Научная статья на тему 'ТАНГРИАНСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВИТАЛИЯ МАЛКИНА'

ТАНГРИАНСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВИТАЛИЯ МАЛКИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
110
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ВИТАЛИЯ МАЛКИНА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ / ДЕИЗМ / ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ / КРЕДО ТАНГРИЗМА / ТЕНГРИЗМ / МИРОВОЗЗРЕНИЯ БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Томский Григорий В.

Данная работа посвящена анализу степени близости активно обсуждаемых в настоящее время идей Виталия Малкина с кредо и основными положениями классического и современного тангризма (тенгризма). В связи с этим обсуждаются понятия идеальной и естественной религий, возможности персонализации и модернизации религий для их сближения с научным мировоззрением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАНГРИАНСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВИТАЛИЯ МАЛКИНА»

ТАНГРИАНСКИЙ АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВИТАЛИЯ МАЛКИНА

Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail.com

Данная работа посвящена анализу степени близости активно обсуждаемых в настоящее время идей Виталия Малкина с кредо и основными положениями классического и современного тангризма (тенгризма). В связи с этим обсуждаются понятия идеальной и естественной религий, возможности персонализации и модернизации религий для их сближения с научным мировоззрением.

Ключевые слова: мировоззрение Виталия Малкина, толерантность, идеальная религия, деизм, естественная религия, персонализация религии, кредо тангризма, тенгризм, мировоззрения Бенджамина Франклина.

Манифест Малкина

Виталий Малкин подробно описал свои взгляды в книге Опасные иллюзии: как религия лишает нас счастья [1] и в работах [2-4], которые дают хорошее представление о его мировоззрении. В интервью Что не дает нам жить спокойно? газете Монако и Лазурный берег от 20 ноября 2018 года он говорит:

« Я хочу донести до людей и объяснить, почему так важно не пускать религию в публичное пространство, а именно, чтобы не получить колоссального количества проблем. Были эпохи, когда христианство было агрессивно, как, например, ислам сегодня...

Нельзя наступать на одни и те же грабли и скатываться в средневековье. Моя книга - предупреждение. Я попытался снять с религии, в данном случае с католицизма, всю романтику. Эта романтическая сказка далеко не безвредна, она очень опасна, и эта опасность была прекрасно показана гениальными писателями и философами эпохи Просвещения. Эта недетская сказка не принесла людям счастья.

В религии я вижу больше негатива и думаю, что если расскажу людям аргументированно об этом негативе, то хотя бы родители не будут мучительно выбирать между воскресной мессой, синагогой или рыбалкой и сразу повезут ребенка на природу. То есть цель была абсолютно прагматичная, как и вся моя жизнь. Это своего рода превентивная медицина, если хотите. »

Заметим, что Малкин является кандидатом технических наук, успешным деловым человеком, бывшим российским сенатором и политическим деятелем, то есть действительно абсолютно прагматичным человеком. Приведем часть его манифеста ([2], с. 25-28):

« Вера должна (снова) стать личным делом, личный выбором ни в чем не обязывающим общество, не затрагивающим общие ценности. Необходимо выступать за абсолютно светское государство и очистить публичное пространство от всех религий, будь то ислам, христианство или буддизм...

Государство должно взять на себя обязательство поставить религии на свое место, вытеснить их в личную сферу жизни. Религия больше не должна быть общей проблемой. Пусть религия остается на своем месте, и государство не вмешивается в ее дела, так же как его не интересуют гастрономические или сексуальные предпочтения его граждан. Таким образом, религия и вера снова станут частным делом и, следовательно, совершенно свободными.

Но что делать? Или точнее как это сделать? По моему мнению, борьба с экстремистскими злоупотреблениями должна вестись мирным путем против идеи, что Бог является смыслом и конечной целью жизни. Религия должна быть исключена из списка приоритетов жизни, по крайней мере, для детей и подростков. Она должна перестать быть одним из первых тем средств массовой информации. Мы должны настаивать на том, чтобы наши дети смотрели не на недостижимые небеса, а на Землю, на которой они будут жить. Я убежден, что человек, «очищенный» от всякой святости, будет намного счастливее и здоровее ... Как мы уже видели, монотеистические религии требуют уважения во имя духовности, морали и ложного обещание жизни после смерти.

Духовность - это не синоним религиозности. У каждого разумного существа есть духовная жизнь. Что касается морали, то пусть докажут мне, что можно составить систему, достойную этого названия в рамках религии. О какой морали говорят, когда делят человечество на «своих» и «других»? ... Исключающая других мысль приводит только к нетерпимости, ненависти и войне. Монотеизм, как экспансионисткое движение, ищет не мораль, а власть и разделение...

Горячая вера в существование Рая - это не надежда, а отрицание жизни. Как только эта непоколебимая вера в Бога-Судью будет забыта, радикализованная молодежь сможет вернуться на Землю. Если мы добьемся согласия насчет сильной доктрины, то терроризму придет конец: ядовитые цветы больше не будут расти на скале.

У государства нет выбора: оно должно относиться ко всем религиозным культам с одинаковой твердостью. Руководители органов государственной власти должны прекратить участвовать в церемониях и говорить об уважении «религиозных чувств» и «религия предков». Тогда мы будем иметь право не уважать религию наших «новых» граждан, которые имеют другую религию и другую историю...

Если мы не хотим, чтобы наше общество превратилось в теократию, то мы должны сделать все, чтобы окунуться в современность. Предлагаю поступать так, как это делали в эпоху Просвещения: смеяться над религиями, банализировать их и избавляться от всякого потворства по отношению к ним. Тогда наша борьба с экстремизмом будет иметь все шансы на успех. »

Толерантность и качество жизни

Базовой категорией для анализа основных общественных явлений и процессов можно считать понятие качества жизни [5]. Создание семей, стремление к сплоченности рода, объединение в группы по интересам, привязанность к своему народу и стране можно коротко объяснить желанием улучшения качества жизни участников этих и других самых разнообразных общественных явлений и процессов. При этом каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации.

Качество жизни оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:

- духовное богатство человека;

- уровень материального благосостояния;

- качество окружающей среды;

- состояние здоровья;

- уровень безопасности и т. д.

Никто не может отрицать вклад науки в улучшение качества жизни путем повышения уровня материального благосостояния и увеличения продолжительности жизни. Велик вклад науки в увеличение духовного богатства, ибо оно включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.

Малкин настроен против нетолерантных и догматизированных религий, ибо они снижают качества жизни для всех, в частности, они опасны для тех, кто не разделяет догматы этих религий, понижают уровень рационального мышления и интеллектуального развития своих верующих:

« В Античности разум с радостью использовал полученное знание для улучшения качества жизни и создания ценностей. Он был ориентирован на реальный мир, был склонен к самостоятельному критическому познанию, требовал доказательств всему и был органически против мистического опыта, мутных традиций и чудес.

Религия, в отличие от разума, ориентирована не на реальный мир, а на слепую веру в истины, продиктованные Священным Писанием. Для такой веры наиболее пригодна безликая серая масса людей, которую поманили верой в личное бессмертие и запугали наказанием за грехи. С религиозной точки зрения человек не может познать материальный мир, а тем более понять замысел Бога с помощью одного только разума: все наши логические суждения о мире всецело зависят от воли Бога.

Грандиозный успех античного разума был связан с тем, что он опирался на индивидуальное сознание и по этой причине обладал абсолютной толерантностью к любым метафизическим концепциям, религиозным верованиям и просто иным точкам зрения.

Монотеизм быстро покончил со всякой толерантностью, ведь в Священной Книге есть абсолютно все: описано прошлое, продиктованы правила для жизни в настоящем и предсказано будущее. В рамках религиозного сознания главной и единственно уважаемой наукой стала не философия, как в античные времена, а теология. Все остальные науки пришли в полный упадок на многие века.

Теология выбрала себе в качестве объекта исследования учение о Боге, она авторитарна по определению, как и предмет ее изучения, и полностью отрицает автономию разума на основании того, что разум — тоже божье создание. Она принципиально ориентирована на иррациональное и субъективное мышление, основой которого являются чудо и абсурд. Теологи утверждали, что Откровение, заповеди и догмы открыли человеку абсолютную и универсальную божественную истину, и ему больше не надо тратить время на философию и науку: все истины уже найдены, а любой дополнительный поиск только отвлекает человека от Бога. Божественную истину нужно принять без всяких обсуждений и осмысления.

Будь я глубоко верующим человеком, да еще и теологом, то занимал бы по отношению к разуму еще более жесткую позицию: все, что он делает, противоположно целям религии, и поэтому с религиозной точки зрения атака на разум совершенно оправдана. Разум — реальная угроза для религии: очень опасный соперник в борьбе за влияние на человека.

Не забыл монотеизм и культуру. Наличие одной главной Книги сделало все остальные ненужными. Зачем они? Ведь догма не только не подлежит оспариванию, но и диктует недостойному и слабому человеческому разуму дальнейшее поведение: о чем ему мыслить и какие делать выводы. Все положения религиозных книг необходимо безусловно принимать на веру, не обращая внимания на внутренние логические противоречия, очевидные несоответствия в текстах различных глав и даже описки. Истинно верующий также может вполне обойтись без светского образования и ненужных ему знаний об окружающем мире: в лучшем случае они излишни, а в худшем — вредны. Отсутствие образования часто становилось предметом гордости, а от великой античной философии на долгие века осталась только пустая и бесплодная схоластика.

Ничего в сущности не изменилось и сегодня. Профессиональные верующие тратят всю жизнь на изучение Божественного Закона, не стремятся к чисто человеческому, светскому знанию и делают все возможное, чтобы уклониться от дискуссий по поводу вещей, которые их вера не признает. Любой «неправильный» вопрос доставляет им страдания и выбивает из равновесия, поэтому они никогда не отвечают по существу и вместо этого предпочитают

выдавливать из себя примитивные и всем известные шаблонные постулаты доктрины и цитаты ее авторитетов.

Развитие античной культуры обеспечивалось страстной, но мирной борьбой идей в поисках новых концепций мироустройства и принципов человеческой жизни. В мире знания приветствовалось критическое отношение ко всему старому. Принятие застывшего навсегда Письменного Закона принципиально изменило эту ситуацию: разум лишился состязательности и критики, а вместе с ними всякого стимула к развитию. » ([1], с. 34-35)

В связи с этим заметим, что на всей огромной территории Монгольской империи, основанной Чингисханом, был распространен тангризм (тенгризм) степных народов, являвшийся монотеистической религией без пророков и Письменного закона, который хорошо сохранился в Якутии и в той или иной степени у многих других потомков степных народов [6-8].

Классический тангризм этого времени достаточно хорошо известен по описаниям путешественников и многим другим письменным источникам [7] и был основан на идее толерантности, сформулированной в виде: «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу.».

Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в

соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом:

«Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!»

При этом мы считаем, что каждый волен представлять единого и всемогущего Бога по своему. В частности, можно воспринимать Бога (называемого потомками народов степей Тангра или Тенгри), как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. В частности, мы воспринимаем Тангра как символ, позволяющий мобилизовать известные и неизвестные нам внутренние психологические и другие ресурсы.

Наука не может отрицать существование Тангра, ибо нельзя отрицать существование еще неизвестных науке сил и полей, способных помочь человеку. В то же время наше определение Тангра (Бога) как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку, ничего не говорит об его роли Создателя, то есть в этом определении нет отрицания этой роли, что делает ее совместимой с восприятием Бога в монотеистических религиях. Кредо тангризма подтверждает эту совместимость: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим» и призывает к толерантости ко всем религиям и к науке: «Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!»

Современный тангризм (тенгризм)

В работе Тысяча ответов на необходимость верить: руководство для процветания без монотеизма Малкин описывает идеальную религию своей мечты, способную украсить жизнь:

« Оставалось исследовать еще один путь. Способ, позволяющий примирить преимущества всех религий. Я говорю Это о личной или деистской религии, в которой каждый имеет Бога, соответствующего его взглядам. Деизм, в котором каждый имеет право изобретать свои собственные отношения с божественным. Деизм философов Дидро и Вольтера. При таком подходе нет необходимости решать, существует ли Бог, поскольку он не общается, не наблюдает за нами. Обращаться к нему с молитвами нет смысла, так как он вам не поможет. Но может быть существует, кто знает, чтобы дать вам необходимую уверенность и продолжать жизнь. В этой концепции больше не возникает проблемы толерантности, различия «своего и других», божественной морали. Потому что такое существо едино для всех без исключения.

Может быть, есть такой Бог, который нам нужен, Бог, который, как маяк в океане, указывает нам путь, который влечет нас, но не ограничивает нас. Центр света и духа, мы можем приблизиться к нему, если захотим, но нас ничто не обязывает к этому, и мы можем продолжать нашу человеческую жизнь.

Лично я рассматриваю это решение как способ перевернуть страницу с монотеизмом. Идеальная религия была бы компромиссом между естественными верованиями, верованиями политеистических религий и рациональными усилиями монотеизма, направленными на понимание этих богов, богословов и просвещенных католических философов, таких как Гегель. Я бы мечтал иметь возможность сыграть в шаманский бубен на реквиеме Моцарта в своей жизни; заставить Заратустру танцевать под звуки церковных органов. Короче говоря, изобрести религию, которой не хватает, религию свободных и гедонистических духов, которые рассматривали бы традиции как способ украсить жизнь, а не подчинить ее. » ([3], с. 66)

Именно в таком духе написаны мои книги о современном тангризме (тенгризме), совместимом с научным мировоззрением и способствующем повышению качества жизни [7, 8]. Кроме книг, имеется большое количество статей, доступных в известной электронной библиотеке Киберленинка, видеолекций и других материалов на моем канале Grigori Tomski на Ютуб, например:

- О классическом и современном тангризме (тенгризме, тенгрианстве),

- Тангризм (Тенгризм) в Якутии,

- Тангризм в интерпретации Тэрис.

Григорий Томский

Религия Аттилы и ^ижис хана

ТАНГРИЗМ

ФИЛОСОФИЯ ТАНГРИЗМА

Григорий ToMCKVivi

VOUTUBE.COM

О классическом и современном тангризме (тенгризме тснгрианствс)

Я пишу во введении к книге Философия тангризма [8]:

« Тангризм (тенгризм, тенгрианство, тангрианство, тангараизм) был религией Аттилы и Чингисхана, официальной религией многих империй и государств степных народов и их потомков, включая великие Тюркские каганаты и Монгольскую империю. Таким образом, в течении многих веков эта религия была распространена на огромном пространстве от Тихого океана до Балканского полуострова.

В лаконичных и отточенных формулировках кредо классического тангризма выражены идеи религиозной телерантности, всеобщего мира и всемирного правительства, над которыми бились лучшие умы человечества и оставили после себя огромный объем философской, политической и теологической литературы.

Идущий в настоящее время процесс возрождение тангризма показывает возможность существования религии, базис которой может быть использован всеми другими религиями, желающими добиться совместимости с научным мировоззрением и играть положительную роль в деле сплочения человечества. Этот базис современного тангризма в силу его естественности и универсальности может быть также использован всеми творческими людьми для систематизации своих индивидуальных верований. На нем могут быть возведены любые надстройки, навеянные родной культурой личности или отвечающие ее потребностям в укреплении духа, во вдохновении, в улучшении качества жизни.»

На стр. 23-24 этой книги [8] сказано:

« Классический тангризм служил идеологической базой великих империй, созданных для прекращения междоусобных войн в Великой степи от Тихого океана до Венгрии и даже создания всемирного правительства, призванного прекратить войны на Земле: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».

Только теперь человечество старается реализовать великие и удивительно современные идеи, выраженные в кредо классического тангризма, путем примирения мировых религий, развития толерантности и движения за мир, создания ООН и других международных правительственных организаций.

Тангризму повезло, что у него никогда не было застывших догм и не будет никогда в условиях информационной эры. Поэтому современный тангризм является совокупностью индивидуальных и групповых верований и мировоззрений, основанных на идее толерантности. Спектр этих мировоззрений может идти от глубоко религиозных до атеистических, ибо существования Тангра (Бога), понимаемого как совокупность еще непознанных наукой сил и полей, способных помочь человеку, никто не может отрицать.

Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий, поэтому даже для ученых интересно оформить свое мировоззрение в

религиозной форме без ущерба для его содержания и с пользой для своего творчества. Естественность и универсальность модернизированной основы тангризма, приемлемость кредо современного тангризма для всех людей доброй воли, совместимость нашего определения Тангра со взглядами современных философов и богословов на определение Бога или на значение слова «Бог», позволяет использовать основы тангризма в качестве универсального базиса для индивидуальных верований. На этом базисе могут быть возведены любые надстройки, навеянные родной культурой личности или отвечающие его потребностям в укреплении духа, во вдохновении, в улучшении качества жизни. Это дает простор для модернизации любых религий или верований в совместимом с научным мировоззрением виде.

Каждый верит в убедительные для него теории и гипотезы. Но для ученых эта вера не догматическая, а способная модифицироваться под напором фактов и новых более убедительных теорий. Вместо дополнения базиса тангризма традиционными учениями о душе, противоречащими друг другу, мы предпочитаем дополнять его научными физическими, космологическими, биологическими, психологическими и другими теориями, которые потом будут

заменены другими по мере развития научных исследований.

Базис тангризма можно иначе называть его ядром, а надстройки его

блоками или ячейками. В этих терминах удобнее представить самому себе и

описать для других сотовую архитектуру современного | тангризма, которая

является непрерывно развивающейся и адаптирующейся к любым изменениям

сложной системой.

Современный тангризм, понимаемый таким образом, является

системой - целостным комплексом взаимосвязанных элементов, которые могут быть персонализированы каждым для себя и творчески развитыми по мере углубления своих знаний и обогащения своего мировоззрения и

кругозора. »

На стр. 28-30 говорится:

« Не стоит тратить много времени на выработку индивидуального верования, погружаясь в дебри запутанных учений. Человек должен как можно быстрее освободить свой мозг и энергию для позитивной творческой деятельности, если на это способен. Желательно также, чтобы он не усложнял жизнь себе и, особенно, другим сложными обрядами и странными для окружающих запретами.

Признание кредо любой религии означает обращение в эту религию, которое сопровождается далее приобщением к практике этой религии. Кредо тангризма совпадает с мировоззрением любого толерантного современного человека, желающего сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы. Особенно это касается развитых и благородных людей, желающих прекращения религиозных и других раздоров, мобилизации сил и средств для решения

неотложных общечеловеческих задач в эпоху глобальных и грандиозных

перемен.

Практика тангризма может сводиться к украшению интерьера несколькими приятными для глаза или полезными для медитации сувенирами с тангрианской символикой, чтению поднимающих настроение и способствующих мобилизации психологических и других ресурсов тангрианских молитв. При этом никто не должен требовать от таких людей, чтобы они позиционировали себя тангрианцами, ибо они могут продолжать считать себя атеистами,

христианами, мусульманами и другими.

A^j Grigori Tomski a partagé un lien, 4 ÏS О Admin ■ 5 h ■ ©

МОЛИТВЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 14 УЧАЩИХСЯ Видео содержит молитвы пятой основной ипостаси Тантра {Тенгри, Тангара), отобранные и отредактированные Тэрисом. Пятая ипостась Тантра (Тенгри) называется в этих молитвах Небесный Царь-ворон, который был священным покровителем царского рода Ашина во времена великого Тюркского каганата VI-Ш веков.

AjjÛ Grigori Tomiki a partagé un lien. Чх*' 0 Admin ■ 7 h (Э

Видео содержит молитвы третьей основной ипостаси Тангра {Тенгри., Тангара), отобранные и отредактированные Тэрисом. Древняя ритуальная поэзия якутов fcaxa) представляет интерес, s частности, для потомков степных народов, ибо дает им почувствовать менталитет своих предков. Подборка молитв (алгыс) почти на все случаи жизни, сделанная Тэрисом, удачно вписывается в сотовую архитектуру современного тангризма (тенгризма), совместимого с научным мировоззрением, в качестве поэтического модуля.

VOUTLBE.COM

Молитвы пятой основной ипостаси Тангра

YOliTLBE.COM

Молитвы третьей основной ипостаси Тангра

Например, не только якуты, но и многие представители других народов Якутии участвуют в празднике летнего солнцестояния «ысыах», сопровождающимся тангрианскими обрядами, молитвами и благословениями. Большинство якутов имеют национальную одежду с тангрианскими символами, которые они одевают по случаю этого праздника. Но даже многие из них воспринимают этот праздник как приятную национальную культурную традицию, а не как религиозный праздник.

Мы считаем, что описанная сотовая архитектура наиболее удобна для популяризации и распространения современного тангризма при условии четкого описания множества основных компонент («модулей», «блоков», «ячеек», «сот»), из которых каждый может выбрать себе готовые модули, персонализировать их для себя и составить из них каркас собственного мировоззрения и развивать далее.

В классическую эпоху тангризм рассматривался как имперская сверхидея ([9], с. 113-114) и надрелигиозная идеология (с. 151):

«тенгрианство для монголов периода империи было сверхидеей, определяющей вектор этнополитического сознания. Данная ситуация привела к закономерным следствиям в плане религиозной политики Чингизидов».

Поэтому «завоеватели не приняли ни одной из известных им мировых религий. Это при условии, что уже в начале XIII в. монголы были достаточно хорошо знакомы с христианством, буддизмом и исламом...

Принимая, например, ислам, Чингизиды не противопоставляли его тенгрианству, ибо последнее - надрелигиозная идеология.» ([9], с. 178)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный тангризм с его сотовой архитектурой, естественным и универсальным базисом можно классифицировать как метарелигию или мегарелигию, как удобную универсальную матрицу для персонализации совместимых с научным мировоззрением индивидуальных верований. »

Таким образом, современный тангризм является примером описанной Малкиным «идеальной религии». Так как он говорит о деизме Дидро и Вольтера, то заметим, что книга Философия тангризма [8] содержит главу ТАНГРИЗМ И ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФОВ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ с параграфами:

- Размышления Дидро об естественной религии и современная формулировка кредо тангризма (с. 32-35),

- Воззрения Вольтера и Руссо (с. 35-37),

- Сравнение естественной религии и тангризма (с. 37-39).

Кроме того эта глава содержит параграф О мировоззрении Бенджамина

Франклина (с. 39-42), написанный на основе статьи Тангрианский анализ

мировоззрения Бенджамина Франклина [10].

Религиозное кредо Франклина можно сформулировать следующим образом:

1) существует Бог, который создал мир и управляет им, он более всего любит делать добро людям; человеческие души бессмертны; все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена в нынешней или будущей жизни;

2) целью религии является поддержка и утверждение нравственности, проповеди не должны страдать догматизмом, но призваны настойчиво внедрять добродетельное поведение или то, что на религиозном языке называется

добрыми делами.

3) следует избегать всяких рассуждений, которые могли бы ослабить приверженность другого человека к его религии;

4) религиозные помещения могли бы быть использованы любым проповедником любых религиозных убеждений.

Эти пункты соответствуют Идее толерантности классического тангризма и формулировке кредо тангризма в современных терминах.

Дидро писал:

« Нельзя ли сказать, что все религии мира просто секты естественной

религии и что иудеи, христиане, мусульмане и даже язычники также лишь

натуралисты-еретики и натуралисты-схизматики? »

Это высказывание хорошо показывает близость естественной религии философов эпохи Просвещения с тангризмом (тенгризмом), ибо степняки считали, что на самом деле они верят в того же Бога, что и христиане, мусульмане, иудеи, что все религии являются различными путями, ведущими к единому и великому Богу. Поэтому их удивляли бесконечные религиозные диспуты и разногласия оседлых народов. Когда противоречия между представителями различных религий становились слишком острыми, власти организовывали диспуты и конференции, чтобы услышать все мнения, постараться успокоить страсти и принять необходимое решение. Например, в 1258 была организована конференция с участием 300 буддийских и 200 даоиских богословов.

Приведенные примеры показывают, что кредо тангризма совпадает с мировоззрением любого толерантного и развитого человека, желающего сплочения людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы. Особенно это касается людей, желающих прекращения религиозных и других раздоров, мобилизации сил и средств для решения неотложных общечеловеческих задач в эпоху глобальных и грандиозных перемен.

О тангризме потомков степных народов

Современный тангризм стал зрелым движением с богатой литературой. Наиболее активными участниками его развития являются якутские авторы, ибо народ саха не подвергся сильному влиянию других великих религий и его традиционная национальная культура пронизана тангризмом.

Например, в летних тангрианских праздниках Якутии участвует практически весь народ саха, а многие якуты участвует в нескольких таких праздниках. Некоторые жители города Якутска принимают участие сначала в ысыахе своего предприятия или учебного заведения, в празднике своего землячества, потом в грандиозном общегородском ысыахе, могут также успеть съездить на праздник в одну из якутских деревень. Ысыахы проводятся во всех городах мира, где существует якутская диаспора.

Культура народа саха представляет собой сплав культур осколков многих тюркских, монгольских и тунгусо-манчжурских племен, следствием которого и является сложность и запутанность якутского народного тангризма.

Поэтому были неизбежны усилия по систематизации якутского тангризма, которая осуществляется в нескольких формах с использованием следующих основных схем:

1. В христианском учении Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом, живым, вечным, вездесущим и всеблагим. В схеме Л.А.Афанасьева-Тэрис Бог (Тангра) является единым в 9 лицах в лице основных небесных айыы, каждый из которых может проявиться в 7 образах. Тэрис считает, что 9 священных небес символизируют ступени развития человека, а число 7 - степень освоения каждой из этих ступеней. Это позволяет использовать категории якутского тангризма «айыы», «халлаан» (небо) и найти место в схеме Тэриса всем основным айыы, упоминаемым в героическом эпосе олонхо и традиционных алгыс (молитвах и благословениях), андагар (торжественных клятвах) и обрядах арчы (очищения).

2 т С» и __С» / и \

. Тэрис считает, что айыы обладают материнской душой (ииэ-кут) и будучи нетелесными существами они не имеют земляную душу (буор-кут). Некоторые из них имеют имена, совпадающие или сходные с именами исторических деятелей: Чынгыс Хаан, Одун Хаан, Билгэ Хаан, Тангха Хаан по выражению И.Г. Баишева родились на Земле в виде могущественных правителей и после смерти вознеслись на Небо. В такой интерпретации они являются святыми якутского тангризма.

3. В исламской традиции существует 99 атрибутивных имен Аллаха. Все эти имена и другие имена, не упомянутые в Коране и Сунне. выражают различные качества Аллаха. Аналогично можно было интерпретировать имена всех айыы как различные имена единого Тангри, характеризующие ту или иную часть его могущества.

Таким образом, существуют не менее трех монотеистических интерпретаций национальных форм тангрианской религии.

Официально зарегистрированы региональные тангрианские религиозные организации, работают различные центры проведения тангрианских обрядов, некоторые в виде храмов.

Это дает множество тем для дальнейших диссертационных работ и научных исследований. Хотелось бы, чтобы эти исследования не имели схоластического характера, присущего многим представителям гуманитарных наук.

Они должны быть полезны для принимающего все более массовый характер процесса персонализации религий творческими представителями различных культур.

Однако, анализ примерно 100 докладов VI тенгрианской конференции (Астана, 14-17 июня 2017) показывает, что большинство участников относится к тангризму (тенгрианству), как к изучению религии предков. При этом некоторые авторы подчеркивают роль тангризма в сплочении потомков степных народов [11]:

« тенгрианство становится возвращенным маркером народов тюрко-монгольского мира » (Анжиганова Л. В., Топоева М. В., с. 63);

« положения Тенгрианства, ставшие духовными образованиями, могут служить не просто консолидации этих народов, преодолению духовного кризиса,

гр и и и 1

а, само Тенгрианство является культурной и духовной основой идентификации, будущим тюркских народов » (Аюпов Н.Г., с. 73-74);

« Восстановив национальную религию, мы подключим исполинские силы - всех Богов и духов предков, которые будут поддерживать дух народа и его нравственные принципы. » (Безертинов Р.Н., с. 74);

« Своим выступлением мне бы хотелось призвать к переосмыслению тэнгрианства на более высоком уровне. Изменить сложившиеся стереотипы трудно, но можно. Для этого нужны исследования и публикации их в СМИ, интернете, в т.ч. для популяризации. Сейчас, когда находят новые артефакты, важно обобщать, связывать все это вместе, а также освоить новые методы исследований. » (Хисматуллина А. Ф., с. 418)

На этом фоне выделяются заявления:

« Универсальность оснований Тенгрианства дает возможность спокойно входить в общемировое культурное пространство. Открытость и универсальность его оснований в своей изначальной чистоте дают чувство общечеловеческого единства, чувство единых истоков культуры человечества, но они же в своей специфичности и особенности, полученной в культурной обработке тюркскими народами, дают возможность выбора Тенгрианства как культурной и мировоззренческой идентификации. » (Аюпов Н.Г., с. 75-76)

« Важно понять, что принципы мировоззрения Тенгри уже работают в каждом человеке. Они по своей природе наднациональны и потому создают мощную связь, способную сформировать новый уровень самоидентификации: духовную. Возможно, выстраивание менталитета будущих поколений в таком ключе, станет залогом мира и гармоничной жизни всего человечества. » (Кретова Т. Е., с. 216)

« Очевидно, что со временем в условиях глобальных духовных, цивилизационных кризисов, возрождение традиционных тенгрианских духовных ценностей сыграет свою примирительную и консолидирующую роль во всем евразийском пространстве.

Сегодня же встает вопрос - кто первым из наших национальных лидеров, руководителей тюркских и монгольских республик, выступая как гарант конституционных прав своих сограждан на свободу совести и вероисповедания, возьмет на себя ответственность по признанию их деятельности по вероисповеданию тенгризма, возрождению веры предков в Тенгри, на государственном уровне, по государственной регистрации тенгрианской религиозной организации? Одно несомненно, имя того Лидера, который первым решится на уровне своего Ил-Эл поддержать желание, чаяние своего и других братских народов возродить общую веру отцов и дедов в Кек Тенгри (Тангара), навсегда войдет в анналы всеобщей истории. » (Федорова Л.В., с. 410).

В связи с эти процитируем отрывок из очень популярной статьи Тенгрианство - основа национального самосознания казахов (Арон Атабек // http://www.religare.ru/2_21208.html):

« Если возродить тенгрианство как традиционную веру (религию) - то вся эта 50%-ая часть немусульманского казахского населения найдет себя в древней религии предков, Тенгрианстве. Таким образом будет достигнуто Единство Нации - с одной стороны, "казахский ислам" (см.выше), с другой -тенгрианство, как исконная религия. И там, и тут доминирует вера в Аруахов -Духов Предков! Возможно, стоит ввести новый термин для обозначения национальной казахской религии — АРУАХИЗМ! Пусть внутри АРУАХИЗМА будут две составляющие - исламская и тенгрианская! Пусть имена Аллах и Тенгри употребляются в значении Единого Бога! Этого достаточно, чтобы Нация не раскололась по конфессиональному признаку. Но пока казахские исламисты воинствующе отрицают Тенгрианство (собственных предков!) - казахи будут уходить в чужие религии, где нет и понятия об Аруахах - Духах Предков! В этом направлении раскол Нации - неизбежен.

Мне говорят: от Тенгрианства остались только приметы и суеверия. Где религиозная система? Где ритуалы, храмы, догматы? Где Священное Писание? Где идеология, апостолы, пророки?

Я отвечаю: Тенгри - в сердце Казаха (тюрка)! Все остальное - вопрос веры и времени. Если в душе народа пылает искринка Тенгрианства - то пламенные Пророки и мудрейшие апостолы готовы явиться миру! Новые Тоньюкуки,

вооруженные современными знаниями и древним мистическим опытом, уже готовы к победоносным походам! »

В заключении своей книги Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей Л.В.Федорова пишет:

« Мировоззренческая система, где религия из миропонимания становится Делом, Программой действий, а последние научные результаты заменяют религиозное миропонимание, обладает громадной силой. » ([12], с. 253).

Заметим, что среди примерно 100 участников VI тенгрианской конференции (Астана, 14-17 июня 2017) было 26 профессоров и докторов наук, 31 доцентов и кандидатов наук. Разумеется, в нашем обзоре мы не могли охватить все интересные направления. Элементы тангризма преподаются в университетах в рамках философских, исторических, культурологических, педагогических и других спецкурсов.

Мы думаем, что идеи Виталия Малкина вызовут интерес среди специалистов по современному тангризму (тенгризму). В своем интервью газете Монако и Лазурный берег (20.11.2018) он говорит о плане своих исследований:

« Хочу рассмотреть основные характеристики политеизма - языческих религий и сравнить их с монотеизмом. Я сторонник язычества и хочу показать, откуда возник монотеизм, что он принес человечеству. С моей точки зрения, он остановил его развитие на сотни лет. Также рассматривал тему бессмертной души, греха, жизни после смерти, но положил весь собранный материал на полку. В том числе отложил материал по самому интересному - не описывать религию, а посмотреть, как она проявляет себя в обществе, в нашей сегодняшней жизни.

Еще интересная тема под условным названием «равенство или прогресс». Надеюсь, что из самого названия ясно, о чем и какова основная идея. Да, мы должны сделать все возможное для обеспечения каждому равенства шансов. Но люди принципиально, биологически не равны, в реальной жизни равенство недостижимо и, более того, неописуемо разрушительно - оно убивает, как было в Советском Союзе, в ГУЛАГе, как было в Кампучии при Пол Поте, в Китае. Равенство - это максимум энтропии, это смерть всего, смерть всякого прогресса.

Есть и другая интересная тема - власть и секс. Я считаю, что сейчас происходит грандиозное издевательство над политиками во всем мире. Общественное мнение не дает им права иметь личные слабости, не дает расслабиться. А ведь он, бедный, работает на наше общее благо по 16 часов в сутки, и как же он может функционировать, как будет защищать наши интересы, если ему не оставить немножко личной свободы?

Посмотрите The Sun в Англии. Каждый день обсасывается очередной случай какого-то парламентария, которого поймали с молодой любовницей. Перетряхивается грязное белье людей. Зачем вы это делаете? Неужели не понимаете, что в результате в западную власть никто не пойдет, кроме самых слабых в духовном и половом смысле? Какие лидеры будут править через несколько десятилетий? Хочу проанализировать отношения между властью и сексом с древности. Ведь в гаремах были тысячи наложниц, причем были как исламские, так и христианские гаремы, пусть не совсем официальные. Как взаимодействовали власть и секс в древности, Средневековье и в более современные эпохи? Я нашел несколько потрясающих диссертаций на эту тему, написанных в Америке, но они в своих исследованиях остановились на IV веке н.э., времени прихода христианства.

Другая тема - кошмар политической корректности, это когда на белое люди не хотят или боятся говорить белое. Французы потеряли свою великую способность, так называемую Le franc parler. Посмотрите на Францию послевоенную и современную. На белое белое еще говорят. А вот на черное -либо вообще не говорят, либо называют его белым. »

Мы думаем, что правильное развитие и успешное распространение современного тангризма (тенгризма) с целью противострояния опасному мракобесию не может не заинтересовать Виталия Малкина, ибо такой тангризм близок к идеальной религии его мечты. Можно было бы даже сделать попытку возвращения народов Китайского Туркестана к модернизированной версии тенгрианской религии предков, чтобы наладить их спокойную жизнь в условиях бурно развивающегося Китая.

Приведем еще несколько его идей:

« Дружба с химерами никогда не бывает безобидной и безвредной: наличие у человека химерных идеалов обесценивает его сегодняшнюю жизнь. Ею пренебрегают, помещая все позитивные ожидания в несуществующий идеальный мир. Эти злокачественные и агрессивные сказки высасывают нашу

жизнь точно так же, как пиявки высасывают кровь. Но самое главное — человек теряет способность быть счастливым. Он становится легкой добычей религиозного экстремизма и социальных утопий и готов посвятить всю жизнь кому угодно, любой химере, кроме самого себя. » ([1], с. 63)

« Я хочу, чтобы человек реализовывал все свои естественные желания и получал от этого все положенные ему удовольствия, а религии хотят, чтобы он жил в вере и надежде, а удовольствия получал в жизни загробной, то есть никогда. Тема аскетизма чрезвычайно актуальна, так как затрагивает сотни миллионов, если не миллиарды, верующих, которые добровольно жертвуют качеством своей жизни ради этой иллюзорной надежды. » ([1], с. 202)

« Светский аскетизм, особенно современный, — это не добровольный отказ от желаний и удовольствий непонятно ради чего. Ухудшить качество своей повседневной жизни просто так было бы верхом неразумного поведения, а идиотов среди сильных людей не бывает. Любой разумный отказ от чего-либо приятного предполагает желание получить взамен что-то намного более важное и ценное. На практике это означает полную концентрацию усилий для создания ценностей как на общественном уровне, то есть достижения выдающихся результатов в политике, науке, культуре и спорте, так и на личном — в творчестве, здоровом образе жизни, благосостоянии своей семьи и детей. » ([1], с. 209)

В частности, для развития и распространения «идеальных религий» важно сотрудничество не только с интеллектуалами, но и с наболее способными творческими людьми, например, с писателями и кинематографистами.

i GrigoriTomski

13 septembre, 13:15 ■ G

Б видеолекции производится обзор основных фильмов об Аттмле. сделанных европейскими и американскими кинематографистами, Делается вывод о том. что создание фильмов, соответствующих исторической реальности, возможно только при участие творческих сил представителей степных народов или их потомков. Обсуждаются возможности создания относительно малобюджетных исторических фильмов и телефильмов об Аттиле, а также телевизионных сериалов,

YOUTUBE.COM

Фильмы об Аттиле

Во времена классического тангризма миллионы степняков верили в Тангра и в эпоху Монгольской империи добились того, что более 1/3 части населения Земли в той или иной степени соглашалась с кредо классического тангризма. Кредо современного тангризма без всякого принуждения приемлемо для миллиардов людей доброй воли.

Будут созданы международные тангрианские организации, способные к реализации культурных, научных, педагогических, спортивных, туристических и других самоокупаемых проектов в плодотворном сотрудничестве с самыми лучшими творческими силами.

После успешной реализации первых больших проектов, в частности, кинематографических, можно ожидать, достаточно быстрое превращение современного тангризма в мировую метарелигию нового типа, полностью совместимую с научным мировоззрением и нацеленную на улучшение качества жизни для всех, на сплочение людей доброй воли, и поэтому интересную для

миллиардов жителей Земли.

GRIGORI TOMSKI

TANGRISM

Religion of Attila and Genghis Khan and its modern versions

PHILOSOPHIE du TAN GRIS ME

Grigori Тот ski

О персонализации религий

Тангризм будет представлять из себя мегарелигию, состоящую из огромного множества непрерывно развивающихся индивидуальных верований и групповых религий. Индивидуальные верования будут относиться к футуристическим прогнозам, научным теориям и гипотезам, включая правдоподобные для личности элементы религий; к системам личностного и творческого развития; к способам медитации и мобилизации своих жизненных сил; «подзарядки» дополнительными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники.

Распространение такого тангризма будет способствовать сплочению человечества, увеличению его творческого потенциала, преодолению его «детских болезней», в том числе войны и геноцида, для сохранения цивилизации и ее дальнейшего развития.

В связи с этим процитируем Сергея Гладышева, который называет творческих и думающих людей, не входящих в официальную элиту, «маргиналами» в положительном смысле этого термина ([13], с. 242-243):

« В качестве гибкого варианта религиозной независимости я предлагаю процесс персонализации религии. Суть ее заключается в том, что маргинал создает под свою неповторимую личность индивидуальную религию. В этом данный процесс сильно отличается от подхода тех людей, которые при создании религии исходят из мессианской установки, напрягая свой интеллект для всего человечества. Персонализация религии, даже когда человек в этом процессе опирается на распространенную и устоявшуюся систему верований, может обусловить защиту не только от влияния толпы, но и от устаревания и догматизации религии, так как каждый верующий будет эту религию не слепо принимать, а модифицировать под свою личность, пропуская ее через себя и делая ее СВОЕЙ религией. Естественно, что такая персонализация религии не должна блокировать критичность человека, когда он полностью использует и аналитическую, и синтетическую составляющую своего мышления. Мало того, использование персональной религии дает возможность модифицировать ее в течение всей своей жизни вслед за естественным развитием личности.

Вообще можно выделить условно три подхода к формированию религиозной составляющей личности:

1) пассивный, когда человек слепо и безвольно принимает господствующую в обществе религию;

2) активно-пассивный, когда человек выбирает религию из нескольких доступных;

3) активно-конструктивный, когда человек творит персональную религию на основе своей внутриличностной предрасположенности. »

Заключение

Современный тангризм (тенгризм) имеет черты идеальной религии,

описанной Малкиным, ибо в нем:

- «каждый имеет Бога, соответствующего его взглядам» и « имеет право изобретать свои собственные отношения с божественным»;

- «не возникает проблема толерантности, различия «своего и других» ..., такое существо едино для всех без исключения»;

- «мы можем приблизиться к нему, если захотим, но нас ничто не обязывает к этому, и мы можем продолжать нашу человеческую жизнь».

Таким образм, он является способом, позволяющим «примирить преимущества всех религий».

Приведем также мнение Фредерика Ленуара, социолога и историка религий ([14], с. 393):

« Наряду с Единым и ревнивым Богом, может появиться концепция Единого многоликого Бога (Dieu Un et pluriel). Единый Бог по своей сущности, но многоликий Бог по своим проявлениям. Такой плюралистический подход еще далек от признания религиозными деятелями, ибо он релятивизирует исторические религии, считающие себя основным путем к спасению, и понятие избранного народа ... Не является ли такой подход наилучшим теологическим ответом на попытки инструментализации религий для политических целей, как в случаях мусульманского или протестанского фундаментализма ... ? »

Этот наилучший теологический ответ письменно зафиксирован тангристами еще в XIII веке и практиковался задолго до этого времени!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращение к Тангра (Тенгри) с короткими молитвами мы рассматриваем прежде всего как способ мобилизации психологических и других ресурсов, поднятия настроения и приобщения к традиционной народной поэзии. Человек в тангризме (тенгризме) никогда не рассматривался как раб Бога, наши предки считали себя «детьми Тенгри».

Современный тангризм - это философия активных, рациональных и жизнелюбивых людей, способных к эффективному сотрудничеству. Однако в Казахстане и других странах и регионах Центральной Азии и Поволжья они не всегда находят достаточного взаимопонимания с представителями властей, как правило, людей с хорошим образованием и современным мировоззрением, но находящихся в тисках политической корректности по отношению к проповедникам основных монотеистических религий, в первую очередь, ислама. Поэтому желательно популяризировать в этих странах и регионах идеи Виталия Малкина об опасности традиционных догматизированных религий и важности ограничения их допуска в публичное пространство.

При этом следует обратить внимание на следующее замечание Малкина:

« Я не буду отрицать накал чувств и эмоций, который вызывает у огромной массы людей идея существования Высшего Существа-покровителя, способного утешить в трудной жизненной ситуации и подготовить к самому сложному — собственной смерти. Религия безусловно играет роль очень сильного успокаивающего и болеутоляющего средства: кому захочется расстаться с надеждой-наваждением и смириться с тем, что все навсегда закончится червями? Да что там говорить, если бы вероятность вечной жизни была бы 50 %, пусть даже 5 %, я бы первый публично сжег эту книгу и устремился в близлежащую церковь, чтобы поставить в ней свою палатку. Я даже готов признать монотеизм сплачивающей общественной силой, формирующей нравственные ориентиры для тех, кто неспособен поставить их себе самостоятельно. » ([1], с. 436)

Поскольку убедительно не доказано наличие бессмертной души человека, то вместо того, чтобы думать, как попасть в гипотетический рай или избежать ада, мы интересуемся научными исследованиями о продлении жизни человека и даже возможными путями достижения бессмертия, проблемами спасения человечества и более общей проблемой развития и спасения Разума во Вселенной [15, 16]. Было бы важно на этом направлении быстро добиться обнадеживающих успехов.

Grigori Tomski a partagé un fien, O Admiri ■ 11 juillet ■ 0

Короткий рассказ о профессорах Фатхи Мусса (Париж) и Владимире Чистякове (Ростов-на-Дону) и их исследованиях по продлению жизни человека

ilee epW "MUI' ieilie^Bpiifr

VOUTUBE.COM

Проект значительного продление жизни человека Международной академии КОНКОРД

Для развития современного тангризма и других модернизированных религий, совместимых с научным мировоззрением, важны усилия по повышению уровня аналитического мышления и математической культуры [17, 18].

Grigori Tomski est avec Olga Slesaieva et 9 autres personnes.

yj; 1 juillet ■ G

Произошло вырождение математического олимпиадного движения, задуманного д.пя поиска математических талантов.

в вид интеллектуального спорта со своими профессиональными тренерами. Мы считаем, что Система безошибочного определения математических талантов может быть основана только на тестировании способностей учащихся к исследованию нерешенных математических задач, описываемых на языке школьной математики.

С этим утверждением трудно не согласиться. Мы долго и упорно работали над созданием источников таких задач. Для зтой цели разработана Элементарная геометрия преследования, имеюшая неограниченные перспективы развития с участием всех любителей математики и доступная для одаренных по математике детей с 14 лет и раньше. В видео также анализируется деятельность элитных школ для одаренных по математике детей на примере такой школы при МГУ.

YOUTU Е Е,СО M

О системе раннего и безошибочного выявления математических талантов

По нашему мнению государство могло бы всемерно поддерживать движение по активно-конструктивной персонализации религиозных верований и выработке рациональных мировоззрений, уважительно относящихся к культуре страны проживания, в частности, к культурным шедеврам, навеянными традиционной к этой стране религией. В то же время, как это считает Малкин, отказаться от политической корректности и лицемерного уважения к лицам со средневековым менталитетом, нетолерантными и догматическими взгладами, противоречащими законам этой страны.

Литература

1. Малкин В.Б. Опасные иллюзии: как религия лишает нас счастья. - М., 2020. -

465 с.

2. Malkin V. La Marche à rebours : La laïcité au fond du gouffre. - VM, 2020. - 30 p.

3. Malkin V. Mille réponses au besoin de croire: Manuel pour s'épanouir sans aucun monothéisme. - VM, 2020. - 68 p.

4. Malkin V. Fantôme de la morale : Plaidoyer contre le néo-puritanisme. - VM, 2020.

- 38 p.

5. Томский Г.В. ЮНЕСКО И ФИЛОСОФИЯ: Катализатор идей и центр притяжения людей доброй воли. - Editions du JIPTO, 2019. - 153 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 1)

6. Томский Г.В. Системная архитектура современного тангризма // CONCORDE, 2016, N 1, p 33-71.

7. Томский Г.В. Тангризм: Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные версии. - Editions du JIPTO, 2018 (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1-3).

8. Томский Г.В. Философия тангризма.- Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N 3)

9. Шереметьев А.Г. Религиозный фактор в политической жизни Золотой Орды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2014. - 225 с.

10. Томский Г.В. Тангрианский анализ мировоззрения Бенджамина Франклина // CONCORDE, 2018, N 2, p. 40-61.

11. Материалы VI-й Международной научно-практической конференции Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность (14-16 июня 2017 г., Астана, Казахстан). - Астана: ТОО Мастер По, 2017. - 509 с.

12. Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей - Якутск: Издательский дом СВФУ им. М.К. Аммосова, 2012. - 320 с.

13. Гладышев С.А. Как выжить в толпе и остаться самим собой. - Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.

14. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. - Plon, 2003. - 403 p.

15. Томский Г.В. Цели Разума и проблема бессмертия. - Editions du JIPTO, 2020. -172 с. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2020, N 1)

16. Томский Г.В. Программы и проекты Международной академии КОНКОРД, -Editions du JIPTO, 2018. - 222 c. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 4)

17. Воин А.М. Проект программы повышения уровня аналитического мышления // Bulletin de l'Académie Internationale CONCORDE, 2018, N 3, р, 3-15.

18. Томский Г.В. Математика - ключ к успеху: О математической культуре для всех. - Editions du JIPTO, 2020. - 130 с. (Projet JIPTO, 2020, N 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.