Научная статья на тему '«Татарину… платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год». О влиянии фискальной политики государства на процессы формирования социальных групп населения Уфимского уезда в конце XVII в.'

«Татарину… платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год». О влиянии фискальной политики государства на процессы формирования социальных групп населения Уфимского уезда в конце XVII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ясачные татары / бобыли / башкирцы / Уфимский уезд / Западное Приуралье

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исхаков Радик Равильевич, Владимиров Олег Олегович

В публикации представлены документы из фонда «Уфимская приказная изба» Российского государственного архива древних актов, позволяющие оценить процесс складывания социальных групп ясачного населения Уфимского уезда в последней трети XVII в. и влияние на этот процесс фискальной политики государства. Документы проливают свет на роль государства в стратификации сельских жителей, а также механизмы интеграции переселенцев из Предкамья в сложившуюся социальную структуру местного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Исхаков Радик Равильевич, Владимиров Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Татарину… платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год». О влиянии фискальной политики государства на процессы формирования социальных групп населения Уфимского уезда в конце XVII в.»

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКА

УДК 94(470.5)"16"

«Татарину... платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год». О влиянии фискальной политики государства на процессы формирования социальных групп населения Уфимского уезда в конце XVII в.

Р.Р. Исхаков, О. О. Владимиров

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

Казань, Российская Федерация

В публикации представлены документы из фонда «Уфимская приказная изба» Российского государственного архива древних актов, позволяющие оценить процесс складывания социальных групп ясачного населения Уфимского уезда в последней трети XVII в. и влияние на этот процесс фискальной политики государства. Документы проливают свет на роль государства в стратификации сельских жителей, а также механизмы интеграции переселенцев из Предкамья в сложившуюся социальную структуру местного общества.

Ключевые слова: ясачные татары, бобыли, башкирцы, Уфимский уезд, Западное Приуралье

Для цитирования: Исхаков Р.Р., Владимиров О.О. «Татарину... платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год». О влиянии фискальной политики государства на процессы формирования социальных групп населения Уфимского уезда в конце XVII в. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2023. Т.13, №3. С.136-160. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-3.136-160

Одной из слабоизученных тем в историографии народов Западного Приуралья является формирование социальных (сословных) групп региона в XVII-XVIII вв. и влияние на этот процесс фискальной политики местного руководства (администрации Уфимского уезда) и центральной бюрократии (Приказа Казанского дворца). Несмотря на то, что данный вопрос затрагивался в трудах исследователей [1, 2, 3, 4], можно констатировать, что он слабо разработан. В данном случае основной проблемой является отсутствие достаточной для эмпирических обобщений источниковой базы. В этом отношении безусловный интерес представляют документы фонда «Уфимская приказная изба» (ф.1173) Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

В рамках данной публикации предлагаем читателям ознакомиться с коллекцией документов, находящихся в деле под номером 1152 вышеозначенного фонда, где сохранились делопроизводственные документы по рассмотрению прошений (челобитных) о записи в окладной и бобыльский ясак разных групп населения, а также снятии с них ясака.

Всего в публикации представлено 13 документов1, датируемых 1693 г. Но в них также имеются выписки из более ранних документов 1670-1680-х гг., дающиеся в качестве прецедентного примера для принятия решения по настоящим прошениям. Таким образом, данная коллекция позволяет выявить особенности фискальной политики государства в отношении ясачного населения Уфимского уезда последней трети XVII в. Документы сгруппированы в соответствии со сложившейся во второй половине XVII в. делопроизводственной практикой, имеют характерные для этой эпохи клаузулы. Большинство из них включают: 1) челобитную с подписями-тамгами просителей; 2) описание рассмотрения дела; 3) решение по нему; 4) данные о делопроизводителе и переводчике.

На основе этих источников можно выявить механизмы формирования в это время социальных групп ясачного населения Уфимского уезда: башкирцев и бобылей. Как свидетельствуют документы, при социальном маркировании местных жителей учитывались сложившиеся здесь традиции землевладения, а также их фискальный статус, т.е. какую налоговую нагрузку они несли - платили окладной (башкирцы) или бобыльский (бобыли) ясак. Данные группы не были гетерогенные в этнокультурном плане и не являлись замкнутыми социальными корпорациями. В число бобылей вливались группы безъясачных людей - представители нерусских народов, переселенцы из Предкамья, стремившиеся путем записи в бобыль-ский ясак легализовать свое правовое положение и закрепиться на новом месте. В свою очередь, «укоренившиеся» бобыли стремились путем переписывания в окладной ясак интегрироваться в состав башкирцев, которые, благодаря наличию особых прав на землю, находились на более высокой ступени социальной иерархии. В переводе на оклад пришлого ясачного населения были заинтересованы как государство, так и сами башкирцы. Если уфимская администрация путем увеличения числа башкирцев расширяла свою налоговую базу, т.е. количество окладного населения, платившего ясак в Уфу, то башкирцы снижали свою налоговую нагрузку и обременение по несению государственных повинностей. Особое значение это имело в поземельных волостях с существенной территорией и небольшим населением, так как распределение налогового бремени осуществлялось не по числу ясачных людей, а по количеству и качеству земельных и лесных владений. Представленные ниже документы позволяют выявить некоторые механизмы интеграции бобылей в состав башкирцев. В

1 В деле содержится четырнадцать документов, одно из которых не публикуется в связи с плохой сохранностью и отсутствием окончания.

качестве инициатора перевода на окладной ясак (окладной и окладной тептерский2 ясак) выступали башкирцы или сами бобыли. В первом случае, например, после смерти бездетного башкирца его родственники, не желая или не имея возможности платить его окладной ясак, просили уфимского воеводу передать вотчину умершего бобылю. Обедневший башкирец и сам мог отказаться от своих вотчинных прав в пользу лица, готового вместе с его землей взять на себя обязательства по уплате окладного ясака, или припустить его в свое повытье с условием совместной уплаты ясака. Но наиболее распространенным способом получения статуса башкирца было официальное обращение (челобитная) бобыля о переводе его на окладной ясак. Часто просители, кроме выплаты окладного ясака, обязались давать за это дополнительный ясак в «прибыль». Как правило, все такие просьбы удовлетворялись. Основным препятствием в переводе вчерашних бобылей в башкирцы в глазах уфимской администрации могла стать уплата ими ранее бобыльского ясака. При таких обстоятельствах обязательным условием перевода в башкирцы было сохранение выплаты бобыльского ясака, т. е. приискание просителем на свое место безъясачного человека.

Таким образом, в состав башкирцев и ясачных бобылей вливались новые группы сельского населения. Следовательно, говорить о каком-то этнокультурном единстве этих групп не приходится. В приводимых ниже документах отмечается переход в состав башкирцев татар (горных татар (выходцы с Горной стороны, т. е. Свияжского уезда), ясачных и безъясачных татар), чуваш («чувашенинов»), мари («черемисинов»). Также в составе поземельных волостей фиксируются башкирцы, обозначенные по этнокультурному признаку - «ногайтин» (ногаец), татарин.

Динамику этим процессам придавала интенсификация миграционных процессов в Приуралье, а также фискальная политика уфимской администрации по расширению налоговой базы на местах. В условиях массового переселения в Приуралье нерусского населения из Среднего Поволжья и лояльного отношения местного руководства к записи их в окладной и бо-быльский ясак происходит быстрый рост количества башкирцев и бобылей. Так, в приводимых ниже материалах по четырем дорогам Уфимского уезда зафиксирован переход в число башкирцев более 40 бобылей, подавляющее большинство которых были татарами. В данном случае это лишь один из примеров, характеризующий процессы формирования сословия «башкирцев» в отдельно взятый год. Приведенные ниже документы раскрывают, насколько интенсивный характер имело это социальное явление в данную эпоху.

2 В данном случае под тептерским подразумевается «облегченный» оклад-

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1. Память по челобитной бобыля деревни Сахаево Ногайской дороги Иликея Миликеева о переводе его на окладной ясак от 26 сентября 1693 г.

//л.1//3 Лета 7201-го сентября в 26 день4 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничьего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Нагайские дороги деревни Сахаевы бобылю Иликейку Миликееву платить окладной ясак родственника ево, деревни Бешеул С[...]5азы с Акпердком Тингуатовым, да с Ешту-ганком Чюриным по кунице на год, а бобылской ясак и бобылские подати вместо ево платить деревни Юрмаш безясашному бобылю Менекею Байкееву. И к сей памяти ясашным зборщиком иным посылщиком и ест ли на Иликейке Миликееве бобылской ясак и подати бобылских не спрашивать, и в том к нему не приметы-ватца и не убытчить, а имать за него тот бобылской ясак и бобылские подати с деревни Юрмаш Менекея Бакеева.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.1.

№2. Память по челобитной ясачного «черемисина» деревни Ешпаево, Изяк тож, Осинской дороги Шудышки Яндеярова о снятии с него бобыль-ского ясака и переводе его на безъясачного горного татарина Васку Урман-чина от 25 октября 1693 г.

//л.2// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом сироты ваши: Уфинского уезду Осинской дороги деревни Ешпаевы, Изяк тож, ясашной черемисин Шудышка Яндеяров да тое ж деревни горной татарин Васка Урманчин. Обеднял и оскудал я, сирота ваш, Шудышка, и детишек у меня, сироты вашего, нет, и от бедности, от скудости платить вам, великим государем, ясак невмочь. И тот ваш, великих государей, ясак, я, сирота ваш, здал ему, Васи-лью. Васка с него тот ваш, великих государей, ясак снял и платить тот ясак вам, великим государем, мне, Васке, по вся годы з двусот перваго году6 по две куницы. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, сирот нас, сирот своих, велите, государи, с меня, Шудышки, тот ясак снять и написать на меня сироту своего, Васку, а я, Васка, вам, великим государем, тот ясак платить по вся годы буду. Великие государи цари, смилуйтеся, пожалуйте.

//л.2об.// Челобитчик Шудишка тамгу свою приложил

3 Лист оборван на две части (л.1 и 1а) и был восстановлен.

4 Дата соответствует 26 сентября 1693 г.

5 Здесь и далее текст оборван.

6 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1692 г. по 31 августа 1693 г.

Челобитчик Васка тамгу свою приложил //л.3// И против сего челобитья выписано: В ясашной бобылской книге нынешняго 201-го году7 написано: Осинские дороги деревня Изяк в бобылском ясаке Шудейко Яняров, а ясаку на нем куница да 13 алтын 2 денги.

А Васки Урманчина в бобылском ясаке не сыскано.

И ныне великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодерджцем, бьет челом Осинские дороги деревни Изяк ясашной черемисин Шудушка Яндеяров да горной татарин Васка Урманчин, чтоб великие государи пожаловали их, велели с Шудушку ясак снять и написать на Васку Урманчина, а он, Васка, с него, Шу-душка, тот ясак снимает. Написано например:

В прошлом во 187-м году ноября в 29 день8 по указу блаженные памяти великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Ма-лыя и Белыя Росии самодержца, и по грамоте, и по выписке, и по приговору стол-ника и воеводы Венедикта Хитрово за ево рукою Казанские дороги деревни Нижней Улу Именли бобыль Доска Акбаев для увечья из ясаку оставлен и впредь в ясашных //л.4// книгах в ясак писать ево не велено, будет он, Доска, одинок, детей у него нет, а в ево место велено написать безясашного сродича ево, брата или племянника, или гулящего человека - тое деревни жителя.

201-го года октября в 25 день9 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчика Кудашка Яндеярова за старость и за одиначество из ясаку выписать, а вместо ево в ясак написать без-ясашного горного татарина Васку Урманчина. По тому и преж сего ясашные бобыли для увечья и одиначества из ясаков отставливаны, да и бобылскому ясаку убыли в том не будет и от приметок ясашных зборщиков и иных посылщиков дать ему оберегальную память.

И челобитчику Шудеску Яндеярову память дана такова: Лета 7201-го октября в 25 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего окольничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфин //л.5// ского уезду Осинские дороги деревни Азяк бобыля Шудеска Яндеярова за скудость и за одиночество из ясаку выписать, а вместо ево написать тое ж деревни безясашного татарина Васку Урманчина. И по сей памяти ясашным зборщикам и иным посылщикам на Шудеске Яндеярове бобылского ясаку и податей бобылских не спрашивать, и в том к нему не приметыватца и не убытчить, а имать за него тот бобылской ясак и бобылские подати на Васке Урманчине.

//л.4 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.2-3, 4-5.

7 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1692 г. по 31 августа 1693 г.

8 Дата соответствует 29 ноября 1679 г.

9 Дата соответствует 25 октября 1693 г.

№3. Память по челобитной безъясачного татарина деревни Елим Ногайской дороги Исенгула Дулатова о переводе его на окладной ясак от 15 ноября 1693 г.

//л.5а// Великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом холоп ваш Уфинского уезду Ногайской дороги деревни Елим безясашной татарин Исенгулка Дулатов. Родственники мои, холопа вашего, платят вам, великим государем, на Уфу в казну окладной ясак по лисице с человека на год. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, меня на Уфе написать в окладной лисей ясак с родственники мои, платить вам, великим государем, по лисице по вся годы. Великие государи цари, смилуйтеся.

//л.5а об.// Челобитчик Исенгулка тамгу свою приложил //л.6// И против сего челобитья выписано: В прошлом во 200-м году ноября в 21 день10 по выписке за пометою ближнего окольничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Ногайские дороги деревни Елим татаром Кинзягулку Дулатову, Кадырку Тоишеву, Мамекейку Маметеву, Урсайку Батыреву платить окладной ясак по лисице человеку на год, и о том память дана.

А челобитчика Исенгулка Дулатова в окладном и в бобылском ясаках не написано.

Да в ясашной приходной бобылской книге написано:

Ногайские дороги деревни Что на Елиме реке да деревни Что на речке Тюл-кас Уразайко да Урускулко Дулатовы, а ясак на них по 2 куницы.

И у выписки челобитчик Исенгулко сказал: Кинзягулко и Уразайко, и Уру-скулко ему, Исенгулку, братья родные.

К скаске знамя приложил

И ныне великим государем царем и великим князям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду Ногайские дороги деревни Елим безясачной татарин Исенгулка Дулатов, чтоб великие государи пожаловали ево, велели ево на Уфе написать в окладной лисей ясак с родственники //л.7// ево и платить по лисице на год.

Написано например:

В прошлом во 198-м году декабря в 30 день11 по выписке за пометою стольника и воеводы Ивана Толстово велено Ногайские дороги деревни Юряктав татарину Бимейку Иштуганову платить окладной ясак против башкирцов по лисице на год, и о том ему память дана.

10 Дата соответствует 21 ноября 1692 г.

11 Дата соответствует 30 декабря 1690 г.

201 года ноября в 15 день12 ближней окольничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчику Исенгулку Дулатову платить окладной ясак по лисице на год. По тому и преж сего такие примеры бывали: безясашные люди в окладные ясаки писаны, да и бобылскому ясаку убыли в том не будет и прибыль лисица. И от приметок ясачных зборщиков дать ему обере-галную память.

//л.8// Лета 7201-го ноября в 15 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Ногайские дороги деревни Елим татарину Исенгулку Дулатову платить окладной ясак по лисице на год. И по сей памяти ясачным зборщиком и иным посылщиком ево, Исенгулка, в бобылской ясак не писать, и в том к нему не приметыватца и не убытчить. И челобитчику Исенгулку дана память такова: //л.7 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.5а-6, 7-8.

№4. Память по челобитной новокрещен деревни Атикеево Сибирской дороги Антипа Филипова, Ивана Васильева, Игнатия Козмина «с товары-щи» о снятии с них бобыльского ясака от 14 ноября 1693 г.

//л.8а// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом сироты ваши Уфинского уезду Сибирской дороги деревни Атикеевой новокрещены Антипко Филипов, Ивашка Васильев, Игнашка Козмин с товарыщи. Всею деревнею платим мы, сироты ваши, в вашу, великих государей, казну бо-былской ясак по две кунице по вся годы. Да мы ж, сироты ваши, гоняем под вашими, великих государей, посылщиками подводы по той Сибирской, и по Осин-ской, да по Казанской дорогам непрестанно. И от [...]водьные гонбы, нам, сиротам вашим, вашего, великих государей, бобылского ясаку платить невмочь. А живем мы, сироты ваши, от города Уфы в десети верстах. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, сирот своих, велите, государи, с нас, сирот ваших, того вашего, великих государей, бобылского ясаку за многую подводную гонбу с нас, сирот ваших, не имать. И велите, государи, вместо того своих, великих государей, бобылского ясаку нам, сиротам вашим, подводы гонять против подгородных деревни Екшивановой ямщиков. Великие государи цари, смилуйтеся, пожалуйте.

//л.8а об.// Вместо челобитчиков Антипки Филипова да Ивашка Васильева, да Игнашка Козмина по их велению Фетка Токарев руку приложил. //л.9// И против чего челобитья выписано:

В ясачной приходной бобылской книге прошлого 197-го года13, написано: Сибирские дороги деревни Атикеевы бобылей по имяном 4 человека, а ясаку на них по 2 куницы да по 13 алтын по 2 денги на человеке.

12 Дата соответствует 15 ноября 1693 г.

13 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1688 г. по 31 августа 1689 г.

И с того числа 2 человека живут в розных деревнях и на 197-й год ясаку во взятье толко с одного человека.

Да в прошлом во 197-м году февраля в день14 в грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, писано на Уфу к стольнику и воеводе к Ивану Толстово: велено против челобитья Уфинского уезду всех четырех дорог ясашных людей в Уфинском уезде ясашных бобылей переписать по имяном, сколко их налицо, хто и почему в их, великих государей, казну оброку и всяких податей платят, и сколко человек их, бобылей, живут в захребетниках или и своими дворами безоброчно. А переписав, учиня тому всему книги с ясаками, с подлинною очисткою, и перечневую выписку прислать к Москве.

//л.10// И по тому великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, указу и по грамоте в Уфинской уезд по Сибирской дороге для переписки и для накладки ясаков посыланы порутчик Дмитрей Тверитинов да приказные избы подячей Федор Дубровин и переписи своей подали за руками книги, и в книгах их деревни Атикеевы бобылей не писано.

И в прошлом во 198-м году15 по указу великих государей и по грамоте велено Уфинского уезду с ясашных людей ясак збирать по переписным книгам 197-го году и на 198-й, и на 199-й16, и на 200-й17 годы, деревни Атикеевы з бобылей ясаку в зборщиковых книгах во взятье ничего не написано.

Да в прошлом во 195-м году августа в 4 день18 по выписке за пометою стол-ника и воеводы князя Ивана Борятинского деревни Якши Ивановы ямских охотников Уртечка Илбахтина с товарыщи ясашным зборщиком в ясак до указу великих государей писать и бобылских податей никому спрашивать с них не велено. И о том им память дана.

И ныне великим государем царем и великим князям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду, Сибирские дороги //л.11// деревни Атикеевы новокрещены Антипка Филипов с товарыщи всею деревнею, чтоб великие государи пожаловали их за многую подводную гонбу, не велели с них бобылского ясаку имать против подгородных деревни Якши Ивановы ямщиков.

И в нынешнем 201-м году ноября в 14 день19 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчиком Анти-пке Филипову с товарыщи в деревне Атикееве жить из одной подводной гонбы, а бобылского ясаку и иных никаких податей имать с них не велено. И о том по указу великих государей и по грамоте велено Уфинского уезду с ясашных людей ясак збирать по ясашным книгам 198-го году20, а они, челобитчики, в тех пере-

14 Дата соответствует периоду с 1 февраля 1689 г. по 28 февраля 1689 г.

15 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1689 г. по 31 августа 1690 г.

16 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1690 г. по 31 августа 1691 г.

17 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1691 г. по 31 августа 1692 г.

18 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1686 г. по 31 августа 1687 г.

19 Дата соответствует 14 ноября 1693 г.

20 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1689 г. по 31 августа 1690 г.

писных книгах не написаны, да и потому что деревни Якши Ивановы с ямских охотников ясаку и иных податей имать не велено. И о том им память дать.

И челобитчику Антипку Филипову с товарыщи память дана такова:

//л.12// Лета 7201-го ноября в день21 бил челом великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, а на Уфе в приказной избе ближнему околни-чему и воеводе Василью Федоровичю Стрешневу Уфинского уезду Сибирские дороги деревни Атикеевы новокрещены Антипка Филипов с товарыщи подали челобитную. А в челобитной их написано: платят де они в их, великих государей, казну бобылского ясаку по две куницы, да они ж под всякими посылщики гоняют подводы по Сибирской, и по Осинской, и по Казанской дорогам непрестанно. И от тое де подводные гонбы бобылского ясаку платить им невмочь. И великие государи пожаловали б их за многую подводную гонбу, не велели с них бобылского ясаку и бобылских податей имать, а вместо того бобылского ясаку велели им гонять подводы против подгородных деревни Якши Ивановы ямщиков и в нынешнем 201 году ноября в 14 день22 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Ро-сии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Ва-силья Федоровича Стрешнева, велено им, Антипке с товарыщи, в деревне Ати-кееве жить из одной подводной гонбы, а бобылского ясаку и иных никаких податей имать с них не велено. И по сей памяти ясашным зборщиком и иным посыл-щиком с Антипки Филипова с товарыщи бобылского ясаку и податей бобылских не спрашивать, и в том к ним не приметыватца и ничем их не убытчить.

//л.11 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.8а-12.

№5. Память по челобитной ясачных башкирцев деревни Полский Киргиз (Кыргуз, Кыргиз) Елдяцкой волости Казанской дороги Исмекея Китяпо-ва с братом и с племянником о передаче окладного ясака с повытья их умершего родственника Еманая Кутуева безъясачному татарину Шайбулату Шаймурзину от 17 ноября 1693 г.

//л.13// Великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом холопи ваши, Уфинского уезду Казанские дороги деревни Полского Кыр-гуз Елдацкой волости ясашные башкирцы Исмекейка Китяпов з братом и с племянником, в прошлых годех родственник наш, холопей ваших, ясашной башкирец Еманай Кутуев умре, а после ево, Еманая, в вашу, великих государей, казну платим мы, холопи ваши, ево повытья: ясаку, ансырь меду да куницу и того ясаку ево повытья платить нам мочи нет. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, холопей своих, велите, государи, тот ясак, повытья умершего родственника нашева написать на безясашного татарина на Шайбулат-ка Шаймурзина, а я, сирота ваш, Шайбулатка, тот ясак в вашу, великих государей, казну платит по вся годы. Великие государи цари, смилуйтеся.

21 Дата соответствует периоду с 1 ноября 1693 г. по 30 ноября 1693 г.

22 Дата соответствует 14 ноября 1693 г.

У

//л. 13об.// Челобитчик Исмекейка тамгу свою приложил //л.14// И против сего челобитья выписано: В окладных приходных книгах нынешняго 201 году написано: Казанские дороги Елдяцкие волости на старосте, на Солтангилдее Бедееве, с товарыщи 100 куниц да меду 52 батмана с полубатманом.

Да в тот же оклад помогает служилой мещеряк Уляйко Янборисов 2 куницы. Да Степан Янбахтин помогает 2 куницы.

Да тое ж волости башкирцу Тойметку Калмыкову в ево повытье помогает деревни Полского Киргизу Сюлейманко Мишкин да безясашной Беккенячко Ел-дашев.

А челобитчика Исмекейка Китяпова з братом и с племянником и родственника их, Еманайка Кутуева, в том окладном ясаке не написано, потому что и иных волостей на башкирцах окладные ясаки писаны на старостах и на лутчих людех, а не на всех поимяном.

Да по справке на Уфе в приказной избе с окладными бобылскими книгами прошлых и нынешняго 201 годов Шайбулатка Шаймурзина в бобылском ясаке не сыскано.

И ныне великим царем государем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, бьют челом Уфинского уезду Казанские дороги Елдяцкие волости деревни Полского Киргизу ясашные башкирцы //л.15// Исмекейка Китяпов з братом и с племянником, чтоб великие государи пожаловали их, велели вместо умершаго башкирца Еманайка Кыстуева в окладной ясак написать безясашного татарина Шайбулатка Шаймурзина.

Написано например:

В прошлом во 187 году июня в 1 день23 по выписке за пометою столника и воеводы Венедикта Хитрово по челобитью Гирейские волости башкирца Торого-зи Бескеева велено за ево, Торогозину, службу, что он в ызмене не был, и за побитых детей ево и сродичей и для ево старости в ясак помогать вскормленику ево Байтушку Тойлину и платить ему, Байтушку, ясак ево, Торойгозин, повытье шесть куниц да батман меду с ним, Торойгозею, вместе по вся годы сполна. И о том ему, Торогозе, оберегалная память дана.

//л.16// 201-го года ноября в 17 день24 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел против Исмекейкова челобитья Китяпова умершаго родственника ево Еманайка Кынтуева в окладной ясак написать безясашного татарина Булатка Шаймурзина и платить ему, Шайбулатку, ево, Еманайково, повытье по кунице да по ансырю меду по вся годы, чтоб им, Исмекей-ку з братом и с племянником, тот ясак платить было не в тягость и в доимку б не запустить. Да и преж сего такие примеры бывали: безясашные люди в окладные ясаки писаны. И от приметок ясашных зборщиков дать ему оберегалную память. Челобитчику Шайбулатку Шаймурзину память дана такова: Лета 7201 года ноября в 17 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы

23 Дата соответствует 1 июня 1679 г.

24 Дата соответствует 17 ноября 1693 г.

Василья Федоровича Стрешева велено Уфинского уезду Казанские дороги деревни Полского Кыргизу безясашного татарина Шайбулака Шаймурзина написать в окладной ясак вместо Елдяцкие волости умершаго башкирца Еманайка Кынтуева и платить ему ево, Еманайково, повытье по кунице да по ансырю меду. И по сей памяти ясашным зборщиком и иным посылщиком ево, Шайбулатка, в бобылской ясак не писать и бобылского ясаку не спрашивать, и в том к нему не приметыват-ца и ничем не убытчить.

//л.15 об.// Справил Сенка Холщевнин.

№6. Память по челобитной ясачного башкирца Елдяцкой волости Казанской дороги Юсупа Татлыбаева о записи в окладной ясак безъясачного татарина Досая Иванакова от 17 ноября 1693 г.

//л.17// Великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом холоп ваш, Уфинского уезду Казанской дороги Елдятской волости башкирец Юсупка Татлыбаев в прошлых годех платил в вашу, великих государей, казну на Уфу окладного ясаку дед и отец, и родственники мои по полубатману з бесцы-рем меду да по кунице на год. И дед, и отец, и родственники мои многие померли, а в том ясаке остался я, холоп ваш, остался один. И того вашего, великих государей, ясаку мне, холопу вашему, платить невмочь. Великие государи цари, смилуй-теся. Милосердные великие государи и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, для вспоможения того платеж того ясаку написать безясашного татарина Досая Иванакова. Великие государи цари, смилуйтеся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

//л. 17 об.// Челобитчик Юсупка тамгу свою приложил //л.18// И против сего челобитья выписано: В окладной ясашной книге нянешняго 201 году написано: Казанские дороги Елдяцкие волости на старосте, на Солтангилдее Бедееве, с товарыщи 100 куниц да меду 52 батмана с полубатманом.

Да в тот же оклад помогает служилой мещеряк Уляйко Янборисов 2 куницы. Да Стенка Янбахтин помогает 2 куницы.

Да тое ж волости башкирцу Тойметку Калмыкову в ево повытье помогает деревни Полского Кыргизу ясашной бобыль Сюлеманко Мишкин да безясашной Беккенячко Елдашев.

А челобитчикова деда и отца, и ево, Юсюпка, в том окладном ясаке не написано, потому что и иных волостей на башкирцах окладные ясаки писаны на старостах и на лутчих людех, а не всех поимяном.

Да по справке на Уфе в приказной избе с ясашными бобылскими книгами прошлых и нынешняго 201 годов татарина Досайка Иванакова в бобылской ясак не сыскано.

И ныне великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду Казанские //л.19// дороги Елдяцкие волости башкирец

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.13-16.

Юсюпка Татлыбаев, чтоб великие государи пожаловали ево, велели для вспоможения ясаку написать безясашного татарина Досайка Иванакова.

Написано например:

В прошлом во 187-м году июня в 1 день25 по выписке за пометою столника и воеводы Венедикта Хитрово по челобитью Гирейские волости башкирца Торози Бексеева велено за ево, Торогозину, службу, что он в ызмене не был, и за побитых детей ево и сродичей и для ево старости в ясак помогать вскормленику ево Байту-гушку Тойлину и платить ему, Байтугушку, ясак ево, Торогозино, повытье шесть куниц да батман меду с ним, Торогозею, вместе по вся годы сполна. И о том ему, Торогозе, оберегалная память дана.

//л.20// 201-го года ноября в 17 день26 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел безясашному татарину Досайку Иванакову против Юсупкова челобитья платить окладной ясак с ним, Юсупком, вместе по кунице да по полубатману з бесцырем меду по вся годы, чтоб ему, Юсупку, одному тот ясак платить было не в тягость. Да и преж того такие примеры бывали: безясашные люди в окладные ясаки для вспоможения писаны. И от приметок ясашных зборщиков дать ему оберегалную память.

Лета 7201-го ноября в день27 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Казанские дороги Елдяцкие волости деревни Полского Кыргизу безясашному татарину Досайку Иванакову платить окладной ясак тое Елдяцкие волости з башкирцом, с Юсупком Татлыбаевым, вместе ево повытье по кунице да по полубатману з безсырем меду. И по сей памяти ясашным зборщиком и иным посылщиком ево, Досайка, в бобылской ясак не писать и бобылского ясаку с него не спрашивать, и в том к нему не приметыватца и ничем ево не убытчить.

//л.19 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.17-20.

№7. Память по челобитной чувашина деревни Теникешево Сибирской дороги Янбулата Булатова о переводе его на окладной ясак и записи вместо него в бобыльский ясак горного татарина Салдата Айгилдина от 19 ноября 1693 г.

//л.21// Великим государем царем и великим князьяи Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю бьют челом сироты ваши, Уфинского уезду Сибирской дороги деревни Теникешевы чювашенин Янбулатка Булатов да деревни Атемесевы горной татарин Салдатко Айгилдин. Платил я, сирота ваш, в вашу, великих государей, казну бобылской ясак по две куницы на год. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, сирот своих, велите, государи, мне, Янбулатку, платить окладной ясак Минские волости з башкирцом, с Асаном Уразаевым, а сверх окладного ясаку я, сирота ваш, буду платить в вашу, великих

25 Дата соответствует 1 июня 1679 г.

26 Дата соответствует 17 ноября 1693 г.

27 Дата соответствует периоду с 1 ноября 1693 г. по 30 ноября 1693 г.

государей, казну по кунице на год, а бобылской ясак буду платить вместо ево, Янбулата, я, сирота ваш, Салдатко и тот бобылской ясак переписать на нем, Сал-датке. Великие государи цари, смилуйтеся.

Челобитчик Салдатка тамгу свою приложил

//л.22// И против сего челобитья выписано:

В окладных ясачных книгах прошлых и нынешняго 201-го годов написано:

Ногайские дороги Минские волости на старосте, на Алтынае Сарыбаеве, да на Кутле Кулсарине с товарыщи, на всей волости 172 куницы да 2 бобра.

И в то число башкирец Уразайко Булашев своего повытья платит по 4 куницы на год.

Да в ясашной приходной бобылской книге нынешняго 201-го году написано:

Сибирские дороги деревни Теникешевы в бобылском ясаке Янбулатко Ак-булатов, ясаку на нем 2 куницы.

А Салдатка Айгилдина в бобылском ясаке не написано.

И ныне великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом Уфинского уезду Сибирские дороги деревни Теникешевы чювашенин Ян-булатко Акбулатов да деревни Атемесевы горной татарин Салдатко Айгилдин, чтоб великие государи пожаловали их, велели Янбулатку платить окладной ясак Минские волости з башкирцом, с Асанком Уразаевым, сверх окладного ясаку по кунице на год, а бобылской ясак вместо ево, Янбулатка, платить Салдатку Айгил-дину.

//л.23// Написано например:

В прошлом во 197 году декабря в 28 день28 по выписке за пометою столника и воеводы Ивана Толстово велено Уфинского уезду Ногайские дороги деревни Что на речке Урунде бобылю Иликейку Бекчюрину платить окладной ясак Та-бынские волости з башкирцом, с Умытпайком Мурзашевым, и бобылского ясаку по кунице на год, а две куницы с него збавить и написать деревни Бакралы на без-ясашного Василейка Яштыбаева. И о том ему, Иликейку, память дана.

201-го года ноября в 19 день29 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчику Янбулатку Акбулатову платить окладной ясак Минские волости з башкирцом, с Асанком Уразаевым, по кунице на год, а бобылской ясак и бобылские подати платить Салдатку Айгилди-ну, потому что бобылскому ясаку убыли в том не будет и в прибыль куница. А о платеже бобылского ясаку Салдатково челобитье самово. Да и преж сего такие примеры бывали: бобыли из бобылского ясаку в окладные ясаки переписываны. И от приметок ясашных зборщиков дать ему оберегалную память.

И челобитчику Янбулатку память дана такова:

28 Дата соответствует 28 декабря 1689 г.

29 Дата соответствует 19 ноября 1693 г.

//л.21 об.// Челобитчик Янбулатко тамгу свою приложил

//л.24// Лета 7201-го ноября в 19 день30 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду деревни Тенике-шевы бобылю Янбулатку Акбулатову платить окладной ясак Минские волости з башкирцом, с Асанком Уразаевым, по кунице на год, а бобылской ясак и бобыл-ские подати платить за него деревни Атемясевы татарину Салдатку Айгилдину. И по сей памяти ясашным зборщиком и иным посылщиком на нем, Янбулатке, бо-былского ясаку и податей бобылских не спрашивать, и в том к нему не приметы-ватца и ничем ево не убытчить, а имать за него бобылской ясак и бобылские подати на Салдатке Айгилдине.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.21-24.

№8. Память по челобитной башкирца Елдяцкой волости Сибирской дороги Бекимбета Туушева о переводе на окладной ясак безъясачных горных татар деревни Елдяк Байгирея и Трошки Иткасевых от 21 ноября 1693 г.

//л.24а// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом холоп ваш, Уфинского уезду Сибирские дороги Елдяцкие волости башкирец Бекимбетка Туушев. Плачю я, холоп ваш, в вашу, великих государей, казну с вотчины своей окладного ясаку по дватцети по две куницы да по полубатману меду на год по вся годы, а человечец я, холоп ваш, одинокой и за одиночеством того вашего, великих государей, ясаку в вашу, великих государей, казну платить мне, холопу вашему, невмочь. И ныне я, холоп ваш, для одиначества припустил в вотчину свою и для платежу ясаку в вашу, великих государей, казну к себе в помочь тое ж дороги деревни Елдяк горных татар Багирея да Трошку Иткасевых детей. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, их, Багирея и Трошку, написать на Уфе в окладной ясак, а ясак платить в вашу, великих государей, казну [на У]фе со мною, холопом вашим, вопче. Великие государи цари, смилуйтеся, пожалуйте.

//л.24а об.// Челобитчик Бекимбетка тамгу свою приложил //л.25// И против сего челобитья выписано: В ясашной приходной книге нынешняго 201 году написано: Сибирские дороги Елдяцкие волости на башкирцах, на Акбулатке Акчюрине с товарыщи, 60 куниц.

А челобитчика Бекимбетка Туушева в том окладном ясаке не написано, потому что и иных волостей на башкирцах окладные ясаки писаны на старостах и на лутчих людех, а не всех поимяном.

И по справке з бобылскими книгами прошлых и нынешняго 201-го годов горных татар Байгирейка и Трошки Иткасевых в бобылском ясаке не сыскано.

И ныне великим государем царем и великим князям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду Сибирские дороги Елдяцкие волости башкирец Беким-

бетка Туушев, чтоб великие государи пожаловали ево, велели для вспоможения ясаку в окладной ясак написать горных татар Байгирейку да Трошку Иткасевых.

Написано например:

В прошлом во 193-м году июня в 25 день31 по выписке за пометою думного дворянина и воеводы Ивана Петровича Кондырева велено Ички-Иланские волости з башкирцом, с Сюлеманком Бояновым, платит окладной ясак безясашному татарину Тойбулатку Урмасеву. И о том ему память дана.

//л.26// 7201-го года ноября в 21 день32 ближней околничей и воевода Васи-лей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел безясашных татар Байги-рейка да Трошку Иткасевых для вспоможения Бекимбетку Туушеву написать в окладной ясак и платить с ним, Бекимбетком, вместе по дватцети по две куницы да полбатмана меду по вся годы, чтоб ему одному тот ясак платить было не в тягость. Да и преж сего такие примеры бывали: безясашные люди в окладные ясаки для вспоможения писаны. И от приметок ясашных зборщиков дать им оберегал-ную память.

И Байгирейку, и Трошке память дана такова:

Лета 7201 года ноября в 21 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева написаны в окладной ясак безясашные горные татара Байгирейка //л.27// да Трошка Иткасев. И велено им тот ясак платить Ел-дяцкие волости з башкирцом, з Бекимбетком Туушевым, по дватцети по две куницы да по полубатману меду и по сей памяти ясашным зборщиком и иным по-сылщиком их, Байгирейка и Трошку, в бобылской ясак не писать и бобылского ясаку с них не спрашивать, и в том к ним не приметыватца и не убытчить.

//л.25 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.24а-27.

№9. Память по челобитной ясачного татарина деревни Исенсубино Казанской дороги Иштугана Ишмаметева о переводе его на окладной ясак от 25 ноября 1693 г.

//л.27а// Великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом холоп ваш Уфинского уезда Казанские дороги деревни Исенсубины ясаш-ной татарин Иштуганка Ишмаметев. З двумя сынишки, с Сапарком да с Урмекей-ком, вам, великим государем, в казну плачю я, холоп ваш, вашего, великих государей, бобылского ясаку по две куницы на год. А детишки мои Сапарка и Урме-кейка ни в какой ясак не написаны. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, мне платить окладной ясак Байлярские волости з башкирцы по две куницы на год, а из бобылского ясаку выписать. А впредь вам, великим государем, в казну, я, холоп

31

Дата соответствует 25 июня 1685 г.

ваш, з детишки моими33, с Сапарком и с Урмекейком, сверх тех двух куниц [... ]

куницу. Великие государи, смилуйтеся.

//л.27а об.// Челобитчик Иштуганка тамгу свою приложил //л.28// И против сего челобитья выписано: В ясашной приходной бобылской книге нынешняго 201-го году написано: Казанские дороги деревни Исенсубины бобыль Иштуганко Ишметев, ясаку на нем куница да 13 алтын 2 денги, а детей ево, Иштуганковых, Сапарка и Урмекейка, в бобылском ясаке не написано.

И ныне великим государем царем и великим князьям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду Казанские дороги деревни Исенсубины ясашной татарин Иштуганко Ишмаметев з детми, с Сапарком да с Урмекейком, чтоб великие государи пожаловали ево, велели ему Иштуганку платить окладной ясак Байлярские волости з башкирцы старого и с прибылым по три куницы на год. Написано например:

В прошлом во 196 году июня в 13 день34 по выписке за пометою столника и воеводы князя Ивана Борятинского велено Уфинского уезду Казанские дороги деревни Улуй Именли бобылю Кулмяшку Тохтамышеву, деревни Маты Кручку Абызову платить окладной ясак старого, что они платили в бобылях, четыре куницы, да вместо денег две куницы, да с ними ж велено платить безясашному Иб-райку Уразбаеву по кунице, всего [. ].

//л.29// 201 года ноября в 25 день35 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчику Иштуганку Ишме-теву з детми, с Сапарком да с Урмекейком, платить окладной ясак старого и с прибылым по три куницы на год. По тому и преж сего бобыли в окладные ясаки переписываны, да и бобылскому ясаку убыли в том не будет и прибыль куница. И от ясатчиковых приметок память дана.

И челобитчику Иштуганку з детми оберегалная память дана. Лета 7201 года ноября в 25 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева написан в окладной ясак Уфинского уезду Казанские дороги деревни Исенсубины бобыль Иштуганко Ишметев з детми, с Са-парком да с Урмекейком, а окладного ясаку велено им платить старого и с прибылым по три куницы на год. И ясашным зборщиком и иным посылщиком с него, Иштуганка, и детей ево бобылского ясаку не спрашивать, и в том к ним не приме-тыватца и не убытчить.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.27а-29.

33

В рукописи: «ими».

34 Дата соответствует 13 июня 1688 г.

№10. Память по челобитной ясачного татарина деревни Полский Киргиз (Кыргиз) Казанской дороги Аймяка Янгилдина о переводе его на окладной ясак и безъясачного татарина деревни Маткауское Устье той же дороги Илтудача Иштуганова о записи его в бобыльский ясак от 28 ноября 1693 г.

//л.30// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом сироты ваши Уфинского уезду Казанской дороги деревни Полского Киргизу ясашной татарин Аймячка Янгилдин, деревни Маткауского устья безясашной татарин Илтудачка Иштуганов. Милосердные великие государи цари и всякие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, сирот своих, велите, государи, меня, Аймячку, написать в окладной ясак, что дал мне, сироте вашему, Елдяцкие волости башкирец Буляк Ямбаев платит в вашу, великих государей, казну по кунице на год да по ансырю меду, потому что он обнищал и оскудал и очми стал болен и не видел, а меня, сироту вашего, написать Илтудачку в ево, Аймяков ясак бобылской платить в вашу, великих государей, казну по две куницы на год и всякие ваши, великих государей, подати, что платил Аймяк. Великие государи цари, смилуйтеся, пожалуйте.

//л. 30 об.// Челобитчик Баймячка тамгу свою приложил 1

Челобитчик Илтудачка тамгу свою приложил //л.31// И против сего челобитья выписано: В ясачной бобылской книге нынешняго 7201 году написано: Казанские дороги деревни Полского Киргизу бобыль Янгилдейко Менгил-дин, а ясаку на нем куница да 13 алтын.

А Илтудачка Иштуганова в бобылском ясаке не написано. И у выписки челобитчик Аймячка сказал: Янгилдейко де Менгилдин ему, Аймячку, отец родной, а ныне он стар и увечен и бобылской ясак именем ево платит он, Аймячка.

К скаске знамя свое приложил

Да в окладной же приходной книге нынешняго 7201 году написано:

Казанские дороги Елдяцкие волости на старосте, на Солтангилдее Бюдееве, с товарыщи 100 куниц.

Да в тот же оклад помогает служилой мещеряк Уляйко Янборисов 2 куницы.

Да Стенка Янбахтин помогает 2 ж куницы.

Да тое ж волости башкирцу Тойметку Калмыкову в ево повытье помогает деревни Полского Киргизу ясачной бобыль Сюлейманка Мишкин да безясашной Беккенячко Елдашев, а Бюляка Янбаева в том окладном ясаке не написано, потому что и иных волостей на башкирцах окладные ясаки писаны на старостах и на лутчих людех, а не на всех поимяном.

И у выписки башкирец Бюлячко Янбаев сказал: окладного ясаку своего по-вытья платит он по кунице, да по ансырю меду, и ныне де тот ясак от скудости здает он деревни Полского Киргизу бобылю Аймячку Янгилдину.

//л.32// Толмачил Иван Панков.

Написано например:

В прошлом во 198-м году июня в 11 день36 по выписке за пометою столника и воеводы Ивана Толстово велено Казанские дороги деревни Каракул бобылю Пулатку Акметеву платить окладной ясак Киргизские волости з башкирцом с Ел-гилдейком Тойгилдиным, а бобылской ясак платить за него безясашному Ишмяч-ку Торбаеву. И о том ему, Пулатку, память дана.

201-го года ноября в 28 день37 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчику Аймячку Илгилдину платить окладной ясак Елдяцкие волости за башкирца, за Бюлячка Янбаева, ево повытье по кунице да по ансырю меду, а бобылской ясак и бобылские подати за него, Аймячка, платить безясашному горному татарину Илтудачку Иштуганову, потому и преж сего бобыли в окладные ясаки писаны, да и бобылскому ясаку убыли в том не будет. А о сьеме с него, Аймячка, бобылского ясаку Илтудачкино челобитье само и от приметок ясашных зборщиков дать ему оберегалную память.

И Аймячку Янгилдину память дана такова:

//л.33// Лета 201-го ноября в 28 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Бе-лыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Казанские дороги деревни Полского Кыргизу бобылю Аймячку Янгилдину платить окладной ясак Елдяцкие волости за башкирца, за Белячка Янбаева, ево повытье по кунице да по ансырю меду, а бобылский ясак и бобылские подати платить за него, Аймячка, деревни Маткаушскаго устья безясачному горному татарину Илтудачку Иштуганову. И ясашным зборщиком и иным посылщиком с Амячка Янгилдина бобылского ясаку не спрашивать, и в том к нему не приметыватца и не убытчить, а имать за него, Аймячка, бобылской ясак и бобылские подати с Ылтудачка Иштуганова.

//л.32 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.30-33.

№11. Память по челобитной ясачного татарина деревни Сабаево Казанской дороги Досмета Токусева о переводе его на окладной ясак от 3 декабря 1693 г.

//л.34// Великим государем царем и великим князям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом сирота ваш Уфинского уезду Казанские дороги деревни Сабаевы чювашенин Досметка Токусев. Родственники мои, сироты вашего, плат[ят]38 в вашу, великих государей, казну оклодной ясак тое ж Казанские дороги деревни Сабаевы с Утей-ком Иникеевым да с Кимесем Иликеевым, Калнинские волости з башкирцы, з Бебе-ком Девлезеровым с товарыщи, по кунице на год, а я, сирота ваш, ни в какой ясак не написан. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожа-

36 Дата соответствует 11 июня 1690 г.

37 Дата соответствует 28 ноября 1693 г.

38

В рукописи: «плат».

луйте меня, сироту своего, велите, государи, мне тот окладной ясак платить с родственники моими вместе по кунице на год. Великие государи цари, смилуйтеся.

//л. 34 об.// Челобитчик Досметка тамгу свою приложил ,

Толмачил Якушка Кинигцемцов.

//л.35// И против сего челобитья выписано:

В прошлом во 196 году декабря в 28 день39 по выписке за пометою столника и воеводы князя Ивана Борятинского велено деревни Сабаевы татаром Утячку да Кимечку Еныкеевым, Баймячку Тохтамышеву платить окладной ясак с родственником их, деревни Шайчюрины с Утемышком Байтерековым з братьями, в прибыль вопче по три куницы на год.

А по справке на Уфе в приказной избе с ясашными бобылскими книгами прошлых и нынешняго 201-го годов челобитчика Досметка Токусева в бобылском ясаке не сыскано.

И ныне великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом Уфинского уезду Казанские дороги деревни Сабаевы чювашенин Досметка Токусев, чтоб великие государи пожаловали ево, велели ему платить окладной ясак с родственники ево, с Утячком да с Кимячком Еныкеевыми, по кунице на год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Написано например:

В прошлом во 196 году генваря в 4 день40 по выписке за пометою столника и воеводы князя Ивана Борятинского велено Казанские дороги деревни Енабердины да деревни Камаевы татаром Байкачку Ишмякову да Утячку Андрюшеву платить окладной ясак в прибыль вопче по две куницы на год. И о том им память дана.

//л.36// 201-го года декабря в 3 день41 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчику Досметку Токусе-ву платить окладной ясак с родственники ево, тое ж деревни с татары, с Утячком да с Кимячком Еныкеевыми, по кунице на год, а в бобылской ясак писать ево не велел, потому и преж сего безясашные татара в окладные ясаки писаны. И от приметок ясачных зборщиков дать им оберегалную память.

И ему Досметку оберегалная память дана такова:

Лета 7201-го декабря в 3 день42 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Казанские дороги деревни Сабаевы татарину Досметку Токусеву платить окладной ясак с родственники ево, тое ж деревни с ясашными татары, с Утячком да с Кимячком Еныкеевыми, по кунице на год, а в бобылской ясак писать ево не велено. И по сей памяти ясаш-ным зборщиком и иным посылщиком ево, Досметка, в бобылской ясак не писать, и в том к нему не приметыватца и не убытчить.

//л.35об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.34-36.

39 Дата соответствует 28 декабря 1688 г.

40 Дата соответствует 4 января 1688 г.

41 Дата соответствует 3 декабря 1693 г.

42 Дата соответствует 3 декабря 1693 г.

№12. Память по челобитной татар деревни Бешаул Ногайской дороги Утеша Уразимбетева и Кинзегула Кинзебаева о переводе на окладной теп-тярский ясак 3 декабря 1693 г.

//л.37// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом холопи ваши, Уфинского уезду Ногайской дороги деревни Бешаул татара Утешка Уразимбетев, Кинзегулко Кинзебаев. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте нас, холопей своих, велите нас на Уфе написать в окладной тептерской ясак тое ж Ногайские дороги Табынские волости з башкирцы, с Тоймасом Исеншугуровым, с Ыштуганом Чюриным, вновь вам, великим государем, в прибыль, сверх того Тоймасова и Иштуганова окладного ясаку и платить нам, холопем вашим, того окладного ясаку в вашу, великих государей, казну с нынешнего с 201 году по кунице с человека на год. Великие государи цари, смилуйтеся.

//л.37 об.// Челобитчик Утешко тамгу свою приложил

Челобитчик Кинзегулко тамгу свою приложил //л.38// И против сего челобитья выписано: В ясачной приходной книге нынешняго 201-го году написано: Ногайские дороги Курпеч-Табынские волости на старосте, на Енабердее Байгушугурове, с товарыщи на всей волости 128 куниц.

И в то число Енабердей с товарыщи платят 108 куниц. Да которые живут на Ику, Сарымбет Юбаев с товарыщи, платят 20 куниц. И в то число Тоймас Исеншугуров да Окчермыш Кайтанов платят по 20 куниц на год.

Да деревни Бешеул ногайтин Иштуганко Чирин за бедностью платит по кунице на год.

А по справке на Уфе в приказной избе с ясашными бобылскими книгами прошлых и нынешняго 201-го годов челобитчиков Утешка Уразимбетева, Кинзя-гулка Кинзибаева в бобылском ясаке не сыскано.

И ныне великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, бьют челом Уфинского уезду Ногайской дороги деревни Бешеул татара Утешко Ура-зимбетев, Кинзягулко Кинзибаев, чтоб великие государи пожаловали их, велели им платить окладной тептерской ясак Табынские волости з башкирцы, с Тойма-ском Исеншугуровым да с Ыштуганком Чюриным, по кунице с человека на год.

И у выписки челобитчик Утешко сказал: дед де [...] и отец жили в Уфин-ском //л.39// уезде по Казанской дороге в деревне Биртюнове и платили окладной ясак Гирейские волости з башкирцы, дед43 де ево и отец от скудости переехали на Ногайскую дорогу в Табынскую волость и в той деревне и померли, а он после их остался в малых летех и доныне живет безясачно. И скаске знамя свое приложил

В рукописи слово «дед» пропущено.

(1

Написано например:

Кинзягулко Кинзибаев сказал: в прошлых годех, до первые башкирские ша-тости, отец ево Кинзибайко Елкутлин жил по Нагайской дороге в деревне Коз-гов[...] безясачно, и до первые ж де башкирские шатости отца ево взяли калмыки в полон и он де, Кинзягулко, после отца своего остался в малых летех и жил деревни Бешеул у ногайтина у Иштуганка Чюрина, а ныне он живет своим двором, а

ни в какой ясак не написан, к скаске знамя свое приложил

А по справке на Уфе в приказной избе с переписными книгами Савы Аристова да подячего Богдана Юрьева прошлого 140 году44, да з бобылскими книгами 166 годов45 Утемышкова деда Козячка Елдашева и отца ево Уразимбетка в окладном ясаке Кинзягулкова отца Кинзибайка Елкутлина в бобылском ясаке не написано.

Написано например:

В прошлом во 196 году майя в 22 день46 по выписке за пометою столника и воеводы князя Ивана Борятинского велено Казанские дороги деревни Кубады безясашным татаром Мряске Чолпанову да Килмечку Утешеву платить окладной ясак тое ж деревни с родственником их, с Ылгилдою Баушевым, в прибыль по кунице на год.

//л.40// 201-го года декабря в 3 день47 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел челобитчиком Утемышку Ура-зимбетеву и Кинзюгулку Кинзибаеву платить окладной ясак вопче по две куницы на год, а в бобылской ясак платить их не велел, потому отцов их в бобылком ясаке не сыскано, да и они в бобылском ясаке не бывали, а преж сего безясачные татара в окладные ясаки писаны. И от приметок ясачных зборщиков дать им оберегал-ную память.

И им, Утемышку и Кинзягулку, оберегалная память дана такова:

Лета 201-го года декабря в 3 день48 по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено Уфинского уезду Ногайские дороги деревни Бешеул татаром Утемышку Уразимбетеву, Кинзягулку Кинзибаеву платить окладной ясак вопче две куницы на год, а в бобылской ясак писать их не велено. И по сей памяти ясашным зборщиком и иным посылщиком Утемышка Ура-зимбетева и Кинзягулка Кинзибаева в бобылской ясак не писать и бобылского ясаку с них не спрашивать, и в том к ним не приметыватца и не убытчить.

//л.39 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.37-40.

44 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1631 г. по 31 августа 1632 г.

45 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1657 г. по 31 августа 1658 г.

46 Дата соответствует 22 мая 1688 г.

47 Дата соответствует 3 декабря 1693 г.

48 Дата соответствует 3 декабря 1693 г.

№13. Память по челобитной ясачного татарина деревни Большой Иняк Осинской дороги Исенбая Сетякова о переводе его на окладной тептярский ясак от 9 декабря 1693 г.

//л.41// Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом холоп ваш, Уфинского уезду Осинской дороги деревни Болшего Иняку ясашной татарин Исенбайко Сетяков в прошлом 200-м году49 по вашему, великих государей, указу, а по моему, холопа вашего, челобитью, прислана с Москвы на Уфу, ваша, великих государей, грамота. А по вашей, великих государей, грамоте, велено меня, холопа вашего, на Уфу написать в окладной тептерской ясак. Милосердные великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, по той своей, великих государей, грамоте, свой, великих государей, указ учинить. Великие государи цари, смилуйтеся.

//л.41 об.// Челобитчик Исенбайка знамя свое приложил '

//л.42// И против сего челобитья выписано:

В грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, на Уфу к ближнему околничему и воеводе к Василью Федоровичю Стрешневу по челобитью Уфинского уезду Осинские дороги деревни Болшого Иняку ясачного татарина Исенбайка Сейтякова нынешняго 201 года декабря в 4 день50 написано:

Платит де он в их, великих государей, казну бобылской ясак, а брат ево родной Яшпахтка Сейтяков платит окладной ясак по тринатцети куниц на год.

И великим государем пожаловати б ево, велеть ему платить окладной теп-терской ясак и помогать брату ево для того, что брату ево тот ясак платить невмочь.

[...] великих государей грамоте ближнему околничему и воеводе Василью Федоровичю велеть ево, Исенбайка, написать в тептерской ясак против иных таких ево братьи, а бобылской ево ясак наложить на безясашных, которые ясака не платят.

//л.43// И ныне великим государем царем и великим князям Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьют челом Уфинского уезду Осинские дороги деревни Болшого Иняку ясачной татарин Исенбайко Сейтяков чтоб великие государи пожаловали ево, велели по той своей, великих государей, грамоте свой, великих государей, указ учинить.

[...] Уфе в приказной избе в ясачной книге прошлого 199 году июня в 19 день51 написано:

По указу великих государей и по грамоте, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева велено деревни Иняк бобылю Яшпахтке Сейтякову платить один окладной ясак по тринатцети куниц да по батману меду Дуванейские волости з башкирцом с Рыскеем Бокаевым, а бо-былской ясак платить за него деревни Иштугановы Ижболдке Актуганову.

49 Дата соответствует периоду с 1 сентября 1691 г. по 31 августа 1692 г.

50 Дата соответствует 4 декабря 1693 г.

51 Дата соответствует периоду 19 июня 1691

Да в ясашной же приходной бобылской книге нынешняго 201 году написано:

Деревни Иняк бобыль Исенбайко Сейтяков, а ясаку на нем две куницы.

[...] челобитчик52 Исенбайко Сейтяков сказал: в деревне Де[...]лове Васи-лейко Азманов живет своим двором безясачно, а скотом и хлебом заводен и в платеж бобылского ясаку ево, Василейка, станет.

К скаске знамя свое приложил

Толмачил Яков Кинещемцов.

//л.44// А по справке за бобылскою книгою нынешняго 201 году в деревне Шигамалове Василейка Азманова в бобылском ясаке не написано.

201-го года декабря в 9 день53 ближней околничей и воевода Василей Федорович Стрешнев, слушав сеи выписки, велел, по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по грамоте, челобитчика Исенбайка Сетякова написать в окладной тептерской ясак и платить ему з братом ево, Исенбайковым, с Яшпахткою Сетяковым, вместе, а бобылской ево ясак написать деревни Шигама-ловы на безясачного на Василейка Азманова и о том ему дать оберегалную память.

И ему, Исенбайку, память дана такова:

Лета 201-го декабря в 9 день по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по грамоте, и по выписке за пометою ближнего околничего и воеводы Василья Федоровича Стрешнева написан в окладной тептерской ясак Уфинского уезду Осинские дороги деревни Большого Иняку бобыль Исенбайко Сейтяков, а велено ему платить з братом ево, с Яшпахткою Сейтяковым, а в бо-былской ево ясак написан деревни Шигамаловы безясачной бобыль Василейко Азманов и по сему, великих государей, указу ясашным зборщиком и иных по-сылщиков Исенбайка Сейтякова бобылского ясаку и податей бобылских.

//л.44 об.// Справил Сенка Холщевнин.

РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.1152. Л.37-40.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII - первой трети XVIII в. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. 368 с.

2. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в Х'^-Х'^П вв. М.: Наука, 1988. 181 с.

3. Система землевладения и социальные категории населения Волго-Уралья и Западной Сибири Х'УТ-ХК вв. Вып.1. Казань: Инстут истории им. Ш. Марджа-ни АН РТ, 2021. 448 с.

4. Служилые и ясачные люди в России Х^ХХХ вв.: особенности землевладения, сословные номинации: сборник статей. Вып.1 / под ред. Г.Х. Самигулова. Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2022. 195 с.

52 В рукописи «битчик».

53 Дата соответствует 9 декабря 1693 г.

Информация об авторах:

Исхаков Радик Равильевич - доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-7303-408X; e-mail: ishakovist@gmail.com

Владимиров Олег Олегович - научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); ORCID: 0009-0008-6803-3550; e-mail: olegvladimirov@list.ru

Поступила 05.05.2023 Принята к публикации 03.07.2023

"Tatar ... to pay a salary yasak against the Bashkirs by the fox for a year". On the influence of the state fiscal policy on the formation of social groups of the Ufa district population at the end of the 17th century

R.R. Iskhakov, О.О. Vladimirov

Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences

Kazan, Russian Federation

The publication presents documents from the fund "Ufa Prikaznaya Izba" of the Russian State Archive of Ancient Acts, which help to assess the process of formation of social groups of the yasak population of Ufa district in the last third of the 17th century and the influence of the state's fiscal policy on this process. The documents shed light on the role of the state in the stratification of rural residents, as well as the mechanisms for integrating migrants from the Pre-Kama region into the established social structure of the local society.

Keywords: Yasak Tatars, Bobyls, Bashkirs, Ufa district, Western Urals

For citation: Iskhakov R.R., Vladimirov O.O. "Tatar ... to pay a salary yasak against the Bashkirs by the fox for a year". On the influence of the state fiscal policy on the formation of social groups of the Ufa district population at the end of the 17th century. From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2023, vol.13, no.3, pp.136-160. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-3.136-160 (In Russian)

REFERENCES

1. Aznabaev B.A. Bashkir society in the 17th - first third of the 18 th century. Ufa: Bashkir State University, 2016. 368 p. (In Russian)

2. Rakhmatullin U.Kh. Population of Bashkiria in the 17th-18th centuries. Moscow: Nauka Publ., 1988. 181 p. (In Russian)

3. The system of land tenure and social categories of the population of the Volga-Urals and Western Siberia in the 16th-19th centuries. Issue 1. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2021. 448 p. (In Russian)

4. Service and yasak people in Russia in the 15th - 19th centuries: features of land ownership, class nominations: a collection of articles. Issue 1. Ed. by G.Kh. Sa-migulov. Chelyabinsk: A. Miller Library Publ., 2022. 195 p. (In Russian)

About the authors:

Iskhakov Radik Ravilevich - Dr. Sci. (history), Head of the Department of History of the Volga and Cis-Urals Regions, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-7303-408X; e-mail: ishakovist@gmail.com

Vladimirov Oleg Olegovich - Researcher of the Department of History of the Volga and Cis-Urals Regions, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ORCID: 0009-0008-6803-3550; e-mail: olegvladimirov@list.ru

Received April 5, 2023 Accepted for publication May 3, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.