Научная статья на тему 'ТАТАРЫ УЛУСА ДЖУЧИ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ'

ТАТАРЫ УЛУСА ДЖУЧИ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРЫ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ИСТОРИОГРАФИЯ / УЛУС ДЖУЧИ / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахрутдинов Б. Р.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что все более утверждаются принципы межкультурного и межэтнического взаимодействия, актуализируется потребность в научном осмыслении вопросов этногенеза и этнической истории народов России, в том числе и татарского народа. В связи с этим важное значение приобретает анализ богатого опыта комплексного исследования по этнической истории татарского народа. Проблеме этногенеза татар посвящён целый пласт научной и научно-популярной литературы, прежде всего, в отечественной исторической литературе. Историками, лингвистами, этнологами, археологами проведена колоссальная исследовательская работа, которая отражает широкую палитру взглядов на этническую историю татарского народа. Данная статья посвящена изучению этнонима «татары» в исторической литературе в свете анализа исторических источников. Приводятся различные гипотезы происхождения этнонима «татары». В статье анализируются средневековые источники (орхоно-енисейская руника, китайские источники, арабо-персидская историческая литература, записки западноевропейских путешественников, русские летописи) по проблеме происхождения этнонима «татары», месте и роли татар в этнополитической истории Улуса Джучи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ULUS JUCHI TATARS IN LIGHT OF HISTORICAL SOURCES

The relevance of this article is due to the fact that the principles of intercultural and interethnic interaction are increasingly being approved, the need for a scientific understanding of the issues of ethnogenesis and ethnic history of the peoples of Russia, including the Tatar people, is being updated. In this regard, the analysis of the rich experience of a com-prehensive study on the ethnic history of the Tatar people becomes important. The problem of ethnogenesis of the Tatars is devoted to a whole layer of scientific and popular science literature, primarily in domestic historical literature. Historians, linguists, ethnologists, archaeologists have carried out a tremendous research work, that reflects wide palette of views on the ethnic history of the Tatar people. This article is devoted to the study of the ethnonym "Tatars" in historical literature in the light of the analysis of historical sources. Various hypotheses of the origin of the ethnonym "Tatars" are given. The article analyzes medieval sources (Orkhon-Yenisei runik, Chinese sources, Arab-Persian historical literature, notes of Western European travelers, Russian annals) on the problem of the origin of the ethnonym "Tatars", the place and role of Tatars in the ethnopolitical history of Ulus Juchi.

Текст научной работы на тему «ТАТАРЫ УЛУСА ДЖУЧИ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

HISTORY OF RUSSIA

Научная статья УДК: 930.85

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-2il-22i

Исторические науки

ТАТАРЫ УЛУСА ДЖУЧИ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Бахтияр Раилевич Фахрутдинов

Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу, Казань, Республика Татарстан, Россия, [email protected]

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что все более утверждаются принципы межкультурного и межэтнического взаимодействия, актуализируется потребность в научном осмыслении вопросов этногенеза и этнической истории народов России, в том числе и татарского народа. В связи с этим важное значение приобретает анализ богатого опыта комплексного исследования по этнической истории татарского народа. Проблеме этногенеза татар посвящён целый пласт научной и научно-популярной литературы, прежде всего, в отечественной исторической литературе. Историками, лингвистами, этнологами, археологами проведена колоссальная исследовательская работа, которая отражает широкую палитру взглядов на этническую историю татарского народа. Данная статья посвящена изучению этнонима «татары» в исторической литературе в свете анализа исторических источников. Приводятся различные гипотезы происхождения этнонима «татары». В статье анализируются средневековые источники (орхоно-енисейская руника, китайские источники, арабо-персидская историческая литература, записки западноевропейских путешественников, русские летописи) по проблеме происхождения этнонима «татары», месте и роли татар в эт-нополитической истории Улуса Джучи.

Ключевые слова: татары, исторические источники, историография, Улус Джу-чи, этногенез, этнополитическая история

Для цитирования: Фахрутдинов Б.Р. Татары Улуса Джучи в свете исторических источников. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2022;5(з):211-221. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-2il-22i.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Фахрутдинов Б.Р., 2022 © Наследие и современность, 2022

Original article Historical Sciences

https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2022-5-3-2il-22i

ULUS JUCHI TATARS IN LIGHT OF HISTORICAL SOURCES

Bakhtiyar Railevich Fakhrutdinov

State Archival Committee of the Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, [email protected]

Abstract. The relevance of this article is due to the fact that the principles of intercultural and interethnic interaction are increasingly being approved, the need for a scientific understanding of the issues of ethnogenesis and ethnic history of the peoples of Russia, including the Tatar people, is being updated. In this regard, the analysis of the rich experience of a comprehensive study on the ethnic history of the Tatar people becomes important. The problem of ethnogenesis of the Tatars is devoted to a whole layer of scientific and popular science literature, primarily in domestic historical literature. Historians, linguists, ethnologists, archaeologists have carried out a tremendous research work, that reflects wide palette of views on the ethnic history of the Tatar people. This article is devoted to the study of the ethnonym "Tatars" in historical literature in the light of the analysis of historical sources. Various hypotheses of the origin of the ethnonym "Tatars" are given. The article analyzes medieval sources (Orkhon-Yenisei runik, Chinese sources, Arab-Persian historical literature, notes of Western European travelers, Russian annals) on the problem of the origin of the ethnonym "Tatars", the place and role of Tatars in the ethnopolitical history of Ulus Juchi.

Keywords: Tatars, historical sources, historiography, Ulus Juchi, ethnogenesis, eth-nopolitical history

For citation: Fakhrutdinov B.R. Ulus Juchi Tatars in light of historical sources. Heritage and Modern Times. 2022;5(3):2ll-22l. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-2il-22i.

Особое место в средневековой этнополитической истории многих тюркоязычных народов Восточной Европы и Западной Азии и прежде всего татарского народа занимает Улус-Джучи - крупнейший геополитический мир, один из ярких центров средневековой цивилизации, история которого длительное время освещалась односторонне и необъективно. И в первую очередь это касалось этнической истории Улуса Джучи.

Вообще, вопрос об этнической принадлежности средневековых татар вызывал, да и вызывает длительные споры среди большого числа учёных разных периодов и регионов. Так, если первые русские историки В. Татищев [1, с. 59] и Н. Карамзин [2, с. 172] относили монголов и ранне-средневековых татар к разным этносам, то в работах поздних, особенно советских авторов, отрицается какое-либо отношение этих татар к этнической истории современного татарского народа [3, с. 279, с. 92-95].

© Fakhrutdinov B.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Многие исследователи выводят этимологию этнонима «татар» из персидского языка. В частности, тюрколог Д.Е. Еремеев [4, с. 134] выводит этот термин из слова «тат», что означает «иранец», а в более позднее время - «чужестранец». О. Белоозерская [5] также связывает его с персидским языком и выводит название «татар» с термином «тептерь». К проблеме происхождения этого термина в разное время обращались также Э.Х. Паркер [6], А.А. Сухарев [7, с. 22], Н.А. Баскаков [8] и др. В основном авторы связывали этноним «татары» с собственным именем. Так, современные исследователи С.Г. Кляшторный и С.Е. Яхонтов [9, с. 92-95] этноним татар возводят к имени тюркского кагана племени Татань (Юйцзюлюй Датань).

Большинство ранних восточных источников пишут о тюркском происхождения этнонима «татары». «Татары» - это этноним одного из тюркоязычных племен Восточно-Тюркского каганата, известного под названием «Отуз татар» по памятникам восточной руники (орхоно-енисейских надписей) VI в. (552 г.) и «Токуз-татар» VIII в. [10, с. 36-38; 11, с. 21; 39-41; 43]. В IX-X вв. они известны по китайским источникам под названием «та-тань», «да-да». Так, в письме танского министра Ли-Дэ-Юя от 842 г., адресованного некоему уйгуру Ормузду, говорится о племенах «та-тань» [12, с. 91]. А в докладе посланника китайского императора Ванг-Иен-Тина в 981 г. говорится, что таких племён (та-тань) было восемь [12, с. 91]. Персидское сочинение конца X в. «Худуд ал-алам» упоминает татар в составе населения государства караханидов (Казахстан и государства Средней Азии) в качестве одного из родов тогуз-огузов [13, с. 34]. Татарские племена известны и по сочинениям среднеазиатского филолога XI в. Махмуда Кашгари, которых он упоминают среди 20 тюркских племён [14, с. 183-184]. Персидский автор того же столетия Гардизи, сообщая об образовании Кимакского каганата, отмечает, что значительную роль там играли выходцы из татарского племенного союза [15, с. 136]. О проникновении части раннесредневековых татар в составе огузских союзов племен в Восточную Европу в домонгольский период сообщает также тюркский историк XVII века Абдуль-Гази.

В XII в. татары в качестве восточных соседей монголов приняли участие в образовании Монгольской империи. Эти события отражены в ряде ценнейших средневековых письменных источников: в монгольском памятнике XIII в. под названием «Монгол ун-ниуча тобчаган» («Тайная история монголов» или «Сокровенное сказание») [16, с. 22-45]; в «Джами ат-таварих» / «Сборник летописей» - крупнейшего персидского историка и государственного деятеля XIV в. Рашид ад-дина [17]; в монгольской летописи XVII в. под названием «Алтан Тобчи» («Золотое сказание») [18] и в китайской хронике XIII в. «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар») [12].

«Монгол ун-ниуча тобчаган» («Тайная история монголов» или «Сокровенное сказание») создана в 1240 году и представляет собой ценнейший средневековый письменный источник. Сборник летописей XIV в. «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина считается коллективным трудом, созданным под его руководством, и является выдающимся письменным памятником арабо-персидской классической исторической литературы. В этом сочинении также отмечается тюркоязычность татар. Так, Рашид ад-дин сообщает: «Из-за (их) чрезвычайного величия и почётного положения другие тюркские роды, при (всём) различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами». Крупнейший арабский историк-летописец XIII в. Ибн ал-Асир, современник завоеваний Чингиз-хана оставил следующее сообщение: «В этом (617-м) году (1220 г. - Р. Ф.) в страны ислама явились татары, большое тюркское племя» (курсив наш. - Р. Ф.) [19].

«Алтан Тобчи» написан ученым Лубсаном Данзаном и является летописью, созданной в XVII веке. Это источник ценен тем, что здесь собраны сведения, которые отсутствуют в других документах. Важно отметить, что «Алтан Тобчи» была обнаружена лишь в 1926 году в одном из восточных районов Монголии [18, с. 12-i3, 28-29]. «Мэн-да бэй-лу» создана в 1221 г. Автором ранее считался китайский историк Мэн-Хун, однако М. Мункуев убедительно доказал, что автором этого сочинения является китайский путешественник и политический деятель Чжао-Хун, который ездил в этот период с военно-дипломатической миссией в пограничные районы с монголами и составил некий отчет, который в таком виде нам и известен [12, с. 20, 22].

В этих четырех источниках нашла достаточно хорошее освещение история татар и монголов, хотя наиболее ярко она дана в первых трех произведениях, а в последнем, т.е. «Мэн-да бэй-лу» - татарами в основном названы и монголы. Хотя иногда автор пытается дать некоторые отличия татар от монголов. Так, он пишет, что племена «татар» происходят от рода «ша-то» [12, с. 45]. Автор этого сочинения Чжао-Хун делит татар (монголов) на три рода: черных, белых и диких. Его современник Ли-Синь-Чуань в сочинении «Различные официальные и неофициальные записки» [12, с. 45] указывает культурных и диких татар среди последних и белых. Т.н. белые татары предположительно имели отношение к тем, которых Чжао-Хун связывал с родом «ша-то». Белыми татарами в китайской литературе, как правило, называли онгутов. Рашид ад-дин [17, с. 77], а позднее Палладий [20, с. 170-171], считали их племенами тюркского происхождения. По мнению Рашид ад-дина это были тюркские племена, получившие имя монголов. К ним в определенной степени присоединился и советский исследователь Ц.Н. Мункуев - издатель и комментатор «Мэн-да бэй-лу» [12, с. 92].

© Fakhrutdinov B.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Таким образом, по «Мэн-да бэй-лу», а также по сочинению Ли-Синь-Чуаня, под белыми татарами подразумеваются бывшие тюркские племена, со временем ассимилированные монголами. Следовательно, первоначальные татары, известные по орхоно-елисейским надписям, «Тайной истории монголов» и по Рашид-ад-дину, представляются конкретными раннесредневековыми татарскими тюркоязычными племенами, а китайцы, которые столкнулись с некоторыми из этих племен, как правильно подметил Ц.Н. Мункуев, распространили их на все монгольские племена [12, с. 91].

Доминирование этнонима «татары» в Улусе Джучи подтверждают многочисленные исторические источники, как западноевропейские, так и арабо-персидские, не говоря о русских летописях, в которых в качестве основного тюркоязычного населения государства, как правило, фигурируют именно «татары». Так, только лишь в одной пятитомной Никоновской летописи [21], где описывается история Руси и Улуса Джучи, в качестве основного тюркского населения Золотой Орды постоянно фигурируют «татары», «татарские цари», «земля татарская», «баскак татарский» и т.д. Наименование военно-феодальной верхушки, по удачному замечанию известного специалиста по истории Золотой Орды Г.А. Федорова-Давыдова, перешло на все население Улуса Джучи [22, с. 175-176].

В средневековой арабской исторической географии в отношении Улуса Джучи, до 60-х годов XIV века эти земли традиционно назывались «Дешт-и-Кипчак», но уже к концу века больше встречаются «татарская земля», «татарский язык», «татарские цари», хотя параллельно еще используются и прежние названия. Эти сообщения часто встречаются как у авторов арабо-персидского мира, так и западного мира. Об этом довольно ясно и убедительно говорится в исторических источниках XIV в., особенно наглядно в сообщении крупнейшего арабского историка-энциклопедиста ал-Умари об Улусе Джучи: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали, точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, что монголы (и татары) поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались в земле их (кипчаков). Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменять прирожденные черты согласно ее природе, как мы сказали уже выше» [23, с. 235]. Начиная с правления Туда-Менгу (1282-1287 гг.), языком международной переписки, помимо арабского и монгольского, был и тюркский. Таковым и основным он оставался и в XIV-XV вв.

Кстати, о языке Улуса Джучи. Язык Улуса Джучи, если быть точнее, разговорный язык его населения, представлен в основном сохранившимися словарями XIII-XIV вв. Среди них особое место занимает знаменитый «Кодекс Куманикус». О «Кодексе Куманикусе» имеется много литературы зарубежных и российско-советских тюркологов и востоковедов - Б.Д. Дорна, Г. Куна, В.В. Радлова, П.М. Мелиоранского, Ф.Е. Корша, А.Н. Самойловича, Д.А. Расовского, К. Грюнбеха, А. Зайонч-ковского, Б. Алатая, С.Е. Малова, В.А. Гордлевского, Н.А. Баскакова, И.А. Абдуллина и др.

Нет необходимости поднимать здесь вопросы лингвистического анализа «Половецкого словаря», уже освещённые с той или иной полнотой в работах вышеперечисленных учёных. Отметим только, что были различные мнения относительно языка «Кодекса»: некоторые видели аналогии ему в языке караимов (западных караимов), ногайцев, каракалпаков, другие предлагали поиски параллелей в юго-западной части причерноморских степей. Целый ряд исследователей кипчакских рукописей вслед за В.В. Радловым считал, что этот язык стоит ближе, прежде всего, к языку татар-мишарей. Однако, исследования последних десятилетий, проведённые крупнейшим татарским учёным-филологом Н. Исанбетом, казанскими лингвистами-тюрколагами и фольклористами В.Х. Хаковым, Л.Т. Махмутовой, И.А. Абдуллиным, Х.Ш. Махмутовым, позволяют прийти к выводу о том, что словарный состав, грамматические формы, произведения устного народного творчества этого ценнейшего средневекового сборника очень близки к современному татарскому языку, во многих случаях тождественны с этим языком, главным образом с его средним, казанско-татарским диалектом, лёгшим в основу татарского литературного языка. Такой же точки зрения придерживались, подчёркивая ассимиляцию булгарского языка в Среднем Поволжье кипчакским, историк Ш.Ф. Мухамедьяров, археолог и историк С.А. Плетнёва.

Несколько слов о языковой близости кипчаков и средневековых татар. Чрезвычайно ценным с точки зрения рассматриваемой нами темы, а именно проблемы родственности татар и кипчаков, является сообщение Ибн ал-Асира о военно-политических событиях тех же 20-х гг. XIII в. Как известно, после завоевания Средней Азии и Закавказья, монголы переправились через Ширванское ущелье и дошли до алан. Последние объединились с кипчаками для борьбы против татар. «Тогда Татары послали к Кипчакам сказать: Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что вам нечего помогать им [...]» [19]. О том же, но более чётко написал позднее Ра-шид ад-дин: «Мы и вы один народ и из одного племени, аланы же нам чужие» [23]. И хотя подобное заявление было сделано татарами, прежде всего, в военно-тактических целях, чтобы отсечь кипчаков от алан и ликвидиро-

© Fakhrutdinov B.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

216 ISSN 2619-0214 (Print)

вать их по частям, однако сам факт осознанной этноязыковой близости татар с кипчаками представляет большой научный интерес. Эта близость восходит не только ко времени существования Кимакского каганата, но и к более древним истокам и географическому ареалу Алтая - Центрально-азиатского региона - прародины кипчаков и ранних тюрко-татар.

Исторические источники убедительно доказывают, что татары, кипчаки и огузы (северные огузы) были родственны. После образования Дешт-и-Кипчака, огузы ассимилировались кипчаками, а уже в период могущества Улуса Джучи (XIV в.) кипчаки сами поглотились татарами.

В целом арабо-персидские авторы XIV-XV вв. пишут о татарах, как об основном населении Улуса Джучи. Так, Ибн аз-Захир, секретарь египетского (мамлюкского) султана Бейбарса, сообщает о приходе в Египет посольства татар [23]. В другой египетской «Рукописи Бейбарса» золото-ордынцы названы татарами, и их земля называется татарской [19].

В большинстве сочинений арабских авторов, описывающих золо-тоордынское государство (сочинения ал-Муфаддала, ад-Джахаби, Ибн ал-Макризи, ал-Асади, Ибн Арабшаха и др.), часто фигурируют: «земли татарские», «цари татарские», «царство татарское в северных странах», «вера татарская».

Так, арабский путешественник начала XV в. Ибн Арабшах, побывавший в Хорезме, Сарае (Сарае-Бату), Астрахани и Крыму достаточно подробно описывает центральные земли Улуса Джучи этого периода: «Это область исключительно татарская, переполненная разными животными и тюркскими племенами, со /всех/ сторон ограждённая (защищён-ная. - Р.Ф.) и во /всех/ частях возделанная, обширная по объёму, здоровая водою и воздухом» [19].

В сочинениях западно-европейских авторов и путешественников XIII века Плано Карпини, Гильома де Рубрука и Юлиана также есть сведения о средневековых татарских племенах, подчиненных собственно монголам [24; 25]. По наименованию авангардного отряда, состоявшего из тюркоязычных татар, все монгольское нашествие принималось как татарское, о чем наглядно свидетельствуют сообщения современников: венгерского доминиканца Юлиана, побывавшего в Восточной Европе в 1287-1238 гг., т.е. в период монгольских завоеваний [26], и фламандского путешественника Гиль-ом де Рубрука, посетившего в 1254 г. Каракорум и заметившего: «Затем Чингиз повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары») [25].

В этом отношении характерно еще одно сообщение Рубрука, который беседовал с Менгу-Тимуром (император монгольской империи) и ханом Бату, который подчеркнул, что сами монголы и их высшая аристократия «не желали называться татарами, ибо татары были другим наро-

дом, называли себя маолами» [25]. Приведем еще одно сообщение современника тех событий, на этот раз арабского автора XIII в. Ибн ал-Асира, который сообщает следующее: «...в страны ислама явились Татары, большое тюркское племя, места обитания которого горы Тамгадж-ские, около Китая» [23].

Интересное описание Улуса Джучи с точки зрения этнической истории позднего периода государства оставил венецианский путешественник и дипломат Иосафат Барбаро, побывавший в Золотой Орде в последние десятилетия его существования: «Равнина Татарии представляется человеку, стоящему посредине, в таких границах: с востока она имеет реку Ледиль (Идель), с запада и северо-запада - Польшу; с севера - Россию; с юга, там, где земли обращены к Великому (Черному. - Б. Ф.) морю -Аланию, Куманию, Газарию (под Куманией и Газарией имеются в виду бывшие западные земли Дешт-и-Кипчака, потерявшие уже к тому времени чёткие границы. - Б.Ф.). Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад [...] В степях Татарии в 1438 г. правил хан по имени Улумахмет-хан (Улу-Мухаммед. -Р.Ф.), что значит великий Магомет император. Этими северными странами владели татары ...» [27].

С образованием Казанского и других ханств после падения Улуса Джучи имя «татары» традиционно распространилось среди их населения. Правда, в некоторых из них, например, в Казанском, сохранялись вначале и прежние этнические названия. Русские источники отмечают варьирование там названий «булгары», «бесермены» и «казанцы». В этом отношении характерно сообщение Никоновской летописи «болгары, глаголемии казанцы», «болгары, еже ныне глаголются казанцы». Постепенно завоевывало позиции и новое имя - «татары». В отличие же от населения Казанского ханства, в среду других групп, например, западных (мишарей), восточных (сибирских) и южных (астраханских и крымских) татар это имя проникло раньше, еще в XIV в.

Литература

1. Татищев В.Н. История Российская. - М.; Л., 1964. - Т. IV. - С. 59.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. - Спб., 1818. - Т.З. - С. 172, прим. 296.

3. Кычанов Е.И. Властители Азии. — Москва: Восточная литература РАН, 2004. - 631 с.

4. ЕремеевД.Е. К семантике тюркской этнонимии // Этнонимы. - М., 1970. - С. 134.

5. Белоозерская О. // Знание - Сила, 1970, № 7.

6. Паркер Э.Х. Тысяча лет из истории татар: 2-е изд. Казань: Идел-Пресс: Слово, 2003.

7. Сухарев А.А. Казанские татары. Спб., 1904. - С. 22.

8. Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков: 2-е изд. исправленное и дополненное. М.: Высшая школа, 1969.

© Fakhrutdinov B.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

218 ISSN 2619-0214 (Print)

9. Ушницкий В.В. Историческая судьба татар Центральной Азии // Золотоордын-ская Цивилизация. - 2017. - Вып. 10. - С. 92-95.

10. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования - М.; Л.; Изд-во АН СССР, 1951. - С. 36-38.;

11. Малое С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии.

- М.; Л.; Изд-во АН СССР. - 1959. - С. 21, 39, 40, 41, 43.

12. «Мэн-да бэй-лу» / «Полное описание монголо-татар»/. Факсимиле ксилографа. Перевод с китайского, введение, комментарии и приложения Н.Ц. Мункуева. М., 1975.

- С 288.

13. Бартольд В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг.

- ЗАН, VIII серия по историко-филологическому отделению, Т. I, №4. Спб., 1897, С. 34.

14. Материалы по истории Татарии, вып. I. Казань, 1948, - С. 183-184.

15. Губайдуллин Г.С. К вопросу о происхождении татар. - ВНОТ, №8. Казань, 1948. - С. 136.

16. «Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г.» Перевод С.А. Козина, Т. 1. М.-Л., 1941 / о «Монгол ун-ни уча тобчаган» см. в сб.: Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970, С. 22-45.

17. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Ленинг. отд-ие, 1952 - Т. 1, кн. 1, кн. 2.

18. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи («Золотое сказание») / Перевод с монгольского, введение, комментарий и приложения Н.П. Шастиной. - М.: Наука, 1973.

19. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабских. Издано на иждивение графа С.Г. Строганова. СПб., 1884. Т. 1.

20. Архимандрит Палладий. Старинное Монгольское сказание о Чингисхане // Тр. Членов Российской духовной миссии в Пекине. - СПб., 1866. - С. 170, 171.

21. ПСРЛ, XI-XII. Полное собрание русских летописей. Патриаршая или Никоновская летопись. М.: Наука, 1965.

22. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. - С. 175-176.

23. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений. Собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - Т. 1. - С. 235.

24. Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. - В кн.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной. М., 1957, С. 37.;

25. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. - В кн.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Редакция, вступительная статья и примечания Н.П. Шастиной. М., 1957, С. 116.

26. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. О татарах и Восточной Европе / / Исторический архив. - М. - Л., 1940. - Т. III. - С. 71-112.

27. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. / вступ. ст., подгот. текста, пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1971. С. 137, 140, 146-148, 150, 157-159.

References

1. Tatishhev V.N. Istoriya Rossijskaya. - M.; L., 1964. - T. IV. - S. 59.

2. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. - Spb., 1818. - T.Z. - S. 172, prim. 296.

3. Kychanov E.I. Vlastiteli Azii. — Moskva: Vostochnaya literatura RAN, 2004. - 631 s.

© Фахрутдинов Б.Р., 2022 © Наследие и современность, 2022

4. Eremeev D.E. K semantike tyurkskoj evtnonimii // Evtnonimy\ - M., 1970. - S. 134.

5. Beloozerskaya O. // Znanie - Sila, 1970, № 7.

6. Parker E\X. Tyvsyacha let iz istorii tatar: 2-e izd. Kazan4: Idel-Press: Slovo, 2003.

7. Suxarev AA. Kazanskie tatary\ Spb., 1904. - S. 22.

8. Baskakov N.A. Vvedenie v izuchenie tyurkskix yazyvkov: 2-e izd. ispravlennoe i dopolnennoe. M.: Vyvsshaya shkola, 1969.

9. Ushniczkij V.V. Istoricheskaya sudvba tatar CentraFnoj Azii // Zolotoordyvnskaya Civilizaciya. - 2017. - Vyvp. 10. - S. 92-95.

10. Malov S.E. Pamyatniki drevnetyurkskoj pisvmennosti: tekstyv i issledovaniya - M.; L.; Izd-vo AN SSSR, 1951. - S. 36-38.;

11. Malov S.E. Pamyatniki drevnetyurkskoj pisvmennosti Mongolii i Kirgizii. - M.; L.; Izd-vo AN SSSR. - l959. - S. 2l, 39, 40, 4l, 43.

12. «Men-da bej-lu» /«Polnoe opisanie mongolo-tatar»/. Faksimile ksilografa. Perevod s kitajskogo, vvedenie, kommentarii i prilozheniya N.Cz. Munkueva. M., 1975. - S 288.

13. Bartold V. Otchet o poezdke v Srednyuyu Aziyu s nauchnoj ceFyu. 1893-1894 gg. -ZAN, VIII seriya po istoriko-filologicheskomu otdeleniyu, T. I, №4. Spb., 1897, S. 34.

14. Materialyv po istorii Tatarii, vyvp. I. Kazan4, 1948, - S. 183-184.

15. Gubajdullin G.S. K voprosu o proisxozhdenii tatar. - VNOT, №8. Kazan4, 1948. - S.136.

16. «Sokrovennoe skazanie. MongoFskaya xronika 1240 g.» Perevod S.A. Kozina, T. 1. M.-L., 1941 / o «Mongol un-ni ucha tobchagan» sm. v sb.: Tataro-mongolyv v Azii i Evrope. M., 1970, S. 22-45.

17. Rashid-ad-din. Sbornik letopisej. M.- L.: Izd-vo AN SSSR. Lening. otd-ie, 1952 - T. l, kn. l, kn. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Lubsan Danzan. Altan Tobchi («Zolotoe skazanie») / Perevod s mongoFskogo, vvedenie, kommentarij i prilozheniya N.P. Shastinoj. - M.: Nauka, 1973.

19. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashhixsya k istorii Zolotoj Ordy\ Izvlecheniya iz sochinenij arabskix. Izdano na izhdivenie grafa S.G. Stroganova. SPb., 1884. T. 1.

20. Arximandrit Palladij. Starinnoe MongoFskoe skazanie o Chingisxane // Tr. Chlenov Rossijskoj duxovnoj missii v Pekine. - SPb., 1866. - S. 170, 171.

21. PSRL, XI-XII. Polnoe sobranie russkix letopisej. Patriarshaya ili Nikonovskaya le-topis\ M.: Nauka, 1965.

22. Fedorov-Davydov G.A. Obshhestvennyj stroj Zolotoj Ordy. - M.: Izd-vo Mosk. Unta, l973. - S. l75-l76.

23. Tizengauzen V.G. Sbornik materialov, otnosyashhixsya k istorii Zolotoj Ordy\ Izvlecheniya iz persidskix sochinenij. Sobrannyve V.G. Tizengauzenom i obrabotannyve A.A. Romaskevichem i S.L. Volinyvm. - M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1940. - T. 1. - S. 235.

24. Dzhiovanni del Plano Karpini. Istoriya mongalov. - V kn.: Puteshestvie v vostochnye strany Plano Karpini i Rubruka. Redakciya, vstupitelnaya statya i primechaniya N.P. Shastinoj. M., 1957, S. 37.

25. Gilom de Rubruk. Puteshestvie v vostochnyve stranyv. - V kn.: Puteshestvie v vos-tochnyve stranyv Plano Karpini i Rubruka. Redakciya, vstupiteFnaya staFya i primechaniya N.P. Shastinoj. M., 1957, S. 116.

26. Anninskij S.A. Izvestiya vengerskix missionerov XIII-XIV vv. O tatarax i Vos-tochnoj Evrope // Istoricheskij arxiv. - M. - L., 1940. - T. III. - S. 71-112.

27. Barbaro i Kontarini o Rossii. K istorii italo-russkix svyazej v XV v. / vstup. st., pod-got. teksta, per. i komment. E. Ch. Skrzhinskoj. L.: Nauka, Leningr. otd-nie, 1971. S. 137, 140, l46-l48, l50, l57-l59.

© Fakhrutdinov B.R., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Сведения об авторе Фахрутдинов Бахтияр Раилевич, старший научный сотрудник отдела научного использования архивных документов и международных связей Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу, Казань, Республика Татарстан, Россия. Email: [email protected]

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 18 августа 2022. Одобрена после рецензирования: 22 августа 2022. Принята к публикации: 30 августа 2022. Опубликована: 11 декабря 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Bakhtiyar R. Fakhrutdinov, Senior Researcher, Department of Scientific Use of Archival Documents and International Relations, State Archival Committee of the Republic of Tatarstan, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. Email: [email protected]

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: August 18, 2022. Approved after peer reviewing: August 22, 2022.

Accepted for publication: August 30, 2022.

Published: December 11, 2022.

The author has read and approved the final

manuscript.

© Фахрутдинов Б.Р., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.