Научная статья на тему 'Тариф «Альтернативной котельной» в новой модели теплоснабжения в Мурманской области'

Тариф «Альтернативной котельной» в новой модели теплоснабжения в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФ "АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОТЕЛЬНОЙ" / ЕДИНАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СХЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Победоносцева Вероника Валерьевна, Победоносцева Галина Михайловна

В статье рассматриваются, анализируются новые для Российской Федерации модели развития теплоснабжения: тариф «альтернативной котельной» и единая теплоснабжающая организация. Отмечены некоторые особенности реформы теплоснабжения в Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тариф «Альтернативной котельной» в новой модели теплоснабжения в Мурманской области»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 332.146: 620.9(470.21)

Победоносцева Вероника Валерьевна

канд. экон. наук, ст.н.с.

ФГБУН ЦФТПЭС Кольский научный Центр РАН E-mail: pobedonosceva@ien.kolasc.net.ru Победоносцева Галина Михайловна

науч.сотруд.

ФГБУН ИЭП им. Г.П. Лузина Кольский научный Центр РАН

г. Апатиты, Российской Федерации E-mail: pobedon@iep.kolasc.net.ru

ТАРИФ «АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОТЕЛЬНОЙ» В НОВОЙ МОДЕЛИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются, анализируются новые для Российской Федерации модели развития теплоснабжения: тариф «альтернативной котельной» и единая теплоснабжающая организация. Отмечены некоторые особенности реформы теплоснабжения в Мурманской области.

Ключевые слова

Тариф «альтернативной котельной». Единая теплоснабжающая организация. Схема теплоснабжения.

Инвестированный капитал.

Теплоэнергетика большинства российских регионов с 2016 по 2022 годы перейдёт на ценообразование по принципу «альтернативной котельной». С 1.01.2015 года Федеральным законом от 01.12. 2014 г. №404-ФЗ [1] отменено регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей.

Реформа инициирована министерством энергетики Российской Федерации (РФ). По его мнению, реализация этого проекта должна стать стимулом к развитию централизованной системы теплоснабжения. Министерством подсчитано, что в отрасль недоинвестировано 2,5 трлн. рублей.

Минэнерго рассматривает в качестве перспективного развития централизованного теплоснабжения в России модель единой теплоснабжающей организации (ЕТО) [2,3], которая реализует тепловую энергию по фиксированным тарифам для конечных потребителей (price cap по «альтернативной котельной»), собирает платежи, имеет полномочия по оптимизации работы системы (загрузке мощностей, разработке программы развития системы теплоснабжения), отвечает за надежность, бесперебойность

и качество теплоснабжения. При этом ЕТО заключает нерегулируемые договоры с организациями - источниками теплоснабжения, методы ценообразования для тепловых сетей - RAB, индексация; прибыль остается у ЕТО, которая делится с потребителями путем модернизации системы теплоснабжения с повышением показателей качества и надежности. Предполагается, что ЕТО может функционировать в следующих организационно-правовых формах: муниципальное унитарное предприятие (МУП), аренда, концессия.

Она будет ответственна за всю цепочку доставки тепла потребителю. Устанавливать тарифы на тепло ЕТО будет, исходя из принципа альтернативной котельной - тарифа, при котором потребителю окупается строительство нового автономного источника теплоснабжения на данной территории (чаще всего котельной).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8.08.2012 г. № 808 [2], статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

Так, согласно Постановлению администрации г. Мурманска №338 от 9 февраля 2015 года ОАО "Мурманская ТЭЦ" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности предприятия.

В городе Апатиты при утверждении схемы теплоснабжения в 2015 году было рекомендовано присвоить статус единой теплоснабжающей организации Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1».

Решением Совета депутатов г. Кировска Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах города Кировска и микрорайона Кукисвумчорр. Это означает, что с 1 августа 2014 года Апатитская ТЭЦ осуществляет теплоснабжение города Кировска и микрорайона Кукисвумчорр, расчеты и сбор денежных средств за поставленную тепловую энергию.

На основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 15 июня 2015г. № 994 ОАО «Мурманэнергосбыт» утратило статус единой теплоснабжающей организации в отношении объектов, расположенных в населённом пункте Белое море муниципального образования Кандалакшский район. В связи с этим администрация муниципального образования Кандалакшский район предлагает теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в отношении объектов, расположенных в населённом пункте Белое море муниципального образования Кандалакшский район.

Тариф «альтернативной котельной» определяется по тарифу новой идеальной альтернативной котельной, не зависимой от централизованных источников - на угле или газе, в зависимости от региона. Он формируется на основе наименьшего кредита и минимальной стоимости материальных затрат из рассматриваемых вариантов с применением энергосберегающих технологий и современных материалов. Это будет эталонный тариф.

Тогда у всех тех производителей теплоэнергии в регионе, у кого высокий тариф, его можно заморозить, а у кого низкий - заменить на альтернативный тариф. У тех, у кого стоимость теплоэнергии выше, тем декларируется следующий порядок: чтобы остаться на этом рынке, необходимо в переходный период (предлагается 5 лет) инвестировать в развитие предприятия, внедрять новые технологии и довести уровень себестоимости производства до этой планки. У тех, у кого меньше себестоимость теплоэнергии, появляется инвестиционная составляющая, которая дает возможность модернизировать производство.

Согласно принципу «альтернативной котельной» устанавливается ограничение на цену тепла для конечного потребителя. Ниже этой планки продавать можно, выше - строго запрещено.

Цена "альтернативной котельной" будет отличаться от региона к региону. Это вызвано различиями в климатических условиях, цены и доступности топлива, а также затратах на строительство. Исходя из всех этих факторов, предельная цена тепла, например, в Сыктывкаре и Саратове будет отличаться довольно сильно, а в Кирове и Ижевске она должна быть примерно одинаковой. По предварительным расчетам, тариф "альтернативной котельной" для центральной европейской части страны составляет около 1,6 тыс. руб. за гигакалорию.

«Тариф альтернативной котельной» - наименьшая цена на тепловую энергию у потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников. Тариф рассчитывается (рис.1) на основе следующих данных, принципов и предположений:

• утвержденные эталонные параметры, характеризующие котельную (капитальные затраты,

операционные затраты, показатели топливной эффективности);

• поправочные коэффициенты для приведения параметров к условиям конкретного региона;

• учет возврата инвестированного капитала в строительство котельной;

• стоимость топлива, топливного баланса тепловых источников в данном населенном пункте;

• платы за передачу по квартальным тепловым сетям.

Почти треть тарифа альтернативной котельной (рис.1) составляют виртуальные затраты на возврат капитала, вложенного в виртуальный объект инвестирования (товар инвестиционного рынка), которые оплачиваются на потребительском рынке реальными денежными средствами. Аналогом такой модели ценообразования является установление ежемесячной платы за арендуемую квартиру в размере ежемесячного платежа по ипотечному кредиту за такую же квартиру, приобретаемую в собственность.

Рисунок 1 - Расчет тарифа альтернативной котельной для конечного потребителя

с учетом тепловых сетей

Вывод. Учитывая предлагаемые для расчета тарифа норму доходности (ЖЛСС=14%) и КИУМ (35%), а также повышенную себестоимость строительства в регионах Крайнего Севера, можно ожидать существенный рост тарифов, ограниченный только платежеспособностью потребителей.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 01.12. 2014 г. №404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении».

2. Постановление Правительства РФ от 8.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» («Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации»).

3. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 03.03.2015 г.).

© В.В.Победоносцева, Г.М. Победоносцева, 2016

УДК 330.43

Прокофьев Олег Владимирович, к.т.н., доцент, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Prokof_ow@mail .т

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Предложена эконометрическая модель, объясняющая вариацию индекса человеческого развития за счёт факторов - индексов инвестиционного климата и состояния правовых институтов, рассчитываемых международными организациями для стран мира. Показано позиционирование страны в совокупности наблюдений, предложена интерпретация результатов.

Ключевые слова

Индекс человеческого развития, HDI, индекс восприятия коррупции, СР1, показатель удаленности от

передового рубежа ведения бизнеса, DTF

Данные международных организаций о социально-экономическом положении России имеют широко известную, апробированную методологическую основу. Применены индекс человеческого развития (HDI) ООН (United Nations Development Programme), индекс восприятия коррупции (CPI) организации Transparency International, совокупный показатель удаленности от передового рубежа ведения бизнеса (The distance to frontier scores underlying the ease of doing business, DTF) Всемирного банка.

Рисунок 1 показывает гипотетическую зависимость индекса HDI от индексов DTF и CPI по данным международных организаций за 2014 год. Выделено положение России в принятой системе координат. Срез изображения, исключающий переменную DTF, показан на рисунке 2. Меньшие значения CPI (изменяется от 0 до 100) соответствуют более высокому уровню восприятия коррупции.

Рисунок 1 - Зависимость между индексом человеческого развития HDI, индексом восприятия коррупции CPI и индексом благоприятности ведения бизнеса DTF для 167 стран мира в 2014 г. Источник: Rosstat, Transparency International, World Bank

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.