УДК 297 ББК 86.38
Людмила Маевская
ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВАХХАБИЗМЕ: МАДХАЛИТЫ И ХАДДАДИТЫ
Аннотация: В статье рассматриваются внутренние противоречия в ваххабизме, появившихся в конце ХХ - начале XXI вв. Автор анализирует особенности сект мадхалия и хад-дадия.
Ключевые слова: Ислам, ваххабизм, секта, хаддадия, мадхалия, Раби аль-Мадхали, Ближний Восток.
Вероучение (идеология) ваххабизма в исламском мире сегодня является одной из конфликтогенных религиозно-политических доктрин, зачастую справедливо критикуемых за духовную поддержку международного терроризма. Выступая в роли государственной идеологии Саудовской Аравии, ваххабизм в ХХ-ХХ1 вв. во многом получил распространение далеко за пределами этой страны. Позиции ваххабизма, как идейного мейнстри-ма в современной богословской мысли обусловлены, как финансированием его экспансии по всему миру со стороны династии Саудов, так и благодаря тому, что священные центры исламской цивилизации Мекка и Медина находятся под властью Королевства, что усиливает роль и влияние ваххабизма. Однако, как это бывает с любой идеологической доктриной, она не стоит как застывшее целое учение, в нем также происходит развитие, которое приводит к внутренним изменениям. Сегодня можно констатировать то, что внутри ваххабизма существуют ряд течений и направлений. На примере двух из них - «мадхалия» и «хаддадия» - можно увидеть, что ваххабизм является многоликим, на его идеологической платформе может возникнуть несколько сект, которые отличаются от классического ортодоксального ваххабизма. Это свидетельствует о том, что ваххабизм, как вероучение развивается, и его дробление на несколько направлений только подтверждает наш тезис о том, что он неоднороден.
Пример «мадхалии» и «хаддадии» показывает, что ваххабизм может иметь прямо противоположные направления в своей эволюции - от умеренности до крайности.
Необходимость отдельного рассмотрения взглядов саудовского шейха Раби аль-Мадхали возникла в связи с тем, что они оформились в отдельную секту внутри ваххабизма, получившую название «мадхалия». Ее основатель Раби аль-Мадхали родился на юге Аравийского полуострова в 1931 году. Он учился в Исламском университете г. Медина у крупнейших ваххабитских шейхов ХХ века таких, как Насруддин аль-Албани (1914-1999), Абд аль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз (1910-1999), Мухаммад-Амин Шанкыти (1905-1973). Аль-Мадхали написал много богословских работ, среди которых можно выделить книгу «Байналь имамайн Муслим уа Дару Кутни» («Между имамом Мусли-мом и имамом ад-Даракутни»), которая является его работой в магистратуре, и книгу «Нукат аля китаби ибну Салях» («Исследование книги Ибн Хаджара «ан-Нукт аля китаб Ибн ас-Салах»), которая была издана в двух частях и является его докторской диссертацией. Также он провел исследование и редактирование книги «Мадхадь иля Са-хих» хафиза Хакима, но на данный момент была издана только первая часть этого сочинения. Раби аль-Мадхали также известен как редактор многих книг. В настоящее время он работает преподава-
телем на факультете хадисоведения в Исламском университете г. Медина. На русский язык переведена Эльмиром Кулиевым одна его книга «Манхаджу анбия фи да'аути иля ллах фихи хикмату уаль 'аул» («Мудрость и логика в методах призыва пророков к Аллаху»)30.
Раби аль-Мадхали пока находился в рамках ортодоксального ваххабизма в 1970-1980-е гг., пользовался уважением и признанием со стороны своих коллег-богословов. Так, к примеру, Верховный муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз весьма положительно отзывался о Раби аль-Мадхали, говоря, что он «из числа лучших сторонников Ахлю-Сунна уаль-джама'а, и он известен нам своими книгами и лекциями». Он также сказал: «Он известен тем, что строго следует Корану и Сунне и предостерегает от тех, кто противоречит этому». Ибн Баз призвал его: «О шейх Раби, опровергай каждого кто заблуждается, и, если ошибается Ибн Баз исправь его ошибку и если ошибается Мухаммад ибн Ибрахим исправь его
ошибку»31.
Когда одного из крупнейших ваххабитских богословов ХХ века Насруд-дина Аль-Албани спросили о шейхе Мукбиле ибн Хади (1933-2001) и шейхе Раби аль-Мадхали, он ответил: «Они являются призывающими к Корану и Сунне и к тому, на чем были саляфы, и сражаются с теми, кто противоречит этому правильному манхаджу (образу жизни мусульманина), а тот, кто им противоречит, является одним из двух: либо он невежа (джахиль), либо приверженец своих страстей. И если он джахиль, то его надо обучить, а если он приверженец своих страстей, то следует прибегать к защите Аллаха от его зла»32. Также аль-Албани
30 «Мудрость и логика в методах призыва пророков к Аллаху» шейха Раби ибн-Хади аль-Мадхали // «К Исламу», 11 мая 2013 года. URL: http://toislam.ws/books-manhaj/121-manhajanbiya (Режим доступа свободный).
31 Там же
32 Слова ученых о шейхе Раби' аль-Мадхали // «К Исламу», 11 мая 2013 года. URL:
http://toislam.ws/books-manhaj/139-aboutmadhali
(Режим доступа свободный).
сказал: «Поистине, несущим знамя джар-ху уатта'диль (предостережения и напутствия) в наши дни является наш брат доктор Раби' аль-Мадхали. Те, кто пытается сделать ему опровержение, не смогут этого сделать с помощью знания, ибо знание с ним».
Другой известный ваххабитский шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (1925-2001) так отзывался о Раби аль-Мадхали: «Шейх Раби из числа ученых Сунны и он из числа обладателей блага, акыда (вероубеждение) его правильная, а манхадж прямой». Также, когда аль-Усаймина спросили: «Здесь у нас вопрос по поводу книг шейха Мадхали», он ответил: «Этот вопрос не нуждается в моем ответе, ибо это подобно тому, как спросили имама Ахмада об Исхаке ибн Рухау-ейхе, на что имам Ахмад сказал: «Это о таких как я спрашивают у Исхака, а не у меня спрашивают об Исхаке». Шейх Мукбиль говорил: «Я советую своим братьям читать книги шейха аль-Мадхали и извлекать из них пользу, ибо она в них
33
огромна» .
Однако некоторые утверждают, что шейхи аль-Албани, Ибн Баз, аль-Усеймин и другие богословы хвалили шейха аль-Мадхали, когда он, по их мнению, не пребывал «в заблуждении»34. Затем, когда аль-Мадхали стал выступать с позиции умеренности в трактовании джихада и призывать к необходимости быть лояльным к властям, то в его адрес начали звучать обвинения, посыпалась критика.
Против Раби аль-Мадхали выступал другой известный ваххабитский идеолог Абдуллах ибн Джибрин (19302009). Он издал специальную фетву о Раби аль-Мадхали за № 1108, в которой говорится: «...ошибки в его книгах указывают на его неграмотность или небрежность в том, что он говорит». Кроме этого Ибн Джи-брин критикует аль-Мадхали за то, что тот обвинил в неверии («куфр») идеолога «Братьев-мусульман» Сайида Кутба (1906-1966). Также против него
33 Там же
34 Там же
выступал Абдуллах ибн Кауд. Он сказал: «Это один из голосов, которые служат лжи, прикрываясь именем религии, предостережением, и в этом, братья, нет ничего удивительного».
Ваххабиты, не согласные с аль-Мадхали, пишут, что он ругает богословов Ибн Хаджара аль-Аскаляни (13721449) и имама Мухйиддина ан-Навави (1233-1278), называя их нововведенцами (бидгатчиками)35. Но в основном аль-Мадхали подвергается критике за свое отношение к джихаду и к ваххабитской концепции «Симпатии и антипатии» («аль-валя аль-бара»). Его оппоненты пишут: «Он начал называть всех, кто ведет джихад, хариджитами»36. Кроме этого между аль-Мадхали и представителями ортодоксального ваххабизма возникли разногласия по поводу подчинения государственным властям: «Мадхалиты (со-
37
временные мурджи'а ), не по праву называют себя саляфитами38. Они запрещают обвинять в неверии современные правительства арабских стран и призывают подчиняться таким правительствам. Они помогают репрессивным органам этих государств преследовать ученых и
35 Для обличительной риторики ваххабитов характерно обвинение других мусульман в бидгате
- нововведении, т.е. в привнесении в исламскую обрядовую практику или вероучение некоторых новых элементов, которые не практиковал пророк Мухаммад, что с точки зрения исламской ортодоксии считается отступлением от истинности мусульманской религии.
36 Хариджит - последователь самой ранней в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в халифате между сторонниками Али бен Али Талиба и Муавии. Отличались крайним фанатизмом и нетерпимостью к инакомыслию. См.: Сафиул-лина Р.Р. Словарь мусульманской терминологии.
- Казань: Казань: Алма-Лит, 2005. - С.113
37 Мурджи'а - верующие в то, что грешный мусульманин обладает полной и совершенной верой, и не будет наказан за содеянное. См.: Словарь исламских терминов. - Казань: Издательство «Хузур», 2014. - С.282
38 Саляфиты - одно из самоназваний современных
ваххабитов, с которым не согласны отдельные
идеологи ваххабизма, как Фаузан аль-Фаузан и
Салих аль-Усеймин.
39
муджахидов, призывающих к истине» . Получается, что мадхалитов упрекают в их умеренности и лояльности к светским правителям мусульманских стран.
Кроме этого мадхалитам ставится в вину то, что они, по мнению других ваххабитов, преподносят своим последователям идеи основателя ваххабизма Му-хаммада ибн Абд аль-Ваххаба (17031792) в искаженном и слишком умеренном виде. Они призывают не изучать книги основателя ваххабизма, либо ограничится изучением только некоторых вопросов. Также им в укор ставят «призыв к взаимному прощению, и миру во всем
40
мире, и постоянное повторение этого» . Оппоненты мадхалитов пишут: «Что же касается области джихада, то здесь пораженческое движение представляет собой группу, которая отменяет вооруженный джихад, и они являются теми, кто отказывается от тех, кто сражается на пути Аллаха, и теми, кто удерживает от пути Аллаха. Они помещают новые условия действительности вооруженного джихада, говорящие о его недействительности в наше время, что в реальности значит отмену джихада вообще. ... Они нападают на муджахидов своими языками и обвиняют их необдуманных действиях и экс-
41
тремизме, и называют их невеждами» .
Кроме этого критики утверждают, что, защищая существующие политические режимы мусульманских стран, мад-халиты в то же самое время выступают против всех форм неправительственной общественной самоорганизации мусульман от объединения в джамааты (общины) до создания исламских партий и движений, причем не только в мусульманских странах, где это может быть объяснимо опасением раскола, но и в немусульманских, где такой запрет выгля-
39 Ахлю-с-сунна уа-ль-джама'а // «Живой Журнал Абу Юсуфа», 8 мая 2008 года. URL: http://abu-yusuf.livejournal.com/651.html (Режим доступа свободный).
40 Али Аль Худейр об основах пораженцев // «Живой Журнал Ansar as-Sunna», 16 июня 2009 года. URL http://ansar-as-sunna.livejournal.com/602.html (Режим доступа свободный).
41 Там же
дит, с точки зрения исламизма, нелогич-
42
ным . Это указывает на то, что данная секта была образована королевской властью Саудовской Аравии, которая стала опасаться свержения со стороны тех ваххабитов, которые заявляют, что монархия не соответствует исламскому правлению, что династия Саудов сотрудничает с США и Евросоюзом. Т.е. у правительства Саудовской Аравии, государственной идеологией которой является ваххабизм, имеются вполне резонные опасения ожидать обвинений со стороны радикальных ваххабитов в отходе от «истинного ислама». Мадхалиты с их призывом распространять ваххабизм не путем вооруженного джихада, а путем лишь пропаганды, соблюдая при этом лояльность к правительству, виделись в качестве инструмента Саудов по сохранению их правления и как способа противодействия образованию каких-либо политических партий и движений на территории Королевства. Как пишет казанский исла-мовед Дамир Шагавиев, мадхалиты «выступают против военного джихада, особенно в Саудовской Аравии и в тех регионах, где нет явного притеснения мусульман <...> Т.е. они предлагают мирный призыв к ценностям «чистого» ислама и единобожия и
43
отказу от военных действий» .
Оппоненты мадхалитов из числа ортодоксальных ваххабитов называют их пораженцами и так рассказывают историю его зарождения: «Пораженцы - эта группа, отколовшаяся от Ахлю-Сунна, сейчас находится на раннем периоде своего развития, но, она набрала обороты и стала официальной в Саудии»44.
42 Джихад и джихадизм. Сила и гибкость // «Живой журнал Вадима Сидорова», 15 марта 2010 года. URL: http://v-sidorov.livejournal.com/56047.html?thread=339183. (Режим доступа свободный).
43 Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. -Казань: ЧУ ИД «Хузур» - «Спокойствие», 2016. -С.221
44 Али Аль Худейр об основах пораженцев //
«Живой Журнал Ansar as-Sunna», 16 июня 2009 года. URL http://ansar-as-sunna.livejournal.com/602.html (Режим доступа свободный)
Сторонники течения «мадхалия», подобно ваххабитам, в основном, отрицают наличие такого самоназвания и не признают себя отдельным течением. Они пишут: «Стоит обратить внимание на тот факт, что термин «мадхалиты», получивший большое распространение в наши дни, употребляют лишь несведущие люди, причисляя к их числу всех, кто, так
45
или иначе, не согласен с их ересью» .
Также к течению «мадхалия» относят иорданского богослова Али Хасана аль-Халяби (род. в 1960 году). Его считают самым близким и лучшим учеником аль-Албани. Против него выпустили несколько фетв шейхи Ибн Баз, Абдуллах аль-Гудаян, Бакр Абу Зейд, Абдуль Азиз Аль Аш-Шейх, Салих аль-Фаузан.
На постсоветском пространстве приверженцами взглядов Раби аль-Мадхали считаются Ринат Зайнуллин (Ринат Абу Мухаммад) из Казахстана, Гамет Сулейманов из Азербайджана и Дамир Хайруддин из России.
Ринат Абу Мухаммад родился в Казахстане в татарской семье. В 1990-е -начале 2000-х годов он обучался в Саудовской Аравии, Кувейте и Египте, пока в 2007 году его не депортировали из Египта. После чего он поселился в Казахстане. Им была написана книга «Основы сунны», однако больше он известен своими аудио- и видео-лекциями, которые принесли ему большую известность не только в Казахстане, но по всему постсоветскому пространству. Они и вызвали критику со стороны радикально настроенных ваххабитов, являющихся оппонентами мадхалитов.
Азербайджанский идеолог ваххабизма в его мадхалитской интерпретации Гамет Сулейманов (род. в 1970 году) окончил факультет хадисов Исламского университета в Медине, пользовался уважением своих учителей, получил таз-кию (рекомендацию) от муфтия Саудовской Аравии ибн База, и ему даже предлагали остаться в университете рабо-
45 О термине «мадхалиты» // «Антибид'а». URL http://anti-bida.com/raznoe/termin_madhaliti/ (Режим доступа свободный).
тать46. Известно, что в Саудовской Аравии он изучал книги ибн Таймии (12631328) и, в частности, его книгу «Рисаля ат-Тадмурия». Но Гамет Сулейманов вернулся в Азербайджан и стал имамом
47
мечети «Абу Бакр» в Баку , которая была построена в 1997 году на средства бла-
48
готворительных фондов . Мечеть получала финансовую помощь из Кувейта49. Помощником Гамета Сулейманова был Алихан Мусаев, также выпускник Исламского университета в Медине и сторонник ваххабитского течения мадхалия. Но, несмотря на то, что считается, что мадхалиты отрицают военный джихад и говорят, что его нельзя вести, в 2001 году к разным срокам заключения были приговорены 35 прихожан этой бакинской мечети «Абу Бакр», обвиненные в намерении принять участие в военных действиях в Чечне на стороне боевиков. Имам мечети, Гамет Сулейманов, отрицал свою прямую причастность мечети к этим пла-нам50. Ваххабиты в спорах с оппонентами называют его салафитом51, в данном случае, это одно из самоназваний ваххабитов. Себя он также называет салафитом: «Здесь нет экстремизма, мы осуждаем навешивание на нас ярлыка ваххабизма.
52
Мы салафиты, а не ваххабиты»52.
46 Гамет Сулейманов vs. Ильгар Ибрагимоглу // «Disput.az», 20 февраля 2008 года. URL: http://www3.disput.az/index.php?showtopic=78606 (Режим доступа свободный).
47 Сравнение акъиды Гамета Сулейманова и саля-фов // «Живой Журнал Sunnaonline», 19 августа 2010 года. URL: http://sunnaonline.livejournal.com/12861.html (Режим доступа свободный)
48 Мечеть Абу Бакр // «Abubekr.narod.ru». URL: http://www.abubekr.narod.ru/html/mecet.html (Режим доступа свободный).
49 Амирова Л. Мусульманская молодежь становиться все более религиозной // «Institute for War & Peace Reporting», 30 августа 2007 года. URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/мусульманская-молодежь-становится-все-более (Режим доступа свободный).
50 Там же
51 Гамет Сулейманов vs. Ильгар Ибрагимоглу // ««Disput.az», 20 февраля 2008 года. URL: http://www3.disput.az/index.php?showtopic=78606 (Режим доступа свободный).
52 Почему в Азербайджане закрывают мечети //
«Русская служба BBC», 3 ноября 2009 года. URL:
После теракта, совершенного 17 августа 2008 года, мечеть «Абу Бакр» была закрыта азербайджанскими властя-
53 -
ми , но ее сайт действует и поныне. Взрыв в мечети был совершен членами радикальной ваххабитской группировки, оппонентами течения «мадхалия». Оппонентом Гамета Сулейманова в Азербайджане был приверженец радикального ваххабизма, бывший офицер азербайджанской армии Кямран Асадов54.
Власти полагают, что радикализация в общине мечети «Абу Бакр» продолжается, но сами верующие говорят, что, наоборот, они стали мишенью, потому что с точки зрения ваххабитов недостаточно радикальны55. В тоже время Гамет Сулейманов, считает, что его хотели убить за то, что он выступал против вооруженного джихада.
Что касается помощника Гамета Сулейманова, Алихана Мусаева, о котором было упомянуто выше, то он является переводчиком ваххабитской литературы на азербайджанский язык. Также ему принадлежит несколько книг, переведенных на русский язык, среди них известны «Десять обязанностей», «Обрадованные Раем» и «3 вопроса». В последней он ссылается на книгу Ибн Таймии «Мад-жматуль Фатава». Как и все ваххабиты, он выступает против традиционной исламской практики тавассуль56 (обраще-
http://www.bbc.com/russian/international/2009/11/09 1103_azeri_mosque_closures (Режим доступа свободный).
53 Эсслмонт Т. В Баку осуждены "Лесные братья", напавшие на мечеть // «Русская служба ВВС», 6 ноября 2009 года. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2009/11/09 1105_baku_mosque_sentence.shtml (Режим доступа свободный)
54 Гамет Сулейманов: «Мечеть «Абу-Бекр» усмиряла радикально настроенных людей, таких, как Кямран Асадов» // «Day.Az», 3 июня 2009 года. URL http://news.day.az/society/159835.html (Режим доступа свободный)
55 Почему в Азербайджане закрывают мечети // «Русская служба BBC», 3 ноября 2009 года. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2009/11/09 1103_azeri_mosque_closures (Режим доступа свободный).
56 Там же
ния к Аллаху ради, либо через пророка и святых).
Российский сторонник мадхалии Дамир Хайруддин является переводчиком ваххабитской литературы на русский язык. Им был переведен и выпущен ряд биографий ваххабитских идеологов (работы «Шейх Джамалуддин аль-Касими», «Аб-дуль-Азиз ибн Баз», «Разъяснение фетвы шейха аль-Албани»). Некоторые из переведенных им книг были изданы московским издательством «Умма» (наиболее известная из них, переиздававшаяся несколько раз, книга «Описание молитвы пророка» Насыруддина аль-Албани). Также он ведет блог на сайте проекта «ЦттаЬ» Дамир Хайруддин написал книги и брошюры «Достоинства Корана», «Грех прелюбодеяния», «Аль-Масих Ад-Даджаль (Антихрист)».
В Интернете имеется целый ряд сайтов, пропагандирующих учение «мад-халия». Среди них до недавнего времени действовал русскоязычный сайт ksunne.ru. На сайте имеется статья «Причины, из-за которых приверженцы нововведений порочат и возводят ложь на ученых, и опровержение их заявлений», в которой оппоненты мадхалитов названы нововведенцами за то, что критиковали шейхов Ибн База, аль-Албани, аль-Фаузана. В тоже время сайт распространяет классическую ваххабитскую идеологию, критикуя всех не согласных с ней. Это наглядно демонстрирует новую тактику и стремление ваххабитов распространять свою идеологию под маской миролюбивой секты.
На постсоветском пространстве наиболее яростным критиком секты «мадхалия» считают известного ваххабитского проповедника Сайида Бурятского (Александра Тихомирова) (1982-2010), ставшего боевиком.
Первая полемика между Сайидом Бурятским и сторонниками Рината Абу Мухаммада возникла ещё до отъезда Бурятского на Северный Кавказ к боевикам из «Имарата Кавказ». Противостояние началось после публикации в Интернете брошюры Рината Абу Мухаммада «Отведение сомнений в вопросах джихада и
такфира» и ряда заявлений Рината о неправомерности джихада на Кавказе с точки зрения ислама. После выхода статьи Сайида Бурятского «Статья о наши-дах» и последующей дискуссией со сторонниками Рината на известном мусульманском сайте «Musulmanin.com», про-джихадисткая позиция Сайида Бурятского стала очевидной. Уже после присоединения к «Имарату Кавказ», Сайид Бурятский записал серию лекций, в которых опровергал доводы мадхалитов («Пусть ненависть народа не заставит вас быть несправедливыми», «Джихад даже кам-
нями»)57.
Таким образом, следует предположить, что секта «мадхалия» является искусственным образованием властей Саудовской Аравии. Учитывая, что появление этой секты относится к недавнему периоду (после войны в Персидском Заливе в 1991 году), то можно предположить, что она образована с целью показать мировому сообществу, что ваххабизм - это умеренное, мирное движение, выступающее против терроризма и не использующее террористические методы. В действительности появление секты «мадхалия» - это вынужденный шаг властей Саудовской Аравии с целью удержаться у власти и обезопасить страну от иностранного вторжения под предлогом того, что Королевство, является источником распространения экстремизма и терроризма. В пользу этого свидетельствует тот факт, что сторонники этого течения превозносят правительство Саудовской Аравии. Также следует отметить, что с этой целью в середине 1990-ых годов был закрыт ряд фондов, спонсирующих, вооруженные конфликты, за пределами Саудовской Аравии, среди них печально знаменитый фонд «Аль-Харамейн». Можно предположить, что непосредственное участие в образовании секты принимали США и различные американские общественные институты с целью снять
57 Враг или Что Сашка Тихомиров забыл в исламе? // «Политзанятия» (архив), 23 декабря 2009 года. URL:
http://edgeways.ru.mastertest.ru/forum/read.php?2,20 8433 (Режим доступа свободный)
обвинения с ваххабизма как идеологии терроризма и показать, что ваххабизм может быть «миролюбивым» и «умеренным».
Появление этой секты можно отнести к изменению тактики ваххабитов по распространению своей идеологии в виду постоянной и справедливой критики в их адрес и обвинению в радикализме и экстремизме.
Еще одной сектой внутри ваххабизма является «хаддадия», названная по имени египетского шейха Махмуда аль-Хаддада. Примечательно, что против «хаддадитов» выступают не только ортодоксальные ваххабиты, но и те, кого они упрекали в умеренности, - мадхалиты, в частности, аль-Хаддада критиковал Раби
58
аль-Мадхали . Секта хаддадия появилась в Йемене59 из-за внутренних противоречий внутри ваххабизма. Одним из ее идеологов является Абдуллах аль-Джарбу.
Особенностями секты «хаддадия», по мнению ортодоксальных ваххабитов, являются следующие:
1) Хаддадиты критикуют классиков салафизма, принижают их значимость, обвиняя в заблуждениях: так, аль-Хаддада упрекают в том, что он критически отзывался об Ибн Таймии, Ибн аль-Каййиме (1292-1350), Ибн Абиль-Иззе (комментатора «Акыда ат-Тахауии»), которыми являются бесспорными и непререкаемыми авторитетами для ваххабитов;
2) Хаддадиты обвиняют в нововведении (бидгат) каждого, кто совершил нововведение, даже если он это делает по незнанию или ошибке;
3) Хаддадиты обвиняют в нововведении каждого, кто не обвиняет в нововведении того, кто совершил нововведение. Т.е. хаддадитов упрекают в бескомпромиссности по отношению не только к тем, кто в чем-то внес что-то новое, якобы несвойственное исламу, но даже к тем, кто таких людей не берется
58 Мадхали Р. Отличительные черты хаддадии // «Пророческий путь», 3 мая 2015 года. URL: http://minhadj.com/viewtopic.php?t=67 (Режим доступа свободный).
59 Там же
осуждать: «И недостаточно для них, если человек скажет, что у такого-то есть что-то из ашаризма (ашаритского мазхаба. -прим. авт.), или что он - ашарит, однако он должен непременно сказать: «он - но-вовведенец (мубтади')», а иначе вражда, бойкот и объявление нововведенцем (табди')»;
4) Хаддадиты запрещают применять выражения «да смилуется над ним Аллах» в отношении нововведенцев, т.е. в отношении тех, кто мог заблуждаться, т.е. они отказывают в праве на ошибку в толковании религиозных текстов, что, по мнению даже ортодоксальных ваххабитов, считается чрезмерной крайностью;
5) Более того, хаддадиты любого салафита60, который снисходительно отзовется о совершившим какое-то нововведение с точки зрения салафизма, сказав «да помилует его Аллах», тоже поспешат назвать бидгатчиком (нововве-денцем);
6) Соответственно, ортодоксальные ваххабиты обвиняют хаддадитов в том, что для них нет никаких авторитетов, что они даже классиков ваххабитской мысли ХХ века готовых подвергнуть ревизии и обвинить в отступничестве от «чистоты» ислама. Например, Махмуд аль-Хаддад написал книгу «Аль-Хамис», в которой обрушился с критикой на Насруддина аль-Албани (1914-1999), являющегося непререкаемым авторитетом для ваххабитов;
7) В то же время хаддадитов другие ваххабиты обвиняли в фанатичной вере в авторитет Махмуда аль-Хаддада, и даже когда приводили доводы против аргументации аль-Хаддада, они отказывались это слышать, превозносили его авторитет, а несогласным с ними ваххабитам угрожали физической расправой.
Ваххабитский шейх Мухаммад Саид Раслян (род. в 1955 году) из Египта пишет, что одно из качеств хаддадитов то, что они запрещают просить милости Аллаха для приверженцев нововведений. Порой их радикализм доходит до того,
60 Здесь в статье везде, где упомянуто слово «са-лафит» имеется в виду «ваххабиты»
что они не делают разницы между шиитом и салафитом, обвиняя последнего за малейшее подозрение в «бидгате».
Хаддадиты обвиняют в неверии всех, кто не согласен с ними. Они считают, что нет оправдания ошибкам и отклонению от трактования салафизма, и из этого следует, что тот, кто оправдывает такое, то он попадает в положение того, кто не обвиняет в неверии неверного (кяфир). А кто не обвиняет в неверии (такого) кяфира, тот сам становится кяфи-ром. Поэтому ортодоксальные ваххабиты относят хаддадитов к хариджитам, поскольку те чрезмерны в такфире (обвинении в неверии), табди (обвинении в нововведенчестве) и тафсике (обвинение в распутничестве). Для хаддадитов характерно неуважение к салафитским богословам и скрупулёзное выслеживание ошибок в их словах, сочинениях и действиях.
Вот как описывает поведение хад-дадитов ваххабитский шейх Ахмад Ас-Субайы: «Первое качество: они оставляют связь с известными обладающими знанием (здесь имеются ввиду ваххабитов - прим. авт.) и не стремятся быть с ними. Второе качество: скверная культура поведения и грубость в нравах. Третье качество: стремление быть на первом плане в критике и легкомысленное отношение к этому. Четвертое качество: поспешность в сочинительстве и чрезмерность в писательском деле. Некоторые из них, если почитают пару часов, то уж испишут три страницы и распространяют это в интернете. Пятое качество: их обольщение значимостью их собственного мнения и чрезмерность в отношении самих себя. Шестое качество: выбор редких отклонившихся мнений и изощренность в отслеживании таковых. Седьмое качество: несоблюдение имеющихся уровней в вопросах знания. Восьмое качество: нет для них такого вопроса... - то есть мы читаем книги ученых и видим, что некоторые ученые в вопросе молитвы приветствия, если вошел человек в мечеть перед заходом солнца - передается, что некоторые ученые воздерживались от решения по этому вопросу и думали,
размышляли о нем десяток лет. А что касается этих людей (хаддадитов), то они не знают такого вопроса, от решения по которому они бы воздержались. Девятое качество: у них особые связи между собой, и они не советуют слушать кого-либо, кроме себя. Десятое качество: их полное пренебрежение учетом пользы и вреда. Они даже взгляда не поднимают на эту великую основу, за которую держатся приверженцы Сунны, и которую упомянул пророк, мир ему и благословение Аллаха. Одиннадцатое качество: они берут основы Сунны и спасенной общины и используют их как средство для набора собственной силы, а не для того, чтобы самим соблюдать их, исповедовать религию в соответствии с ними и следовать верному руководству, содержащемуся в них. Двенадцатое качество: они кружат вокруг тем с такфиром, но могут не заявлять о нем ясно. Тринадцатое качество: они выносят решения о достоверности и слабости хадисов, прибегая при этом к новшествам, усложнениям и заключениям, которые выходят за границы пути первых мухаддисов»61.
Ваххабиты говорят, что с позиций хаддадитов ведется «борьба против Сунны, против манхаджа праведных предшественников». Ваххабитские критики хад-дадитов полагают, что они порочат классиков псевдосалафизма. Так, основатель секты «хаддадия» Махмуд аль-Хаддад начал критически отзываться об Ибн Таймии, затем взялся за Ибн Абиль-Изза и Ибн аль-Каййима и продолжил так же с другими богословами. Помимо классиков псевдосалафитской мысли средневековья хаддадиты выступают с критикой современных ваххабитских богословов. Тем самым, как утверждают ваххабиты, что представители этой секты «ведут войну против Сунны» и порочат каждого ваххабита, который не согласен в чем-либо с хаддадитами.
61 Шейх Ахмад Ас-Субайы: Качества хаддадитов // Канал «Саляфитский манхадж словами ученых и шейхов», 12 мая 2013 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vjrMKI-Qm50 (Режим доступа свободный)
Подведем же итог. В настоящее время внутри ваххабизма сформировался ряд различных идеологических направлений. Наиболее известные из них секты «мадхалия» и «хаддадия», которые имеют свой особый подход к некоторым вопросам трактовки ваххабитской идеологии. Мадхалиты и хаддадиты - это две крайности от ортодоксального ваххабизма: первые выступают с позиции умеренного ваххабизма, вторые - с позиции крайне радикального ваххабизма. Между последователями этих сект и другими ваххабитами наблюдается ряд противоречий, дело доходит до того, что они обвиняют друг друга в неверии и отступлении от чистоты псевдосалафитской трактовки ислама. Это позволяет констатиро-
вать, что на начало XXI века ваххабизм не представляет собой цельное религиозно-идеологическое учение, в нем произошло разделение на направления (секты) по вопросу отношения к правительствам исламских государств, отношению к вооруженному «джихаду», допустимости его ведения в отношении мусульманских правителей, а также степенью терпимости к нововедениям в исламе. Фактически сегодня мы видим неоднородность ваххабизма: как идеологическая доктрина он претерпевает изменения, в нем стали появляться разные течения и направления.
Источники и литература:
1. Али Аль Худейр об основах пораженцев // «Живой Журнал Ansar as-Sunna», 16 июня 2009 года. URL http://ansar-as-sunna.livejournal.com/602.html (Режим доступа свободный).
2. Амирова Л. Мусульманская молодежь становиться все более религиозной // «Institute for War & Peace Reporting», 30 ав-гу-ста 2007 года. URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/мусульманская-молодежь-становится-все-более (Режим доступа свободный).
3. Ахлю-с-сунна уа-ль-джама'а // «Живой Журнал Абу Юсуфа», 8 мая 2008 года. URL: http://abu-yusuf.livejournal.com/651.html (Режим доступа свободный).
4. Враг или Что Сашка Тихомиров забыл в исламе? // «Политзанятия» (архив), 23 декабря 2009 года. URL: http://edgeways.ru.mastertest.ru/forum/read. php?2,208433 (Режим доступа свободный).
5. Гамет Сулейманов vs. Ильгар Ибраги-моглу // «Disput.az», 20 февраля 2008 го-
да. URL:
http://www3.disput.az/index.php? showtopic =78606 (Режим доступа свободный).
6. Гамет Сулейманов: «Мечеть «Абу-Бекр» усмиряла радикально настроенных людей, таких, как Кямран Асадов» // «Day.Az», 3 июня 2009 года. URL: http://news.day.az/society/ 159835.html (Режим доступа свободный).
7. Джихад и джихадизм. Сила и гибкость // «Живой журнал Вадима Сидорова», 15 марта 2010 года. URL: http://v-sidorov.livejournal.com/56047.html?thread= 339183. (Режим доступа свободный).
8. Мадхали Р. Отличительные черты хад-дадии // «Пророческий путь», 3 мая 2015 года. URL: http://minhadj.com/viewtopic.php?t=67 (Режим доступа свободный).
9. Мечеть Абу Бакр // «Abubekr.narod.ru». URL:
http://www.abubekr.narod.ru/html/mecet.ht ml (Режим доступа свободный).
10. О термине «мадхалиты» // «Анти-бид^а». URL http://anti-
bida.com/raznoe/termin_madhaliti/ (Режим доступа свободный).
11. Почему в Азербайджане закрывают мечети // «Русская служба BBC», 3 ноября 2009 года. URL: http://www.bbc.com/russian/international/20 09/11/091103_azeri_mosque_closures (Режим доступа свободный).
12. Сафиуллина Р.Р. Словарь мусульманской терминологии. - Казань: Алма-Лит, 2005. - 124 с.
13. Слова ученых о шейхе Раби' аль-Мадхали // «К Исламу», 11 мая 2013 года. URL: http://toislam.ws/books-manhaj/139-aboutmadhali (Режим доступа свободный)
14. Словарь исламских терминов. - Казань: Издательство «Хузур», 2014. - 514 с.
15. Сравнение акъиды Гамета Сулейма-нова и саляфов // «Живой Журнал
Sunnaonline», 19 августа 2010 года. URL: http://sunnaonline .livejournal.com/12861.ht ml (Режим доступа свободный).
16. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. - Казань: ЧУ ИД «Хузур» -«Спокойствие», 2016. - 288 с.
17. Шейх Ахмад Ас-Субайы: Качества хаддадитов // Канал «Саляфитский ман-хадж словами ученых и шейхов», 12 мая 2013 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vjrMKI-Qm50 (Режим доступа свободный)
18. Эсслмонт Т. В Баку осуждены "Лесные братья", напавшие на мечеть // «Русская служба ВВС», 6 ноября 2009 года. URL:
http://www.bbc.com/russian/international/20 09/11/091105_baku_mosque_sentence.shtm l (Режим доступа свободный).
Lyudmila Maevska
THE INTERNAL CONTRADICTIONS OF WAHHABISM: MADHALITS AND HADDADITS
Summary: The article deals with the internal contradictions of Wahhabism, appeared at the end of XX - beginning of XXI centuries. The author analyzes the features of sects Madhalia and Haddadia.
Keywords: Islam, Wahhabism, Sect, Haddadia, Madhalia, Rabi al-Madhaly, Middle East
Sources and literature:
1. Ali Al Khudayr the basics // "LiveJournal of Ansar as-Sunna», June 16, 2009. URL http://ansar-as-
sunna.livejournal.com/602.html (Free Access) (in Russian).
2. Amirova L. Muslim youth to become more religious // «Institute for War & Peace Reporting», August 30, 2007. URL: https://iwpr.net/ru/global-voices/Mycy^bMaHCKaa-Monoge^b-
CTaH0BHTCfl-Bce-60.ee (Free Access) (in Russian).
3. Ahl al-Sunnah wa al-Jama'ah, // "LiveJour-nal of Abu YusufMay 8, 2008. URL: http://abu-yusuf.livejournal.com/651.html (Free Access) (in Russian).
4. Enemy or what Sasha Tikhomirov forgotten in Islam? // "Politzanyatiya" (archive), Decem-ber 23, 2009. URL:
http://edgeways.ru.mastertest.ru/forum/read. php?2,208433 (Free Access) (in Russian).
5. Gamet Suleymanov vs. Ilgar Ibrahimoglu // «Disput.az», February 20, 2008. URL: http://www3.disput.az/index.php?showtopic =78606 (Free Access) (in Russian).
6. Gamet Suleymanov: "Mosque" Abu Bakr "pacify radical people like Kamran Asadov" // "Day.Az", June 3, 2009. URL http://news.day.az/society/ 159835.html (Free Access) (in Russian).
7. Jihad and Jihadism. The strength and flexi-bility // "Live Journal of Vadim Sidorov", March 15, 2010. URL: http://v-si-do-
rov.livejournal.com/56047.html?thread=339 183. (Free Access) (in Russian).
8. Madhaly R. Haddad // "Prorocheskiy put", May 3, 2015. URL: http://minhadj.com/viewtopic.php?t=67 (Free Access) (in Russian).
9. Abu Bakr Mosque // «Abubekr.narod.ru»». UR:
http://www.abubekr.narod.ru/html/mecet.ht ml (Free Access) (in Russian).
10. On the term "madkhalism" // "Antibid^a". URL http://anti-bida.com/raznoe/termin_madhaliti/ (Free Ac-cess) (in Russian).
11. Why in Azerbaijan // "Russkaya sluzhba BBC», November 3, 2009. URL: http://www.bbc.com/russian/international/20
09/11/091103_azeri_mosque_closures (Access) (in Russian).
12. Safiullina R.R. Dictionary of Islamic terms. - Kazan: Alma-Lit, 2005. - 124 p. (in Russian)
13. According to the scientists of the Sheikh Rabi 'al-Madhav // "K Islamu", May 11, 2013. URL: http://toislam.ws/books-manhaj/139-aboutmadhali (Free Access) (in Russian).
14. Dictionary of Islamic terms. - Kazan: "Huzur", 2014. - 514 p. (in Russian)
15. Compare akidy Gamet Suleymanov and Salaf // "LiveJournal of Sunnaonline», August 19, 2010. URL: http://sunnaonline .livejournal.com/12861.ht ml (Free Access) (in Russian).
16. Shagaviev D.A. Islamic movements and groups. - Kazan: "Huzur", 2016. - 288 p. (in Russian)
17. Sheikh Ahmad Al-Subayy: haddaditov Quality // Channel "Salyafitsky manhaj slovami uchenih i sheihov", May 12, 2013. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=vjrMKI-Qm50 (Free Access) (in Russian).
18. Esslmont T. Baku sentenced "Forest brothers", who attacked the mosque // "Russkaya sluzhba BBC", November 6, 2009. URL: http://www.bbc.com/russian/international/20 09/11/091105_baku_mosque_sentence.shtm l (Free Access) (in Russian).