Научная статья на тему 'Танцевальная культура республики Татарстан'

Танцевальная культура республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9273
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ХАРАКТЕРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / DANCE CULTURE / TATAR FOLK DANCE / AND NATIONAL COSTUME / CHARACTERISTIC OF THE MOVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко В.Н., Григорова Е.Е., Карпенко И.А.

В данной статье авторы рассматривают региональные особенности танцевальной культуры Республики Татарстан. Анализируется описание движений и костюмов в татарском народном танце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANCE CULTURE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

This article authors consider regional features of the dance culture of the Republic of Tatarstan. Examines the description of the movements and costumes of the Tatar folk dance.

Текст научной работы на тему «Танцевальная культура республики Татарстан»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 793.31

Карпенко В. Н.

к.п.н., профессор

кафедра теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры

Григорова Е. Е.

магистрант

кафедра теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры

Карпенко И. А.

доцент

кафедра хореографического творчества, Белгородский государственный институт искусств и культуры

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В данной статье авторы рассматривают региональные особенности танцевальной культуры Республики Татарстан. Анализируется описание движений и костюмов в татарском народном танце.

Ключевые слова: танцевальная культура, татарский народный танец, национальный костюм, характерные движения.

Karpenko V. N.

k.p.n., professor

department of the theory and technique choreographic art Belgorod state institute of arts and culture

Grigorova E. E.

undergraduate

department of the theory and technique of choreographic art Belgorod state institute of arts and culture

Karpenko I.A.

associate professor choreographic creativity Belgorod state institute of arts and culture

DANCE CULTURE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

This article authors consider regional features of the dance culture of the Republic of Tatarstan. Examines the description of the movements and costumes of the Tatar folk dance.

Keywords: Dance culture, Tatar folk dance, and national costume, characteristic of the movement.

Республика Татарстан имеет огромное наследие национальных танцев. Так, танцевальный фольклор татарского народа представлен в работе Т. Х. Тагирова «Татарские танцы», в котором «100 татарских фольклорных танцев». В своих исследованиях

Г. Тагиров изучает такую мало разработанную проблему как, «разделение татарского танцевального фольклора — деревенский и городской» [1, е. 19].

Говоря о культуре исполнения народных танцев республики Татарстан, мы имеем в виду выразительность исполнения, музыкальность, свободу и законченность жеста, танцевальную технику.

«Музыкальное хореографическое искусство Среднего Поволжья имеет и свои национальные региональные особенности, которые проявились во всех культурах народов, проживающих на этой земле. Особенно, эти особенности ярки в татарском танце» [2, с. 217].

Татарские народные танцы отражают отважность, гордость татар и описывают их военную и трудовую деятельность. Есть танцы, посвященные победе в войнах, народным героям, о трагической любви и др. Для каждого татарского танца — свой отдельный костюм. Татарские зажигательные танцы никого не могут оставить равнодушными.

Издревле, народные танцы танцевали только молоденькие девушки и не при посторонних мужчинах. Они показывали картины народного быта, маленьких повседневных радостей и забот. «Мужской танец — активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют лёгкими подскоками и акцентированными притопами» [2, с. 219]. Как и в кавказских танцах, разделение характеризует социальные отношения между мужчинами и женщинами — их разобщенность.

В татарской культуре песня и танец тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Танец может быть иллюстрацией песни или танец может главенствовать над музыкой. Татарский народный танец — часть жизни народа, в котором нашли отражение радости и печали.

Вначале татарские танцы носили обрядовый характер и были связаны с ритуалами шаманов. В каждом движении был скрыт потайной смысл. Например, взмах рук создает образ летящей птицы. Татары создавали целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался культурно-хозяйственный уклад. Данные обрядовые пляски передавались по наследству, от родителей к детям.

Я. И. Ханбиков, говорит о значении в развитии детей татарских обрядов, приводит в качестве примера свадебные обряды как наиболее зрелищные и полные песен и плясок, а также Джиен и Сабантуй [3, с. 232].

Следует отметить, что ислам в категорической форме запрещал танец, как и другие виды искусства, изображающие живое существо (в основном танцы разрешались лишь в дни празднования Сабантуя — он завершался «хораном»), однако татарский фольклор существовал и получил широкое развитие. В долгие зимние вечера девушки собирались на молодежные посиделки — «кич утыру» и «аулакэи», по приходу парней устраивали танцы.

Танец существовал не только в дни веселья, но и во время рекрутских наборов, в данном случае он отражал боль, гнев, отчаяние.

Татарский танец представляет собой соревнование в ловкости и мастерстве, девушка в танце скромная и застенчивая, ее движения мягкие и плавные. Юноша, напротив, смелый, гордый, целеустремленный. Руки девушки в танце чаще идут от фартука или платка. В народе считали, что сорвать платок с девушки означает для нее позор. Поэтому девушка в танце руками защищает «запретную зону». Платок в танце всегда по-разному обыгрывается.

У мужчин руки в танце более свободны, а движения динамичные. Руки могут находиться за спиной или лежать на поясе, либо придерживать тюбетейку.

Татарские танцы танцуют под звуки скрипки, мандолины, тальянки, венской однорядки. Татарский танцевальный фольклор делится — сельский и городской. Татарский городской танец танцуют женщины. Поначалу он не отличался чистотой, лексическим разнообразием и логикой построения. Случайные свободные движения не были отточены.

По словам Гая Тагирова, танец этот далеко не всегда отличается чистотой, лексическим разнообразием и логикой построения. Часто это — набор случайных движений,

где-то и когда-то увиденных исполняемых без разбора — «все подряд» в достаточно вольной интерпретации и с некоторой развязностью, какой-то вялостью ног и рук.

В основе городского танца, использовался мелкий бег, мелкая дробь без быстрого продвижения, небольшие переступания ног, музыка спокойная, в отличие от деревенского татарского танца. Вначале танец был сольный, без лишних эмоций.

Танцовщица надевала браслеты различных форм и орнаментов, кольца, перстни — акцент делался на руки, которые играли в танце заметную роль. Мужчины надевали татарскую обувь — лыковую, валяную, кожаную, или сапоги читек (ичиги). Чаще всего предпочтение отдают кожаной обуви, ведь она более прочная и рассчитана на длительный срок службы. Женщины надевали многоцветную и узорную обувь «винзелле читек» — зеленого, красного, бордового, голубого, оранжевого сафьяна.

В костюмах отдается предпочтение композициям из зелёного, жёлтого, фиолетового, синего, бордового и красного цветов. Мужчины танцуют в длинных рубахах с прямым вырезом в вороте (калезуя, казакин, джилян, чекмень, блимет). Мужской головной убор — тюбетейка, войлочная шляпа, меховая шапка.

Женский костюм состоит из длинного платья с бахромой и кружевами. В танцах используется длинное покрывало с вышивкой (тастар) и женский головной убор — калфак.

В татарский танец в ХХ веке были добавлены элементы русского народного танца. Татарские танцы быстрые, динамичные и с четким действием. Движения — повороты, мягкие переступания ног, подскоки, прыжки, выпады, застывшие позы.

Традиционные танцы казанских татар веселые и зажигательные, в них много прыжков и поворотов. Прыжки могут быть высокими и маленькими, но они должны быть направлены от центра вверх. В танцах много сложных поворотов, особенно с подскоками и прыжками. Нужно уметь держать точку, фиксировать положение взгляда и головы на одном уровне. Часто в танцах используется эффект скольжения по полу за счет специального мелкого шага. Под это движение необходимо тщательно подобрать костюм. Оттачивать движение мелкого шага следует начинать с медленного темпа, а затем наращивать темп. При выполнении некоторых движений в танце исполняется мелкая тряска.

Татарские танцы давно танцуют не только татары, они интересны и для представителей других этнических групп. Татарская самобытная культура сегодня популярна и постоянно развивается. Известные татарские танцы — Шома бас, Апипа, Танец уфимских татар, Татарский лирический танец (сольный), Лирический танец с платками, Татарский молодежный танец, Сабантуй, Джигиты, Аулак ой, Алипа и и.т.

Излюбленный танец «Пляска двух друзей», который исполняют два парня. Всем нравится характерный танец «Джигиты», в котором юноши выступают в шапках с лисьими хвостами.

По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий — от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер.

В татарских деревнях осенью были распространены помочи девушек «Каз омэсе» («Ощипывание гусей»), во время исполнения этого трудового процесса пели народную песню «Каз канаты» («Гусиное перо») и так был создан танец, в основе которого характерное положение рук, которые олицетворяют крылья птиц и их грациозные движения.

Наиболее характерные движения — волнообразные движения рук, мягкие переступания ног / топы, а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180, 360 градусов.

Рисунок танца во многом произвольный, но есть сюжетные танцы с определенным набором движений.

Основные линии танца — точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах — обычно от одного до шести человек.

Танцы республики Татарстан делятся:

• хороводные,

• парные,

• сольные.

Есть ряд движений, который одинаков в различных национальных танцах:

• «наматывание ниток»,

• руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от

себя»;

• «прядение» — левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;

• «полоскание» — руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот. Танец построен на различных движениях рук.

«В целом, в хореографической лексике региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмичных дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Все эти подражания возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор. Легкие подскоки, вытянутые руки — одна вперед, в первую позицию, другая вверх — в третью позицию» [2, с. 219].

В настоящее время многие элементы народных танцев республики Татарстан исчезли бесследно, они забылись, поэтому перед современными хореографами стоит задача сохранения татарской культуры, в том числе существенной является задача сохранения и передачи потомкам умения танцевать народные танцы.

«Задачи этнокультурного развития должны поэтапно решаться на протяжении всего процесса воспитания и образования ребенка. Таким образом, можно формировать у детей историческую память и основы этнокультурных традиций, в которых заложены народные идеалы высокой нравственности, духовности и художественного творчества» [1, с. 28].

Делая вывод, мы можем сказать, что сегодня наблюдается интерес к национальным танцам, многие хотят научиться их танцевать, причем не, только дети, но и взрослые. Издревле танец являлся неотъемлемой частью культуры. Несмотря на то, что он запрещался религией, он был очень популярен, особенно в ХХ веке. В танце проявлялся характер народа. С помощью танца передавали чувства и эмоции. Танец развивал эстетически, служил средством общения, воспитывал понимание красоты и развивал вкус. Сохранение народного танцевального искусства оказывает влияние на общекультурное развитие.

Литература

1. Биктагиров, И. И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников. — Казань: К(П)ФУ, 2015. — 69 с.

2. Карпенко, В. Н. Народно-сценический танец: монография / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, Ж. Багана. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 306 с.

3. Ханбиков, Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я. И. Ханбиков. — Казань. Татарское книжное издание, 1967. — 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.