Научная статья на тему 'Таможенный союз Турции и ЕС: некоторые итоги (1995–2011)'

Таможенный союз Турции и ЕС: некоторые итоги (1995–2011) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТУРЦИЯ И ЕС / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / ECONOMIC INTEGRATION / CUSTOMS UNION / TURKEY AND THE EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова Татьяна Васильевна

Таможенный союз является формой международной интеграции, к использованию которой часто стремятся государства того или иного региона и на эффективность которой надеются их лидеры. Опыт Турции позволяет оценить ее возможности и издержки, обусловленные как спецификой состояния национальной экономики, так и отражающие некоторые универсальные особенности процесса перехода к более глубокому уровню международного экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The

The customs union is the form of international integration, which countries of various regions often tend to reach, while their leaders are believe in it’s effectiveness. The Turkish experience helps to evaluate the customs union’s capabilities and costs associated with a specific state of the national economy as well as it is reflecting some universal features of the transition to a deeper level of international economic cooperation.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз Турции и ЕС: некоторые итоги (1995–2011)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 1

Т.В. Спиридонова

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ТУРЦИИ И ЕС: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ (1995-2011)

Таможенный союз является формой международной интеграции, к использованию которой часто стремятся государства того или иного региона и на эффективность которой надеются их лидеры. Опыт Турции позволяет оценить ее возможности и издержки, обусловленные как спецификой состояния национальной экономики, так и отражающие некоторые универсальные особенности процесса перехода к более глубокому уровню международного экономического сотрудничества.

Ключевые слова: Международные экономические отношения, экономическая интеграция, таможенный союз, Турция и ЕС.

The customs union is the form of international integration, which countries of various regions often tend to reach, while their leaders are believe in it's effectiveness. The Turkish experience helps to evaluate the customs union's capabilities and costs associated with a specific state of the national economy as well as it is reflecting some universal features of the transition to a deeper level of international economic cooperation.

Key words: International economic relations, economic integration, customs union, Turkey and the European Union.

6 марта 1995 г. вступило в действие соглашение о Таможенном союзе Турции и ЕС, которое предусматривало отказ от использования во взаимной торговле пошлин и нетарифных ограничительных мер. Одновременно Турция начала применять в отношении импорта из третьих стран Единый внешний тариф (ЕВТ) Евросоюза.

Ныне таможенный союз является формой международной интеграции, к использованию которой часто стремятся государства того или иного региона и на эффективность которой надеются их лидеры. Опыт Турции позволяет оценить ее возможности и издержки, обусловленные как спецификой состояния национальной экономики, так и отражающие некоторые универсальные особенности процесса перехода к более глубокому уровню международного экономического сотрудничества.

После заключения соглашения о таможенном союзе наблюдался умеренный рост турецкого экспорта при опережающем увеличении импорта из европейских стран. В результате существенно вырос дефицит Турции в торговле с ЕС, о глубине которого можно судить

36

по отношению экспорта страны к ее импорту: с 71% в 1990-1995 гг. оно снизилось до 58,8% в 1995-2000 гг. В 2001-2010 гг. значение рассматриваемого показателя повысилось: его минимальное значение составило 73%, а максимальное — 88%. Но, как и ранее, торговля Турции со странами ЕС имела хронически дефицитный характер (табл. 1).

Таблица 1

Динамика торговли Турции и ЕС за 1990-2009 гг. (тыс. долл. США)

Год Экспорт Импорт Сальдо Торговый оборот Экспорт/ импорт (%)

1990 7 177 000 9 898 000 -2 721 000 17 075 000 73

1991 7 348 000 9 987 000 -2 639 000 17 335 000 74

1992 7 937 000 10 656 000 -2 719 000 18 593 000 74

1993 7 599 000 13 875 000 -6 276 000 21 474 000 55

1994 8 653 000 10 915000 -2 262 000 19 568 000 79

1995 11 078 000 16 861 000 -5 783 000 27 939 000 66

1996 12 563 345 24 320 639 -11757294 36 883 984 52

1997 13 434 739 26 118 947 -12 684 208 39 553 686 51

1998 14 809 293 25 282 204 -10 472 911 40 091 497 59

1999 15 424 238 22 529 938 -7 105 700 37 954 176 68

2000 15 664 421 28 526 902 -12 862 481 44 191 323 55

2001 17 545 567 19 823 457 -2 277 890 37 369 024 89

2002 20 415 034 25 688 833 -5 273 800 46 103 867 79

2003 27 393 762 35 140 139 -7 746 377 62 533 901 78

2004 36 580 859 48 102 744 -11 521 885 84 683 602 76

2005 41 364 962 52 695 793 -11 330 831 94 060 755 78

2006 47 934 746 59 400 922 -11 466 176 107 335 667 81

2007 60 398 502 68 611 562 -8 213 061 129 010 064 88

2008 63 390 419 74 802 380 -11 411 961 138 192 798 85

2009 46 984 604 56 594 499 -9 609 895 103 579 102 83

2010 52 685 304 72 243 512 -19 558 208 124 928 816 73

Составлено по данным Togan S., Nebioglu H., Dogan S. Integrating and the manufacturing industry. Turkey Economic Reform and accession to the European Union. Ed. B.M. Hoekman, S. Togan. IBRR/ WB, 2005. C. 87-121, а также на основании баз электронных данных Турецкого статистического общества (URL: http://www.tuik. gov.tr).

Рост дефицита в первые годы действия таможенного союза может быть объяснен двумя группами факторов. Первую из них условно отнесем к субъективным. Под ними подразумевается то

37

кратковременное, но априори невыгодное положение, в котором оказалась Турция, присоединившись к уже функционировавшему длительное время таможенному союзу со своими сложившимися нормами и правилами. Адаптация к многочисленным и детально разработанным регламентам ЕС означала для Турции вхождение в сложный трансформационный период. Таким образом, проявились болезненные симптомы подстройки новичка к уже отлаженным механизмам функционирующего института. И если члены-учредители более или менее синхронно несли издержки новых взаимных обязательств, то Турции пришлось принять их на себя как бы в одностороннем порядке, тогда как для других «старых» членов европейского таможенного союза следование его правилам уже успело превратиться в фактор дополнительных преимуществ.

Дело в том, что на практике образование таможенного союза между Турцией и ЕС не привело к немедленному полному устранению торговых ограничений со стороны Союза, где действует принцип гармонизации национальных стандартов со стандартами ЕС. Его соблюдение предусматривает, что в областях, касающихся жизненных интересов, — здоровья, безопасности людей, защиты прав потребителя и окружающей среды, —национальные законы, предписания и стандарты должны быть приведены к единым общим обязательным требованиям Евросоюза. Требования Директив ЕС по гармонизации каждая страна-член должна в заданный срок ввести в национальное законодательство. Области, в которых действуют указанные обязательные Директивы, относятся к законодательно регулируемым.

В этих областях гармонизация обеспечивается соблюдением двух принципиально разных типов директив. Директивы старого подхода устанавливают специфические технические требования к товарам, а директивы нового подхода — базовые (общие) технические требования, избегая детализированного технического описания спецификаций. Поэтому директивы нового подхода значительно облегчили достижение соглашений с отдельными странами и ускорили разработку технической нормативной документации.

Тем не менее для достижения реальной либерализации торговли с ЕС Турции необходимо было начать процесс сближения национальных стандартов в области технических требований к продукции со стандартами Евросоюза. Менее 20% товаров экспортируется из Турции в ЕС без использования каких-либо технических барьеров, т.е. они не относятся к законодательно регулируемым областям. В отношении остальной части экспорта Турция вступила в период перехода от использования соглашений о взаимной признании стандартов, которое регулирует торговлю с третьими странами, к беспошлинной торговле на основе адаптации товаров к общим обя-

38

зательным требованиям Евросоюза. И если в 1996 г. лишь немногим более 20% товаров турецкого экспорта соответствовали техническим стандартам ЕС, то в 2001 г. уже 35%1.

Прогресс в области гармонизации торговли фиксируется в «Отчетах о прогрессе Турции на пути к членству», которые ежегодно публикуются Еврокомиссией. Так, в Отчетах за 2003-2011 гг. отмечалась активная законодательная работа турецких уполномоченных органов в направлении гармонизации турецкой торговли с европейскими торговыми принципами. Основным официальным документом в этой сфере принято считать Закон 4703 «О подготовке и вступлении в силу технического законодательства по произведенной продукции» от 11 января 2002 г. Этот документ включает основные принципы гармонизации в торговых отношениях Турции и ЕС. В частности, он определяет критерии безопасности товаров, случаи применения Директив старого или нового подходов, условия размещения товаров на рынке, права и обязанности поставщиков и дистрибьютеров продукции. Кроме того, в 2002 г. Турция приняла законодательные акты, касающиеся регулирования использования маркировки СЕ2 и основных принципов работы соответствующих органов по техническому регулированию. Несмотря на это, в Отчете о прогрессе за 2011 г. отмечалось, что полная гармонизация принципов взаимной торговли все еще не была достигнута. Проблемы сохранялись в сфере гармонизации для товаров, технические требования к которым регулировались в рамках старого подхода. В отношении Директив нового подхода процесс гармонизации удалось завершить. Тем не менее в последних отчетах неизменно подчеркивалось, что «до тех пор, пока ограничения на свободное перемещение грузов, перевозимых судами и самолетами, зарегистрированными на Кипре или последний порт захода которых был Кипр, остаются в силе, Турции не будет засчитано выполнение всех предписаний ЕС, касающихся свободного передвижения товаров»3.

Что касается исполнительного аспекта, то предполагается, что Турция создаст соответствующую требованиям ЕС развитую си-

1 Togan S., Nebioglu H., Dogan S. Integrating and the manufacturing industry. Turkey Economie Reform and accession to the European Union / Ed. B.M. Hoekman, S.Togan. IBRR/ WB, 2005. P. 87-121.

2 Маркировка CE (фр. Conformité Européenne — европейское соответствие) — особый знак, который наносят на изделие, удостоверяющий его соответствие основным требованиям директив ЕС и указывающий на отсутствие в нем вреда для здоровья потребителей и окружающей среды. Однако наряду с этим знак CE не характеризует качество продукции. Независимо от страны происхождения все товары, продающиеся на территории ЕС, а также в Норвегии, Лихтенштейне и Исландии, на которые распространяются «Директивы нового подхода», обязательно должны быть маркированы знаком CE.

3 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2007-2011. URL : http://www.ekutup.dpt.gov.tr

39

стему сертификации, стандартизации, аккредитации, метрологии и тестирования товаров.

В 2003-2011 гг. процесс преобразования институтов, занимающихся оценкой соответствия качества и рыночным контролем, шел весьма активно4. Так, Турецкий аккредитационный центр (Türk Akreditasyon Kurumu (TÜRKAK)) основанный в 2000 г., до 2006 г. не имел доверенности Европейского агентства по аккредитации на подписание многосторонних аккредитационных соглашений. В 2003 г. TÜRKAK стал членом этого агентства, а в 2006 г. подписал несколько многосторонних соглашений с Европейским агентством по аккредитации (соглашение о создании контрольной и испытательной лабораторий, органов сертификации качества и органов контроля). К 2009 г. количество аккредитаций TÜRKAK увеличилось до 397, т. е. на 67% по сравнению с предыдущим годом и до 572 к 2011 г., что соответствовало росту на 23% по сравнению с 2010 г.5 Однако усовершенствованные законы, направленные на дальнейшую гармонизацию структуры TÜRKAK с Европейскими аккредитационными механизмами, пока что остаются в разработке. Вследствие весьма низкой развитости аккредитационного механизма в Турции крупные национальные фирмы по-прежнему обходят TÜRKAK, предпочитая обращаться в турецкие представительства европейских аккредита-ционных агентств, пусть и за более высокую плату.

Основным органом, отвечающим за осуществление процесса стандартизации в Турции, является Турецкий институт стандартов (Türk Standartlari Enstitüsü (TSE)). Он входит в состав Европейского комитета по стандартизации (CEN) и Европейского комитета по электротехническим стандартам (CENELEC). В Отчете Еврокомис-сии за 2011 г. отмечалось активное развитие процесса стандартизации в Турции. В частности, всего официально было принято свыше 16 506 стандартов организаций CEN и CENELEC и 377 стандартов Европейского института по стандартизации в области телекоммуникаций. Таким образом, общий процент степени гармонизации турецких стандартов с европейскими вырос за 2008 г. с 97,4% до 98,79% в 2011 г. 6

В Отчетах о прогрессе Комиссии ЕС за 2009-2011 гг. отмечались некоторые позитивные сдвиги и в области оценки соответствия качества. В частности, за период 2009-2011 гг. в Турции было увеличено число органов, занимающихся данной задачей, с 6 до 18, в то время как в 2003 г. их не было вовсе7. Отчеты о прогрессе 2003-2011 гг. отмечали постепенное развитие системы рыночного

4 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2003- 2011. URL: http:// www.ekutup.dpt.gov.tr

5 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2009, 2011. URL: http://www.ekutup.dpt.gov.tr

6 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2008-2011. URL : http://www.ekutup.dpt.gov.tr

7 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2003- 2011. URL : http://www.ekutup.dpt.gov.tr

40

контроля посредством ее распространения на все большее число сфер рынка Турции, причем за каждую сферу отвечал соответствующий уполномоченный государственный орган. Так, в 2006 г. контроль рынка осуществляли турецкие Министерство промышленности и торговли, Министерство здравоохранения, Министерство телекоммуникации, Министерство общественных работ и жилищного строительства, а также Министерство труда и социального обеспечения. К 2009 г. все вышеперечисленные организации выпустили обновленные в соответствии с требованиями ЕС уставы, улучшили подготовку персонала, и в результате качество контроля рынков повысилось.

Таким образом, формальное провозглашение таможенного союза Турции и ЕС и реальное достижение его более или менее эффективного функционирования оказались разделены во времени. Заключение в 1995 г. соглашения о таможенном союзе для Турции означало лишь запуск довольно сложной процедуры подтверждения соответствия своих товаров системе требований ЕС. Поэтому временное ухудшение позиций Турции в торговле со странами Евросоюза было, во-первых, неизбежным, во-вторых, не являлось достаточным основанием для сомнения в экономической целесообразности данного шага для Турции, во всяком случае, в долгосрочной перспективе. И действительно по мере того, как к 2002-2003 гг. Турции удалось существенно продвинуться в процессе снятия технических барьеров с экспорта в страны ЕС, дефицит турецкой стороны во взаимной торговле начал сокращаться, а отношение экспорта к импорту повысилось до 80% и более.

Вторая группа факторов, очевидно, носит объективный характер и заключается в отставании уровня конкурентоспособности Турции, особенно на первом этапе действия таможенного союза, когда разрыв между показателем подушевого ВВП Турции и средним для государств ЕС уровнем составлял 8 раз8. По мнению многих экспертов, заключение соглашения о таможенном союзе носило во многом политический характер и являлось своего рода компенсацией за отклонение поданного Турцией в 1987 г. обращения о вступлении в ЕЭС в качестве полноправного члена. По словам члена Европейского парламента Д. Джон-Бендита, «это [таможенный союз. — Т.С.] — плохой подарок для Турции. Турцию ждут экономические трудности, не выиграет она и с политической точки зрения»9. Турецкий исследователь Э. Манисалы писал: «Для входа государства в какой-либо таможенный союз, его экономический статус должен соответствовать статусу других членов интеграции.

8 По данным URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do

9 Aydogan M. Avrupa Birliginin Neresindeyiz.Tanzimattan Gümrük Birligine. Umay yayinlari, Istanbul, 2004. C. 187.

41

Отношения Турции и ЕС — это отношения колонии и колонизатора, напоминающие колониальные связи Европы и Азии и Африки в прошлом»10.

Тем не менее анализ динамики коэффициентов потоварных связей11 за время действия таможенного союза позволяет выявить, что в товарной структуре экспорта Турции все же есть позиции, по которым ее роль как нетто-экспортера оставалась устойчивой (текстиль, готовая одежда), и есть ряд позиций, по которым импортная зависимость страны постепенно снижалась (машинное оборудование, в том числе автотранспортные средства, офисное и телекоммуникационное оборудование, продукция автомобилестроительной промышленности, железо и сталь) (Приложение, табл. 1).

Об укреплении экспортных позиций Турции в торговле с ЕС свидетельствует сравнение среднегодовых темпов роста ее экспорта и импорта. Анализ этих показателей в периодах, ограниченных точками скачкообразного повышения импорта в 1996 и 2003 гг., показал, что если на начальном этапе темпы роста импорта были выше темпов роста экспорта, то в последующем турецкий экспорт начал увеличиваться опережающими темпами (табл. 2).

Таблица 2

Среднегодовые темпы роста экспорта и импорта в торговле Турции с ЕС

№ Период Среднегодовые темпы роста экспорта Среднегодовые темпы роста импорта

1 1990-1995 9,0 11,3

2 1996-2002 8,5 1

3 2003-2008 18,3 16,3

Рассчитано по данным табл. 1.

Несмотря на то что разрыв показателей во втором периоде заметнее, более иллюстративен третий период, так как он характеризовался устойчивым ростом как экспорта, так и импорта, в то время как второй период демонстрировал хаотичную динамику, обусловленную кризисами турецкой экономики в 1999 и 2001 гг. Эта общая тенденция во внешней торговле Турции и ЕС, передаваясь на темпы роста экспорта в страны Западной Европы в отдельных

10 Там же.

11 Под «коэффициентом потоварных связей» понимается разница между объемами экспорта и импорта по определенной товарной статье, отнесенная к объему товарооборота по ней. Относительной сбалансированности торговых потоков соответствует коэффициент близкий к нулю; коэффициент, близкий к 1, означает состояние, при котором импорт значительно превышает экспорт.

42

отраслях, очевидно, объясняет постепенный рост для них значений коэффициента потоварных связей.

Важнейшим фактором постепенного сокращения дисбаланса в двусторонней торговле, видимо, стало общее повышение уровня конкурентоспособности турецкой экономики, в том числе под влиянием процессов интеграции с ЕС, которое и привело к некоторому сокращению уровня ее импортной зависимости и росту экспортных возможностей. Обобщенным показателем укрепления позиций турецкой экономики можно считать динамику подушевого ВВП и сокращение разрыва по данному показателю со средним для ЕС-15 (с восьми) до четырех раз (табл. 3).

Таблица 3

ВВП на душу населения Турции и стран ЕС в текущих ценах (ЕВРО)

1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2010

Турция 2 200 2 700 3 900 3 500 4 100 5 700 6 800 6 100 7 600

ЕС 15 18 100 19 900 21 800 23 900 25 000 26 700 29 300 27 400 28 400

Составлено по данным URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do

В ходе самого процесса подготовки Турции к вступлению в ЕС большое внимание уделяется ее способности противостоять конкурентному давлению со стороны стран Евросоюза. К числу важнейших факторов повышения конкурентоспособности Турции в отчетах о прогрессе относятся, во-первых, укрепление макроэкономической стабильности в стране. Так, бюджетный дефицит заметно снизился, приблизившись в 2006 г. к 0. В 2007-2008 гг. этот показатель несколько повысился, составив в кризисный 2009 г. 6,7% ВВП. Однако уже в 2010 г. экономика начала оправляться от последствий кризиса: бюджетный дефицит понизился до 3,6% ВВП, что было заметно меньше, чем в наименее благополучных странах ЕС. В течение последних лет правительству удалось существенно снизить инфляцию с 45% в 2002 г. до 8,6% в 2008 г. Незначительно повысившись в кризисном 2009 г., в 2010 г. она вновь опустилась до докризисного уровня, составив 8,6%12.

Во-вторых, отмечаются положительные сдвиги, которые произошли в отраслевой структуре экономики страны. Доля сельского хозяйства в ВВП снизилась за период 1998-2010 гг. с 12,5% до 8,4%, в то время как доля сектора услуг возросла с 57,6% до 68,3%13.

В-третьих, сократились масштабы государственного вмешательства в экономику, и повысилась роль государства в стимулировании конкуренции. Так, в 2011 г. произошли важные изменения законода-

12 AB Komisyonu ilerleme Raporu 2002-2011. URL : http://www.ekutup.dpt.gov.tr

13 Там же.

43

тельства, упразднившие влияние государства на конкурентную среду: был принят Закон о мониторинге государственных интервенций, также начало работу государственное Агентство по осуществлению интервенций. Ожидается, что эти нововведения обеспечат повсеместный контроль за государственным вмешательством. Предполагается, что важные для развития конкуренции положения включит и Торговый кодекс, который вступит в силу в июне 2012 г.

С 2001 г. правительство неоднократно предпринимало меры для улучшения ситуации с образованием в стране. В частности, в 1997 г. период обязательного образования был увеличен с 5 до 8 лет, была снижена занятость подростков в возрасте от 12 до 17 лет, повысился уровень охвата начальным образованием. Помимо этого, с 2003 г. правительство Турции продолжало реализацию ряда образовательных проектов с международной помощью, а в 2007 г. разработало программу реформы образования в рамках очередного Плана национального развития (2007-2013). Эта программа включала два ключевых фактора, направленных на дальнейшее развитие системы образования: повышение уровня его соответствия спросу рынка труда и модернизацию различных направлений системы образования в целом. В результате в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти на 10% увеличился охват обучением в системе обязательного 8-летнего образования, на 2% — в системе полного среднего образования и на 1% — высшего.

В начале 2000-х годов расходы на НИОКР в Турции были крайне малы и несопоставимы с аналогичными показателями стран ЕС. Это являлось существенным негативным фактором низкой конкурентоспособности. К 2010 г. расходы на НИОКР возросли до 1,4% ВВП, что, однако, было значительно ниже запланированных на 2010 г. 2%14.

В 2001 г. в Турции отмечалась интенсификация притока ПИИ, которая была связана с расширением масштабов приватизации. В течение 2003 г. были предприняты важные шаги в области улучшения законодательной базы и упрощения бюрократических процедур, в частности, принятие нового закона о ПИИ, который заложил базу для дальнейшей либерализации процесса. В результате приток ПИИ постоянно рос в течение 1999-2007 гг., достигнув своего максимума в 2007 г. (22 млрд долл. или 3,4% ВВП с 783 млн долл. или 0,42% ВВП в 1999 г.)15.

При этом следует отметить, что работа над обеспечением соответствия турецкой продукции единым общим обязательным требованиям Евросоюза сама по себе является фактором повышения ее конкурентоспособности. И.И. Стародубцев, отмечая важность

14 АВ Кот1Буопи Пег1ете Яароги 200-2011. иЯЬ: Шр:// www.ekutup.dpt.gov.tr

15 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44

членства Турции в таможенном союзе, пишет: «Последнее обстоятельство предопределяет импорт европейских стандартов и норм, особенно в области качества, и перенос их на продукцию турецкой промышленности»16.

Но проблема дефицита торгового баланса с ЕС, утратив некоторую степень остроты, продолжает сохраняться при том, что в дальнейшем положительный эффект от снятия технических барьеров для экспорта Турции будет, очевидно, проявляться более слабо. Следовательно, на окончательное решение данной проблемы Турция может рассчитывать лишь в случае изменения структуры производства и решения непростой задачи по дальнейшему повышению уровня конкурентоспособности национальной экономики до среднего уровня стран ЕС.

Таким образом, ситуация с присоединением Турции к таможенному союзу ЕС свидетельствует о высокой вероятности кратковременных экономических потерь для стран-членов с более низким уровнем экономического развития, особенно в случае их присоединения на более поздних этапах к ранее сложившемуся таможенному союзу, и возможности их постепенной компенсации в более долгосрочной перспективе как в связи с решением технических проблем, так и благодаря ускоренному росту конкурентоспособности вновь принятой страны под давлением со стороны других стран-членов. Правда, следует оговориться, что в случае с Турцией, этот рост конкурентоспособности поддерживался не только фактом образования таможенного союза, но и более широким процессом подготовки к вступлению в Евросоюз.

Список литературы

Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М., 2011.

Aydogan M. Avrupa Birliginin Neresindeyiz.Tanzimattan Gümrük Birligine. Umay

yayinlari, Istanbul, 2004. Togan S., Nebioglu H., Dogan S. Integrating and the manufacturing industry. Turkey Economic Reform and accession to the European Union / Ed. B.M. Hoekman, S. Togan. IBRR/ WB, 2005.

Источники

База электронных данных Турецкого статистического общества. URL: http:// www.tuik.gov.tr

Статистическая служба Европейского союза. URL: http://appsso.eurostat.ec.

europa.eu/nui/show.do Отчеты Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути к членству—AB Komisyonu ilerleme Raporu 2002-2011. URL: http://www.ekutup.dpt.gov.tr

16 Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М., 2011. С. 47-48.

45

Приложение

Таблица 1

Значения коэффициента потоварных связей Турции с ЕС по отдельным товарным группам в соответствии с классификацией SITC (Standard International Trade classification) в период 1996-2009 гг.

№ по классификации SITC Наименование групп и подгрупп товаров 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Сельскохозяйственная продукция 0,140 0,244 0,274 0,302 0,177 0,342 0,186

SITC: 0, 1, 22, 4 Продукты питания 0,377 0,556 0,545 0,536 0,494 0,688 0,545

SITC: 21, 23, 24, 25, 26, 29 Промышленное сырье -0,541 -0,610 -0,544 -0,495 -0,614 -0,563 -0,611

Продукция добывающей промышленности -0,508 -0,539 -0,372 -0,312 -0,464 -0,200 -0,341

SITC: 27, 28 Железная руда и металлолом -0,555 -0,468 -0,244 -0,068 -0,223 -0,035 -0,414

SITC: 3 Минеральное топливо и масла -0,370 -0,591 -0,575 -0,491 -0,700 -0,349 -0,278

SITC: 68 Руды цветных металлов -0,555 -0,606 -0,322 -0,302 -0,322 -0,155 -0,325

Продукция обрабатывающей промышленности -0,363 -0,370 -0,308 -0,231 -0,317 -0,081 -0,120

SITC: 67 Железо и сталь -0,609 -0,420 -0,308 -0,051 -0,215 -0,011 -0,272

SITC: 5 Продукция химической промышленности -0,835 -0,840 -0,842 -0,827 -0,829 -0,784 -0,807

SITC: 61,62, 63, 64, 66, 69 Другие полуфабрикаты -0,409 -0,377 -0,316 -0,205 -0,246 -0,061 -0,108

SITC: 7 Машинное оборудование, в т.ч. транспортные средства -0,743 -0,751 -0,677 -0,557 -0,622 -0,325 -0,317

SITC: 781, 782, 783, 784, 7132, 7783 Продукция автомобилестроения -0,699 -0,847 -0,803 -0,468 -0,656 -0,023 -0,041

46

№ по классификации SITC Наименование групп и подгрупп товаров 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

БГГС: 75, 76, 776 Офисное и телекоммуникационное оборудование -0,678 -0,625 -0,504 -0,641 -0,646 -0,378 -0,195

Другое машинное оборудование -0,767 -0,745 -0,690 -0,559 -0,580 -0,466 -0,517

БГТС: 65 Текстиль 0,206 0,235 0,307 0,352 0,354 0,414 0,307

БГТС: 84 Готовая одежда 0,944 0,936 0,932 0,941 0,932 0,944 0,945

БГТС: 81, 82, 83, 85, 87, 88, 89 (за исключением 891) Другие потребительские товары -0,556 -0,600 -0,563 -0,480 -0,528 -0,349 -0,284

БГТС: 9, 891 Другие товары -0,701 -0,731 -0,864 -0,688 -0,703 -0,916 -0,869

№ по классификации SITC Наименование групп и подгрупп товаров 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Сельскохозяйственная продукция 0,193 0,252 0,323 0,248 0,224 0,162 0,224

БГТС: 0, 1, 22, 4 Продукты питания 0,523 0,556 0,578 0,559 0,485 0,384 0,455

БГТС: 21, 23, 24, 25, 26, 29 Промышленное сырье сельскохозяйственного происхождения -0,594 -0,567 -0,588 -0,627 -0,617 -0,620 -0,655

Продукция добывающей промышленности -0,457 -0,406 -0,351 -0,258 -0,259 -0,375 -0,471

БГТС: 27, 28 Железная руда и металлолом -0,592 -0,514 -0,491 -0,405 -0,484 -0,651 -0,680

БГТС: 3 Минеральное топливо и масла -0,433 -0,336 -0,243 -0,137 -0,103 -0,264 -0,422

БГТС: 68 Руды цветных металлов -0,220 -0,303 -0,280 -0,252 -0,148 -0,108 -0,207

Продукция обрабатывающей промышленности -0,117 -0,141 -0,141 -0,118 -0,067 -0,067 -0,085

47

№ по клас- Наименование

сификации SITC групп и подгрупп товаров 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

SITC: 67 Железо и сталь -0,275 -0,094 -0,321 -0,160 -0,107 -0,176 -0,393

SITC: 5 Продукция химической промышленности -0,822 -0,811 -0,817 -0,784 -0,773 -0,741 -0,756

SITC: 61, Другие полуфа- -0,090 -0,126 -0,125 -0,138 -0,064 -0,017 -0,010

62, 63, 64, брикаты

66, 69

SITC: 7 Машинное оборудование, в т.ч. транспортные средства -0,290 -0,283 -0,246 -0,211 -0,137 -0,112 -0,153

SITC: 781, Продукция -0,198 -0,217 -0,170 -0,083 0,027 0,065 0,053

782, 783, автомобиле-

784, 7132, строения

7783

SITC: 75, Офисное и -0,140 -0,063 -0,011 0,004 -0,062 -0,109 -0,147

76, 776 телекоммуникационное оборудование

Другое машин- -0,425 -0,445 -0,410 -0,405 -0,318 -0,283 -0,334

ное оборудо-

вание

SITC: 65 Текстиль 0,354 0,363 0,395 0,440 0,458 0,473 0,482

SITC: 84 Готовая одежда 0,939 0,939 0,943 0,932 0,931 0,919 0,932

SITC: Другие по- -0,176 -0,172 -0,183 -0,179 -0,160 -0,164 -0,150

81,82, 83, требительские

85, 87, 88, товары

89 (за ис-

ключением

891)

SITC: 9, Другие товары -0,868 -0,802 -0,368 -0,219 0,214 0,038 0,200

891

Рассчитано по данным URL: http://www.tuik.gov.tr

Сведения об авторе: Спиридонова Татьяна Васильевна, аспирант кафедры МЭО ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: arabella_t@mail.ru

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.