Научная статья на тему 'Тасаввуф вместо суфизма: Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму'

Тасаввуф вместо суфизма: Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционный ислам / тасаввуф / суфизм / тарикатисты / салафиты (ваххабиты) / «Накшбадийя-муджадидийя» / Шейх Маулана Зульфикар Ахмад НакшбандиМуджаддеди / деобандийская школа / исламский университет Дар-уль-улум Деобанд / traditional islam / tasawwuf / sufizm / tariqat / salafi (wahhabi) / Naqshbandi Mujaddedi / Shaikh Maulana Zulfiqar Ahmad Naqshbandi Mujaddedi / Deobandi / Dar-ul-ulum Deoband

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафаргалеев Ильдар Фаатович

В статье автор рассматривает возможность использования отдельных традиционных для постсоветского пространства суфиийских течений в исламе в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASAWWUF INSTEAD OF SUFIZM: RANAISSANCE OF TRADITIONAL ISLAM – THE BEST ALTERNATIVE AGAINST RELIGIOUS EXTREMISM

In this article the author scrutinizes the possibility of using some of the traditional islamic sufi currents as an effective alternative against religious extremism.

Текст научной работы на тему «Тасаввуф вместо суфизма: Возрождение традиционного ислама – лучшая альтернатива религиозному экстремизму»

СООБЩЕНИЯ

УДК 297.1 ББК 86

Ильдар Сафаргалеев

ТАСАВВУФ ВМЕСТО СУФИЗМА: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА -ЛУЧШАЯ АЛЬТЕРНАТИВА РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация: В статье автор рассматривает возможность использования отдельных традиционных для постсоветского пространства суфиийских течений в исламе в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму.

Ключевые слова: традиционный ислам, тасаввуф, суфизм, тарикатисты, салафиты (ваххабиты), «Накшбадийя-муджадидийя», Шейх Маулана Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди, деобандийская школа, исламский университет Дар-уль-улум Деобанд

В настоящее время среди российских исламоведов не всегда есть единство относительно понятия «традиционный ислам», как в широком смысле, так и применительно к российским реалиям и постсоветскому пространству в целом. Некоторые эксперты отвергают это понятие, мотивируя некорректностью использования определения «традиционный» по отношению к исламу. Они считают это разделение субъективным и лишенным оснований. Однако, на мой взгляд, за этим стоит скрытая попытка «легитимизировать», используя неосведомленность широких слоев общественности, распространение на территории постсоветского пространства зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов. Закономерным последствием этого является рост конфликтности в обществе и экстремизм.

Негативные проявления такого рода «бурно» протекали в 90-х годах прошлого века и в начале нынешнего на российском Северном Кавказе. Они имеют место и в настоящее время, расширив свой ареал и включив в него Поволжье, Урал и Среднюю Азию. При этом, как

показал опыт, одних силовых мер борьбы с ними оказывается недостаточно. На мой взгляд, необходимы системные широкомасштабные усилия всего постсоветского социума, и прежде всего мусульманского, с использованием положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении, а именно в том легитимном разделе мусульманских богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф или определяемым как в просторечье, так и некоторыми «исламоведами» как суфизм. В связи с этим хочу подчеркнуть, что не следует соотносить тасаввуф с так называемым «суфизмом», для которого характерны противоречия с мусульманской догматикой, чего нет и быть не может в тасавву-фе.

«Единый комплекс исламских богословских наук состоит из трех категорий, а именно:

- ильм-уль-калям или акида, наука, занимающаяся объяснением деталей вероучения, в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне,

- ильм-уль-фикх или шариат, наука, занимающаяся объяснением деталей внеш-

них деяний (амаль заахира) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне; - ильм-уль-ихсан, ильм-уль-ахлак, ильми-тасаввуф или суфизм, наука, занимающаяся объяснением деталей деяний невидимых, сокрытых (амали-баатина) в соответствии с тем, что сказано в Коране и Сунне;

Исходя из этой классификации, тасаввуф - это наука о познании сокровенного, это методы и практика очищения души и духовного самосовершенствования индивида, и это комплекс практических рекомендаций по совершенствованию этики (адаб) своих последователей. Можно сказать, что это практика, использующая индивидуальный подход и при этом социально ориентированная, направленная на духовное совершенствование людей, на воспитание гармоничной личности и улучшение нравственного климата в обществе в целом, на устранение причин появления радикализма и экстремизма в поведении людей. В Коране (26:89) обращается внимание на особое положение в Судный День тех, кто предстанет перед Всевышним «с непорочным сердцем». Тасаввуф - это обширный раздел мусульманских знаний именно о том, как достичь такого состояния и затем сохранить его, чтобы в Судный День предстать перед Всевышним с непорочным сердцем. Изъятие тасаввуфа из числа легитимных богословских дисциплин - а это именно то, чем занимались в обозримом прошлом вышеупомянутые деструктивные силы и чуждые нашим традициям зарубежные исламские течения - подобно отделению души от тела и превращает Ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил. В мусульманских регионах постсоветского пространства та-саввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской

науки в прошлом обычно использовался в воспитательных целях»1.

Успешные примеры использования традиционного ислама в борьбе с экстремизмом на территории СНГ имеются, в т.ч. на российском Северном Кавказе, а именно в Чеченской Республике, где задействование руководством этого субъекта, Российской Федерации в лице Рамзана Кадырова мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона ислама суфийского направления позволило, несмотря на некоторые издержки, фактически свести на нет мусульманский радикализм и вытеснить чуждые экстремистские течения с территории республики.

В то же время ситуация в большинстве других «мусульманских анклавов» постсоветского пространства, в т.ч. и России, далеко не безоблачная. Тревожная обстановка в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии. Наибольшие опасения вызывает «кровавое» противостояние так называемых тарикатистов2 и са-лафитов3 в Дагестане, а также распространение экстремистской идеологии среди мусульманской элиты Татарстана.

Одной из основных причин этой «напасти» на постсоветском пространстве помимо активной работы зарубежных миссионеров в 90-х годах прошлого века, по моему мнению, явилось отсутствие должной поддержки на всех уровнях воз-

Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // «Материк», 20 июля 2011 года. URL: http://www.materik.m/rubric/detaü.php?ro=13488 (Режим доступа свободный)

2 Тарикатисты — приверженцы тариката — конкретного направления, школы, «пути к Богу» внутри тасаввуфа (от араб. тарика — путь, дорога)

3 Салафиты (или ваххабиты) — поборники «очищения» ислама от «нововведений» и возврата к т. н. «чистому исламу» времени его зарождения (от араб. салафун — «предки, предшественники»), и по имени идеолога учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263-1328).

рождению традиционного ислама, а именно тасаввуфа, который является наиважнейшей составной его частью. Именно суфийские тарикаты с их многовековой духовной традицией, сильной аргументационной теологической базой, жесткой иерархической структурой и интеллектуальной привлекательностью для элиты в случае их возрождения могли бы стать действенным заслоном на пути экстремизма. К сожалению, этого не произошло по ряду причин. В качестве главной я вижу вину научного и экспертного сообщества, которое не только не донесло до широких общественных кругов и власть предержащих необходимость использования этого мощного мобилизующего антирадикалистского фактора, но до сих пор в подавляющей массе не определилось с его объективной оценкой. Другой причиной явилось нарастание исла-мофобии в мировом масштабе, как естественной реакции на рост террористической активности исламских радикалов, и как результат противодействия любым возможным проявлениям мусульманского возрождения. В странах Центральной Азии в результате все большей авторита-ризации власти на волне борьбы с проявлениями религиозного экстремизма вместе с экстремистами «под раздачу» попали «все без разбору» и так называемые салафиты и суфии. Это особенно характерно для Узбекистана, а также Таджикистана. Сходная тенденция присутствует и в других среднеазиатских республиках. Эта «болезнь» не обошла в ряде регионов и Россию.

В этой связи для постсоветских стран на современном этапе в контексте создания действенной альтернативы экстремизму весьма актуален вопрос выбора, «селекции» тех суфийских тарикатов, которые бы гармонично вписались в постсоветский социум того или иного региона, и последующей выработки согласованных мер по их поддержке.

Это архиважно, поскольку существует немалое количество псевдосуфийских течений, которые никоим образом

не могут способствовать гармонии в любом обществе.

Кроме того, и внутри суфийского ислама не все однозначно со знаком «плюс». Существуют «тарикаты», которые не в ладу с шариатом, и инфильтрация их в постсоветское общество также не может способствовать гармонии.

Разборчиво, на мой взгляд, следует подходить и к тем суфийским течениям, у которых с шариатом все в порядке, но их излишняя политизация вряд ли послужит на пользу постсоветским государствам.

То есть нужен взвешенный комплексный и скрупулезный подход. В его реализации, по моему мнению, эффективно могли бы участвовать прежде всего духовные управления в тесном взаимодействии и контакте как с экспертным сообществом, так и правоохранительными органами. Суфийские тарикаты чрезвычайно закрытые иерархические структуры, что создает немалые трудности в их изучении.

На сегодняшний день Институт стран СНГ такую исследовательскую работу провел, изучив одно из направлений (турук) суфийского тариката «Накшбан-дийя-Муджадидийя»4, возглавляемого Шейхом Мауланой Зульфикаром Ахмадом Накшбади-Муджаддеди из Пакистана. Накопленные данные по самому широкому спектру деятельности данной структуры уже в настоящее время позволяют приступить к использованию его позитивного потенциала в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму. Этому способствует такая отличительна черта этого тариката как «жесткое» следование исламским канонам в соответствии с известной во всем мире деобандийской исламской школой (по названию всемирно известного университета Дар-уль-Улум Деобанд в Индии). Ведь даже так называемые салафи-ты (ваххабиты) не могут предъявить по-

4 Сафаргалеев И.Ф. Возвращение традиции и личность Гулама Хабиба // «Мусульманский мир». - 2015. - №3. - С.57-61

следователям деобандийской школы «обоснованных» претензий по большинству считающихся дискуссионными вопросов исламского вероучения. В то же время «деобанди» решительно отвергают терроризм5. Это создает объективные предпосылки для возможной «положительной» идеологической трансформации потенциальных экстремистов и перехода их в «лоно» традиционного ислама. Многочисленные практические примеры такого рода трансформаций имели и имеют место как в России, так и за рубежом. В связи с этим, возможно, имеет смысл в ближайшем будущем более развернуто ознакомить мусульман с опытом и деятельностью Шейха Мауланы Зульфикара Ахмада Накшбанди-Муджаддеди и методом духовного самоочищения, который он практикует.

5 Фетва главы Дар-уль-Улум Деобанд, осуждающая терроризм // «Ask Imam.ru». URL: http ://askimam. ru/publ/o_terrorizme/37-1-0-341 (Режим доступа свободный)

Источники и литература:

1. Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // «Материк», 20 июля 2011 года. URL:

http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID= 13488 (Режим доступа свободный)

2. Сафаргалеев И.Ф. Возвращение традиции и личность Гулама Хабиба // «Мусульманский мир». - 2015. - №3. - С.57-61

3. Фетва главы Дар-уль-Улум Деобанд, осуждающая терроризм // «Ask Imam.ru». URL:

http://askimam.ru/publ/o_terrorizme/37-1-0-341 (Режим доступа свободный)

Ildar Safargaleev

TASAWWUF INSTEAD OF SUFIZM: RANAISSANCE OF TRADITIONAL ISLAM - THE BEST ALTERNATIVE AGAINST RELIGIOUS

EXTREMISM

Summary: In this article the author scrutinizes the possibility of using some of the traditional islamic sufi currents as an effective alternative against religious extremism.

Keywords: traditional islam, tasawwuf, sufizm, tariqat, salafi (wahhabi), Naqshbandi Mujadde-di, Shaikh Maulana Zulfiqar Ahmad Naqshbandi Mujaddedi, Deobandi, Dar-ul-ulum Deoband.

Sources and Literature:

1. The resolution of scientific and practical seminar "The revival of traditional Islam -the best alternative to religious extremism" (July 14, 2011, Moscow, Russia) // "Materik", July 20, 2011. URL: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID= 13488 (Free Access) (in Russian)

2. Safargaleev I.F. Return of the traditions and identity of Ghulam Habib // "Musulmanskiy mir" - 2015. - №3. - P.57-61 (in Russian)

3. The Fatwa of the Dar-ul-Uloom Deoband's Head, condemns terrorism // «Ask Imam.ru». URL: http://askimam.ru/publ/o_terrorizme/37-1-0-341 (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.