Научная статья на тему 'Танец, ставший делом всей жизни'

Танец, ставший делом всей жизни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
220
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танец, ставший делом всей жизни»

Виктор Иванович Панфёров

ТАНЕЦ, СТАВШИЙ ДЕЛОМ ВСЕЙ ЖИЗНИ

Воспоминания далекого детства возвращают к ушедшим, но постоянно живущим в душе временам. Знакомство Тамары Борисовны Хазановой (Нарской) с искусством танца произошло в ДК ГоГРЭС (Горьковская область) в 1935 г., будучи еще ребенком она увлеклась танцем настолько серьезно, что это определило ее дальнейший выбор.

Маленькой участнице танцевального коллектива повезло с педагогами. В эти годы кружком руководила О. П. Павлова - солистка театра оперетты, волею судьбы оказавшаяся в ДК ГоГРЭС. Бывшей балерине выпало заниматься не только педагогическим процессом, но и творческой деятельностью. В памяти Тамары Борисовны осталась яркая постановка ее балета «Папанинцы».

Первые занятия открыли перед девочкой мир балета, который требовал преданности, любви, терпения, трудолюбия, сил. Тамара Борисовна вспоминает первые концерты, потребовавшие большого мужества от участников коллектива. Для выступлений детей перевозили порой через Волгу на другой берег на санях. Там, в нетопленном сельском клубе, зрители в шубах ожидали «настоящих» артистов. Первые же, одетые в легкие «балетные» костюмы, старались их не разочаровать. Однако в памяти Тамары Борисовны от тех лет осталось не ощущение холода, а чувство радости, осознание предназначения создавать вокруг себя мир грез и фантазий. Теперь уже ничто не могло остановить девочку, полюбившую балет, как оказалось, на всю жизнь.

Увлеченность танцем и школа талантливого педагога дали возможность ее ученице поступить в Горьковское хореографическое училище сразу в 4-й класс. Это был серьезный и ответственный шаг в жизни танцовщицы. Училище располагалось непосредственно в здании театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Предстояло целенаправленно и серьезно учиться мас-

терству танцовщицы не только в классе, но и на сценической площадке.

Годы учебы в училище совпали с военными - 1941-1945 гг.

Преподавателями здесь в этот период были эвакуированные из Ленинграда артисты балета В. Дудко и В. Чернышенко. В. Дудко обогатила классический танец традициями ленинградской школы, а В. Чернышенко раскрыл богатейшую палитру характерного танца.

Это были годы, когда формировались не только профессиональные навыки, но и жизненная позиция и твердость характера. Репетиции, учеба, общеобразовательная школа, спектакли требовали самоотдачи и железной дисциплины. Только благодаря огромной любви к танцу, увлеченности, стало возможным преодолеть все трудности, испытывая несмотря ни на что чувство удовлетворенности и даже комфорта.

«В. А. Дудко завораживала точным изложением и показом каждого движения, подчеркивая его выразительность», - вспоминает Тамара Борисовна. Она учила, что все движения - «буквы», а чтобы они сложились в слова и были понятны зрителю, нужно учиться их соединять в «предложение», а тело подчинять разуму. Для этого нужно трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

В годы войны в театре оперы и балета сложился замечательный творческий коллектив. Ныне всемирно известный режиссер Б. Покровский вспоминает: «Горьковский оперный театр в то время являлся сосредоточением необыкновенно талантливых людей. Там были великолепные дирижеры Исидор Зак, Лев Любимов, Александр Ерофеев, умный и одаренный главный режиссер Марк Валентинов. Лучшего театрального художника, чем Анатолий Мазанов, я не знаю. Работа в Горьковском театре -благословенный миг моей жизни, длившийся годы». Большой вклад в развитие театра внес в тот период балетмейстер М. П. Цейтлин.

111

Постоянно обновлялся репертуар театра - новые оперы, оперетты, балеты. Воспитанники училища были заняты во всех репертуарных спектаклях. В театре они заменяли артистов фронтовых бригад, принимали участие в концертных программах в воинских частях и госпиталях. Следует заметить, что в Горьковской области в годы войны было сформировано огромное количество боевых частей и соединений, ополчений. Тяжело приходилось участникам фронтовых бригад, но и в самом городе оставалось неспокойно. За время войны город 74 раза подвергся бомбардировке.

Работа в театре сформировала навыки профессионального исполнения. Театр требовал быстрого выучивание текста, артистичности, соответствия стилю. В эти годы Тамара Борисовна зарекомендовала себя как танцовщица с отличной памятью, помогающей быстро заучивать хореографический текст, как артистка, владеющая техникой и стилем исполнения. Она освоила репертуар, быстро вводилась в новые партии. В силу ее ответственности, трудоспособности и активной гражданской позиции танцовщице доверяли репетировать с новыми исполнителями.

В мае 1946 г. Т. Б. Хазанова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В годы войны горьковское училище курировала ведущий педагог Московского хореографического училища М. А. Кожухова. Она давала уроки, вела репетиции. Мария Алексеевна, заметив педагогические наклонности Тамары Борисовны, рекомендовала ее в качестве ассистента, а затем и педагога классического танца в училище. Инициативу М. А. Кожуховой поддержал директор училища М. П. Цейтлин. Так в трудовой книжке к записи «артистка балета» в 1946 г. прибавилась запись о педагогической деятельности.

Закончились «университеты», и душа ощутила готовность устремиться в новый полет. В 1948 г. Тамара Борисовна посту-

пила в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на отделение пе-дагогов-хореографов. Так для нее началось изучение классического наследия.

Преподаватели, среди которых были выдающиеся мастера своего дела А. Я. Ваганова, Н. И. Бочаров, Н. П. Ивановский, В. С. Костровицкая, щедро делились профессиональными знаниями, используя индивидуальные методы обучения. Запомнилась образные выражения А. Я. Вагановой, касающиеся исполнения танца: «танец всем телом», «танец изнутри», «выразительные стопы», «разговаривать руками», «раскрепостить мышцы лица», «выразительный взгляд» и т. д. Эта терминология в дальнейшем способствовала исследовательской работе, позволившей Т. Б. Хазановой (Нар-ской) расширить и углубить новый аспект методов преподавания классического танца.

Изучение классического наследия и методика его передачи связаны также с именем ветерана Мариинского театра М. М. Михайлова, осуществившего перенос постановки балета «Баядерка» в Куйбышевский театр оперы и балета.

Консерватория давала фундаментальное образование. Изучение классического наследия велось непосредственно по спектаклям Кировского театра оперы и балета. Тамару Борисовну увлекла проблема изучения сценической хореографии: анализ стилей, приемов, технической оснащенности исполнителей, драматургии балетного спектакля. В 1951 г. Т. Б. Хазанова окончила консерваторию с отличием и получила диплом по специальности «Методика преподавания классического, народно-характерного и историко-бытового танцев».

Познав азбуку классического наследия, Тамара Борисовна начала работать в профессиональных театрах оперы и балета: педагогом-репетитором, постановщиком танцевальных сцен в операх (г. Сталино, ныне Донецк); педагогом-репетитором (Куйбышев); педагогом-репетитором, ба-

112

летмейстером (Челябинск). Деятельность в профессиональных театрах и непрерывное сотрудничество с любительскими танцевальными коллективами позволяли передавать академические знания, побуждали к постановочной практике.

В Челябинском театре оперы и балета Тамара Борисовна оказалась в период его становления. Творческий коллектив возглавляли деятели, принесшие театру успех: главный дирижер - народный артист РСФСР И. А. Зак; режиссер - заслуженный деятель искусств Украинской ССР Д. Н. Смолич; главный балетмейстер - О. М. Дадишкилиа-ни; главный художник - заслуженный деятель искусств Литовской ССР Е. Г. Чемоду-ров. С первых дней работы Челябинский оперный зарекомендовал себя как коллектив, стремящийся иметь свое, неповторимое лицо.

В 1961 г. дирижер И. А. Зак и балетмейстер О. М. Дадишкилиани поручили Т. Б. Хазановой постановку балетных сцен в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Опыт балетмейстера-репетитора помогал в сохранении классического наследия таких балетов, как «Баядерка», «Лебединое озеро», «Шопениана» и мн. др. Для этого были необходимы уникальные профессиональные качества: феноменальная

память, умение передать стиль спектакля, знание текстов солистов и кордебалета, работа над выразительностью мизансцен.

С 1968 г., не прекращая работы в театре, Т. Б. Нарская-Хазанова начинает работать сначала преподавателем, а затем заведующей кафедрой в ЧГИК. Это оказалось не так просто. Главным направлением в работе педагога вуза является не столько привитие студентам профессиональных навыков танцовщиков, сколько развитие творческого потенциала в освоении ими педагогической постановочной и управленческой деятельности. Работать приходилось со студентами, не имеющими базового хореографического образования. Необходимо было, не опуская планки профессио-

нального мастерства, найти подход к преподаванию классического танца. Вновь анализировалась каждая строчка в методической литературе. Убежденность, что система преподавания А. Я. Вагановой универсальна, помогла творческому осмыслению методики преподавания, поиску новых путей освоения хореографии, став основой деятельности профессора Т. Б. Нарской. Поиску же новой методики помог большой опыт практической работы с любительскими хореографическими коллективами.

Теперь, когда был окончательно выбран путь воспитания студентов вуза, Тамара Борисовна начала осваивать вершины педагогического мастерства в институте культуры. За плечами остались сдача кандидатских экзаменов, освоение методики написания научно-методических рекомендаций. Вот опубликована и первая научная статья в сборнике «Танцуют уральцы» под редакцией А. И. Лазарева. Затем изданы рабочие программы, методрекомендации и, наконец, учебные пособия. Весь этот материал был результатом обобщения громадного опыта Т. Б. Нарской не только как профессионального педагога-репетитора, но и как педагога вуза. Методические рекомендации и учебные пособия стали необходимым подспорьем для студентов.

Тамара Борисовна умело сочетает научно-методическую и творческую деятельность. Как в самые первые годы, так и сейчас постановочная деятельность часто заполняет все ее свободное внеучебное время. Это и создание хореографических произведений и режиссура концертных программ, которые выходят за рамки учебного процесса, являются внеаудиторными занятиями. Они требуют не только времени, но и затраты определенных сил. Танцев, поставленных Т. Б. Нарской - много, да и концертов - не меньше. Творческое амплуа Тамары Борисовны - постановка классических и историко-бытовых танцев. Практически каждый творческий проект в акаде-

113

мии или за ее стенами не обходится без танцев, поставленных Т. Б. Нарской.

Научно-методическая работа Т. Б. Нар-ской была направлена на создание методических изданий, связанных с преподаваемыми ею курсами в академии. Так было издано учебное пособие по классическому танцу, которое не только обобщило педагогический опыт, но также стало руководством для студентов к изучению курса «Методика преподавания классического танца». В этом издании впервые появились уникальные разделы: профессиограмма педагога по хореографии, психолого-педагогический аспект преподавания, работа педагога с концертмейстером. Нельзя не отметить уникальность учебного пособия по историкобытовому танцу - живая история танца, отраженная в литературном историческом наследии. Пособие позволяет студенту осваивать курс историко-бытового танца, воспитывает культуру общения, расширяет кругозор. Разработка курса «Основы репетиторской работы» позволила обобщить опыт и по-новому взглянуть на деятельность педаго-га-репетитора в современном балетном театре и ансамбле танца. Рабочие программы, статьи в местной и центральной печати, учебные пособия Т. Б. Нарской составили более 50 наименований.

Жизнь Тамары Борисовны неразрывно связана с общественной деятельностью - это результат активной гражданской позиции личности, выкованной в суровых условиях. Создание ассоциации деятелей хореографии Всероссийского музыкального общества позволило Тамаре Борисовне расширить круг своих обязанностей, заняться просветительской деятельностью, наладить взаимосвязь с культурно-образовательными учреждениями. Тамара Борисовна проводила мастер-классы в различных городах страны: Москве, Кургане, Тюмени, Томске, Владимире, Оренбурге, Южно-Сахалинске и др.

Ассоциацией деятелей хореографии ВМО на базе кафедры хореографии академии культуры и искусств организован клуб для детей и родителей «В гостях у Терпсихоры», который действует уже 18 лет. Его программа разнообразна: лекции, концерты, творческие встречи с участием студентов, педагогов, артистов балета. Ежегодно клуб посещают сотни зрителей.

Совместно с педагогами факультета хореографии Т. Б. Нарская осуществляет реализацию таких проектов, как конкурс «Детство» и конкурс балетмейстеров, привлекающих внимание общественности города и области. Сколько настоящей, творческой радости и озаренности принесло Тамаре Борисовне осознание того, что труд ее приносит добрые плоды! Открытие новых, талантливых исполнителей и постановщиков - свидетельство заботы не только о настоящем, но и будущем хореографического искусства.

В 1970-е гг. Т. Б. Нарская стала инициатором создания отделений хореографии в музыкальных школах. Подготовка к будущему всегда начинается с детства. Именно здесь в этом возрасте закладываются в души ростки культуры и будущей профессии.

Прослеживая творческий путь Т. Б. Нарской, ныне почетного профессора Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженного работника культуры, с полной уверенностью можно утверждать, что она посвящает жизнь неустанному поиску нового, сохранению и возрождению мирового наследия классического балета.

Тамара Борисовна и сегодня остается востребованной не только как профессионал, педагог высокой культуры, но и как ответственный, неравнодушный гражданин общества, наш современник.

Тамара Борисовна по праву имеет многочисленные государственные награды, пользуется уважением коллег и студентов.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.