Научная статья на тему 'ТАНЕЦ ЦЗЕЦЗЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ КОННОТАЦИЙ'

ТАНЕЦ ЦЗЕЦЗЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ КОННОТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ГАНЬСУ / ЮНЧАН / ТАНЕЦ ЦЗЕЦЗЫ / ШАМАНИЗМ / ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чэнь Яньшу

В настоящем исследовании рассматривается древнейшее явление китайской традиционной культуры - танец воинского происхождения цзецзы, бытующий в мужской среде в провинции Ганьсу. Выявляется его происхождение и связь с представлениями о космосе, с воинскими и шаманистическими ритуалами, с земледелием, календарными обрядами, в особенности с новогодними, воспитанием новых поколений. Впервые представлены музыкальные характеристики, демонстрирующие игру на ударных, восприятие мужского тела как звучащего музыкального инструмента, сочетание простых и сложных ритмов, динамическое усиление и увеличение темпа. Анализируется важность и ценность танца в плане коммуникации населения, поколений, воспитании мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JIE ZI DANCE OF CHINESE PROVINCE GANSU AS REFLECTION OF RELIGIOUS, HISTORICAL, AND CULTURAL CONNOTATIONS

The current research examines the oldest phenomenon of Chinese traditional culture - a dance of military origin, jie zi, which is common predominantly in male environment in the province of Gansu. Under the scope of scrutiny there are its lineage and connection with cosmogony, shamanistic and warrior rituals, agriculture, calendar rituals (New year's in particular), and raising new generations. For the first time, there is presentation of such musical characteristics as those reflecting percussion performance, or male body as a sounding musical instrument, or those demonstrating combination of simple and complex rhythms, dynamic intensification, and tempo increase. The author analyses the importance and the value of the dance in terms of communication between population and between different generations, and its role in raising men.

Текст научной работы на тему «ТАНЕЦ ЦЗЕЦЗЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ГАНЬСУ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ КОННОТАЦИЙ»

JIE ZI DANCE OF CHINESE PROVINCE GANSU AS REFLECTION OF RELIGIOUS, HISTORICAL, AND CULTURAL CONNOTATIONS

Chen Yanshu, Postgraduate student, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod. The current research examines the oldest phenomenon of Chinese traditional culture - a dance of military origin, jie zi, which is common predominantly in male environment in the pro\ince of Gansti. Under the scope of scrutiny there are its lineage and connection with cosmogony, shamanistic and warrior rituals, agriculture, calendar rituals (New year's in particular), and raising new generations. For the first time, there is presentation oj such musical characteristics as those reflecting percussion performance, or male body as a sounding musical instrument, or those demonstrating combination of simple and complex rhythms, dynamic intensification, and tempo increase. The author analyses the importance and the value of the dance in terms of communication between population and between different generations, and its role n i raising

Keywords: China; Gansti; Yongchang: jie zi dance; shamanism; warrior rititals. EDN: XCNBOD; DOI: »0.34933/2305-8757.3023-14.33

Цитировать; Чэнь Яньшу. Танец Цзецзы китайской провинции Ганьсу как отражение религиозшйс, исторических и культурных коннотаций//KANT: Social science & Humanities. - 2023. -№2(14). - С. 146-151. EDN: XCNBOD. DOI; 10.24923/2305-8757.2023-14.23

УДК 781.7 ТАНЕЦ ЦЗЕЦЗЫ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

ВАК 5.10.4 (Музыкальное ГАНЬСУ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, искусство) ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ

КОННОТАЦИЙ

© Чэнь йныиу, 2023 в настоящем исследовании рассматривается древнейшее явление китайс-

кой традиционной культуры - танец воинского происхождения цзецзы, бытующий в мужской среде в провинции Ганьсу. ВыяшяШШя его происхождение и связь с представлениями о космосе, с воинскими и шалтнисти-ческимиритуалами, с земледелием, календарными обрядами, в особенности с новогодними, воспитанием новых поколений. Впервые представлены музыкальные характеристики, демонстрирующие игру на ударных, восприятие мужского тела как звучащего музыкального инструмента, сочетание простых и сложных ритмов, динамическое усиление и увеличение темпа. Анализируется важность и ценность танца в плане коммуникации населения, поколений, воспитании мужчин.

Ключевые слова: Китай; Ганьсу; Юнчан; танец цзецзы; шаманизм; воинские pumyaj1Ы.

ЧЭНЬ Лпьшу,

аспиранткаf Нижегородская государственI гая консерватория имени М.И. Глинки, Нижний Новгород

Введение

Ганьсу - провинция Китая, расположенная на северо-западе. Она имеет узкую вытянутую форму, простираясь с севера в центральную часть страны. С древности по ней проходили караваны Шелкового и чайного путей. Территория ее в связи с этим посещалась многими народами, оставившими следы влияния своей культуры. С другой стороны, Ганьсу представляет собой горную территорию с плохими коммуникациями и замкнутым положением некоторых районов. Благодаря этому ландшаф тному фактору, местами в Ганьсу до сих пор встречаются древнейшие элементы культуры, которая в Ганьсу в целом полиэтнич-на. Местное население составляют потомки множества народов - ханьцев, тибетцев, Сатаров, дунган, монголов и других этносов. В результате этногенеза и взаимодействий на социокуль-

турном уровне сложилась общая народная культура, в которой представлен результат эволюционирования и синтеза черт нескольких этнических традиций. Переплелись между собой и некоторые виды народного искусства, выросшие из культовых обрядов и ритуалов. Так, инструментальная игра часто Присутствует в обрядах Ганьсу и в танцах. В то же время, танец нередко является частью шаманского либо воинского ритуалов.

Танцевальная культура Ганьсу заслуживает особого внимания, так как через нее осуществляется несколько способов выражения воззрений на явления, социум и взаимодействие людей. Это опосредованная невербальная форма передачи жизненных установок и ориентиров народа. Танцевальные элементы вошли прочно в обряды годового цикла и встречаются в празднованиях Нового года в обряде бадан, в театрал ьном представлении малых форм янгэ, синтезирующем пение,, танец, цирковые элементы, театральное действо.

Танцы Ганьсу имеют глубокие корни в фольклоре. Они происходят из религиозных верований, жизни и трудового производства народа, и являются высоким выражением эмоциональной формы общения людей. А поскольку танец имеет разнообразные разновидности и исполняется в деревнях и городах, он может оказывать глубокое воспитательное воздействие, проникая вглубь сознания, поднимая моральный и культурный уровень населения. Танец несет познавательные элементы, связанные с различными этапами истории. В этом заключается образовательная функция танца.

Сегодня население Китая в сельской местности уменьшается, перемещаясь в города. А с развитием современных средств связи реальное непосредственное общение между людьми уменьшается. Собираясь на праздники, где разворачиваются танцевальные процессии, люди общаются, обмениваются информацией, мнениями, знаниями о происходящем, молодые узнают историю

праздника и танца. Поэтому танец может способствовать сохранению особого тала коммуникации и влиять на развитие человеческого общества, способствовать материальному и духовному оздоровлению цивил изации, имея глубокое социалы-ю-историческое значение. Танец, предпосланный изначально для жертвы и задабривания богов, также служит средством развлечения, обогащая культурную жизнь народе и принося удовольствие от созерцания действа.

Для празднования китайского Нового года, самого грандиозного события в году, люди используют танец, чтобы выразить свои ожидания, нахорошую погоду в наступающем году, надежду на хороший урожай, преданность ритуалам и традициям предков, Все, что невозможно выразить словами, выражается в танце и приносит людям духовное и эстетическое наслаждение.

В данной статье представлен танец цзец-зы обнаруженный в настоящее

время, но известный с древних времен. Материалы о нем почерпнуты из автозаписи жителей района Юнчан, выложенной на видеохостинге УоиТиЬе. Танец бытует только в этом районе. О нем было найдено несколько работ китайских ученых, обсуждающих различные проблемы, связанные с этим культурным явлением. К примеру, в статье Жэнь Дунъяна " Исследование

танцевальной культуры коридора Хэш" [1, с 45] анализируется роль танца цзецзы в области физического воспитания и хореографии, текущая ситуация с его сохранением и защитой от исчезновения как нематериального культурного наследия народа. Отражается положение в школах в области образования и введение танца в процесс обучения мальчиков. Жэнь Чжэнь (^) рассматривает движения в цзецзы с точки зрения профессиональной китайской наци-ональной хореографии [2, с.20]. Ли Ци (^¡Е^) представляет историческую эволюцию и положение танца цзецзы в Юн чане в настоящее время, говорит о мерах его сохранения. Чжан Фэнгонь (^^¿г) и Чжу Сяогонь (^/^¿г) пишут об истории раз-

вития древнекитайских боевых искусств и о древних техниках боевых искусств, о положении дел с ними в настоящее время [3; 4].

Религиозные, обрядовые аспекты, музыкальные характеристики в перечисленных работах не затрагиваются. По этой причине автор посчитала возможным объединить информацию и обсудить нераскрытые вопросы в данной работе. Для осуществления поставленных задач использовались методы нолевого исследования, исторического, теоретического анализа. Результаты исследования могут применяться в фольклористике, в истории в изучении танцев народов мира, религиоведении.

Основная часть

Цзецзы - это традиционный

народный танец, бытующий на северо-западе провинции Ганьсу в уезде Юнчан Ц), городском округе Цзиньчан Ц), расположенном в восточной части коридораХэси ( ШтЁ/Ш - 12оо - километровом участке Шелкового пути, своего рода "воротах", переходе, расположенном на высоте 1000-1500 км над уровнем моря, западнее Хуанхэ, через который связывались с Центральной Азией для торговли) - у северного подножия гор Цилянь

С древних времен уезд Юнчан был: важным пунктом, где собирались купцы и процветала торговля. Люди жили здесь с эпохи Неолита. В периоды пращленйя династий и государств Шан (1766 - 1122 гг. до. н. з.}, Чжоу (п22 - 247 гг. до. н. э.) и период Чжаньго Д 4^3 ~ 221 гг. до. н. э.) здесь появлялось множество кочевых народов. В результате в этом районе случались столкновения между ними, велись войны. А во времена династии Западной ХаньСЩ}^ 176 г. до н.э.) племена сюнну изгнали

юэчжи и заняли этот район. В 121

году до н.э. Хуо Цзюйбинь - 140

до н. э. - П7 До н. з., известный генерал, воемный стратег и националы!ый герой эпохи династии Западная Хань) отправился со своими войсками на запад и разбил гуннов,

захватив коридор Хэси и заложив основу для последующего открытия Шелкового пути. Важность географического положения Юнчан^ древних времен привела к тому, что он стал военизированным районом, и местные жители практиковали боевые искусства, являясь солдатами, охраняющими уезд, поэтому развитие танца цзецзы в этом районе связано с указанными факторами.

Войны и столкновения отразились в формировании воинских культов, ритуалов и искусств. А в процессе последующей эстетизации некоторые ритуал ы получили художественное воплощение, обогатив местную культуру и танцевальные традиции Ганьсу. Интересно, что трансформация боевых движений в хореографические происходила постепенно. Сначала отточенные движения, сформированные для ведения реального боя, были просты и лаконичны. Затем в момент формирования школ обучения боевым искусствам при династии Мин - годы 1368 - 1644) они ста-

ли разделяться в направления и обретать различные дополнения и более художественные формы. Далее все движения выстроились в хореографическую композицию, полностью трансформировавшись.

Танец цзецзы относится к таким феноменам - это и боевое искусство, и в то же время - мощный и величественный мужской танец. По преданию он зародился в деревне Чжаодинчжуан в конце правления династии Западная Хань. Сян ЮЙ {~ 232 г. ДО Н. Э. - 202 Г. ДО Н. Э-),

политик и военный деятель конца правления династии Цинь (также звался: Баван Чу - ^ЩЗ:), поэтому у танца есть еще одно название - "Кнут Бавана" (Ц|Зп|Е)> славился в борьбе на мечах, в боевых искусствах, был непобедимым героем, глубоко любимым и чтимым в народе.

В движениях танца в форме хореографии выразилось уважение! к "повелителю Чу": в танцевальную форму облеклись позы верховой езды, фехтования, обращения с кнутом, контактной борьбы с врагом - удары, движения пипков ногами. Сложился танец, в

котором настоящие боевые движения соединились с пластикой и музыкой. Многое в построении хореографии позаимствовано и от древнего специфического построения солдат, которое называлось "рыбьей чешуей1', Клин, треугольник, напоминающий рыбу, выстраивается по сей день, это говорит о том, что в танце цзецзы и расположении танцоров на площадке или сцене прослеживается связь с древними боевыми стратегиями {^ ЩЩ.- Рыбья чешуя - это иерархический боевой строй солдат, по форме напоминающий расположение рыбьих чешуек; обычно располагается на трех или пяти уровнях для проведения многоуровневой атаки: впереди строя меньше войск, но чем дальше назад, тем больше войск, при этом основные силы находятся в центре и атакуют сильнее всего).

Важным реквизитом в танце является цзецзы - палка, диаметром з и длиной 8о см, которая символизирует двадцать четыре периода, связанные с земледельческим лунным календарем. В соответствии с солярным календарем он начинается с 4-5 февраля и завершается 20-21 января. 24 периода отражают наступление времен года, начиная с весны, характерные для каждого времени проявления природы и дни солнцестояния [5, с. 49]. На обоих концах палки навязана шелковая ткань, с одной стороны - красный шелк, символизирующий солнце, а с другой - зелен ый, символ изирующи й луну. Во время танца палку держат в руке за середину, поворачивают ее, представляя чередование восхода солнца и луны на небосводе. Четыре отверстия, вырезанные в цзецзы, представляют собой изменение четырех сезонов, одно отверстие, инкрустированное тремя медными монетами, представляет собой четверть, а в общей сложности двенадцать медных монет представляют собой двенадцать месяцев. Все это доказывает, что, с одной стороны, народные танцы в Юнчане возникли под влиянием земледельческой культуры и были сформированы и созданы на основе земледельческих

пожеланий о тихом ветре, дожде и хорошем урожае. Это показывает, что танец Цзецзы имеет определенное отношение к земледельческой культуре.

Держа палку цзецзы в руках, танцоры наносят удары по плечам, спине, ступням, коленям, чтобы избавиться от болезней, дурных привычек в Новом году. Так постепенно воинский танец из ритуала переходит в разряд обрядов магического характера, нацеленных на улучшение жизни и закрепленных за периодом празднования традиционного китайского Нового года. Ударами или прикосновениями шаманы изгоняют демонов, являющихся причинами болезней. Так что эти движения прочно связаны с шаманским ритуалом экзорцизма.

В настоящее время возникают проблемы с сохранением фольклорной традиции. По решению местных властей танец стал частью школьной программы в физкультурных занятиях мальчиков. Это одна из мер сохранения и передачи традиции, В целом танец цзецзы преподается и передается только среди мальчиков и мужчин в своей деревне. Женщин и танцоров из других деревень к обучению не допускают, тем самым сохраняя древнюю традицию. Женский деликатный характер не соотносится с дикой энергией и силовыми движениями танца, а с точки зрения здоровья может быть и вреден для женщин.

Большой барабан является основным аккомпанирующим инструментом в исполнении цзецзы. Ритм часто представляет собой набор сложившихся и закрепившихся в исполнительстве формул, которые можно повторять в соответствии с движениями. Количество ритмических повторений зависит от количества людей и от того, насколько хорошо выполнены перестройки танцоров. Барабаны обычно делают из воловьей кожи, диаметром они 80-90 см. Гонги, диаметром 50 см, и тарелки, диаметром 30 см - латунные.

О музыкальном сопровождении можно сказать следующее: танец цзецзы характе-

ризуется импульсивным и разнообразным ритмом, быстрым темпом, двухдольным метром, сочетающимися с ловки ми разнообразными движениями танцоров. Во время выступления, по мере изменения движения, ритма и фигур, в цзецзь! используются удары но плечам, рукам, коленям и бедрам танцоров под звон медных монет на палках цзецзы. Тела танцоров, таким образом, становятся дополнительными ударными "инструментами". Чтобы показать героический импульс танца и атмосферу древнего поля боя, все танцоры сильно ударяют палками цзецзы, чтобы издавать громкий и четкий

звук, и издают экспрессивные выкрики "хай" в такт с барабаном. Возникает яркое действо, танцевальное шоу, оказывающее на зрителей аудиально-визуальное и эмоциональное воздействие. Чем ярче шоу, выше накал экспрессии, тем выше чувство духовного волнения у аудитории: так строится коммуникация исполнителей и зрителей. Танец цзецзы выражает пси хот и п людей северо-запада Китая, их простоту и пылкость, смелость и воинственность. Ниже представлена партитура группы ударных инструментов и выкриков мужских голосов (нотация Чэнь Яньшу). Пример:

—i г * i * ■'. ч ч пг 1 1-Г 1г~* г —1—|*—

—'—г — *-е- Ф Ф Ф Ф е -Ф ~~Г Г Ф .Ф Ф Ф Ф •—**—-Ф—t—Ф * ф Ф .Ф: г г ——Ф—

i»"

; —1—г —f—г

т -¿Г ; г "Т * 1 —г г —«-тг

Í г —i г 1 г ~~г г

ib <*•

í —f -Г - -

Т 4 г —í q <г ~Т * г «Г 4

-ф-ф-ф--ф- * г -*-ф-ф-ф-ф- -*-*-*-ф-ф- --ф-ф-ф- -1-ф-ф-ф-ф-

ф ф ф ф

{ * * { Г ' * i

— — ' { г 1 г "Г *

«г t tf * (Г с_г *

* <Г 'i _т-rs -Г--г*-.

- sf ч г

f г

i г г Г Г г г г фффффффф Г "

011 - *

Ритмы распределяются в партитуре от сложного к: простому. Дробление мелкими длительностями полифонически сочетается с простыми мерными ударами или синкопами. Ведущая роль принадлежит большому барабану. В его партии (верхняя строка) присутствуют всевозможные фигуры и обороты - дробления, триоли, пунктиры, удары в долю. Сии перемежаются с синкопирующими звонкими ударами гонга (вторая), тарелки (третья) и выкриками голоса (четвертая строки), приходящимися поперек такта. Представленные "колена" повторяются многократно. Динамика и темп танца постепенно нарастают, как и громкость выкриков танцоров. Накал увеличивается к концу хореографической композиции. Это связано с воинственным приемом устрашения и, в то же время, с экстатическим усилением танца в шаманской практике. Это нацелено и на зрителей, которые должны воспринять динамическое усиление танца как силовую, энергетическую и магическую возможность изменить действительность.

Заключение

В результате исследования выяснилось, что танец цзецзы связан с древними шама-нистскими культами, сохраняя некоторые движения из танцев шаманов, а также магические приемы по изгнаниюдемонов, возвращению энергии и здоровья, соприкасается с историей освоения Шелкового пути и охраной территории коридора Хоси. Присутствие в хореографии дополнения в виде палки или жезла отражает: парность понятий, связанных с устройством и порядком космоса-"день-ночь", "солнце-луна", "зима-

весна"; календарь, земледельческие установки крестьян, нацеленность на хороший урожай; функцию мужчины-воина в социуме и воинские ритуалы; аксиологический комплекс местного населения; ассоциируется с оружием, которым владели солдаты, охраняющие коридор Хэси и торговые караваны. Танцевальное наследие в провинции Ганьсу стало бесценным сокровищем современной культуры северо-западного Китая. Уникальность коренной традиции, необычность полиэтнических сплетений, архаизм оригинального танцевального стиля - все это указывает на то, что северо-западный регион Китая является наиболее подходящей географической и социо-куль-турной средой для сохранения древней фольклорной танцевальной традиции.

Примечания;

1. Жэнь Дунъян (Ren Dongyang). Исследование танцевальной культуры коридора Хэси. - Ланьчжоу: Северо-Западный университет для на цио-нальностей, 2020. - С 45.

2. Жэнь Чжэнь {Ren Zhen). Анализ движений кнута Баван с точки зрения профессионального китайского национального народного танца. - Ланьчжоу: Северо-Западный университет наций, 2022.-С, 20.

3. Ли Ци (Li Qi). Нематериальное культурное наследие - Передача и сохранение цзецзы танца в уезде Юн чан // Журнал Северо-Западного университета для национальностей (издание по философии и социальным наукам), - Ланьчжоу, 2015. - Вып. 3. - С. 185- ]88.

4. Чжан Фэнюнь (Zhang Fengyun). Древнекитайская культура боевых искусств. - Яньцзи: Изда-тельство Яньбяньского университета. 2005. - 185с.

5. Лю Ли, Чжуанская народная песня: жанрово-стилевые особенности; дис.... канд. искусствоведения. - СПб., 2012. - 216 с.

6. Чжу Сяоюиь (Х!н1 Xiaoyun). Исследование развития китайского ушу. - Пекин: Издательство Гуанмип, 2017. - С 2J4-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.