Научная статья на тему 'Татарстан: проблема доступности жилья для молодых семей'

Татарстан: проблема доступности жилья для молодых семей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СЕМЬИ / YOUNG FAMILIES / ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ / HOUSING AFFORDABILITY / КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ / HOUSING AFFORDABILITY INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Лилия Рафкатовна

В статье рассматривается проблема доступности жилья для молодых семей в условиях реализации государственных программ. Предлагается модифицированный коэффициент доступности жилья с учетом меньшего числа трудоспособных членов семьи и получаемой молодой семьей государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatarstan: Problem of Housing Availability for Young Families

The problem of housing affordability for young families upon implementation of governmental programs is studies in the paper. The modified housing affordability index proposed in the article accounts for the minimal number of able-bodied family members and the amount of governmental support the young family receives.

Текст научной работы на тему «Татарстан: проблема доступности жилья для молодых семей»

_Аннотация

В статье рассматривается проблема доступности жилья для молодых семей в условиях реализации государственных программ. Предлагается модифицированный коэффициент доступности жилья с учетом меньшего числа трудоспособных членов семьи и получаемой молодой семьей государственной поддержки.

Ключевые слова: молодые семьи, доступность жилья, коэффициент доступности жилья

Султанова Лилия Рафкатовна

ст. преподаватель кафедры экономики и управления в городском хозяйстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]

татарстан:

проблема доступности жилья

для молодых семей

Жилищный вопрос в России всегда являлся актуальным. Когда на смену государственному обеспечению жильем пришли рыночные механизмы, проблема нереализованного спроса на жилье превратилась в проблему неплатежеспособного спроса. Доступность жилья - проблема, не теряющая своей остроты, несмотря на активное участие государства в решении жилищного вопроса и разнообразия предлагаемых населению ипотечных и кредитных программ. Наряду со всем этим для подавляющего большинства граждан отсутствие финансовых возможностей для приобретения жилья - главное препятствие для его приобретения. Молодые семьи - категория, спрос на жилье со стороны которой всегда

достаточно велик. Но, как правило, они не обладают достаточными средствами для приобретения жилья даже при помощи кредитных средств. Сегодня личные трудовые сбережения не позволяют большинству граждан приобрести жилье на рынке. Размер среднего ежемесячного дохода в России существенно ниже средней стоимости строительства квадратного метра жилья (см. табл. 1 на с. 173).

Покупка жилья по фактической рыночной стоимости является недоступной для абсолютного большинства россиян. Таблица 1 наглядно демонстрирует, какой малый процент от рыночной цены кв.м. на типовое жилье составляет ежемесячный размер среднего душевого дохода.

Динамика соотношения средних душевых доходов и средней стоимости кв.м. жилья в РФ

Год Средняя стоимость кв. м. на первичном рынке жилья, руб. Средняя стоимость кв. м. на вторичном рынке жилья, руб. Средний денежный доход, руб. Соотношение среднего денежного дохода и средней стоимости кв. м.

на первичном рынке жилья, % на вторичном рынке жилья, %

2008 52 504 56 495 14 941 28% 26%

2009 47 715 52 895 16 857 35% 31%

2010 48 144 59 998 18 552 38% 30%

* Таблица составлена автором по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru) (6,7).

Уровень доступности жилья для молодых семей

В мировой практике доступность жилья рассчитывается на основе коэффициента доступности жилья, получаемого при сопоставлении доходов населения с ценами, сложившимися на рынке жилья (формула 1). Данный коэффициент является показателем эффективности проводимой в нашей стране жилищной политики, и к концу 2010 уровень доступности жилья считался приемлемым, если откладывая все свои совокупные доходы семья из трех человек сможет за три года приобрести стандартную квартиру, площадью 54 м2.

Ст - ть станд, квартиры (54 м2)

КДЖ = к"_-"- (1)

Совок. доход семьи

из 3 чел. за год

Используя реальные статистические данные, согласно которым, стоимость кв. м. типовой квартиры на первичном и вторичном рынках жилья на конец 2010 г. составляла 46 807 и 56 762 рублей соответственно (6), получаем, что данный коэффициент на конец 2010

года для типового жилья на первичном и вторичном рынках жилья составлял 3,8 и 4,6 года соответственно. Полученные цифры не намного превышают целевую установку, однако из данных, приведенных в табл. 2 (см. на с. 174), очевидно, что при общей тенденции числа нуждающихся в жилье семей к снижению, число молодых

когда на смену государственному обеспечению жильем

пришли рыночные механизмы, проблема нереализованного спроса на жилье превратилась в проблему неплатежеспособного спроса

Категории семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

2006 2007 2008 2009

Число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года), тыс. 3118 2911 2864 2830

в том числе:

семьи участников Великой Отечественной войны 37 27 16 15

многодетные семьи 155 141 133 125

молодые семьи 198 226 333 400

*Таблица составлена автором по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ (http://www.gks.ru) (8).

семей в этом общем количестве из года в год только увеличивается. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, основная проблема у молодой семьи возникает с оплатой первоначального взноса при его получении. В силу временного фактора молодые семьи просто не имели еще возможности накопить на эти цели

молодые семьи - категория, спрос на жилье со стороны которой всегда достаточно велик.

Но, как правило, они не обладают достаточными

средствами для приобретения жилья даже при помощи кредитных средств

необходимые средства и, как правило, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении кредита.

Коэффициент доступности жилья

Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации и реализуется с 2003 года в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» через подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (1, 2). И если в начале работы основным результатом реализации указанной подпрограммы разработчики ставили достижение улучшения демографической ситуации в России, то при дальнейшей ее корректировке решение демографической проблемы уже не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как дополнительный социальный эффект. Предполагается, что поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее

активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране, а решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости. Государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов рассматривается как хороший стимул дальнейшего профессионального роста, повышения качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы, что в целом позволит сформировать экономически активный слой населения. Упомянутый выше коэффициент доступности жилья как показатель эффективности проводимой жилищной политики в случае оказания поддержки молодым семьям должен быть модифицирован с учетом меньшего числа трудоспособных членов семьи и получаемой молодой семьей государственной поддержки (формула 2): Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2010-2015 годы, предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.

Расчет размера субсидии

Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и

покупка жилья по фактической рыночной стоимости является

недоступной для абсолютного большинства россиян

норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион РФ). В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011 № 299 средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, к примеру, по Республике Татарстан на третий квартал 2011 года составляет 26 400 рублей (4). Для сравнения - стоимость типовой квартиры «ленинградского» проекта в сентябре 2011 года в г. Казань составляет около 45 010 рублей (9).

Государственная поддержка молодым семьям в Республики Татарстан

Ст - ть сканд. квартиры (54 м)- Гос. поддержка

КДЖм =-----ККк-К-К--—--—- (2)

Совок. доход мол. семьи из 2 чел. за год

оказывается в соответствии с Законом Республики Татарстан от 21.10.1999 № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», согласно которому объем финансовых средств, выделяемых для оказания государственной поддержки молодой семье, не может превышать 3000-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, равный соответственно 300 000 рублей1 (3). Средняя заработная плата в Республике Татарстан, по последним официальным статистическим данным, составляет 18 057 рублей. Рассчитав модифицированный коэффициент доступности жилья на примере Республики Татарстан, получаем, что для приобретения жилья с участием господдержки молодая семья в Татарстане 2,6 года должна

1 На сегодняшний день минимальный раз-

мер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации составляет 4611 руб. в месяц

(ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011

№ 106-ФЗ). Однако это значение, постоянно пересматриваемое законодателем, применяется лишь в целях регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при обязательном социальном страховании (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). При исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, МРОТ принимается равным базовой сумме 100 руб. (ст.

5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). Таким образом, автор справедливо применил при расчете значение МРОТ в сумме 100 руб. - Прим. ред.

накапливать средства, чтобы приобрести жилье по социальным нормам (54 м2), направляя на эти цели весь свой совокупный доход. Получаем показатель, почти в 2 раза позитивнее целевого, установленного на конец 2011 года равным 4,3. В реальности же, накопить более миллиона рублей за два с половиной года для молодой семьи, зачастую располагающей более чем скромными доходами, задача неосуществимая.

Заключение

Государственная поддержка молодых семей в вопросе приобретения жилья является жизненно необходимой, поскольку без нее молодые семьи не в состоянии получить доступ на рынок жилья. Но, несмотря на 8-летнее существование целевой подпрограммы, нацеленной на улучшение жилищных условий молодыми семьями, имеем отнюдь не позитивные показатели. Количество молодых семей, нуждающихся в жилье, из года в год увеличивается, причем заявленный на 2011-2015 гг. количественный показатель цели по созданию условий для повышения обеспеченности жильем молодых семей равный 172 тысячам, по сравнению с последним официальным показателем нуждающихся в жилье молодых семей, выглядит не совсем соответствующим действительности.

Поэтому практическая реализация программных действий должна более четко отражать действительную ситуацию, решению которой она и призвана способствовать, учитывая реальные потребности и возможности молодых семей в улучшении жилищных условий.

Литература 1. Постановление Правительства РФ

от 17.12.2010 г. №1050 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 20112015 годы».

2. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 20022010 годы».

3. Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».

4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года».

5. Султанова Л.Р. Развитие регионального рынка жилой недвижимос-

ти в условиях макроэкономической нестабильности. Дис.: к.э.н.: 08.00.05. - Казань, 2010.

6. Средние цены на рынке жилья по Российской Федерации в 1998-2010 гг. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/prices/housing/tаb-hous2.htm.

7. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/urov/urov_11kv.htm.

8. Улучшение жилищных условий населения (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b10_44/IssWWW. exe/Stg/d02/09-07.htm.

9. Цены по типам жилья (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www. tatre.ru.

Lilia R. Sultanova

Senior Lecturer, Department of Urban Economy and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Tatarstan: Problem of Housing Availability for Young Families

_Abstract

The problem of housing affordability for young families upon implementation of governmental programs is studies in the paper. The modified housing affordability index proposed in the article accounts for the minimal number of able-bodied family members and the amount of governmental support the young family receives.

Keywords: young families, housing affordability, housing affordability Index

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.