таможенный контроль, автоматизация
и ее влияние на налогообложение физических лиц
УДК 338.054.23
Валерий Владимирович Ожигов,
главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур Таможенного поста Аэропорт Толмачево, аспирант Российской таможенной академии Москва, Россия Тел.: 8 913 708-11-18 Эл. почта: [email protected]
С развитием техники и экономики все большее количество объектов нуждается в разработке средств автоматизации. В современном мире без вычислительной техники немыслимо управлять разными процессами, в том числе системой контроля. Вся накапливаемая информация, должна использоваться для дальнейшего мониторинга и анализа самим компьютером без участия инспектора, и выдаваться сотруднику в виде рисков для дальнейшего принятия им решения. Только автоматизируя проведение таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами, мы сможем сократить время на проведение таможенного контроля и повысить его качество и как следствие увеличить собираемость таможенных платежей и взимание штрафов с физических лиц. А это в условиях кризиса имеет важное значение.
Ключевые слова: автоматизация, таможенные платежи, штрафы, средства автоматизации, таможенный приходный ордер (ТПО), программа ВАЛ-1, журнал управления рисками, оформление международных рейсов (ОМР).
Valery V. Ozhigov,
Chief State Customs Inspector of special customs procedures, customs post Tolmachevo Airport, Post-graduate of Russian Customs Academy Moscow, Russia Tel.: 8 913 708-11-18 E-mail: [email protected]
CUSTOMS CONTROL SYSTEM AUTOMATION AND ITS IMPACT
ON THE TAXATION ON INDIVIDUALS
With the development of technology and economy, an increasing number of objects requires the development of automation. In today's world of computer technology is inconceivable without control various processes, including the control system. All accumulated information to be used for further monitoring and analysis of the computer itself without the inspector, and issued in the form of employee risks to further its decision. Only automating conducting customs operations and customs control of goods transported by individuals we can reduce the time for customs control and improve its quality and as a consequence increase the collection of customs duties and levy fines on individuals. This is important in time of crisis/
Keywords: automation, customs duties, fines, means of automation, custom credit order (CCO), the program VAL-1, Journal of Risk Management.
«В начале XIX века Дэвид Рикардо предположил возможность того, что машины в будущем смогут заменить людской труд. Карл Маркс согласился с этой точкой зрения. Примерно в то же время «разрушители машин» (луддиты) сломали текстильное оборудование, которое, по их мнению, отбирало у них работу».
Роберт Скидельский - экономист
1. Введение
В моей статье, опубликованной в журнале «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО» .№5 в 2014 г., было проанализировано состояние собираемости таможенных платежей и взимание штрафов с физических лиц, опубликована статистика пассажиропотока, багажа, вывоза иностранной валюты и проведен анализ зависимости этих показателей от собираемости платежей и штрафов. Как видно из статистики, при постоянном росте пассажиропотока, вывоза иностранной валюты и количества багажа, наблюдается резкий спад платежей и штрафов. В этой статье я попытался разобраться в ситуации и выявить основные причины. Во-первых, это происходит из-за недостаточности информации о лицах пересекающих таможенную границу. Во-вторых, отводится мало времени на качественное проведение таможенных операций и таможенного контроля. С одной стороны, необходимо уменьшать время на проведение таможенных операций, но при этом не потерять в качестве. С другой стороны, при увеличении времени на проведение контроля мы можем не успеть оформить всех пассажиров и как следствие задержать вылет воздушного судна (что недопустимо). Разрешить данное противоречие можно только при использовании средств автоматизации. В-третьих, необходимо разработать и внедрить интеллектуальную систему контроля (ИСК), которая должна самостоятельно проводить анализ и мониторинг. По требованию оператора компьютер должен самостоятельно производить расчеты разных показателей (пассажиропоток, багаж, авиарейсы, административные правонарушения и т.д.), что позволит освободить инспекторский состав от этой работы. В настоящее время сотрудники отдела составляют огромное количество разных отчетов для анализа и мониторинга, а компьютеры смогут справиться с этой работой значительно лучше.
2. Цель автоматизации таможенных операций и таможенного контроля
Еще в 20 веке машиной считался механизм для превращения энергии в работу. С появлением компьютеров, машина стала выполнять и умственную работу. Вычислительная машина должна анализировать накопленную информацию и выдавать результат анализа операторам (инспекторам) в виде рисков. Например, в журнал управления рисками вносится информация после обнаружения фактов нарушения таможенного законодательства или оплаты пошлины. При первом нарушении пассажиром таможенного законодательства, оплаты таможенных пошлин или перемещение им валюты уже имеется информация в компьютере. Появляется необходимость не просто сохранять информацию, но и использовать ее в дальнейшем. Это позволит исключить многократное дублирование и уменьшить количество технических ошибок.
К. Маркс говорил: ««Цель автоматизации производства заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства».
В Ф3-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», сказано тоже самое только современным языком и приближенно к таможенной службе. Основными критериями показателей работы таможенных органов являются:
- скорость проведения таможенных операций;
- своевременность и полнота поступления платежей и штрафов;
- эффективность выявления правонарушений.
Достигнуть этого мы можем только при использовании современных информационных технологий.
3. Современное состояние автоматизации и основное программное обеспечение, находящееся в распоряжении инспектора.
Рассмотрим, какие технические и программные продукты имеются в распоряжении таможенных постов, расположенных в воздушных пунктах пропуска, и эффективность их использования в проведении таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.
Таможенный приходный ордер (ТПО). Данная программа предназначена для расчета таможенных платежей. Специфика проведения таможенных операций физических лиц заключается в том, что пассажиры ввозят достаточно большое количество разных товаров, вплоть до мелких сувениров. Порой, их количество может достигать ста и более. Согласно таможенному кодексу таможенного союза, в пассажирской таможенной декларации физическое лицо должно задекларировать все эти товары. После декларирования лицо должно зайти в красный коридор с заполненной декларацией (в которой указывается все это разнообразие товаров). Инспектор таможни вносит сведения о пассажире, ввозимом/ вывозимом товаре. Здесь нужно
отметить, сколько бы ни ввозил пассажир разновидностей товаров, в программе ТПО выбирается из множества кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) один товар, на усмотрение инспектора. Надо заметить, какой бы товар не выбрал инспектор, это в основном не влияет на величину таможенной пошлины, т. к. в большинстве случаев пассажиры ввозят товар с ограничениями квот по весу. После чего программа ТПО рассчитывает платеж в зависимости от видов ставок пошлин (адвалорные, специфические либо смешанные). После начисления пошлины пассажир идет в банк, оплачивает ее и возвращается к инспектору для дальнейшего оформления. Следующий этап работы с ТПО продолжается в программе «Лицевые счета», в которой инспектор снова дублирует вручную большинство информации о пассажире и платеже, ранее вносимой в программу ТПО. На все это (от времени входа пассажиром в красный коридор и до выпуска товара) у сотрудника уходит от часа и более. Так как многие пассажиры являются жителями других регионов и них нет времени ждать, то они предпочитают не возить товары с превышением установленных квот, а таможенный пост теряет перечисления платежей в бюджет.
Следующая программа ВАЛ-1 создана для сбора информации о лицах, перемещающих валюту свыше 10000 долларов США. При работе с программой инспектор дублирует всю информацию из письменной таможенной декларации, которую пассажир ранее заполнил.
Не менее важной программой является журнал управления рисками. Эта программа необходима для ведения статистики, заполняется инспектором в трех случаях:
- в случае превышения установленных квот и оплаты пошлины;
- в момент выявления правонарушения;
- помещения товара на экспертизу;
- составления административного правонарушения.
Компьютерная техника справится с этой работой более качественно и без ошибок.
На этом участке нам так же необходима ИСК, которая бы собирала информацию, анализировала ее и выдавала риски в момент пересечения пассажиром таможенной границы. Другими словами ИСК помогала бы инспектору в обнаружении, а не нагружала его дополнительной работой.
Еще одна программа ОМР (оформление международных рейсов). заполняется оперативной дежурной службой и предназначена для накопления информации о воздушных судах (№ а/р, направление перемещения, количество пассажиров, экипажей, багажа и др.) Бесспорно, данная программа необходима, но ее исполнение и методы работы с ней оставляет желать лучшего. А именно, создана она на базе Excel. Работа с ней неудобна, сведения не используется компьютером в дальнейшем. Зато, инспекторский состав тратит массу времени на составление разных отчетов и статистических данных, перенося их на бумагу. В век компьютерных технологий это недопустимо.
Основные замечания:
- информация, используемая во всех программах, на 70% дублируется. Для сокращения времени на проведение таможенного контроля необходимо, чтобы однажды внесенная информация использовалась в остальных программах;
- избавление от отчетов на бумаге и переход к электронной обработке при помощи ИСК.
4. Новый взгляд на автоматизацию таможенного контроля.
При написании статьи эпиграф был взят неслучайно. В начале 19 века были луддиты, которые считали, что автоматизация отберет у них работу. В настоящее время, в роли луддитов могут выступать некоторые люди (в том числе и приближенные к власти), которые могут сказать: «... это что значит, теперь государственным органам будет известно сколько раз и с кем я пересекал таможенную границу. Не слишком ли многого хотят». И при возможности могут чинить препятствия.
Рис. 1. Схема организации автоматизированной системы с применением ИСК
XXI век считается веком высоких и компьютерных технологий. Уже в начале столетия мы подходим к необходимости внедрения новых методов работы и использование в полной мере информационных технологий. В противном случае мы не сможем работать в новых условиях, в полной мере осуществлять сбор платежей и штрафов и потеряем в качестве таможенного контроля. А это будет противоречить принципам работы, указанным в ФЗ - 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Далее рассмотрим, как будет выглядеть автоматизация проведения таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.
На схеме 1 изображена организация автоматизированной системы на таможенном посту, занимающимся проведением таможенных операций и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами с применением ИСК.
Орган управления вырабатывает управленческий сигнал о наличии или отсутствии у пассажира товаров запрещенных либо ограниченных товаров, при помощи следующих действующих инструментов:
- ТПО;
- ВАЛ-1
- ОМР
- Журнал управления рисками.
Необходимо разработать программное обеспечение, для более полной работы интеллектуальной системы контроля:
- электронное декларирование товаров и валюты ФЛ.
- программа автоматического составления административных
правонарушений (АП) и помещения товаров в (экспертно-криминалис-тическую службу (ЭКС). Создание подобной программы возможно при помощи текстовых фреймов. Это необходимо для уменьшения технических ошибок и для использования этой информации в работе. В Кемеровском таможенном посту инспекторским составом была апробирована практика применения подобных фреймов. Благодаря этому уменьшилось количество технических ошибок и опечаток. Так как данная программа была создана на отдельном таможенном посту, а не при содействии ФТС, то эта информация не могла использоваться в дальнейшей работе.
Кроме этого, необходимо разработать интерфейс для принятия ориентировок из разных источников, в том числе и от самих пассажиров.
5. Заключение
1. Необходимо повышать взимание таможенных платежей и штрафов, при помощи современной системы автоматизации, основанной на интеллектуальной системе контроля.
2. Автоматизация систем контроля позволит сократить время на проведение таможенных операций и контроля. Автоматически анализировать данные, исключая человеческий фактор (ошибки и неточности, которые могут приводить к снижению выявления товаров ограниченных или запрещенных). Тем самым, повысить качество таможенных операций и контроля.
3. Обязательное условие, все программное обеспечение, имеющееся на таможенных постах в воздушных пунктах пропуска, объединить в
общую сеть, для возможности дальнейшего использования всей накопленной за долгие годы информацией.
4. Осуществить возможность электронного декларирования товаров и валюты физическими лицами.
Все это позволит сократить время на таможенные операции и таможенный контроль, использовать эту информацию при анализе данных, повысить качество контроля и как следствие повысить собираемость таможенных платежей и взимание штрафов.
Литература
1. Таможенный кодекс таможенного союза : Эксмо. М; 2014
2. Федеральный закон 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в редакции от 12.03.2014
3. Афонин П. Н. Основы информационных технологий для ФТС России: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Ланит», 2006.
4. Информационные таможенные технологии: Учебник: В 2 ч./ Ю. В. Малышенко. В. В. Федоров. - М.: РИО РТА. 2008.
References
1. The Customs Code of the Customs Union: Eksmo. M; 2014
2. Federal Law 311-FZ «On Customs Regulation in the Russian Federation» as amended on 12.03.2014
3. Afonin P.N. Fundamentals of Information Technology for the FCS of Russia: Textbook. - M.: ZAO «Lanit», 2006.
4. Customs Information Technology: Textbook: In 2 parts / Yu.V. Malyshenko. VV Fedorov. - M.: RIO PTA. 2008.