Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ: МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ'

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ: МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3516
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Елена Николаевна, Завьялова Екатерина Олеговна

В современных условиях национальные цели в сфере экономики, в том числе связаны с дальнейшим укреплением конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, поддержкой национальных производителей, стимулированием инвестиционной активности. Одним из условий их реализации является применение регулирование внешнеторговой деятельности посредством предоставления льгот. Цель данной статьи - анализ и систематизация существующих таможенных льгот в рамках наднационального и национального законодательства. Грамотная и прозрачная организация системы таможенных льгот позволяет не только сэкономить финансовые ресурсы участникам ВЭД, но и повышает инвестиционную привлекательность государства. В процессе исследования законодательства ЕАЭС на предмет таможенных льгот выявлено, что разные виды льгот установлены различными нормативно-правовыми актами, отсутствует понятная и четко выстроенная система. В статье систематизированы существующие таможенные льготы, охарактеризованы основные правила их применения. Раскрыто содержание каждого вида таможенных льгот. Проведен анализ предоставленных льгот по таможенным платежам Российской Федерации в различные периоды интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS BENEFITS: MECHANISM OF ESTABLISHMENT AND PRACTICE IN THE APPLICATION

In the current context national goals in the field of economy are associated with further strengthening the competitiveness of Russian products on world markets, supporting national producers, stimulating investment activity. One of the conditions for their implementation is the application of regulation of foreign trade activities through the granting of benefits. The purpose of this article is to analyze and systematize the existing customs privileges within the framework of supranational and national legislation. A competent and transparent organization of system customs benefits allows not only foreign trade participants to save financial resources, but also to increase the investment attractiveness of the state. In the process of studying the EAEU legislation for customs privileges, it was revealed that different types of benefits are established by various regulatory legal acts; there is no understandable and clearly built system. The existing customs privileges are systematized and the basic rules for their application are described in the article. The content of each type of customs benefits has been disclosed. The analysis of the customs benefits in the Russian Federation during various periods of integration was carried out.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ: МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 339.54

Е.Н. Орлова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Е.О. Завьялова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ: МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В современных условиях национальные цели в сфере экономики, в том числе связаны с дальнейшим укреплением конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, поддержкой национальных производителей, стимулированием инвестиционной активности. Одним из условий их реализации является применение регулирование внешнеторговой деятельности посредством предоставления льгот. Цель данной статьи — анализ и систематизация существующих таможенных льгот в рамках наднационального и национального законодательства. Грамотная и прозрачная организация системы таможенных льгот позволяет не только сэкономить финансовые ресурсы участникам ВЭД, но и повышает инвестиционную привлекательность государства. В процессе исследования законодательства ЕАЭС на предмет таможенных льгот выявлено, что разные виды льгот установлены различными нормативно-правовыми актами, отсутствует понятная и четко выстроенная система. В статье систематизированы существующие таможенные льготы, охарактеризованы основные правила их применения. Раскрыто содержание каждого вида таможенных льгот. Проведен анализ предоставленных льгот по таможенным платежам Российской Федерации в различные периоды интеграции. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Таможенное регулирование, таможенные льготы, преференции, таможенные платежи, тарифные льготы.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 12 мая 2021 г.; дата принятия к печати 19 июля 2021 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2021 г.

E.N. Orlova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

E.O. Zavyalova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

CUSTOMS BENEFITS: MECHANISM OF ESTABLISHMENT AND PRACTICE IN THE APPLICATION

ABSTRACT. In the current context national goals in the field of economy are associated with further strengthening the competitiveness of Russian products on world markets, supporting national producers, stimulating investment activity. One of the conditions for their implementation is the application of regulation of foreign trade activities through the granting of benefits. The purpose of this article is to analyze and systematize the existing customs privileges within the framework of supranational and national legislation. A competent and transparent organization of system customs benefits allows not only foreign trade participants to save financial resources, but also to increase the investment attractiveness of the state. In the process of studying the EAEU legislation for customs privileges, it was revealed that different types of benefits are established by various regulatory legal acts; there is no understandable and clearly built system. The existing customs privileges are systematized and the basic rules for their application are described in the article. The content of

© Орлова Е.Н., Завьялова Е.О., 2021

each type of customs benefits has been disclosed. The analysis of the customs benefits in the Russian Federation during various periods of integration was carried out. KEYWORDS. Customs regulation, customs benefits, preferences, customs payments, tariff privileges.

ARTICLE INFO. Received May 12, 2021; accepted July 19, 2021; available online August 31, 2021.

Регулирование внешнеторговой деятельности посредством льгот является одним из важнейших направлений таможенного регулирования, поскольку благосостояние государства определяется не только внутренним состоянием экономики, но и уровнем развития внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующей его росту. С точки зрения подходов к регулированию внешнеэкономической деятельности необходимо отметить, что в российской и зарубежной практике сложились протекционистский и фритредерский подходы. Первый предусматривает установление высоких ставок на ввозимые товары, посредством чего обеспечиваются благоприятные условия для развития отечественного производства. При втором подходе, напротив, устанавливаются пониженные ставки ввозных пошлин с целью поощрения ввоза иностранных товаров.

Специфика таможенных льгот заключается в том, что они могут применять как для поощрения ввоза (вывоза) отдельных видов товаров, так и в связи с необходимостью соблюдения государством принципов международного права, например, установления пониженных или нулевых ставок при ввозе товаров из развивающихся или наименее развитых стран и т.д. [1]. Кроме того, таможенные льготы как правило применяются при установлении торговых правил в рамках территории с особым экономическим статусом (ОЭЗ) [2]. В отношении товаров, которые могут оказать негативное воздействие на внутренний рынок, таможенные льготы не вводятся.

Законодательство не раскрывает содержание понятия «таможенная льгота». В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) приведено понятие льгот по уплате таможенных платежей через перечисление непосредственно видов существующих платежей: льготы по уплате ввозной, вывозной пошлины, налогов, а также таможенных сборов.

В научной литературе к таможенным льготам относят любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров (например, С.В. Халипов [3], Л.И. Гончаренко, А.А. Артемьев [4], О.Ю. Бакаева, И.С. Кочубей [5]).

Таким образом, таможенные льготы можно классифицировать в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера. Такое разделение льгот позволяет выделить льготы финансового характера (связанных с таможенными платежами) и административного характера (в области осуществления таможенных операций и таможенного контроля) (см. рис. 1.).

Льготы по уплате таможенных платежей подразделяются, как указано ранее, в соответствии с таможенным законодательством в зависимости от вида платежа:

— тарифные льготы и преференции, т.е. льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин. Они могут предоставляться в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Также в научной литературе рассматривается в качестве льготы возможность изменения в отдельных случаях срока уплаты пошлин, а также возврата ранее уплаченной пошлины;

— льготы по уплате налогов (НДС, акциза);

Рис. 1. Виды таможенных льгот

— льготы по уплате таможенных сборов (за таможенные операции, хранение, сопровождение).

Отличительной особенностью «тарифных льгот» и «тарифных преференций» является основание их предоставления. Тарифные преференции представлены в виде пониженных ставок, но в зависимости от страны происхождения товара. Во всех иных случаях, когда страна происхождения не является определяющим фактором, преимущества (исключения) принято называть «тарифными льготами». Основания предоставления тарифных льгот могут быть различны. Учитываться могут такие факторы как:

— категория товаров — наиболее распространенное основание (например, ввоз оборудования, аналоги которого не производятся в стране ввоза, произведений искусства и т.д.);

— цель ввоза (например, освобождение при ввозе товаров иностранными учредителями в качестве вклада в уставный капитал);

— стоимость ввозимого товара (так, на основании ст. 135 и 225 ТК ЕАЭС пошлины не взимаются при применении процедуры временного ввоза или выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров таможенной стоимостью не более 200 евро, ввозимых в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу);

— избранная таможенная процедура.

На рис. 2 представлен обзор освобождений (полностью или частично) в зависимости от применяемой таможенной процедуры.

В зависимости от субъекта, которому предоставлены льготы, можно выделить освобождения физических лиц, юридических лиц, а также дипломатических, консульских и иных официальных представительств иностранных государств на основании гл. 42 ТК ЕАЭС.

Традиционными для мировой практики являются льготы, установленные для физических лиц в виде полного освобождения от таможенных платежей при перемещении товаров для личного пользования при условии соблюдения некоторых

Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов

• Таможенный транзит (ст. 142 ТК ЕАЭС)

• Отказ в пользу государства (ст. 251 ТК ЕАЭС)

• Беспошлинная торговля (ст. 243 ТК ЕАЭС)

Освобождение от уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин и налогов, их возврат

Реэкспорт (ст. 238, 242 ТК ЕАЭС)

Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, за исключением отходов, образовавшихся в результате уничтожения

Уничтожение (ст. 248, 250 ТК ЕАЭС)

Полное или частичное освобождение от уплаты ввозных пошлины \ и налогов для продуктов переработки (облагается только стоимость произведенной переработки); полное условное освобождение от уплаты вывозной пошлины для перерабатываемых товаров

Переработка вне таможенной территории (ст. 176, 186, п. 2 ст. 160 НК РФ)

Полное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов

• Временный ввоз (допуск) (ст. 219, 223 ТК ЕАЭС) Полное условное освобождение от уплаты таможенной пошлины

Переработка для внутреннего потребления (ст. 188 ТК ЕАЭС) Временный вывоз (ст. 227, 232 ТК ЕАЭС)

Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов

• Переработка на таможенной территории (ст. 163 ТК ЕАЭС)

• Свободная таможенная зона (ст. 201 ТК ЕАЭС)

• Свободный склад (ст. 211 ТК ЕАЭС)

• Специальная таможенная процедура (ст. 253 ТК ЕАЭС)

• Таможенный склад (ст. 155, 162 ТК ЕАЭС)

Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе, возврат вывозной таможенной пошлины

• Реимпорт (ст. 235, 237 ТК ЕАЭС)

Рис. 2. Тарифные и налоговые льготы в соответствии с таможенными процедурами

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2021. Т. 12, № 3 ISSN 2411-6262 2 0 21, vol. 12, no. 3

ограничений количественных и стоимостных или уплачивается совокупный таможенный платеж.1 В данном случае, как правило, не применяются запреты и ограничения экономического характера. Стоит выделить физических лиц, признаваемых беженцами, вынужденными переселенцами, а также переселяющимися на постоянное место жительство. В отношении бывшего в употреблении ввозимого имущества также установлены освобождения при соблюдении определенных условий.2 Юридические лица — участники ВЭД получают таможенные льготы, применяя специальные упрощения, а также преимущества при уплате таможенных платежей.

В зависимости от степени освобождения можно выделить льготы, предусматривающие полное или частичное освобождение от уплаты пошлины. Существуют и иные виды тарифных льгот, связанных не с их размером, а со сроком уплаты, например предоставление плательщику отсрочек и рассрочек по уплате таможенной пошлины.

Под льготами по таможенным операциям понимаются преимущества, связанные с упрощением помещения товара под таможенную процедуру, уменьшением сроков, перечня представляемых документов и сведений, как следствие, сокращением времени прохождения всех таможенных процедур и расходов участников внешнеэкономической деятельности. Перечень видов льгот по таможенным операциям представлен на рис. 3.

В качестве льгот административного характера, как представляется, можно выделить освобождения от отдельных форм таможенного контроля. В основном они связаны с проведением досмотровых операций. Таможенный кодекс ЕАЭС также содержит такие основания для освобождения. Например, это относится к отдельным международным почтовым отправлениям: аэрограммы, почтовые карточки и письма, литература для слепых. Они предъявляются таможенным органам лишь в случае, когда есть подозрения, что такая корреспонденция содержит запрещенные товары или товары, подпадающие под ограничения (абз. 2 п. 1 ст. 317 ТК ЕАЭС). Согласно п.2 ст. 321 ТК ЕАЭС перечень лиц, личный багаж которых освобождается от таможенного досмотра, существенно пополнился по сравнению с ТК ТС. Так, освобождение применяется в отношении представителей законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти государств-членов, а так же бывшие президенты государств-членов и члены их семей. Касаемо несоюзных государств, таможенный досмотр не проводится в отношении их глав, глав правительств и министров иностранных дел, прибывших с рабочими визитами.3

Возможность освобождения от применения запретов и ограничений в литературе часто базируется на основании п. 3 ст. 101 Договора о ЕАЭС. Договор содержит положение о том, что не применяются международные договоры, касающиеся вопросов освобождения от запретов и ограничений. Однако, это объясняется пока отсутствием наработанной нормативной базы в рамках Договора, и действующие на дату его вступления в силу решения ЕАЭС применяются в части, не противоречащей Договору [8]. Исключения и преимущества в сфере запретов и ограничений установлены в отдельных случаях. Например, ввоз кормовых добавок и готовых кормов для кошек и собак в потребительской упаковке осуществляется без разрешения на ввоз [9]. Так товары относятся к объектам ветеринарного контроля, но их ввоз осуществляется с применением преимуществ.

1 Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1967. Вып. XXI. С. 259-278.

2 Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования : Решение Совета ЕЭК от 20 дек. 2017 г. № 107 : (ред. от 28 мая 2019) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза : (в ред. Протокола от 29 мая 2019) // СПС «КонсультантПлюс».

Рис. 3. Виды льгот по таможенным операциям [3; 7]

Необходимо отметить, что дифференциация таможенных льгот является условной. Преимущества при перемещении одного и того же товара гут носить различный характер. Так, установлены льготы и при осуществлении таможенных операций, и при взимании таможенных платежей в случае ввоза гуманитарной помощи, поскольку такой ввоз не только осуществляются в первоочередном порядке, но и освобождается от уплаты пошлин, налогов. Кроме того, льготы административного способствуют снижению расходов участников внешнеэкономической деятельности.

Особое значение для участников ВЭД имеют освобождения от уплаты ввозной и вывозной пошлины, относящиеся к льготам по таможенным платежам. Они призваны стимулировать рост объемов внешнеторговых сделок и предпринимательскую активность. Регулирование применения льгот по таможенным платежам закреплено на двух законодательных уровнях: наднациональном — международные соглашения и договоры, национальном — внутреннее законодательство стран ЕАЭС (рис. 4).

Тарифные преференции зависят от страны происхождения товара и предоставляют участникам ВЭД возможность использовать льготную ставку ввозной таможенной пошлины: нулевую либо сниженную. Тарифные преференции и правила их применения берут свое начало в таможенном законодательстве РФ. В дальнейшем, в результате интеграции России, Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз была образована единая система преференций, то есть страны-участницы стали использовать общие список преференциальных товаров и список преференциальных стран,

Тарифные преференции

Решение Совета Евразийской экономической конференции

Тарифные льготы

Таможенный кодекс ЕАЭС

Международные договоры государств-членов ЕАЭС

Законодательство государств-членов ЕАЭС

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов

Законодательство государств-членов ЕАЭС

Рис. 4. Нормативное регулирование установления льгот по уплате таможенных платежей в ЕАЭС

из которых происходит товар, применяя одинаковые правила определения страны происхождения товара. На сегодняшний день Решением Совета ЕЭК от 6 апреля 2016 г. № 47 (ред. от 19.12.2019 г.) «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» установлены правила применения тарифных преференций в ЕАЭС.

На рис. 5. представлено нормативное закрепление единой системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран.

Рис. 5. Схематичное представление системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран Составлен по данным на основе таможенного законодательства

Стоит отметить, что перечень преференциальных товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (высшего органа Союза) от 13.01.2017 г. № 8 (в ред. решения Совета ЕЭК от 05.03.2021 г. № 11).

В соответствии с Решением Совета ЕЭК «Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран», утвержденным 14 июня 2018 г., товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны в следующих случаях:

- когда он полностью произведен в данной стране;

- когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Применение тарифной преференции подчинено определенному порядку, который изображен на рис. 6.

Стоит отметить, что если хотя бы одно из обязательных условий не выполняется, то тарифная преференция применена быть не может.

Как отмечалось ранее, все остальные упрощения и преимущества, предоставляемые по таможенным пошлинам, кроме тарифных преференций, относятся к тарифным льготам.

Рис. 6. Алгоритм применения условий предоставления тарифной преференции

Правовой основой их предоставления является Таможенный кодекс ЕАЭС, Договор о Евразийском экономическом союзе (Приложение № 6 к Договору о Евразийском экономическом союзе «Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании»), Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (ред. от 23.04.2021 г.). Необходимо отметить, что тарифные льготы устанавливаются в виде полного освобождения от ввозной пошлины ввоза отдельных видов товаров, валюты, ценных бумаг, транспортных средств.

Законодательство Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции также дает право на льготы. Для реализации соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим (гл. 26.4 Налогового кодекса РФ), которым определены особенности исчисления налогов иностранными инвесторами, осуществляющими добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, а также освобождающий их от уплаты ряда налогов и сборов, а также таможенных пошлин. Так, при ввозе на территорию нашей страны товаров для выполнения работ по СРП, а также при вывозе в дальнейшем произведенной в рамках соглашений продукции не взимаются таможенные пошлины.

Помимо освобождения от уплаты или снижения ставки пошлины, к тарифным льготам относится тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Следуя мировой практике, страны ЕАЭС установили тарифные квоты в отношении импорта сельскохозяйственных товаров4. Суть тарифной квоты заключается в установлении количественного ограничения на ввоз товара по сниженной ставке таможенной пошлины. При ввозе сверх установленного объема участник ВЭД вынужден платить таможенную пошлину по повышенной ставке. Установление и распределение тарифных квот между странами-участницами Союза осуществляет Комиссия ЕЭК5. Чтобы товар прошел таможенные формальности в рамках тарифной квоты импортеру необходимо получить соответствующую лицензию. Так, в РФ за получением лицензии в отношении товаров, ввозимых по тарифной квоте, нужно обратиться в Министерство промышленности и торговли РФ. Стоит иметь в виду, что осуществление таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в рамках тарифной квоты, происходит только в той стране Союза, в которой была получена распределенная квота и выдана лицензия. Установление тарифных квот при ввозе самостоятельно регламентируется государствами-членами ЕАЭС6.

Возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин (глава 9 Закона о таможенном регулировании7) является, по своей сути, еще одним видом тарифных льгот, так как предоставляет участнику ВЭД преимущества в форме от-

4 К таким товарам отнесены товары, которые классифицируются в группах 1-24 гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, а также такие товары, как маннит, Б-глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин, альбумины, желатин, декстрины, модифицированные крахмалы, сорбит, шкуры, кожа, сырье пушно-меховое, шелк-сырец, отходы шелковые, шерсть животных, хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, лен-сырец и пенька-сырец.

5 В качестве примера можно привести установление на 2021 г. странами ЕАЭС тарифных квот в отношении мясных продуктов. Например, квота на ввоз свинины в Россию и Казахстан составит 0 тыс. т, в Белоруссию — 20 тыс. т, в Кыргыстан — 3,5 тыс. т, в Армению — 10 тыс. т. При ввозе свинины сверх квоты применяются ставки в соответствии с Единым таможенным тарифом.

6 В Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 г. (ред. от 18.03.2021 г.) № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств — участников соглашений о Таможенном союзе» установлены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной.

7 О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ : (ред. от 20.04.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

срочки (рассрочки). То есть, государство готово пойти на уступки и изменить срок уплаты таможенных пошлин на более поздний безвозмездно, однако необходимо соблюдение определенных условий. Чтобы получить отсрочку (рассрочку) обязательным условием является наличие обстоятельств, поименованных в таможенном законодательстве, например, задержка бюджетного финансирования или оплаты государственного заказа. Так же импортером не должен быть превышен максимальный срок отсрочки или рассрочки — 6 месяцев, а товар необходимо поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период с 2007 г. по 2020 г. рассмотрение динамики предоставления льгот по уплате таможенных платежей, позволяет сделать вывод, что их сумма в абсолютном выражении не имеет четко выраженной тенденции, наблюдаются периоды как спада, так и роста. Максимальное значение наблюдается по итогам 2020 г., что было вызвано расширением тарифных льгот в отношении ввозимых товаров для производства лекарственных средств и средств индивидуальной защиты медицинского назначения в целях предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции (рис. 7).

Значительный скачек (на 60 %) произошел в 2010 г. по сравнению с 2009 г., что отчасти обусловлено началом функционирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Данный эффект был обусловлен не только снижением средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин нового единого тарифа, но и снижением ставок российского таможенного тарифа, который действовал до интеграции России, Белоруссии и Казахстана. Так, свыше чем на 300 тарифных позиций (таких как, технологическое оборудование, устройства и механизмы) ставки пошлин стали нулевыми, а на 1 500 тарифных позиций ставки были сни-

ч а

ч

900

800

S 700

£

600 500 400 300 200 100 0

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Сумма предоставленных льгот по таможенным платежам, млрд р. —■- Отношение льгот к совокупной сумме поступивших таможенных платежей, %

Рис. 7. Динамика предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в Российской Федерации за период 2007—2020 гг.

Составлен по данным справочных материалов к заседанию коллегии ФТС России о деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2007—2020 гг. URL: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2021. Т. 12, № 3 ISSN 2411-6262 2 0 21, vol. 12, no. 3

жены. С учетом структуры и динамики импорта, в 2009 г. уровень средневзвешенной ставки ввозных таможенных пошлин при условии учета льгот и преференций составил 10,61 %, в 2010 г. — 9,87 %, в 2011 г. — 10,05 %, в 2012 г. — 9,91 %.8 Членство в ВТО обусловило необходимость принятия нового таможенного тарифа и поэтапного снижения средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины. В 2019 г. процесс поэтапного снижения завершился, и средневзвешенный тариф находится на уровне 4,5—4,8 %9. [10]

РФ

Таможенный союз

Евразийский экономический союз

100 80 60 40 20 0

2008 2009 2010 2011 2012 2015 2016 2017 2018 2019 2020

□ В отношении иных товаров

□ В отношении природного газа, поставляемого в Турецкую Республику через акваторию Черного моря по Соглашению о «Голубом потоке»

□ В отношении товаров, ввозимых и вывозимых с территории ОЭЗ в Калининградской области

■ В отношении товаров, перемещаемых в рамках СРП Рис.8. Структура льгот по уплате таможенных платежей (2008—2020 гг.), %

Составлен на основе данных ежегодных сборников «Таможенная служба Российской Федерации» за 2008—2012 гг., 2015—2020 гг. URL : https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii.

В разрезе оснований предоставления льгот, как это видно из рис. 8, наибольшие потери в доходах федерального бюджета РФ принесли льготы по таможенным платежам, при ввозе (вывозе) товаров на (с) территории особой экономической зоны в Калининградской области, и продукции, перемещаемой в рамках СРП. Выделяется 2020 г., поскольку пандемия внесла коррективы и наибольший удельный вес в структуре по видам льгот стали занимать другие позиции. Авторами были выделены этапы интеграции России со странами союзных государств, при этом структура льгот по таможенным платежам существенно не изменилась в динамике, что говорит о сохранении основных направлений и специфики предоставления льгот по таможенным платежам.

8 Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.; Основные направления таможенно-тарифной политики на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. // СПС «КонсультантПлюс».

9 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.; Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг. // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, таможенные льготы (в том числе по таможенным пошлинам) представляют собой преимущества, предоставляемые отдельным категориям лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Закрепление в законодательстве таможенных льгот является действенным инструментом таможенной политики, позволяющей стимулировать рост производства и реализации продукции в государстве, и в то же время, формировать конкурентную среду. Однако таможенные льготы имеют не только стимулирующий характер, но и в ряде случаев обусловлены реализацией государством принятых на себя обязательств при международном взаимодействии и сотрудничестве по предоставлению таможенных льгот отдельным субъектам или в отношении отдельных товаров. С точки зрения законодательного закрепления многие таможенные льготы, к таковым не относятся, но по своей экономической и правовой сущности являются именно таможенными льготами (например, отсрочки, рассрочки, квотирование, упрощения при применении определенных таможенных процедур). Современная система таможенных льгот представляется очень запутанной и сложноорганизован-ной. Причиной тому служит их установление на наднациональном и национальном законодательных уровнях. Так таможенные льготы в настоящее время закреплены Таможенным кодексом ЕАЭС или международными договорами стран-участниц ЕАЭС, а также национальным законодательством стран-участниц ЕАЭС. В то же время наличие таможенных льгот в законодательстве повышает инвестиционную привлекательность государств, их предоставляющих, которая, в свою очередь, относится к актуальным факторам для развития регионов [11, с. 149]. Важным аспектом является наличие эффективной методики оценки применения таможенных льгот [12], которая поможет анализировать и контролировать реализацию системы таможенных льгот в государстве, с целью содействия экономическому росту.

Список использованной литературы

1. Кочубей И.С. Классификация правовых льгот в области таможенного дела / И.С. Кочубей // Право и государство: теория и практика. — 2007. — № 10 (34). — С. 122-127.

2. Синенко О.А. Практика применения таможенных льгот в рамках территорий с особым экономическим статусом АТР / О.А. Синенко // Инновационное развитие экономики. — 2020. — № 3 (57). — С. 123-134.

3. Халипов С.В. Таможенные льготы в праве Евразийского экономического союза и законодательстве Российской Федерации / С.В. Халипов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2017. — № 4. — С. 107-113.

4. Гончаренко Л.И. Теоретические и практические проблемы применения льгот в сфере таможенного обложения в условиях функционирования Таможенного союза (Белоруссия-Россия-Казахстан) / Л.И. Гончаренко, А.А. Артемьев // Инновационное развитие экономики. — 2012. — № 4 (10). — С. 25-29.

5. Бакаева О.Ю. Льготы в таможенном законодательстве / О.Ю. Бакаева, И.С. Кочубей // Право и экономика. — 2008. — № 5. — С. 94-102.

6. Архитектоника современного налогообложения потребления : монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 399 с.

7. Буваева Н.Э. Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений / Н.Э. Буваева, А.Н. Шашкина // Административное и муниципальное право. — 2018. — № 2. — С. 1-9.

8. Дубинский Н.А. Договор о Евразийском экономическом союзе: документ, регулирующий внешнеэкономическую деятельность / Н.А. Дубинский // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2015. — № 3. — С. 44-53.

9. Федотов Д.Ю. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учеб. пособие / Д.Ю. Федотов. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2020. — 204 с.

10. Чепинога О.А. Внешняя торговля России в современных условиях / О.А. Чепино-га. — DOI : 10.17150/2411-6262.2015.6(5).20 // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6, № 5. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=20381.

11. Бубнов В.А. Регион как объект управления в рыночной экономике / В.А. Бубнов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика И.Ф. Решетнева. — 2015. — № 3 (43). — С. 147-150.

12. Попович Е.Н. Контроль льгот по уплате таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе / Е.Н. Попович // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 4. — С. 184-186.

Информация об авторах

Орлова Елена Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: OrlovaEN@bgu.ru.

Завьялова Екатерина Олеговна — старший преподаватель, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: nalog.audit@mail.ru.

Authors

Elena N. Orlova — PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: OrlovaEN@bgu.ru.

Ekaterina O. Zavyalova — Senior Lecturer, Department of International Relations and Customs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: nalog.audit@mail.ru.

Для цитирования

Орлова Е.Н., Завьялова Е.О. Таможенные льготы: механизм установления и практика применения / Е.Н. Орлова, Е.О. Завьялова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).2 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3.

For Citation

Orlova E.N., Zavyalova E.O. Customs Benefits: Mechanism of Establishment and Practice in the Application. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).2. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.