ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY
Механизм взаимодействия государств — членов ЕАЭС в вопросах таможенно —
тарифного регулирования Mechanism of interaction of the member states of the EAEU in issues of customs — tariff
regulation
Ь й московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10323 Олишевский Евгений Николаевич,
аспирант, Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы Olishevsky Evgeny Nikolaevich,
graduate student, Russian Customs Academy, RF, Lyubertsy
Аннотация. В статье рассмотрены элементы и правила, влияющие на совместное взаимодействие стран в области таможенного и тарифного регулирования с целью обеспечения совместных проектов и снижение издержек по внутренним оборотам товаров в ЕАЭС. Рассмотрены правовые аспекты взаимодействия государств-членов, «Белая книга» , целью которой является устранение проблем, связанных в тарифным и не только регулированием отношений ЕАЭС, правила формирования уловий для интеграции новых партнеров, которые еще не являются членами ЕАЭС, а так же продолжение интеграции уже существующих. Так же указаны элементы взаимодействия государств-членов ЕАЭС в области внешнеторгового сотрудничества , формирование единого внутреннего рынка товаров и услуг. Так же в работе рассмотрены препятствия и соотношения их между государствами-членами в области таможенно-тарифного регулирования с целью указания на недостатки существующих отношений и необходимости продолжения работ в данном направлении. Рассмотрены данные касательно индекса экономических свобод с целью определения уровня открытости государств-членов ЕАЭС и общая характеристика, где описаны слабые стороны, которые могут замедлить рост и сильные стороны взаимодействия между ними, которые обеспечивают медленно, но развитие сотрудничества и совместных проектов.
Summary. The article examines the elements and rules affecting the joint interaction of countries in the field of customs and tariff regulation in order to ensure joint projects and reduce costs for the internal turnover of goods in the EAEU. The legal aspects of interaction between the Member States were considered, the «White Book», the purpose of which is to eliminate problems related to the tariff and not only the regulation of EAEU relations, the rules for the formation of conditions for the integration of new partners who are not yet members of the EAEU, as well as the continuation of integration already existing. The elements of interaction between the EAEU member states in the field of foreign trade cooperation, the formation of a single internal market for goods and services are also indicated. The work also examines the obstacles and their relationships between the member states in the field of customs and tariff regulation in order to point out the shortcomings of existing relations and the need to continue work in this direction. The data on the index of economic freedoms are considered in order to determine the level of openness of the EAEU member states and a general description, which describes the weaknesses that can slow down the growth and the strengths of interaction between them, which ensure the slow development of cooperation and joint projects. Ключевые слова: тарифного регулирование, тарифные преференции, тарифные льготы, ЕАЭС, «Белая книга».
Keywords: tariff regulation, tariff preferences, preferential tariffs, EAEU, «White Paper».
В современном мире активно начинают развиваться разного рода сотрудничества между странами для достижения совместных научных и экономически важных проектов, с целью повышения конкурентоспособности на мировом рынке и ускорить темпы роста экономик, входящих в сотрудничество. Однако в силу изначальных исторических, экономических и политических установок в странах, существуют ряд проблем, связанных с данным видом взаимодействия. Одних из них является таможенно-тарифное регулирование, вследствие чего необходимо снизить издержки, связанные с ними и тем самым обеспечить более эффективное достижение поставленных задач.
Государства — члены ЕАЭС осуществляют свое внешнеторговое сотрудничество в рамках единого внутреннего рынка товаров и частично услуг. На всей территории ЕАЭС применяется Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). [1]
Торговля с третьими странами осуществляется на основе единого режима торговли и таможенного регулирования. На всей территории ЕАЭС действует свободный режим перемещения товаров и транспортных средств. Таможенные платежи в торговле с третьими странами рассчитываются на основе использования Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Основными целями таможенно-тарифной политики ЕАЭС являются:
— формирование условий для успешной интеграции стран — членов ЕАЭС в мировое экономическое пространство;
— создание условий для повышения рациональности внешнеторгового оборота стран ЕАЭС;
— стимулирование прогрессивных изменений в структуре внешнеторгового оборота стран ЕАЭС;
— стимулирование роста внутреннего производства.
Формирование ЕАЭС позволило всем государствам-членам передать полномочия по таможенно-тарифному регулированию на наднациональный уровень. Статья 45 Договора о ЕАЭС регламентирует полномочия Евразийской экономической комиссии в этой области регулирования. В соответствии с ее положениями Евразийская комиссия занимается ведением ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС, регулированием ставок ввозных и сезонных таможенных пошлин, определяет политику в области использования тарифных льгот и преференций, определяет метод распределения тарифных квот и др.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.[2]
Однако при всех договоренностях наблюдаются между государствами все еще таможенные барьеры и ограничения, которые так же снижает взаимодействия между ними. Так же существует факт того, что торговля порой осуществляется не посредством совместного экспорта, а торговли каждого от себя.
В докладе «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» рассматриваются барьеры, ограничения, изъятия, которые существуют между странами, а так же изменениями, которые происходят в данном направлении. Таким образом, улучшается взаимодействия в области таможенного регулирования. Так же в данном докладе отображается «Белая книга», которая позволяет снизить данный объем проблем.
Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство.[3]
Для дальнейшего рассмотрения проблем и их специфику стоит обратиться к данным из «Белой книги» и определить, какой процент барьеров, изъятий и ограничений действуют в ЕАЭС[4]
Исходя из данной диаграммы, можно увидеть, что основным проблемами в области таможенного обеспечения движения товаров является ограничения из-за низкого уровня правового регулирования.
Так же следует изучить соотношение данных препятствий между государствами-членами ЕАЭС с целью лучшего понимания того, на каком уровне взаимодействия находится каждая из стран, у кого меньше ограничений и кто больше включен в совместное взаимодействие, у кого хуже в данном направлении. Исходя из этого можно будет сделать вывод о том, какие страны или страна вызывают торможение общих законов, по которым регулируются такие взаимодействия.
На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом. [5]
Исходя из данного рисунка, можно сделать вывод о том, что больше всего среди стран выделяется по количеству разного рода препятствий Российская Федерация, что говорит о сложности в формировании совместного правового поля и создании общей таможенной сферы, что сильно мешает взаимодействию межгосударственной торговле и перевозке товаров и созданию совместных наукоемких производств. Стоит отметить так же что для более полной картины необходимо рассмотреть уровень потоков и что конкретно подверглось препятствию со стороны РФ, тем самым составив более четкую картину положения данных взаимоотношений.
Так же при рассмотрении возможного развития взаимодействий между странами-членами стоит учитывать и индекс экономических свобод . При его рассмотрении можно будет судить в общем о положении о вовлеченности государства в развитие данного направления, эффективность его судебной системы для ускорения прохождения разного рода инстанций.
Для этого необходимо обратиться к таблице 4.[6]
Таблица 1, Позиции государств — членов ЕАЭСв рейтинге Индекса экономической свободы
2015 2016 2017 2018 2019 2020
Количество стран 178 178 186 186 180 180
Респуолиха. Армения 52 54 33 44 47 34
Респуолиха Беларусь 153 157 104 108 104 88
Ресиуолика Казахстан 69 68 42 41 59 39
Кыргызская Респуолиха. 82 96 89 78 79 81
Российская Федерация 143 153 114 107 98 94
ЕАЭС 136 144 106 100 94 88
При рассмотрении данной таблицы можно отметить что в среднем у ЕАЭС вырос показатель данного индекса что может говорить о росте сотрудничества в данной области и развития в целом, при этом так же стоит учитывать и темпы роста в данном рейтинге, для этого стоит более детально проанализировать данную таблицу.
Наиболее высокую позицию среди государств - членов ЕАЭС занимает Республика Армения (34 место) - относится к группе «преимущественно свободных стран», далее следуют Республика Казахстан (39 место), Кыргызская Республика (81 место), Республика Беларусь (88 место) и Российская Федерация (94 место) - относятся к группе «относительно свободных стран». Как видно из всего вышеописанного самый лучшие в данном показателе являются Республика Армения и Республика Казахстан, при этом один из крупнейших участников ЕАЭС -РФ находится всего ан 88 месте, что может говорить о низких возможностях по быстрому развитию отношений в данной области, на это указывают и самый высокий среди государств-членов уровень препятствий, что в свою
очередь ведет к низким темпам развития договоренностей(так как Россия является главным и самым экономически сильным игроком среди всех стран, входящих в ЕАЭС).
[7]
Стоит так же рассмотреть характеристики профилей государств-членов ЕАЭС для оценки сильных и слабых сторон .[8]
Таблица 2. Характеристики профилей государств —членов ЕАЭС в 2020 г
Сильные стороны Слабые стороны
Республика. Армения Налоговая нагрузка. (84=9) Свобода предпринимательства (81=0) Свобода торговли (80=6) Государственные расходы (80;6) Монетарная свобода (76=0) Свобода инвестиций (75:0) Вовлеченность государства (434)
Республика. Беларусь Состояние фискальной системы (95 =4)Н алоговая нагрузка (88;8) Свобода торговли (82=0) Свобода предпринимательства (7б=4) Финансовая свобода (20:0) Свобода инвестиций (30;0) Вовлеченность государства (37:4) Эффективность судебной системы (484)
Республика. Казахстан Налоговая нагрузка (92=3) Свобода труда (86=0) Государственные расходы (85;5) Состояние фискальной системы (84Л)Свобода торговли (80;2) Вовлеченность государства (40=9) Свобода инвестиций (50=0) Финансовая свобода (50;0)
Кыргызская Республика. Налоговая нагрузка (94Л) Свобода труда (79:б) Свобода торговли (79=2) Монетарная свобода (76=4) Эффективность судебной системы (31=3) Вовлеченность государства (32=0) Финансовая свобода (50;0)
Российская Федерация Состояние фискальной системы (9 8=7)Н ал оговая нагрузка (Е8:5) Свобода предпринимательства (80=2) Свобода торговли (77=8) Свобода инвестиций (30:0) Финансовая свобода (ЗСШ) Вовлеченность государства (41;3) Эффективность судебной системы (44,4)
ЕАЭС Состояние фискальной системы (97=0)Н ал оговая нагрузка (ЕЁ,9) Свобода предпринимательства (79,5) Свобода торговли (78=2) Финансовая свобода (31=9) Свобода инвестиций (32:2) В овлеченн о сгь г о сударств а (41.1) Эффективность судебной системы (46,2)
Исходя из данной, таблицы можно сделать вывод о том, что основной способ развития экономик стран-членов ЕАЭС в большей степени стоится на большом вкладе государства. С одной стороны, это позволяет обеспечить протекционизм и создать дорогие и наукоемкие отрасли, однако исходя из общего экономического положения в основном страны поставляют и производят не наукоемкие производства, а идет развитее сырьевых и сель хоз направлений. Так же низкая финансовая свобода ведет к трудностям развития бизнеса, вне государственных программ, что так же не формирует предпринимательскую среду и усложняет рост наукоемких отраслей с целью дальнейшего экспорта. Также дополнительным элементом оценки может выступать инвестиционная привлекательность рынка государств-членов ЕАЭС.
В заключении стоит отметить, что в ЕАЭС существую механизмы для обеспечения и контроля таможенно — тарифного регулирования и органы обеспечение надзора и контроля данного направления. Однако как и во всех крупных системах наблюдается внутренние препятствия, которые мешают увеличить возможный спектр взаимодействия в области межгосударственного взаимодействия.
Список литературы
1. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 18.05.2021) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»
2. «Конкуренция на трансграничных рынках Евразийского экономического союза» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/caa/cpol/Documents
3. Евразийский экономический союз «Цифры и факты» http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/3264
4. 4)Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского Экономического союза https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/documents.aspx.
5. Доклад о состоянии взаимной торговли между государствами-членами Евразийского экономического
союза http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/ Documents/report/Report_2018.
6. Взаимная торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза. 2018 год http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytic s/Documents/2018/Analytics_I_201812_180.pdf
7. Дробот, Е. В., Костылева, С. О. Методы оценки последствий экономической интеграции для стран Евразийского экономического союза / Российское предпринимательство. — № 1. — Т. 18. — 2017. — С. 23-39.
8. Годовой доклад за 2018 год «Об итогах и перспективах социально- экономического развития государств - членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами - членами ЕАЭС в области макроэкономической политики» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep makroec pol/economyViewes /Documents.
References
1. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of July 16, 2012 N 54 (ed. Of 05/18/2021) «On approval of the unified Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Unified customs tariff of the Eurasian Economic Community»
2. «Competition in the cross-border markets of the Eurasian Economic Union» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/caa/cpol/Documents
3. Eurasian Economic Union «Figures and Facts» http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents
4. Barriers, exemptions and restrictions of the Eurasian Economic Union https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/documents.aspx.
5. Report on the state of mutual trade between the member states of the Eurasian Economic Union
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Docum ents
6. Mutual trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Community. 2018 year http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytic s/Documents/2018/Analytics_I_201812_180.pdf
7. Drobot, E. V., Kostyleva, S. O. Methods for assessing the consequences of economic integration for the countries of the Eurasian Economic Union / Russian Entrepreneurship. — No. 1. — T. 18. — 2017. — S. 23-39.
8. Annual report for 2018 «On the results and prospects of social economic development of the EAEU member states and adopted EAEU member states in the field of macroeconomic policy.» http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr i makroec/dep makroec pol/economyViewes /Documents.