Научная статья на тему 'Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: перспективы присоединения новых участников'

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: перспективы присоединения новых участников Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
648
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЗАХСТАН / БЕЛОРУССИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / УКРАИНА / КИРГИЗИЯ / ТАДЖИКИСТАН / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СНГ / СИРИЯ / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамов Максим Михайлович

Статья рассматривает возможности расширения Таможенного со юза России, Казахстана и Белоруссии путем присоединения новых чле нов. Таможенный союз становится очень влиятельным объединением на пространстве СНГ, но, несмотря на это, у него остаются проблемы с бывшими республиками СССР после распада в 1990-х гг. Мы рассмотрим страны СНГ, которые имеют наибольшие предпосылки для присоединения к Таможенному союзу и определим все положительные и отри цательные эффекты от подобного рода интеграции. Несмотря на то, что организация имеет хорошие показатели внешней торговли, все еще есть страны, которые не желают восстанавли вать экономические связи, которые способствовали бы дальнейшему развитию СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan: Prospects of Joining of New Members

The paper deals with possibility of extension of customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan by joining of new members. Notwithstanding the fact that Customs union is an influential union on the territory of Former Soviet Republics, it has certain problems with former republics of the USSR after its dissolution in 1990-s. The author analyzes what countries have the biggest prerequisites for joining Customs union and positive and negative results of this integration. Despite the fact that the organization has positive indicators of international trade, there are some countries that disagree to recover economic connections that would lead to further development of Former Soviet Republics.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: перспективы присоединения новых участников»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1, Экономика

УДК339.923

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: перспективы присоединения новых участников

Абрамов М.М.

Аспирант кафедры внешнеэкономической деятельности.

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Статья рассматривает возможности расширения Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии путем присоединения новых членов. Таможенный союз становится очень влиятельным объединением на пространстве СНГ, но, у него остаются проблемы с бывшими республиками СССР после его распада в 1990-х гг. Мы рассмотрим страны СНГ, которые имеют наибольшие предпосылки для присоединения к Таможенному союзу, и определим все положительные и отрицательные эффекты от подобного рода интеграции. Несмотря на то, что организация имеет хорошие показатели внешней торговли, все еще есть страны, не желающие восстанавливать экономические связи, которые способствовали бы дальнейшему развитию СНГ.

Ключевые слова: Россия, Казахстан, Белоруссия, Таможенный союз, интеграция, Украина, Киргизия, Таджикистан, постсоветское пространство, СНГ, Сирия, интеграционная группировка, Европейский союз.

Любая интеграционная группировка стран, которая успешно взаимодействует на протяжении определенного периода времени, рано или поздно начинает привлекать к себе новых членов, которые тоже хотят получать выгоду от подобного рода сотрудничества. Несмотря на то, что Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии относительно молодая организационная структура, к ней начинают проявлять интерес все больше стран. Относительно неплохие показатели роста в странах ТС, а также те новые привилегии, которые страны получают от участия в этой группировке, не могут не привлекать страны, которые, во-первых, связаны торговыми отношениями со странами ТС, а во-вторых, заинтересованы в развитии собственного рынка и привлечении капитала.

Путь к расширению ТС не менее сложен, чем его создание. Перед «тройкой» встает сложнейшая задача определения всех «за» и «против» присоединения той или иной страны к ТС. Помимо желания какой-либо страны вступить в данную организацию, есть еще и объективные эконмические интересы, которые, в свою очередь, замыкаются на веские политические соображения. К примеру, вступление в

ТС одной страны может принести экономическую выгоду, но, с политической точки зрения, страны-участницы становятся более уязвимыми, или же, наоборот, может иметь место усиление политических позиций стран участниц за счет экономических потерь в пользу вновь вступающей страны. К тому же расширение группировки влечет за собой критику со стороны других участников международной торговли, которые не столько опасаются усиления России, речь уже давно не идет о восстановлении былой мощи СССР, сколько о потенциальном сокращении рынков сбыта и ограничении доступа к дешевой ресурсной базе и низкооплачиваемой рабочей силе.

В данной статье рассматриваются возможные этапы дальнейшего расширения Таможенного союза и круг стран, желающих вступить в Таможенный союз, а также те страны, которые участники Таможенного союза хотели бы видеть в своих рядах.

Одними из первых о желании присоединится к Таможенному союзу на основе полноценного участника заговорили лидеры Республики Таджикистан и Республики Киргизии. Премьер-министр Киргизии выразил надежду, «что к концу 2013 г. Киргизия войдет в Таможенный союз», его слова поддержал ми-

7

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

нистр экономики республики: «У Киргизии имеется время до конца 2013 г., чтобы мы решили все организационные вопросы и подготовились к подписанию соглашения о присоединении к Таможенному союзу и одновременно к Евразийскому экономическому пространству» [1], сообщает «Интерфакс». Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что «Таджикистан не только желает вступить в Таможенный союз, но уже предлагает перевести в практическое русло вопросы создания рабочей группы и приступить к этой работе» [2].

Со стороны Таможенного союза по поводу перспектив вступления Киргизии и Таджикистана высказался советник Президента РФ Сергей Глазьев. Он сказал, что присоединение Киргизии планируется в 2015 году, в год перехода к Евразийскому экономическому союзу, а необходимый план мероприятий для присоединения Киргизии к Таможенному союзу ожидается завершить к осени 2013 г. «Что касается Таджикистана, то пока ведутся лишь предварительные консультации, проведены расчеты, которые показывают критическую важность для экономики страны присоединения к Таможенному союзу. Вместе с тем, сложилось такое понимание, что поскольку у нас общая таможенная граница с Таджикистаном лежит через Киргизию, то логичным представляется сначала присоединение этой страны, а потом присоединение Таджикистана», -заявил С. Глазьев [2].

Каковы на самом деле предпосылки присоединения Киргизии

необходимо заметить, что основными торговыми партнерами данной страны являются Россия, Китай, Казахстан и Швейцария.

На долю Таможенного союза (рис. 1) во внешнеторговом обороте Киргизии приходится порядка 40 % торговли. Россия и Казахстан пока еще играют ведущую роль во внешнеторговом обороте страны, хотя доля Китая существенна и продолжает расти. Стоит также отметить резкий рост во внешнеторговом обороте страны Швейцарии, в 2010 г. почти что двукратное увеличение. Казалось бы, высокий удельный вес «тройки» во внешней торговле Киргизии должен обеспечить необходимые предпосылки для взаимной интеграции. Однако проблема состоит в разнонаправленности экспортных и импортных потоков.

В импорте Киргизии в 2010-2011 гг. основным партнером являлась Российская Федерация (рис. 2).

На долю ТС приходиться половина импорта республики, это означает, что в лице Киргизии ТС располагает емким рынком сбыта. Для Республики Киргизии налаженные импортные связи создают возможности для интеграции со странами ТС.

Но ситуация с экспортом (рис. 3) значительно отличается от импорта. И если основным поставщиком для Киргизии выступает Россия, то основная часть киргизского экспорта направляется в Швейцарию. На долю Швейцарии в 2011 г. приходилось почти 45 % всей экспортной выручки Республики Киргизии, причем основу вывоза составили драгоценные металлы. То есть практически получается следую-

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

12010 год

12011 год

и Таджикистана к Таможенному союзу, принесет ли это выгоды участникам ТС и в чем они заключаются? Возникает вопрос: перед каким вариантом решения стоит «тройка»:

1. политические выгоды в ущерб экономическим выгодам;

2. экономические выгоды в ущерб политическим;

3. либо от этого присоединения участники ТС получать только выгоду.

Рассматривая внешнеторговый оборот Республики Киргизии,

8

Россия

28,37%

27,31%

Казахстан

11,69%

10,69%

Белоруссия

1,27%

1,88%

ТС

41,33%

39,88%

Китай

14,71%

15,57%

Швейцария

8,47%

14,27%

Рис. 1. Удельный вес основных стран партнеров во внешнеторговом обороте Республики Киргизия в 2010-2011 гг. [3]

Рис. 2. Удельный вес основных стран партнеров в импорте Республики

Киргизии 2010-2011 гг. [3]

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

щая схема: Киргизия экспортирует в Швейцарию золото и другие драгоценные металлы, получает за них иностранную валюту, которой в последствие расплачиваются за российские топливно-энергетические товары. Киргизский экспорт в Россию сравнительно невелик и представлен текстильными изделиями и обувью (менее 15 % от общего объема).

В целом роль Киргизии, как торгового партнера ТС выглядит достаточно ограниченной и с чисто экономической точки ее присоединение к ТС не сулит участникам этой группировки особых перспектив. Потенциально реальное экономическое значение могут иметь значительные природные ресурсы Киргизии. Эта страна обладает залежами драгоценных металлов, урановых руд и других редких полезных ископаемых. С политической точки зрения, не стоит забывать и о военных базах России, которые размещены на территории Киргизии, что делает эту республику значимым геополитическим партнером.

К тому же присоединение Киргизии к Таможенному союзу может способствовать определенному улучшению экономической ситуации в стране и упрочению политической стабильности [4]. Исходя из этого, Россия, Казахстан и Белоруссия должны ориентироваться на поддержку желания страны вступить в экономический союз с ними.

Вторым наиболее вероятным членом на этапе расширения Таможенного союза может стать Республика Таджикистан. Как уже говорилось выше, представители российских властных структур ожидают присоединение Таджикистана к ТС сразу же вслед за Республикой Киргизия, так как Таджикистан не имеет общей границы с членами Таможенного союза.

Экономика Таджикистана находится в затруднительном положении, которое стало результатом длительной войны, коррумпированности властных структур и отсутствием развитого промышленного комплекса. По итогам 20102011 гг. внешнеторговое сальдо республики было в значительном минусе, импорт в два с лишним раза превышает экспорт, что само собой приводит к увеличению долгового бремени экономики страны (рис. 4).

Принятие решения об участии Таджикистана в Таможенном союзе - это очень серьезный шаг, который необходимо тщательно обдумать и взвесить. Страна не только не дотягивает по уровню развития до среднестатистических показателей стран ТС, но также имеет крупные долговые проблемы, которые могут отразиться на общих показателях ТС. Правда, масштабы таковы, что влияние экономики республики будет достаточно ограничено. Основными экспортными товарами Таджикистана являются алюминий, свинец, цинк. Значимость для стран ТС еще одной сырьевой страны не очень велика.

Ни для кого не секрет, что Таджикистан является основным поставщиком дешевой рабочей силы на рынки стран СНГ. Несмотря на наличие ограничений по трудовой иммиграции из среднеазиатских республик, многие жители республики проживают на территории стран ТС нелегально. Трудовая миграция осуществляется через полупрозрачные границы с Киргизией и Узбекистаном в страны Таможенного союза. И если раньше существовали квоты на ввоз рабочей силы из среднеазиатских республик, то в рамках ТС, а в дальнейшем и Евразийского союза, поток мигрантов может увеличиться в значительной степени, что может привести к социальной напряженности, связанной с нехваткой рабочих мест, а что еще страшнее - к увеличению уровня преступности.

Но, если проблемы с трудовой миграцией не приводят к значительному ухудшению положения

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

Ш Л ш-

Россия Казахстан Белоруссия ТС Швейцария ОАЭ

■ 2010 год 17,32% 12,11% 0,43% 29,86% 26,11% 20,34%

■ 2011 год 14,48% 14,22% 0,39% 29,09% 44,47% 7,69%

Рис. 3. Удельный вес в экспорте Республики Киргизии по основным экспортным партнерам в 2010-2011 гг. [3]

4000000

3000000

2000000

1000000

0

-1000000

-2000000

-3000000

Экспорт (тыс. долл) Импорт (тыс. долл) Сальдо (тыс. долл)

1194105 2655792 -1461687

1255851 3202147 -1946296

2010

12011

Рис. 4. Итоги внешней торговли Республики Таджикистан в 2010-2011 гг. [5]

9

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

экономик стран участниц ТС, то проблемы с наркотрафиком из Афганистана на этом фоне выглядят более значимо. Вступление в Таможенный союз Республик Киргизия и Таджикистан может привести к тому, что появится прямой транспортный коридор для наркотрафика из Афганистана до Белоруссии.

Границы среднеазиатских стран настолько открыты, что вступление этих стран в Таможенный союз с Россией может значительно повлиять не только на экономическое положение производителей этих стран, но и серьезно ударить по социальному положению участников ТС.

Россия, как член Таможенного союза, уже сталкивалась с проблемами контрабандных поставок с территории Казахстана, которые в большом количестве ввозятся из Китая. После присоединения Киргизии и Таджикистана граница ТС с Китаем расширится, и контролировать станет ее еще сложнее, так как полномочия по отслеживанию перемещения грузов будут отправлены на границы ТС. А так как рынки Таджикистана и Киргизии не столь вместительны как рынки России, Казахстана и Белоруссии, то весь этот контрафакт помчится по зеленому коридору прямиком на рынки этих стран. Представляется, что при присоединении Киргизии и Таджикистана к Таможенному союзу необходимо усилить контроль над пограничными территориями с целью предотвращения проникновения на территорию ТС контрабандного товара.

Большой экономической необходимости присоединения Киргизии и Таджикистана к Таможенному союзу, откровенно говоря, нет. Расширение экономических границ за счет этих стран не сделает экономику стран Таможенного союза более сильной, и не приближает их к быстро развивающимся странам (граница с Китаем и так есть, а от границы с Индией отделяет Афганистан).

Остаются только политические выгоды, суть которых в том, что благодаря присоединению к Таможенному союзу Россия (в качестве главного инициатора ТС) привяжет к себе на долгое время союзников в среднеазиатском регионе, получит разрешение на размещение своих военных баз.

Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы добавить, что в гонке за политическими выгодами и желанием приобрести союзников на краткосрочный период не стоит забывать об экономике страны, потому что Таможенный союз в первую очередь экономическая организация и должна носить экономически рациональный смысл. Россия уже сталкивалась с проблемой, когда из-за невозможности решить экономические и социальные проблемы лишалась многих своих союзников.

Ряды участников Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, помимо Республик Киргизии и Таджикистана, также были бы не против пополнить такие страны как Армения, Молдавия, Си-

рия и даже Вьетнам [6-8]. Несмотря на то, что у этих стран нет общей границы со странами Таможенного союза, привлекательность данной организации и желание этих стран скооперироваться с членами союза наводило руководство этих стран на мысль о создании особого порядка работы этих стран с Таможенным союзом. Премьер-министр Армении в своих интервью заявлял, что Правительство Республики Армении будет рассматривать все возможные варианты работы с Таможенным союзом, несмотря на то, что существует определенная специфика в работе Таможенного союза. Стоит отметить тот факт, что Армения и Вьетнам уже являются членами ВТО, в то время как не все участники Таможенного союза еще вступили в данную организацию. Участие в подобного рода организации накладывает на участников определенные обязательства, которые каждая страна-участник ВТО оговаривает с членами данной организации, а при наличии Таможенных союзов необходимость унифицировать некоторые тарифы и правила ведения торговли в рамках союза необходимо для всех стран, чтобы тем самым не нарушить правила ведения торговли. Таким образом, несмотря на привлекательность сотрудничества Армении и Вьетнама с Таможенным союзом, есть ряд обязательств, которые необходимо согласовывать с участниками ТС во избежание их нарушения.

Что же касается Сирии, то руководство данной страны выражало желание принять участие в работе Таможенного союза до того момента, когда в стране начались социальные волнения, и руководство страны столкнулось с проблемами политической нестабильности и антиправительственными восстаниями. В этой связи процесс вступления Сирии в Таможенный союз ЕврАзЭС откладывается на неопределенный период, который будет зависеть от руководства стран на момент решения внутренних проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев вопрос о странах, которые сами проявляли интерес к участию в таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Белоруссией, необходимо перейти к самой сложной проблеме на бывшем постсоветском пространстве, неоднозначность которой уже много лет не дает спокойствия российским политикам. Речь, конечно же, идет о возможности присоединения Украины к ТС.

Российское руководство неоднократно заявляло о желании видеть Украину в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В свое время Украина стояла у истоков создания этой организации, но со сменой политического курса произошла смена вектора внешнеэкономической стратегии Украины с заметным усилением ориентации на Запад. Это привело к тому, что страна стала стремиться к активному участию в интеграционных процессах, протекающих в Западной Европе.

Однако, в последнее время вопрос о возможном участии Украины в такой организации как Та-

10

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

моженныи союз стал все чаще комментироваться украинскими руководящими кругами. РоссиИские эксперты, в свою очередь, неоднократно заявляли, что участие Украины в Таможенном союзе помогло бы ей решить часть проблем с собственной экономикой. С российской точки зрения, Украина - достаточно интересный партнер, так как, например, на долю Украины приходится порядка 41 % внешнеторгового оборота со странами СНГ. Такими цифрами не может похвастаться ни Белоруссия, ни Казахстан, хотя эти страны первыми приняли участие в работе Таможенного союза (рис. 5).

За исключением всем известной газовой трубы, Россию и Украину связывают и промышленные кооперационные отношения. Особенно остро это проявляется в производстве военной техники, так как на Украине расположена часть предприятий ВПК, существующих со времен Советского союза. Участие Украины в Таможенном союзе позволило бы решить ряд проблем, связанных с проблемами производственного процесса по сборке различной военной техники. Например, кооперация в вертолетостроении организована таким образом, что заводы по производству двигателей находятся на Украине, а окончательная сборка осуществляется в России. Такая же ситуация складывается и по другим видам военно-воздушной техники, где часть заводов по производству комплектующих расположена на Украине, а окончательная сборка происходит в России. Таким образом, присоединение Украины к Таможенному союзу позволило бы решить ряд проблем с кооперацией промышленности двух стран, тем самым ускорив процесс выпуска готовой продукции.

Как видно из товарной структу- 25,00% ры внешнеторгового оборота Украины (рис. 6), основу его составляют сырьевые товары минерального и металлургического комплексов.

На долю сырьевых товаров приходится более 50 % внешнеторгового оборота Украины. Большая часть импорта республики приходится на минеральные продукты, такие как нефть, продукты ее перегонки и газ - 36,4 % от общего объема импорта. Экспортная составляющая представлена недрагоценными металлами и изделиями из них, достигая 32,3 % от всего экспорта республики. Уровень развития внешнеторговой товарной структуры республи-

ки находится на низком уровне, что характеризует экономику страны как слаборазвитую, зависящую от сырьевого экспорта и импорта.

В этих условиях Украине невыгодно интегрироваться со странами Европейского союза по той простой причине, что страна неконкурентоспособна на рынке европейских стран. Условия, которые действуют в ЕС, не позволят Украине защитить отечественное промышленное производство, что приведет к еще большему спаду и ликвидации существующих заводов ввиду неконкурентоспособное™. На данном этапе экономического развития Украина получает значительную часть доходов от своего геополитического расположения в качестве основной страны транзитера (газовые, нефтяные трубы, речные каналы, морская граница и прочее), что впоследствии может стать единственным источником дохода государства после потери собственного производства. А это, соответственно, ведет к увеличению количества безработных, социальному напряжению и политической нестабильности.

45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

БЕЛАРУСЬ

КАЗАХСТАН

УКРАИНА

Рис. 5. Доля во внешнеторговом обороте основных стран партнеров России в СНГ [9]

30,00%

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

IV. Минеральные продукты

IXV. Недрагоценные металлы и изделия из них

IХУ1. Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование

IVI. Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности

ВТ оборот

Рис. 6. Основные товарные позиции во внешнеторговом обороте Украины в 2011 г. [10]

11

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

В свою очередь, близость по уровню экономического развития к странам ТС, а также направленность внешней торговли республики на регион СНГ (более 40 % внешнеторгового оборота Украины), где основную часть составляет торговля с Российской Федерацией - 32,4 %, позволили бы стране умеренными темпами развиваться на рынках, близких по уровню развития, а в некоторых секторах экономики получить значительную прибыль.

Но политические силы Украины не особо спешат в Таможенный союз, надеясь на евроинтеграцию. Принятые Украиной документы по евроинтеграции, по словам некоторых политиков Украины, не оставляют ей маневров для интеграции с Россией. Можно ожидать, что Украина будет предлагать свои варианты ведения торговли со странами участницами ТС, не предусматривающие ее вхождение в состав Таможенного союза.

Таким образом, складывается достаточно своеобразная ситуация. Когда Украина сталкивается с экономическими трудностями, она проявляет готовность к интеграционным процессам и активному сотрудничеству с СНГ, при этом страны СНГ проявляют готовность принять и помочь ей. Но всякий раз, решив хотя бы часть проблем за счет партнеров из СНГ и более или менее встав на ноги, Украина сразу забывает о своих обязательствах на Востоке и ищет сближения с Евросоюзом. Брюссель в своих подходах к Украине ограничивается не более чем благими пожеланиями и даже склонен давать довольно жесткие инструкции по поводу того, как вести хозяйственную деятельность.

Если оценка экспертов оправдается, и в 2013 г. Украина столкнется с экономическими трудностями, которые приведут к девальвации национальной валюты, то этой стране придется в срочном порядке определиться с вектором дальнейшего внешнеэкономического курса.

В целом можно констатировать, что интеграционные процессы охватили большую часть земного шара, развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве это одно из сложнейших проявлений этого общего процесса. Ее эволюция в немалой степени определяется тем, что многие страны, участвующие в ней, были частью общего хозяйственного комплекса, опирающегося на систему промышленных и кооперационных связей. После распада СССР многие формы хозяйственных отношений были разорваны. Все это привело к тяжелейшим последствиям для экономик вновь образованных стран. Многие заводы остались без комплектующих, единые производственные циклы были нарушены, что в свою очередь привело к сбою в производстве и резкому падению выпуска готовой продукции. Печальный итог: «сырьевизация» экономики, падение конкурентоспособности готовых изделий, ослабление позиций на мировом рынке.

Развитие интеграции на постсоветском пространстве, в частности Таможенного союза, это сложный процесс, связанный в первую очередь с налаживанием утраченных кооперационных связей, реструктуризацией размещения производственных сил, снятием таможенных препятствий, свободным передвижением товаров на территории стран союза, - вот основная задача, которая сейчас стоит перед странами-членами «тройки».

Этот процесс не может быть остановлен демагогическими заявлениями некоторых западных руководителей о якобы грядущей «советизации» постсоветского пространства. Эти заявления следует расценивать как форму откровенной борьбы против укрепления экономической сплоченности стран СНГ и упрочения их мировых позиций.

Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана необходимо продолжать работу по расширению своих экономических границ. В то же время, не следует забывать о сохранении и укреплении основ политической, а особенно экономической безопасности. Каждая кандидатура для вступления в ТС должна быть тщательно взвешена. Интеграционный процесс на постсоветском пространстве должен способствовать ускорению хозяйственного прогресса всех его членов, их успешному продвижению по пути расширения международных экономических связей.

Литература:

1. Киргизия готовится вступить в Таможенный союз. - URL: http://www.interfax.ru/news. asp?id=277998

2. В Таджикистане будет создана рабочая группа

по вопросам вступления в Таможенный союз. - URL: http://www.avesta.tj/business/16131-v-

tadzhikistane-budet-sozdana-rabochaya-gruppa-po-voprosam-vstupleniya-v-tamozhennyy-soyuz.html

3. Кыргызстан стоит ближе всех к вступлению в Таможенный союз - глава Таможенной службы РФ. - URL: http://ca-news.Org/news:1055259/

4. Государственная таможенная служба при Правительстве Киргизской Республики. - URL: www. customs.kj

12

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

Экономика

5. Таможенная служба Республики Таджикистана. - URL: www.customs.tj

6. Вьетнам и Таможенный союз не отстают от интеграции. - URL: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/ no_program/99989593.html

7. Сирия хочет вступить в Таможенный союз. -uRl: http://www.kp.ru/daily/24529/675179/

8. Украина хочет сотрудничать с Таможенным союзом - МИД. - URL: http://glavred.info/ archive/2013/01/29/011800-18.html

9. Федеральная таможенная служба России. - URL: www.customs.ru

10. Государственная служба статистики Украины. -URL: www.ukrstat.gov.ua

11. Постсоветская интеграция // Эксперт. - 2012. -№ 14. - 9-15 апреля.

12. Вардомский Л. Экономика Украины в двадцатилетней ретроспективе: Между Советским наследием и Европейским выбором // Российский экономический журнал. - 2012. - № 5.

Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan: Prospects of Joining of New Members

M.M. Abramov

Plekhanov Russian University of Economics

The paper deals with possibility of extension of customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan by joining of new members. Notwithstanding the fact that Customs union is an influential union on the territory of Former Soviet Republics, it has certain problems with former republics of the USSR after its dissolution in 1990-s. The author analyzes what countries have the biggest prerequisites for joining Customs union andpositive and negative results of this integration. Despite the fact that the organization has positive indicators of international trade, there are some countries that disagree to recover economic connections that would lead to further development of Former Soviet Republics.

Key words: Russia, Belarus, Kazakhstan, Customs union, integration, Ukraine, Kirghizia, Tadzhikistan, postsoviet space, Former Soviet Republics, Syria, integration group, European Union.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.