ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник
НИИ образования и науки, e-mail: [email protected]
КАНАФИН Наиль Ахметович,
старший преподаватель кафедры «Таможенное право и организация таможенной деятельности» Юридического института ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»,
e-mail: [email protected]
12.00.10 — международное право; европейское право
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье не только определено место Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в правовой системе Российской Федерации, но и высказаны предложения о совершенствовании этого нормативного правового акта: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза является составной частью правовой системы Российской Федерации исключительно в связи с наличием положения, закрепленного в части 4 статьи 15 Конституции РФ; Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, как нормативный правовой акт, был принят международным договором - Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза для Российской Федерации вступил в действие после принятия Федерального закона от 26 октября 2017 г. «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». В Российской Федерации помимо Таможенного кодекса Евразийского экономического союза продолжает действовать Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Противоречия между Федеральным законом от 19 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза разрешаются по правилам конкуренции двух нормативных правовых актов с разной юридической силой. Действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза распространяется на все государства-участники международной организации - Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Российская Федерация, правовая система, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, международный договор, Евразийский Экономический Союз, Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, комплексное правоприменение, коллизия, конкуренция.
GALUZO Vasily Nikolaevich,
PhD, Chille-old researcher at the Institute of Education and Science
KANAFIN Nail Ahmetovich,
senior lecturer of the Department «Customs law and customs organization» of the law Institute of THE Russian University of transport (MIIT)
CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE LEGAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article not only defines the place of the Customs code of the Eurasian Economic Union in the legal system of the Russian Federation, but also makes suggestions for improving this regulatory legal act: The customs code of the Eurasian Economic Union is an integral part of the legal system of the Russian Federation solely due to the presence of the provisions set forth in part 4 of article 15 of the Constitution of the Russian Federation; the Customs code of the Eurasian Economic Union, as a normative legal act, was adopted by an international Treaty - «Agreement on the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
УДК - 341 ББК - 67.9
Customs code of the Eurasian economic Union»; The agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union to the Russian Federation came into force after the adoption of the Federal law «On ratification of the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union» on 26 October 2017; in the Russian Federation in addition to the Customs code of the Eurasian Economic Union continues to act, the Federal law of the Russian Federation «On customs regulation in the Russian Federation» dated November 19, 2010; the contradictions between the Federal law of the Russian Federation «<On customs regulation in the Russian Federation» dated November 19, 2010 and the Customs code of the Eurasian Economic Union are allowed under the rules of competition of two regulatory legal acts with different legal force; the Customs code of the Eurasian Economic Union applies to all member States of the international organization - the Eurasian Economic Union.
Key words: Russian Federation, legal system, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, international Treaty, Eurasian Economic Union, Customs code of the Eurasian Economic Union, complex law enforcement, competition conflict.
Предметом данной статьи является нормативный правовой акт - Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) - и сопряженные с ним нормативные правовые акты Российской Федерации [7, с. 28-30; 6, с. 27-30], а также международные договоры.
Первоначально о правовой системе как о самостоятельной категории. Так, научная публикация С.М. Шахрая отличается лишь политизированностью, но относительно предмета исследования каких-либо достойных результатов исследования нам обнаружить не удалось: «Подводя итог рассмотрению российской правовой системы в эпоху глобализации и интеграции, необходимо отметить, что на данном этапе своего развития она характеризуется некоторыми недостатками, которые позволяют сделать вывод о незавершенности ее формирования... Таким образом, в целях построения эффективной правовой системы, необходимо также развивать теоретические аспекты формирования, действия и применения права, которые в дальнейшем, получив опосредованное нормативное закрепление, будут являться правовыми факторами правовой системы наряду с государственно-политическими, непосредственно ее конституирующими» [29, 2, 224-227].
По существу, аналогична и коллективная публикация, к которой речь идет, прежде всего, о глобализации и о препятствующей ей праву [22].
Предметом исследования С.П. Котковца явились «тенденции развития правовой системы Российской Федерации в условиях глобализации и основы ее взаимодействия с правовыми системами современности»: «1. Исследование правовой системы с точки зрения синергетики показывает, что правовая система способна к социальной саморегуляции, предполагающей итог и тенденцию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильное, близкое к
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
совершенному, состояние правовой системы теоретически возможно, но практически за конечный промежуток времени недостижимо. 3. Отправными точками при определении правовой системы как теоретико-правовой категории является анализ составляющих ее элементов, и понимание общих связей между этими элементами. Для наиболее плодотворного исследования правовой системы необходимо различать формальную и содержательную составляющие правой системы. С формальной стороны рассматриваемая теоретико-правовая категория состоит из нормативного аспекта (права, и вообще нормативной структуры общества, выраженной позитивно) и институционального аспекта (правовая регламентация процедур правотворчества и правореализации), а содержательная сторона включает в себя аксиологический аспект (правовая культура, правопонима-ние, правосознание, правовой менталитет и т.п.) и исторический (генезис правовой системы)» [17, с. 8, 11, 12, 13].
В одной коллективной монографии В.И. Власов сформулировал несколько обобщающих абстрактных суждений: «Идея правовой системы дает возможность представить в единстве правовую систему общественной жизни, рассмотреть в системных связях организацию и взаимодействие всего комплекса правовых явлений. Функциональное многообразие еще раз подчеркивает всю сложность такого образования, как правовая система, а она образует лишь нижний уровень в «сфере правового». Уровнями выше ее располагаются правовые массивы межгосударственных объединений, правовые семьи и международное право» [21, с. 8-13].
Оригинален, лишь в смысле нетрадиционности, подход З.С. Байниязовой, сформулированный ею же в научной публикации: «В условиях современных вызовов, перед которыми стоит Российское государство, актуальным представляется осмысление состояния отече-
ственной правовой системы и перспектив ее дальнейшего развития... Таким образом, в общей теории права и государства необходимо диалектическое понимание становления правовой системы, основанное на использовании категорий диалектики, диалектическое понятие правовой системы отражает разнообразные свойства правовой системы, ее структурно-институциональные и функциональные стороны. Правовая система - это становящаяся целостность права, господствующей правовой идеологии (доктрины), правотворчества, механизма правового регулирования, правореализации правовых средств и других правовых явлений, систем функционирующих в процессе становления. 1. Необходимо развитие теории правой системы с позиций диалектической методологии. Категория диалектики «становление» имеет важнейшее методологическое значение для изучения правовой системы. В монографии предлагается диалектическое понятие правовой системы.» [1, с. 42, 55, 391].
С.В. Ткаченко попытался, причем безосновательно, определить содержание правовой системы посредством рецепции права [26, с. 174-180].
Для нас же важно то, что правовая система всякого государства включает и его законодательство, которое обычно представлено в виде системы нормативных правовых актов.
В Российской Федерации (мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин [4, с. 119123]), как субъекте международного права, нормативным правовым актом, обладающим наивысшей юридической силой, является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [23]
В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. имеется лишь одно положение, позволяющее считать и международные договоры элементом системы законодательства Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 5 ст. 15). Некоторые ученые и успешные правоприменители (В.М. Лебедев и др.) «общепризнанные принципы и нормы международного права» отождествляют с международными договорами [18, с. 17-30]. В систему законодательства Российской Федерации могут входить не общепризнанные принципы и нормы международного права, а конкретные международные договоры [27].
Так, международный договор - «Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», был принят государствами-участниками Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) [10] 11 апреля 2017 г. и ратифицирован управомоченным государственным органом Российской Федерации [28]. Тем самым была осуществлена кодификация таможенного законодательства нескольких субъектов международного права (то есть речь идет о фактической реализации концепции евразийства - «евразийская идея не миф, а реальность» [15, с. 348-353]), но не кодификация международного права, что пытается обосновать Р.А. Каламкарян («Институциализация кодификации международного права приняла черты объективно протекающего процесса. Таким образом, институт прогрессивного развития международного права и его кодификации имеют системообразующее значение для всего теоретического аспекта концепции верховенства права») [16, с. 7, 272].
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, как нормативный правовой акт (термин «таможенный закон» представляется несовершенным [2, с. 477, 478]), в котором сведены воедино таможенные нормы нескольких государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) [5, с. 27-34], являющихся участниками также иной международной организации - Содружества Независимых Государств [20], во многом тождественен утратившему юридическую силу Таможенному кодексу Таможенного Союза (ТК ТС) [9, с. 94-96; 12, с. 19, 20; 11, с. 133-138; 13, с. 29-32; 8].
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), вступивший в действие с 1 января 2018 г. [19], имеет сложную структуру. В частности, ТК ЕАЭС состоит из девяти разделов: разд. I «Общие положения»; раздела II «Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные
пошлины»; разд. III «Таможенные операции и лица их совершающие»; разд. IV «Таможенные процедуры»; разд. V «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров»; разд. VI «Проведение таможенного контроля»; разд. VII «Таможенные органы»; разд. VIII «Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор»; разд. IX «Переходные положения». В структуру ТК ЕАЭС в качестве самостоятельных элементов
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
входят два приложения: приложение №№ 1 «Порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и перечисления взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в государство-член Евразийского экономического союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины»; приложение № 2 «Перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе». В свою очередь, каждый раздел ТК ЕАЭС состоит из глав, имеющих сквозную нумерацию. Так, раздел I включает пять глав: гл. 1 «Основные положения о таможенном регулировании в Евразийском экономическом союзе» (ст. 1-8); гл. 2 «Общие положения о перемещении товаров через таможенную границу Союза, владении, пользовании и (или) распоряжении ими на таможенной территории Союза или за ее пределами» (ст. 9-18); гл. 3 «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Классификация товаров» (ст. 19-27); гл. 4 «Происхождение товаров» (ст. 28-36); гл. 5 «Таможенная стоимость товаров» (ст. 37-45). Раздел II включает семь глава: гл. 6 «Общие положения о таможенных платежах» (ст. 46-50); гл. 7 «Исчисление таможенных пошлин, налогов» (ст. 51-56); гл. 8 «Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов» (ст. 57-61); гл. 9 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов» (ст. 62-65); гл. 10 «Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов» (ст. 66, 67); гл. 11 «Взыскание таможенных пошлин, налогов» (ст. 68-70); гл. 12 «Специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины, применяемые в целях защиты внутреннего рынка» (ст. 71-77). Раздел III включает шесть глав: гл. 13 «Общие положения о таможенных операциях и лицах, их совершающих» (ст. 78-86); гл. 14 «Прибытие товаров на таможенную территорию Союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием» (ст. 87-91); гл. 15 «Убытие товаров с таможенной территории Союза и таможенные операции, связанные с таким убытием» (ст. 92-97); гл. 16 «Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение» (ст. 98-103); гл. 17 «Таможенное декларирование и таможенные операции, связанные с подачей, регистрацией и отзы-
вом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации» (ст. 104-117); гл. 18 «Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с выпуском товаров» (ст. 118-126). Раздел IV включает восемнадцать глав: гл. 19 «Общие положения о таможенных процедурах» (ст. 127-133); гл. 20 «Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления» (ст. 134-138); гл. 21 «Таможенная процедура экспорта» (ст. 139-141); гл. 22 «Таможенная процедура таможенного транзита» (ст. 142154); гл. 23 «Таможенная процедура таможенного склада» (ст. 155-162); гл. 24 «Таможенная процедура переработки на таможенной территории» (ст. 163-175); гл. 25 «Таможенная процедура переработки вне таможенной территории» (ст. 176-187); гл. 26 «Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления» (ст. 188-200); гл. 27 «Таможенная процедура свободной таможенной зоны» (ст. 201-210); гл. 28 «Таможенная процедура свободного склада» (ст. 211-218); гл. 29 «Таможенная процедура временного ввоза (допуска)» (ст. 219-226); гл. 30 «Таможенная процедура временного вывоза» (ст. 227-234); гл. 31 «Таможенная процедура реимпорта» (ст. 235-237); гл. 32 «Таможенная процедура реэкспорта» (ст. 238-242); гл. 33 «Таможенная процедура беспошлинной торговли» (ст. 243-247); гл. 34 «Таможенная процедура уничтожения» (ст. 248-250); гл. 35 «Таможенная процедура отказа в пользу государства» (ст. 251, 252); гл. 36 «Специальная таможенная процедура» (ст. 253, 254). Раздел V включает семь глав: гл. 37 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» (ст. 255-271); гл. 38 «Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза» (ст. 272-280); гл. 39 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза припасов» (ст. 281-284); гл. 40 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров» (ст. 285-288); гл. 41 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи» (ст. 289-295); гл. 42 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров отдельными категориями лиц, дипломатической почты и консульской вализы» (ст. 296-301); гл. 43 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территорию государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем» (ст. 302-309). Раздел VI включает три главы: гл. 44 «Общие положения о проведении таможенного контроля» (ст. 310-321); гл. 45 «Формы таможенного контроля и их применение» (ст. 322-337); гл. 46 «Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, и их применение» (ст. 338-350). Раздел VII включает семь глав: гл. 47 «Общие положения о таможенных органах» (ст. 351-364); гл. 48 «Информационные системы и информационные технологии, используемые таможенными органами» (ст. 365-367); гл. 49 «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов» (ст. 368-375); гл. 50 «Система управления рисками, применяемая таможенными органами» (ст. 376-378); гл. 51 «Задержание таможенными органами товаров и документов на них» (ст. 379-383); гл. 52 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами» (ст. 384-387); гл. 53 «Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами» (ст. 388-396). Раздел VIII включает восемь глав: гл. 54 «Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела» (ст. 397-400); гл. 55 «Таможенный представитель» (ст. 401-405); гл. 56 «Таможенный перевозчик» (ст. 406-409); гл. 57 «Владелец склада временного хранения» (ст. 410-414); гл. 58 «Владелец таможенного склада» (ст. 415-419); гл. 59 «Владелец свободного склада» (ст. 420-424); гл. 60 «Владелец магазина беспошлинной торговли» (ст. 425429); гл. 61 «Уполномоченный экономический оператор» (ст. 430-443). Общее количество статей в ТК ЕАЭС - 443. В свою очередь, статьи состоят из пунктов и подпунктов. Подпункты статьи представлены в виде арабских цифр с точкой справа, внизу («1.», «2.», «3.» и т.д.). Подпункты пунктов статей обозначены в виде арабских цифр со скобкой справа («1)», «2), «3)» и т.д.). Именно названные структурные элементы статей необходимо использовать при правовом обосновании, и, разумеется, это необходимо учитывать при комплексном правоприменении [14, с. 81-86; 31].
В ТК ЕАЭС в отдельных статьях содержатся положения, которые в теории права признаются бланкетными нормами. В частности, в п. 5 ст. 1 ТК ЕАЭС содержится бланкетная норма, допускающая обращение к таможенному законодательству конкретного государства-участника Евразийского экономического союза
(«5. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств-членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании»).
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [24], в который внесены изменения в связи с введением в действие ТК ЕАЭС. Иначе говоря, в Федеральном законе от 19 ноября 2010 г. имеются положения, отсылающие к ТК ЕАЭС (бланкетные нормы). Таким образом, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) является нормативным правовым актом, в котором сведены воедино таможенные нормы нескольких государств: Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза является составной частью правовой системы Российской Федерации исключительно в связи с наличием положения, закрепленного в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Во-вторых, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, как нормативный правовой акт, был принят международным договором - Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
В-третьих, Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза для Российской Федерации вступил в действие после принятия Федерального закона от 26 октября 2017 г. «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
В-четвертых, в Российской Федерации помимо Таможенного кодекса Евразийского экономического союза продолжает действовать Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В-пятых, противоречия между Федеральным законом от 19 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза разрешаются по правилам конкуренции двух нормативных правовых актов с разной юридической силой.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
В-шестых, действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза распространяется на все государства-участники международной организации Евразийский экономический союз.
Список литературы:
[1] Байниязова З.С. Правовая система современной России (проблемы, приоритеты и пути развития): Монография. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2014.
[2] Большой словарь официальных юридических терминов / Сост. Ю.И. Фединский. М.: Экономика, 2001.
[3] Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11.
[4] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.
[5] Галузо В.Н. О наименованиях участников Содружества Независимых Государств в Российской Федерации (юридический аспект) // Право и государство: теория и практика. 2016. № 10.
[6] Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4.
[7] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8.
[8] Галузо В.Н. Таможенное право: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
[9] Галузо В.Н. Таможенный Союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7.
[10] Галузо В.Н., Канафин Н.А. Евразийский экономический союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. № 2.
[11] Галузо В.Н., Канафин Н.А. О несовершенстве термина «формы таможенного контроля» в таможенном законодательстве Таможенного Союза и в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле // Аграрное и земельное право. 2015. № 6.
[12] Галузо В.Н., Лорткипанидзе Т.В. Декодификация таможенного законодательства
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
в Российской Федерации: pro et contra // Закон и право. 2011.№ 6.
[13] Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д., Шматков И.И. Декодификация таможенного законодательства и Российской Федерации и в Республике Беларусь (сравнительно-правовой анализ) // Государственная служба и кадры. 2014. № 4.
[14] Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013.
[15] Евразийство: истоки, концепция, реальность / Под ред. М.С. Мейера, В.А. Михайлова, Ж.С. Сыздыковой. М.: Паблис, 2014.
[16] Каламкарян Р.А. Кодификация международного права и современный миропорядок: Монография. М.: Наука, 2008.
[17] Котковец С.П. Правовая система России в контексте тенденций глобализации: Авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010.
[18] Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: Материалы Всероссийского совещания (г. Москва. 24 декабря 2002 г.) / Под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой, А.В. Сычевой. М.: Международные отношения, 2004.
[19] Официальный сайт Евразийского экономического союза - «http://www.eaeunion. org/» (12.04.2017 г.).
[20] Постановление ВС РСФСР от 12.12.1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1798.
[21] Правовая система России (проблемы теории и практики): Коллективная монография / Отв. ред. В.Д. Неутов. Ростов-на-Дону, 2011.
[22] Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (теория и практика) / Под ред. С.В. Полениной, Е.В. Скурко. М.: Формула права, 2006.
[23] СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6079; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7579; 2014. № 11. Ст. 1094.
[24] СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2018. № 1 (часть I). Ст. 54.
[25] СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
[26] Ткаченко С.В. Правовая система России (Конфликтный потенциал): Монография. Самара: СамГУПС, 2015.
[27] Федеральный закон от 16.06.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7579; 2014. № 11. Ст. 1094.
[28] Федеральный закон от 26.10.2017 г. «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // СЗ РФ. 2017. № 47. Ст. 6843.
[29] Шахрай С.М. Глобализация и правовая система России: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.
[30] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Монография. М.: МВШМ МВД РФ, 1993.
[31] Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1993.
Spisok literatury:
[1] Bajniyazova Z.S. Pravovaya sistema sovremennoj Rossii (problemy', prioritety' i puti razvitiya): Monografiya. Saratov: Izd-vo Sara-tovskogo universiteta, 2014.
[2] Bol'shoj slovar' oficial'ny'x yuridich-eskix terminov / Sost. Yu.I. Fedinskij. M.: E'kono-mika, 2001.
[3] Galuzo V.N. Vozmozhno li obespechenie edinoobraznogo ispolneniya zakonodatel'-stva pri otsutstvii ego sistematizacii? // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 11.
[4] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosu-darstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5.
[5] Galuzo V.N. O naimenovaniyax uchast-nikov Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv v Rossijskoj Federacii (yuridicheskij aspekt) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 10.
[6] Galuzo V.N. O roli normativnogo pravovogo akta v sisteme prava Rossijskoj Fe-de-racii // Obrazovanie. Nauka. Nauchny'e kadry'. 2009. № 4.
[7] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonoda-tel'stva v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i pers-pektivy' razvitiya // Zakon i pravo. 2009. № 8.
[8] Galuzo V.N. Tamozhennoe pravo: Uchebnik dlya studentov vuzov. M.: YuNITI-DANA, 2016.
[9] Galuzo V.N. Tamozhenny'j Soyuz: problema pravovogo regulirovaniya dlya Rossij-skoj Federacii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 7.
[10] Galuzo V.N., Kanafin N.A. Evrazijskij e'konomicheskij soyuz: problema pravovogo
regulirovaniya dlya Rossijskoj Federacii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 2.
[11] Galuzo V.N., Kanafin N.A. O nesovershenstve termina «formy' tamozhennogo kon-trolya» v tamozhennom zakonodatel'stve Tamozhennogo Soyuza i v zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii o tamozhennom dele // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2015. № 6.
[12] Galuzo V.N., Lortkipanidze T.V. Dekodifikaciya tamozhennogo zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii: pro et contra // Zakon i pravo. 2011. № 6.
[13] Galuzo V.N., E'riashvili N.D., Shmatkov I.I. Dekodifikaciya tamozhennogo zakonodatel'stva i Rossijskoj Federacii i v Respublike Belarus' (sravnitel'no-pravovoj analiz) // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry'. 2014. № 4.
[14] Galuzo V.N., Yakupov R.X. Ugolovny'j process: Uchebnik. 7-e izd., pererab. M.: TEIS, 2013.
[15] Evrazijstvo: istoki, koncepciya, real'nost' / Pod red. M.S. Mejera, V.A. Mixaj-lova, Zh.S. Sy'zdy'kovoj. M.: Pablis, 2014.
[16] Kalamkaryan R.A. Kodifikaciya mezhdunarodnogo prava i sovremenny'j miroporya-dok: Monografiya. M.: Nauka, 2008.
[17] Kotkovec S.P. Pravovaya sistema Rossii v kontekste tendencij globalizacii: Av-toref. diss. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2010.
[18] Obshhepriznanny'e principy' i normy' mezhdunarodnogo prava, mezhdunarodny'e do-govory' v praktike konstitucionnogo pravosudiya: Materialy' Vserossijskogo soveshhaniya (g. Moskva. 24 dekabrya 2002 g.) / Pod red. M.A. Mityukova, S.V. Kaby'sheva, V.K. Bobrovoj, A.V. Sy'chevoj. M.: Mezhdunarodny'e otnosheniya, 2004.
[19] Oficial'ny'j sajt Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza - «http://www. eaeunion.org/» (12.04.2017 g.).
[20] Postanovlenie VS RSFSR ot 12.12.1991 g. «O ratifikacii Soglasheniya o sozda-nii Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv» // Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR. 1991. № 51. St. 1798.
[21] Pravovaya sistema Rossii (problemy' teorii i praktiki): Kollektivnaya monogra-fiya / Otv. red. V.D. Neutov. Rostov-na-Donu, 2011.
[22] Pravovaya sistema Rossii v usloviyax globalizacii i regional'noj integracii (teoriya i praktika) / Pod red. S.V. Poleninoj, E.V. Skurko. M.: Formula prava, 2006.
[23] SZ RF. 2007. № 49. St. 6079; 2012. № 53 (chast' I). St. 7579; 2014. № 11. St. 1094.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018
[24] SZ RF. 2010. № 48. St. 6252; 2018. № 1 (chast' I). St. 54.
[25] SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.
[26] Tkachenko S.V. Pravovaya sistema Rossii (Konfliktny'j potencial): Monografiya. Samara: SamGUPS, 2015.
[27] Federal'ny'j zakon ot 16.06.1995 g. «O mezhdunarodny'x dogovorax Rossijskoj Fe-deracii» // SZ RF. 1995. № 29. St. 2757; 2007. № 49. St. 6079; 2012. № 53 (chast' I). St. 7579; 2014. № 11. St. 1094.
[28] Federal'ny'j zakon ot 26.10.2017 g. «O ratifikacii Dogovora o Tamozhennom ko-dekse
Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza» // SZ RF. 2017. № 47. St. 6843.
[29] Shaxraj S.M. Globalizaciya i pravovaya sistema Rossii: Monografiya. SPb.: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2003.
[30] Yakupov R.X. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie pro-blemy'): Monografiya. M.: MVShM MVD RF, 1993.
[31] Yakupov R.X. Pravoprimenenie v ugolovnom processe Rossii (yuridicheskie pro-blemy'): Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. M.: YuI MVD RF, 1993.
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ www. publish. law-books, ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Vредактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;
Sформатирование и подготовка рукописи к верстке; Sверстка рукописи;
■S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), •Sпечать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № Т • 201S