Научная статья на тему 'Таможенное администрирование и необходимость формирования новых подходов к его организации'

Таможенное администрирование и необходимость формирования новых подходов к его организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
765
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / CUSTOMS ADMINISTRATION / CUSTOMS TARIFF POLICY / TARIFF LEGISLATION / CUSTOMS ORGANS / CUSTOMS SERVICE REFORMING / CUSTOMS ORGANS OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иващенко Марина Владимировна

Таможенное администрирование призвано сбалансировать публичные и частные интересы участников таможенных правоотношений. На основе анализа законодательства и практики работы таможенных органов РФ автор указывает на необходимость построения новой модели таможенного администрирования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иващенко Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs administration and the need of forming new approaches to its organization

Customs administration is called to balance public and private interests of customs legal relations participants. The author analyzed tariff legislation and Russian customs organs practice and points out the need of building of customs administration new model in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенное администрирование и необходимость формирования новых подходов к его организации»

Иващенко М.В.

Таможенное администрирование и необходимость формирования новых

подходов к его организации

Государство в целях формирования модели правового воздействия на развитие внешнеторговой деятельности, позволяющей сбалансировать публичные и частные интересы различных участников таможенных правоотношений, организует деятельность по таможенному администрированию.

Приступая к анализу и обобщению его опыта, следует иметь в виду, что при организации администрирования перед таможенной службой стоит задача, «объединяющая две трудносовместимые стороны». С одной стороны, основной функцией таможенной службы выступает создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, с другой - таможенные органы - система, обеспечивающая взимание таможенных платежей, контролирующая правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, принимающая меры по их принудительному взысканию. То есть в таможенном администрировании как виде управленческой деятельности изначально присутствует проблема разграничения фискальных, контрольно-надзорных и правоохранительных функций.

А.Б. Новиков указывает, что таможенное администрирование как процедура реализации методов административно-правового воздействия может осуществляться в позитивной или негативной формах деятельности, эксплуатирующих, соответственно, коммуникативно-позитивные и коммуникативно-негативные методы. Разграничение указанных методов определяется характером коммуникации государственных органов и субъектов, испытывающих государственное воздействие. В соответствии с заданной моделью развития нашего общества государственное принуждение в системе правового регулирования должно противопоставляться не убеждению и стимулированию, а государственно-общественному взаимодействию, или государственно-частному партнерству в его широком понимании [1,с. 174-175].

На практике же в таможенном администрировании долгое время преобладала установка на «жесткое» управление, что противоречило заданной модели развития нашего общества в целом и внешней торговли в частности. Так, в период начала становления таможенной службы в 1991-1995 гг. преобладание коммуникативно-негативных методов принуждения при реализации фискальной и правоохранительной функций таможенных органов было вызвано условиями кризисного развития экономики страны.

В 1995-1997 гг., исходя из необходимости эффективного пресечения таможенными органами контрабанды, утечки капиталов и таможенных правонарушений, усиление фискальной функции таможенной службы, повышение роли и значения ее правоохранительных функции также во многом были связаны с реализацией коммуникативно-негативных методов принуждения.

Способом преодоления сохраняющихся в международной торговле элементов особого режима, установленного ранее для стран с нерыночной экономикой, и стимулом в проведении реформы экономической и правовой системы стал вопрос о присоединении России к ВТО. В 1992 г. страна унаследовала от СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), начался процесс присоединения к нему. В связи с созданием с 1995 г. ВТО заявление России было переоформлено в просьбу о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).

На совершенствование механизма управления в области таможенного дела в рамках требуемой модели его развития была направлена Федеральная целевая программа развития таможенной службы на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. В определяемых ФЦП направлениях реализации фискальной функции таможенной службы присутствовали большие разграничения позитивной и негативной форм деятельности. Однако, несмотря на это, доминирующее положение в таможенном администрировании по-прежнему занимали правоотношения власти - принуждения, поскольку ФЦП реализовывалась в условиях экономического кризиса, сложной социально-политической ситуации в стране.

Нацеленность таможенной политики на первоочередное обеспечение фискальных интересов государства и «жесткое» таможенное администрирование привели к ситуации, когда большинство субъектов ВЭД, ощутив тяжесть непосильного налогово-пошлинного бремени в области таможенного дела, начали искать различные схемы облегчения налоговых нагрузок и ухода от таможенных платежей. Внешняя торговля стала криминализироваться, в государственно-правовую среду глубоко проникали злоупотребление властью, коррупция, что влекло за собой огромные потери для федерального бюджета. «...При сегодняшнем уровне таможенного администрирования, - отмечалось в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 г., - система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. необходимо освобождение

предпринимателей от административного гнета ... надо кардинально упростить таможенную систему» [2].

План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. подтвердил курс на интеграцию в мировую экономику. Таможенно-тарифная политика России стала осуществляться применительно к ее переговорной позиции о вступлении в ВТО, а таможенная реформа переориентироваться на «.нахождение эффективного соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов за счет. снижения и максимальной унификации таможенных пошлин, укрепления. таможенного администрирования».

Таким образом, признаки обеспечения позитивной коммуникации в таможенном администрировании, связанные с противопоставлением государственного принуждения в системе правового регулирования государственно-общественного взаимодействия, стали проявляться в деятельности таможенных органов Российской Федерации не ранее 2001-2003 гг. Практика длительного использования таможенной службы как фискального органа показала, что дальнейшее улучшение ее работы невозможно без серьезного анализа и инвентаризации действующих технологий таможенного оформления и таможенного контроля, совершенствования таможенного администрирования на основе разграничения методов административно-правового воздействия.

Следует иметь в виду, что к указанному времени в мире значительно возрос уровень требований к качеству работы таможенной службы, которое непосредственно было связано с упрощением и автоматизацией таможенных процедур, полным сбором таможенных платежей, предотвращением импорта опасной и некачественной продукции, контролем за ввозом и вывозом опасных отходов, сокращением уровня контрабанды, повышением степени соблюдения таможенного законодательства и эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил. Следуя заявленным курсом, таможенная служба должна была повышать эффективность своей работы, осваивая новые методы регулирования внешнеторговой деятельности и беря на вооружение передовые технологии таможенного дела.

Результаты развития страны за 2002-2004 гг. показали, что экономика России продолжала оставаться относительно закрытой и изолированной в силу «неэффективного таможенного и избыточного валютного регулирования .несоответствия российских стандартов международным». В связи с этим в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005 годы была выделена задача «упрощения таможенного администрирования» за счет «.гармонизации российских стандартов и процедур регулирования с международными, транспарентного и недискриминационного при-менения внешнеэкономического законодательства.».

Коренное изменение содержания таможенного администрирования было невозможно без принятия новой редакции Таможенного кодекса, который в 1993 г. разрабатывался в условиях либерализации внешней торговли, но до принятия Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ и КоАП РФ не был приспособлен к стандартам ВТО. С введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ таможенная служба перешла на работу по мировым стандартам и правилам, основанным на системе анализа и управления рисками при максимальном использовании современных таможенных и информационных технологий. Теперь на первый план выдвинулась не фискальная (не снятая при этом с таможенной службы) задача по обеспечению наполнения дохода бюджета, а задача содействия развитию внешней торговли. Таможенный кодекс РФ 2004 г. содержал значительное количество нововведений по ускорению и упрощению таможенных процедур и в этой части обеспечивал изменение и развитие системы таможенного администрирования. В то же время, например, оставляя практически без изменений порядок определения таможенной стоимости, ТК РФ 2004 г. все же имел явно фискальную направленность. При таких условиях государственное принуждение в системе правового регулирования в области таможенного дела могло быть противопоставлено только убеждению и стимулированию. Для обеспечения его противопоставления государственно-общественному взаимодействию или государственно-частному партнерству требовались дополнительные преобразования, начало реализации которых обеспечили мероприятия административной реформы.

Так, Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было положено начало созданию четырехуровневой системы таможенного администрирования. Данная система, объединенная в единую информационную сеть, обеспечила условия для внедрения системы управления рисками - одной из составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами ВТО.

Реформирование системы таможенных органов было продолжено в рамках иных решений по административной реформе, принятых в 2003-2005 гг. В результате их выполнения созданы новая система и структура таможенных органов, оптимизированы их функции, введена типология функций, стали разрабатываться и внедряться административные регламенты, стандарты государственных услуг, принципы и процедуры управления по результатам. Однако по ряду направлений административной

реформы работы не были начаты. Для повышения эффективности государственного управления в новых условиях разработана Концепция административной реформы в Российской Федерации в 20062010 годах, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р.

Оптимизация функций таможенных органов потребовала отказа от избыточного таможенного администрирования и комплексных мер по его совершенствованию на основе модернизации информационной системы ФТС России, технического переоснащения таможенных органов, создания современной таможенной инфраструктуры.

В рамках выбранных ориентиров развития таможенных органов в практике таможенного администрирования продолжалось активно осваиваться использование возможностей таможенных режимов [3], развивались такие его перспективные направления, как СУР, электронное декларирование, международная перевозка грузов с применением книжки МДП. Способы решения ряда задач административной реформы в области таможенного дела аккумулировала концепция «сервисной таможни» [4].

Стратегическая цель развития Федеральной таможенной службы - развитие до уровня, достаточного для надежного обеспечения экономического развития России в таможенной сфере, качественного таможенного регулирования в интересах создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, потребной защиты отечественных товаропроизводителей, объектов интеллектуальной собственности, максимального содействия внешней торговле, эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями.

В сфере таможенного регулирования предполагается выполнить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица будут реализовывать право на перемещение товаров и транспортных средств через границу Российской Федерации в условиях, отвечающих современным реалиям. Развитие инфраструктуры напрямую связано с реализацией Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Первый этап Стратегии развития Федеральной таможенной службы (2010-2012) нацелен на создание институциональных основ и технологических условий системного перевода таможенной службы на качественно новый уровень развития. Предусматриваются создание таможенно-логистической инфраструктуры, оптимизация функций таможенных органов, меры по наращиванию транзитного потенциала России, в том числе посредством упрощения таможенных процедур по оформлению транзитных грузов. Будут учтены вопросы формирования и последующего развития Таможенного союза ЕврАзЭС. Упор будет сделан на подготовку и переподготовку кадров, развитие социальной сферы с учетом перевода таможенного оформления в приграничные субъекты РФ, развития в них сети транспортно-логистических терминалов.

Второй этап (2013-2020) Стратегии развития предполагает дальнейшее повышение эффективности деятельности таможенной службы по всем направлениям. Будет продолжено развитие институциональной структуры и таможенно-логистической инфраструктуры.

Стратегия не меняет планов вступления России в ВТО, однако и в данном направлении формирования новых подходов к организации таможенного администрирования в настоящее время имеются свои особенности.

Так, по состоянию на май 2009 г. в ВТО входило 153 государства [5], на их долю приходится 96 % мировой торговли. Россия не может не учитывать этого, и летом 2010 г. переговоры о вступлении нашей страны в ВТО в очередной раз были активизированы. В то же время из-за задержки переговоров по ВТО в силу ряда причин Россия в большей степени осуществляет процесс рецепции российским правом норм соглашений ВТО. Указанная работа по внесению изменений в действующее таможенное законодательство и принятию новых нормативных актов происходит в условиях отсутствия официальных переводов соглашений ВТО на русский язык, осуществляется «насколько это позволяют особенности русского языка и правила юридической техники». Кроме того, в рамках развития процесса, связанного с возможным совместным вступлением России, Беларуси и Казахстана в ВТО, рецепция российским правом норм соглашений ВТО стала претерпевать изменения на основе установления особенностей таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза.

Также необходимо иметь в виду, что в целях гармонизации и унификации своего законодательства с нормами международного права и общепринятой международной торговой практикой Россия участвует в международном сотрудничестве в сфере таможенного дела. В этой области существует ряд международных конвенций, к которым она присоединилась. В то же время, развивая отношения с ГАТТ/ВТО и рецепиируя правовые нормы Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также базовых соглашений ВТО в силу заторможенности переговоров, ни к

Киотской конвенции, ни к одному из соглашений ВТО Россия официально пока не присоединилась. Понимая, что высокое качество правовой культуры таможенного администрирования может быть достигнуто только посредством соединения лучшей практики деятельности таможенных органов с положительным опытом мировой торговли, закрепленным в Киотской конвенции, Россия, безусловно, будет вынуждена решать этот вопрос. Ускорению решения этого вопроса способствует вступление в силу ТК ТС, основанного на ее положениях, активная позиция государств-участников Таможенного союза ЕврАзЭС по вопросу присоединения к Конвенции.

Гармоничным продолжением и развитием норм Киотской конвенции являются принятые 23 ию-ня 2005 г. Всемирной таможенной организацией Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, устанавливающие стандарты взаимодействия таможенных администраций и стандарты взаимодействия таможни и торговли. Россия, являясь членом Всемирной таможенной организации с 1992 г., приняла на себя международные обязательства по реализации данных стандартов. Их внедрение способствует решению таких задач в рамках таможенного администрирования, как: автоматизация информационных таможенных технологий; внедрение системы электронного декларирования; использование средств радиационного обнаружения в досмотровом оборудовании; осуществление сотрудничества и обмена информацией по вопросам безопасности цепей поставок. Государственная стратегия реализации указанных задач закреплена в Концепции развития таможенных органов, утвержденной Правительством РФ 14.12.2005 № 2225-р.

Россия формально остается участницей или активно выступает за развитие таможенной интеграции в рамках СНГ, создаваемого Союзного государства с Беларусью, ЕврАзЭС и созданного на его основе трехстороннего Таможенного союза.

Основой процесса таможенного сотрудничества государств - бывших союзных республик в составе Союза ССР - являются Соглашение о создании СНГ и Устав СНГ, предусматривающие наряду с иными сферами сотрудничества и интеграции создание зоны свободной торговли между участниками СНГ и образование Таможенного союза. Положения данных актов получили развитие в многочисленных документах, имеющих непосредственное отношение к созданию Таможенного союза в рамках СНГ, но остающихся в большинстве своем фактически нереализованными.

Важным направлением планов России по созданию Таможенного союза с соседними государствами является развитие таможенной интеграции с Республикой Беларусь на основе двухстороннего Соглашения о Таможенном союзе от 06.01.1995. За годы строительства данного Таможенного союза было принято множество различных договоров, соглашений и протоколов. Однако из-за спешки, с которой эти документы готовились, в практике российско-белорусской интеграции (в том числе и в таможенной сфере) часто возникают трудности, вплоть до того, что партнеры игнорируют требования подписанных ими же документов [6]. В частности, из-за нарушения единых ставок таможенных пошлин на внутренней границе двух государств был восстановлен таможенный контроль.

Одним из наиболее динамично развивающихся межгосударственных объединений на постсоветском пространстве является ЕврАзЭС. В соответствии с Договором об учреждении ЕврАзЭС данная международная организация создана для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства. Страны ЕврАзЭС присоединяются к ВТО. Так, Кыргызстан стал членом ВТО еще в 1998 г., Россия, Казахстан и Беларусь находятся на завершающем этапе переговоров. Остальные страны представили национальные меморандумы о внешнеторговом режиме и приступили к переговорному процессу [7, с. 91-103].

С началом функционирования Таможенного союза товары, выпущенные в свободное обращение на территории одной из его стран, автоматически получают статус находящихся в свободном обращении на всей его территории. При этом будут применяться единый таможенный тариф и меры регулирования внешней торговли. Территории стран станут единой таможенной территорией.

Таможенные органы Таможенного союза фактически приступили к организации таможенного администрирования в рамках единых отношений. Ключевой проблемой, замедляющей этот процесс, является задача синхронизации сроков по вступлению в силу международно-правовых актов ЕврАзЭС. Кроме того, процедура создания единого таможенного законодательства Таможенного союза не должна ограничиваться созданием только процедурных таможенных документов. В частности, присутствует необходимость унификации норм административного, информационного законодательств государств-участников Таможенного союза. Также в рамках ЕврАзЭС отсутствует механизм защиты интересов хозяйствующих субъектов в случае нарушения их прав, международных договоров, заключенных в рамках Союза, и решений, принятых его органами.

Таковы логика и этапы институционального развития таможенного администрирования в рамках системного развития Таможенной службы и в условиях происходящих экономических преобразований в нашей стране. Они позволяют сделать вывод о том, что необходимость формирования новой модели

таможенного администрирования является актуальной для административно-правового регулирования в сфере таможенного дела.

Литература

1. Новиков А.Б. Административный процесс и механизм таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. СПб., 2008.

2. Какую Россию мы строим: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 г. (г. Москва) // Российская газета. 2000. 11 июля.

3. Шестакова М.П. О таможенных режимах // Право и экономика. 2006. № 9-10.

4. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2006. № 10.

5. Лютов Н.Л. Всемирная торговая организация: перспективы участия в установлении международных трудовых стандартов // Трудовое право. 2009. № 7.

6. Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. 2007. № 2.

7. Каширкина А.А. Правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве в рамках ЕврАзЭС: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.