Научная статья на тему 'Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья во 2 пол. Х1Х-нач. ХХ вв): социокультурная характеристика'

Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья во 2 пол. Х1Х-нач. ХХ вв): социокультурная характеристика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ / ДОМА / ЖИЛИЩА / АРХИТЕКТУРА / БРАК / СЕМЬЯ / СУПРУГИ / ДЕТИ / МНОГОЖЕНСТВО / МУСУЛЬМАНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таиров Н. И.

На основе архивных документов, периодических изданий и мемуаров исследуются проблемы повседневной жизни, быта (архитектура домов, обустройство жилищ) и семейной жизни. В семейно-брачных отношениях прослеживается корпоративность, влияние ислама, национальных традиций, а также европейской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья во 2 пол. Х1Х-нач. ХХ вв): социокультурная характеристика»

Н.И.Таиров

ТАТАРСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ ВО 2 ПОЛ.

Х1Х-НАЧ. ХХ ВВ): СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

На основе архивных документов, периодических изданий и мемуаров исследуются проблемы повседневной жизни, быта (архитектура домов, обустройство жилищ) и семейной жизни. В семейно-брачных отношениях прослеживается корпоративность, влияние ислама, национальных традиций, а также европейской культуры.

Ключевые слова: татарские предприниматели Поволжья и Приуралья, дома, жилища, архитектура, брак, семья, супруги, дети, многоженство, мусульмане.

N.I. Tairov «THE TATAR BUSINESSMEN OF THE VOLGA REGION AND URALS IN THE 2ND PART OF THE 19HT AND AT THE BEGINNING OF THE 20 TH CENTURY: SOCIOCULTURAL CHARACTERISTIC»

On the basis of archival documents, periodicals and memoirs the problems of everyday life (architecture of houses, arrangement of dwellings) and family life. The corporationism, the influence of Islam, the national traditions and the European culture are traced in the family relations.

Keywords: Tatar businessmen of the Volga region and Urals houses, dwellings, architecture, marriage, family, spouses, children, polygamy, Muslims.

Доходы, прибыль, полученные татарами от ведения производственной и торговой деятельности, позволили им улучшить свое благосостояние и повысить культурный уровень, что проявлялось в различных аспектах.

Татарские предприниматели строили добротные дома с улучшенной планировкой, разбивали сады. Они имели каменные и деревянные дома в губернских и уездных центрах (Казани, Симбирске, Уфе и т.д.) и в деревнях. Жандармские источники указывали: «Дер. Акзегитово пестрит разноцветными красками, изобилует железными крышами и шикарными для дер. Цивильского уезда (Казанской губернии -Н.Т.) строениями. Первый взгляд на деревню дает впечатление города, утопающего в массе зелени» [1]. В 70-х гг. XIX в. дома татарских предпринимателей базарного села Кунчерово Саратовской губернии выглядели следующим образом: «Избы здесь большей частью трехоконные, выстроенные из порядочного леса, часто с крылечком на улицу. Соломы мало - кровли почти везде из теса». В Кунчерове, Демино и других татарских селах имелись дома с антресолями. Некоторые татары перед своими флигелями имели палисадники. По свидетельству современников, «летом, перешагнувшись через низенькую решетку, зелень придает этому незатейливому флигельку оттенок приветливости» [2]. Основную часть дома в Гурьевке, приобретенного у русского дворянина, молодые фабриканты Акчурины называли по-русски «домом» [3]. Высокая культура, стремление вобрать все лучшее русское, европейское, азиатское и восточное обнаруживается и в архитектуре усадебных домов татарских купцов и промышленников .

Современный исследователь архитектуры Л.Козинец так охарактеризовал поместье купцов Агафуровых в г. Екатеринбурге (ул. Сакко и Ванцетти, 24 - Н.Т.): «Это образец ярко выраженной деревянной эклектики. В архитектуре дома причудливо переплелись русские, готические и восточные мотивы. Просторный двухэтажный дом состоит как бы из двух частей, образующих строго симметричную композицию объема, с углами, акцентированными одинаковыми трехгранными эркерами на уровне второго этажа. Под ними находятся парадные входы с крыльцами, крытыми металлическими козырьками на изящных кованых кронштейнах. Ось симметрии объема подчеркнута на крыше невысокой, но весьма характерной бочкообразной башенкой в каком-то «мавританском» стиле. С южной и северной сторон здания по второму этажу протянулись две террасы со сплошным остеклением, состоящим из одинаковых окон сложной арочной формы. Эти окна прежде были застеклены цветными желтыми и синими стеклами, что в сочетании со стрельчатыми арками проемов усиливало восточный колорит здания. В таком же духе выдержаны и элементы декора фасадов, украшенных накладной резьбой и необычными для уральской архитектуры мотивами звезд и полумесяцев» [4].

Деньги, полученные посредством торговли и производства, влияли и на внешний вид, предметы туалета, одежду и гардероб татарских предпринимателей. Обстановка в домах части предпринимателей соответствовала европейским стандартам. После посещения дома мыловаров и парфюмеров Кулахметьевых в Пензенской губернии известный журналист констатировал: «Обстановка квартиры роскошная, европейская. Сервировка тоже, стол прекрасный, вина от Леве» [5]. По данным современных исследователей в изучаемый период для татар Вятской губернии было характерно следующее: «Богатые обставляли дома фабричной мебелью, привозили из Мекки или из других городов, где бывали по торговым делам, арабские ковры» [6]. Дома многих казанских предпринимателей строили известные русские архитекторы. Дома Сайдашевых в Казани строил П.И.Романов - автор номеров гостиницы «Булгар», Бурнаевской мечети и медресе «Апанаевское» , «Марджани» [7]. Дом купцов Юнусовых в Старо-Татарской слободе Казани отличался особой красотой (ныне ул. Тукая, 67/14 - Н.Т.). Иностранец Август Гагстаузен писал, что комнаты особняка «меблированы совершенно по-европейски: софа вместо дивана, стулья, столы, красивый китайский фарфор в шкапах за стеклом «... » зеркала на стенах «... » Перед окнами в горшках стояли цветущие апельсиновые, фиговые деревья, пальмы «...» Двери обиты зеленым сафьяном...» [8]. В домах предпринимателей имелись паркетные полы, камины, зимние сады, аквариумы, а перед домами - фонтаны, водоемы (Акчурины, Дебердиевы и др.). В просторных комнатах домов предпринимателей были лепные и расписные потолки. В доме Т.К. Акчурина в Гурьевке был зимний сад, аквариум; перед домом - фонтан; перед домом управляющего Самайкинской фабрики Акчуриных и их зятя Х.Х.Максутова был пруд с «золотыми» рыбками. Комнаты домов украшали изящные зеркала российского и иностранного производства, а также фарфоровые печи и т. д. Не отклоняясь от исламских законов, Агафуровы, Акчурины,Апанаевы и др. вели во многом европейский образ жизни, в том числе, в быту. В их домах было электрическое освещение, установлены телефоны, ванные комнаты, ватер-клозеты. Их дома украшали картины, имелись рояли. Акчурины увлекались бильярдом. По воспоминаниям К.Кадыри, Г.Тукай именно у них научился этой увлекательной игре.

О высокой культуре быта (повседневной жизни) Акчуриных свидетельствуют воспоминания, например, о приеме ими Г.Тукая, Ф.Амирхана, Р.Фахретдинова, М.Бигиева и др. (воспоминания К.Кадыри и др.)[9]. Для предпринимателей была характерна культура быта, повседневного поведения, общения, питания.[10]. Летом Рамиевы проживали на своих золотых приисках, а зимой в Оренбурге [11]. В ходе посещения столиц и губернских городов по служебным, коммерческим делам купцы останавливались у родственников, знакомых и в гостиницах. В процессе создания товарищества в 1912 г. Алим Агишев посещал Москву, где остановился в Лоскутной гостинице [12].

Решение многочисленных проблем товариществ Акчуриных требовало частых поездок в Москву и другие административные центры России. Поэтому в 1915 г. Хасан купил дом в Москве. Дворовое место с жилыми и нежилыми постройками было расположено в Мещанской части, 3-го участка на углу Выползового переулка и улицы Старой Божедомки по № 97/81.[13] Эта покупка была связана с взрослением сыновей - Г умера и Махмуда, ставших студентами московских вузов. По утверждению потомков и близких Акчуриных, в этом 3-этажном доме часто собирались татарские студенты, молодежь.[14] М.-Ю.М.-А.Дебердиев имел дом в столице на Мойке. Проживание в одном из прекрасных городов страны помогало ему не только обучать детей в гимназиях, но и воспитывать у родных и близких прекрасное отношение к истории и культуре.

Определенная корпоративность присутствовала среди предпринимателей и при заключении браков. Они в большинстве случаев роднились между собой и религиозными деятелями. Безусловно, встречались браки с представителями других национальностей и конфессий, но очень редко. Среди предпринимателей иногда наблюдалось многоженство, но это было очень редкостным явлением .

На рубеже ХК-ХХ вв. сестры предпринимателя Мензелинского уезда Уфимской губернии Минлегерея Сеит Баталова, Шамсенур и Нафиса были замужем за предпринимателями, братьями

Сахипзаде и Габдрахимом Максютовыми. Из них первый избирался в Первую Государственную думу[15].

М-З.Рамиев был женат на Махубджамал, дочери купца Мустафы Бурнаева, который имел прямые связи с московскими фабрикантами Морозовыми [16].

Одной из особенностей татарского быта было заключение браков между деловыми людьми и их близкими с партнерами по предпринимательству. Это ярко прослеживается на примере Акчуриных, Дебердиевых, Агишевых, Алеевых, Апанаевых. Эти брачные союзы в большинстве случаев были удачными и крепкими. Они помогали устанавливать, укреплять, нередко и восстанавливать торгово-промышленные связи между татарскими купцами и заводчиками. Видимо, это рождало и чувство взаимной ответственности за торговопромышленные и коммерческие дела. Подобные брачные связи, создавая новые родственные узы, шли на пользу подавляющему большинству предпринимателей, укрепляя торговоэкономические отношения между фабрикантами и торговцами.

К этому времени также сложилась определенная практика установления родственных отношений между предпринимателями и религиозными деятелями. Дочь симбирского промышленника Т.К.Акчурина Марьям была замужем за сыном муфтия М.Султанова; фабрикант сукна Саратовской губернии Абдулла Агишев был женат на внучке Ш.Марджани; двоюродные братья Акчурины были женаты на дочерях ишана Мухаммедзакира Камалова-Шамсиниссе и Гульсум; дочь фабриканта Агишева была замужем за представителем религиозных деятелей Енгалычевых, проживающих в г. Саратове [17]; известный религиозный деятель, ученик Ш.Марджани, Бурханутдин-Насретдин был мужем дочери Курамши Акчурина -Мягберус [18];

Браки открывали реальные возможности для укрепления материально-финансового положения мулл, а через них и религиозных общин, мечетей, медресе и мектебе.

Отдельные предприниматели были женаты на иностранках. А.Дебердиев состоял в браке с турчанкой, в связи с этим их семья какое-то время проживала в Турции[19]. Во время бракосочетания предприниматели, так же как и другие мусульмане, платили калым. Так, 30 сентября 1882 г. дворянин И.Гаспринский во время заключения брака с Бебе-Зегрой (Зухрой) Акчуриной обязался заплатить ей две тыс. руб. серебром. Ввиду отсутствия таковых жених дал невесте вексель обеспечения[20].

Несомненно, в предпринимательских кругах совершались браки по расчету. Иногда подобные брачные союзы спасали некоторых предпринимателей от разорения, банкротства. Так, татарский купец А.Ишмуратов женился вторым браком (ввиду неимения детей в первом браке) на 16 летней Магмуре, до-чери предпринимателя из Троицка Абдурахмана Ирисова. В результате А.Ишмуратов выплатил долги разорившегося тестя, уже покойного, к этому времени. Во втором браке у А.Ишмуратова было девять детей [21].

Также в кругах татарских предпринимателей встречались браки с представителями других народов и религий. Так, в конце XIX в. фабрикант Якуб Акчурин связал свою судьбу с уборщицей фабричной конторы Василисой (Васеной), а спустя десятилетия вступил с ней в брак. В частности, они заключили брак в немецкой кирхе г.Симбирска, что было неслыханным явлением в истории татар-мусульман Симбирской губернии. Это произошло через десять лет после смерти его отца. В результате дети Якуба и Василисы были узаконены и получили русские имена.[22].

Еще один представитель Акчуриных - Алим, был женат на русской девушке Елизавете Карпеевой из д. Бештановки Симбирской губернии. Аналогичные браки были у купцов Айтугановых [23], приказчиков Ахметовых и других. Эти браки в татарском сообществе, как правило, вызывали негативную реакцию.

Были и факты неудачных браков, как, например, в случае союза дочери Т.КАкчурина и сына астраханского купца Казакова. Это было редким явлением среди мусульман.

Многоженство в кругах предпринимателей было достаточно редким явлением. Несколько жен было у золотопромышленника Шакира Рамиева [24].Купец Махмут Хусаинов (66 лет) в 1911 г. был женат на Биби-Хадиче Халиловне (64 г.) (первая жена) и Биби-Зугре Хамзиновне

(31 г.) (вторая жена) [25]. Казанский купец 2-й гильдии Мухаметшакир Мусин на рубеже Х1Х-ХХ вв. жил с тремя женами[26].

Таким образом, татарские купцы и промышленники имели добротные, как правило, двухэтажные дома в местах нахождения их предприятий. Наиболее успешные предприниматели владели домами в губернских городах региона. Из них единицы имели дома в Москве и С.-Петербурге. Состоятельная часть татарских предпринимателей в быту следовала моде, стремилась жить также, как и их русские коллеги, но при непременном сохранении национальных традиций и следовании законам ислама. Для повседневной жизни купцов и промышленников было характерно пользование достижениями науки и техники. Их дома освещались электричеством, обогревались паровым и калориферным отоплением, также телефонизированы. Из них некоторые имели в жилищах ванные комнаты.

В семейно-бытовых отношениях татарские предприниматели не смогли преодолеть тради-ционную замкнутость и определенную корпоративность. Браки самих предпринимателей и их детей заключались в основном между близкими им по духу и социально-экономическому положению семьями, не было исключением заключение браков между их потомками с религиозными деятелями и их детьми. Крайне редким явлением было заключение браков между татарами и представителями других конфессий. Несомненно, среди браков преобладали браки по расчету. Постепенно среди татарских купцов и промышленников изживалось многоженство.

Литература

1. НАРТ. Ф.199. Оп. 1. Д.772. Л.113 об.

2. Саратовские губернские ведомости. 1871. № 220.

3. ГАУО. Ф.317. Оп.8. Д.750. ЛЛ.4-6 .

4. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск, 1989. С.148-149.

5. Гиляровский В.А.Собр.соч.:в 4 Т. М., 1999. Т.1. С. 178.

6. Сыркина И.А., Касимова Д.Г.Загадки незагадочного народа. Историко-этнографический очерк о чепецких татарах. Глазов, 1994. С.84

7. Девятых Л. И.Из истории казанского купечества. Казань. Издательский дом «Титул-Казань»,

2004 (2005). С. 66.

8. Цит. по Девятых Л.И.Из истории казанского купечества. Казань. Издательский дом «Титул-Казань», 2004 (2005). С. 44.

9. Архив Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова А. Н. Республики Татарстан.(Архив ИЯЛИ.АН.РТ) Ф. 9. Оп. 4. Д. 65. ЛЛ. 3-5.

10. Таиров Н.И. К 100- летию З.А.Акчуриной // Татарская археология. 2000. №1/2 (6-7). С. 212-213.

11. Вакыт. 1906. 23 апреля; Бертуган Рамиевлар:Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002.110 б.

12. РГИА. Ф.23. Оп.12. Д.1421. Л.2.

13. Таиров Н.И.Акчурины.Казань.Тат.кн.изд-во.2002.С.59.

14. Возвращаясь к судьбе названного дома, следует сказать, что в настоящее время он не сохранился. Бывший дом Акчуриных был снесен в период широкомасштабной подготовки Москвы к Олимпийским играм 1980 г.

15. Беседа с Г.Г. Абдурахмановой от 6 января 2005 г. (личный архив автора).

16. Дэрдмэнд. Казан, 2003. 95 б.

17. Адрес - календарь Саратовской губернии на 1898 год. Саратов, 1898. С.344; РГИА. Ф.23. Оп.12. Д.1421. Л.66.

18. ГАУО. Ф.156. ОП.1. Д.856. Л.68.

19. Беседа с Ш.А.Акчуриной от 11 ноября 2000 г. (личный архив автора).

20. НА РТ. Ф.186. Оп.1. Д.2. ЛЛ.1-2.

21. Беседа с Г. Г. Абдурахмановой от 10 мая 2005 г. (личный архив автора).

22. Беседа с С.С.Дегтяревой от 18 мая 1997 г. в Казани (личный архив автора); Таиров Н.И. Акчурины.Казань.2002.С. 76-77.

23. Газиз Гобайдуллин: Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002. 34-35 бб.

24. Бертуган Рамиевлар:Фэнни-биографик жыентык. Казан: Рухият, 2002.110 б..

25. ГАОО. Ф.41. Оп.1. Д.269. ЛЛ.4-4об.

26. Золотые страницы казанского купечества. Т.2.Казань, 2001.С.94-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.