Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиция / инвестиционная деятельность / прогноз / перспектива / рынки товаров и услуг / рабочая сила / капитал / экономика / таможенно-тарифной сфере / технология / факторы / анализ / investment / investment activity / forecast / prospect / markets for goods and services / labor / capital / economy / customs and tariff sphere / technology / factors / analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.М. Тугoлбаева

В статье освещена сущность таможенно-тарифной системы стимулирования развития инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике и государствах-членах ЕАЭС, его основные инструменты и меры. Определено, что инструменты таможенно-тарифного регулирования в Кыргызской Республике и государствах-членах ЕАЭС в целом соответствуют международным требованиям и характеризуются рядом особенностей. Выделены меры таможенно-тарифного регулирования. Выявлено, что их совокупность позволит обеспечить безопасность национальных интересов стран-участниц ЕАЭС в таможенно-тарифной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS TARIFF SYSTEM FOR STIMULATING THE DEVELOPMENT OF INVESTMENT ACTIVITIES

The article highlights the essence of the customs and tariff system for stimulating the development of investment activity in the Kyrgyz Republic and the EAEU member states, its main tools and measures. It has been determined that the instruments of customs tariff regulation in the Kyrgyz Republic and the EAEU member states generally comply with international requirements and are characterized by a number of features. Measures of customs and tariff regulation are highlighted. It was revealed that their combination will ensure the security of the national interests of the EAEU member countries in the customs and tariff sphere.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.М. Ту^лбаева, докторант

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOLЮ.24412ШП-0450-2023-П-3-Ю6-П4

Аннотация. В статье освещена сущность таможенно-тарифной системы стимулирования развития инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике и государствах-членах ЕАЭС, его основные инструменты и меры. Определено, что инструменты таможенно-тарифного регулирования в Кыргызской Республике и государствах-членах ЕАЭС в целом соответствуют международным требованиям и характеризуются рядом особенностей. Выделены меры таможенно-тарифного регулирования. Выявлено, что их совокупность позволит обеспечить безопасность национальных интересов стран-участниц ЕАЭС в таможенно-тарифной сфере.

Ключевые слова: инвестиция, инвестиционная деятельность, прогноз, перспектива, рынки товаров и услуг, рабочая сила, капитал, экономика, таможенно-тарифной сфере, технология, факторы, анализ.

В связи с усиливающейся глобализацией сырьевых рынков участие государств в цепочке создания стоимости в настоящее время стало одним из важнейших факторов развития глобального экономического взаимодействия. Страна, не участвующая в глобальной цепочке создания стоимости, отстает в своем экономическом развитии и не развивает конкурентные преимущества и конкурентоспособность своей продукции. Конкуренция на мировом рынке достаточно жесткая и конкурировать с крупными корпорациями и иностранными товарами крайне сложно. В связи с этим в целях снижения влияния этих факторов применяется таможенно-тарифное регулирование, которое представляет собой комплекс мер, направленных на защиту интересов отечественных производителей и внутреннего рынка. Ниже мы рассмотрим понятие таможенно-тарифного регулирования, его роль и значение в развитии инвестиционной деятельности.

Как уже говорилось выше, все страны участвуют во внешней торговле со странами как в составе различных региональных экономических союзов и сообществ, так и индивидуально. А регулирование этих экономических отношений происходит посредством применения таможенных тарифов. Таможенные тарифы регулируют

внешнеэкономическую деятельность и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Таможенные тарифы регулируются на законодательном уровне.

Например, Законе КР «О таможенном регулировании» [1] в Разделе I. «Общие положения», в Главе 1. Статье 1. «Таможенное регулирование и таможенное дело. Правовые основы таможенного регулирования» «Таможенное регулирование -формулируется, как правовое регулирование отношений, связанных с установлением порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике (далее - таможенная граница), их нахождения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза в Кыргызской Республике (далее - таможенная территория) или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, их убытием с таможенной территории, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных по-

шлин и проведения таможенного контроля, а также регламентация правоотношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами. Закон КР «О таможенном регулировании» от 24 апреля 2019 года № 52 (В редакции Закона КР от 23 марта 2023 года № 68).

Таким образом, соответствующие государственные органы, располагая комплексом законодательных мер, инструментов и механизмов, получают бюджетные доходы от внешнеэкономической деятельности и регулируют защиту отечественных производителей и внутреннего рынка. Законодательные меры в виде тарифов, различных видов тарифов и цен не являются постоянными и зависят от изменения экономических условий, а также в соответствии с направлениями реализации бюджетной и финансовой политики государства.

Защита интересов отечественных производителей, внутреннего рынка и пополнение государственного бюджета - основные функции таможенных тарифов. Для лучшего понимания таможенно-тарифного регулирования рассмотрим некоторые понятия и экономическое содержание терминов, установленных в законодательстве Кыргызстана.

Чем пошлина отличается от тарифа? «Таможенная пошлина» - обязательный специальный сбор, налоговый инструмент, взимаемый таможенными органами с любого товара, пересекающего таможенную границу государства, независимо от того, является ли он экспортным, импортным или транзитным.

А таможенный тариф, применяемый в рамках регулирования внешней торговли, представляет собой перечень товарной продукции, на которую облагаются таможенные пошлины. Тарифы - это тарифные ставки, которые таможня взимает на импорт или экспорт.

Существуют следующие виды таможенных правил. На процесс тарифообра-зования влияют как прямые, так и косвенные факторы. Например, государственное регулирование пополнения государствен-

ного бюджета; с этой целью устанавливаются определенные сборы или фиксированные тарифы, надбавки и надбавки.

Второй фактор или метод таможенно-тарифного регулирования заключается в том, что упор делается не на сами тарифы, а на дифференцированный подход к выдаче субсидий, льготных кредитов, субсидий на бюджетное финансирование и инвестиции в перспективные проекты.

В целом таможня является основным инструментом государства, возможность ее использования закреплена законом и представляет собой определенную сумму таможенной пошлины, которую необходимо уплатить при пересечении государственных границ. Уровень тарифов определяется на основе номенклатуры внешнеэкономической деятельности, которая учитывает, как санкции, так и преференции и позволяет устанавливать политические отношения с разными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращению избытка или дефицита продукции и способствует поддержанию приемлемых цен, что важно с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.

Таможенно-тарифная политика является ключевым инструментом, который, с одной стороны, направлен на защиту интересов отечественных производителей и внутреннего рынка, а с другой стороны, повышает конкурентоспособность отечественных производителей, улучшает товарную структуру внешней торговли и стимулирует инвестиционные процессы, а также сдерживание инфляционных последствий значительных колебаний цен на мировых рынках.

Некоторые авторы на основе теоретических и эмпирических исследований приходят к выводу, что переход к стимулирующему тарифному регулированию создает у компаний мотивацию прилагать усилия к более эффективному использованию ресурсов с целью получения дополнительной прибыли, поскольку достигнутая экономия не изымается в долгосрочной перспективе регулирование. Тарифное регулирование может влиять на объем, структуру и сроки

реализации инвестиций регулируемыми компаниями. Стимулы для регулируемых компаний создаются не только тарифными правилами, но и спецификой регуляторной среды [2].

Таможенная и таможенная политика должна осуществляться с учетом либерализации торговли с отдельными странами в рамках создания зон свободной торговли на уровне ЕАЭС. В результате увеличатся предоставляемые тарифные преференции и усилится конкуренция на внутреннем рынке.

На фоне замедления мирового экономического роста и усиления протекционистских тенденций, в том числе санкционного давления, таможенная и тарифная политика должна быть направлена на поддержание рационального соотношения импорта и экспорта товаров, повышение конкурентоспособности производителей и улучшение товарной структуры торговли зарубежных стран, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций. Таможенно-тарифная политика призвана способствовать сдерживанию роста внутренних цен, обеспечению фискального функционирования бюджета и снижению прямых и косвенных издержек операторов внешнеэкономической деятельности.

Анализируя поставленные задачи, мы выявили, что транснационализация бизнеса является следствием развития глобальных интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике. Мы уже отмечали, важность участия страны в глобальной цепочке добавленной стоимости, но при этом экономический рост ее еще больше усиливается за счет создания благоприятного бизнес-климата для привлечения инвестиций.

Глобализация мировой экономики требует этого процесса. Этому способствуют различные положения международных соглашений о взаимовыгодном торговом сотрудничестве, в том числе Соглашения ВТО, Соглашения о Гармонизированной системе, а также другие многосторонние нормативные акты, призванные обеспечить сохранение преференциального тор-

гового режима во всех странах и упрощение процедуры торговли.

В процессе изучение реализации таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС в нынешнемситуации показывает, что он удерживается во многом за счет влияния, как политических факторов, так и факторов протекционизма и

характеризуются ужесточением торговых войн и конкуренции даже между сопредельными дружественными

странами. Спадь разрыва цепочек поставок, ухудшается инвестиционная политика, анализ и статистика показывает ухудшение взаимной торговли. Но несмотря на все трудности развития данной системы регулирования на современном этапе таможенно-тарифное регулирование продолжает оказывать стимулирующие воздействие на экономическую активность и создавать условия для привлечения прямых иностранных инвестиций, обеспечивать устойчивое функционирование экономик государств-членов ЕАЭС, ориентировать на внутренние источники роста.

Благодаря таможенно-тарифному регулированию обеспечивается защита внутренних рынков и стимулируются прогрессивные структурные изменения в экономике. Осуществляется адресное регулирование в сфере таможенно-тарифной политики по отдельным группам товаров, мониторинг и отслеживание координации мер по предотвращению коллапса внутреннего рынка ЕАЭС.

Также наблюдалось уменшение тарифа импорта на ряд товаров (комплектующие, сырье, материалы), что поспособствовало компенсации нынешних и будуших потерь работающих компаний для поддержания их стабильной работы. На инвестиционную активность также влияет установление тарифных квот. Например, Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийского экономического союза при установлении тарифных квот на 2024 год предложил Кыргызской Республике предоставить таможенное преимущество в виде освобождения от ввозной пошлины для отдельных видов автотранспортных средств с электродвигателями, классифицированными по коду

8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС сроком на 2 года.

Предлагаемая мера будет способствовать формированию рынка электромобилей, развитию зарядной инфраструктуры, а также увеличению использования энергоэффективного транспорта в ЕАЭС, улучшению экологической ситуации в крупных городах и повышению инвестиционной активности. Существует целенаправленное таможенно-тарифное регулирование рынка сырья [3].

Однако существует ряд существенных проблем, с которыми страны-члены ЕАЭС сталкиваются на современном этапе развития в рамках инструментов таможенно-тарифного регулирования. Прежде всего, необходима модернизация таможенного законодательства; Необходимо четко разграничивать сферы наднационального регулирования (Таможенный кодекс ЕАЭС) и национального (законодательство стран-членов ЕАЭС, регулирующее внешнеэкономическую деятельность). Потому что членство в ЕАЭС практически исключает возможность государств самостоятельно влиять на объем внешней торговли через механизмы таможенно-тарифного регулирования. Возникает необходимость координации национальных инструментов регулирования с наднациональными, что приводит к некоторым разногласиям. В результате меры таможенно-тарифного регулирования теряют свою эффективность как фактор развития экономик стран. Следующая важная проблема - достаточно небольшая дифференциация ставок Единого таможенного тарифа. Адвалорные тарифы составляют более 4/5 общего тарифа. Наиболее защищенными по адвалорной составляющей являются группы товаров, не имеющие существенного значения для перехода стран ЕАЭС на инновационный путь развития. Данную проблему низкой дифференциации тарифных ставок в таможенном тарифе можно решить путем введения большего количества специфических и комбинированных тарифных ставок, поскольку они более эффективны для отдельных категорий товаров. Это позволит нам сместить фискаль-

ный фокус таможенной политики в сторону регулирования.

Таможенный кодекс ЕАЭС в статье 49 предусматривает льготы по уплате таможенных пошлин и тарифные преференции, что повышает инвестиционную активность. Например, льготы предоставляются на уплату импортных пошлин (таможенные льготы); Льготы по уплате экспортных пошлин; налоговые льготы; Льготы по уплате таможенных пошлин (освобождение от уплаты таможенных пошлин). Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных пошлин (таможенных льгот), а также порядок их применения определяются Союзным договором. Льготы по уплате вывозных пошлин, льготы по уплате налогов и льготы по уплате таможенных пошлин (освобождение от пошлин) определяются законодательством государств-членов.

Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Союзным договором и международными соглашениями между Союзом и третьими лицами, предусматривающими применение режима свободной торговли. Тарифные преференции будут восстановлены в отдельных случаях и на условиях, установленных Комиссией [4].

Для того, чтобы обеспечить равные права государств-членов ЕАЭС Евразийской экономической комиссией от 28 сентября 2022 г., №135 было принято решение «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях обеспечения устойчивости экономик государств-членов Евразийского экономического союза, в котором установлены нулевые ставки таможенных пошлин на отдельные виды товаров.

Изученные нормативные и правоустанавливающие документы показывает, что Согласно Договору о Зоне свободной торговле [5] (ратифицирован Законом КР от 9.12.2013 №212) статье 2, п. 6 «Государство, присоединившееся к настоящему Договору, не применяет таможенные пошли-

ны в отношении экспорта или импорта товара, происходящего с таможенных территорий других Сторон и предназначенного для таможенных территорий других Сторон, таким образом, чтобы это привело к увеличению ставки пошлины по сравнению с той, которая применялась присоединившимся государством в отношении других Сторон.» Содержание данного пункта дает возможность Кыргызской Республике сотрудничать со странами, присоединившимся к данному Договору и имеет желание произвести инвестиции в виде различного оборудования, товаров и другой различной продукции.

В отношении всех законов, нормативных актов, процедур и практики, касающихся государственных закупок Договор о Зоне свободной торговли

предусматривает, что каждая из Сторон предоставляет в отношении товаров, происходящих с территории любой другой Стороны, и их поставщиков режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется:

1) производителям отечественных товарам и поставщикам;

2) товарам, происходящим с территории любой другой Стороны, и их поставщикам.

Соглашение о свободной торговле обеспечивает наиболее благоприятное регулирование для стран, присоединившихся к этому соглашению. Например, отменяются количественные ограничения во взаимной торговле, которые выражаются в том, что ни одна из Сторон не вводит и/или не сохраняет ввоз товаров для вывоза товаров с территории другой Стороны или для вывоза товаров, предназначенных к территории другой Договаривающейся стороны не применяются никакие запреты или ограничения, кроме тех, которые разрешены статьей XI ГАТТ 1994 года. Не существует ограничений, которые препятствовали бы ввозу коммерческих образцов или соблюдению патентов, товарных знаков, авторских прав или аналогичных процедур, позволяющих инвестировать в производство в виде новых высоких технологий и инноваций.

Если в соответствии с Договором применяются специальные защитные меры для защиты отечественного производителя и внутреннего рынка, Стороны исключают товары, происходящие с территории другой Стороны, из-под действия этих мер при условии, что импорт этого товара производится в таких количествах и на таких условиях, которые не причиняют ущерба и не создают угрозы национальной промышленности этой Стороны.

Ввоз товаров с территории другой Стороны не считается причиняющим ущерб и (или) не создающим угрозы причинения ущерба национальной промышленности Стороны.

Способствует привлечению инвестиций также принятый порядок применения освобождения от пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 № 134, Совет Евразийской экономической комиссии от 29 августа 2023 г. № 92). Согласно этому товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в сроки, установленные учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в ст., а также в порядке и на условиях, предусмотренных правовыми актами государства-члена Таможенного союза. Если порядок и условия освобождения от таможенных пошлин этих товаров не установлены законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенная льгота предоставляется в отношении товаров (кроме подакцизных товаров), относящихся к основным средствам производства, при их предъявлении учредительного договора и (или) в таможенный орган. Устав, определяющий размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд).

Кроме этого, согласно указанному Порядку, товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских

целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия), освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган документа, выданного по форме и в порядке, определенным законодательством государства-члена Таможенного союза, таможенным органом которого принята декларация на товары, удостоверяющего, что ввозимые товары относятся к безвозмездной помощи (содействию) или ввозятся в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия).

Анализ материалов ВЭК ЕАЭС позволяет сделать вывод о недостаточности информации для практической работы с таможенным тарифом и тарифными преференциями; нет инструкций и пояснений по использованию тарифа; В арсенале Всемирной таможенной организации нет текущих переводов решений по кодексам и других справочников, даже за год до введения нет информации о предстоящем изменении редакции 2022 года Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. что не позволяет таможенным администрациям и компаниям заранее осуществлять процессы подготовки и перестройки.

Исследование показывает, что базовая ставка таможенного тарифа применяется при ввозе товаров в государства-члены ЕАЭС; его называют «общим» или «автономным». При ввозе товаров из развивающихся стран и наименее развитых стран из развивающихся стран-пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС - при выполнении условий, установленных Комиссией, взимаются более низкие ввозные пошлины, которые называются «льготными» или «условными», применяются в зависимости от применимых международных договоров и соглашений, преференциальных режимов (системы преференций).

Преференциальный режим - особый преференциальный режим внешнеэкономических связей и экономического сотрудничества, который одно государство предоставляет другому, не распространяя его на третьи страны [6].

Перечень товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержден решением Совета ЕЭК от 13 января 2017 года № 82. Для преференциальных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Союза, ввозные таможенные пошлины применяются в размере 75% ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС.

На преференциальные товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, - применяются нулевые ввозные пошлины ЕТТ ЕАЭС.

Описанные выше льготные тарифы (их еще называют условными тарифами) представляют собой самостоятельный элемент тарифа и характеризуют тариф уже не как «простой», а как «сложный» с широким набором тарифных данных по товарным подпозициям. Таким образом, отдельные тарифы, взимаемые в рамках заключенных многосторонних и двусторонних соглашений, уже можно назвать условными и составлять в тарифе отдельную группу.

Кроме того, тарифные преференции предоставляются на импорт товаров из стран, с которыми государства-члены ЕАЭС уже применяют или планируют применять режимы свободной торговли (ЗСТ) в торгово-экономических отношениях. Например, у ЕАЭС в настоящее время имеется соглашение о свободной торговле с Вьетнамом; 17 мая 2018 года с Ираном было заключено предварительное соглашение о формировании зоны свободной торговли (действительно на период 2019-2021 годов), которое пока не вступило в силу с Сингапуром. Кроме того, существует также соглашение между госу-

дарствами-членами ЕАЭС о создании зоны свободной торговли внутри стран Содружества Независимых Государств (СНГ) от 18 октября 2011 года и с Сербией.

Известен также режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Режим наибольшего благоприятствования -принцип международных торгово-экономических отношений, согласно которому государства предоставляют друг другу преимущества и льготы в виде тарифов и пошлин, налогов и т.п., которыми пользуется и (или) каждая третья страна можешь использовать.

Режим наибольшего благоприятствования устанавливается на взаимной основе путем заключения многосторонних и двусторонних международных договоров.

В торговле со странами, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования, применяются ставки, утвержденные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.

Следует отметить, что инвестиционная политика в государствах-членах ЕАЭС реализуется посредством развития единого таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС. Единое таможенно-тарифное регулирование основано на применении Единого таможенного тарифа ЕАЭС, который представляет собой совокупность таможенных ставок, необходимых для их взимания при осуществлении импортно-внешнеторговых операций с учетом возможных льгот. Таможенно-тарифное регулирование является основой внешнеторговой политики ЕАЭС и относится к экономическим методам государственного управления, реализуемым на уровне интеграции ЕАЭС. Меры таможенно-тарифного регулирования, посредством которых реализуются экономические методы государственного управления, представляют собой конкретные меры органов интеграции, направленные на применение инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных законодательством ЕАЭС, а также реализацию порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (тарифные преференции,

таможенные льготы, таможенные ставки и т.п.). Нормативно-правовую основу таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС составляют: Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС), Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании (Приложение № 6 к Договору о ЕАЭС); Таможенный Кодекс ЕАЭС, Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического 14 союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (в ред. от 29.08.2023 г., №85), Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (в ред. от 03.04.2020 № 33).

Эффективность реализации экономических методов таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС можно понять, проанализировав функцию таможенной защиты. Для реализации мер таможенно-тарифного регулирования Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК) устанавливает ставки импортных тарифов, определяет условия и порядок применения тарифных преференций и предоставления таможенных льгот, что влияет на реализацию инвестиционной политики государственных органов администрирование в экономической сфере с целью ограничения полномочий национальных властей.

В то же время существуют проблемы, связанные с отсутствием регламентации порядка осуществления полномочий на уровне ЕАЭС. Прежде всего, это касается возложенных на ЕЭК задач по установлению и изменению ввозных таможенных пошлин, однако отдельного правового акта, регулирующего порядок этого установления и последующую оценку регулирующего воздействия, не существует. Это нарушает принцип своевременности применения экономического метода таможенно-тарифного регулирования, поскольку из-за отсутствия соответствующей методологии не представляется возможным изменение ставок импортных тарифов в

кратчайшие сроки на фоне динамично меняющейся ситуации на внутренних рынках.

На основании этого, требуется разработать, гармонизировать и юридически закрепить для действительного введения ставок ввозных таможенных пошлин на наднациональном уровне.

Анализ, проведенный в исследовании, показал, что использование таможенно-тарифного регулирования в инвестиционной политике, выявил различные проблемы в этой сфере в Кыргызской Республике. К ним относятся: низкий уровень тарифной защиты; отсутствие методики установления ставок ввозных таможенных пошлин. В целях решения указанных проблем необходимо:

- разработать и регламентировать методику установления размера ставок ввозных таможенных пошлин, оценку влияния их изменения на состояние отрасли в экономической сфере государственного управления государств-членов ЕАЭС.

- определить на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования (например, в Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании (Приложении № 6 к Договору о ЕАЭС или в ТК ЕАЭС)), поскольку в актах, составляющих право ЕАЭС, наблюдается отсутствие определения понятия таможенно-

тарифного регулирования, постановки его целей и задач.

Вместе с тем, их нормативное закрепление является важным для обеспечения объективного понимания сущности таможенно-тарифного регулирования, что будет способствовать повышению эффективности использования экономических методов государственного управления.

Для более эффективного использования таможенно-тарифного регулирования в качестве инструмента для развития инвестиционной деятельности необходимо:

- защита отечественных товаропроизводителей государств-членов ЕАЭС от иностранной конкуренции;

- обеспечение поступления инвестиций в бюджеты государств-членов ЕАЭС;

- проведение эффективной внешнеторговой политики ЕАЭС.

Поэтому задачами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и развития инвестиционной деятельности являются создание условий для устойчивого экономического развития в интересах повышения уровня жизни населения и стимулирование выхода предприятий на внутренний рынок товаров и услуг, услуги капитал и трудовые ресурсы в рамках ЕАЭС, комплексная модернизация, промышленная кооперация и повышение конкурентоспособности национальной экономики Кыр-

гызской Республики. Библиографический список

1. Законе КР «О таможенном регулировании» от 24 апреля 2019 года № 52 (В редакции Закона КР от 23 марта 2023 года № 68).

2. Орлова Ю.А. Влияние реформ регулирования тарифов на инвестирование энергосетевых компаний. - М., 2017. - С. 12.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/bitrix/urlrewrite.php. (дата обр. 17.11.2023 г.).

4. Таможенный Кодекс ЕАЭС, ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03. 2023 г. Приложение №1 к Договору о ТК ЕАЭС).

5. Договор о Зоне свободной торговле (ратифицирован Законом КР от 9.12.2013 №212).

6. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза от 6.04.2016, №47.

7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращение 20.11.2023 г.).

8. Гомон И.В., Белопхова Н.В. Исследование таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях // Естественно-гуманитарные исследования.

- 2019. - №26 (4). - С. 66-71.

9. Жогличева В.В. Проблемы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС // Инновационное развитие Российской экономики. IX Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 177-179. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1economic.rU/lib/37803#authors (дата обр. 20.11.2023 г.).

10. Лавушкина А.С. Таможенно-тарифное регулирование в ЕАЭС: проблемы и перспективы // Конференция «Ломоносов 2019». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/15772/96577_uid343827_report.pdf (дата обр. 20.11.2023 г.).

11. Платонова И.С. Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ в условиях глобализации экономики // Актуальные проблемы права. VI Международная научная конференция. - 2017. - С. 103-106. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13270/ (дата обр. 20.11.2023 г.).

CUSTOMS TARIFF SYSTEM FOR STIMULATING THE DEVELOPMENT

OF INVESTMENT ACTIVITIES

D.M. Tugolbayeva, PhD student

Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article highlights the essence of the customs and tariff system for stimulating the development of investment activity in the Kyrgyz Republic and the EAEU member states, its main tools and measures. It has been determined that the instruments of customs tariff regulation in the Kyrgyz Republic and the EAEU member states generally comply with international requirements and are characterized by a number of features. Measures of customs and tariff regulation are highlighted. It was revealed that their combination will ensure the security of the national interests of the EAEU member countries in the customs and tariff sphere.

Keywords: investment, investment activity, forecast, prospect, markets for goods and services, labor, capital, economy, customs and tariff sphere, technology, factors, analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.