Научная статья на тему 'Позитивная роль Тасаввуфа в противодействии псевдорелигиозному экстремизму среди мусульманок'

Позитивная роль Тасаввуфа в противодействии псевдорелигиозному экстремизму среди мусульманок Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАСАВВУФ / ДАИШ / ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ / "АХЛЮ СУННА ВАЛЬ-ДЖАМА'А" / ТАРИКАТ / САЛАФИТЫ / МАЗХАБ / ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДАР-УЛЬ-УЛУМ ДЕОБАНД / АКАДЕМИЯ "ХАННАНА"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафаргалеев Ильдар Фаатович

В статье автор рассматривает причины возникновения псевдорелигиозного экстремизма среди мусульманок и предлагает использовать для борьбы с ним важную составляющую традиционного ислама Тасаввуф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивная роль Тасаввуфа в противодействии псевдорелигиозному экстремизму среди мусульманок»

УДК 297.1 ББК 86

Ильдар Сафаргалеев

ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ ТАСАВВУФА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ СРЕДИ

МУСУЛЬМАНОК

Аннотация: В статье автор рассматривает причины возникновения псевдорелигиозного экстремизма среди мусульманок и предлагает использовать для борьбы с ним важную составляющую традиционного ислама - Тасаввуф.

Ключевые слова: Тасаввуф, ДАИШ, традиционный ислам, «Ахлю Сунна валь-Джама'а», тарикат, салафиты, мазхаб, исламский университет Дар-уль-улум Деобанд, академия «Ханнана».

На протяжении многих веков, фактически с момента утверждения в обществе Ислама как религии, деструктивными силами, преследующими чисто политические цели, предпринимаются попытки принизить роль либо даже полностью исключить из мусульманского вероучения ту его легитимную часть, которая имеет отношение к Тасаввуфу. Весьма актуальной в мировом масштабе эта проблема вновь заявила о себе в связи с актами вандализма со стороны так называемого ДАИШ (запрещена в Российской Федерации) в отношении захоронений пророков и праведников на Ближнем Востоке. Продолжает она напоминать о себе и на постсоветском пространстве, и в России, в частности. Так, не утихает противостояние между сторонниками та-рикатов99 Тасаввуфа и позиционирующими себя как салафиты100 на Северном Кавказе. Непростое положение с отношением к традиционному исламу и в Приволжском федеральном округе, в частности в Татарстане и Башкортостане.

99 Сторонники тариката — конкретного направления, школы, «пути к Богу» внутри Тасаввуфа (от араб. тарика — путь, дорога).

100 Салафиты (или ваххабиты) — поборники

«очищения» ислама от «нововведений» и возврата к т. н. «чистому исламу» времени его зарождения (от араб. салафун — «предки, предшественники»), и по имени идеолога учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703-1792), являющегося последователем Такиюддина ибн Таймийа (1263-1328).

Поэтому весьма злободневным является вопрос легитимности Тасаввуфа с точки зрения самого исламского вероучения и популяризация обосновывающих эту легитимность «богословских» выкладок среди широких слоев как мусульманского, так и немусульманского населения Российской Федерации.

И в этом отношении совсем недавно произошел своего рода прорыв, который выразился в фетве, принятой на представительной международной исламской конференции в Грозном «Кто они — последователи Сунны?», проходившей 25-27 августа 2016 года.

Само словосочетание, выбранное для названия конференции, не является новым. Оно достаточно древнее, восходит к хадисам самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и устоялось еще в ранние века исламского богословия. «Ахлю Сунна валь-Джама'а»101 дословно переводится как люди Сунны, т.е. пророческой традиции, и согласия. Отсюда и один из переводов этого устоявшегося в российском социуме словосочетания - традиционный ис-102 лам .

101 Рустам Батров. Традиционный Ислам в России - это Ахлю сунна валь-джамаа // «Голос ислама», 26 октября 2013 года. URL: http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Режим доступа свободный)

102 Муфтий Татарстана — о победе «ахлю сунна валь-джамаа» над сектантами // «Islam News», 1

Под путем «Ахлю Сунна валь-Джама'а» подразумеваются убеждения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и его сподвижников. Эти убеждения разделяло подавляющее большинство мусульман во все времена. То есть это Ислам, который испокон веков устоялся в исламской умме и который заключен в трех главных науках Ислама: акыды, фикха и тасаввуфа, т.е. вероучения, мусульманского права и

103

школы нравственного воспитания .

Изучение акыды заключается в следовании пути великих имамов этой науки: имама Абу аль-Хасана аль-Ашари (874-936) и имама Абу Мансура аль-Матуриди (870-944), которые систематизировали наследие Пророка в области вероучения. Верный путь следования в вопросах исламского права неразрывно связан с четырьмя признанными мазхабами, т.е. богословско-правовыми школами: ханафитским, маликитским, шафиитским и ханбалитским. Что же касается нравственного пути, то это работа над покорением своих низменных и слабых качеств и возвышение сильных сторон человека — доброты, мягкости, терпения. Собственно, ради нравственного совершенствования людей Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) и пришел в этот мир. «Поистине я был ниспослан для того, чтобы довести нравственность человека до высот» -говорил он. Таким образом, истинная цель ниспослания Пророка - это нравственное воспитание, которое сегодня нам известно под названием Тасаввуф. Он представляет собой путь нравственного самосовершенствования, на который указали великие учителя, имамы Тасаввуфа: Абу аль-Касим Аль-Джунайди (ум. 909), Абдуль-Кадир аль-Джиляни (1077-1166), Бахауддин ан-Накшбанди (1318-1389) и

другие подобные им праведники104.

Конференция в Грозном закрепила понимание того, что наши предки много

сентября 2016 года. URL:

http://www.islamnews.ru/news-504856.html (Режим доступа свободный)

103 См. там же.

104 См. там же.

веков назад избрали путь Ахлю Сунна ва аль-джамаа, который выражен в следовании его признанным школам. Для башкир и татар это означает следования имаму Абу Мансуру аль-Матруди, имаму Абу Ханифе (699-767) и пути следования духовному пути тариката Накшбанди.

На этой конференции богословы в очередной раз подтвердили, что быть ма-турудитом, ханафитом, и, если это угодно, последователем духовного пути тари-ката Накшбанди является истиной, а не нововведением105.

Поэтому для нейтрализации конфликтности в мусульманской среде необходимо всем слоям поликонфессионального и многонационального российского социума это чётко уяснить и руководствоваться в своей деятельности. Это в том числе касается такой проблемы как вербовка женщин в ДАИШ, которая на сегодняшний день, наверное, одна из обсуждаемых тем в информационном пространстве. Однако вокруг нее много, на мой взгляд, недосказанного и остающегося за кадром, что мешает осознать эту проблему, всю ее сложность и масштабность. При этом, по моему мнению, упускаются глубинные причины «успеха» террористов в вербовке именно молодых женщин в ДАИШ.

В этом плане весьма показательна история студентки МГУ Варвары Карау-ловой, которая вероятно не единственный пример такого рода. Он свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме русских мусульман-неофитов и мусульманок, в частности. Внимания им конкретно на стадии их важного жизненного выбора абсолютно недостаточно. Поскольку именно в этот период оно особенно необходимо. Тем более, что отношение в обществе к русскому, принявшему ислам, в целом в стране, где преобладает немусульманское население, в большинстве своем негативное. И, соответственно, очень востребована для них психологическая помощь и моральная поддержка со стороны как представите-

105 См. там же.

лей религиозных структур, так и неформальное внимание братьев по вере.

К сожалению, во многих случаях, не получая этого, молодые девушки буквально «уходят в сеть» Интернет, из которой им уже бывает трудно вырваться самостоятельно, так как там «технология» работы с ними, вербовки в ряды ДАИШ, уже отработана.

Основная проблема распространения псевдорелигиозного экстремизма среди мусульманок заключается в недостаточном их просвещении относительно

того, что представляет собой истинный

106

традиционный ислам .

Молодые девушки ищут себе спутника в жизни и находят его не в реальной жизни, а в сети, в Интернете, так как в реальной жизни имеет место быть недостаток общения, внимания к ним со стороны единоверцев, которые от них по сути дела открещиваются. К сожалению, даже среди этнических мусульман - татар и башкир, например, есть определенное предвзятое отношение к славянам, которые принимают ислам, хотя это согласно мусульманским канонам абсолютно недопустимо. Оно происходит из-за неправильного понимания исламского вероучения и недостатка знаний, либо поверхностных знаний. Хотя в реальности большинство русских мусульман, как правило, на порядок превосходят этнических мусульман по степени своей веры, так как они пришли к Исламу не чисто по рождению, а по своему глубокому внутреннему убеждению. И это очень важно, так как формальное следование религии, чисто механистическое, как раз и приводит к тем болезням нашего общества, которые выражаются в искажениях, приводящих к экстремизму, терроризму, по-

106 См. напр.: Стенограмму начала встречи Президента России Владимира Путина с муфтиями духовных управлений мусульман России в Уфе 22 октября 2013 года по случаю празднования 225-летия учреждения Екатериной II духовного собрания магометанского закона // Сайт Президента России, 22 октября 2013 года. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Режим доступа свободный)

полнению рядов преступного образования ДАИШ.

Для преодоления этих негативных тенденций в российском обществе необходимо, конечно же, в первую очередь развивать систему исламского образования. Помимо этого, должно быть в целом понимание в социуме и не только мусульманском того, что ислам как религия организационно и структурно имеет существенные отличия от других вероучений, в том числе от христианства.

Например, в исламе существуют муфтии, которые могут выносить фетвы и алимы - мусульманские религиозные ученые. Но кроме них всегда была и существует по сей день отдельная категория духовных наставников-шейхов Та-саввуфа. В исламе есть внешняя составляющая, которая предписывает выполнять определенные религиозные предписания (например, намаз, пост, закят, паломничество к святым местам). Помимо этого, существует их внутреннее содержание. Именно эта духовная составляющая имеет отношение к Тасаввуфу, который является непосредственной составляющей шариата - исламского закона. И ей, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.

В настоящее время весьма проблематично в широком российском публичном поле услышать о конкретных ныне здравствующих уважаемых шейхах. Исключением, может быть является Северный Кавказ. Но среди татар и башкир, например, за 70 лет атеистического безвременья эти носители бесценной духовной традиции были выкорчеваны, и в настоящий момент идет медленный и очень трудный процесс ее возрождения.

И проблема, на мой взгляд, именно в этом, так как молодому ищущему поколению мусульман, в том числе из числа женщин, необходимы духовные наставники.

В этом контексте часто делаются ошибочные параллели с христианской религией, где данную функцию выполняют батюшки-духовники. Однако в исламе просто обучившись в исламском учебном заведении - будь то медресе или

даже исламском университете (например, аль-Азхар) - недостаточно для того, чтобы стать духовным наставником. Так, в качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В Индии есть всемирно известный исламский университет, который был создан в середине XIX века - Дар уль-Улюм Деобанд. Там готовят алимов, мусульманских религиозных ученых, довольно длительное время: 5-6 лет они получают знания исламского вероучения. Но в период его создания, в середине XIX века, после того, как мусульманин становился алимом, религиозным ученым, он еще оставался в этом университете на протяжении нескольких лет и обучался именно этой духовной составляющей, но не у муфтиев, не у других алимов, а именно у шейхов, духовных наставников Тасаввуфа. И только после этого возвращался домой, где он работал со своей паствой.

Позднее эта практика несколько модифицировалась, так как не всегда могли позволить себе люди, которые приезжают издалека, долгое время находится вдали от дома, от своих семей. И поэтому с них брали письменное обязательство в том, что они после окончания обучения на алима, получения внешних религиозных знаний, по возвращении домой, найдут шейха и продолжат это образование, и закончат его, доведя до логического завершения, до гармонии, обучившись у шейха Тасаввуфа.

В России об этой практике, к большому сожалению, очень мало говорят. По моему мнению, корень болезни псевдорелигиозного экстремизма именно в этом. В том, что этой духовной составляющей в российских мусульманских общинах и учебных заведениях уделяется недостаточно внимания. Потому что тот же самый Тасаввуф, вот эта духовная со-

ставляющая в настоящее время в России страдает от прикрывающихся его добрым именем представителей, которые не имеют к нему отношения, так как не придерживаются норм шариата. Но в то же время это не снимает с верующего задачи поиска именно истинных духовных наставников, которые в ладу с шариатом делают свою нужную работу по воспитанию, духовному совершенствованию, призыву в том числе рассматриваемых нами в плане ограждения от экстремизма мусульманок.

И в этом контексте представляется весьма ценным позитивный зарубежный опыт. В частности, я хотел бы привести в качестве примере сетевой институт женского исламского образования академию «Ханнана» (Hannanah Academy), возглавляемую Зуннейрой Бхатти. Она является женой шейха Тасаввуфа Тарика Бхатти (они - пакистанцы, постоянно проживающие в г. Дубай, ОАЭ) и получила традиционное мусульманское образование уровня алима по ханафитскому маз-хабу. Помимо этого, она является магистром в области английской литературы. Зуннейра Бхатти, обучая женщин по Интернету мусульманскому закону - фикху, посвящает значительную часть своего времени и наставнической работе на пути исламской духовности - Тасаввуфа и пользуется успехом среди мусульманок, в основном пакистанского происхождения, в ОАЭ, Пакистане, Австралии и других странах.

По моему мнению, указанный позитивный зарубежный опыт обучения и духовного наставничества мусульманок заслуживает более глубокого изучения с целью возможного практического использования в непростых с точки зрения проблемы псевдорелигиозного экстремизма российских реалиях.

Источники и литература:

1. Муфтий Татарстана — о победе «ахлю сунна валь-джама'а» над сектантами // «Islam News», 1 сентября 2016 года. URL:

http://www.islamnews.ru/news-504856.html (Режим доступа свободный)

2. Рустам Батров. Традиционный Ислам в России - это Ахлю сунна валь-джамаа // «Голос ислама», 26 октября 2013 года. URL:

http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Режим доступа свободный)

3. Стенограмму начала встречи Президента России Владимира Путина с муфтиями духовных управлений мусульман

России в Уфе 22 октября 2013 года по случаю празднования 225-летия учреждения Екатериной II духовного собрания магометанского закона // Сайт Президента России, 22 октября 2013 года. URL:

http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Режим доступа свободный)

Ildar Safargaleev

THE POSITIVE ROLE OF TASAWWUF IN STRUGGLING RELIGIOUS EXTREMISM IN THE MUSLIM WOMEN SOCIETIES

Summary: In this article, the author scrutinizes the roots of religious extremism in the Muslim women societies and the possibility of using the traditional Islamic Tasawwuf as an effective alternative.

Keywords: Tasawwuf, ISIS, traditional Islam, «Ahlu Sunna wa al-Jamaa», tariqat, salafi, mazhab, Dar-ul-ulum Deoband, Hannanah Academy.

Sources and Literature:

1. The Mufti of Tatarstan - the victory "Ahlu Sunna wa al-Jamaa" over sectarians // «Islam News», September 1, 2016. URL: http ://www.isl amnews.ru/news-504856.html (Free Access) (in Russian)

2. Rustam Batrov. Traditional Islam in Russia - it's Ahlu Sunna wa al-Jamaa // "Golos islama", October 26, 2013. URL: http://golosislama.ru/news.php?id=20054 (Free Access) (in Russian)

3. A transcript of the meeting of the President of Russia Vladimir Putin and muftis of Russian Muslim in Ufa October 22, 2013 on the occasion of the 225th anniversary of the establishment Catherine II Spiritual Assembly of Mohammedan Law // Russian President Website, October 22, 2013. URL:

http://www.kremlin.ru/transcripts/19474 (Free Access) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.