Педагогика
УДК 373.1 аспирант Ли Юань
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА
ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема музыкального развития школьников Китая в процессе обучения танцевальному искусству. Образовательная политика Китая направлена на развитие художественно-эстетического воспитания на основе традиционной культуры как условия сохранения национальной идентичности. На основе анализа научных источников, автор приходит к выводу о недостаточности внимания к музыкальному воспитанию и сохранению культурных традиций при обучении хореографии школьников. Обосновывается мысль необходимости создания интеграционной образовательной модели обучения школьников танцевальному искусству во взаимосвязи с музыкальным развитием на основе традиционной культуры Китая с включением лучших музыкальных образцов мирового искусства.
Ключевые слова: музыкальное развитие, танцевальное искусство, традиционная культура Китая.
Annotation. This article discusses the problem of musical development of schoolchildren in the process of teaching dance art. China's educational policy is aimed at developing artistic and aesthetic education based on traditional culture as a condition for preserving national identity. Based on the study of scientific sources, the author comes to the conclusion that there is insufficient attention to musical education and the preservation of cultural traditions when teaching choreography. The idea of the need to create an integrated educational model of teaching dance art to schoolchildren, including musical development based on the traditional culture of China with the inclusion of the best musical samples of world art, is substantiated.
Key words: musical development, dance art, traditional culture of China.
Введение. Вступление Китая в XXI век с непрерывным развитием экономики, политики и искусства обратило внимание всех слоев общества к художественно-эстетическому образованию: развитию искусства музыки, танцев, драмы и изобразительного искусства. Государство выдвинуло идеи «наследования традиционной китайской культуры» и «культурного возрождения», что имело общественную поддержку различных регионов и отделов образования. Выставочные конкурсы, образовательные семинары, мероприятия в поддержку нематериального культурного наследия в вузах, фестивали этнических песен и танцев стали привычными в дошкольном и вузовском образовании; в отдельных регионах активно продвигаются конкурсы в разных направлениях массового искусства. Педагогическая наука также активно занимается исследованиями в области развития художественного образования.
В настоящее время Китай придает большое значение танцевальному образованию, поставлена задача - развивать его как компонент эстетического воспитания в школах всех уровней. Китайское танцевальное образование сегодня включает как профессиональное, так и популярное массовое танцевальное образование, оно ориентировано как на академические образцы, так и на развитие направлений социального танца. Профессиональное танцевальное образование в Китае для талантливых исполнителей предлагается в средних художественных колледжах и высших танцевальных колледжах, Образовательные программы хореографических факультетов профессиональной подготовки включают теорию хореографии, практические занятия, участие в представлениях. В содержание обучения обычно входят китайский классический танец, народный танец, балет, современный танец, курсы хореографии, курсы теории танца и др., что является базой для формирования соответствующих образовательных программ и учебных планов.
Популярное танцевальное образование в основном осуществляется в любительских классах, на занятиях эстетического цикла в начальной и средней школе, а также на факультативных курсах высшего образования и в художественных клубах. Его цель состоит в том, чтобы пробудить интерес к обучению танцам и развить способность чувствовать прекрасное. Содержание обучения достаточно широко, но требования к подготовке и сложность выбирается педагогом в соответствии с возможностями обучающихся.
Несмотря на то, что в процессе обучения танцевальному искусству детей и взрослых в профессиональной области и дополнительном образовании придается большое значение изучению самого танца, недостаточно уделяется внимания развитию музыкальной культуры, значению музыки и сценического музыкального дизайна, так, Чэнь Цзин рассматривая педагогическая специфику обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая, обращает внимание в отношении музыки только на то, что она должна быть достаточно разнообразной [15]. В результате многие обучающиеся не умеют создавать образы, сочетая танцевальные движения и музыку, не понимают культурный базис, лежащий в основе интеграции музыки и танца [14].
Таким образом, актуальной задачей педагогического исследования является решение проблемы музыкального развития на основе культурных традиций обучающихся хореографии. Теоретической базой исследования являются идеи синтеза мелодико-интонационного и ритмического начала музыки Б.В. Асафьева [1], «проживания» музыкального произведения посредством пластического движения В.В. Медушевского [5], гармонического единства музыки, движения и речи, а также воссоздания специфичной культурной традиции на занятиях музыкой К. Орфа [7].
Изложение основного материала статьи. В течение долгого времени китайские начальные и средние школы предлагали только музыкальные и художественные курсы в качестве конкретного содержания эстетического воспитания, и несколько художественных средних школ включали хореографию в систему обучения. В 2011 году в «Стандартах обязательной учебной программы по музыке» была выдвинута идея интеграции предметов художественно-эстетического цикла; методами интеграции выступают: включение в программу обучения музыке различных музыкальных направлений и жанров; единая программа обучения предметов музыки, поэзии, танцев, драмы, кино и телевидения, изобразительного искусства и других видов искусства; объединение музыки с другими дисциплинами, кроме искусства [10].
В настоящее время в большинстве начальных и средних школ в Китае преподавание музыки опирается на системы Далькроза, Кодая, Орфа и на педагогическую практику первых иностранных преподавателей музыки в городе Судзуки. В соответствии с освоением опыта зарубежной педагогики преподаватели музыки исследуют возможности включения танцев в музыкальное обучение и предпринимают смелые попытки введения танцевального обучения в начальных и средних школах, что отражено в работах Ян Цзихан «Технико-экономическое обоснование практики популяризации танцевального образования в начальных и средних школах» [17], Ван Жуолинь «Исследование танцевального образования в этнических начальных школах в провинции Цзилинь» [3], Се Цзин «Практическое значение всеобъемлющей теории интеграции в качественные образовательные танцевальные курсы» [9].
Ускоренные темпы экономического роста в Китае позволяют развивать массовое танцевальное движение и начинать обучению танцам уже в раннем детском возрасте. Содержание обучения детей китайскому танцу включает народный и классический танец, балет и уличные танцы. Большинство учебных заведений используют тестовые материалы, опубликованные Китайской ассоциацией танцоров или Пекинской танцевальной академией; другие - самостоятельно разрабатывают учебно-методические материалы такие, как «Хуа Цай, Китай», «Балет Ци Ци», «Танец с картинками» [2, 11, 13] для обучения детей гибкости, тренировке мышц, координации и другим аспектам.
Во все исторические времена развития Китая музыка входила в образование как содержание и средство воспитания. Конфуций, живший в эпоху борьбы за власть, в период «Весны и Осени» (с 770 по 476 г. до н.э.) и «Сражающихся царств» (с 475 по 221 г. до н.э.) Китая был первым, кто осознал, что красота искусства может влиять и обучать людей, и решительно отстаивал идею музыкального образования среди таких занятий, как стрельба из лука, верховая езда, каллиграфия, математика. Музыкальное образование в Китае начало формироваться во времена династии Шан, примерно с 1600 г. до н.э. до 1046 г. до н.э. и тесно связано с музыкальной культурой Индии. Примерно во втором веке до н.э., появилась книга «Теория музыки и танца», положившая начало формированию относительно законченной теоретической системы индийской классической музыки, тесно связанной с религией, как неотъемлемой части индийской жизни, народных обычаев и этикета.
С давних времен Китай населяли многие этнические меньшинства, в настоящее время насчитывается более 56 этнических групп. Китайская национальная музыка - это культурная и художественная кристаллизация, которую китайская нация унаследовала и воссоздавала на протяжении тысячелетий цивилизационного развития. Она включает традиционную китайскую музыку (народную, литературную, религиозную и придворную музыку) и современную музыку. В долгосрочной производственной, трудовой и общественной жизни различные этнические группы Китая сформировали музыкальные формы, отражающие их собственную национальную культуру, национальную психологию, национальный дух и национальную эстетику.
Художественная эстетика каждой этнической группы в Китае очень различается, образуя китайскую культуру как сочетание «цветения сотни цветов». С позиции танцевальных стилей, монгольские танцы - героические, уйгурские -восторженные и живые, ханьские - сдержанные, а танцы дай - умные; с точки зрения характеристик движения, тибетский танец сформировал красоту «границы одного шун», танец Дай показал гармонию «трех изгибов», а танец национальности хань на северо-востоке Янко подчеркивает эстетические принципы «волны, хаоса и красоты» в его движениях.
С начала XX века интерес к национальной музыке в Китае угасает по причине распространенности мнения о ее отсталости в отношении европейской и из-за отсутствия научного знания о корнях традиционной музыки. Сравнивая китайскую национальную музыку с европейской, Чжан Цзюнь пишет: «Китайская национальная музыка обладает искренностью в бесцветности, а европейская музыка наполнена бурным чувством. У них разные пространства чувственности и рациональности» [14, С. 298].
Культура нации, имеющая долгую историю, передается из поколения в поколение посредством образования: с одной стороны, образование позволяет людям приобретать знания и навыки, а с другой - оно решает важную задачу распространения и наследования культуры. Образование и культура являются мощной движущей силой социального развития. В процессе своего становления китайское музыкальное образование постепенно эволюционировало от понимания важности освоения разнообразия музыкальной культуры мира к непрерывному реформированию знаний о национальной музыке.
Музыка - это чувственное искусство, люди понимают язык музыки посредством исполнителей, которые создают на сцене «ситуации общения» и достигают высокой степени эмоционального резонанса у публики. Это процесс постепенного сужения дистанции между людьми - между «сердцем и сердцем» - диалог, выходящий за пределы времени и пространства; этот процесс олицетворяет взаимосвязь музыки и образования, «влияние» и «трансформацию»: влияние сказывается на пробуждении эмоций у человека как ответной реакции на слушание музыки, трансформация трактуется как понятие, связанное с гуманистическим развитием человеческой личности, обретением общечеловеческих культурных ценностей что служит сближению культур.
Национальное музыкальное образование основано на национальной музыке и национальной культуре. Музыкальное творчество, возникшее в процессе исторического развития нации, рассматривается как один из важных аспектов образования. Выдающиеся музыкальные произведения национальной китайской культуры, к которым обратились исполнители в последние годы, вызвали сильный эмоциональный резонанс у публики, выразившийся в чувстве национальной уверенности и гордости, чувстве самоуважения и сплоченности, в укреплении веры людей в унаследование и продвижение прекрасных традиций и национального самосознания.
Министерство образования КНР в «Стандартах обязательной музыкальной учебной программы 2011 года» утверждает: традиционная музыка всех этнических групп должна рассматриваться как важное содержание преподавания музыки; необходимо знакомить обучающихся с музыкальной культурой своей родины, что позволит укрепить национальное самосознание, пробудить патриотизм; выдающиеся китайские музыкальные произведения, отражающие современную общественную жизнь, также должны быть включены в содержание обучения музыке; музыкальная культура других стран мира рассматривается как необходимое условие воспитания межкультурного понимания [10].
В 2017 году Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Главное управление Государственного совета выпустили «Рекомендации по реализации проекта наследия и развития китайской традиционной культуры» [8], в которых обозначено важное значение и основное содержание наследия китайской традиционной культуры, а также выдвинуты задачи и требования к школьному музыкальному образованию. Школьное музыкальное образование берет на себя историческую миссию наследования национальной музыкальной культуры. Характеристики, методы, стили и системы школьного музыкального образования создают условия и гарантии для эффективного наследования национальной музыкальной культуры; в то же время национальная музыкальная культура оказывает позитивное влияние на школьное музыкальное образование, обеспечивая более высокое положение школы.
Развивая более широкий музыкальный и культурный обмен в современном мире, европейские страны выделили важнейшее место в музыкальном образовании национальной музыкальной культуре. Многие известные музыканты выступили за то, чтобы дети, изучающие музыку, как и языки, пели на своем родном языке, чтобы привить детям любовь к национальной музыкальной культуре. Венгерский музыкальный педагог З. Кодай (1882-1967) использует пятицветную музыку, основанную на венгерских народных песнях в качестве учебных материалов для воспитания нового поколения, укоренённого в национальные традиции венгерского народа и венгерскую музыкальную культуру [6]. Немецкий педагог К. Орф (1895-1982) рекомендовал каждой этнической группе и каждому региону изучать музыку на основе своих собственных народных песен, детских песен и диалектов и составлять собственные музыкальные учебники на своем родном языке [12]. Такие сраны, как Япония, Великобритания, США, Россия, Индия, включили в школьное музыкальное образование лучшие образцы своей национальной музыки.
С 2001 года экспериментальные учебники по программе предмета «музыка» увеличили долю включения признанных традиционных музыкальных произведений различных этнических групп в Китае и выдающихся произведений, отражающих современную китайскую социальную жизнь; во многих регионах и школах активно изучают региональную (местную) музыку в классе (поют песни родной местности города, учатся играть на музыкальных инструментах, исполняют танцы и пр.), что делает музыкальные занятия важным компонентом наследования национальной музыкальной культуры.
Музыка и танец составляют тесное единство. Аргументация этого положения раскрывается в двух основных аспектах: во-первых, музыка и танец связаны общим элементом времени (ритмом) и общей функцией - выражением чувственной сферы. Танец состоит из трех элементов: времени, пространства и силы; время танца - это ритм. С одной стороны, это временной ритм, который объединен с музыкой, например, фиксированное количество ударов за такт; с другой стороны, означает психологический ритм танцора, т.е. изменение настроения танцора в процессе изменения структуры ритма танца. Когда музыка становится только аккомпанементом танца, все ее текстуры не могут быть синтезированы одновременно: мелодия, гармония, тембр, полифония и пр. Во-вторых, с культурной точки зрения, такие виды искусства, как музыка и танцы, являются уникальными продуктами социальной и культурной деятельности человека и сохраняют национальные и исторические особенности.
Поскольку музыка - это слуховое искусство, а танец - это визуальное, музыка - это звук танца, а танец - это форма музыки, один звук, но не видимый, а другой видимый, но безмолвный - они взаимодействуют и зависят друг от друга. Изменения музыкальных эмоций отражаются в динамических изменениях танцевальных движений, а уникальные ритмические паттерны каждой этнической группы сформировали фиксированный стиль танцевальных движений.
Понимание музыки помогает работе над художественным образом в танцевальном искусстве. Под воздействием музыкальной мелодии обучающиеся танцу попадают в создаваемую музыкой ситуацию. Мозг непрерывно стимулируется звуком, который заставляет исполнителя включать ассоциации в танцевальный процесс, направляет тело, чтобы внести соответствующие динамические изменения изображения в рисунок танца. Выбор музыки в обучении танцам должен быть обусловлен соответствием ее ритма, мелодии и структуры «дизайну» и эмоциональной наполненности движений. Следовательно, музыка в процессе обучения танцам - это танцевальная музыка, подходящая для танцевального симбиоза, а не музыка, независимая от танца. Все это подтверждает очевидность того, что музыкальное развитие в хореографическом обучении является обязательным.
Обучение этническому и современному танцу имеет существенные отличия. В обучении этническим народным танцам используется музыка разных этнических групп в двух видах: одна «неизменная» - в национальном оригинале, другая - с «изменениями» - адаптированная временем. «Измененная» / «воссозданная» музыка составляет единое целое с танцем в процессе обучения или выступления и применяется при обучении в классе для адаптации обучающихся к этнической культуре. Музыка «без изменений» - это оригинальные короткие музыкальные произведения, которые применяются в качестве фоновой музыки для тренировочных комбинаций в танцевальном классе или исполнение для аккомпанемента этнических музыкантов. В обучении китайскому классическому танцу часто прибегают к аккомпанементу фортепиано в классе или выбирают адаптационный вариант старинной музыки или традиционное сочетание с современными мелодиями, но при выборе никогда не отклоняются от национального китайского стиля. При обучении школьников «современным танцам» и «танцевальной хореографии» допускается выбор более широкого диапазона музыки, которая соответствует танцевальному исполнению. При этом развитие основ национальных традиций хореографии Китая «должно происходить в контексте регулируемых интеграционных процессов с европейской традицией хореографической педагогики, причем обучение танцовщиков китайской и европейской традиций хореографии должно осуществляться параллельно, без включения элементов европейской хореографии в китайскую систему» [16, C. 10].
Структурные элементы китайской музыки, ее ладовая система, гармония, текстура (сочетание в композиции темповых, мелодических и гармонических материалов) изучены недостаточно, что создает дополнительные проблемы в ее использовании. Хайт Ван Юйсюань указывает на часто встречающееся явление, когда хореографы, чтобы выделить определенные движения, радикально меняют задуманные композитором произведения и произвольно разрушают первоначальный структурный замысел музыки. Такой подход вынуждает многих талантливых композиторов к отказу писать музыку для танцев. Автор считает, что отношение хореографов к музыке как служебному искусству в танце приводит к тому, что у поколения хореографов не сформировано уважительное отношение к музыке [4].
Выводы. Таким образом, музыкальное развитие обучающихся является актуальной задачей художественно-эстетического воспитания в Китае. Искусство музыки и танца должно рассматриваться в неразрывном единстве. Основой интеграции этих видов искусства является традиционная культура Китая.
Национальная эстетика проявляется в повседневной жизни людей и выступает методом и содержанием образования. В процессе изучения народной музыки и танцев обучающиеся могут не только овладеть музыкальной культурой и танцевальными движениями разных народов, но и расширить кругозор, научиться понимать мир, развить интерес к своей и другой культуре. Педагогическая цель в обучении школьников искусству танца - с помощью музыки, включающей лучшие национальные образцы, помочь осознать уникальность своей собственной культуры и пробудить чувство идентичности, способствовать культурному обмену между этническими группами, что позволит сохранить самобытность национальной хореографии и обеспечить конкурентоспособность китайских танцовщиков.
Важной задачей китайской педагогической науки является разработка образовательной модели интегрированного обучения музыке и танцам на основе национальных культурных традиций в сочетании с современными тенденциями. Такая модель должна принимать во внимание наряду с национальными культурными особенностями тесные связи с другими культурами мира; понимание единства музыки и танца как видов искусства; историю их возникновения и эволюции; связи с современными потребностями общества и актуальными задачами его развития на данном этапе.
Литература:
1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Астафьев. - 2 изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
2. Балет «Ци Ци» ШШЩШШШ ЩЩВШ . - URL: https://www.bilibili.com/video/BV1iq4y1475J/?spm id from=333.788.recommend more video.-1 (дата обращения 18.11.2022).
3. Ван, Жуолинь. Исследование танцевального образования в начальных школах меньшинств в провинции Цзилинь / Жуолинь Ван // Танцевальная наука: Северо-восточный педагогический университет. - 2018. - C. 12-18. -
2018.^12-18 я.
4. Гао, дю Ван Юйсюань. Изучение китайской танцевальной музыки / Юйсюань Гао дю Ван // Пекин: издательство Университета Миньцзу. - 2014. - С. 183-185. - Ш& : , 2014. - М. -183-185 Ш.
5. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование / В.В. Медушевский. - M.: Композитор, 1993. - 262 с.
6. Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред. A. Баренбойма. - М.: Сов. композитор, 1983. - 400 с.
7. Орф-Шульверк. Базовые тексты 1932-2010. Вып. 1; под ред. Барбары Хазельбах, Вячеслава Жилина, Веры Золкиной. - Санкт-Петербург: Композитор, 2010. - 264 с.
8. Реализации проекта «Наследование и развитие превосходной традиционной китайской культуры». Правительство КНР. - URL: https:// baike.so.com/doc/24407967-25235668.html (дата обращения 18.11.2022).
9. Се, Цзин. Практическое значение комплексной теории плавления в танцевальном классе качественного образования / Цзинь Се // Танцевальное образование: Пекинская танцевальная академия. - 2016. - C. 21-28. - Ш&.
ст: шшшш, 2016. - $21-28 я
10. Стандарты учебных программ по искусству для образования (издание 2022 г.). Министерство образования КНР: Уведомление Министерства образования о публикации и распространении обязательного учебного плана и стандартов
учебного плана (версия 2022 г.).
ИЙ: - URL:
http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2022-04/21/content_5686535.htm?msclkid=b00ce722ca2511ecbbcf4744057ade66 (дата обращения 18.11.2022)
11. Танец из «Книги с картинками» ШШШМ «^кФШШ» . - URL: http://www.huibenwudao.com/ (дата обращения 18.11.2022)
12. Тютюнникова, Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: История, теория, методика: диссерт... к. искусствоведения - 17.00.02 / Тютюнникова Татьяна Эдуардовна. - М., 1999. - 181 с.
13. Хуа ЦайШШ^ШШМ(ШФЯ}. - URL: https://v.sogou.com/series/mnqxe5dpn5xf6nrygyytcnyjxovlfsww2c47vtxiww4llsf4w273zswuxxglfra.html (дата обращения 18.11.2022)
14. Чжан, Цзюнь. Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов / Цзюнь Чжан // Вестник Костромского государственного университета. - 2007. - № 3. - С. 298-301
15. Чэнь, Цзин. Становление художественно-педагогической традиции китайского классического танца / Цзин Чэнь // Вестник Московского государственного университета культуры. - 2012. - № 2 (46). - С. 112-116
16. Шао, Манман. Интеграция музыки и танца для реализации реформы преподавания танцев в колледжах и университетах / Манман Шао // Харбин: Северная музыка. - 2019. - 39 (12) - С. 238-243. -ЙПЙ^ЖШШЙ^ЩЙ^ШШЙ^Й^И.^^Ж, 2019, 39(12): Ш. - 238-243 Я.
17. Ян, Цзыхан. Технико-экономическое обоснование практики популяризации танцевального образования в начальных и средних школах / Цзыхан Ян // Музыка и танец: Шэньянский педагогический университет. - 2019. - C. 45-46. -ШШ. ФФ^ХШШЙШ^Ш^гШЯ. [D]: 2019. - Ш 45-46Я
Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, доцент кафедры педагогики Литвиненко Инна Леонтьевна
Московский государственный гуманитарно-экономический университет (г. Москва), Московская международная академия (г. Москва)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Требования, которые сейчас общество предъявляет к качеству современного высшего образования, определяют необходимость совершенствования механизмов менеджмента и маркетинга высшего образования как на уровне всей системы высшего образования в Российской Федерации, так и в каждом отдельном вузе, будь то государственный вуз, или негосударственное учреждение высшего образования. Постепенный отказ от Болонской системы, активное включение в образовательный процесс программ воспитания, расширение места в образовательном процессе дистанционных технологий обучения, особое внимание к обучению и воспитанию в высшей школе лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение самостоятельности вузов при реализации ФГОС 3++, включение работодателей и выпускников в процессы повышения качества образовательных программ, усиление роли профессионально-общественной аккредитации, независимой оценки качества образования, утверждение Минобрнауки новых аккредитационных показателей, реформирование системы лицензирования и аккредитации образовательных программ, - все это требует переосмысления имеющихся способов построения менеджмента и маркетинга в высшем образовании.
Ключевые слова: образовательный менеджмент, высшее образование, механизмы менеджмента и маркетинга, качество образовательных программ, менеджмент качества в высшей школе.
Annotation. The requirements that society now imposes on the quality of modern higher education determine the need to improve the mechanisms of management and marketing of higher education both at the level of the entire higher education system in the Russian Federation and in each individual university, whether it is a state university or a non-state institution of higher education. Gradual abandonment of the Bologna system, active inclusion of educational programs in the educational process, expansion of the place of distance learning technologies in the educational process, special attention to the education and upbringing of persons with disabilities in higher education, increasing the independence of universities in the implementation of the Federal State Educational Standard 3++, the inclusion of employers and graduates in the processes of improving the quality of educational programs, strengthening the role of professional and public accreditation, independent assessment of the quality of education, approval by the Ministry of Education and Science of new accreditation indicators, reform of the educational system.
Key words: educational management, higher education, management and marketing mechanisms, quality of educational programs, quality management in higher education.
Введение. Подготовка высококачественных специалистов в высшей школе напрямую зависит от того, насколько эффективной является система менеджмента и маркетинга высшего образования на всех уровнях: от системы управления в отдельно взятом образовательном учреждении (государственном или негосударственном, с филиалами и представительствами, или без них, с колледжами и школами при вузах или без таковых), до союза вузов определенного региона, всей системы высшего образования страны.