Научная статья на тему 'Татары в истории Пензенского края'

Татары в истории Пензенского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6876
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саляев Е. И.

XVII век является временем освоения так называемого «Дикого поля» опасной и почти незаселённой территории на юге государства около рек Мокша, Сура, Хопёр, Дон и их притоков. В освоении этих земель принимали участие многие народы России, в том числе и татары. Автор называет обстоятельства появления в Примокшанье и Посурье ряда татарских поселений и, при возможности, время их основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татары в истории Пензенского края»

26. Мордовия. Мордовская энциклопедия / Гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск, 2003. Т.1. 574 с.

27. Наровчатская энциклопедия / Гл. ред. и сост. А. Г. Со-хряков. Пенза, 2005. 180 с.

28. Очерки истории Мордовской АССР. Саранск, 1955. Т.1.

29. Поиски и находки. Из записных книжек краеведов. Саратов, 1984. Кн. 2.

30. Российский Государственный архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.210. Разрядный Приказ. Приказной стол. Столбец 702.

31. РГАДА. Ф.233. Оп.1. Д.49.

32. РГАДА. Ф.233. Печатный Приказ. Оп.1. Кн. 67.

33. РГАДА. Ф.233. Оп.1. Кн.91.

34. РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. Кн.530.

35. РГАДА. Ф.1209. Поместный Приказ. Отдаточная книга по Шацку. Кн. 12089.

36. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6497.

37. РГАДА. Ф.1239. Оп.2. Д.1382.

38. РГАДА. Ф.1239. Оп.3. Ч.62. Д.3151.

39. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.664.

40. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.675.

41. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.712.

42. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.792.

43. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.1002.

44. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.1568.

45. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.1569.

46. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Ед. хран. 1607.

47. РГАДА. Ф.1340. Оп.2. Д.2516.

48. Рукописный фонд МНИИЯЛИЭ. Архивные материалы XVII в. Темниковская приказная изба. Д.259.

49. Хвощёв А. Очерки по истории Пензенского края. Пен-

за, 1922. 150 с.

50. Шаракин В. М. Новые документы по истории заселения Пензенского края // Из истории области. Очерки краеведов. Саратов, 1989. Вып I.

УДК 947.084

ТАТАРЫ В ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ

Е. И. САЛЯЕВ

ГУ «Редакция газеты «Куранты-Маяк» Нижнеломовского р-на Пензенской обл.

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

XVII век является временем освоения так называемого «Дикого поля» - опасной и почти незаселённой территории на юге государства около рек Мокша, Сура, Хопёр, Дон и их притоков. В освоении этих земель принимали участие многие народы России, в том числе и татары. Автор называет обстоятельства появления в Примокшанье и Посу-рье ряда татарских поселений и, при возможности, время их основания.

В XVI - первой четверти XVII века территория у южной границы Русского государства, в верховьях Суры и Мокши, у рек Хопёр, Дон и их притоков, считалась крайне опасным «Диким полем», где хозяйничали кочевники и крымские янычары, часто совершавшие набеги на русские и мордовские земли. Оправившись после страшного Смутного времени начала XVII столетия, Россия приступила к укреплению своих границ и заселению этих территорий.

Самое активное участие в освоении Примокшанья и Посурья приняли касимовские татары (центр - город Касимов, бывший Городок Мещёрский). Сначала часть переведенцев осела около городов Кадом, Темников и Шацк, а чуть позже была направлена царём на юг и юго-восток. Вместе с кадомскими, темников-скими и шацкими татарами (фактически теми же касимовскими) осваивали новые земли и другие народы многонациональной России: мордва, мещёра, русские. Выделим (весьма коротко) лишь вклад татар - полноправных членов единой семьи народов России.

Заселение Примокшанья началось с запада и северо-запада одновременно со строительством в 1578 году защитных укреплений, или засечных линий. В том году в дремучих лесах по линии Шацк - Кадом - Т емников -Арзамас - Алатырь - Тетюши была проложена Большая засечная черта, на которой появились татарские селения Авдалово, Вярвель, Кишалы, Лашма, Черле-ное и другие. После этого Иван Грозный через своих послов велел передать ногайским ханам, что эта черта построена для того, «чтобы ногайцы не ходили мордов-

скою землею». Следом появились деревни Булаева на реке Урлейка, которую основали служилые татары Булаевы на Темниковской засечной черте, Аксёль, упоминание о которой встречается в документе 1606 года (теперь сёла в Темниковском районе Мордовии), Большие Иссенские Полянки на реке Исса (теперь село Большая Поляна расположена в Кадошкинском районе Мордовии).

До 1600 года были основаны татарские деревни кадышево, куликеево (сейчас куликово в краснослободском районе Мордовии), Тенешево (сейчас село Тенишево), Лашма (она же Новосёлки с 15 дворами служилых татар в 1614 году, позднее русское село Воскресенская лашма, ныне часть города ковылкино в Мордовии), а также село Шувары (ныне Старошайгов-ского района Мордовии). Вотчиной князей Еникеевых была деревня куликово с селом куликово, которая упоминается в документе 1608 года (сейчас находится в Теньгушевском районе Мордовии). В 1601 году на реке Пишля появилась деревня Татарская Пишля (ныне село в Рузаевском районе Мордовии) [5.С.266, 282; 21.С.109, 127, 143, 144, 171, 184, 315, 385, 467, 505, 529, 549; 28. Л.102].

В «Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи дубровского 122 (1614) году» отмечено немало мордовских, татарских и русских поселений, существовавших севернее сторожевой черты - Мещёрских сторож -на Большой засечной черте. Татарами были основаны Бабеево на реке ломовка (сейчас входит в состав Темниковского района Мордовии), Ефаево «за Инба-

ком мурзою княж Ефаевым», «деревня Митрялех за татаровая белопашцы» (сейчас село Митрялы на реке Мокша расположено в Темниковском районе), Туку-шево (Такушево в Теньгушевском районе). А, скажем, деревней Каменный Брод (ныне село в Ельниковс-ком районе Мордовии), основанной темниковскими служилыми людьми в XVI веке, в 1614 году владели князья Кугушев, Девлеткильдеев и Черкасский, С. Ф. Кабанов, С. М. Кузьмин, А. Т. Симанская и другие [22.С.26; 37.С.23, 24].

Стоит сразу оговориться: очень часто крепостными людьми у знатных татар были русские крестьяне. например, в «Материалах для истории, статистики и археологии г. Темникова и его уезда в XVII - XVIII столетиях. Темниковская десятина» братья В. и Г. Холмогоровы сообщали следующее о деревне Ачасьево (Вочасово), основанной в XVI веке: «По темниковским писцовым книгам 122 (1614) году дозору Ивана Усова да подьячего Ильи Дубровского село Вочасово на реке Мокше поместье за князь Брюшеем княж Кобякмурзиным сыном Еникеевым да за Енмаматом Мурзою княж Еникеевым, да за Келмамаем Мурзою княз Кулунча-ковым с сыном ево с Девлекаем, а в селе церковь Илии пророка древяна клетцки, а в церкви образы и книги и всякое церковное строение приходных людей, а у церкви двор поп Иван, двор Гришки дьячек, пашни паханые церковные земли на диком поле за рекою Мокшею 5 чети в поле, а в дву потомуж да в селе 3 двора помещи-ковых и 26 дворов крестьян и бобылей (писц. книга 471)» [3.С.63; 37.С.23 - 25].

К слову, в той же Темниковской книге «дозору Ивана Усова да подьячего Ильи Дубровского» упоминается 11 селений за помещиками-татарами, и все они были заселены русскими или крещёной мордвой. названы и фамилии жителей. Скажем, в Ачасьево (Очасово) проживали «Микифорко Микитин, Трен-ка, Максимка, Гришка и Стенка Михайловы, Аристко Алексеев, Мамлейка Иванов, Матюшка Приюжей и Пронка Мартынов». Русские цари в целях ослабления Золотой Орды переманивали на свою сторону татарских князей и наделяли их землями, сенокосами и людьми, в первую очередь мордвой (русских людей в Примокшанье в начале XVII века было мало), так как своих крепостных крестьян у татарских князей, в отличие от русских дворян, не было.

Уже тогда существовала Рузаевка на реке Инсар в будущем Саранском уезде. Предположительно (или условно) с 1631 года, потому что в том году темников-ский татарский мурза Ураз получил земли «в Темни-ковском уезде на диком поле, что от Полгармы едучи за рекою за Инзерою по обе стороны речки Шинпода-чи...» [18.С.5; 21. С.234.] (Полгарма - это сейчас Пай-гарма, Инзера- это Инсар, а Шинподача - Шебдас -Е. С.). В отказных книгах князя называли по-разному: Уразай, Ураз, Рузай, в связи с чем деревня именовалась то Уразаевой, то Уразаевкой, то Рузаевкой. В течение XVII века чаще всего употреблялось название Уразаево, но в конце того столетия прижилось более лёгкое в произношении - Рузаевка, хотя иногда деревню называли и Уразаевкой. Трудно сказать, кто были

первопоселенцами, но здесь явно прослеживается связь с князем Уразом, имевшим под Красной Слободой деревню Уразовка.

В 1630-е годы русское правительство приступило к освоению и заселению территорий около рек Мокша, Инсар, Исса, Ломов, Нор-Ломов, Вад и их притоков. Туда были направлены служилые люди, в числе которых находились и татары: и князья-мишари, и рядовые люди. Заселение территории около рек Ломов и Вад велось с двух направлений - со стороны Шацка и Темникова и Кадома. В 1635 году были построены города-крепости Нижний и Верхний Ломов [2.С.397 - 398. Док. № 260; С.410. Док. № 268; 14.С.23; 20.С.61-64]. Их охраняли не только русские служилые люди. Например, в апреле 1637 года в Верхнем Ломове числилось «сторожевых казаков 127 человек, стрельцов пеших 78 человек да полковых же уездных конных казаков, мурз и татар 95 человек, пушкарей 16 человек» [16. С.12; 33]. Известно, откуда прибыли татары - из Тем-никовского уезда.

В 1636 году было основано село Козляцкий Брод около брода - переправы диких коз через глубокую и своенравную реку Ломов (теперь Козлятское). Первопоселенцами были 50 пеших казаков, русских и татар, прибывших из Темниковского уезда. После село пополнялось новыми служилыми людьми, в том числе и татарами [12.Л.129 - 134; 20. С.68]. Напоминанием о них служат ныне русские фамилии Тамбулатов, Ур-машов.

Полковые конные татары основали в 1636 или в 1638 году деревню Пичёвка (одно время Татарская Пичёвка) на речке Астрычка (сейчас ручей). Потом в деревне появились русские люди, затем помещик и крепостные крестьяне. Изменилось и название - Кня-зевка [20.С.69].

Служилые татарские и мордовские мурзы вместе с русскими заселяли земли и около реки Вад. Скажем, в 1637/38 году служилые татары поставили деревни Каргалей, Лундан (Татарский Лундан), Чиуш, Шел-даис (Татарский Шелдаис), Пимбур (ныне Русский Пимбур), Щербаковка, Шуриновка (Татарская Шури-новка). К слову, крестьяне Русской Шуриновки также принадлежали татарским мурзам [7; 8.Л.50 об., 51;

9.Л.24 - 26; 10.Л.2-5; 23.Столбцы № 113; 38.Л.26-28].

В 1639 году кадомские служилые татары во главе с головой У ланом Молостовым из города Севск перенесли острог на новое место, на приток Вада реку Керенса (ныне Керенка), и он стал называться Керенским (ныне районный центр Пензенской области Вадинск) [24. С.78; 25.С.202]. 28 мая 1639 года посланной из Приказа Казанского дворца в Разрядный Приказ был послан документ, где говорится о направлении 50 вёрстанных татар из города Кадом на новую государеву службу.

(Названные населённые пункты находятся ныне в Нижнеломовском и Вадинском районах Пензенской области.)

Северо-восточнее Керенской и Ломовских оборонительных линий возникли и другие поселения. В их числе были крепость Атемар (Атемары), Шечкеевский и Саранский остроги. Атемар (теперь село в Лямбир-

ском районе Мордовии) на речке Атемар (Атемарка) был основан не в 1642 году, как писали пензенские краеведы А. л. Хвощев и А. любимов, а раньше, в 1638/39 году. Саранские краеведы указывают 1638 год [4.С.20, 22; 5.С.213; 21.С.136]. Крепость была заселена дворянами и детьми боярскими из Алатыря, Курмыш-ского уезда, Свияжского и Мещёрского, а также, по всей видимости, из села лада и татарами из деревни Тавла (потом Татарская Тавла), что стоит на речке Ел-шанка.

Сравнительно недалеко от Шешкеевского острога в 1641 году был сооружён Саранский (Саранчинский) острог на речке Саранка, впадающей в Инсар. Его поставили воевода Савва Козловский и татары, выходцы из Атемара, что находился в 13 верстах правее [17.С.20;

24.С.679]. Так было положено начало новой засечной черте - Атемарской (Саранско-Атемарской). Для контроля за этой местностью к реке Инсар и её притокам перевели и некоторых темниковских татар.

В 1640 году существовал Чермисев починок (после деревня Чермишева Саранского уезда, а ныне село Черемишево в лямбирском районе Мордовии) у речки Толославская, который основали 16 татар. Десять переведенцев построили деревню Щербакова (после Щербаковка Инсарского уезда, а теперь деревня Щер-баково в том же районе), еще десять семей - деревню лянбир (позже лямбирь, ныне районный центр в Мордовии) на речке Пензятка, впадающей в Инсар, а в десятке вёрст от будущего Инсара, на речке Пенза, «рядом с конаковскою мордвою» четыре службы (семьи) поставили ещё одно татарское селение - Пензят-ка (после Татарская Пензятка Шешкеевского уезда, а сейчас село Пензятка в том же Лямбирском районе). Все 40 татар получили по 20 четвертей в поле, «а в дву потому ж» и по 40 копен сенных покосов каждый [4.С.20; 32.С.154, 155].

непонятно, почему в пензенской «Записной книжке краеведов» 1984 года издания, энциклопедическом справочнике «Все о Мордовии» 1997 года издания и в мордовской энциклопедии «Мордовия» 2003 года издания временем основания селений Лянбир и Пензятка назван 1642 год [5.С.220; 21.С.510; 26.С.17,18]. Следует придерживаться вышеприведённых сведений, взятых из документов Темниковской приказной избы.

По преданию, в 1640 году шесть татарских семей поставили деревню Алтары около реки Инсар и озера с лебедями, из-за чего та приобрела и второе название -Лебяжье. (Сейчас она находится в Ромодановском районе Мордовии.) Татары же построили и деревни Воеводское на притоке реки Карнай, Панжа у одноимённой реки, Шуструй (Большой Шуструй) на одноимённой реке [22.С.109; 29.Л.282 - 283; 30].

В начале 1640-х годов из-за длительной засухи и голода, эпидемий и массового падежа скота в Крыму многочисленные отряды кочевников переместились к южным границам Московского государства и немедленно приступили к грабежу пограничных селений на юго-западе страны. Значительное число жителей попало в плен. Обеспокоенная Москва направила к засечным оборонительным линиям новых переведенцев.

В 1647 году на возвышенности, окружённой с южной и восточной сторон реками Исса и впадающей в неё Инсаркой, была построена крепость Инсар [1.С.402. Док. № 382; 15.С.330; 24.С.213; 35.С.5]. На новую, Инсарскую, черту правительство направило служилых людей - мордву, русских и татар. Вскоре там, на мордовских землях, появились новые татарские деревни. Это Верхний Урледим (одно время Урлудим) и Нижний Урледим на речке Урляй (она же Урлудим и Урледим) - притоке реки Инсар, Жегалино на реке Потиж, Латышёвка (ныне Латышовка в Кадошкинс-ком районе) у реки Потиж и Яндовище всё на той же реке Потиж, Нагаево на реке Сивинь (теперь село в Кадошкинском районе).

Судя по тому, что в деревне Липлейка (позже владельческое село Архангельское и Мурзинское), которая находится неподалёку от них к северо-востоку от реки Потиж, жили служилые татары, она появилась также в те годы. Темниковские служилые татары, прибывшие на Атемарскую засечную черту, основали и деревню Белозерье у озера Белое (ныне село в Ро-модановском районе Мордовии), Кривозерье на реке Инсар (теперь село в Лямбирском районе Мордовии). Татары-переселенцы из темниковской деревни Сухово поставили в Инсарском уезде деревню Свербейка (потом Татарская Свербейка, а теперь село в Лямбирском районе) [21.С.156, 314]. Условно временем основания этих поселений можно считать середину XVII столетия. (Сейчас вышеназванные селения входят в состав Республики Мордовия.)

В 1646-1648 годах немало селений возникло и в западной части нынешней Пензенской области. В частности, служилые татары заселили деревни Березняки (затем Новые Березняки, одно время Белая Берёзовка, теперь Березинки) около реки Чиуш, Козлейка (потом Старая Козлейка, а сейчас село Большая Козлейка на реке Вад), Садакаевка (ныне деревня Судакаевка), а также были подселены в уже существовавшие деревни Горенка, Кочетовка, Лундан и другие [11.Л.3, 3 об., 65, 68].

После прибытия переведенцев из других уездов на Керенской черте были пополнены служилыми людьми уже существовавшие селения. В 1648/49 году выросла численность жителей деревни Лака (Татарская Лака), куда прибывали всё новые и новые татары. В 1648 году там поселился мурза Араслан Крымской с 34 товарищами. Впоследствии татарские помещики князья Фёдор, Андрей, Дмитрий и Имирболтей Крымские обменялись землями с керенцем Степаном Савельевичем Дураковым, и в Лаке появились русские люди [6.Л.58 об].

В 1646-1650 годах засечные сторожа и новокрещёные татары построили деревню Чиуш на одноименной реке (теперь это русская Чиуш-Каменка). Вполне возможно, тогда же, в 1649 году, у Вадовских ворот была основана и деревня Коповка, куда были поселены татары - засечные сторожа. В любом случае, они там служили с середины до конца XVII века. (В настоящее время почти все названные селения расположены в Вадинском и Спасском районах Пензенской области.)

Так, в Примокшанье обосновались татарские князья Акчурины, Алышевы, Бибарсовы, Дашкины, Диве-евы, Евсеевы, Емашевы, Еникеевы, Ефаевы, Колунча-ковы, Кугушевы, Кошаевы (Кушаевы, Кашаевы), Ку-тыевы, Кудашевы, Макуловы, Мансырёвы, Тенишевы, Тугушевы, Утешевы (Утюшевы), Чанышевы и другие. Впоследствии их потомки постепенно растворились в среде русского дворянства, чиновников, крестьян, торгового люда.

Ещё больший вклад в заселение Примокшанья внесли мордовские и русские служилые люди. Всего за половину XVII столетия почти всё Примокшанье было достаточно плотно заселено.

Во второй половине столетия татарские селения возникали в Примокшанье довольно редко. В их числе были деревни Мочалейка, основанная ранее 1675 года конными татарами-мурзами (судя по наличию там фамилии Девлет-Кильдеев /Девлеткильдеев/, её построили выходцы из деревни Татарская Лака), Танкаевка (1683 год, ныне село в Нижнеломовском районе Пензенской области), [13; 30.Л.4, 5, 5 об.,6 - 11]. некоторые другие.

После построения в 1663 году города-крепости Пенза на одноимённой реке около впадения её в Суру и возникновения нового очень крупного Пензенского уезда наступил черёд освоения Посурья. На новых землях татарских поселений оказалось сравнительно немного, но среди них находится основанное в 1681 году самое крупное сегодня татарское село в России и в Европе - Средняя Елюзань на реке Елюзань. Неподалёку от неё появились ещё и Верхняя и Нижняя Елюзани.

В 1683 году к устью реки Уза перевели 20 саранских и темниковских татар, которые построили у реки Куля (Кули, Акуля) деревню Усть-Уза - единственное татарское селение на весь нынешний Шемышей-ский район. В 1694 году власть направила туда ещё и небольшую группу мордовских переведенцев, чтобы лучше прикрыть Пензу с юга. М. С. Полубояров считает, что первая группа служилой мордвы - мурза Алексей лукьянович Кижилдеев с девятью товарищами - прибыла в 1697 году по просьбе полковых татар деревни Усть-Уза, которые в 1696 (или в 1697) году просили поселить рядом с ними кого-нибудь на подмогу «ради малолюдства от приходу воинских людей». В 1700 году из Алатырского уезда прибыли ещё 19 человек с семьями, и татары снова добровольно уступили им часть земель. В результате в 1697 и 1700 годах мордва-эрзя построила там свою деревню (потом село) Усть-Уза (Мурза, ныне село Усть-Мурза в Шемышей-ском районе) [27.С.153, 154].

В связи с тем, что в Узинско-Кададинском междуречье на первых порах служилых людей имелось мало, правительство направило туда значительное количество керенских и темниковских татар, что, впрочем, почти одно и то же, так как под Керенск и на ломовс-ко-Керенскую военную черту татары прибыли в основном из Темниковского и Кадомского уездов. В начале XVIII века в Узинском стане Пензенского уезда насчитывалось уже десятка два татарских селений. С тех пор и существуют нынешние татарские сёла Бигеево

(ранее казённая деревня Бегеева) на реке Бикбулатов-ка, Джалилово (было названо так 23 февраля 1960 года в честь татарского поэта Мусы Джалиля, а ранее село Погорелый Чирчим) на реке Кадада в Неверкинском районе, Старый Вершаут на реке Вершаут (основан между 1700-1705 годами), Старый Карлыган (раньше Карлыган) на реке Кырлыган, Суляевка на одноимённой реке, Берлик недалеко от реки Вершаут в нынешнем Лопатинском районе у границы с Саратовской областью. Тогда же возникло и татарское селение Пака-евка (Татарская Пакаевка) на реке Вершаут. Татарской стала деревня Мазарлы (она же Ерыклей, Могиловка и Могилки, а с 23 февраля 1960 года село Октябрьское) у реки Кадада. Её в конце XVII - начале XVIII века основали чуваши, но поселившиеся около их кладбища («мазара» - могилок) татары быстро вытеснили чувашей, и уже в 1716 году деревней (или частью её) владел татарин Качкаев. Точное время основания селений неизвестно. Ориентировочно - рубеж столетий. (В настоящее время наибольшее число татарских селений находится в Неверкинском районе Пензенской области.)

Небольшие группы служилых татар поселили восточнее реки Кадада и около реки Труёв, где уже жила мордва. В 1685 году часть мордовских земель отказали служилым татарам за участие в обороне государства от крымского и ногайского ханов, и там, на реке Пен-делка, возникла казённая деревня Пенделка (теперь это село Татарская Пенделка в Кузнецком районе.) А мордва и русские основали менее чем в километре от татарской ещё одну Пенделку (после владельческое село, ныне это Русская Пенделка). Татары заселили также казённые деревни Канадеи Татарские (нынешнее село Татарский Канадей), Бестянка и Большие Труёвские Вершины (теперь село Большой Труёв), а рядом появились деревни Мордовские Канадеи (Ка-надеи-Мурзы, сейчас село Мордовский Канадей), Ка-надеи (Меняшев Ключ) и Малые Труёвские Вершины (ныне это село Малый Труёв). (В настоящее время все вышеназванные сёла, за исключением ульяновского Мордовского Канадея, расположены в Кузнецком районе Пензенской области.) [19].

В Сосновоборском, преимущественно мордовском районе, татарских сёл всего два: Татарский Сыромяс у впадения речушки Сыромяс в Айву (раньше в деревне Сыромяс жили татары выборного полка) и Индерка на реке Сура. В Никольском районе в единственном татарском селе Усть-Инза (ранее деревня Усть-Анза), что находится при впадении реки Парма в Инзу, живут и русские. Согласно легенде, приведённой ранее, первыми жителями были высланные из покорённой Иваном Грозным Казани две татарские семьи, к которым была приставлена для пригляда русская семья, где мужчины являлись царскими стрельцами. В 2004 году в селе проживали 230 человек, из них 190 татар [19].

Потянулись служилые татары и на юг. В 1700 году или в самом конце XVII века татары из Верхнеломов-ского уезда основали при впадении реки Кевда в Малый Атмис деревню Кевда (Мельситова, она же Кевдо-Мельситовка, ныне русское село Кевдо-Мельситово

Каменского района). В крупном селении имелись острог и посад.[20.С.85.]

Встречается утверждение, что когда жителей деревни Кевда решили крестить, значительная часть отказалась сделать это и покинула селение. Правда, далеко они не ушли и основали сразу шесть населённых пунктов. Это Кутеевка на реке Кевда (теперь Белинского района), Кикина (ныне Кикино) у реки Кевда, Телятина (Телятино) неподалёку от речки Орловка (теперь Орлю), Кобылкина (Кобылкино) на реке Си-няра (сейчас Синняр), Мочалейка на речке Мочалейка (она же Мачайка, Мачатка, эти четыре села оказались в Каменском районе) и Решетина (Решетино) на речке Решетинка (она же Петенейка, в Пачелмском районе). Пензенские татары называют эту компактную группу селений словосочетанием «алты авыл», что значит «шесть сёл», хотя татарских селений в этих районах больше - девять.

Трудно назвать точные даты возникновения татарских селений. Наверное, все они появились после 1700 года. Но когда именно? Например, Г. В. Ерёмин писал, что Мочалейка, Кевда, Новый Новосёлок и Ку-теевщина были основаны до 1719 года, причем последняя деревня «была поселена татарами А. М. и С. Кутее-выми», а Решетино и Телятино - между 1722 - 1745 годами, Каменский краевед П. А. Фельдман считает, что Мочалейка появилась до 1719 года, Телятино - в 1722 году, а Кобылкино - до середины XVIII века. Странно, но в «Справочнике по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг.» 2003 года издания Кутеевка (одно время Кутевщина) почему-то названа лишь в XIX веке, а о Новом Новосёлке вообще не упоминается [34.С.57; 36.С.43, 53]. Впрочем, это уже частности.

Часть татар ушла к Волге и в Приуралье. Некоторые попали в Тамбовский край, где основали нынешнее село Ингуразово. Одной из распространёных фамилий там была и до сих пор остаётся «пензенская» фамилия Курамшин. В 2004 году в селе стояло 207 дворов, в том числе один русский, в которых проживало 611 человек. Коренные жители считают себя выходцами из Пензенского края [19].

...В настоящее время в мире довольно остро стоит национальный вопрос. Вполне понятно, что национализм неизбежен в политике любого государства, но всему присущи своя мера и свои рамки приличия. Честно говоря, уже надоело выслушивать надуманные обвинения в адрес русского народа в «великодержавном шовинизме», «закабалении малых народов» и «имперских оккупационных замашках». История освоения «Дикого поля», на части территории которого расположены сейчас Республика Мордовия и Пензенская область, свидетельствует об обратном: его вместе с русскими осваивали и мордва, и мещёра, и татары, причём последних было достаточно много. Именно тогда, в средние века, была заложена основа интернациональной защиты Родины - единой и неделимой России, и именно это помогло всем нам, россиянам, выстоять во всех войнах XIX-XX веков, какими бы кровопролитными и обильными на человеческие

жертвы они ни были. И то были праведные жертвы и

русского, и нерусских народов, положенные на алтарь

Отечества.

список источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акты Московского государства, изданные Императорскою Академиею наук / Под ред. Н. А. Попова. СПб., 1894. Т.Н.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археологическою экспедицией имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. III.

3. Белорыбкин Г. Н., Поляков В. А., Гусев Л. П., Мельниченко О. В., Ставицкий В. В. Очерки наровчатской истории. Пенза, 1999.

4. Воронин И. Д. Саранск. Саранск, 1961.

5. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск, 1997.

6. Государственный архив Пензенской области (далее ГАПО). Ф.31. Оп.1. Д.43.

7. ГАПО. Ф.31. Оп.1. Д.63.

8. ГАПО. Ф.31. Оп.1. Д.132.

9. ГАПО. Ф.31. Оп.1. Д.271.

10. ГАПО. Ф.31. Оп.1. Д.288.

11. ГАПО. Ф.31. Оп.1. Д.406.

12. ГАПО. Ф.33. Оп.1. Д.259.

13. ГАПО. Ф.225. Оп.2. Д.119.

14. ГАПО. Ф.р.-2378. Оп.1. Д.529.

15. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1951. Т.!. Ч.П.

16. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1912. Т. XXVIII.

17. Кирилов И. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831. Кн. вторая.

18. Корсаков И. М., Чернышев А. А. Города и сёла Мордовии. Рузаевка. Саранск, 1974.

19. Личный архив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Милый сердцу Ломовский край / Авт.-сост. Е. И. Са-ляев. Нижний Ломов, 2003. 432 с.

21. Мордовия. Мордовская энциклопедия / Гл. ред. А. И. Сухарев. Саранск, 2003. Т.1. 574 с.

22. Наровчатская энциклопедия / Гл. ред. и сост. А. Г. Со-хряков. Пенза, 2005. 180 с.

23. Наровчатский краеведческий музей. Выпись из документа.

24. Пензенская энциклопедия / Под ред. К. Д. Вишневского. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. 759 с.

25. Петров С. П. Памятные места Пензенской области. Пенза, 1958. 230 с.

26. Поиски и находки. Из записных книжек краеведов. Саратов, 1984. Кн. 2.

27. Полубояров М. С. Мокша, Сура и другие. Материалы к историко-топонимическому словарю Пензенской области. М., 1992. 198 с.

28. Российский Государственный Архив Древних Актов (далее РГАДА). Ф.1209. Оп.1. Кн.471.

29. РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6497.

30. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.825.

31. РГАДА. Ф.1326. Оп.2. Д.1569.

32. Рукописный фонд МНИИЯЛИЭ. Архивные материалы XVII в. Темниковская приказная изба. Д.259.

33. Сборник Пензенского губернского статистического комитета. Пенза, 1899. Вып. IV.

34. Справочник по административно-территориальному делению Пензенского края 1663-1991 гг. /Под руководством Н. Н. Золотёнкова. Пенза, 2003. 538 с.

35. Сыгонин Н. Инсар. Саранск, 1975.

36. Фельдман П. А. Каменка и Каменский район от А до Я. Энциклопедический словарь. Пенза, 1998. 123 с.

37. Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, статистики и археологии г. Темникова и его уезда в XVII-

XVIII столетиях. Темниковская десятина. Тамбов, 1890.

38. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф.105. Оп.1. Д.14.

УДК 930.9 94/99 + 954

раммохан рой глазами его духовных наследников

Т. Г. СКОРОХОДОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра социологии и социальной работы

В статье на основе источников по истории общественно-политической мысли колониальной Индии XIX - начала ХХ в. прослеживается эволюция образа личности и деятельности Раммохана Роя в представлениях деятелей Бенгальского Возрождения.

Личность Раммохана Роя (1772-1833) стоит у истоков Бенгальского (и в целом Индийского) Возрождения XIX - первой трети XX в. Бенгалия стала сердцевиной Индийского Возрождения, поскольку ранее других областей Индии была завоёвана англичанами и первой ответила на вызов западной цивилизации движением, возникшим первоначально среди интеллигенции Калькутты. Учёные связывают эту эпоху с попытками интеллигенции найти адекватный современности путь к возрождению общества в социальном, религиозном, культурном, политическом и экономическом аспектах социальной жизни. Сутью эпохи стало обоснование необходимости синтеза индийской традиции и западного наследия и инновации для возрождения и развития Индии.

Философ, социальный и религиозный реформатор, политик, просветитель, лингвист, правовед и правозащитник, социальный мыслитель, поэт и писатель, Раммохан Рой в своей многогранной интеллектуальной и социально-практической деятельности обозначил все направления возрождения индийского общества и главные сквозные идеи эпохи, впоследствии развитые его духовными наследниками. По произведениям и социально-реформаторской деятельности Раммохана реконструируется целая программа возрождения Индии, складывающаяся из двух гуманистических аспектов, тесно связанных между собой. В первую очередь это искоренение социальных пороков - многожёнства, детских браков, унижения женщин, борьба с предрассудками и невежеством, со всевластием ортодоксальных брахманов-священнослужи-телей в религиозной и социальной жизни индусской общины, с ограничениями кастовой системы и с злоупотреблениями властей любого ранга. Позитивный комплекс преобразований складывается из ряда направлений. В религиозной сфере, по мнению Раммохана Роя, был необходим возврат к монотеизму в индуизме, диалог разных религий и веротерпимость, внимание к этическому содержанию религии. В сфере социальных отношений требуется воспитание в людях милосердия, сострадания к ближним, поощрение социального служения, уважение и защита социальных и граждан-

ских прав и свобод личности, повышение роли права в жизни общества и совершенствование судебной системы. В сфере культуры и образования реформатор предлагал наладить диалог западной и индийской культур, развивать прессу и литературу на индийских языках, синтезировать европейскую и индийские системы образования, распространять просвещение во имя искоренения невежества и содействия социальному и интеллектуальному совершенствованию, развивать точные, естественные и социальные науки. В экономической сфере преобразования должны начаться с улучшения положения крестьянства, борьбы с бедностью и стимулирования экономической активности населения. В политической сфере нельзя двигаться вперёд без распространения демократического управления и самоуправления, увеличения роли и масштабов участия индийцев в системе политического управления, без налаживания широкого взаимодействия между населением и властными структурами. Эта программа Возрождения как цель, смысл и процесс деятельности может быть реализована только при условии всестороннего образования личности, освобождения человека от догматизма и развития критического мышления -такова суть размышлений Раммохана.

О жизни и трудах Раммохана существует обширная литература, его личность до сих пор вызывает споры и полярные оценки. При жизни реформаторская деятельность создала Раммохану славу вероотступника, оскорбляющего традиции индуизма; к тому же он был лидером группы калькуттских интеллектуалов, пытавшихся преодолеть инерцию традиционалистского социального окружения и в социальной и культурной жизни содействовать прогрессивным преобразованиям, необходимым в изменившихся условиях британского правления.

Число сторонников идей и деятельности Раммоха-на Роя стало расти уже на первых этапах его реформаторской активности (1815-1818). Он писал Дж. Диг-би: «.Я с величайшим удовольствием сообщаю Вам, что некоторые из моих соотечественников поднялись выше своих предубеждений; многие склонны к поиску истины, и многие из числа тех, кто расходился со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.