Научная статья на тему 'О легитимности тасаввуфа'

О легитимности тасаввуфа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
362
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАСАВВУФ (СУФИЗМ) / АХЛЮ СУННА ВАЛЬ-ДЖАМАА / СУННА / ТАФСИР / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО (ФИКХ) / СПОДВИЖНИКИ (САХАБЫ) / ХАДИС ХАЗРАТА ДЖИБРИЛЯ / ЗАХИР / БАТИН / АЛИМ (УЛАМА) / ШАРИАТ / ИМАН / ИХСАН / ХАДИС МУТАВАТИР / ТАРИКАТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафаргалеев Ильдар Фаатович

Тасаввуф (суфизм) имеет непосредственное отношение к традиционному исламу и является признанной мусульманскими учеными областью исламского знания. Данная констатация с учетом повседневных как общемировых, так и конкретно российских реалий нуждается в доказательных пояснениях, которые автор приводит, основываясь на положениях книги известного мусульманского богослова шейха Ахмада Зульфикара « Тасаввуф и Сулук ». Изложенные в докладе на основе Корана и Сунны доводы в целях гармонизации этноконфесстиональных отношений нуждаются в популяризации, как и в целом тасаввуф, полагает автор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О легитимности тасаввуфа»

УДК 297 ББК 86.38

Ильдар Сафаргалеев О ЛЕГИТИМНОСТИ ТАСАВВУФА

Аннотация: Тасаввуф (суфизм) имеет непосредственное отношение к традиционному исламу и является признанной мусульманскими учеными областью исламского знания. Данная констатация с учетом повседневных как общемировых, так и конкретно российских реалий нуждается в доказательных пояснениях, которые автор приводит, основываясь на положениях книги известного мусульманского богослова шейха Ахмада Зульфикара «Тасаввуф и Су-лук». Изложенные в докладе на основе Корана и Сунны доводы в целях гармонизации этно-конфесстиональных отношений нуждаются в популяризации, как и в целом тасаввуф, полагает автор.

Ключевые слова: тасаввуф (суфизм), ахлю сунна валь-джамаа, Сунна, тафсир, исламское право (фикх), сподвижники (сахабы), Хадис Хазрата Джибриля, захир, батин, алим (улама), шариат, иман, ихсан, хадис мутаватир, тарикат.

На протяжении многих веков, фактически с момента утверждения в обществе Ислама как религии деструктивными силами, преследующими чисто политические цели, предпринимаются попытки принизить роль либо даже полностью исключить из мусульманского вероучения ту его легитимную часть, которая имеет отношение к Тасаввуфу, или суфизму. Весьма актуальной в мировом масштабе эта проблема вновь заявила о себе в связи с актами вандализма со стороны так называемого ИГИЛ в отношении захоронений пророков и праведников на Ближнем Востоке. Продолжает она напоминать о себе и на постсоветском пространстве, и в России, в частности. Так, не утихает противостояние между суфиями-тарикатистами и салафитами на Северном Кавказе. Последний инцидент, свидетельствующий об этом - массовая драка, которая произошла 5 июня с.г. в мечети ингушского селения Насыр-Корт, и обострившаяся впоследствии внутриконфессиональная ситуация в республике. Непростое положение с отношением к суфизму и в Приволжском федеральном округе, в частности в Татарстане, где высок уровень «салафитизации» активной части мусульманского населения. В связи с поистине богатой по части та-саввуфа истории Башкортостана, не исключена актуальность в перспективе данной проблемы и для него. Поэтому весьма

злободневным является вопрос легитимности тасаввуфа с точки зрения самого исламского вероучения и популяризация обосновывающих эту легитимность «богословских» выкладок среди широких слоев как мусульманского, так и немусульманского населения Российской Федерации.

Переходя к рассмотрению заявленной темы доклада, следует прежде всего отметить, что тасаввуф (суфизм), или исламская этика, имеет непосредственное отношение к традиционному исламу «как важной духовной составляющей общероссийской идентичности»1, или если говорить богословским языком к ахлю сунна валь-джамаа1 и является признанной мусульманскими учеными областью исламского знания. Однако данная констатация, как показывает практика, нуждается в целях избавления от различного рода, к сожалению еще бытующих в обществе спе-

1 Стенограмма начала встречи Президента России Владимира Путина с муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе 22 октября 2013 года по случаю празднования 225-летия учреждения Екатериной II духовного собрания магометанского закона // Официальный сайт Президента Российской Федерации, 22 октября 2013 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Режим доступа свободный)

2 Рустам Батров. Традиционный Ислам в России -это Ахлю сунна валь-джамаа // «Голос ислама», 26 октября 2013 года. URL: http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Режим доступа свободный)

куляций, и домыслов1, в доказательных пояснениях2.

И весьма, на мой взгляд, убедительно и доходчиво по этому, порой вызывающему абсолютно ненужные и вредные для единства мусульман разногласия, вопросу написал в своей книге «Тасаввуф и Сулук»4 шейх Ахад Зульфикар5. В ней он разъясняет:

«Исламские ученые обычно приводят три довода из Священного Корана, свидетельствующие о наличии и ценности знания тасаввуфа как отдельной области исламского знания».

Довод первый. «Аллах (С.В.Т.)6 говорит в Священном Коране:

«...и оставляйте и явный грех и скрытый...» (6:120).

В одном из авторитетных толкова-

п

ний (тафсиров) Корана открытые грехи

1 См. Сафаргалеев И.Ф. Коннотации альтернатив религиозному экстремизму на постсоветском пространстве // Политические процессы на постсоветском пространстве: материалы международной конференции (Москва, 23 апреля 2014 г.) / Отв.ред. и сост. В.Г. Егоров, А.В. Абрамов; Московский государственный областной университет; Общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» (Московское областное отделение). - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - С. 35-43.

2 См. Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама - лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // Сайт Института стран СНГ, 14 июля 2011 года. URL: http ://www. materik. ru/rubric/detail.php?ID=13488 (Режим доступа свободный)

3 Сулук - суфийский термин, означающий Путь духовного самосовершенствования мусульман.

4 Shaykh Ahmad Zulfiqar. Tasawwuf and Suluk / Translated from the original Urdu by Ahmed Avais and Mansoor Sikander. Faqeerpablications. - Chicago, 2009.

5 См. Сафаргалеев И.Ф. Суфийский тарикат пакистанского шейха Ахмада Зульфикара и его влияние на мусульман Южной Азии // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). Материалы научной конференции. 25-27 ноября 2012 года / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. - М.: ИВ РАН, Крафт+, 2014. - С. 219-223.

6 С.В. Т. - сокращение от араб. Субаханаху ва Тааля (Пречист он и Наивысок).

определены как грехи, совершенные органами человеческого тела, в то время как все другие грехи описываются как грехи сердца».

Здесь, наверное, следует более подробно пояснить, что согласно исламским канонам «.человеческие действия подразделяются на три вида:

а) К первой категории относятся видимые действия. Например, те, которые строго запрещены, такие как еда и питье в светлое время суток в месяц поста Рамадан.

К этим действиям обычно относят предписания относительно того, как мы должны вести себя по отношению к другим в обществе и в своем собственном доме.

Например, Аллах (С.В.Т.) говорит в Священном Коране:

¿2)1^)1 ' ^ . и . и 4 > I. " 1! \ .^а!]

«Скажи верующим (женщинам), пускай они потупляют свои взоры.» (24:30); или:

«.и ешьте и пейте, но не излишествуйте...» (7:31).

б) Вторая категория действий относится к внутреннему состоянию человека.

Аллах (С.В.Т.) говорит в Священном Коране:

«... положись на Аллаха...» (3:159); или:

«.. Я предал свое лицо (или лик) Аллаху...» (3:20).

с) Третья категория действий связана как с видимым, так и внутренним или скрытым в человеке.

Например, Аллах (С.В.Т.) говорит следующее относительно видимой стороны обязательной молитвы мусульманина: ^И- IpLL.ll ,Д| I1:113 «. и когда они встают на молитву, то встают ленивыми ...» (4:142).

Соответственно Аллах (С.В.Т.) говорит в последующих строках этого же аята о скрытой, невидимой стороне молитвы:

7 Тафсир - толкование Священного Корана, которое в целях идентификации обычно называется по имени Его толкователя.

(ЗлШ

т.е. при этом (добавление автора статьи) «...делая вид перед людьми...» (4:142).

Внешняя сторона действий мусульманина связана с установлениями исламского права (фикха), тогда как скрытая с правилами тасаввуфа. Обе эти исламские науки были доведены до совершенства Благородными Сподвижниками (Сахаба-ми) Святого Пророка Мухаммеда (С.А.С.)1 и были обязательными в деле нравственного сомосовершенствования мусульман». В качестве доказательства можно привести следующие хадисы.

«Абу Хурайра (Да будет доволен им Всевышний) сказал, что Посланник Аллаха (Да благославит его Всевышний) передал ему два «сосуда знаний». При этом он сказал, что один из этих сосудов он распространил среди людей, но если бы он также передал им и второй, то люди «отрезали бы ему голову». Этот хадис констатирует, что Абу Хурайра получил два вида знания от Пророка Мухаммеда (С.А.С.). Одно - относящееся к видимому в действиях человека и другое - связанное со скрытым от внешнего взора.

В ходе похорон Хазрата Умара (Да будет доволен им Аллах) Абдулла ибн Умар сказал собравшимся сподвижникам Пророка (С.А.С.), что девять десятых знания умерли вместе с Хазратом Умаром. Когда некоторые из сподвижников выразили недоумение относительно этого высказывания, Хазрат Абдулла пояснил, что он имел ввиду не знание исламского права, а видение внутреннего состояния человека. Сахабы остались довольны этим пояснением и это выразилось в их молчаливом согласии. И этот факт подтверждает существование вышеназванных двух категорий знания, так как благородные сподвижники никогда бы не остались молчаливыми относительно вещей, которые могли бы противоречить исламскому праву - шариату. Сподвижники Пророка (С.А.С.) были примером в непреклонной силе своей веры. Так, Хазрат Али (Р.А.А.) сказал, что лице-

1 С.А.С. - сокращение от араб. Салля Ллаху алейхи ва саллям (Да благославит Его Всевыйшний Аллах (С.В.Т.) и да приветствует), употребляемое после имени Пророка Мухаммеда (С.А. С.).

2 Хадис - информация о каком-либо действии либо высказывании Пророка Мухаммеда (С.А.С.).

зрение Рая и Ада не влияет на его веру. А жена Хазрата Абу Бакра (Р.А.А.) поведала о превосходстве ее мужа перед остальными не по причине того, что он много молится и постится, а из-за твердости своей веры во Всевышнего Аллаха (С.В.Т.) и его Посланника (С.А.С.). Название этой внутренней силы и непреклонности в вере и есть тасаввуф. Это знание может быть получено не из книг, а с помощью обуздания низменных страстей своего нафса.

Истоки как исламского права, так и Тасаввуфа восходят к Посланнику (С.А.С.) Аллаха (С.В.Т.)».

Еще одним весомым доводом в пользу «легитимности» тасаввуфа с точки зрения шариата является знаменитый хадис Хазрата Джибриля (А.С.).

«Передается в сборнике хадисов Сахих Имама Муслима , что Пророк Мухаммед (С.А.С.) часто просил Сахабов задавать ему вопросы о религии, но они обычно безмолвствовали из уважения к нему. Случилось так, что однажды к Посланнику пришел незнакомец и, сев напротив него, спросил: «Что такое Ислам? Что есть Иман? Что такое Ихсан?» Эти вопросы с чередующимися на них ответами Пророка составили знаменитый хадис Хаз-рата Джибриля (А.С.)4. Сподвижники не могли позволить себе иной раз даже открыть свои рты из глубокого уважения к Пророку и Аллах (С.В.Т.) послал ангела Джибриля в образе человека для того, чтобы он задал эти вопросы, и мусульмане смогли изучить свою религию. И, действительно, после того как Джибриль удалился, Посланник повернулся к Сахабам и сказал: «Это был (Хазрат) Джибриль (А.С.), который приходил для того чтобы научить Вас Вашей религии». Ответы на указанные вопросы в этом хадисе составляют основу нашей религии».

Так согласно нему: «Покорность (ислам) — это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Му-хаммад — Посланник Аллаха, совершаешь молитву, даёшь очистительную подать (закят), соблюдаешь пост в месяце рама-

3 Сахих Имама Муслима - известнейший сборник достоверных (сахих) хадисов.

4 А.С. - сокращение от араб. Алейхи (алейхим) ас-салям (Мир ему (им)), употребляемое после имен пророков и ангелов.

дан и совершаешь паломничество к Дому (хадж), если имеешь возможность»; вера (иман) - «это когда ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день и веруешь в предопределение добра и зла»; благодеяние (ихсан) - «это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь, помня о том, что если ты и не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя».

Таким образом, это:

а) Хадис, который содержит основополагающие принципы нашей религии.

б) Хадис, который направлен на корректировку внешнего или видимого (захир) в человеке.

с) Хадис, который направлен на корректировку скрытого (батин) в человеке.

«Пророк Мухаммед (С.А.С.) обучал всем этим принципам в комплексе и неразрывной связи друг с другом и Сахабы были блестящими примерами, в которых воплотилась их гармоничное сочетание. К сожалению, с течением времени эта совершенная комбинация начала угасать и в попытке ее сохранения благородные мусульманские ученые (улама) разделили их таким образом, что каждому из них стали обучать как отдельному предмету. Таким образом, хадисы и установления, относящиеся к внешнему или видимому (захир) в человеке, были отнесены к фикху, а хади-сы и установления, рассматривающие незримое (батин) в нем стали областью науки тасаввуфа.

Только тот, кто обладает знанием всех этих трех областей и гармонично следует им в течение своей жизни, достоин называться мусульманским ученым (али-мом). Эти отдельные области знания были созданы для всеобщего блага мусульманской общины (уммы) и не являются чем-то новым в исламе».

Третий не менее серьезный довод для отнесения тасаввуфа к отдельной области исламского знания состоит в том, что истинность его науки может быть обоснована на основе аналогии с хадисом мутаватир.

«Улама написали следующее в качестве своих доказательств хадиса мута-ватир. Это такой хадис, который передавался из поколения в поколение по столь-

ким многочисленным цепочкам, что позволяет совершенно исключить возможность согласия между его передатчиками относительно чего-либо не соответствующего действительности.

Улама и праведники со всего мира со времен досточтимых Сахабов обогатили не только свои собственные жизни, но и жизни бесчисленного числа других людей бесценным знанием тасаввуфа. Это мощная и последовательная цепь людей позволяет с уверенностью отнести истину та-саввуфа в область, аналогичную хадису мутаватир.

Хазрат Шах Валиуллах Мухаддис Дехлеви (Р.А.) написал, что знание и наставнические отношения, которые передаются посредством тасаввуфа представляют собой абсолютную истину, нисходящую к нам через Посланника (С.А.С.) Аллаха (С.В.Т.)».

Таким образом на основе изложенных доводов можно сделать вывод:

«Сахабы получили оба вида знания как открытые (захир) так и скрытые (батин) от Посланника (С.А.С.) Аллаха (С.В.Т.), и это знание до сих пор с нами сегодня благодаря их самопожертвованию и тем, кто пришел после них. Знание открытого (внешнего) мы определяем в наше время как фикх или шариат, а знание сокрытого или батин, как тасаввуф или та-рикат. Оба играют важную роль для духовного роста и совершенства верующего и поэтому необходимо изучать классические произведения машаихов наряду с чтением текстов хадисов для того чтобы достичь значимых высот в познании».

В настоящее время как в России и на постсоветском пространстве, так и в целом в мире среди мусульман возникают порой серьезные разногласия относительно роли и места тасаввуфа в исламе1. Вызваны они как раз незнанием либо непониманием и нежеланием уяснить вышеприведенные на основе Корана и Сунны доводы. Поэтому они в целях гармонизации этноконфесстиональных отношений нуждаются в популяризации, как и в целом

1 См. например, Мухаметов Р.М. Прекратить бег на месте. Вернуть суфизм мусульманам // «Ансар», 27 сентября 2014 года. URL:

http://www.ansar.ru/analytics/2014/09/27/53661 (Режим доступа свободный)

тасаввуф, или исламская духовность (эти- традиционного ислама.

ка), являющаяся неотъемлемой частью

Источники и литература

1. Мухаметов Р.М. Прекратить бег на месте. Вернуть суфизм мусульманам // «Ан-сар», 27 сентября 2014 года. Ц^:

ansar.ru/analytics/2014/09/27/536 61 (Режим доступа свободный)

2. Резолюция научно-практического семинара «Возрождение традиционного ислама

- лучшая альтернатива религиозному экстремизму» (14 июля 2011 года, Москва, Россия) // Сайт Института стран СНГ, 14 июля 2011 года. ЦКЬ: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=1 3488 (Режим доступа свободный)

3. Рустам Батров. Традиционный Ислам в России - это Ахлю сунна валь-джамаа // «Голос ислама», 26 октября 2013 года.

http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Режим доступа свободный)

4. Сафаргалеев И.Ф. Коннотации альтернатив религиозному экстремизму на постсоветском пространстве // Политические процессы на постсоветском пространстве: материалы международной конференции (Москва, 23 апреля 2014 г.) / Отв.ред. и сост. В.Г. Егоров, А.В. Абрамов; Московский государственный областной университет; Общероссийская общественная организация «Российское общество политологов» (Московское областное отделение).

- М.: ИИУ МГОУ, 2014. - С. 35-43.

5. Сафаргалеев И.Ф. Суфийский тарикат пакистанского шейха Ахмада Зульфикара и его влияние на мусульман Южной Азии // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). Материалы научной конференции. 25-27 ноября 2012 года / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко. - М.: ИВ РАН, Крафт+, 2014. - С. 219-223

6. Стенограмма начала встречи Президента России Владимира Путина с муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе 22 октября 2013 года по случаю празднования 225-летия учреждения Екатериной II духовного собрания магометанского закона // Официальный сайт Президента Российской Федерации, 22 октября 2013 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Режим доступа свободный)

7. Shaykh Ahmad Zulfiqar. Tasawwuf and Suluk / Translated from the original Urdu by Ahmed Avais and Mansoor Sikander. Faqeerpablications. - Chicago, 2009.

Ildar Safargaleev

THE LEGITIMACY OF TASAWWUF AS ISLAMIC RELIGIOUS STUDY

Summary: Islamic spirituality have direct attitude towards traditional Islam, and is named as Tasawwuf or Sufism. The latter is a legitimate Islamic doctrine and Islamic religious study. But this in terms of everyday world and Russian realities need to be proved. The arguments given by the author are based on the book of the well-known Islamic scolar Shaykh Ahmad Zulfiqar "Tasawwuf and Suluk". These arguments which are based on the Quran and Sunna and the Islamic spirituality or tasawwuf in the whole need to be popularized for the purpose of ethnic-confessional relations garmonizing.

Keywords: Islamic spirituality, Tasawwuf, Sufism, Ahl-u-Sunna wa Al-Jamaa, Quran, Sunna, tafseer, fiqh, Hadith of Hazrat Jibreel, batin, zaheer, alim, sharia, islam, iman, ihsan, hadith mu-tawateer, tariqat.

Sources and Literature

1. Mukhametov R.M. Stop running in place. Return Sufi Muslims // "Ansar", 27 September 2014. URL: http://www.ansar.ru/analytics/2014/09/27/53 661 (Free Access)

2. The resolution of scientific and practical seminar "The revival of traditional Islam -best alternative to religious extremism" (July 14, 2011, Moscow, Russia) // Website of the CIS Institute, July 14, 2011. URL: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID= 13488 (Free Access)

3. Rustam Batrov. Traditional Islam in Russia is it Ahlu-Sunnah-wal-Jama'a // "Golos Islama", 26 October 2013. URL: http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Free Access)

4. Safargaleev I.F. Connotations of alternatives to religious extremism in the post-// Political processes in the former Soviet space: the material between the folk-conference (Moscow, April 23, 2014) / Edited by V.G. Egorov, A.V. Abramov; Moscow State Regional University; Russian public organization "Russian Society of Political Science" (Moscow regional branch). - Moscow, 2014. - P. 35-43.

5. Safargaleev I.F. Pakistani Sufi order of Sheikh Ahmad Zulfikar and his influence on the Muslims of South Asia // State, society, international relations in the Muslim East (Afghanistan, Iran, Pakistan, Turkey, the ethnic Kurdistan neighboring Muslim areas). Articles of the conference. 25-27 November 2012 / Ed.by V.J. Belokrenitsky, N.Y. Ulchenko. - Moscow.: Institute of Oriental Studies, Kraft +, 2014. - P. 219-223

6. Transcript of the meeting between Russian President Vladimir Putin and the muftis of Russian Muslim in Ufa, October 22, 2013 on the occasion of the 225th anniversary of the establishment Catherine II Spiritual Assembly of Mohammedan law // Official site of the President of the Russian Federation, October 22, 2013. URL:

http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Free Access)

7. Shaykh Ahmad Zulfiqar. Tasawwuf and Suluk / Translated from the original Urdu by Ahmed Avais and Mansoor Sikander. Faqeerpablications. - Chicago, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.