Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ СО СТРАНАМИ ШОС'

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ СО СТРАНАМИ ШОС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
646
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ШОС / ДОГОВОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хохлова Н.А., Воронина А.Д., Антонова Е.А.

В данной статье рассматриваются основные цели Шанхайской организации сотрудничества, роль и значение участия России в ней, стремление России к углублению внешнеполитической координации. Состояние и реализация направлений ШОС на современном этапе, а также перспективы использования политических и экономических ресурсов для стимулирования национальной экономики. Проведённый анализ дает возможность утверждать, что в современных условиях Россия выполняет координирующую роль, то есть является связующим звеном, что определяет в перспективе новую стратегию: укреплять позиции участия в экономических проектах, что необходимо как для России, так и для ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хохлова Н.А., Воронина А.Д., Антонова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE SCO COUNTRIES

This article discusses the main goals of the Shanghai Cooperation Organization, the role and significance of Russia's participation in it, Russia's desire to deepen foreign policy coordination. The state and implementation of the SCO directions at the present stage, as well as the prospects for using political and economic resources to stimulate the national economy. The analysis makes it possible to assert that in modern conditions Russia performs a coordinating role, that is, it is a link, which determines a new strategy in the future: to strengthen the position of participation in economic projects, which is necessary for both Russia and the SCO.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ СО СТРАНАМИ ШОС»

ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РФ СО СТРАНАМИ ШОС

Н.А. Хохлова, студент А.Д. Воронина, студент Е.А. Антонова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-3-175-179

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные цели Шанхайской организации сотрудничества, роль и значение участия России в ней, стремление России к углублению внешнеполитической координации. Состояние и реализация направлений ШОС на современном этапе, а также перспективы использования политических и экономических ресурсов для стимулирования национальной экономики. Проведённый анализ дает возможность утверждать, что в современных условиях Россия выполняет координирующую роль, то есть является связующим звеном, что определяет в перспективе новую стратегию: укреплять позиции участия в экономических проектах, что необходимо как для России, так и для ШОС.

Ключевые слова: международное таможенное сотрудничество, ШОС, договоры, экономическая безопасность, национальная экономика.

Для укрепления стабильности и экономической безопасности, а также противодействия терроризму, сепаратизму государств-участниц была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Организация способствует развитию международного сотрудничества и экономической безопасности, а также создаёт благоприятные условия в области торговли между странами-участницами.

К основным целям ШОС относятся:

- укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами;

- содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других;

- совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. [1]

Россия является одной из крупных стран-участниц ШОС. Она сфокусировала особое внимание на проблеме региональной безопасности, проведя ряд мероприя-

тий, направленных на совершенствование уже наработанных форм сотрудничества и одобрение новых [2].

В рамках ШОС у России появляются возможности привлечения трудовых ресурсов из среднеазиатских республик, а также увеличение сотрудничества в области инвестиций и технологий с Китаем [3].

В основе укрепления ШОС лежит стремление России к углублению внешнеполитической координации.

Также основным направлением является противодействие терроризму. Реализация данного направления связана с улучшением и повышением функционального потенциала антитеррористических структур ШОС.

Кроме того, в рамках ШОС Россия совместно со странами-участницами способствует продвижению многополярного мира, противостоянию гегемонии и политики силы.

Россия намеревается придать новую динамику экономическому взаимодействию между государствами-членами ШОС в торговой, производственной, транспортной, энергетической, финансовой, инвестиционной, сельскохозяйственной, таможенной, телекоммуникационной,

инновационной и других представляющих взаимный интерес сферах, в том числе путем использования передовых, ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий.

Не так давно Федеральная таможенная служба России представила международный проект «Зелёный коридор» по созданию и реализации благоприятных условий для торговли между Российской Федерацией и соответствующими иностранными государствами. Данный проект предусматривает приоритетный порядок совершения таможенных операций, и неприменение отдельных форм таможенного контроля.

Международные отношения между Россией и Китаем имеют высокую динамику развития и характеризуется прочной правовой базой. Между этими странами в рамках сотрудничества ШОС подписано 12 договоров. Основная суть их заключается во взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора, сотрудничестве в области управления рисками и безопасности цепи поставок товаров при перевозках в целях облегчения торговли.

17 апреля 2019 года между Россией и Таджикистаном были подписаны 17 новых документов о совместном сотрудничестве, в том числе:

— Соглашение между Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан и Федеральной таможенной службой и об организации упрощенного порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан («Упрощённый таможенный коридор»).

— Межведомственный протокол о соблюдении фитосанитарных требований при ввозе в Российскую Федерацию плодоовощной продукции высокого фитоса-нитарного риска из Республики Таджикистан.

— Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Республику Таджикистан от 6 февраля 2013 года.

- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Министерством финансов Республики Таджикистан и Министерством финансов Российской Федерации.

Причины расширения стратегического сотрудничества России и Таджикистана не только экономические. Важным фактором является то, что политическая поддержка азиатского государства равняется защите от угроз с афганистанской стороны [4].

Российско-киргизские отношения также имеют характер стратегического союзничества и отличаются высоким уровнем взаимодействия, в том числе на многосторонней основе в рамках ШОС. 22 сентября 2020 года прошло очередное заседание Межправительственной российско-

киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, где рассматривался широкий спектр вопросов, включая вопросы реализации и нормирование пунктов пропуска и лабораторной базы к единым требованиям ЕАЭС, а также возможность производства автомобилей для рынка Киргизии.

В 2021 году президенты России и Узбекистана подписали Комплексную программу экономического сотрудничества между правительствами этих стран на 2022-2026 годы. Данный документ предполагает таможенно-экономическое взаимодействие с использованием электронной торговли и искусственного интеллекта. Программа охватывает множество приоритетных сфер, а именно:

- торговлю;

- промышленную кооперацию;

- сельское хозяйство;

- финансы и др.

Что касается последнего, то в прошлом году ФТС РФ и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан было подписано соглашение, цель которого - получение от ГТК Республики Узбекистан информацию о перемещении физическими лицами наличных денежных средств.

Россия и Узбекистан в рамках проекта «Упрощенный таможенный коридор» при-

няли решение о процессе распространении его действия на текстильные товары.

Также в декабре 2021 года прошел саммит между Россией и Индией, в процессе которого президента обеих стран признали необходимость ускорения таможенных процедур и договорились оптимизировать оформление грузов при пересечении границы. Однако государства отказались от проекта "Зеленый коридор" в пользу соглашения о взаимном признании уполномоченных экономических операторов и меморандума о взаимопонимании по обмену и предварительному направлению таможенных данных.

В 2021 году разработаны несколько проектов по совершенствованию инфор-

мационного обмена с другими странами, в том числе проект по внедрению электронных систем сертификации происхождения товаров из разных стран, включая Пакистан. Также в прошлом году стало известно о том, что Россия совместно с упомянутой ранее исламской республикой намерена реализовать проект «Пакистанский поток», идея которого заключается в строительстве газопровода на территории Пакистана российскими компаниями.

В качестве показателей успешной и результативной деятельности Российской Федерации со странами-участницами ШОС могут выступить статистические данные, представленные в таблице.

Таблица. Объем товарооборота между Россией и странами ШОС за 2019-2021 гг., млрд долл. США_

2019 2020 2021 2021 г. в % к

2019 г. 2020 г.

Китай 110,8 107,8 146,9 132,6 136,3

Казахстан 19,6 17,2 101,5 517,6 590,1

Таджикистан 0,9 0,8 1,4 155,6 175

Киргизия 1,9 1,7 2,5 131,6 147,1

Узбекистан 6,6 5,6 7 106,1 125

Индия 11 9 12 109,1 133,3

Пакистан 0,5 0,9 0,6 120 66,7

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества являются важными рынками для российского экспорта промышленной продукции и машиностроения, который увеличился в период с 2019 г. по 2021 г. почти в 2 раза (150,8 млрд долл. в 2019 году и 271,3 млрд долл в 2021 году) и достиг 564,2 млрд долл за три года.

Так, в 2021 году по сравнению с 2019 годом значительно вырос совокупный объем экспорта и импорта сотрудничества России с Китаем на 36,1 млрд долл.

Также положительная динамика наблюдается во внешнеторговом взаимодействии РФ с Казахстаном, объем товарооборота которого составил 101,5 млрд долл, что в 5 раз и на 81,9 млрд долл больше аналогичного показателя в 2019 году.

Объем товарооборота между Россией и Таджикистаном в 2021 году составил 1,4 млрд долларов. Данный показатель не

только превысил все значения, которые были до мировой пандемии, но и стал историческим максимумом за последние 10 лет. Так, товарооборот между этими странами за 2021 год по сравнению с 2020 годом увеличился на 39%. Рост объемов российского экспорта достигается в том числе за счет продовольственных товаров, оборудования и химической продукции.

Положительное торговое сотрудничество также наблюдается между Россией и Киргизией. Так, например, за предыдущий год по сравнению с 2019 годом их товарооборот вырос в 1,5 раза.

По итогам 2020 года Россия была в числе ведущих партнеров с Узбекистаном с долей 15,7% в его общем внешнеторговом обороте, несмотря на ограничения, связанные с нестабильной ситуацией в мире в условиях пандмемии. Согласно данным Минфина, рост российского импорта в Узбекистан был обусловлен увеличением поставок машин и оборудования.

Также в 2020 году на фоне пандемии коронавирусной инфекции объем российско-индийского товарооборота уменьшился по сравнению с 2019 годом на 17,5% -до 9 млрд долларов. Однако уже в 2021 году товарооборот достиг максимального значения за три года и составил 12 млрд долларов. Россия экспортирует в Индию машины и оборудование, фармацевтические и продовольственные товары, драгоценные камни и металлы. Из Индии в Россию экспортируются лекарственные средства, машинное оборудование и текстиль.

Максимальное значение товарооборота между Россией и Пакистаном было достигнуто, как ни странно, в 2020 году и составило 0,9 млрд долл, что на 0,4 и 0,3 млрд долл больше, чем в 2019 и 2021 годах соответственно. Наибольшую долю структуры внешнеторгового оборота составили такие товарные группы, как продукты животного и растительного происхождения, пластмассы и древесина.

Исходя из вышесказанного, прослеживается чёткое понимание того, что Шанхайская организация сотрудничества игра-

ности и глобальной стабильности стран, входящих в неё. В нынешних условиях страны ШОС не должны допустить возвращения практики борьбы двух мировых систем.

Наличие того факта, что Афганистан, будучи каналом незаконной перевозки наркотических средств, граничит с несколькими странами-участницами является неоспоримым преимуществом для России. Поскольку именно поддержка со стороны этих стран оказывает содействие в пресечении наркотрафика.

Кроме того, в рамках БРИКС и ШОС активно развивается идея перехода на взаимные расчёты в национальных валютах, что позволит устранить торговые барьеры и предотвратить развитие терроризма вследствие «прозрачности» банковских операций.

С учётом эффективной и слаженной работы стран участниц организации, можно говорить о том, что азиатские страны могут способствовать России в обходе санкций в это непростое, с политической и экономической точки зрения, время.

ет большую роль в поддержании безопас-

Библиографический список

1. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.sectsco.org/

2. Ахмедзянов Р.Р, Рыбаков Д.С. Современное состояние и перспективы развития торгового сотрудничества России и Китая // Modern Economy Success. - 2020. - №6. - С. 116119.

3. Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Новый форма инвестиционного сотрудничества России и Китая // Дневник науки. - 2019. - №12 (36). - С. 29.

4. Конаровский М.А. Россия - ШОС: некоторые элементы стратегии // Вестник международных организаций. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 149-161.

5. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровиза-ции взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. - № 6. - С. 18-21.

CUSTOMS COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE SCO

COUNTRIES

N.A. Khokhlova, Student A.D. Voronina, Student E.A. Antonova, Student

Supervisor: R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. This article discusses the main goals of the Shanghai Cooperation Organization, the role and significance of Russia's participation in it, Russia's desire to deepen foreign policy coordination. The state and implementation of the SCO directions at the present stage, as well as the prospects for using political and economic resources to stimulate the national economy. The analysis makes it possible to assert that in modern conditions Russia performs a coordinating role, that is, it is a link, which determines a new strategy in the future: to strengthen the position of participation in economic projects, which is necessary for both Russia and the SCO.

Keywords: international customs cooperation, SCO, treaties, economic security, national economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.