Научная статья на тему 'Центральноазиатские татары: вопросы этнической истории и этногенеза'

Центральноазиатские татары: вопросы этнической истории и этногенеза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
815
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
татары / Центральная Азия / племена шивэй / согдийцы / монголы Чингисхана. / Tatars / Central Asia / shivei tribes / Sogdians / Mongols of Genghis Khan.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василий Васильевич Ушницкий

В данной статье проанализированы сведения о центральноазиатских татарах, имеющихся в древнетюркских рунических надписях, в китайских источниках династий Тан, Сун, Ляо, Цзинь. В сочинениях Рашид-ад Дина они выступают в качестве могущественного племени, ранее доминировавшего в Центральной Азии. Махмуд Кашгари относит их к тюркоязычным народам, имеющим свой отдельный язык. С.Г.Кляшторный и Ю.А. Зуев изучив сведения рунических памятников и китайских источников различных династий, пришли к выводу, что в этногенезе буир-нурских татар принимали участие еще хэйчэзцы-шивэй т.е. тележные канглы и согдийцы – сог-по.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTRAL ASIAN TATARS: QUESTIONS OF ETHNIC HISTORY AND ETHNOGENESIS

This paper analyzes the information about the Central Asian Tatars present in ancient Turkic runic inscriptions in the Chinese dynasties of Tang, Song, Liao, Jin. In the writings of Rashid al-Din they act as a powerful tribe, previously dominant in Central Asia. Mahmud Kashgar relates them to the Turkicspeaking peoples, who have their own language. S.G.Klyashtorny Yu.A.Zuev and examining information of runic monuments and Chinese sources of various dynasties, came to the conclusion that even heycheztsy-Shivei participated in the ethnogenesis of Tatars Bulr Nurskoy ie Bogie Kangly and Sogdians sog-po.

Текст научной работы на тему «Центральноазиатские татары: вопросы этнической истории и этногенеза»

СТАТЬИ

УДК 94 (517)

ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ТАТАРЫ: ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ И ЭТНОГЕНЕЗА

В.В. Ушницкий

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация

voma@mail.ru

Резюме. В данной статье проанализированы сведения о центрально-азиатских татарах, имеющихся в древнетюркских рунических надписях, в китайских источниках династий Тан, Сун, Ляо, Цзинь. В сочинениях Рашид-ад Дина они выступают в качестве могущественного племени, ранее доминировавшего в Центральной Азии. Махмуд Кашгари относит их к тюркоязычным народам, имеющим свой отдельный язык. С.Г.Кляшторный и Ю.А. Зуев изучив сведения рунических памятников и китайских источников различных династий, пришли к выводу, что в этногенезе буир-нурских татар принимали участие еще хэйчэзцы-шивэй т.е. тележные канглы и согдийцы - сог-по.

Ключевые слова: татары, Центральная Азия, племена шивэй, согдийцы, монголы Чингисхана.

Для цитирования: Ушницкий В.В. Центральноазиатские татары: вопросы этнической истории и этногенеза. Тюркологические исследования. 2019; 2(1): 5-12.

В истории Центральной Азии есть исчезнувшие племена, именами которых названы многочисленные народы. Прежде всего, это татары. Вплоть до начала второго тысячелетия н.э. о татарах Центральной Азии мало было сведений, научной информации. Конечно, современные татары всегда интересовались своими предками. Сложилось мнение, что татары - это название монголоязычных шивей, которые потом стали именоваться монголами, названием одного из племен татарского обьединения. Имя самих татар сохранялась лишь за одним из племен Монголии, полностью истребленных Чингисханом. Величие и гибель племени татар в своем труде описал Рашид ад-Дин. В конце своего научного пути замечательные советские тюркологи С.Г. Кляшторный и Ю.А. Зуев оставили прекрасные научные труды, посвященные центральноазиатским татарам. Из них перед нами предстает ушедший мир загадочных номадов Центральной Азии - татар.

Историография Рашид ад-Дина согласно которому, татары в древние были «покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом» [15, с. 102], продолжает вызывать постоянные споры среди исследователей. С.Г. Кляшторный предполагает,

что персидский автор имел в виду домонгольский период в истории Центральной Азии, когда татары контролировали обширную зону степей от Монголии до Ганьсу [11, с. 139-147]. В.В. Трепавлов пришел к выводу, что утверждение о прежнем могуществе и известности татар восходит к временам Жужаньского каганата и прочих монгольских кочевых объединений. Этноним татар С.Г. Кляшторный возводить к имени кагана кочевых жужаней Татань, ставшего обозначением нового народа.

По мнению С.Ш. Казиева, часть отуз-татарских племен могла иметь огузо-уйгурское происхождение, а монголоязычные татары, будучи выходцами из сяньбийских племен, испытывать мощное влияние тюрков. Татары, имевшие давние связи с уйгурами и сеяньто, мигрировали на запад и участвовали в образовании кимакской конфедерации. На востоке, в «коренном юрте», татары унаследовали политические традиции уйгуров, противоставив себя монголам [7, с. 380].

Татары относились к кругу шивейских племен, имевших наиболее интенсивные контакты с тюркоязычными племенами, и могли общаться на тюрко-монгольском пиджине. Другим аргументом сторонников монгольского происхождения кимаков и кипчаков являются сообщения средневековых мусульманских источников о татарском происхождении кимакского династий-ного рода. С.Ш. Казиев считает не решенным вопрос о том, являлись ли сами татары Восточной Монголии однородной мощностью, или у них присутствовал мощный тюркский компонент [7, с. 378].

Считается, что после ухода основной массы огузо-уйгурского населения на запад территорию Монголии с Х-Х1 вв. постепенно заселяли монголы, вышедшие из своей прародины - Большого Хингана и верховий Амура. Продвижение монголов на запад «сопровождалось вытеснением и ассимиляцией местных тюркоязычных объединений и группировок» [12, с. 171]. Как полагает китайский исследователь Илинчжэнь, буир-нурские татары управлялись христианизированной тюркоязычной знатью [12, с. 178].

Историк из Внутренной Монголии Сайшиял племя татар считает тунгусским по происхождению. С древних времен они кочевали вокруг озер Кулун и Буир по краю современной Внутренной Монголии. Усиление татар приходится в IX в, тогда относится их массовое переселение на Запад, когда они заняли исконно уйгурские земли, образовав союз татарского аймака. Так называемые «татары девяти родов», кочевавшие по долинам рек Тола и Орхон, стали кереитским аймаком, «гажилские» татары стали онгутским аймаком, «татары гочинского рода», кочевавшие в районе озер Кулун и Буир, стали собственно татарским аймаком, главным племенем. Упомянутый в 732 г. союз татарского аймака был первым союзом всех аймаков Монголии. Аймаки соединившиеся с татарами, также себя называли татарами. Этот союз распался под ударами киданей, но среди монгольских племен татары оставались самым сильным племенем [16, с. 90].

Этнонимы «татар» и «тат» считаются словами тюркского происхождения, Но они использовались тюрками только для обозначения «чужаков», то есть народов, не говорящих по-тюркски. Так различные тюркские племена своих нетюркских соседей называли словом «тат». Тюркские племена своих

монголоязычных соседей также называли «тат» или «тат-ар» ('тат' - 'чужой', 'не-тюрок', 'ар' - 'мужик').

Согласно реконструкции С.Е. Яхонтова, иероглифическое написание датань произносилось в V в. н.э. как *dadar/*tatar. «Отуз татары» - та самая группа племен, входивших ранее в государство жуаньжуаней, которая сплотилась в 20-е гг. V в. вокруг Датаня/Татара. По реконструкции С.Е. Яхонтова, иероглифы жоужань в своем звучании для середины 1-го тыс. н.э. должны быть переданы, с некоторыми вариантами, транскрипцией *попог. Этот термин обозначил племени вождем [10, с. 161].

Китайский автор Ван Мин-цзи писал, что в старину татары были пастухами коров у уйгуров. В конце IX в. кыргызы в верховьях Эдзин-гола подчинили себе татар, и татары согласились платить дань уже кыргызам. В Х-Х1 вв. могло существовать по меньшей мере два татарских анклава -у озера Буир-Нор, где-то в районе западной Ганьсу и к северу от этого района. Тангутскому императору Юань-хао подчинились татары, проживавшие к северу от Сучжоу и в горах Хэланьшань. Однако позже тангутский документ не называет татар в качестве народа, проживавшего в тангутском государстве Великое Ся. На китайской карте государства Ся XI в. татары трижды обозначены как северные соседи Ся [5, с. 66-67].

Согласно С.Г. Кляшторному и М.Горелику, татары с Х-Х11 вв. обитали вдоль Великой Китайской стены от Синьцзяна до Маньчжурии [11, 139-147; 1, с. 51-56].

Спорным является языковая принадлежность буир-нурских татар. Поскольку татары отождествляются с шивеями, то подразумевается их мон-голоязычие. Но есть и авторы, считающие татар тюркоязычными. Так Махмуд Кашгари относил татар к тюркоязычным этносам, однако указывая, что у них имеется и свой (нетюркский) язык. Татары упоминаются в тюркских рунических надписях с 732 по 760 гг. [8, с. 133-134]. В Х-Х1 вв. под именем цзубу татарские племена осваивают всю территорию Монголии. Недаром, Махмуд Кашгарский - живший в Х1 в., называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью» [11, с. 144].

По словам С.Г.Кляшторного, ключ к поиску иных территорий расселения татар в X—XII вв. содержится в упоминании Ли Синьчуаня о «границах татар» от Линьхуана (совр. Сира-Мурен) на востоке до границ Си Ся на западе и от Цзинчжоу на юге (близ г.Гуйхуачэн в Суйюани) до киданей на севере [14, с. 51; 11, с. 139-147]. Следовательно, все «шесть татарских юртов», упомянутых Рашид ад-Дином, занимали большую часть степной и горностепной зоны Монголии и Северного Китая [14, с. 51; 11, с. 139-147].

Со ссылкой на Рашид ад-Дина, утверждается, что еще в глубокой древности, то есть в дочингизову эпоху, существовало шесть отдельных татарских «государств» [17, с. 131]. Однако Рашид ад-Дин просто говорит о существовании отдельных шести племен татар: татары-тутукулйут, татары-алчи, татары-чаган, татары-куин, татары-терат, татары-баркуй, имевших каждый своего вождя и войско [15, с. 103]. Здесь интерес представляют этнонимы: алчи и чаган. В Эллэйаде упоминается персонаж по имени Чыкын-Эллэй.

Вообще Алтан Тобчи буир-нурских татар называет могущественным народом, Рашид ад-Дин считает их одним из 15 крупнейших тюркских народов, чей юрт насчитывал 70 тысяч дворов. В целом, наряду с тангутами и чжурчжэнями татары были многочисленным, но почти полностью уничтоженным войсками Чингисхана народом. Но следует полагать, что как и эти многочисленные народы они просто сменили лицо, превратившись в другой этнос, ибо не могли исчезнуть без следа в огне сражений охвативших Монголию и близлежащие страны в пору возвышения Чингисхана.

В истории династии Тан, где рассказывается о падении Уйгурского каганата, упоминаются хэйчэзцы (чернотележники) шивеи, которых Ю.А. Зуев считает обьединением Канцзюй. По утверждению Ю.А.Зуева, область Канц-зюй в IX в. продолжал существовать в северной части Внутренней Монголии и востоке Большого Хингана. Следовательно, это область находилась примерно на том самом месте, где позднее фиксируются татары Буир-Нура. Ю.А.Зуев считает шивэев тождественными татарам [3, с. 105], поэтому хэй-чэчжи шивэев можно считать тележными татарами. Именно к ним бежал Уцзю-каган, собрав все остатки Уйгурского каганата.

Согласно Ван Го-Вэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считался уничижительным. Вместо него употреблялось слово «цзубу» (по Виттфогелю, он происходит от тибетского «сог-по» - пастухи, кочевники [2, с. 99-100].

Ли Фанцзюнь предположил, что под названием «сог-по» фигурировали ираноязычные согдийцы, вернее, потомки согдийских колонистов, составлявших значительную часть населения центральноазиатских городов в тюркское и уйгурское время, т.е. те же сартаулы - сортолы. Тибетской передачей термина согдак, было Сог даг, Сог по. В хронике династий Ляо и Цзинь термины Сог по соответствовала китайская запись цзубу, цзупу. Со временем это слово стало названием тюрков-татар и монголов Внутренней Монголии [3, с. 161].

Сайшиял утверждает, что татары были самым сильным племенем Монголии до возвышения Чингисхана. Аймаки, соединившиеся с татарами, тоже назывались татарами. Внутри союза татары постоянно грабили слабые племена, эксплуатировали их [16, с. 90]. В 1195 г. татары и цзиньцы (чжур-чжэны) окончательно поссорились из-за добычи, награбленной во время совместного похода против монгольских аймаков. Татары мгновенно двинули войска и окружили императорскую армию. Полководец Ван Чинсэн воспользовался оплошностью татар, глухой ночью вырвался из окружения. Татар стали преследовать войска другого чжурчжэнского полководца Ван Анкуве, именно к этому времени подоспели войска союзников Цзиньской империи Ван-хана и Чингисхана. В лагере убитого ими татарского царя нашли золотую колыбель, покрывало, укращенное дорогими камнями [16, с. 91-92].

Еще два сражения дали неукротимые татары Чингисхану, сражались с ним и в лагере его противника Джамухи. В местности Далан-Нэмургес были разгромлены четыре татарских аймака. Их в бой вел вождь белых татар Алгудор. Третье сражение также происходило в этой местности. Постольку враг был свирепым, то Чингисхан приказал войскам при случае отступления, возвращаться на место в случае контратаки, грозя смертной карой. После

боя, победители всех мужчин убили, женщин и детей отдали в качестве рабов и слуг семьям монголов [16, с. 100].

Татары хоть и были противниками Чингисхана, были насильно включены в его армию и служили в качестве боевого авангарда, отчего в Европе именем татар стали обозначать монгольских воинов и племена. Победное имя татар шло впереди монгольских войск, но со временем татары оказались истреблены, поскольку в сражениях их всегда посылали вперед [17, с. 32]. Это известие укрепилось в Европе, еще со слов папских послов П. Карпини и Г. Рубру-ка побывавших в Орде и венгерского монаха Юлиана. Они с удивлением поведали, что татары - это не имя завоевателей, а покоренного народа. Так Г. Рубрук узнал, что татары - это было одно из племен, живших рядом с монголами и способствовавших возвышению Чингисхана, которых он «повсюду посылал вперед... и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали "Вот идут татары". Но в недавних частых войнах все они были перебиты» [4, с. 170].

И.Л. Измайлов заявляет, что внимательное чтение источников заставляет полагать, что даже сам разгром буир-нурских татар не носил такого тотального характера, как пишется в ССМ и в «Сборнике летописей». Есть сведения о тысячах, сформированных из татар, а алчи-татары занимали довольно высокое положение в клановой иерархии. Тот факт, когда имя татар, вырезанных кто был выше колеса вдруг распространилось на всех монголов породил ряд глубокомысленных догадок, как и когда и остатки татар, вдруг стали именоваться монголами. Механизм этого камуфляжа западными путешественниками и современными историками объясняется просто. Татары должны были нападать первыми, поэтому их грозное имя распространилось на все завоеванные монголами страны, так и включенные в состав монгольской армии вспомагательные подразделения из покоренных народов [14, с. 38-55]. Однако и китайские источники говорят о том, что Чингисхан и весь его народ из черных татар, что имя монгол им навязал Чингисхан, в память о уничтоженном им, воинственном народе.

Этническую историю центральноазиатских татар можно разделить на несколько этапов. 1. Шивэй. Общемонгольский период ^1^11 вв.). Предки татар принадлежали к южным шивеям, известным в качестве племени Улу-хоу. 2. Шивэй-татары ^Ш-ГХ вв.). В рунических надписях были известны в качестве токуз и отуз-татар. В районе Буир-Нура обитали хэйчэчжэ-шивэи, тележные шивэи. Ю.А. Зуев их отождествлял с канглами. 3. Татарское ве-ликодержавие (Х-Х1 вв.). В киданьских источниках были известны как цзубу, что воспринимается как тибетское сог-по (сак). В начале Х1 в. часть шивей ушла от киданей на юг, к горам Иньшань, затем распространились на запад до реки Керулен. Татары обитали вдоль всей Китайской стены вплоть до Джунгарии. Сложение отдельного племени татар в территории современной Внутренней Монголии в результате ассимиляционных процессов ими были поглощены ираноязычные согдийцы. В татарский союз племен цзубу входили кереиты, найманы и меркиты, возможно и монголы. 4. Буир-нурский период (Х11 в.). Выделились в результате распада цзубу. Соперничество с монголами привело к катастрофе, хотя именно татары способствовали распаду государства Хамаг-монголов и улуса Есугея.

Список литературы

1. Горелик М.В. Центральноазиатские татары начала второго тысячелетия (по данным костюма) // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2013. Т. 2. С. 51-56.

2. Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. М.: ТОО "Мишель и К ", 1993.335 с.

3. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-Пресс, 2002. 338 с.

4. Измайлов И.Л. Татары в империи Чингиз-хана и его наследников: триумф побежденных // Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г. Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 38-55.

5. История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда) XIII - середина XV в. Казань, 2009. 1056 с.

6. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III— середина XVI вв.). Казань: РИЦ «Школа», 2007. 356 с.

7. Казиев С.Ш. Кипчаки: концепция этнической истории // Тюркские народы. Фрагменты этнических историй. М.: ИЭА РАН, 2014. С. 282-423.

8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб.: Петербургское Востоковедение («OrientaHa»). 2000. 320 с.

9. Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. 560 с.

10. Кляшторный С.Г. Рунические памятники Уйгурского каганата и история Евразийских степей. СПб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2010. 328 с.

11. Кляшторный С.Г. Государства татар в Центральной Азии (дочинги-сова эпоха) // Mongolica. К 750-летию "Сокровенного сказания". М.: Наука, 1993. С.139-147.

12. Кызласов Л.Р. Ранние монголы // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. Новосибирск, 1975. С. 176-193.

13. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Изд. фирма «Вост. литература» РАН, 1997. 320 с.

14. Мункуев Ц. Мэн-да бэй-лу (Полное описание монголо-татар). Перевод Ц.Мункуева. М.: Наука, 1975. (Памятники письменности Востока. С. XXVI). 228 с.

15. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т1, кн. 1-2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.

16. Сайшиял. Сказание о Чингисхане. Перевод со старомонгольского Норпола Очирова. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография». 2006. 576 с.

17. Юрченко А.Г. Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. СПб.: Евразия, 2002. 478 с.

Сведения об авторе: Василий Васильевич Ушницкий, кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора этнографии народов северо-востока России, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, (677007, ул. Петровского, 1, Якутск, Республика Саха), e-mail: voma@mail.ru

Дата поступления материала 28.12.2018.

Принят к публикации 14.01.2019.

CENTRAL ASIAN TATARS: QUESTIONS OF ETHNIC HISTORY AND ETHNOGENESIS

V. Ushnitsky

Institute of Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation voma@mail.ru

Abstract. This paper analyzes the information about the Central Asian Tatars present in ancient Turkic runic inscriptions in the Chinese dynasties of Tang, Song, Liao, Jin. In the writings of Rashid al-Din they act as a powerful tribe, previously dominant in Central Asia. Mahmud Kashgar relates them to the Turkic-speaking peoples, who have their own language. S.G.Klyashtorny Yu.A.Zuev and examining information of runic monuments and Chinese sources of various dynasties, came to the conclusion that even heycheztsy-Shivei participated in the ethnogenesis of Tatars Bulr Nurskoy ie Bogie Kangly and Sogdians - sog-po.

Keywords: Tatars, Central Asia, shivei tribes, Sogdians, Mongols of Genghis Khan.

For citation: Ushnitsky V. Central Asian Tatars: Questions of Ethnic History and Ethnogenesis. Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2019; 2(1): 5-12. (In Russ.)

References

1. Gorelik M.V. Central'noaziatskie tatary nachala vtorogo tysyacheletiya (po dannym kostyuma). Integraciya arheologicheskih i ehtnograficheskih issledovanij: sborniknauchnyh trudov. Irkutsk: Izd-vo IrGTU, 2013. Vol. 2. S. 51-56. (In Russian)

2. Gumilev L.N. Tysyacheletiya vokrug Kaspiya. M.: TOO "Mishel' i K ", 1993. 335 s. (In Russian)

3. Zuev YU.A. Rannie tyurki: ocherki istorii i ideologii. Almaty: Dajk-Press, 2002. 338 s. (In Russian)

4. Izmajlov I.L. Tatary v imperii CHingiz-hana i ego naslednikov: triumf pobezhdennyh. Zolotoordynskoe nasledie. Vol.2. Materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Politicheskaya i social'no-ehkonomicheskaya istoriya Zolotoj Ordy», posvyashchennoj pamyati M.A.Usmanova. Kazan', 29-30 marta 2011 g. Kazan': OOO «Foliant», Institut istorii im. Sh.Mardzhani AN RT, 2011. S. 38-55. (In Russian)

5. Istoriya tatar s drevnejshih vremen v semi tomah. T. III. Ulus Dzhuchi (Zolotaya Orda) XIII - seredina XV v. Kazan', 2009. 1056 s. (In Russian)

6. Iskhakov D.M., Izmajlov I.L. EHtnopoliticheskaya istoriya tatar (III-seredina XVI vv.). Kazan': RIC «SHkola», 2007. 356 s. (In Russian)

7. Kaziev S.SH. Kipchaki: koncepciya ehtnicheskoj istorii. Tyurkskie narody. Fragmenty ehtnicheskih istorij. M.: IEHA RAN, 2014. S. 282-423. (In Russian)

8. Klyashtornyj S.G., Sultanov T.I. Gosudarstva i narody Evrazijskih stepej. Drevnost' i srednevekov'e. SPb.: Peterburgskoe Vostokovedenie («Orientalia»). 2000. 320 s. (In Russian)

9. Klyashtornyj S.G. Istoriya Central'noj Azii i pamyatniki runicheskogo pis'ma. SPb.: Filologicheskij fakul'tet SPbGU, 2003. 560 s. (In Russian)

10. Klyashtornyj S.G. Runicheskie pamyatniki Ujgurskogo kaganata i istoriya Evrazijskih stepej. SPb.: Izd-vo «Peterburgskoe vostokovedenie», 2010. 328 s. (In Russian)

11. Klyashtornyj S.G. Gosudarstva tatar v Central'noj Azii (dochingisova ehpoha). Mongolica. K 750-letiyu "Sokrovennogo skazaniya". M.: Nauka, 1993. S. 139-147. (In Russian)

12. Kyzlasov L.R. Rannie mongoly. Sibir', Central'naya i Vostochnaya Aziya v srednie veka. Novosibirsk, 1975. C. 176-193. (In Russian)

13. Kychanov E.I. Kochevye gosudarstva ot gunnov do man'chzhurov. M.: Izd. firma «Vost. literatura» RAN, 1997. 320 s. (In Russian)

14. Munkuev C. Mehn-da behj-lu (Polnoe opisanie mongolo-tatar). Perevod C. Munkueva. M.: Nauka, 1975. (Pamyatniki pis'mennosti Vostoka. S.XXVI). 228 s. (In Russian)

15. Rashid ad-Din. Sbornik letopisej. Vol.I, kn. 1-2. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1952. 221 s. (In Russian)

16. Sajshiyal. Skazanie o CHingiskhane. Perevod so staromongol'skogo Norpola Ochirova. Ulan-Udeh: Izd-vo OAO «Respublikanskaya tipografiya». 2006. 576 s. (In Russian)

17. Yurchenko A.G. Hristianskij mir i «Velikaya Mongol'skaya imperiya». Materialy franciskanskoj missii 1245 g. SPb.: Evraziya, 2002. 478 s. (In Russian)

About the author: Vasiliy Ushnitskiy, Research Fellow, Department of Ethnography of the Peoples in Northeastern Russia, Institute of Humanitarian Research and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Kandidat nauk (scientific degree) in historical sciences (677007, Petrovsky st., 1, Yakutsk, Republic of Sakha), e-mail: voma@mail.ru

Received December 28, 2018. Accepted for publication January 14, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.