Э. П. купринов, Ю. А. Тютюненко
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ РОССИИ: КАКОВА ПЕРСПЕКТИВА?
Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов формирования и использования таможенных платежей, обеспечивающих значительную часть доходов федерального бюджета. Снижение роли этих платежей в составе государственных доходов России в условиях экономической интеграции вызывает необходимость аккумуляции их части в форме специального фонда адресной поддержки отечественных производителей.
Ключевые слова: бюджет; государственные доходы; налоги; недостоверное декларирование; таможенные платежи; фонд таможенной поддержки; цены.
Объективное снижение в структуре федерального бюджета доли доходов за счет таможенных платежей в условиях экономической и таможенной интеграции выдвигает на повестку дня актуальную задачу поиска альтернативных способов формирования и использования государственных доходов в интересах отечественного производства. При вступлении России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) это снижение произойдет главным образом за счет уменьшения и даже «обнуления» части ставок таможенных пошлин, изменения структуры импорта и экспорта, общей либерализации налогообложения в стране.
Перспективы российской экономики на пути инновационной модернизации заставляют выдвигать и обсуждать предложения по радикальному изменению
бюджетного процесса, перестройке налоговой системы, перераспределению финансовых ресурсов между регионами, отраслями и федеральным центром, чему может содействовать также использование таможенных инструментов. Их применение регламентируется Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разработанным в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС и в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Таможенный кодекс является неотъемлемой частью Договора о ТК ТС, одобренного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 17 на уровне глав государств.
По вопросам, связанным с уплатой таможенных платежей в части, позволяющей это сделать в рамках национального законодательства, в закон включены положения, касающиеся уплаты авансовых платежей, форм уплаты таможенных пошлин, налогов и момента исполнения обязанности по их уплате. Урегулированы вопросы, связанные со сроком уплаты таможенных сборов, порядком их исчисления, уплатой, возвратом (зачетом) и взысканием, а также случаи, когда таможенные сборы не взимаются.
В числе фискальных инструментов поддержки национальной экономики важнейшим остается таможенная стоимость. Экономические функции таможенной стоимости и ее контроля связаны не только с максимизацией объема взимаемых таможенных платежей, но и с обеспечением эффективности применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и защиты экономических интересов отечественных производителей. Важным негативным фактором, снижающим объем собираемых платежей, является недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров. Этому способствуют также недостатки в методическом и информационном обеспечении оценки налоговой базы таможенного обложения.
Современная система таможенных платежей прошла несколько этапов развития. Началом ее развития можно считать период 1991-1993 гг., который ознаменовался вступлением в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации [1], Закона РФ «О таможенном тарифе» [2], Таможенного кодекса РФ [3] (далее - ТК РФ) и иных законодательных актов. В результате сформировалась система таможенных платежей, к которым были отнесены таможенные пошлины, НДС и акцизы, таможенные сборы и иные виды сборов и платежей.
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» таможенные платежи (кроме таможенных сборов и иных платежей) были отнесены к федеральным налогам. Вопросы взимания таможенных платежей регламентировались в общем виде ТК РФ, более детально - многочисленными подведомственными актами ГТК России. Поступление денежных средств от участников ВЭД в это время осуществлялось на рублевые и валютные счета таможенных органов, открытые в кредитных учреждениях для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Таможенные сборы и иные платежи (пени, штрафы) предназначались для пополнения фонда развития таможенной службы.
Введение в действие в 1999 г. части первой Налогового кодекса РФ (далее -НК РФ) коснулось и таможенных платежей. Многие вопросы, касающиеся изменения срока уплаты, исчисления пеней, порядка взыскания, возврата таможенных платежей, стали предметом рассмотрения НК РФ (правда, в большинстве
случаев с учетом особенностей таможенного законодательства). Этот период можно рассматривать как период сближения налогового и таможенного законодательства.
Начиная с 2000 г. для всех бюджетных организаций (в том числе и таможенных органов) были предусмотрены лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. Таким образом, после введения в действие первой части НК РФ была предпринята попытка приведения таможенных платежей в соответствие с принципами налоговой системы. Однако предусмотренные НК РФ подходы, не в полной мере учитывающие особенности таможенного обложения, создали предпосылки для обоснования направления государственной политики, связанного с попыткой вступления России в ВТО, и вытекающей из этого необходимости приведения национального законодательства в соответствие с требованиями этой организации.
Изменения, произошедшие в начале ХХ1 в., были направлены на формирование новой системы регулирования таможенных платежей, отличающейся от законодательства о налогах и сборах. В период 2004-2005 гг. произошли существенные изменения таможенного, налогового, бюджетного законодательства, сокращение количества видов таможенных платежей и выведение таможенных пошлин из системы федеральных налогов. Таможенные сборы в нее так и не были включены. Произошло дальнейшее разграничение налогового и таможенного законодательства.
Достоинствами нового ТК РФ, вступившего в силу с 1 января 2004 г., явились определение законодательной базы таможенных платежей, установление порядка взыскания, возврата, обеспечения уплаты таможенных платежей, изменения срока их уплаты. Причем многие положения НК РФ в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, утратили силу [4].
Таким образом, общность таможенных платежей и налогов (законодательная база, обязательность уплаты, перечисление в федеральный бюджет) не нашла отражение в порядке их взимания. Различия коснулись порядка исполнения обязанности по уплате (в частности, возможности уплаты таможенных платежей третьими лицами, определения момента исполнения обязанности), способов обеспечения уплаты таможенных платежей, механизма принудительного взыскания.
С развитием бюджетного законодательства в таможенных органах вводится оперативный и бюджетный учет таможенных платежей. Перечисление таможенными органами таможенных платежей в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации.
Необходимость устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения положений ТК РФ, устранения некоторых противоречий с НК РФ, а также сокращение доходной части федерального бюджета за счет внешнеэкономической деятельности в условиях мирового финансового кризиса обусловили необходимость совершенствования администрирования таможенных платежей. Результаты многочисленных обсуждений поправок в ТК РФ нашли отражение в федеральных законах «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» [6], которые вступили в силу с 1 октября 2009 г.
Более 30 статей ТК РФ, касающихся взимания таможенных платежей, подверглись изменениям, появились новые статьи. Внесение поправок в ТК РФ направлено на совершенствование таможенного администрирования в части уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей.
Перечень таможенных платежей был установлен ТК РФ. В соответствии с ним таможенные платежи - это таможенные пошлины (ввозные и вывозные), налоги (ввозные НДС и акциз), сборы (за таможенное сопровождение и оформление), взимаемые таможенными органами. Кроме взимания таможенных платежей таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам. Такими являются: внутренние налоги (подп. 26 п. 1 ст. 11 ТК РФ); специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (п. 3 ст. 318 ТК РФ).
Все виды платежей, взимаемых таможенными органами, включая средства, получаемые в счет возмещения затрат на хранение товаров на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов, подлежат перечислению в федеральный бюджет. В современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина.
Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Таможенные платежи занимают особое место среди государственных доходов.
В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета РФ. Если представить соотношение налоговых поступлений и поступлений от взимания таможенных платежей в федеральный бюджет за четыре года (2007-2010 гг.), то удельный вес последних в общей сумме бюджетных поступлений неуклонно увеличивался (табл.).
С точки зрения бюджетного планирования определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин являются первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения более высокого уровня жизни граждан необходимо создание устойчивой базы в виде развития реального сектора экономики, т. е. многоотраслевого отечественного производства. Это позволит формировать государственные доходы преимущественно за счет налоговых поступлений от национальных отраслей народного хозяйства.
Для кардинальной финансовой помощи отечественным производителям целесообразно создать фонд их таможенной поддержки, который можно было бы пополнять за счет части таможенных доходов федерального бюджета, не связанных с налогообложением соотечественников. Эта часть доходов в настоящее время
формируется преимущественно за счет импортных пошлин. Реализация адресной финансовой помощи из этого фонда поддержки национальных производителей может осуществляться в различных формах. Ими могут стать субсидии, субвенции, дотации. С ними возможно взаимодействие таких инструментов, как госзаказы, вложения финансовых средств фонда в создание производственной и социальной инфраструктуры отечественных заводов.
Таблица
Структура доходов федерального бюджета РФ в 2007-2010 гг}
Доходы федерального бюджета 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма, млрд. руб. удельный вес, % сумма, млрд. руб. удельный вес, % сумма, млрд. руб. удельный вес, % сумма, млрд. руб. удельный вес, %
Всего доходов 7 781,1 100 9 275,9 100 7 337,8 100 8 303,8 100
Всего налоговых доходов: 4 420,6 56,81 4 991,9 53,81 3 724,4 50,75 4 258,3 51,28
- ввозные таможенные пошлины 488 6,27 625,6 6,74 467,2 6,37 345 4,15
- вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 151,5 14,80 1 784,8 19,24 1203 16,39 1672,4 20,14
- вывозные таможенные пошлины на газ природный 302,6 3,89 490,2 5,28 433 5,90 193,26 2,33
- вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 330,5 4,25 522,6 5,63 378,8 5,16 603,76 7,27
- прочее 1 087,9 13,98 860,8 9,3 1 131,4 15,43 1 231,08 14,83
- всего неналоговых доходов 3 360,5 43,19 4 284 46,19 3 613,4 49,25 4 045,5 48,72
1 Данные сайта Министерства финансов РФ. URL: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.
Эффективность таможенной поддержки отечественного производства может быть обеспечена, однако при существенном уменьшении бремени налогообложения, которое чрезмерно для отечественного бизнеса. Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что применение защитных таможенных мер элиминировалось чрезмерным налогообложением в ряде отраслей. Следовательно, расчет таможенных пошлин и налогов должен осуществляться совместно.
Для обеспечения гарантий успеха и минимизации рисков во внешнеторговой и таможенной деятельности необходимо ориентироваться на использование позитивных факторов отечественного производства и внутреннего рынка. Это более надежный принцип государственного маркетинга, чем выявление благоприятных внешних факторов ценообразования, требующее значительных усилий и информации.
В условиях экономической интеграции международное разделение и кооперация труда могут стать важными факторами инновационной модернизации российской экономики. Для России в настоящее время важен приток как производительного, так и финансового капитала. Таможенные платежи, взимаемые за импорт
товаров через российскую границу, можно рассматривать в качестве особого рода импортируемого капитала, которым пока монопольно распоряжается государство в лице Министерства финансов РФ.
Важным условием финансовой обеспеченности страны остаются ее экспортные возможности. Экспортируемые российские товары ряда сырьевых отраслей, хотя и более дорогие в силу действия неблагоприятных факторов производства, остаются, тем не менее, важным финансовым внешнеторговым фактором модернизации экономики. При пересечении таможенной границы вывозимыми и ввозимыми товарами необходимо осуществлять мониторинг их таможенной стоимости как естественной базы формирования таможенных платежей. Полноту сбора этих платежей в ближайшей перспективе можно обеспечить лишь при тщательной таможенной оценке товаров и пресечении ее занижения.
Основными путями борьбы с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием следует считать:
- внедрение современной системы управления рисками и методов предварительного информирования между таможенными органами о стоимости товаров по группам риска;
- применение информационных технологий в анализе таможенной стоимости при оформлении товаров с применением принципа выборочного контроля;
- создание информационной базы внешнеторговых цен.
При этом для объективизации таможенной оценки товаров и более активного наблюдения за внешнеторговыми ценами целесообразно создать индикативную модель цен объединенного таможенного пространства ЕврАзЭС, организовать мониторинг цен с использованием специальных макроэкономических продуктовых моделей базовых товаров российского экспорта и импорта.
Использованные источники
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
3. Таможенный кодекс РФ. Закон РФ от 18.06.1993 № 5221-1.
4. Таможенный кодекс РФ. Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ. Ст. 438.
5. Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 27.09.2009 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации».