Научная статья на тему 'Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана как условие обеспечения экономической безопасности'

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана как условие обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ СОЮЗЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сигов Виктор Ивглафович, Смирнов Александр Александрович

Рассмотрены проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях становления и развития Таможенного союза. Изложены пути преодоления экономического кризиса союзных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main subject of article is the problems of supporting economic security on the back of establishment and development of the Customs Union. The article gives an account of the main issues and means of economic crisis overcoming at the unions states.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана как условие обеспечения экономической безопасности»

^ШауЧН0»ТеХНИЧе£КИе«ВеД0М2£ТИ«СПбГПУ.1.2212;.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

УДК 351.0

В.И. Сигов, А.А. Смирнов

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) существует с 2010 г. Появились первые итоги совместной деятельности союзных государств, механизмы взаимодействия и последующего развития Таможенного союза. С его созданием обеспечено свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы. Как отметил начальник отдела сотрудничества СНГ Таможенной службы России В. Хлебодаров, снятие ограничений во взаимной торговле дает трем государствам существенные выгоды. Отмена таможенных пошлин способствует увеличению товарооборота, что стимулирует развитие национальных экономик.

Принимая во внимание все положительное в данном процессе, необходимо сделать вывод, что в подготовительных и учредительных документах, формирующих Таможенный союз, нет или почти нет указаний на возникновение возможных угроз экономической безопасности национальным экономикам стран союза.

Учитывая, что ВВП России составляет 77 % от совокупного ВВП стран СНГ, можно сделать заключение, что все деструктивные процессы, проходящие в России будут характерны для всех участников Таможенного союза. Общая беда при этом, по крайней мере для России и Казахстана, - это экспортно-сырьевая модель экономики и наличие значительного теневого сектора.

Стремительный рост теневой экономической деятельности - одна из характерных черт рыночного реформирования России и других участников Таможенного союза. За короткий период удельный вес теневого сектора вплотную приблизился по своим масштабам к легальной, официальной экономике. Теневая экономика представляет реальную угрозу безопасности указанных государств и общества,

так как сосредоточение экономической власти у субъектов теневой экономики с неизбежностью трансформируется в претензии на власть политическую.

Кризисное состояние экономики, негативные процессы, происходящие в ней, криминализация экономики создают прямую угрозу национальной безопасности стран Таможенного союза.

Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства. В свою очередь, национальные интересы страны выступают как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [1]. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми. К числу интересов в экономической сфере следует отнести: поддержание стабильного курса национальной валюты, защиту от терроризма и криминальной угрозы, рациональное использование природных ресурсов, защиту отечественного товаропроизводителя и т. д.

Национальные экономические интересы ложатся в основу проводимой государством экономической политики, важной составной частью которой является экономическая безопасность.

Обеспечение экономической безопасности -одна из важнейших функций государства: это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, следовательно, понятие национальной безопасности будет неполным без всеобъемлющей оценки жизнеспособности экономики, ее прочности, надежности с учетом наличия реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз. В этой связи обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов не только России, но и всех участников Таможенного союза.

Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Это обусловлено тем, что бессмысленно вести речь об обеспечении военной безопасности при слабой экономике, так же как не может быть и эффективной экономики, а значит и военной безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами.

Экономическая безопасность - это важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

В самом общем виде угрозы экономической безопасности могут быть разделены на внутренние и внешние.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [1] наиболее вероятными угрозами экономической безопасности России, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- потеря контроля над национальными ресурсами;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

- неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;

- сохранение условий для коррупции и криминализация хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Без надежного обеспечения экономической безопасности страны практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед Россией как во внутригосударственной, так и в международной сферах. Поэтому предотвращение и преодоление указанных угроз экономической безопасности Российской Федерации должно быть предметом постоянной заботы органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ. Причем, в период преодоления кризиса, когда Россия особенно ослаблена и на ее территории широко развернули преступную деятельность криминальные структуры (российские и иностранные), российские правоохранительные органы должны занимать особое положение в системе обеспечения национальной экономической безопасности и быть надежной защитой нового общества.

Особую опасность для экономики государства в настоящее время приобретает криминальная угроза. Расширение криминальной, теневой экономики для государства приведет к снижению управляемости хозяйством, уменьшению налогооблагаемой базы и величины собираемых налогов, будет способствовать проникновению представителей криминальной среды во властные структуры. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т. д.

Теневая экономика служит интересам определенных групп людей и удовлетворяет потребности значительной части населения. При переходе к рыночным условиям хозяйства в России

сформировалась система сильно криминализированных отношений.

Данная паразитическая система успешно воспроизводится, а главным условием ее воспроизводства является то, что криминальный финансовый капитал оказывает серьезное влияние на принятие государственных политико-экономических решений и находится вне конкуренции по отношению к любым хозяйственным субъектам.

В период преодоления экономического кризиса усилилась финансовая зависимость, главным образом, от международных финансовых структур и западных держав. Очевидно, что Россия нужна мировому сообществу как рынок сбыта продовольствия и, как правило, невысококачественных предметов потребления, как поставщик относительно недорогого сырья и энергоносителей.

Природные богатства России - это объективный фактор международного разделения труда, неизбежно вызывающий мировую востребованность на природные ресурсы. Его нужно использовать в мирохозяйственных связях, где Россия помогает выступать в роли мирового гармонизатора. Эти обстоятельства должны стать важным элементом государственной внешней экономической политики и таможенной деятельности.

Глубинный смысл всех изменений, происходящих в России, - полный крах интернационализма как главного идеологического постулата и основного принципа государственного строительства.

Промышленный переворот дает мощный толчок развитию личности. Возрастающая пространственная и социальная мобильность человека значительно расширяет круг его непосредственного общения, а индустриальное производство предъявляет все более высокие требования к его образовательному уровню. Развитие производства открывает доступ к все более высокому образованию все более широким слоям общества. Расширение всех форм общения способствует психологическому развитию человека. Происходит индивидуализация сознания и усложнение мотивационной сферы человеческой психики. Если переход от охотничьего об-

щества к земледельческому сопровождался развитием групповых интересов, то переход от земледельческого общества к индустриальному способствует развитию личных интересов.

С прогрессом общества растет его системность, углубляется разделение труда, усиливается дифференциация, увеличивается число социальных групп и слоев и социальных ипостасей человека. При этом социальная дифференциация сопровождается выравниванием социальных условий жизни людей и делает проблематичным четкое определение их классовой принадлежности. Возникает феномен так называемого среднего класса, к которому, например, отнесли себя 90 % опрошенных японцев. Если в начале века самыми массовыми категориями трудящихся в развитых странах были фермеры, промышленные рабочие и домашняя прислуга, то к концу века - специалисты и управляющие [3]. Поэтому массовые социальные движения идут на убыль, классовые противоречия сменяются этническими.

Только высокий дух национального самосознания способен примирить классовые противоречия, построить отношения партнерства, подчинить страсти и эгоизм общим интересам. Так, экономический рывок Японии рассматривался всеми его участниками как реванш за поражение в войне, как новое средство восстановления национального величия. Идея служения национальной цивилизации стала основой компромисса различных социальных слоев и политических сил общества. Политическая и экономическая элита страны оказалась в авангарде служения японской национальной идее и подчинила ему свой образ жизни, свои потребности, свое социальное поведение. В отличие от элиты США, японская элита стремится быть примером для остальных слоев, не раздражает их, а наоборот, организует на настойчивое поступательное движение. Подобную созидательную организацию общества возможно сформировать только на основе служения национальным интересам и на основе глубокого историзма общественного сознания. Интересы нации первичны по отношению к государству. Нация создает государство для своей защиты, обеспечения развития и жизни в истории.

Экономическая мощь современного государства зависит от качеств нации, определяемых национальной культурой и проявляющихся в способности к самоорганизации. Современное высокотехнологичное производство нельзя создать без адекватно сложного и высокоструктурированного общества. Такое общество может быть только обществом национальным, а не рыхлым конгломератом конкурирующих между собой этносов. Для того чтобы прорваться в ряды промышленно развитых наций, народ должен быть склонен к техническому творчеству и естественным наукам, обладать державным менталитетом и готовностью к высокой самодисциплине.

С изобретением компаса и парусного флота началась эпоха морских держав, определившая доминирование спекулятивного интереса в международных отношениях. Структура мировой экономики с преобладанием морской и океанической торговли затягивает отсталость и нестабильность континентальных районов и ведет к ускоренному истреблению природных ресурсов. Перекос в сторону внешней торговли растаскивает экономики государств по прибрежным контурам и отвлекает ресурсы от освоения внутреннего пространства. Главный природный ресурс - территория - используется малоэффективно.

Изобретение паровоза и автомобиля подняло значение сухопутной торговли, внутреннего рынка и континентальных держав. Однако противостояние в двух мировых войнах России и Германии искусственно продлило эпоху их морских конкурентов и ослабило позиции Евразии в мировой торговле.

В Евразии исторически сложились пять могучих созидательных цивилизаций: европейская, российская, китайская, индийская и японская. Выполнение Россией роли естественного центра сухопутных торговых потоков Евразии связало бы все эти великие цивилизации общими интересами и в кратчайшие сроки изменило бы к лучшему уровень жизни русской нации. Для этого нужны первоклассные паневроазиатские транспортные артерии, соединяющие Европу с Индией, Китаем и Японией через Россию. Следствием посредничества России в евроазиат-

ской торговле стал бы рост влияния русской культуры и политики без чрезмерных расходов на оборону и быстрое накопление значительной доли мировых ресурсов. Обслуживание такой торговли дало бы мощный толчок развитию самой современной инфраструктуры и привело бы к скорому выравниванию социальных условий жизни во всех регионах страны.

Становление в России паневроазиатских торгово-транспортных структур в полной мере отвечает интересам Европы. Транспортный тоннель под Ла-Маншем символизирует устойчивый рост значимости сухопутных транспортных путей в европейской торговле. В конечном счете это вырабатывает в Западной Европе общий экономический интерес к евроазиатской сухопутной торговле, что предполагает сближение с Россией. Без ускоренного развития России Европа теряет историческую перспективу. Стабилизация обстановки в России отвечает жизненным интересам Евразии.

В условиях чисто рыночной экономики Россия не сможет создать отвечающую современным требованиям дорожно-транспортную инфраструктуру от европейской части страны к дальневосточной. Продолжение курса на интеграцию в мировую экономику в качестве сырьевого придатка приведет к концентрации капиталовложений в трех приморских районах: причерноморском, прибалтийском и дальневосточном, где окажутся минимальными транспортные издержки производства. Континентальная часть России начнет приходить в упадок. Политически это будет означать распад государства, так как между регионами будет падать способность к взаимопониманию по жизненно важным проблемам. Эти проблемы станут терять общенациональный характер и приобретать региональный. Пример арабских стран учит, что у сырьевых феодов нет экономической заинтересованности в едином государстве. Переориентация России с внутреннего рынка на мировой неминуемо ведет к утрате общенациональных интересов. Поэтому для выхода страны из кризиса необходимо восстановление и дальнейшее развитие плановых начал управления национальной экономикой как целостной системой.

Образование Таможенного союза, его становление и последующее развитие позволит народам бывшего СССР в полной мере участвовать в мирохозяйственных связях, укреплять

национальную экономику, что позволит обеспечить экономическую безопасность каждого государства - члена Союза, а также Таможенного союза в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : утв. Указом Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г.

2. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский. - М., 1991.

3. Друкер, П. Труд и управление в современном

мире [Текст] / П. Друкер // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 5.

4. Свигов, В.И. Теневая экономика: генезис, современные тенденции, стратегия и тактика вытеснения из национального хозяйства России [Текст] / В.И. Свигов, А.А. Смирнов. - СПб., 1999.

УДК 657.6

А.В. Телепнева

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

В системе государственного управления экономические функции органов государства должны быть направлены не только на обеспечение полноценного функционирования рыночных механизмов частного предпринимательства, но и на корректировку тех недостатков, которые присущи рынку, тем самым способствуя соблюдению социально-экономических интересов в обществе. А это значит: направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать условия для производства общественных товаров и услуг, заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, сокращать безработицу, обеспечивать целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке, сохранять невоспроизводимые ресурсы и защищать окружающею среду, регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.

Для осуществления этих функций государство располагает необходимыми макроэкономическими механизмами: системой государственных органов, денежно-кредитной и нало-

гово-бюджетной системами, хозяйственным законодательством, государственными программами и т. п.

Однако сегодня эффективность государственного регулирования экономикой в рыночных условиях еще довольно слаба, что обусловлено рядом следующих тенденций.

Осуществление стратегии централизации привело к существенной трансформации политико-административных отношений в государственном аппарате и расширению влияния бюрократии на весь сектор властных отношений, и в особенности на экономический сектор общества. Это находит свое проявление в существующей зависимости хозяйственных процессов от административных структур. Так, например, часть госаппарата как высшего, так и среднего уровня, выполняет роль не субъекта административного регулирования экономикой, а агента политического контроля за принимаемыми государственными решениями. То есть чиновники получили возможность не только создавать процедурные препятствия одным для них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.