Диалог культур: европейский классический танец как один из аспектов музыкального
воспитания КНР
Годун Ли
аспирант
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия
0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 29.07.2022 Принята 03.08.2022 Опубликована 15.09.2022
С> 10.2572646028-5037-2446-с
Аннотация
Статья посвящена теоретическому анализу развития европейского классического танца в рамках музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая. Цель исследования - определить особенности межкультурного взаимодействия в системе традиционного китайского и европейского классического танца. В статье проводится сравнительный анализ межкультурного взаимодействия в рамках музыкального воспитания в системе традиционных китайских и европейских классических танцев в КНР. Основное внимание уделяется выявлению общих и специфических черт двух видов танцев, а также влияние европейской культуры на развитие музыкального образования Китая. Научная новизна заключается в исследовании вопросов внедрения европейского классического танца в основу музыкального воспитания в рамках общеобразовательных школ КНР.
Ключевые слова
Китай, музыкальное воспитание, образование, хореография, европейский классический танец.
Введение
Танец - это последовательность движений тела, построенные на основе эмоционального состояния человека. Об этом говорят древние рисунки, оставленные в пещерах древним человеком, а также песни, обряды, музыкальное сопровождение, ну и собственно, сами танцы, которые сейчас называются выразительными средствами (Торгашов, 2004).
Танец и музыка - это два взаимосвязанных между собой элемента хореографического искусства. Мы не будем углубляться в исторический дискурс о том, что появилось раньше: музыка или движение, так как эти две составляющие все равно дополняют друг друга и их невозможно разорвать.
Например, В.Н. Торгашов в книге «Теория и история хореографического искусства» выдвинул гипотезу, что образование музыки носит самостоятельный и отдельный характер. Ученый опирается на данные археологических раскопок, как в европейской части, так и в Африке, при которых исследователи находили целые ансамбли древних музыкальных инструментов эпохи палеолита. Назначение каждого инструмента из этого ансамбля носило строго регламентированный характер. Так, череп мамонта служил барабаном, а бедро играло роль ксилофона (Торгашов, 2004).
С.Н. Худеков, обозначает, что рождение танца тоже носило самостоятельный характер и обязано обыкновенной ходьбе, которая была согласована «с общими законами искусства и сообразно со своими собственными правилами» (Худеков, 2010).
Материалы и методы исследования
Изначально, в танце заложено три ипостаси: ритуальная, военно-прикладная и увеселительная.
Ритуальный характер обозначил название танцев данной направленности, как религиозно-обрядовый. Пластика движений в ритуальных танцах построена на инстинктивных движениях животных, поэтому ее нельзя назвать полноправным элементом искусства (Никитин, 2011).
Военно-прикладной характер танца носил «прикладное и воспитательное значение» (Торгашов, 2004). Главной целью данного вида танцев заключалось в том, чтобы передать молодому поколению новые знания.
Увеселительный характер привносил в танец подвижную игру, положительную эмоцию, соревнование (Торгашов, 2004).
В современных условиях мы можем выделить следующие направления хореографического искусства. Продемонстрируем их на рисунке 1.
Направления хореографического искусства
а
Классический танец: классический балет, романтический балет, современный балет.
:
Бальный танец: европейский оальный танец и латиноамериканский бальный танец.
Народный танец: березка, мазурка, лезгинка, джига н т.д.
Современный танец:
хаус, локннг и т.д.
оренк-данс, хип-хоп.
Эстрадный танец: каоаре, чечетка, канкан, бурлеск.
Рисунок 1. Основные направления хореографического искусства
Хореография классического европейского танца - это основополагающий элемент балетного искусства. Формирование основ классического европейского танца начинается с XVI века, когда танец стал частью театрализованного представления, в котором пластичность движений являлась основным способом передачи образа. В основе классического танца лежит взаимодействие театральности и музыки.
Зарождение классического европейского танца началось с середины XV века, когда танцевальные движения стали постепенно регламентироваться правилами и ритмом, когда стали сочетаться между собой французская грациозность и итальянская фантазия. А если быть точнее, то благодаря систематизации танцевальных движений, над которой занимались француз Т. Арбо и итальянцы Карозо и Негри (Худеков).
Результаты и обсуждение
Систематизация движений привела к тому, что танец стал более выразительным, с определенным характером и соразмерными движениями.
Наиболее эффективное развитие классической хореографии проявилось в XVII веке, когда король Людовик XIV открыл Королевскую академию танца. Именно в стенах этого учреждения учителя танцев Мольер и П. Бошан разрабатывали практические и теоретические основы, терминологию классической хореографии (Худеков).
Что касается Китая, то в стране долгое время царили традиционные устои, как в музыкальном воспитании, так и в хореографии. Классическое танцевальное искусство зародилось задолго до возникновения христианской эры.
Формирование и развитие основ классического европейского танца в Китае началось с XX века, когда в России, прогремевшая в 1917 году революция, повлекла за собой волну русских эмигрантов, которые, спасаясь от неопределенности, эмигрировали в эту страну.
Данный факт привел к тому, что русские деятели искусства (танцоры, вокалисты, музыканты) стали знакомить китайцев с элементами русской музыкальной культуры (Ведерникова, 2012).
Что касается классического европейского танца, то изначально он присутствовал лишь в частном формате в русских школах. Да, в Китае всегда существовала собственная школа балета, основанная на национальных традициях. Но все же между двумя этими школами существует достаточно серьезная разница.
Вот какие различия указывает китайский балетмейстер С. Сяо: «Европейский классический танец - это балет длинных, протяженных линий, а национальный балет - это большое количество округлых линий» (Иванов, 2022).
Русский танцовщик, балетмейстер, режиссер и педагог В.К. Ижевский пишет в своих мемуарах: «В 20-е и 30-е годы классический танец и в оперетте, и на эстраде был в значительной степени ущемлен салонным танцем. В основном это было танго и театрализованные вальсы, чечетка, акробатика - очень основательно вошедшая в хореографию и в хореографический репертуар. И все же классический танец, в пределах доступного, мы не изгоняли из репертуара, понимая, что классика - это основа танца» (Ведерникова, 2012).
Первооткрывателями Китая можно считать Э.И. Элирова и Е.В. Квятковскую, благодаря которым многие артисты балета остались в КНР, открыв свои студии и школы в начале XX века.
Распространение русской педагогики повлияло на то, что в КНР возникли организационно-педагогические предпосылки для создания школы классического европейского танца.
Так, благодаря педагогике Н.М. Сокольского появились первые кадры, которые впоследствии смогли возглавить различные образовательные учреждения. Речь идет о Ж. Ху, которая затем возглавила танцевальную школу в Шанхае, и Н.Е - директоре Академии танца в Пекине.
Но середина XX века внесла свои коррективы, так как началось становление Китайской народной Республикой, что повлекло за собой реформирование всех сфер государственной политики, в том числе и образования. Именно с 50-х годов прошлого столетия началось официальное сотрудничество между Россией и Китаем в сфере педагогики. Так, 30 марта 1950 года Мао Цзэдун обращается с письмом к И.В. Сталину, чтобы СССР направил в Пекин и Нанкин преподавателей. «Пекинский университет сейчас набрал свыше 3000 студентов и уже начал проводить занятия. Но учебный план этого университета был построен из расчета того, что дисциплины будут читать советские преподаватели. Поэтому без советских преподавателей занятия этого университета нормально проводиться не могут. Просим Вашего распоряжения о быстром подборе профессоров и преподавателей согласно нашему плану и о скорейшем направлении их в Китай» (Китайская, 2010).
1954 год ознаменован важным событием в области хореографии - открытием Пекинской школы танцев, в которой преподавались следующие специальности:
- китайский классический танец;
- китайский народный танец;
- классический балет;
- народно-сценический танец (Чжан, 2020).
Основы хореографии европейской классической системы будущим педагогам преподавала О.А. Ильина. В итоге ученики О.А. Ильиной смогли преподавать в средних и высших учебных заведениях.
Совмещая теорию с практикой, советские специалисты балета тщательно изучили китайскую специфику преподавания. На базе русской хореографической школы, с её накопленным ценным теоретическим и преподавательским опытом, они создали серьезную базу для профессионального
развития балетного искусства, заложили основы для создания и развития собственной системы подготовки балетного артиста в Китае.
Если народный китайский танец имеет многовековую историю, то европейский классический танец в Китае не может похвастаться тем же. Мы можем обозначить характер развития европейского классического танца, как период популяризации нового направления в искусстве хореографии КНР. Казалось бы, что необходимость введения европейского классического танца в образовательную программу Китая очень высока, но, к сожалению, это далеко не так. Поэтому данное направление обозначено лишь двух государственных высших учреждениях: в Пекинской академии танцев и в Шанхайской танцевальной школе.
Ситуация с внедрением европейского классического танца в общеобразовательные учреждения становится более благоприятной, чем еще несколько лет назад.
Заключение
В настоящее время в рамках музыкального воспитания в средних общеобразовательных школах открыты классы хореографии. Кроме этого, существует достаточное количество общеобразовательных частных школ, в которых школьник может научиться азам классической европейской хореографии.
Как утверждает ректор Пекинской академии Л.Го: «...На самом деле, интерес к танцам, в том числе к балету, в Китае сейчас очень высок. Согласно неофициальной статистике, сегодня в КНР балетом занимаются порядка двухсот миллионов детей. Помимо этого, в Китае есть система внешкольного образования, которая включает в себя самые разнообразные занятия для детей, в том числе и балет. И только в этой системе у нас занимаются приблизительно около 80 миллионов детей..» (Го, 2022).
В современных условиях в КНР существует достаточно большой интерес среди населения к основам классического европейского танца.
Исходя из анализа литературы по проблеме исследования, мы можем сделать вывод, диалог культур между Китаем и Россией носит конструктивный и плодотворный характер. Мы считаем, что многоголосие культур - это эффективный процесс раскрытия внутреннего потенциала хореографии Китая, так как танец является частью поликультурного мира.
Список литературы
1. Ведерникова М.А. Деятельность отечественных танцовщиков и балетмейстеров эмигрантов первой волны в Китае (на примере творчества В.К. Ижевского) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10. Ч. 2. С. 40-44.
2. Го, Л. Китайская балетная школа неразрывно связана с русской. https://tvbrics.com/shows/go-ley-kitayskaya-baletnaya-shkola-nerazryvno-svyazana-s-russkoy/
3. Иванов В.А. Сяо Сухуа: «Становление классического балета в Китае - заслуга русских педагогов». http://samarskieizvestia.ru/document/6765
4. Китайская Народная Республика в 1950-е годы. Сборник документов: В 2 т. / Под ред. В.С. Мясникова. Т. 2: Друг и союзник нового Китая. Составители: Е.Р. Курапова, В.С. Мясников, А.А. Чернобаев. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 526 с.
5. Никитин В.Ю. Мастерство педагога в современном танце. М.: ГИТИС, 2011. 472 с.
6. Торгашов В.Н. Теория и история хореографического искусства. Орел: Орловский государственный институт культуры и искусства, 2004. 368 с.
7. Худеков С.Н. Искусство танца: История. Культура. Ритуал. М.: Эксмо, 2010. 544 с.
8. Чжан Т. К истокам создания пекинского хореографического училища. Ольга Александровна Ильина // Человек и культура. 2020. № 5. С. 25-35.
Dialogue of Cultures: European classical dance as one of the aspects of musical education of the
People's Republic of China
Godong Li
is a graduate student
A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Saint Petersburg, Russia
0000-0000-0000-0000
Received 29.07.2022 Accepted 03.08.2022 Published 15.09.2022
< 10.25726/j6028-5037-2446-c
Abstract
The article is devoted to the theoretical analysis of the development of European classical dance in the framework of musical education in general education schools in China. The purpose of the study is to determine the features of intercultural interaction in the system of traditional Chinese and European classical dance. The article provides a comparative analysis of intercultural interaction within the framework of musical education in the system of traditional Chinese and European classical dances in China. The main attention is paid to the identification of common and specific features of the two types of dances, as well as the influence of European culture on the development of musical education in China. The scientific novelty lies in the study of the introduction of European classical dance into the basis of musical education in the framework of secondary schools of the People's Republic of China.
Keywords
China, musical education, education, choreography, European classical dance.
References
1. Vedernikova M.A. Dejatel'nost' otechestvennyh tancovshhikov i baletmejsterov jemigrantov pervoj volny v Kitae (na primere tvorchestva V.K. Izhevskogo) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. № 10. Ch. 2. S. 40-44.
2. Go, L. Kitajskaja baletnaja shkola nerazryvno svjazana s russkoj. https://tvbrics.com/shows/go-ley-kitayskaya-baletnaya-shkola-nerazryvno-svyazana-s-russkoy/
3. Ivanov V.A. Sjao Suhua: «Stanovlenie klassicheskogo baleta v Kitae - zasluga russkih pedagogov». http://samarskieizvestia.ru/document/6765
4. Kitajskaja Narodnaja Respublika v 1950-e gody. Sbornik dokumentov: V 2 t. / Pod red. V.S. Mjasnikova. T. 2: Drug i sojuznik novogo Kitaja. Sostaviteli: E.R. Kurapova, V.S. Mjasnikov, A.A. Chernobaev. M.: Pamjatniki istoricheskoj mysli, 2010. 526 s.
5. Nikitin V.Ju. Masterstvo pedagoga v sovremennom tance. M.: GITIS, 2011. 472 s.
6. Torgashov V.N. Teorija i istorija horeograficheskogo iskusstva. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj institut kul'tury i iskusstva, 2004. 368 s.
7. Hudekov S.N. Iskusstvo tanca: Istorija. Kul'tura. Ritual. M.: Jeksmo, 2010. 544 s.
8. Chzhan T. K istokam sozdanija pekinskogo horeograficheskogo uchilishha. Ol'ga Aleksandrovna Il'ina // Chelovek i kul'tura. 2020. № 5. S. 25-35.