Научная статья на тему 'Тарифная политика при формирование цены на тепловую энергию'

Тарифная политика при формирование цены на тепловую энергию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА / ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ТАРИФЫ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / МАКРОЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Постолатий В., Бабич В.

Тарифы на энергию и энергоресурсы являются главными факторами, которые определяют устойчивое развитие экономики. Цель статьи определить динамику изменения тарифов на тепловую энергию в последнее десятилетие и сопоставить с динамикой роста одного из главных показателей экономики республики валового внутреннего продукта. Рассмотрены данные по потреблению тепловой энергии и изменению ее тарифов в денежном выражении и в относительных величинах по сравнению с базовым годом в г. Кишинэу. В качестве базового года принят 2009 год. На основании ранее выполненных работ сформулировано положение о том, что темпы роста тарифов не должны обгонять темпы роста главного показателя экономики реального валового внутреннего продукта (ВВП). Чем выше тарифы, тем большая часть произведенного валового продукта, характеризуемого в экономике объемом «Выпуска», тратится на «Промежуточное потребление (ПП)». Разность между объемами «Выпуска» и «Проме-жуточного потребления» составляет величину «Валовой добавленной стоимости (ВДС)», которая явля-ется главной составляющей «Валового внутреннего продукта (ВВП)». Анализ изменения объема реаль-ного ВВП Республики Молдова, темпов роста тарифов за 2009-2017 г.г. (с учетом прогноза ВВП на 2018 г.) показал, что рост тарифов на тепловую энергию значительно превышал рост реального ВВП. Полагая, что плановое увеличение объема ВВП составляет 4,7% и учете изменения индекса потребительских цен (коэффициента инфляции), расчетным способом оценено возможное снижение тарифа на тепловую энергию в г. Кишинэу на 28% по сравнению с существующей величиной, т.е. не превышать 803 лей/Гкал, вместо 1122 лей/Гкал. Сделан вывод о целесообразности применения предложенной методики для обоснования и установления тарифов на текущий момент времени и на ближайшую перспективу не только на тепловую энергию, но и на другие виды энергии, материальные ресурсы и услуги в производственной и социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Постолатий В., Бабич В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тарифная политика при формирование цены на тепловую энергию»

Tariff Policy in the Formation of the Price of Thermal Energy

Postolatiy V., Babich V.

Institute of Power Engineering Chisinau, Republic of Moldova

Abstract: Tariffs for energy and energy resources are the main factors determining the sustainable development of the economy. The aim of the paper is to determine and compare the dynamics evolution of the tariffs for thermal energy and the evolution of the gross domestic product (GDP).The data on the heat consumption and tariff change in the city of Chisinau were examined in monetary terms and in relative units compared to the base year 2009. The higher the tariffs, the more part of the GDP, characterized in the economy by the volume of "Output", is spent on "Intermediate consumption (PP)". The difference between "Output" and "Intermediate consumption" volumes is the "gross added value (VAB)", which is the main component of GDP. The analysis of the changes in the real GDP volume of the Republic of Moldova and the increase of the tariffs for the years 2009-2017 (taking into account the GDP forecast for 2018) show that the increase in the tariffs for thermal energy significantly exceeded the real GDP growth. Considering that the planned GDP growth is 4,7% and taking into account the change in the consumer price index (inflation rate), the calculated reduction of the thermal energy tariff in Chisinau is estimated at 28% compared to the existing value, so to 803 lei / Gcal compared to the currently regulated value of 1122 lei / Gcal. The conclusion was reached on the opportunity of applying the proposed methodology to justify current tariffs and in the near future not only extends to thermal energy tariffs, but also for other types of energy, material resources and services in the field of production and social sphere.

Keywords: heat power engineering, heat energy, centralized heat supply system, tariffs, statistical data and national accounts, Gross Domestic Product, macroeconomics. DOI: 10.5281/zenodo.2222386

Politica tarifara in formarea prefului energiei termice Postolati V., Babici V.

Institutul de Energetica, Chisinau, Republica of Moldova Rezumat. Tarifele pentru resursele energetice §i energetice sunt principalii factori care determina dezvoltarea durabila a economiei. Scopul lucrarii consta determina dinamicii evolutiei tarifelor la energia termica in ultimul deceniu §i compararea cu dinamica de cre§tere a principalului indicator al dezvoltarii economiei - produsului intern brut (PIB). S-au examinat datele privind consumul de energie termica §i modificarea tarifului in ora§ul Chisinau in termeni monetari §i in unitati relative comparativ cu anul de baza 2009. S-a formulat ipoteza, ca ratele de cre§tere a tarifelor nu trebuie sa depa§easca ratele de cre§tere ale indicatorului principal al economiei -PIB-ului real. Cu cat sunt mai mari tarifele, cu atat о cota mai mare a PIB-ului, caracterizat in economie de volumul "Ie§ire-Output", se cheltuie pentru "Consumul intermediar (CI)". Diferenta dintre volumele "Output" §i "Consum intermediar" o constituie cota denumita "Valoarea adaugata bruta (VAB)", care este componenta principala a PIB-ului. Analiza modificarilor volumului PIB-ului real al Republicii Moldova, а ratelor de cre§tere a tarifelor pe anii 2009-2017 (tinand seama de prognoza PIB-ului pentru 2018) a aratat, ca cre§terea tarifelor pentru energia termica a depart in mod semnificativ cre§terea PIB-ului real. Considerand, ca cre§terea planificata a volumului PIB-ului este de 4,7% §i tinand cont de modificarea indicelui preturilor de consum (rata inflatiei), reducerea calculata a tarifului la energia termica la Chisinau este estimata cu 28% fata de valoarea existenta, deci la nivel 803 lei / Gcal in comparare cu valoarea reglementata in prezent la nivel de 1122 lei / Gcal. S-a formulat concluzia privind oportunitatea aplicarii metodologiei propuse pentru justificarea tarifelor curente §i in viitorul apropiat, nu numai pentru energia termica, dar §i pentru alte tipuri de energie, resurse materiale §i servicii in domeniul productiei §i al sferei sociale.

Cuvinte cheie. sistem energetic, energie termica, sistem centralizat de incalzire, tarife, date statistice §i conturi nationale, produsul intern brut, macroeconomie.

Тарифная политика при формирование цены на тепловую энергию Постолатий В., Бабич В.

Институт энергетики, Кишинэу, Республика Молдова. Аннотация. Тарифы на энергию и энергоресурсы являются главными факторами, которые определяют устойчивое развитие экономики. Цель статьи определить динамику изменения тарифов на тепловую

Postolati V., Babici V. 2018

энергию в последнее десятилетие и сопоставить с динамикой роста одного из главных показателей экономики республики - валового внутреннего продукта. Рассмотрены данные по потреблению тепловой энергии и изменению ее тарифов в денежном выражении и в относительных величинах по сравнению с базовым годом в г. Кишинэу. В качестве базового года принят 2009 год. На основании ранее выполненных работ сформулировано положение о том, что темпы роста тарифов не должны обгонять темпы роста главного показателя экономики - реального валового внутреннего продукта (ВВП). Чем выше тарифы, тем большая часть произведенного валового продукта, характеризуемого в экономике объемом «Выпуска», тратится на «Промежуточное потребление (1111)». Разность между объемами «Выпуска» и «Промежуточного потребления» составляет величину «Валовой добавленной стоимости (ВДС)», которая является главной составляющей «Валового внутреннего продукта (ВВП)». Анализ изменения объема реального ВВП Республики Молдова, темпов роста тарифов за 2009-2017 г.г. (с учетом прогноза ВВП на 2018 г.) показал, что рост тарифов на тепловую энергию значительно превышал рост реального ВВП. Полагая, что плановое увеличение объема ВВП составляет 4,7% и учете изменения индекса потребительских цен (коэффициента инфляции), расчетным способом оценено возможное снижение тарифа на тепловую энергию в г. Кишинэу на 28% по сравнению с существующей величиной, т.е. не превышать 803 лей/Гкал, вместо 1122 лей/Гкал. Сделан вывод о целесообразности применения предложенной методики для обоснования и установления тарифов на текущий момент времени и на ближайшую перспективу не только на тепловую энергию, но и на другие виды энергии, материальные ресурсы и услуги в производственной и социальной сфере.

Ключевые слова: теплоэнергетика, тепловая энергия, централизованная система теплоснабжения, тарифы, статистические данные и национальные счета, валовой внутренний продукт, макроэкономика.

ВВЕДЕНИЕ

Тарифная политика играет ключевую роль в экономике и социальной сфере страны и общества. Одно из центральных мест занимает энергетика. Она тесно взаимно связана с другими отраслями и системами экономики.

Тарифы на энергию и энергоресурсы, поставляемые энергетической отраслью другим отраслям, являются главными экономическими факторами, которые определяют состояние и успех смежных отраслей и успех собственно энергетики.

Экономика в целом является одной из наиболее сложных систем, в которой существуют объективные закономерности и функциональные взаимные связи всех ее подсистем и элементов. Вместе с тем, в ней решающую роль играет человеческий фактор, а также происходящие политические процессы внутригосударственного и внешнего межгосударственного характера.

Результаты научных исследований и новые разработки являются основой для технического прогресса во всех отраслях экономики, облегчения труда человека, экономного и эффективного использования материальных и природных ресурсов, снижения экологического влияния и, в конечном счете, улучшения условий жизни людей и их социальной обеспеченности в гармонии с природой.

Выполненные исследования показали, что динамика увеличения тарифов на энергетические ресурсы значительно опережает показа-

тели роста реальных макроэкономических показателей, что замедляет темпы развития отраслей экономики, а из-за создаваемой при этом инфляции проводит к снижению уровня социальной обеспеченности населения. Рост тарифов на энергетические и другие ресурсы, и услуги в процентном выражении, не должен превышать рост в процентах реальных макроэкономических показателей развития экономики. [7]

Настоящая статья посвящена рассмотрению состояния теплоэнергетического сектора и, в частности, тарифной политики в системе централизованного теплоснабжения одного из наиболее крупных населенных центров Республики Молдова - г. Кишинев.

Цель статьи определить динамику изменения тарифов на тепловую энергию в последнее десятилетие и сопоставить с динамикой роста одного из главных показателей экономики республики - валового внутреннего продукта. Экономические предприятия г. Кишинева вносят значительный вклад в общие экономические показатели республики.

Поэтому результаты, полученные при рассмотрении тарифной политики в системе централизованного теплоснабжения г. Кишинева, могут быть в значительной мере обобщены и на другие системы теплоснабжения.

Исходные данные для анализа

На долю столицы Республики Молдовы -Кишинева - приходится порядка 87% общего централизованного теплоснабжения по

стране, при общем потреблении газа - 63% и в общем объеме поставок электроэнергии в Молдове - свыше 50%. Приблизительно 77% централизованного теплоснабжения (1422,2 тыс. Гкал в 2014 году) потребляли домохозяйства, 15% - бюджетные учреждения и 8% -экономические агенты. [5]. Материалы, представленные в финальном отчета администратора процедуры несостоятельности АО «Тер-моком» по 2013 год [1] и тарифы для конечных потребителей тепловой энергии для АО «Термоэлектрика», утвержденные Национальным агентством по регулированию в энергетике (НАРЭ) [2-4] позволяют оценить ситуацию в тарифной политике Кишиневского муниципального совета и НАРЭ по отношению к изменениям внутреннего валового продукта (ВВП) Республики Молдова. ВВП

В табл. 1 проведен анализ изменений ВВП за период 2009-2017 гг. в соответствии со сведениями, представленными

Национальным бюро статистики: • в колонке 3 выполнен пересчет обратным счетом показателей номинального ВВП от 2017* года и до 2009 года, используя коэффициент пересчета (индекс физического объема ВВП к предыдущему году, умноженный на индекс-дефлятор);

является элементом системы национальных счетов, которая в соответствии с Методологией Организации Объединенных Наций 1993 года является важнейшим показателем, характеризующим конечный результат производственной деятельности экономических агентов-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования. Кроме этого, учитывается также уровень потребительских цен и другие факторы. По последним сведениям Национального органа статистики Республики Молдова, показатели ВВП за 2017 год пересчитаны по методологии СНС-ООН-2008/ESA 2010 (Организация Объединенных Наций, версия 2008/ Европейская система счетов версия 2010 (SNA, UN-2008/SEC-2010) [8] (см. Табл. 1)

Таблица 1. Расчет макроэкономических показателей развития экономики Молдовы за 200920 1 7 по данным сайта Национального бюро статистики.1

Номиналь ный ВВП факт (тыс. лей) Новый номинальный ВВП пересчетом от 2017* г. (тыс.лей) Новый номинальный ВВП пересчетом от 2017* г. (млрд лей) ПРОВЕРКА (%) Индекс дефлят ор ВВП Сумма рный индекс-дефлят ор ВВП Реальный ВВП = Номинальный/дефлятор (тыс.лей) Реальный ВВП* = Номинальный/суммарный дефлятор (тыс.лей) Сумм арный индек с измен ения ВВП к 2009 году

1 2 3 4 5 6 7 8=3/6 9=3/7 10

2009 60429803 70823729 70,8 117,2 1,022 1,022 69299148 69299148 1,000

2010 71885474 84252041 84,3 117,2 1,111 1,135 75834420 74201977 1,071

2011 82348703 96515275 96,5 117,2 1,072 1,217 90032906 79293267 1,144

2012 88227753 103405706 103,4 117,2 1,079 1,313 95834760 78734182 1,136

2013 100510471 117801439 117,8 117,2 1,041 1,367 113161805 86162577 1,243

2014 112049578 131325636 131,3 117,2 1,064 1,455 123426350 90276761 1,303

2015 122562742 143647396 143,6 117,2 1,099 1,599 130707367 89851746 1,297

2016 135396791 158689306 158,7 117,2 1,057 1,690 150131794 93907751 1,355

2017* 176777076 176777076 176,8 100,0 1,066 1,801 165832154 98134682 1,416

• в колонке 4 представлен тот же показатель, но только в новых единицах измерения - млрд. лей;

• колонке 5 выполнена проверка соотношения показателей ВВП текущего года к предыдущему. Этот показатель составляет одинаковую величину для всего периода и равен 17,2%;

1 Appendix 1

• в колонке 6 представлен индекс-дефлятор из сайта Национального бюро статистики;

• в колонке 7 представлен суммарный индекс-дефлятор, который рассчитан умножением текущего значения за соответствующий год на его предыдущее значение;

• в колонке 8 представлены значения реального ВВП за соответствующие годы, который рассчитан делением номинального ВВП на соответствующий индекс-

• дефлятор;

• в колонке 9 представлен реальный ВВП, рассчитанный с учетом суммарного индекса-дефлятора для каждого года;

• колонке 10 представлен реальный ВВП (в относительных единицах) рассчитанный с учетом суммарного индекса дефлятора для каждого года к показателям 2009 года.

Используя сведения, приведенные в

табл.1, на рис.1 построены в денежном

выражении графики изменения номинального ВВП после пересчета обратном ходом от показателей 2017 года и графики показателей реального ВВП.

На рис. 2 построен график изменения реального ВВП в относительных единицах за период 2009-2017г.г. по отношению к 2009 г. На данном рисунке построен также график аппроксимирующей функции (У) изменения реального ВВП, выраженный в виде многочлена 3-ьей степени (указан на рис. 2).

Как следует из приведенных результатов, если показатели 2009 года принять за единицу, то динамика изменения реального ВВП, пересчитанного обратным ходом от показателей 2017* года, в относительных единицах за период 2009-2017 гг. оценивается величиной не выше 1,416.

Основные показатели работы АО «Термоком» за период 2002-2013 гг. приведены в табл.2. В таблице 3 приведены данные по изменению тарифов на тепловую энергию в период 2009-2017 г.г.

Изменение номинального ВВП и реального ВВП с учетом суммарного индекса-дефлятора за период 2009-2017гг. (тыс.лей)

200 000 000 180 000 000 160 000 000 140 000 000 120 000 000 100 000 000 80 000 000 60 000 000 40 000 000 20 000 000

176 777 076

69 299 148

86 162

79 293 2678 734 182 74 201 977

5790 276 7689 851 74§3 907 759

134 682

Номинальный ВВП пересчетом от 2017 года* (тыс.лей)

Реальный ВВП с учетом суммарного дефлятоора (тыс.лей)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017*

Рис. 1. Изменение показателей номинального ВВП и реального ВВП с учетом суммарного индекса-

дефлятора за период 2009-2017 г. 1

1 ЛррепШх 1

Суммарный индекс изменения ВВП** к 2009 году

1,600 1,400 1,200 1,000 0,800 0,600 0,400 0,200 0,000

1,416

1,000

1,071

1,144 1,136

1 243 1,303 1,297

1,355

у = 0,0003x3 - 0,0058x2 + 0,08^ + 0,9253

Суммарный индекс изменения ВВП** к 2009 году

♦—>■ Полиномиальная (Суммарный индекс изменения ВВП** к 2009 _году)

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017*

Рис. 2. Изменения реального ВВП в относительных единицах, рассчитанных с использованием суммарного индекса-дефлятора за период 2009-2017 г. и аппроксимирующая функция (Y). 1

Таблица 2. Основные показатели работы АО «Термоком» за период 2002-2013 гг. 1

1 Отпуск 1ЛРРЕМЭ!Х 1 овой Потери в тепловой сети Потери в тепловой Полезный отпуск Фактический тариф на

энергии в сеть сети потребителям тепловую энергию

Годы /Ед. изм. Тыс. Гкал Тыс.Гкал % Тыс. Гкал Лей/Гкал

2002 1761,2 631,8 35,9 1129,4 233

2003 1811,7 614,5 33,9 1197,2 233

2004 1597,2 439,1 27,5 1158,1 233

2005 2036,5 610,1 30,0 1426,4 233

2006 2054,4 564,0 27,5 1490,4 233,2

2007 1912,3 466,0 24,4 1490,8 540,95

2008 1883,9 453,8 24,1 1430,1 540,92

2009 1835,4 364,7 19,9 1470,8 540,82

2010 1883,1 417,5 22,2 1456,8 732,58

2011 1770,9 355,2 20,1 1416,3 907,28

2012 1717,7 359,2 20,9 1358,5 987

2013 (10 мес) 1059,8 208,7 20,6 862,4 987

Таблица 3. Действующие тарифы на тепловую энергию за период 2009-2017 гг1

Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующий тариф (Д) (лей/Гкал) 540,82 723,55 907,28 987 987 987 987 1068 1122

Рост тарифов к 2009 году (отн.ед) 1,000 1,338 1,678 1,825 1,825 1,825 1,825 1,975 2,075

За период с 2009 по 2017 г.г. тарифы на тепловую энергию для конечных потребителей услуг централизованного теплоснабжения (КП УТЦ) г. Кишинэу изменялись шесть раз, достигнув с 1 мая 2017 года величины 1122 лей/Гкал. До 2011 года работу по разработке и утверждению тарифов проводил муниципальный совет Кишинэу, а с 2011 года рассмотрение и утверждение тарифов по со-

ответствующим методологиям для централизованной системы теплоснабжения проводит Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ).

Из таблицы 3 видно, что за период 20092017 гг. действующие тарифы на тепловую энергию для КП УЦТ выросли в 2,075 раза к показателям 2009 года. Объемы реального ВВП за этот же период возросли только в

1 ЛррепШх 1

1,416 раза (см. табл. 1). Столь большая разница в темпах роста тарифов на тепловую энергию по отношению к росту ВВП является дестабилизирующим фактором развития экономики. Очевидным является то, что с целью устойчивого развития экономики уровень тарифов необходимо координировать с основными показателями роста экономики, отслеживая при этом обратные взаимосвязи между ними.

Исходя из анализа темпов роста реального ВВП, должны формироваться требования к уровням тарифов, особенно к их предельным (позволительным) значениям. Это касается тарифов не только на тепловую энергию, но и тарифов на другие виды энергии и услуг в материальном производстве.

Ниже показано, каким образом это может быть осуществлено на примере тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям от источников систем централизованного теплоснабжения. При этом использована методика, предложенная в работе [7]

Основы методики расчета предельной величины увеличения тарифа.

Сущность методики расчета предельной величины тарифа на энергетические и другие тарифы и материальные ресурсы состоит в том, что при рассмотрении новых значений тарифа должно соблюдаться следующее требование: темпы роста тарифов не должны обгонять темпы роста реального ВВП за рассматриваемый период и в момент принятия решения.

Только такой подход может служить способом координации взаимодействия отраслей, может обеспечить устойчивое развитие экономики в целом и успешное решение проблем социальной сферы.

Расчеты количественных изменений тарифов должны быть согласованы с показателями изменения реального ВВП, а также с учетом планируемых в масштабах страны темпов роста ВВП. Кроме этого, необходимо учитывать индекс потребительских цен (коэффициент инфляции).

Для практических расчетов величины изменения тарифов может быть использовано выражение [7]:

АТ = а ■ к ■ —,

(1)

а - коэффициент развития, устанавливаемый в масштабах страны в директивном порядке, отн. ед.;

к - коэффициент роста реального валового внутреннего продукта (ВВП), отн.ед,

I - индекс потребительских цен, (называемый также коэффициентом инфляции), отн.ед.

Для удобства дальнейших расчетов с использованием формулы (1) введены следующие обозначения:

г 1

а = С = —,

А

где С - коэффициент планового развития, определяемый в свою очередь величиной коэффициента (А) опережения роста ВВП, директивно планируемого в масштабах страны, здесь А - коэффициент опережения роста ВВП, планируемый до 2020 гг. и установленный Законом Республики Молдова Ыг. 166 от 11.07.2012, «Об утверждении Национальной стратегии развития «Молдова-2020» установивший, что: «Базовый сценарий, опирающийся на тенденциях последнего десятилетия, предполагает схожее с актуальным развитие, с теми же экономическими, социальными и политическими явлениями, с увеличением объема денежных переводов, и тот же темп проведения реформ. В базовом сценарии предполагается среднегодовой темп роста ВВП на 2012-2020 гг. в размере 4,7%.» т.е. в относительных единицах А=1,047.

АВВП (АОБР) - коэффициент роста реального ВВП, отн. ед.;

В - коэффициент, учитывающий уровень инфляции:

В = 1,

К

где К - среднегодовой индекс потребительских цен (К = 1рс), отн. ед.

С учетом принятых обозначений выражение (1) расчетного допустимого (позволительного) изменения тарифа (АТ) может быть записано в следующем выражении:

АТ = АОВР ■ С ■ В

(1)

где, АТ - расчетное, допустимое изменение тарифа, отн. ед.;

где, АТ - допустимое (позволительное) увеличение (или снижение) тарифов на тот или иной вид энергии(или другие услуги) в относительных единицах (или процентах) по сравнению с существующим уровнем;

АОБР - фактический показатель изменения реального ВВП в относительных едини-

цах или (%);

С = 1 - коэффициент планового развития, отн.ед.

В выражении (11) коэффициенты С и Б определяются по приведенным выше выражениям.

Расчет величины тарифа в денежных единицах измерения определяется по следующей формуле:

(2)

Т = Т ■АТ,

где, Тг - расчетный тариф на тепловую энергию в текущем (или прогнозируемом) году (лей/Гкал);

Та - действующий тариф на тепловую энергию в (лей/Гкал);

АТ - позволительное увеличение тарифов с учетом макроэкономических показателей развития экономики Республики, отн. ед. (или %), определяются по выражению (1').

Расчет допустимого (позволительного с точки зрения устойчивого развития экономики) тарифа на тепловую энергию

Используя описанную выше методику и конкретные исходные данные ниже приведены результаты расчетов допустимого уровня тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей услуг централизованного теплоснабжения г. Кишинэу (КП УЦТ).

Расчет допустимого (позволительного) увеличения тарифа (АТ) на тепловую энергию для КП УЦТ выполнен с учетом макроэкономических реальных показателей экономики Республики Молдова за 2009-2017 гг. согласно выражению:

АТ = АОБР ■ С ■ Б,

или

АТ = АОБР )■ ± (3)

где, АВВП (АОБР) - индекс изменения реального ВВП в рассматриваемом году, в относительных единицах.

Расчет выполнен на период 2018 года (конец 2018 г. - начало 2019 г.), для которого осуществлено прогнозирование изменения ВВП и других экономических показателей, используемых в расчетах.

Темпы роста ВВП в период от 2017 и 2018 г. определены с помощью прогнозирования с

использованием функции, описывающей тренд изменения ВВП за период 2009-2017 г.г., путем определения производной данного тренда при подстановке переменной (Х), отражающей соответствующий год. Для 2018 года принято Х=10 (2009-2018 г.г.).

Расчет допустимого (позволительного) увеличения тарифа ( АТ ) на тепловую энергию для КП УЦТ на период 2018 г. выполнен с учетом официальных данных макроэкономических реальных показателей экономики Республики Молдова за 2009-2017 г.г., представленных в таблице 1.

Изменение коэффициента инфляции (среднегодового индекса потребительских цен в относительных единицах) за период 2009-2017 г.г. показано в виде графика на рис. 3. Там же приведена формула степенной линии тренда графика изменения коэффициента инфляции за соответствующие годы.

Официальные статистические годовые данные Национального бюро Статистики публикуются с отставанием на 1-2 года по отношению к текущему моменту времени. Поэтому при необходимости принятия решения о новых тарифах в данный момент времени или на перспективу при отсутствии официальных статистических данных экономических показателей приходится прогнозировать их значения на рассматриваемый год. Для этой цели предлагается осуществить запись уравнений, аппроксимирующих изменение первичных реальных данных за ряд предшествующих лет, т.е. математически выражать новую функцию - линию тренда для каждой из рассматриваемых исходных функций, а затем определять производную этой новой функции. Величина производной новой функции (линии тренда) для рассматриваемого года и будет определять то значение изменения параметра, которое необходимо учитывать при расчете новых (прогнозируемых) значений тарифов.

Перепишем формулу (2) с использованием производной:

Тг =Та ■АТ, (4)

где, Тг - расчетное (прогнозируемое) значение тарифа (лей/Гкал);

Та - действующее значение тарифа на момент рассмотрения его изменения (лей/Гкал); АТ - допустимое (позволительное) изменение тарифа, в относительных единицах измерения.

Средне головой индекс потребительских цен за период 2009-2М7 г. (вотносительных единицах}

1,120

1,100

1,030

1,060

1,040

1,020

1,000

0,930

у= l,0259x°'Dn3

1.097

1,074

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 201Ё 2017" Рис. 3. Среднегодовой индекс потребительских цен за период с 2009 по 2017 гг. 1

Для расчета ДТ ' с использованием производных функций запишем формулу (3) в виде:

ДТ' = AGDP '• C • D',

(5)

где: ДОБР' - изменение реального ВВП в

рассматриваемых год, определяемое в виде

первой производной уравнения тренда изменения реального ВВП, отн. ед.;

С = 1 - (описано выше),

Б' - функция, определяемая выражением:

Б' = ± (6)

Уравнение (8) описывает изменение ВВП в определенном диапазоне лет, включая последний год. Производная (У' = ДОБР') уравнения (8) определяет скорость этого изменения, аналогично используемому в экономике термину «индекс». Заметим, что взятие второй производной (У'') уравнения (8) позволяет определить ускорение этого изменения.

В наших расчетах используется первая производная уравнения (8).

Выражение первой производной уравнения (8) будет иметь следующий вид:

ДОБР' = У' = 0,0009 • X2 - 0,0116 • X + 0,0819, (9)

здесь — - прогнозируемое изменение индекса

1рс

потребительских цен (коэффициента инфляции), определяется по выражению, указанному на рис. 3:

= 1,0259 • X00-

(7)

Как было указано выше на рисунке 2, тренд изменения реального ВВП описывается многочленом 3-ей степени, имеющим вид:

У = 0,0003X3 - 0,0058Х2 + 0,0819Х + 0,9253. (8)

В уравнениях (7, 8) X - переменная, соответствующая в нашем случае годам, (в Лрреп(Их 1 имается начальный год), далее по возрастающей:

X =1 (2009 год), Х=2 (2010 год) ... Х=9 (2017 год), Х=10 (2018 год), Х=11 (2019 год) и т.д.

При подстановке значения Х=10 (2018 год) величина производной ДВВП' будет равна:

ДОБР' = У' = 0,0009-102 -...

-0,0116-10 + 0,0819 = 0,0559.

Полученная величина определяет количественно в относительных единицах прогнозируемое изменение реального ВВП в рассматриваемом 2018 году по отношению к значению реального ВВП в предыдущем году, приведенного к базовым ценам ВВП 2009 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принимаем во внимание, что показатель (С) остается неизменным и равным соответственно С=0,95 на прогнозируемый период 2018 года.

Далее проведем расчет прогноза показателя (Б') по формуле (7), принимая Х, равным 10:

I' = У^г = 1,0259 -10°

= 1,0259 -1,05 = 1,0772.

Соответственно, величина коэффициента Б' будет равна:

Б' = — = —1— = 0,928.

1рс 1,0772

С использованием полученных данных, определим допустимое изменение тарифа на тепловую энергию на 2018 год. Проведем расчет по формуле (5):

АТ' = АОБР '■ С ■ Б.

Получим:

АТ' = 0,0559 ■ 0,955 ■ 0,928 = 0,04967, отн. ед. (10)

Результат показывает, что по данному расчету тариф на тепловую энергию для КП УЦТ на 2018 год можно было бы повысить на 4,97%, или в 1,04967 раза, т.е. на величину:

АТ' = 4,967% или 1,04967 отн. ед. (11)

Остается определить по отношению к какой исходной (базовой) величине тарифа это увеличение допустимо (позволительно).

Если бы за рассматриваемый период (с 2009 года) рост тарифов для КП УЦТ не обгонял рост реального ВВП, т.е. производная роста тарифов не превышала производную роста реального ВВП, то соблюдалось бы условие:

АТ'< АОБР'

(12)

Но, в действительности, это условие не выполнялось.

Рост тарифов значительно превышал рост реального ВВП, и это необходимо учесть особо.

Как следует из данных, изложенных выше (см.табл. 3), в период с 2009 по 2017 г. действующий тариф на тепловую энергию увеличился в 2,075 раза (в текущих ценах). За этот же период изменение (рост) реального ВВП в ценах 2009 года составил 1,416 раза. Следовательно, отношение показателей темпов роста тарифов и реального ВВП в относительных единицах составило:

К =

АТ' 2,075

АОБР' 1,416

= 1,465.

(13)

Отсюда следует, что в качестве базового (расчетного) следует рассматривать тариф на конец 2018 года и на начало 2019 года, равный

Т= Т^ = Ц22 = 765,7 .

г К1 1,465 Гкал

Следовательно, позволительной величиной тарифа для КП УЦТ на конец 2018 года и на начало 2019 года является величина:

Т2018 =Тг ■АТ = 765,7■ 1,04967 = 803,91. (15)

Гкал

Таким образом, тариф на тепловую энергию на 2018 год должен был быть установлен на уровне, не более 803,91 лей/Гкал, вместо установленного НАРЭ и действующего в 2018 году тарифа, равного 1122 лей/Гкал. При этом снижение тарифа должно было составить:

АТ =

1122 - 803,91 1122

= 0,2835 или 28,35% (16)

Так как такого снижения тарифа на тепловую энергию в 2018 году не было произведено, то, по крайней мере, в следующем 2019 году это должно стать предметом обсуждения и принятия соответствующих решений.

В общем случае при прогнозировании допустимого повышения тарифов следует учитывать прогнозные данные на заданный период. При этом для заданных условий можно воспользоваться выражениями аппроксимирующих функций, характеризирующих динамику изменения всех показателей, используемых в расчетах, за рассматриваемый период.

Достоинством предлагаемой методики является и то, что прогнозирование тарифов может быть осуществлено не только по годам, но и поквартально. При этом в выражениях, отражающих изменение параметров, переменная (Х) принимается в виде дробной величины, с указанием года и квартала. Например, при выполнении расчетов на 4-й квартал 2018 г. данная величина будет равна Х= 9,75, а к концу года Х = 10.

Возможные дополнительные области использования предложенного подхода и методики

Выполненные исследования и расчеты носят иллюстрационный характер. Вместе с тем, их практическая полезность несомненна. Предложенный подход является ключом к целевому регулированию взаимодействия отраслей экономики с учетом перспективного планирования развития экономики и решения социальных проблем. Предложенная методика

анализа динамики изменения

макроэкономических показателей и

количественное сопоставление с темпами нарастания тарифов, в частности, на тепловую энергию, показали значительное расхождение этих показателей: рост тарифов в рассматриваемый период времени существенно обгоняет рост реального ВВП. Тарифы на энергию и другие материальные услуги в сфере производства напрямую влияют на уровни промежуточного потребления. Их увеличение приводит к увеличению общего объема промежуточного потребления и,

соответственно, уменьшению на эту величину валовой добавленной стоимости, и, в итоге, к снижению объемов ВВП. Рост тарифов, нескоординированный с темпами роста макроэкономических показателей и не учет обратных связей отрицательного влияния повышения тарифов на общие показатели экономики, приводит к замедлению темпов роста экономики, а в ряде случаев и к снижению.

Как было отмечено выше, экономика является одной из сложнейших систем, трудно управляемой и регулируемой. Трудности состоят в разработке математических моделей, описывающих процессы в экономике и взаимосвязи отраслей, создания теоретических основ и в выборе критериев управления с учетом многообразия различных внутренних и внешних факторов. В данной области выполнен ряд основополагающих работ [11-21], анализу которых посвящена статья [10]. Изучение некоторых из них привело к углубленному исследованию структуры межотраслевых балансов и национальных счетов, что позволило выявить взаимосвязи энергетики с отраслями экономики. В результате этих исследований установлена качественная и количественная взаимная связь тарифов и макроэкономических показателей. [7]

Целесообразно продолжить дальнейшие исследования, как в области тарифов на основные виды энергии, так и на материальные ресурсы и услуги в сфере материального производства, с использованием данных статистики - межотраслевых балансов и национальных счетов, и прогнозирования показателей экономики. Эти исследования целесообразно продолжить путем разработок и использования математических моделей, реализующих идеи равной прочности отраслей экономики, исключающих негативное влияние развития одной отрасли на другую. Такой

подход позволит достичь общего прогресса экономики в целом и более успешное решение социальных проблем.

Выводы и предложения

1. Разработка и утверждение тарифов для конечных потребителей централизованной системы теплоснабжения Кишинэу, в соответствии с утвержденными методологиями муниципального совета г. Кишинэу и НАРЭ, не соответствует реальной ситуации в макроэкономике Республики Молдова. Темпы роста тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей превышают темпы роста реального ВВП.

2. Полученные конкретные результаты расчетов с использованием реальных данных национальных счетов Государственного Бюро Статистики и данных изменения тарифов на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения г. Кишинева за период 2009-2017 гг. свидетельствуют о том, что тарифы в указанный период постоянно завышались, по сравнению с ростом реального ВВП. Для приведения в соответствие указанных показателей тариф на тепловую энергию для КП УЦТ подлежал снижению в 2018 году на 28% по сравнению с действующей его величиной.

3. Координация установления тарифов на тепловую энергию и другие виды энергии, энергетические и другие материальные ресурсы, и услуги с динамикой роста (и изменения) основных макроэкономических показателей и показателей социальной сферы является тем ключом, с помощью которого может быть обеспечена стабилизация и рост экономики в целом и улучшение благосостояния общества.

4. Требуется принятие решения по внесению изменений в методологию расчета тарифов для конечных потребителей централизованной системы теплоснабжения Кишинэу с учетом реального состояния и прогнозов развития макроэкономических показателей экономики Республики Молдова.

5. Координация и регулирование тарифов с учетом отслеживания изменения показателей экономики и социальной сферы должны стимулировать научно-технический прогресс, как в области энергетики, так и смежных отраслях, активизировать поиск и использование имеющихся резервов. Примерами наличия значительных резервов в теплоэнергетическом секторе являются: недостаточное использование

когенерационных источников тепловой и электрической энергии (теплоэлектроцентралей), которые по сравнению с обычными теплоцентралями (котельными) обеспечивают на 20% более высокий коэффициент полезного использования топлива; внедрение регулируемых приводов насосных установок; внедрение новой технологии перехода систем качественного регулирования (изменения температуры теплоносителя) к системе количественного регулирования (регулирование расхода теплоносителя) в зависимости от температуры наружного воздуха и др.

APPENDIX 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Fig. 1. Changes in indicators of nominal GDP and real GDP, taking into account the total deflator index for the period 2009-2017.

Fig.2 Changes in real GDP in relative units calculated using the total deflator index for the period 2009-2017 and the approximating function (Y). Fig.3. The average annual consumer price index for the period from 2009 to 2017

Table 1. Calculation of macroeconomic indicators of the development of the economy of Moldova for 20092017 according to the website of the National Bureau of Statistics

Table 2. The main performance indicators of Termocom for the period 2002-2013. Table 3. Current tariffs for thermal energy for the period 2009-2017

References

[1] Final report on the execution of the reorganization plan of Termocom SA. 2001 - December 2013. "ENI VECESLAV", IDNO 1011600029857, December 31, 2013, 1-69 pag. [Raportul final cu privire la executarea planului de reorganizarea SA "Termocom". 2001 - decembrie 2013. П "ENI VECESLAV", IDNO 1011600029857, 31 decembrie 2013, 1-69 pag.]

[2] THE NATIONAL REGULATORY AGENCY FOR REGULATORY ENERGY. DECISION NO. 429 of 21.11.2011 on the tariffs for the production of electric energy, thermal energy and delivery of thermal energy to final consumers.

[3] THE NATIONAL REGULATORY AGENCY FOR ENERGY REGULATION. DECISION NO. 109 of March 17, 2017, regarding the tariffs for thermal energy delivered to the consumers by S.A. "Termoelectrica".

[4] THE NATIONAL REGULATORY AGENCY FOR ENERGY DECLARATION Nr. 232 of 16.09.2016 on the tariffs for thermal energy delivered to consumers by S.A. "Termoelectrica".

[5] In-depth review of the energy efficiency policy of the Republic of Moldova. [Uglublennyy obzor politiki Respubliki Moldova v oblasti energoeffektivnosti] (In Russian.) https://energycharter.org/fileadmin/DocumentsMed ia/IDEER/IDEER-Moldova 2015 ru.pdf (accessed 27.09.2018)

[6] LAW of the Republic of Moldova Nr. 166 of July 11, 2012, on the approval of the Moldova 2020 national development strategy. [ZAKON Respubliki Moldova Nr. 1 strategii razvitiya «Moldova-2020».] (In Russian.)

[7] G. Duca, V. Postolati, M. Tirsu, M. Grodetchi, A. Stratan, T. Gutium. A model for setting tariffs in energy, economy and services. Academos # 2, 2017. P. 36-42.G

[8] The dynamics of the main macroeconomic indicators (1995-2017). National Bureau of Statistics of the Republic of Moldova. http://www.statistica.md/category.php?l=en&idc=1 91 (accessed 23.08.2018)

[9] I.N. Bronstein, K.A. Semenyaev. Handbook of Mathematics, 1981, translated from German, Joint issue Leipzig - Moscow, p. 274. [I.N. Bronshteyn, K.A. Semendyayev. Spravochnik po matematike, 1981, perevod s nemetskogo, Sovmestnyy vypusk Leyptsig - Moskva, str.274.] (In Russian.)

[10] M.A. Gritsai. Brief notes on the stages of development of economics. Collection of works of the Laboratory of Electricity of the Institute of Energy. Issue 9, Chisinau, 2017. P.148-156. M.A. Gritsay. Kratkiye zametki ob etapakh razvitiya ekonomicheskoy nauki. Sbornik trudov Laboratorii upravlyayemykh elek-troperedach Instituta energetiki. Vypusk 9, Kishinev, 2017. S.148-156

[11]Nemchinov V.S. Economics and Mathematics methods and models. M., "Thought", 1965. Nemchinov V.S. [Ekonomiko-matematicheskiye metody i modeli]. M., «Mysl'», 1965.

[12] Seligman B. The main flow of modern economic thought. M., "Progress", 1968. Seligmen B. [Osnovnyye techeniya sovremennoy ekonomicheskoy mysli]. M., «Progress», 1968.

[13]Terekhov L.L. Economic and mathematical methods. M., "Statistics", 1972. Terekhov L.L. [Ekonomiko-matematicheskiye metodoy]. M., «Statistika», 1972.

[14]Lotov A.V. Introduction to economic and mathematical modeling. M., "Science", 1984. Lotov A.V. [Vvedeniye v ekonomiko-matematicheskoye modelirovaniye]. M., «Nauka», 1984.

[15]Intriligator M. Mathematical optimization methods and economic theory. M., "Progress", 1975. 520s. Intriligator M. [Matematicheski metody optimizatsii i ekonomicheskaya teoriya]. M., «Progress», 1975. 520s.

[16]Gametsky A.F. Solomon D.I. Mathematical modeling of macroeconomic processes. Chisinau,

Eureka, 1997, 268p. Gametskiy A.F. Solomon D.I. [Matematicheskoye modelirovaniye

makroekonomicheskikh protsessov]. Kishineu, «Yevrika», 1997, 268s.

[17] Gametsky A.F., Solomon D.I. Mathematical modeling of microeconomic processes. Chisinau, Shtiintsa, 1996, 280 p. Gametskiy A.F., Solomon D.I. [Matematicheskoye modelirovaniye mikroekonomicheskikh protsessov]. Kishineu, «Shtiintsa», 1996, 280 s.

[18]Granberg A.G. Mathematical models of socialist economics M.Ekonomik, 1978. 350 p. Granberg A.G. [Matematicheskiye modeli sotsialisticheskoy ekonomiki] M., Ekonomika, 1978. 350 str.

[19] J. Danzig. Linear programming; its applications and generalizations M., Progress, 1966, 600 p. Dzh.

Dantsig. [Lineynoye programmirovaniye; yego primeneniya i obobshcheniya] M., Progress, 1966, 600 str.

[20] V. Leontiev. Economic essays. Theories, research, facts and politics. Per. from English - M .: Politizdat, 1990. Leont'yev V. V. [Ekonomicheskiye esse. Teorii, issledovaniya, fakty i politika]. Per. s angl. - M.: Politizdat, 1990.

[21]Granberg A.G. World of Vasily Leontiev. Economics of Modern Russia, No. 5), 1999. Granberg A.G. [Mir Vasiliya Leont'yeva. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii],

№ 5, 1999.

Сведения об авторах.

Постолатий Виталий Михайлович,

д.х.т.н, академик, заведующий Лабораторией управляемых

электропередач ИЭ. Сфера научных интересов. управляемые, гибкие, компактные электропередачи,

современные средства регулирования, энергетическая безопасность. E-mail: postolati@rambler.ru

Бабич Владимир Михайлович -

нх., инженер-теплоэнергетик, Институт энергетики. Сфера научных интересов. современные системы транспорта и

распределения тепловой энергии, централизованные системы

теплоснабжения, энергетическая безопасность. E-mail: a0204@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.