороны влияет положительно, когда дают толчок к саморазвитию и реализации творческих способностей молодежи, а с другой могут культивировать приоритет потребления готовой продукции над креативом, а так же стимулировать девиантное поведение, в зависимости от своей направленности и идеологии [1]. Если исходить из определения, субкультура - это часть общей культуры со своими отличительными признаками, которыми могут быть определенные взгляды на жизнь, выделяющаяся одежда, жаргон, а также различные телесные модификации. Подробнее обратимся к такой модификации как татуировка. Проблема отношения людей к татуировкам на протяжении всей истории постоянно изменяется.

В эпоху поздней античности татуирование в армии приобрело известность, когда в Риме с 4 в. н.э. практиковалось у солдат. Устойчивое формирование татуировани я на флоте приходится на VXIII-XIX вв., Появление феномена тюремного татуирования входит в научную традицию лишь в XIX в. [2]. Первоначально татуирование в тюрьме носило добровольный характер. Однако со временем по инициативе тюремных авторитетов его стали применять насильственно по отношению к «отверженным», является следствием особой тюремной этики, зародившейся «снизу», в недрах тюремной субкультуры [5].

Первая волна моды на татуирование возникла в Европе в XVIII-XIX вв. вследствие появления там первых татуированных «дикарей», завозимых европейскими мореплавателями.

Вторая волна моды на татуирование сопутствовала возникновению моды на «японское» и развилась вскоре после посещения в 1881 г. Японии принцем Уэльским, который сделал себе традиционную японскую татуировку. Это стало «достоянием общественности» и способствовал изменению отношения к татуировке.

Третья волна моды на татуирование зародилась в 60-е гг. XX в. и совпала с возникновением музыкальной (рока, затем панка и панк-рока) и байкерской субкультур, а затем скинхедов и футбольных фанатов. К концу 1970-х гг. возникает художественное течение «боди-арт», частью которого становится татуирование, и к концу 1980-х гг. оно окончательно выходит за пределы контркультур, становится популярным среди знаменитостей, а в настоящее время практикуется всеми без исключения социальными слоями и является одной из многочисленных телесных практик.

В России татуирование как относительно массовое явление берет начало в 90-х гг. XX в., в период радикальных изменений политической, экономической и социальной ситуации.

По предварительным подсчетам, с 1995 по 2016 гг. только в Москве открылось не менее 200 тату-салонов, и примерно такое же количество частных тату-мастеров принимают клиентов у себя на дому. Ежегодно в Москве и Санкт-Петербурге проводятся международные тату-конвенции, позволяющие провести аналогию между ними и официальными профессиональными мероприятиями, имеющими место в кино- и театральной индустрии, моде и современном искусстве. Таким образом, современная тату-культура, берущая начало в частных практиках татуирования, одновременно позиционирует себя как одно из направлений современного искусства. В этом смысле уместно говорить о тату-культуре современного общества как о «художественной», критериями которой является самоидентификация тату-мастеров и их клиентов. С одной стороны мастера квалифицируют свои татуировки как произведения искусства, с другой — обозначают полное отмежевание от традиций и символики тюремных «наколок» и от армейских и флотских «портаков».

При этом современная тату-культура, в отличие от других видов искусств, носит маргинальный характер, который выражается в юридической «неполноценности» тату-профессии и социальном неприятии тату-культуры в целом [4].

До сих пор нет единого мнения по вопросу отношения людей к татуировкам. Сторонники точки зрения, что это издевательство над природой, в частности над собой, не признают такие эксперименты над телом и считают обладателей татуировок не слишком высокоразвитыми. Другие считают это наилучшей формой самовыражения, как для мастера, делающего рисунок, так и для его будущего носителя. Третьи считают, что эта одна из форм психического расстройства личности.

Согласно проведенному Е. С. Воробьевой в 2011-2014 гг. пилотному исследованию в двух московских университетах, МГУ им. Ломоносова и

МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского (анкетный опрос, кластерная выборка, N=300), татуировки есть у 13,5 % студентов, и 26 % студентов испытывают желание сделать татуировку впервые.

При этом второе исследование, проведенное Воробьевой с 2012 по 2016 гг. (экспертные интервью с тату-мастерами и их клиентами, выборка по методу «типичных представителей», N=40), показывает, что социальный статус тату-аудитории не исчерпывается студенчеством, и клиентами тату-мастеров становятся представители самых высоких социальных страт.

По результатам двух исследований, Воробьева делает выводы, что представители современной тату-культуры нередко сталкиваются с социальным неприятием, усугубляющим проблему ее легитимации: человеку могут отказать в приеме на работу или оскорбить только на том основании, что на его теле есть татуировка. Отношение людей, не имеющих татуировки и не испытывающих желания ее делать, к татуированным людям, с трудом можно назвать лояльным. Татуировка ассоциируется у старшей возрастной категории — с тюрьмой либо с психическим расстройством. В молодежной возрастной группе, наиболее восприимчивой к разному роду нововведениям и экспериментам, ситуация не столь однозначная, но в целом может быть охарактеризована как амбивалентная.

Татуированные респонденты, отвечая на вопрос о первой ассоциации со словом «татуировка», соотносят ее с рисунком на «теле», «красотой», «искусством», «творчеством» и «самовыражением». А у респондентов, не имеющих татуировки и не испытывающих желание их сделать, преобладают ассоциации с «болью», «рок-музыкой», «тюрьмой», «индейцами», «искусством Китая», «армией», «печатью», «клеймом», «ужасом», «грязью», «вызовом», «агрессией», «отвращением», но вместе с этим, могут признавать, что татуировка может быть высокохудожественной, как произведение искусства.

Более давние исследования проводил К. Сандерс и делал акцент на протестном характере татуирования в 80-х гг. ХХ в. Это оправдано тем, что татуирование того времени было тесно связано с протестными байк-, рок- и панкдвижениями, которые позиционировали себя как объединения, оппозиционные социокультурными нормам «большого» общества. Однако исследования последних 20 лет отмежевалось от протестных субкультур, и протестный мотив не является ни единственным в структуре мотивации татуирующих, ни доминирующим, а также изменилась суть протеста: из групповой идеологии он превратился в личную философию.

Исследование Б. Тернера, Ле Бретона и Д. Фоллета явно или имплицитно содержат вопрос - почему и зачем люди делают татуировки?

Объяснительными моделями татуирования отобранных для анализа работ являются традиционная для социологии типология обществ: на одном полюсе «традиционные», где членство требовало обязательного маркирования тела, на другом - современное, которое сравнивается с залом ожидания в аэропорту, где люди - «фланеры», а их взаимодействие является

эпизодическим, случайным, необязательным. Концептуальные схемы выстраиваются вокруг понятий «рыночного капитализма», «культуры потребления», «рыночных механизмов регулирования поведения», «протестного поведения», «рефлексивных техник тела» и «обретения свободы» в рамках «конструирования идентичности». Татуирование в современном мире «стало неотъемлемой частью культуры потребления» и более тесно соотносится с коммерческой эксплуатацией сексуальных тем в поп-культуре. Современное татуирование не связано с «обрядами перехода», характерными для традиционных обществ. Консьюмеризм «не породил свою собственную мифологию или потребительскую теологию, поэтому у татуировок нет космических оснований, из которых их значение могло быть подчерпнуто». В связи с этим татуирование в современном обществе больше не является функциональным, татуировки необязательны, декоративны, непостоянны и нарциссичны.

Современное общество - в отличие от традиционного - не санкционирует телесное изменение в связи со сменой социальной позиции, однако социальная функция символического включения посредством телесного изменения во «взрослый» мир сохраняется. В современном обществе такое включение происходит через обретение «авторства» над собственным телом: включение «моего тела» в «тело коллективное» (традиционное общество) против включения «моего тела» в «большое» общество (современное общество) [1].

Несмотря на значительные социальные трансформации, тело остается одним из наиболее стабильных и общезначимых локусов социального. Телесность - универсальная категория, где тело выступает универсальным проводником идентичности индивида как в традиционных, так и в современных обществах. В связи с этим в современном обществе сфера символического не менее актуализирована, чем в традиционном. Современное татуирование остается генетически связанным с татуированием традиционных обществ, а существование человека в современном мире не исчерпывается консьюмеризмом.

Несмотря на изменения в природе традиционных и современных обществ, изменения в природе и целях татуирования не столь существенны, поскольку основное отличие традиционных обществ от современных сосредоточено не в сфере функционирования символических культурных форм; благодаря этому татуирование как способ символического включения в общество, коммуникации с ним и конструирования идентичности является одним из стабильных во времени способов социализации; в процессе социальных изменений социализация индивидов меняет формы, но не постоянство и суть; татуирование в современном обществе сохраняет преемственность с татуированием в традиционных обществах, функции татуирования претерпевают не столь значительные изменения, как может показаться на первый взгляд. Это объясняется содержательной универсальностью таких социологических категорий, как «тело»,

«телесность», «идентичность», «социализация», «коммуникация», «социальная структура» и «социальные функции», и неизменностью их взаимосвязи.

Использованные источники:

1. Воробьёва Е.С. Формирование мотивации к татуированию как механизм конструирования идентичности, Теория и практика общественного развития, 2016, [http://teoria practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2016/6/sociology/vorobiyova.pdf]. Дата обращения: 01.04. 2017

2. Гатиатуллина Э. Р., Орлов А. Н. Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики). // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 630-634.

3. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского императорского флота. М.: Андреевский флаг, 1992.

4. Ельски А. История татуировок, Пер. с польск. Д.А. Подберезского. Мн.: «МЕТ», 2013.

5. Олейник А.Н. Тюремная субкультура России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: Инфра-М, 2001.

УКД 338.12

Ворончихина В. В. студент магистрант Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»

Россия

АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА ДЛЯ РОССИИ, СТРАН СНГ И КИТАЯ

Аннотация: В статье рассматривается последствия экономического кризиса для России, стран СНГ и Китая. В статье анализируются такие экономические показатели темпа прироста как ВВП, промышленного производства, розничной торговли, безработицы и др. На основе расчётов сделаны выводы.

Ключевые слова: экономический кризис, темпы прироста, экономические показатели, ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.