Научная статья на тему 'Экономическая сущность таможенных платежей'

Экономическая сущность таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2950
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS PAYMENTS / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Дмитрий Юрьевич

Бюджетная система Российской Федерации и её доходная часть являются важнейшими составляющими национальной экономики. Существенную роль в формировании доходов федерального бюджета играют таможенные органы. Таможенные платежи занимают значительную долю в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации. Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора таможенных доходов федерального бюджета Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The budget system of the Russian Federation and its revenue part are the most important components of the national economy. Customs authorities play a significant role in the formation of the federal budget revenues. Customs payments occupy a significant share in the formation of the revenues of the federal budget of the Russian Federation. The organization of control over the correctness of the calculation, completeness and timeliness of payment of customs payments is a function of the customs authorities as administrator of customs revenues of the federal budget of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность таможенных платежей»

то очевидно, что в следующий раз взятка уже будет значительно больше и коррупционер «входит во вкус» в своей неправомерной деятельности.

Также сюда можно отнести, например, неприкосновенность судей, что значительно повышает чувство безнаказанности и соответственно - взяточничество.

Так можно ли победить коррупцию в правоохранительных органах, если коррупционерами являются сами стражи закона? Мы считаем, коррупцию полностью победить практически невозможно, но в наших силах ее значительно минимизировать, такими способами как введения жесткого закона о противодействии коррупции; повышать контроль за благосостоянием работников правоохранительных органов; воспитывать в гражданах неприязнь к коррупции. На наш взгляд, это самые эффективные методы борьбы с коррупцией.

Таким образом, в стране значительно снизится преступность, ведь коррупционный оборот российских взяточников составляет около одной трети ВВП. Это означает, что треть всех произведенных товаров и услуг, треть всего совокупного труда страны отбирается у нас коррупцией. Это значит, что каждый из нас треть жизни работает просто бесплатно. Это прямой ущерб всей экономике и гражданам в целом. Коррупция отнимает и уничтожает наш труд и наши силы. Пока в стране коррупция мы не представляет конкуренции остальным экономически развитым странам, ведь это огромный тормоз для всей экономики страны

Уничтожив коррупцию, Россия станет одной из самых богатейших стран мира, в России повысится уровень ВВП, соответственно вырастет уровень жизни населения, повысятся пенсии у пенсионеров, а рынок снизит цены на латентный налог на коррупцию, который платит каждый гражданин нашей страны. Уничтожив коррупцию наша жизнь стала бы намного безопаснее, т. к. работники правоохранительных органов, замешанные в коррупционных преступлениях сами же и являются преступниками, это волки в овечьих шкурах, которые представляют угрозу для законопослушных граждан.

47

Итак, что же нужно нашей стране для уничтожения коррупции?

Для уничтожения коррупции необходим комплекс законов, делающих коррупцию не выгодной в материальном отношении. Чтобы сделать коррупцию материально невыгодной нужен экономически противовес, т.е. нужно поощрение сотрудников органов за борьбу с коррупцией, также нужны жесткие меры направленные на борьбу со взятниче-ством, т.е. внедрение очень жестких рамок для взяточников, чтобы у взяточника была полная конфискация имущества и тюремное заключение на долгий срок, если каждый коррупционер будет знать эту ответственность, то просто ему будет не выгодно брать взятки, также введение проверки на полиграф всех государственных служащих независимо от их статуса и звания.

Таким образом, если будут введены все выше приведенные меры, то коррупция поглотится сама собой, так как будет страх перед законом.

Список использованных источников

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).

2. Аналитическая справка «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно -процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за первое полугодие 2016 года».

3. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов-на-Дону, 1998. Сер. Учебники и учебные пособия.

4. Судебники 15-16 вв. С.141.

5. URL: rospravosudie.com

6.

URL: http ://genproc. gov. ru/anticor/doks/document-1124023/

7.URL: https ://www.pravda. ru/news/society/27-07-2017/1343512-korrupcia-0/

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Лазарев Дмитрий Юрьевич

Аспирант направления подготовки: «Экономика и управление народным хозяйством» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы

АННОТАЦИЯ

Бюджетная система Российской Федерации и её доходная часть являются важнейшими составляющими национальной экономики. Существенную роль в формировании доходов федерального бюджета играют таможенные органы. Таможенные платежи занимают значительную долю в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации. Организация контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей является функцией таможенных органов как администратора таможенных доходов федерального бюджета Российской Федерации.

ABSTRACT

The budget system of the Russian Federation and its revenue part are the most important components of the national economy. Customs authorities play a significant role in the formation of the federal budget revenues.

Customs payments occupy a significant share in the formation of the revenues of the federal budget of the Russian Federation. The organization of control over the correctness of the calculation, completeness and timeliness of payment of customs payments is a function of the customs authorities as administrator of customs revenues of the federal budget of the Russian Federation.

Ключевые слова: таможенные платежи, таможенные органы, федеральный бюджет, администрирование таможенных платежей, Евразийский экономический союз.

Keywords: customs payments, customs authorities, the federal budget, administration of customs payments, the Eurasian Economic Union.

В настоящее время государственный бюджет любой страны основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи - это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

«Таможенные платежи - это таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, пени и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации» [3, с. 47]. Таким образом, таможенные платежи взимаются со всех лиц, пересекающих таможенную границу в соответствии с таможенной процедурой. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант [4].

Существуют следующие виды таможенных платежей:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

Таблица 1 - Характеристика таможенных платежей

Целесообразно более подробно рассмотреть каждый из видов таможенных платежей.

Таможенные пошлины по характеру внешнеторговой операции подразделяются на ввозные и вывозные.

Наибольший перечень товаров подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Они уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный и др.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

5) таможенные сборы.

Классификация таможенных платежей представляет следующую структуру:

- таможенные пошлины (ввозная, вывозная, компенсационная, антидемпинговая, специальная);

- налоги (налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе, акциз, взимаемый при ввозе);

- таможенные сборы (таможенные сборы за таможенные операции, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение).

В таблице 1 представлена характеристика таможенных платежей по их видам.

территорию Евразийского экономического союза товарам, в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, могут временно применяться особые пошлины:

1) специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная пошлина.

Специальные защитные, антидемпинговые и

компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозных таможенных пошлин [1].

Правовые основы применения таможенных пошлин закреплены в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается Таможенным

Вид Характеристика

Таможенная пошлина Обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [4].

Налог на добавленную стоимость, который отчисляется в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза Косвенный налог, представляющий собой изъятие в бюджет части стоимости товара, которая создается на всех стадиях процесса производства в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза [2].

Акциз, который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза Косвенный налог, который взимается при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза таможенными органами [2].

Таможенные сборы Обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров [4].

кодексом Таможенного союза. С 1 января 2018 года

- Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Налог на добавленную стоимость - форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, поскольку его бремя ложится не на производителя, а на конечных потребителей товара. Налогом на добавленную стоимость облагаются товары при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Обязанность по взиманию налога на добавленную стоимость при ввозе товаров возлагается на таможенные органы. Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров определяется в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации [2].

Акциз - косвенный налог, применяемый к товарам повышенного спроса, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателем при таможенном оформлении ввоза товаров в Российскую Федерацию [2].

Акциз взимается таможенными органами с подакцизных товаров, перечень которых приведён в Налоговом кодексе Российской Федерации. Государство использует акцизы не только для получения доходов бюджета, но и для регулирования спроса и предложения на отдельные товары и услуги.

Правовое регулирование порядка применения акцизов и налога на добавленную стоимость осуществляется Таможенным кодексом Таможенного союза и внутренним законодательством Российской Федерации.

Что касается таможенного сбора - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенными операциями, хранением или сопровождением товаров.

Соответственно, можно выделить следующие виды таможенных сборов:

1) таможенные сборы за таможенные операции

- уплачиваются при декларировании товаров либо совершении иных таможенных операций;

2) таможенные сборы за таможенное сопровождение - уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

3) таможенные сборы за хранение - уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

49

Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей. Исчисление сумм, подлежащих уплате таможенных сборов, производится в валюте Российской Федерации - российских рублях.

Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации, ограничиваются примерной стоимостью услуг таможенных органов и не могут превышать ста тысяч рублей [5]. При подаче декларации в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от установленных ставок таможенных сборов за таможенные операции.

Вывозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы, а также таможенные сборы подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза осуществляют таможенные органы.

Также в качестве особых форм уплаты таможенных платежей следует рассматривать платежи, уплачиваемые физическими лицами в отношении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования в виде совокупного таможенного платежа и по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

Следует отметить, что включение тех или иных платежей в состав таможенных платежей является во многом условным и определяется в значительной степени особенностями действующей системы таможенного регулирования. Так, в Европейском союзе в состав таможенных платежей были включены антидемпинговые и компенсационные пошлины; ранее в России в состав таможенных платежей входили плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. Различным был состав таможенных платежей государств-членов Евразийского экономического союза до вступления в Евразийский экономический союз (таблица 2).

Таким образом, таможенным законодательством предусмотрены платежи различной экономической и правовой природы, что в конечном счете сказалось и на особенностях их администрирования.

Взимаемые таможенными органами платежи уплачиваются (взыскиваются) в том государстве-члене Евразийского экономического союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства.

Таблица 2 - Характеристика таможенных платежей государств-членов Евразийского экономического союза до и после вступления в Евразийский экономический союз_

Государство -член Евразийского экономического союза Характеристика таможенных платежей до вступления в Евразийский экономический союз

Республика Казахстан 1. Таможенные пошлины. 2. Таможенные сборы. 3. Сборы. 4. Плата за предварительное решение.

Российская Федерация 1. Ввозные таможенные пошлины. 2. Вывозные таможенные пошлины. 3. Таможенные сборы. 4. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе. 5. Акцизы, взимаемые при ввозе.

Республика Беларусь 1. Ввозные таможенные пошлины. 2. Вывозные таможенные пошлины. 3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. 4. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе. 5. Акцизы, взимаемые при ввозе.

Республика Армения 1. Таможенные пошлины. 2. Таможенные сборы. 3. Таможенные платежи за предоставление услуг в области таможенного дела.

Кыргызская Республика 1. Таможенные пошлины. 2. Таможенные сборы. 3. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе. 4. Акциз, взимаемый при ввозе. 5. Сезонные пошлины.

Характеристика таможенных платежей после вступления в Евразийский экономический союз

1. Ввозные таможенные пошлины. 2. Вывозные таможенные пошлины. 3. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе. 4. Акциз, взимаемый при ввозе. 5. Таможенные сборы.

В таблице 3 представлена структура таможенных платежей в разрезе всех видов таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в

Таблица 3

Суммы фактически перечисленных таможенных платежей можно прокомментировать следующим образом. Как видно из таблицы 3, в 2013 году по сравнению с 2012 годом таможенные платежи незначительно снизились на 16 млрд. руб. (0,2%). Данная ситуация прогнозировалась как следствие вступления России во Всемирную торговую организацию и начала работы ограничительных механизмов, и соответственно снижение объемов экспорта и импорта, а также ряда пошлин на некоторые товары. В соответствии с договоренностями при присоединении ко Всемирной торговой организации, с 1 сентября 2013 снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров [6, с. 233]. Согласно

2006-2016 гг., % к общей сумме таможенных платежей.

Протоколу о присоединении России к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации, изменениям подлежал Единый таможенный тариф стран Таможенного союза, что затронуло около 10% импортных пошлин. По расчетам, при переходе на новую редакцию единого таможенного тарифа средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%.

Таким образом, важнейшей задачей таможенных органов Российской Федерации является максимальное содействие внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Современная таможенная служба в своем развитии

- Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2006-2016 гг.

Наименование таможенного платежа 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Таможенные сборы, % 1,74 2,09 1,7 0,5 0,26 0,39 0,33 0,44 0,29 0,87 0,92

Вывозная таможенная пошлина, % 66,19 56,39 60,90 57,00 57,93 61,50 62,20 61,81 65,31 55,52 53,02

Ввозная таможенная пошлина, % 11,93 15,00 13,30 13,00 13,09 10,50 10,00 9,09 8,00 9,67 11,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Акциз, % 0,60 0,80 1,00 0,69 0,80 0,80 0,80 0,87 0,85 1,12 1,25

НДС, % 19,54 25,72 23,30 24,00 25,73 23,30 23,70 23,79 22,97 32,82 33,09

Общая сумма таможенных платежей, трлн. руб. 2,86 3,25 4,70 3,52 4,33 6,03 6,58 6,57 7,10 5,01 4,40

вынуждена балансировать между двумя тенденциями:

1) обеспечение полноты поступления доходов в федеральный бюджет при должном осуществлении таможенного контроля;

2) содействие развитию бизнес-сообщества путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику посредством максимального упрощения таможенных процедур и формальностей.

Существующие возможности таможенных органов Российской Федерации позволяют успешно решать эти две задачи, однако все более динамичное развитие мировой торговли, информационных технологий, а также новые угрозы и вызовы требуют выхода на новую, качественно иную ступень развития администрирования таможенных платежей.

Список использованных источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - № 32.

3. Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования ВЭД и экономики России: учеб. пособие. - М.: Финансы и кредит, 2014. - С. 47-49.

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 29. - Ст. 4291.

6. Шангараев Р.Н., Лобас Е.В. Таможенные платежи в структуре федеральных доходов Российской Федерации в контексте обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Московского Университета МВД России. - 2016. - № 7. - С. 233-236.

PROBLEMS OF ENTREPRENEURIAL ENVIRONMENT OF GEORGIA IN _THE FIELD OF SMALL BUSINESS_

Maia Chechelashvili,

Doctor of Economics, Professor of Georgian Technical University

Ramaz Otinashvili,

Doctor of Economics, Professor of Georgian Technical University

Tamar Lagvilava,

The Doctoral Student of Georgian Technical University

ABSTRACT

The article deals with modern problems of the business environment of Georgia related to the development of small business. The authors analyze theoretical problems and, at the same time, pay special attention to substantiating the main directions of implementation of foreign experience in Georgia, as well as the prospects for the formation and development of a favorable business environment in the country.

Keywords: Small business, entrepreneurship, implementation.

One of the central institutions and the main driving force of modern economy is entrepreneurship. Today, entrepreneurship is the most important sphere of the economy, driving the main factors of production and ensuring the economic growth of any country. One of the main directions of business development is small business.

World experience shows that small business plays an essential role in the economic process. Small business promotes support at an appropriate level of economic competitiveness; acceleration of innovation processes; the formation of the middle class and the growth of employment; approximation of the production of goods and services to the consumer and expansion, renewal of its range; business activity necessary for economic growth. The development of small business ensures the development of a competitive environment. Competition stimulates enterprises to find a new one, contributes to overcoming inertia, gives an innovative dynamic to its development.

Innovative activity of small enterprises and their ability to use new technologies are striking, as they are

often poorly provided with resources, have a small research budget and unskilled labor.

In Georgia, the market successfully operates those enterprises that develop innovative activities, creating new products, technologies or improving human capabilities. The spread of new technologies plays an important role in the economy, forcing it to revive, and the small business sector to be dynamic and productive, for example, the spread of computers has reduced the costs in many small businesses.

Another important aspect of the activity of small enterprises in Georgia is the creation of a middle class, which so far is not comparable in size and influence to that which exists abroad. The growth of the middle class is evidence of a "civilized", "developed" society. Unfortunately, the middle class, in the classical sense, is practically absent in Georgia. In cities there is an in-terlayer (according to various estimates of Georgian specialists, from 9% to 14% of the population), which can be conditionally classified as middle class. In the main part, it is unstable, has no significant ownership, because of the weakness of its position is not capable

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.